Старая ладога могила вещего олега как найти. Как погиб Вещий Олег на самом деле. Князь Олег Вещий


На вершине этой сопки под Старой Ладогой дуют буйные ветры, даже когда везде тишь и благодать. По преданию, здесь похоронен Вещий Олег.

Да и камешек, возле которого беднягу-князя укусила ядовитая змея - пожалуйста - вот он. Только череп коня, из-под которого вылезла змея, по понятным причинам не сохранился.


Но как же быть с Киевом? Ведь там есть еще одна могила Вещего Олега. Где же на самом деле похоронен легендарный князь и как он закончил свои дни - в Киеве или скончался на берегу Волхова после укуса коварной змеи?
Можно выбрать в качестве исторического источника бессмертное произведение Александра Сергеевича Пушкина. Но это прежде всего красивые стихи, пусть и основанные на летописных сведениях:

Из мертвой главы гробовая змея,
Шипя, между тем выползала.
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь...

Летописи по-своему повествуют о жизни и смерти князя Олега. Но и этому, пусть и основному источнику, верить до конца нельзя. Летописи составляли подручные в данное время здравствующих князей, и многое преподносилось так, как им было нужно...

Опять же по-своему трактуется сей вопрос у Карамзина в "Истории Государства Российского". Даже сам Карамзин не раз признавал, что он в первую очередь заботился о литературной красоте своего произведения, тем самым зачастую искажая исторические факты. Говорят, что Карамзин подменил место, куда пришел княжить Рюрик, указав вместо Ладоги Великий Новгород, что позволило долгие века именно Новгород считать первой древнейшей столицей Руси.
Для официальной Украины иного места захоронения Вещего Олега, кроме Киева, не существует. О Ладоге там и слышать не хотят. Оно и понятно: Самостийные историки безоговорочно верят такому авторитету русской летописи, как монах Нестор. В своей "Повести временных лет" он пишет: "И вступил он ногой на череп, и выползла из черепа змея и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер он. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его и похоронили на горе, называемой Щековица, есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать три:"

Все складно и красиво, только вот незадача - в Приднепровье просто нет и не было змей, чей укус мог бы привести к смерти человека. Да и на горе под названием Щековица не осталось каких-либо сопок или курганов. А ведь язычники не могли похоронить своего князя, просто закопав его в землю.

Мало того, не водятся такие гады ползучие и под Ладогой. Значит, легенда о смерти князя от укуса змеи - это не более, чем красивая сказка. Кому-то было очень нужно представить смерть князя именно так. Судя по историческим фактам, выгодно это следующему князю Киева - Игорю. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим, что за события происходили на Руси до смерти Вещего Олега.

Рюрик умирает в 879 году. Заметим, что история не сохранила для нас сообщение о месте захоронения князя. Раскопки в Новгороде не подтвердили, что Рюрик похоронен именно там. Зато в той же старой Ладоге остатки крепости до сих пор называют "замком Рюрика", а раскопки в городе идут полным ходом.

Большинство древних захоронений еще не тронуто. По крайней мере, специалистами. Не исключено, что Рюрик был похоронен в Ладоге. Запомните это предположение. Оно нам еще пригодится в дальнейшем рассказе о смерти Вещего Олега.

Умирающий Рюрик наказывает своему брату Олегу править своими землями. Пока не подрастет единственный законный наследник - его сын Игорь. Олег взял власть в свои руки, но по достижении Игорем совершеннолетия так ее и не отдал.
Мало того, летописи за все время правления об Игоре не упоминают вовсе, словно наследника Рюрика и не существовало. Это к слову об ангажированности придворных летописцев.

Надо сказать, что у Олега могли быть веские причины для того, чтобы не отдавать власть Игорю. Олег прославил свое имя великими победами. Это именно он захватил Киев и воцарился в нем, заставил платить дань всех кочующих соседей, присоединил к Руси черниговскую, подольскую, волынскую, херсонскую земли. Ну и самое главное - Олег повесил щит на ворота Константинополя, подписав с византийцами выгоднейший мир.
По всей видимости, Олег не доверял Игорю, считая его менее сильной личностью, что история в дальнейшем и подтвердила.

И держали Игоря подальше от Киева. Отправившись в новую столицу, Олег счел более полезным оставить его в Ладоге. Об этом говорят и некоторые скандинавские саги, в которых упоминается, что городом Альдейгобург (так варяги называли Ладогу) правит конунг (князь) Ингвар (Игорь). Русские летописи зафиксировали за тридцать с лишним лет правления Олега лишь один факт из жизни Игоря. Это его женитьба на Ольге.

А Вещий Олег тем временем стареет. Наверное, чувствует свою кончину. Смерти князь боялся страшно. Легенда говорит о том, что волхвы пообещали ему, что он примет смерть от коня своего. Недолго думая, Олег отправляет своего верного коня через всю страну в Ладогу. От греха подальше.

Накануне своей смерти Олег собирается в Ладогу. Об этом прямо говорится в архангелогородской летописи, чьи авторы были не так зависимы от власти, как Нестор: "... шел Олег к Новгороду, а оттуда в Ладогу. Сей же Олег княжил лет 33 и умер, змеем ужален... Прежде же сих лет призвал Олег волхвов своих и спросил их: "Скажите мне, что есть смерть моя?" Они же решили: "Смерть твоя от любимого коня твоего"... И повелел отрокам своим, да, уведя его далеко в поле, отсекут главу его, а самого повергнут зверям полевым и птицам небесным.

Когда же шел от Царьграда полем, наехал на главу коня своего сухую и сказал боярам своим: "Воистину солгали мне волхвы наши, да, придя в Киев, побью волхвов"... И слез с коня своего, желая взять главу коня своего - сухую кость, и поцеловать ее... И тут изошел из главы из коневой, из сухой кости, змей и уязвил Олега в ногу... И с того разболелся и умер. И есть могила его в Ладоге". Тут тоже много сказочного, патетического, но зато зафиксирован сам факт поездки Рюрика перед смертью в Ладогу. Зачем? Всего лишь для того, чтобы посмотреть на своего погибшего коня? Ой как сомнительно.

Намного правдободобнее версия, говорящая о том, что Игорь замыслил путч против своего дяди, решив заполучить положенный по праву княжий престол. Вот и поехал Олег усмирять мятежную Ладогу.

Отсюда появляется домысел о насильственной смерти Олега. Игорь, конечно же, подготовился к встрече с "любимым" родственником. Свита Олега была перебита. Естественно, не пожалели и самого князя. За такую версию развития событий говорит и то, что именно теми годами датируется появление в Ладоге целого пантеона курганов. В самом большом, по преданию, похоронен Олег, а рядом сразу несколько курганов поменьше.

В них могли быть погребены высокопоставленные чиновники Олега. Внезапная смерть сразу нескольких видных деятелей такого ранга может говорить лишь об одном - они все ушли из жизни не по своей воле. Победивший Игорь вернулся в Киев в качестве князя. А вот смерть Олега киевлянам нужно было как-то объяснить. Он и объяснил, рассказав о том, как змея ужалила бедного князя, неожиданно появившись из черепа любимого коня. Киевляне прекрасно знали, что Олег действительно отправил своего коня в Ладогу.

Ту же сказочку впоследствии зарегистрировал в летописи и монах Нестор. Игорь мог принести на берега Днепра и часть пепла, возможно, сожженного по языческому обычаю Олега. Пепел могли похоронить где-то в районе Щековицы, что также нашло отражение в летописи Нестора. К тому же, у викингов существовал подобный обычай, когда прах князя разносился по разным местам его владений.

Вторая версия не вмещает в себя вероломной коварности Игоря. Источники говорят о том, что накануне своей смерти Олег вернулся из Константинополя тяжело больным. Практически сразу он отправился в Ладогу. Если не усмирять Игоря, то зачем в таком состоянии отправляться в столь долгий путь больным? Может быть, всего лишь для того, чтобы умереть именно там? Почему в Ладоге? А вспомните высказанное выше предположение, которое еще может подтвердиться, о том, что в Ладоге похоронен Рюрик.

Не есть ли Ладога действительно "матерью земли русской" и первой усыпальницей русских князей-викингов? Тогда действия Олега вполне понятны. Он отправляется на Родину! Он делает так, как завещал Рюрик. И похоронен он должен быть рядом с Рюриком. За вторую версию пока можно привести слишком мало доводов. Но она тем и хороша, что перспективна. Пока исследовано всего лишь два процента площади Старой Ладоги. Археологам хватит здесь работы на долгие годы, и каждый из них будет приносить все новые и новые сенсации. Даже исследованной малой толики хватило для того, чтобы пусть еще и осторожно, но утверждать, что Ладога стала тем самым городом, куда изначально пришли на Русь варяги. И что именно Старая Ладога - первая столица нашего с вами государства.

Об этом говорит и то влияние, которая оказывала Ладога на политику и военную мощь государства. Приняв власть, Игорь задумал сразу же прославить свое имя в битвах, затмив память о Вещем Олеге. Едва утвердившись в Киеве, он собирает рать и отправляется в поход через Каспий к побережью Кавказа на 500 судах. Поход удался. Добыча была богатой, но на обратном пути войска Игоря были ограблены и наголову разбиты хазарами, не смевшими и думать о нападении на Олега. В Киев вернулось буквально несколько десятков воинов.

Город был беззащитен перед возможным нападением хазар, а те уже решили воспользоваться ситуацией и стягивали к русской столице войска. Но именно из Ладоги на помощь Киеву приходит большое, выученное и хорошо вооруженное войско. Впоследствии киевские князья не раз прибегали к помощи ладожской дружины, которую еще долго подпитывали живой силой варяги.


Сегодня сопка, которую называют могилой Олега, по-прежнему поражает воображение. Вроде бы и небольшая, но есть в ней нечто величественное, загадочное. Рядом раскиданы по берегу Волхова курганы поменьше. С вершины легендарной могилы открывается потрясающий вид на излучину Волхова и Старую Ладогу.

М огила Вещего Олега выгляди так...
Она находится у хорошей дороги, поэтому найти ее не составляет большого труда. Если верить летописям, курган был насыпан "по горсти".

В научных кругах ее назызывают «Олегова могила»или сопка 5-III (по нумерации сопок северного Поволховья В. П. Петренко). В научной литературе именуется также «Полая сопка», «сопка Ходаковского».

Украинцы считают его своим, но не русским оккупантом, что странно))) он княжил в Киеве только потому что его захватил и перенес туда столицу Руси с Новгорода))) а не наоборот)))) В Новгороде он княжил с 879 года, а в Киеве с 882 и никак не наоборот)))))
После захвата Киева, местоположение города показалось Олегу весьма удобным, и он перебрался туда с дружиной, объявив: «Да будет это мать городов русских». Симпатичных матерей там и правда много))))

Высотой курган около 10 м.

В Новгородской первой летописи, отразившей Начальный свод 1093—1095 гг., смерть князя Олега описывается следующим образом:

«В лето 6430 (922). […] Иде Олегъ к Новугороду, и оттуда в Ладогу. Друзии же сказають, яко идущю ему за море, и уклюну змиа в ногу, и с того умре; есть могыла его в Ладозе»
Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.-Л., 1950. С. 108-109.

Но через сто лет версия уже поменялась, вторая редакция Повести временных лет, составленная игуменом Сильвестром в 1116 г., передает этот рассказ иначе: в летописной статье 6420 (912) г. содержится известная легенда о смерти князя от черепа коня, обладающая мифологической окраской, и сообщение о могиле Олега в Киеве:

«И плакашася людие вси плачем великим, и несоша и погребоша на горе, еже глаголеться Щековица; есть же могила его и до сего дни, словето могыла Ольгова»
Цит. по Радзивиловской летописи. См.: Радзивиловская летопись // ПСРЛ. Т. 38. Л., 1989. С. 23.

Не знаю как вы, но я верю первому варианту))) да и как мог мертвый Олег, укушенный еще под Ладогой, дотянуть до Киева и принять смерть от коня своего через очередной укус)))))) кроме того, народная молва почему-то упорно твердит, что он похоронен именно здесь. И твердила так еще и 100 и 500 лет назад. О том что умер Олег под Ладогой упоминается и у викингов.

В 1820 г. археолог Адам Чарноцкий (печатался под псевдонимом Зориана Доленго-Ходаковского) занимался раскопками «могилы Олега Вещего». За девять дней З. Доленго-Ходаковский раскопал колодцем поврежденную ранее курганную насыпь (курган уже перекапывали до него). В ходе работ были найдены лишь сожженные кости, еловые, сосновые и ольховые угли, кусок железа, напоминающий задвижку замка, и железный наконечник дротика (С) Отрывок из путешествия Ходаковского по России. Ладога, Новгород / З.Д. Ходаковский // РИС. – 1839. – Т. III, Кн. 2. – С. 131-200.

Подобных курганов вокруг много, рядом еще три, явно рукотворных, а чуть дальше еще около десяти, все их, раскапывать замучаешься, да разоришься... тем более, если они уже были раскопаны до тебя)))

Интересно, что с современным оборудованием археологические раскопки тут не проводились. Видимо археологи уверены что могила была разграблена еще в стародавние времена.

Сверху тут и правда глубокая ямка, ставшая почти оврагом.

Вид с холма на дорогу.

Вид на Волхов...

После того как летом 1785 г. это место посетила Екатерина Великая, даже медаль такую отчеканили, но на ней было четыре кургана стоящих рядом.

Курган Олегова могила

«Олегова могила» - сопка 5-III в урочище «Сопки» рядом с селом Старая Ладога, имеющая около 10 м высоты. В научной литературе именуется также «Полая сопка» , «сопка Ходаковского» .

В 1820 году она была частично раскопана Зорианом Доленга-Ходаковским (А.Чарноцким). Во время исследований (затронувших около трети всей насыпи) было обнаружено «несколько сожженных костей», двушипный черешковый наконечник копья («стрела»), датирующийся VIII - началом IX вв., «кусок железа, похожий на задвижку в замке, и угли…». В дальнейшем археологические раскопки здесь не проводились.

Фольклорные исследования фиксируют по отношению к сопке 5-III рассказы о земляной могиле, насыпанной «по горсти» и о похороненном Рюрике (последнее, возможно, имеет литературное происхождение). «Вот только за Иванском Островом начинается вот, мы называем там „сопки“, начинаются вот эти горбы, вот там, говорят, тогда повернули этих шведов. Не дошли они сюда» (М. П. Ефимова, 1913 года рождения, уроженка д. Ивановский остров, проживает в д. Ивановский остров; записано в 1994 г.) «Рюрик, говорят, похороненный. Кто говорит - вот здеся, кто говорит - в Новгороде. А вот это у солдатов, какие, все бугры наношены этим, каким, карманом, говорят» (К. А. Николаева, 1917 года рождения, уроженка д. Киндерево, проживает в пос. Старая Ладога; записано в 1994 г.)

Связь с князем Олегом (Вещим). В летописях: В Новгородской первой летописи, отразившей Начальный свод 1093-1095 гг., смерть князя Олега описывается следующим образом: «В лето 6430 (922). […] Иде Олегъ к Новугороду, и оттуда в Ладогу. Друзии же сказають, яко идущю ему за море, и уклюну змиа в ногу, и с того умре; есть могыла его в Ладозе» - Комиссионный список Новгородской первой летописи младшего извода (Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.-Л., 1950. С. 108-109).

Напротив, вторая редакция Повести временных лет, составленная игуменом Сильвестром в 1116 г., передает этот рассказ иначе: в летописной статье 6420 (912) г. содержится известная легенда о смерти князя от черепа коня, обладающая мифологической окраской, и сообщение о могиле Олега в Киеве: «И плакашася людие вси плачем великим, и несоша и погребоша на горе, еже глаголеться Щековица; есть же могила его и до сего дни, словето могыла Ольгова» - Цит. по Радзивиловской летописи. См.: Радзивиловская летопись // ПСРЛ. Т. 38. Л., 1989. С. 23.

Более поздние летописные своды варьируют обе версии рассказа о месте погребения князя Олега; однако ни в одном из них это предание не конкретизируется.

Предположения: Впервые об «Олеговой могиле» в связи с волховскими сопками упомянул в ноябре 1885 г. Н. Е. Бранденбург, докладывая членам Отделения русской и славянской археологии Императорского Русского археологического общества об осмотре сопки у с. Михаила Архангела (21-I по В. П. Петренко), он, в частности, говорил: «Курган может быть очень важен: напр., в боковом обвале его видна часть как бы кладки из плит, вероятно обходящей всю подошву насыпи, а при виде этой громадной насыпи невольно вспоминаются северные сказания, указывающие на могилу Олега Вещего где-то под Ладогой… Было бы в высшей степени любопытно подвергнуть этот курган точному обследованию, пока его не раззорили еще кладоискатели». В 1886 г. на сопке проводились раскопки, но княжеского погребения в ней найдено не было, никаких местных преданий, связанных с этой сопкой, зафиксировать также не удалось. Десять лет спустя, в своей книге «Старая Ладога», Н. Е. Бранденбург говорил уже о возможности погребения Олега в «сопке Ходаковского» (5-III).

Предположения о сопке 5-III. В 1950 г. о возможном захоронении князя Олега в сопке 5-III пишет С. Н. Орлов в статье «Сопки волховского типа около Старой Ладоги» говоря: «с этой грандиозной насыпью… связано народное предание о погребении в ней князя Олега», «среди местного населения она известна как „Олегова могила“». Но при этом С. Н. Орлов не приводит никаких записей подобных преданий. В современных фольклорных исследованиях, также нет подобных сведений.

В. П. Петренко своё мнение об этом выразил так: «На мой взгляд, название „Олегова могила“ было присвоено насыпи 5-III в 20 - 40-е гг. XX в. и является классическим примером контаминации. Следует сказать, что, судя по инвентарю, сопка 5-III появилась уже в VIII в.».

Г. С. Лебедев в своей книге «Эпоха викингов в Северной Европе» писал: «Рюрика сменил Вещий Олег. С именем его в Ладоге связана „Олегова Могила“, центральная, самая монументальная из сопок ладожской „сакральной зоны“. Археологи исследовали в ней захоронение по обряду кремации (оно относится к IX в. и, следовательно, не может быть погребением киевского князя Олега, умершего в 912 (или 922) г.). Есть основания видеть в этой величественной насыпи не „могилу“, „место погребения“, а „Олегов Холм“, ритуальное седалище, на котором отправлялись некие общественные и культовые функции».

Конец княжения Олега описан в знаменитой летописной новелле, помеченной 912 г.: «И жил Олег в мире со всеми странами, княжа в Киеве. И приспела осень, и вспомнил Олег о своем коне, которого когда-то поставил кормить, решив никогда не садиться на него. Ведь однажды он спросил волхвов и кудесников: «От чего я умру?» И сказал ему кудесник один: «Княже! Есть у тебя любимый конь, на котором ты ездишь, - от него ты и умрешь». Запали эти слова в душу Олегу, и сказал он: «Никогда не сяду на него и не увижу больше». И повелел кормить его и не водить к нему, и так прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. И после его возвращения в Киев (по летописи в 907 г. — С. Ц .) прошло еще четыре года, и пошло пятое лето, когда вспомнил он о своем коне, и призвал старшего конюха, и сказал: «Где мой конь, которого я приказал кормить и беречь?» Тот ему ответил: «Умер». Олег же усмехнулся и укорил того кудесника: «Неправду говорят волхвы, но все их слова есть ложь: вот конь мой умер, а я жив». И приказал оседлать коня: «Да увижу кости его». И приехал на то место, где лежали его голые кости и голый череп, и сошел с коня, и посмеялся, сказав: «От этого ли черепа смерть мне принять?» И ступил ногою на череп; и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от этого заболел и умер он. И плакали все люди плачем великим, и отнесли и погребли его на горе, называемой Щековица; есть его могила и до сего дня, слывет могилой Олеговой».

Впрочем, уже в XIII в. новгородский летописец не согласился с киевской версией смерти Олега. Вещий князь, по его словам, собирался для чего-то посетить Новгородскую землю. Отправившись из Киева на север, он добрался до Ладоги. «Другие же сказают», продолжает летописец, что Олег отправился «за море», где его «уклюну змея в ногу, и с того умре». Похоронили его будто бы в Ладоге.

Сообщение Новгородской I летописи, вероятно, зафиксировало тот момент, когда «русское» сказание о смерти Олега начало усваиваться на скандинавском севере в виде истории о норвежце Одде Стреле. Согласно Орварроддсаге Одд родился на юге Норвегии в Беруриоде и был отдан на воспитание к местному бонду. Однажды, в возрасте двенадцати лет, он услышал предсказание прорицательницы о том, что ему суждено объездить много стран, стать знатным и знаменитым, но умереть у себя на родине, в Беруриоде, от своего любимого коня Факси. Наутро Одд убил жеребца и надежно упрятал его труп под курганом из камней и глины, заметив: «Я думаю, что это будет работа троллей, если Факси выйдет оттуда». Затем он отправился в чужие страны за счастьем викинга. Претерпев множество невероятных приключений, он в конце концов обосновался в Хуноланде, где женился на дочери здешнего короля и унаследовал его престол. На старости лет Одд не утерпел и посетил родной Беруриод. Тут-то его и настигла судьба: притаившаяся в конском черепе змея нанесла ему смертельный укус.

Возможно, что в XIII в. личности Олега и Одда если не отождествлялись, то по крайней мере сближались, о чем свидетельствует приписанное Олегу намерение поехать «за море». Но очевидно, что это два разных лица. Единственная ниточка, способная привязать Одда к русской истории, — его царствование в Хуноланде, принимаемом исследователями за Среднее Поднепровье, — легко обрывается, если вспомнить, что термин «гунны» в раннесредневековой литературе чаще всего относится к населению Южной Прибалтики и Фрисландии. К тому же хронологические рамки его биографии (смерть Одда приурочена к 988 г., см.: Тиандер К. Поездки скандинавов в Белое море. СПб., 1906. С. 265 ) не позволяют ему ни породниться с киевскими князьями, ни тем более заместить Олега на киевском столе.

Сюжетно-стилистические особенности Орварроддсаги также свидетельствуют о ее вторичности по отношению к летописному сказанию о смерти Олега. К реальной жизни Одда она примешивает сильно выраженный сказочный элемент. Подкупающие бытовые подробности выступают на первый план только в двух местах — в начале саги (детство Одда и захоронение им коня) и в ее конце (возвращение в Беруриод и смерть от укуса). Но их натуралистичность обманчива. В действительности здесь имеет место литературное обыгрывание некоторых мотивов, связанных с языческим культом коня. В Скандинавии конь почитался в качестве животного, посвященного богу Одину, и, в частности, являлся проводником в потусторонний мир (так, герой Хермод въехал в царство мертвых на восьминогом коне Одина Слейпнире). Но его свойства хтонического существа представляли опасность для живущих — отсюда и предсказание ведьмы. Поэтому сцена захоронения коня в Орварроддсаге носит характер ритуально-магического действа. Завалив конскую могилу камнями, Одд попытался обезвредить злой дух, обитавший в животном (славяне вбивали в могилу злого мертвеца осиновый кол; у скандинавов лучшим способом борьбы с вредоносными мертвяками признавалось нагромождение на их могиле груды камней).

В итоге сравнительное исследование сюжетов об Одде и об Олеге показывает, что древнерусский вариант предания в большей степени имеет отношение к истории, а скандинавский — к фольклору. Киевский летописец просто передает старое дружинное сказание об Олеге, осмысленное в категориях языческого понятия судьбы (конь умирает естественной смертью и раньше хозяина, что дает повод Олегу посмеяться над предсказанной ему гибелью), тогда как рассказчик саги в будто бы бесхитростном повествовании умещает целую энциклопедию суеверий своего времени. В первом случае перед нами жизнь, ставшая частью предания, во втором — литературный прием. Думаю, что подлинность на стороне простоты.

Конечно, это не означает того, что сказание о смерти Олега целиком «исторично» и не несет в «Повести временных лет» никакой глубинной смысловой нагрузки. Напротив, оно исподволь дорисовывает образ Олега и придает законченность его летописной характеристике. Киевский монах испытывал к Вещему князю сложные, противоречивые чувства: восхищение перед его подвигами и трудами по собиранию Русской земли — с одной стороны и неприятие его язычества — с другой. До поры до времени он вынужден был следовать в своем повествовании преданиям, отразившим сверхъестественные способности Олега, которому все удается, и удается на удивление легко ввиду его вещей прозорливости. Он даже попытался оправдать разграбление им церквей под Константинополем и всего того «многа зла», которое сотворила «русь» грекам, ибо Олег делал только то, «елико же ратнии творят», то есть на войне как войне. Но когда дело доходит до того, чтобы вслед за преданием прямо назвать вещи своими именами, летописец безоговорочно отвергает языческий источник его силы: «И прозваша Олга вещий: бяху бо людие погани и невеголоси», то есть Вещим князя назвали язычники и невежды. Нет «вещих» людей, есть один всеведающий и всемогущий Бог, который и дарует человеку силу и удачу, и отнимает их. Смерть от коня, таким образом, иллюстрирует в «Повести временных лет» конечное посрамление язычества Олега, ничтожество его вещего разума, не способного на самом деле постичь пути Провидения. Позднее «Слово о полку Игореве» устами Бояна сформулирует эту нравственную идею древнерусского летописания так: «Ни хитрому, ни гораздому… суда Божия не минути».

Подрывает ли этот нравственный контекст достоверность сказания о смерти Олега? Пожалуй, что нет. В конце концов, смерть от укуса змеи не является таким уж невероятным случаем, чтобы полностью исключить его возможность. К тому же обратим внимание на сохранившийся в предании временной ориентир этого события — пятый год после возращения Олега (912 г. в летописи, но если учесть, что поход на самом деле состоялся в 911 г., то смерть Олега следует датировать 915 г.). Эта хронологическая точность говорит в пользу того, что вся история покоится на твердом историческом основании. Другое дело, можем ли мы согласиться с тем, что Олег действительно умер в Киеве? Наличие нескольких его могил, существующих «и до сего дня» — в Киеве, Ладоге и, кажется, даже «за морем», — заставляет серьезно усомниться в этом.

Впрочем, историкам и этнографам известен распространенный у некоторых народов обычай ритуального расчленения тела умершего вождя и захоронения его частей (черепа и костей) в разных частях страны; считалось, что это благоприятным образом сказывается на плодородии почвы, плодовитости домашнего скота да и самих людей (Фрэзер Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М., 1986. С. 421 ). В «Саге об Инглингах» подобным образом хоронят конунга Хальвдана Черного. Когда «стало известно, что он умер и тело его привезено в Хрингарики, где его собирались похоронить, туда приехали знатные из Раумарики, Вестфольда и Хейдмерка и просили, чтобы им дали похоронить тело в своем фюльке. Они считали, что это обеспечило бы им урожайные годы. Помирились на том, что тело было разделено на четыре части, и голову погребли в кургане у камня в Хрингарики, а другие части каждый увез к себе, и они были погребены в курганах, которые назывались курганами Хальвдана». Правда, как поясняет в комментариях к этому отрывку А. Я. Гуревич, «в действительности Хальвдан был погребен в кургане близ Стейна (в Хрингарики), а в других областях в память о нем были насыпаны курганы» (Гуревич А. Я. «Круг земной» в истории Норвегии // Снорри Стурлусон. Круг земной. М., 1980. С. 615 ). У славян бытовали схожие поверья, что видно по долго сохранявшемуся обряду разрывания и разбрасывания по полям чучел Масленицы, Купалы, Костромы (Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963. С. 72 - 74; Велецкая Н. Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1978. С. 87 ). Остатки расчлененных в ритуальных целях трупов найдены в Збручском святилище.

Вместе с тем здесь уместно вспомнить, что «лошадиная тема» в жизни Олега жирно подчеркнута еще в одном источнике — сообщении Ибн Русте о , живущем в карпатском «Джарвабе». Арабский писатель отметил всего две славные вещи, принадлежащие этому правителю: «драгоценные кольчуги» и верховых лошадей. Резонно предположить, что если сказание о смерти Олега все же в главных чертах соответствует действительности, то злополучный конь должен был остаться в «Джарвабе» и, следовательно, именно там, на склонах родных Карпат, вещий князь имел неосторожность наступить на его изъеденный дождями и ветрами череп…
________________________________________ _________________
Новости проекта "Последняя война Российской империи"
Прошло два месяца с начала запуска проекта, т.е. ровно половина срока, отпущенного на сбор средств. За это время собрано 150 000 руб. Сейчас уже ясно, что проект состоится, и моя книга "Последняя война Российской империи" выйдет в свет этой осенью, как и было запланировано.

Спасибо всем, кто уже проинвестировал проект или рассказал о нем в своем блоге! Я был рад, что помимо моих друзей и знакомых, читателей моего блога, на мой призыв откликнулось множество незнакомых людей из разных уголков нашей огромной страны — от Калининграда до Биробиджана (на сей день в проекте участвуют 126 вкладчиков).

Тем не менее, до победного конца еще далеко.

Могила Олега Даля на Ваганьковском кладбище.

Могила Олега Даля на Ваганьковском кладбище.







Памятники. Ваганьковское кладбище.

Могила Олега Даля
находится на участке 12

Когда он умер - 3-го марта 81 года - московские власти запрещали его хоронить на Ваганьково. Пьяница, умер не в Москве - в Киеве. Режисер малого театра Михаил Иванович Царев настоял, чтоб Олег Даль был похоронен на Ваганьково. Пусть даже в чужую ограду. Похоронен в могиле балерины императорского театра. Рядом теща и жена. Фотографии с могилы Олега Даля украли поклонники.

Ваганьковский дневник

Страна безмолвия - безрадостный удел,
Пристанище последнего кошмара.
Сквозь холодок окаменевших стелл -
Беззвучное дыханье легким паром.

Ваганьково - предположительно восходит к глаголу "ваганить" - пить, гулять, бесноваться, устраивать балаган. Некрополь для лиц внецерковных, небогоугодных профессий - в частности, шутов, скоморохов... в общем, пра-артистов.

Неудивительно, что здесь и по сей день имеет место быть "балаган". Просто... приходят люди, чтобы напиваться в день ли рожденья или в день смерти своего кумира. И если бы только своего. Это бы еще ничего, если бы не толпы праздношатающихся высококультурных тусовшиков и тусовщиц, шастающих по бесплатному "музею под открытым небом". А ведь под каждой плитой - 40, 50, 60... лет чьей-то жизни. Получается, что знаменитый человек даже после своей смерти не принадлежит самому себе. Даля не хотели хоронить на даже Ваганькове. Лиза из упрямства, всеми правдами и неправдами пристроила мужа туда. Разумеется, логика собственного удобства (минут 20 езды на троллейбусе от дома) - железна.

Видит ли она этот бардак на экране вселенского компьютера , довольна ли?

Куда честнее было бы хоронить артистов (люди, люди же!) рядом с их родными, не выставляя напоказ их мнимых почестей, если похороны сопряжены с чудовищным унижением. И поклониться им приходила бы целевая аудитория. Только свои и те, кому эти имена поистине дороги; для кого сам факт поездки - малое паломничество, полное духовных событий.

И Владимир Высоцкий, и Олег Даль - достойны покоя хотя бы по смерти.

И если бы приходили только "высококультурные". А приходят - и надираются. И мусорят, и блюют на соседние могилки. И втыкают окурки в могильные плиты. А потом к "соседям" приходит такое же быдло и блюет на "нашу" территорию. Здорово?

28 апреля 2002 г.
Вербное воскресение

На Новодевичьем - чище, спокойнее. Рядом - монастырь, колокольный звон. Хотя встречаются отдельные субъекты типа Максима Никулина, которые тоже много гадят после себя. После тихого Новодевичьего, где лучится маленькая и уютная могилка Олега Борисова, попасть на Ваганьково - неприятно. Лучше заплатить 20 - 30, ну, 40 рублей в конце концов, и спокойно прогуливаться по размеренным аллеям погоста, вдыхая суровое величие мраморных столпов. Зная, что у входа дежурит "скорая", что памятники строятся организованными рядами, как на государственном параде, что здесь - филиал Европы с двадцатисантиметровыми бордюрами возле оных, что за забором кто-то молится и о твоей душе, ибо ты есть человек.

А возле памятной плиты "виновника торжества" 8 свечей и цветы, будто принесенные невидимыми гномами.

И трава, лучащаяся теплом и спокойствием.

25 мая 2002 г.

На Ваганькове - совсем по-другому. Ничего там найти нельзя. Даже если знать, что ищешь. А если не знаешь - где оно, и вовсе заблудишься. Куда удобней просто бесцельно "бродить" и "глазеть" на красивые памятники.

Десять минут бессмысленной толкотни между колдобин и могил, лезущих одна на другую перекошенными кольями оград - и ты уже выворачиваешь карманы в поисках валидола. Плачет, болеет под ногами земля, души стонут - и ты это чувствуешь. Вот помятая урна, из-за которой торчит колышек с надписью "К Владимиру Далю" (бог ты мой, еще бы он в мусорницу указывал! АУ, Владимир Ивановиииич!.. ты-который-сидит-в-помойке!)... вот распахнутый биотуалет, задристанный доверху, до крыши. Не преувеличиваю - г..вно практически висит на потолке (кто ж это нас..л-то так, а?).

Ох, не найдем. А найдем, так надеремся. А не найдем, так цветы - Андрею Миронову. Или - Юрию Гуляеву, например.

Нашли. С трудом, но нашли. А там - целая гулянка.

Ждать, пока рассосется? Скоро закрытие.

А посреди праздношатающегося люда - пьяненький футболист Мостовой. Если не сказать, бухой вусмерть. Это перед тем, как он "Кубок LG" профунькать помог. И чемпионат в Японии - соответственно. Мы с ним пили. Наливал уже кому попало, в самого не лезло: "За-здаровьиииииии-Ааалега-Ииииииваныча!......." Тьфу.

Ох, неужто Романцева? Нет, на имя тренера - Мост даже не отреагировал. Хорошо, хоть надоедал недолго.

А свечка на могиле Олега Даля трещала и брызгала копотью.

30 сентября 2003 г.

Я был там в сентябре. Еле заставил себя пойти. Заставлял - в июне, в августе. Откладывал. И надеялся, может быть, фотография простоит хотя бы полгода? Переснять бы, pro forma.

На пинках загнал, за полчаса до закрытия. Помните, как это у Ольги Борисовны:

О могиле любимого человека
Надо забыть совсем!
Или лечь рядом с этой могилою
И забыть обо всем!
А посыпать эту могилу песочком,
И сажать в эту землю цветочки,
А потом идти в кино или в гости
С чувством выполненного долга - ужасно !
Неприемлемо для меня!

О.Эйхенбаум, 1981 г. (орфография сохранена)

Цветов я с собой не брал. Дарить их имеет смысл хотя бы тогда, пока человек жив. Мечтал принести Елизавете Алексеевне огромные бордовые георгины - чтобы посмотреть, станет ли она засовывать ноготок в их ноздреватые бутоны (глупость, конечно)... Надрал диких ромашек на углу армянского кладбища, споткнулся, порвал ботинок и вывалял брюки. Шел, отряхиваясь и чертыхаясь. "Хрен вам, ваганьковские цветошники, продающие одни и те же цветы по три раза, пока не завянут!" Не знаю, в тот момент казалось, что мелкие и упрямые "городские цветы" - как раз уместны в память о ЕА, как ничто другое. Гордые и неспросливые, как и она сама.

Потолкался у холмика Нины Высоцкой. Уйти? Побрел наобум - кривая ли, святая ли какая выведет. К ангелу я иду. К двум. Один - страшненький асбест-цементный уродец с ликом Богородицы, поневоле стерегущий чужой "гамлетов сон". А другой... еще 4 месяца тому назад он был живым ангелом в домашних тапочках.

И я тоже видел эту маленькую плитку с надписью "ЛИЗА ДАЛЬ (19.08.1937 - 20.05.2003)". В которой пьяные ваганьковские граверы, скорее всего, по дури вколотили ошибку. Грубую, похабную плитку, до боли похожую на школьный стул, о которые девушки рвали чулки, а парни - сорочки. Маленькую, как белая мышка, кокетливо и трогательно жмущуюся к серой глыбе Олега. Я не знаю, когда появился "памятник". Может, на 40 дней, а может - и на первый день рожденья "без именинницы". Слишком быстро. Под плитой - охапка пожухлых цветов и банка зацветшей воды.

А под памятниками как будто и вовсе пустота. Никакого холмика, разве что там, позади, возле безымянного камня-обломка - маленький бугорок, как раз размером с капсулу для праха. Знаете эту гранитную кубышку кирпичного цвета, без надписи, обколотую до потери всякого силуэта? Прямо на дорожке стоит. Может, он и обозначает истинное местоположение олеговой могилы? И в это охотно верится.

Будете на Ваганьках - взгляните.

Рассыпав цветы над могилой, развернулся и поспешно ушел, будто убегая от кричащего Ангела-призрака.

Выбор редакции
Академия магического права. Брюнетка в бою Наталья Жильцова, Азалия Еремеева (Пока оценок нет) Название: Академия магического права....

Характер человека - важная составляющая его жизни. Личность существует в социуме. Взаимодействуя с другими людьми, мы учимся понимать...

Многие люди, услышав об «энергетических вампирах», думают, что речь идет о чем-то сверхъестественном, мистическом или даже оккультном....

За оборотные активы, средства, капитал принимают совокупность оборотных производственных фондов, а также фондов обращения, выраженную в...
Анатолий Пеньшин Интересные и странные, на первый взгляд, слова говорит Христос, когда к нему обращаются Его ученики с естественной...
Закуска из дыни с прошутто Рецепт закуски, который мы подсмотрели в одном из ресторанов Португалии. Потом опробовали сделав...
Не многие знают, что тортилья – это не только мексиканское национальное блюдо, но и испанское. В Мексике лепешки подают вместо хлеба и...
Варенье из малины вызывает ассоциации с детством. Это вкусное лекарство от простуды, которое отлично сочетается с травяным чаем и...
Всем известно, что так называют тушеную в сметане или сливках говядину. Но сегодня мы решили приготовить не вырезку, а печенку. Все...