Пбу 1 99 учетная политика организации. Бизнес-портал пути успеха. Министерство финансов российской федерации


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 06.10.08 N 106н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ


В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; N 49, ст. 4908; 2005, N 23, ст. 2270; N 52, ст. 5755; 2006, N 32, ст. 3569; N 47, ст. 4900; 2007, N 23, ст. 2801; N 45, ст. 5491; 2008, N 5, ст. 411), приказываю:

1. Утвердить:

а) Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) согласно приложению N 1;

б) Положение по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008) согласно приложению N 2.

2. Признать утратившим силу Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. N 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации"ПБУ 1/98" (Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 декабря 1998 г., регистрационный номер 1673; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 2, 11 января 1999 г.; "Российская газета", N 10, 20 января 1999 г.).

3. Установить, что настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2009 года.

Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации -
Министр финансов
Российской Федерации
А.Л.КУДРИН

Приложение N 1
к Приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 06.10.2008 N 106н

ПОЛОЖЕНИЕ
ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ"
(ПБУ 1/2008)

(в ред. Приказов Минфина РФ от 11.03.2009N 22н,
от 25.10.2010N 132н, от 08.11.2010N 144н)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений) (далее - организации).
(в ред. Приказа Минфина РФ от 25.10.2010 N 132н)

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику в соответствии с настоящим Положением либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

2. Для целей настоящего Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

3. Настоящее Положение распространяется:

· в части формирования учетной политики - на все организации;

· в части раскрытия учетной политики - на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

II. Формирование учетной политики

4. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

· рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

· формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

· порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

· способы оценки активов и обязательств;

· правила документооборота и технология обработки учетной информации;

· порядок контроля за хозяйственными операциями;

· другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

5. При формировании учетной политики предполагается, что:

· активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);

· организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

· принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);

· факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

6. Учетная политика организации должна обеспечивать:

· полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

· своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

· большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

· отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

· тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

· рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

7. При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

8. Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

9. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим Положением не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

III. Изменение учетной политики

10. Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

· изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

· разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

· существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

11. Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Положения.

12. Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

13. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

14. Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Если соответствующее законодательство Российской Федерации и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном пунктом 15 настоящего Положения.

15. Последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных в пункте 14 настоящего Положения, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).

15.1. Субъекты малого предпринимательства, кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету.
(п. 15.1 введен Приказом Минфина РФ от 08.11.2010 N 144н)

16. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

IV. Раскрытие учетной политики

17. Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.

18. Абзац исключен. - Приказ Минфина РФ от 11.03.2009 N 22н.

Состав и содержание подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным данным.

19. Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.

При формировании учетной политики организации, исходя из допущений, отличных от предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности.

20. Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

21. В случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию:

Причину изменения учетной политики;

Содержание изменения учетной политики;

Порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;

Суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, - также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;

Сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, - до той степени, до которой это практически возможно.

Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.

22. В случае, если раскрытие информации, предусмотренной пунктом 21 настоящего Положения, по какому-то отдельному предшествующему отчетному периоду, представленному в бухгалтерской отчетности, или по отчетным периодам, более ранним в сравнении с представленными, является невозможным, факт невозможности такого раскрытия подлежит раскрытию вместе с указанием отчетного периода, в котором начнется применение соответствующего изменения учетной политики.

23. В случае, если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету утвержден и опубликован, но еще не вступил в силу, организация должна раскрыть факт его неприменения, а также возможную оценку влияния применения такого акта на показатели бухгалтерской отчетности организации за период, в котором начнется применение.

24. Существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также информация об изменении учетной политики подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации.

В случае представления промежуточной бухгалтерской отчетности, она может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, в которой раскрыта учетная политика.

25. Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.


Приложение N 1

к Приказу Министерства финансов

Российской Федерации

от 06.10.2008 N 106н

Положение по бухгалтерскому учету "учетная политика организации" (пбу 1/2008)

(в ред. Приказов Минфина РФ от 11.03.2009 N 22н,

от 25.10.2010 N 132н, от 08.11.2010 N 144н)

(Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" (вместе с "Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)", "Положением по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008)"))

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений) (далее - организации).

(в ред. Приказа Минфина РФ от 25.10.2010 N 132н)

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику в соответствии с настоящим Положением либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

2. Для целей настоящего Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

3. Настоящее Положение распространяется:

в части формирования учетной политики - на все организации;

в части раскрытия учетной политики - на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

II. Формирование учетной политики

4. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

способы оценки активов и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями;

другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

5. При формировании учетной политики предполагается, что:

активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);

организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);

факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

6. Учетная политика организации должна обеспечивать:

полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

7. При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

8. Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

9. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим Положением не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

С 06 августа 2019 года вступили в силу изменения ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций». В статье будут подробно рассмотрены все изменения усовершенствованного ПБУ 1/2008.

Приказом от 28.04.2017 N 69н внесены изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Изменения вступили в силу 6 августа 2019.

Напомним, Положение 1/2008 действует с 01.01.2009, ранее действовало ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».

Изменения в основном коснулись порядка утверждения собственных стандартов организации. Появился новый пункт 5.1, в котором указано, что, в случае утверждения своих стандартов дочернее общество применяет способы ведения бухучета исходя из указанных стандартов.

В новом прочтении ПБУ «Учетная политика организации» 2019 обеспечивает рациональное ведение учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на бухучет по конкретному вопросу и полезности (ценности) соответствующей информации (абзац 7 п. 6 ПБУ 1/2008).

Юридические лица, на которые распространяются правила ведения упрощенного бухучета, по тем вопросам, которые не урегулированы ФСБУ, вправе руководствоваться только требованиями рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008).

Пункт 7 теперь появился в новой форме, но не утратил предыдущей трактовки. Теперь, если по конкретному вопросу федеральный стандарт допускает несколько способов ведения учета, организация выбирает один из них, руководствуясь правилами, изложенными в п. 5, 5.1 и 6 указанного положения.

Если предприятие добровольно применяет нормативные акты до наступления срока их обязательного применения, то этот факт необходимо раскрыть в бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 23 ПБУ 1/2008).

Изменения в учетной политике, утвержденной на следующий год, теперь можно не раскрывать в пояснительной записке, т.к. пункт 25 исключен из новой редакции Положения 1/2008.

Отклонение от ФСБУ

В исключительных случаях, когда формирование учетной политики приводит к недостоверному формированию финансового результата или финансового положения, юридическое лицо вправе отступить от правил ПБУ 1/2008. В этом случае соблюдаются условия, предусмотренные в новом пункте 7.3.

Информация в отношении указанного выше отклонения раскрывается в учетной политике — в последовательности, описанной в новом пункте 20.2.

Нововведения в части МСФО

Появились некоторые послабления для предприятий, которые раскрывают отчетность в соответствии с МСФО. В новом пункте 7 закреплено право руководствоваться ФСБУ с учетом требований МСФО. Разрешено не применять способ ведения бухучета, установленный федеральным стандартом, если он приводит к несоответствию учетной политики требованиям МСФО.

Информация в отношении каждого не применяемого способа ведения учета раскрывается в учетной политике. При этом необходимо показать соответствующие требования МСФО, с описанием способа, как это требование будет нарушено в случае применения способа ведения учета в соответствии с ФСБУ (п. 20.1 ПБУ 1/2008).

При этом, основываясь на допущениях и требованиях пп. 5 и 6, используются последовательно следующие документы:

  1. МСФО.
  2. Положения федеральных стандартов по аналогичным и (или) связанным вопросам.
  3. Рекомендации в области бухгалтерского учета.

"Российский налоговый курьер", 2009, N 3

Минфин России утвердил Положение по бухгалтерскому учету - ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации". Этот бухгалтерский стандарт следует применять с 1 января 2009 г. Чем новое Положение по учетной политике организации отличается от прежнего ПБУ 1/98? Как в бухгалтерском учете отражаются последствия, возникшие из-за изменения учетной политики?

Новое ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н. Одновременно этим же Приказом утверждено и ПБУ 21/2008 "Изменения оценочных значений" <1>. С появлением этих новых бухгалтерских стандартов стала отчетливо видна классификация изменений, с которыми приходится сталкиваться бухгалтерам при ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности:

  • изменение учетной политики по бухгалтерскому учету;
  • изменения, связанные с исправлением ошибок, обнаруженных в бухгалтерском учете;
  • изменения оценочных значений.
<1> О том, как применять ПБУ 21/2008, будет рассказано в ближайших номерах журнала. - Примеч. ред.

Порядок внесения изменений в учетную политику по бухучету и отражение последствий таких изменений в учете и отчетности до конца 2008 г. регулируются нормами ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" <2>, а со следующего года - правилами нового одноименного ПБУ 1/2008. Посмотрим, что изменилось в порядке формирования учетной политики организации по сравнению с прежними правилами.

<2> ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" утверждено Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н.

Формирование учетной политики

ПБУ 1/2008 разработано на основе норм ПБУ 1/98 и МСФО (IAS) 8. В новом стандарте появился ряд уточнений, но основные принципы, которыми должен руководствоваться бухгалтер при работе с учетной политикой, остались неизменными.

Примечание. Нормы ПБУ 1/2008 применяются только при формировании и изменении учетной политики организации по бухгалтерскому учету. Если организация исправляет допущенные ранее ошибки или меняет оценочные значения, этим ПБУ пользоваться не нужно.

Кто составляет учетную политику

Как и ранее в ПБУ 1/98, в п. 4 ПБУ 1/2008 записано, что учетную политику организации формирует главный бухгалтер. Но теперь уточняется, что учетную политику также может составлять иное лицо, на которое в соответствии с законодательством возложено ведение бухгалтерского учета организации.

Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) руководители организаций вправе в зависимости от объема учетной работы учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, либо ввести в штат должность бухгалтера, либо передать на договорных началах ведение бухучета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту. Кроме того, руководитель организации может вести бухгалтерский учет лично. Следовательно, учетную политику формирует тот, кто ведет бухгалтерский учет в организации: или бухгалтер (главный бухгалтер), или специализированная организация, с которой заключен договор на ведение бухучета, или сам руководитель организации.

Примечание. Утверждать учетную политику, как и прежде, должен непосредственно руководитель организации как лицо, ответственное за организацию и состояние бухгалтерского учета (п. п. 1 и 3 ст. 6 Закона N 129-ФЗ).

Первичные учетные документы

Состав учетной политики приведен в п. 4 ПБУ 1/2008. Он не изменился по сравнению с аналогичным перечнем в ПБУ 1/98, за исключением одного момента. В п. 5 ПБУ 1/98 говорилось, что в качестве элемента учетной политики утверждаются формы первичных учетных документов, применяемые для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов. Значит, организация должна была утверждать только те формы первичных учетных документов, которые разработала самостоятельно. Но собственные формы "первички" можно было применять не всегда. Это допускалось лишь в том случае, если среди унифицированных форм первичных учетных документов, утвержденных Госкомстатом в конце 90-х годов, отсутствует документ, предназначенный для оформления данной хозяйственной операции.

В п. 4 ПБУ 1/2008 сказано только, что организация должна утвердить формы первичных учетных документов. Никаких ограничений относительно обязательного применения типовых форм "первички" больше нет. Данная норма ПБУ 1/2008 явно записана на перспективу. В новом законе о бухгалтерском учете, принятие которого ожидается в недалеком будущем, тоже не будет нормы о том, что организация обязана пользоваться унифицированными формами первичных учетных документов. Но в действующем Законе о бухгалтерском учете такое требование пока есть (п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).

Примечание. Положения п. 4 ПБУ 1/2008 нужно применять с учетом действующего законодательства по бухучету. По нашему мнению, до принятия нового закона о бухучете организациям следует продолжать применять типовые формы первичных учетных документов. А при формировании учетной политики пока еще можно утверждать формы только тех первичных документов, по которым нет унифицированных форм.

Разработка способов ведения бухучета

Если для той или иной хозяйственной операции в действующих нормативных актах не установлен конкретный способ ведения бухгалтерского учета, то организация самостоятельно разрабатывает его. При этом нужно исходить из норм действующих бухгалтерских стандартов. Так было записано в п. 8 ПБУ 1/98, а теперь данная норма изложена в п. 7 ПБУ 1/2008. В новом бухгалтерском стандарте дается расшифровка этого правила. В п. 7 ПБУ 1/2008 указано, что "иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов".

Кроме того, в п. 7 ПБУ 1/2008 появилось важное указание: при разработке способа ведения бухгалтерского учета той или иной хозяйственной операции можно пользоваться не только нормами действующих ПБУ, но и правилами МСФО.

Примечание. С 2009 г. положения МСФО становятся для российских организаций ориентиром при самостоятельной разработке методов ведения бухучета.

Реорганизованные компании

Для организаций, возникших в результате реорганизации, в п. 9 ПБУ 1/2008 установлен такой же порядок оформления учетной политики, как и для вновь созданных организаций. Возникшие в ходе реорганизации компании формируют учетную политику по бухучету не позднее 90 дней с даты государственной регистрации нового юридического лица. А применять ее нужно при учете всех хозяйственных операций, осуществленных со дня государственной регистрации. В новом бухгалтерском стандарте не указано, каких форм реорганизации касается эта норма. Но, исходя из сущности реорганизации юридических лиц, нетрудно понять, что данное правило применяется ко всем формам, кроме реорганизации в форме присоединения. В последнем случае новой организации не возникает, поэтому реорганизованная компания, к которой присоединилось другое юридическое лицо, продолжит применение прежней учетной политики. Однако при необходимости в нее вносятся изменения и дополнения.

Изменение учетной политики

Организация может изменять учетную политику по бухгалтерскому учету в тех же случаях, что и прежде. Их перечень приведен в п. 10 ПБУ 1/2008. К названным случаям относится существенное изменение условий хозяйствования. Ранее в п. 16 ПБУ 1/98 разъяснялось, что это может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением вида деятельности и др. В ПБУ 1/2008 о смене собственников не упоминается. И это вполне объяснимо. Появление нового собственника не ведет к изменению организации, и данный фактор сам по себе не может быть причиной внесения изменений в учетную политику.

Изменение учетной политики, как и прежде, производится с начала очередного отчетного года. В п. 18 ПБУ 1/98 это правило было жестким. А в п. 12 ПБУ 1/2008 появилась оговорка, что учетная политика может меняться и в течение отчетного года, если это обусловлено причиной такого изменения.

Чаще всего необходимость изменения учетной политики не с начала, а в середине отчетного года возникает из-за существенного изменения условий хозяйствования. К примеру, реорганизация компании в форме присоединения произошла в середине года. Тогда присоединяющая организация может внести изменения в учетную политику непосредственно после завершения реорганизации, а не с начала следующего года.

Основные требования остались неизменными. Организация должна оценить в денежном выражении последствия, к которым привело изменение учетной политики. Эта оценка определяется на дату, с которой применяется измененная учетная политика (п. 13 ПБУ 1/2008). Если изменения в учетную политику внесены из-за изменившихся норм законодательства или нормативных правовых актов по бухучету, то последствия этих изменений нужно отражать в бухучете и отчетности в том порядке, который установлен соответствующим законом или нормативным актом (п. 14 ПБУ 1/2008).

Примечание. Изменение учетной политики имеет определенные последствия для организации. Задача бухгалтера - правильно отразить эти последствия в бухгалтерском учете и отчетности. При этом нужно ориентироваться на правила, записанные ранее в п. п. 19 - 23 ПБУ 1/98, а теперь предусмотренные в п. п. 13 - 16 ПБУ 1/2008.

Что делать, если в законе или нормативном акте не указано, как отражать последствия нововведений? В этом случае организация будет самостоятельно отражать в бухучете и отчетности последствия изменения учетной политики. При этом ранее нужно было руководствоваться нормами п. 21 ПБУ 1/98, а с 2009 г. - п. 15 ПБУ 1/2008. В этом пункте нового стандарта по сути изложены те же правила, что и в ПБУ 1/98. Но порядок самостоятельного отражения последствий изменения учетной политики изложен более подробно.

Так, в п. 15 ПБУ 1/2008 вводятся новые понятия: ретроспективное и перспективное отражение последствий изменения учетной политики. Определение ретроспективного способа раскрывается в абз. 2 этого пункта. При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики следует исходить "из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида". Значит, бухгалтеру нужно скорректировать значение тех показателей бухучета и отчетности, которые относятся к предыдущим отчетным периодам. В п. 15 ПБУ 1/2008 разъясняется, как осуществить указанную корректировку.

Примечание. Разницы, возникающие при такой корректировке, относятся на уменьшение либо увеличение показателя "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" за предыдущий отчетный период.

При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики корректируется "входящий" остаток по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" за самый ранний период, представленный в бухгалтерской отчетности. В рекомендованной форме баланса <3> это показатель графы 3 "На начало отчетного периода" по строке 470 разд. III "Капитал и резервы". Кроме того, нужно заполнить разд. I формы N 3 "Отчет об изменениях капитала". В нем указываются показатели, отражающие изменение величины нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) за предыдущий и отчетный годы, вызванное изменением учетной политики. Кроме корректировки показателя "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" также пересчитывают значения связанных статей бухгалтерской отчетности за каждый отчетный период, представленный в отчетных формах. Эти показатели корректируются таким образом, как если бы измененная учетная политика применялась с начала возникновения соответствующих фактов хозяйственной деятельности.

Примечание. При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики корректировке подлежат показатели бухгалтерской отчетности за прошлый отчетный год, в которых отражена оценка активов и обязательств, затронутых изменившейся учетной политикой.

Ранее в п. 21 ПБУ 1/98 отмечалось, что указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности. А в бухучете никакие учетные записи не производятся. В новом ПБУ 1/2008 такого правила нет. Дело в том, что на практике все организации давно перешли на компьютерный способ ведения бухучета и им поневоле приходится делать те или иные записи в компьютерной программе, чтобы в электронных формах бухгалтерской отчетности были отражены необходимые корректировки показателей за предыдущий отчетный год.

Пример 1 . В октябре 2007 г. ОАО "Альфа" приобрело долгосрочные облигации, номинированные в иностранной валюте. Стоимость этих облигаций составляла 24 000 евро. Ценные бумаги были приняты к учету в составе долгосрочных финансовых вложений по официальному курсу Банка России на дату их приобретения - 35 руб/евро.

В бухгалтерском учете ОАО "Альфа" были сделаны такие записи:

Дебет 58 Кредит 76

  • 840 000 руб. (24 000 евро x 35 руб/евро) - отражена стоимость долгосрочных облигаций.

В 2007 г. согласно требованиям п. 7 ПБУ 3/2006 долгосрочные ценные бумаги не подлежали переоценке. Поэтому ОАО "Альфа" в конце года не переоценивало стоимость приобретенных облигаций. В годовом бухгалтерском балансе за 2007 г. по строке 140 "Долгосрочные финансовые вложения" отражалась стоимость облигаций в рублевой оценке, которая была определена на момент их приобретения, - 840 000 руб. Сумма нераспределенной прибыли, отраженная по строке 470 годового баланса, составила 5 400 000 руб.

С 2008 г. вступила в силу новая редакция ПБУ 3/2006. Согласно изменениям, внесенным в этот бухгалтерский стандарт Приказом Минфина России от 25.12.2007 N 147н, с 2008 г. долгосрочные ценные бумаги переоцениваются в общеустановленном порядке. В п. 3 этого Приказа даны указания всем организациям по состоянию на 1 января 2008 г. пересчитать стоимость долгосрочных ценных бумаг (за исключением акций), выраженную в иностранной валюте. Названные поправки в ПБУ 3/2006 привели к изменению учетной политики ОАО "Альфа". Выполняя требования Приказа N 147н, бухгалтер рассчитал рублевую оценку облигаций по курсу на 1 января 2008 г. (36 руб/евро). Общая стоимость ценных бумаг после пересчета составила 864 000 руб. (24 000 евро x 36 руб/евро). Разница в рублевой оценке облигаций на дату их приобретения и на начало 2008 г. - 24 000 руб. (864 000 руб. - 840 000 руб.).

Разница в оценке облигаций была отражена в бухгалтерской отчетности организации за 2008 г. ретроспективным способом. Бухгалтер ОАО "Альфа" изменил показатели "входного" сальдо баланса за I квартал (и последующие отчетные периоды). Показатели бухгалтерского баланса 2008 г. в графе 3 "На начало отчетного года" по строкам 140 и 470 были увеличены на сумму возникшей разницы - 24 000 руб. (см. табл. 1).

Таблица 1. Фрагмент бухгалтерского баланса ОАО "Альфа" за отчетные периоды 2008 года

(тыс. руб.)

В пояснительной записке к балансу за 2007 г. ОАО "Альфа" раскрыло причину изменения "входного" сальдо баланса за 2008 г. и указало, какие статьи бухгалтерской отчетности подверглись корректировке и на какую сумму изменились показатели баланса. При составлении годовой отчетности за 2008 г. ОАО "Альфа" в форме N 3 "Отчет об изменениях капитала" отразило результаты изменения капитала на начало отчетного года. В табл. 2 приведены данные, появившиеся в графе 6 разд. I этого отчета.

Таблица 2. Фрагмент отчета об изменениях капитала (форма N 3) ОАО "Альфа" за 2008 год

(тыс. руб.)

Как и прежде, в ПБУ 1/2008 подчеркивается, что отражать последствия изменения учетной политики ретроспективным способом нужно не всегда. Такие корректировки производятся при наличии двух условий:

  • если последствия изменения учетной политики оказали или способны оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств;
  • если оценку таких последствий в денежном выражении за предшествующие отчетные периоды можно произвести с достаточной надежностью.

Когда какое-либо из этих условий не соблюдается, организация не применяет ретроспективный способ отражения последствий изменения учетной политики (то есть не пересчитывает показатели бухгалтерской отчетности за предшествующие отчетные периоды). В этом случае она применяет перспективный способ отражения последствий изменения учетной политики. В последнем абзаце п. 15 ПБУ 1/2008 зафиксировано следующее: "В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно)".

Иными словами, если изменение учетной политики не повлияло существенным образом на финансовое положение организации и (или) последствия таких изменений нельзя пересчитать с достаточной степенью надежности, организация не корректирует в бухгалтерской отчетности показатели за предыдущие отчетные периоды (ретроспективный метод). Ей нужно применять изменившийся способ ведения бухучета перспективно, то есть только к тем фактам хозяйственной деятельности, которые появятся уже после внесения изменений в учетную политику.

Пример 2 . ЗАО "Гамма" до 2008 г. применяло метод ЛИФО при оценке выбывающих МПЗ. С 2008 г. ему пришлось изменить учетную политику в связи с изменениями, появившимися в ПБУ 5/01 (метод ЛИФО был отменен). Организация в учетной политике по бухучету с 2008 г. записала другой способ оценки МПЗ при их отпуске в производство - метод средневзвешенной оценки. Изменив учетную политику, ЗАО "Гамма" решило не пересчитывать остатки по счетам 10 "Материалы", 20 "Основное производство" и 43 "Готовая продукция" и не корректировать "входное" сальдо баланса за 2008 г. по соответствующим статьям. Причина - большая длительность производственной деятельности организации, значительный оборот материалов и сырья, используемых в производстве. Это приводит к невозможности дать надежную оценку остатков материалов и сырья, незавершенного производства и готовой продукции на складе на начало 2008 г. исходя из нового способа оценки МПЗ.

В пояснительной записке к годовому балансу за 2007 г. организация указала, что у нее со следующего года изменяется способ оценки МПЗ. Кроме того, были даны пояснения, по какой причине организация не применяет ретроспективный способ отражения последствий изменения учетной политики. Таким образом, ЗАО "Гамма" начало применять новый способ оценки МПЗ перспективным способом, то есть при их списании в производство начиная с января 2008 г.

Раскрытие учетной политики

По сравнению с ПБУ 1/98 в ПБУ 1/2008 расширен перечень информации, которая отражается в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности, в случае, если организация внесла изменения в учетную политику. Этот перечень приведен в п. 21 ПБУ 1/2008. Так, при изменении учетной политики организация должна раскрывать в бухгалтерской отчетности следующую информацию:

  • причину изменения;
  • содержание изменения;
  • порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;
  • суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, - также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;
  • сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, - до той степени, до которой это практически возможно.

Примечание. Если изменение учетной политики произошло из-за применения нового нормативного правового акта или вследствие внесения изменений в нормативный правовой акт, то в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности нужно раскрыть тот факт, что организация отразила последствия изменения учетной политики согласно правилам, которые теперь предусмотрены в данном нормативном акте.

М.С.Полякова

Эксперт журнала

"Российский налоговый курьер"

Последние поправки в ПБУ 1 2008 "Учетная политика организации" Минфин внес приказом от 28.04.2017 № 69н. Расскажем, что изменилось, как применять новые правила и почему учетная политика обязательна для всех компаний.

БУ 1 2008 Учетная политика организации

Действующее ПБУ утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н. Но в апреле 2017 года чиновники внесли ряд изменений в документ, чтобы упорядочить формирование правил, связать с применением МСФО и привести нормы ПБУ в соответствие с законом о бухучете.

Быстро составить учетную политику на 2019 год вы можете в сервисе УНП

Что изменилось в ПБУ 1 2008 в последней редакции, Минфин разъяснил в информационном сообщении от 02.08.2017 № ИС-учет-9. Подробнее об этом читайте далее.

ПБУ 1 2008: последняя редакция

Соотношение учетной политики разных организаций. Все компании самостоятельно составляют учетную политику , руководствуясь законодательством о бухучете, федеральными и отраслевыми стандартами (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Исходя из этого, ПБУ 1 2008 дополнено указанием на то, что общество выбирает способы ведения бухучета независимо от того, какие методы выбирают другие компании .

Политику на 2019 год нужно переделать из-за поправок в бухучете и налогах. Теперь стало меньше возможностей сблизить НУ с БУ. Зато есть причина избавиться от лишних субсчетов. УНП составила топ-лист задач и подготовила рекомендации, которые упростят работу.

Так как компания, имеющая дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами (ч. 14 ст. 21 закона № 402-ФЗ), в ПБУ уточнено, что дочерние общества составляют свою политику с учетом стандартов основного предприятия .

Формирование учетной политики организации. При составлении свода правил в отношении конкретного объекта учета компания выбирает один из cпособов в соответствии с федеральными стандартами (ч. 3 ст. 8 закона № 402-ФЗ). В новой редакции ПБУ 1 2008 предусмотрено составление политики для следующих случаев (см. таблицу).

Условие стандарта Порядок
Стандарт устанавливает один способ учета Учет объекта ведут методом, установленным стандартом. В политику включают именно этот способ.
Стандарт устанавливает несколько допустимых способов Общество выбирает из всех допускаемых стандартом методов ведения бухучета тот, который обеспечивает формирование качественной информации о конкретном объекте учета.

Выбор делают на основе критериев, установленных ПБУ 1 2008 (имущественная обособленность, непрерывность деятельности, последовательность применения регламента, временная определенность фактов деятельности). Также надо учесть полноту, своевременность, осмотрительность, приоритета содержания перед формой, непротиворечивость, рациональность.

Если речь идет о формировании в учете несущественной информации, компания вправе выбирать способ рационально.

Стандарт не содержит допустимые способы учета

Фирма самостоятельно разрабатывает способ ведения учета, исходя из требований законодательства и стандартов

В качестве источника первой очереди применяются МСФО по аналогичным вопросам. Если МСФО не содержат необходимых методов ведения бухучета, то организация должна ориентироваться на положения федеральных и отраслевых стандартов. Если и там решения нет, то руководствоваться надо рекомендациями, принимаемыми согласно закону № 402-ФЗ.

Также можно применять упрощенные способы учета, разрабатывать методику ведения учета по конкретному вопросу, руководствуясь исключительно требованием рациональности.

О способах учета в стандарте рассказывает Альмин Моисеевич Рабинович, руководитель управления бухгалтерского и налогового консалтинга ООО "Финэкспертиза", к. и. н. Смотрите видео:

Отступление от алгоритма составления учетной политики. Последняя редакция ПБУ 1 2008 дополнена нормами о том, как выбирать или разрабатывать способ ведения учета, если следование общему порядку приводит к недостоверному представлению финансового положения предприятия, финансовых результатов деятельности и движения денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В исключительных случаях и при соблюдении всех следующих условий организация вправе отступить от общего порядка формирования политики :

  1. Определены обстоятельства, препятствующие формированию достоверного представления о финансовом положении общества, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  2. Возможен альтернативный способ ведения учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства;
  3. Альтернативный метод не приводит к возникновению других обстоятельств, при которых отчетность будет давать недостоверное представление о финансовом положении, финансовых результатах и движении средств.

Инспекторы могут запросить у компании политику, но даже ее не прочитать. Зато на будущих проверках они используют текст документа. В чем опасность и можно ли ее избежать - читайте в обзоре.

ПБУ 1 2008 дополнили требованиями к раскрытию информации об отступлении от общих правил и применении альтернативного способа ведения учета.

При отступлении от общего порядка формирования политики организация обязана раскрыть в своей бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  1. Стандарт, устанавливающий способ ведения учета, от применения которого компания отступила, дать краткое описание методики.
  2. Обстоятельства, в результате которых применение общего порядка формирования регламента, приводит к тому, что отчетность не позволяет получить достоверное представление о финансовом положении, результатах деятельности и движении средств.
  3. Содержание примененного альтернативного способа ведения учета и объяснение, каким образом этот метод устраняет недостоверность представления сведений.
  4. Все показатели отчетности, которые были изменены в результате отступления от общего порядка. То есть включить в отчетность сравнительный анализ всех показателей отчетности, которые были изменены.

Право унифицировать учетную политику по МСФО и по российским правилам. Организации могут формировать политику с учетом требований МСФО. Такое право предоставлено компаниям, которые раскрывают:

  • консолидированную финансовую отчетность, которая составляется в соответствии с МСФО, или
  • составленную по МСФО финансовую отчетность, не создающей группу.

Такие предприятия могут руководствоваться федеральными стандартами учета в контексте требований МСФО. Если применение какого-то способа ведения учета, предусмотренного стандартом, приводит к несоответствию политики МСФО, то можно не применять его. Вместо этого применяется метод, предусмотренный соответствующим МСФО.

В описанном случае в отношении каждого не примененного способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом БУ, организация должна в своей бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • описать методику;
  • раскрыть требование МСФО, которое будет нарушено при применении способа учета, установленного федеральным стандартом, и описать, каким образом это требование будет нарушено.

Требование рационального ведения учета. Согласно ПБУ 1 2008 одним из требований к учетной политике организации является требование рациональности. Минфин уточнил содержание этого требования.

Учетная политика организации должна обеспечивать, среди прочего, рациональное ведение бухгалтерского учета , исходя из условий работы и величины фирмы, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте учета и полезности этой информации.

Порядок отражения последствий изменения учетной политики. Согласно ПБУ 1 2008 последствия изменения учета отражаются в бухгалтерском учете, как правило, ретроспективно.

Чиновники уточнили, что ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики - это корректировка входящего остатка не только по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый) убыток", но и (или) остатка по другим статьям бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в отчетности дату.

Из-за перемен в учете надо скорректировать в отчетности показатели за прошлые периоды. Главбух зачастую обязан использовать новшества учетной политики так, как будто их применяли всегда.

Обязанность раскрывать досрочное применение стандартов. Нормативный правовой акт по бухучету устанавливает дату введения его в действие для обязательного применения организациями. Вместе с тем в нем может быть предусмотрена возможность добровольного применения утвержденных им правил до наступления даты обязательного применения. В последнем случае введение в действие правил бухучета происходит в два этапа. На первом этапе правила применяют добровольно, на втором - в обязательном порядке.

Если нормативный правовой акт по бухучету предусматривает возможность добровольного применения утвержденных им правил до наступления срока их обязательного применения, организация, воспользовавшаяся такой возможностью, обязана раскрыть данный факт в отчетности.

Отмена обязанности раскрывать в отчетности отдельные факты. Минфин исключил два требования о раскрытии информации в бухгалтерской отчетности:

  1. Раскрывать факт неприменения утвержденного и опубликованного, но еще не вступившего в силу нормативного правового акта по бухучету, а также возможную оценку влияния применения такого акта на показатели отчетности;
  2. Объявлять изменения политики на год, следующий за отчетным.

Об изменениях в ПБУ 1 2008 рассказывает Альмин Моисеевич Рабинович, руководитель управления бухгалтерского и налогового консалтинга ООО "Финэкспертиза", к. и. н. Смотрите видео:

Выбор редакции
Началом Второй мировой войны считают нападение Германских войск на территорию Польши 1 сентября 1939 году. Через 2 дня страны-партнеры...

Убитые немецкие солдаты и брошенная немецкая артиллерия во время декабрьского контрнаступления Красной Армии под Москвой. Для...

Катуков Михаил Ефимович (4 сентября 1900 год, село Большое Уварово Коломенского уезда, Московская губерния, Российская империя, ныне...

Молчание (Звезда) Энергия целого завладела вами. Вы захвачены, вас больше нет, есть целое. В то мгновение, когда молчание проникает в...
Таро Райдера Уэйта - это универсальная и одна из наиболее часто используемых колод во всем мире. Она была создана в 1901 году известным...
Таро Водолея - магическая колода, созданная в России Таковыми легко пользоваться, как опытным тарологам, так и тем людям, которые только...
Зеленые насаждения в сновидениях – прекрасный символ, обозначающий духовный мир человека, расцвет его творческих сил.Знак сулит здоровье,...
К чему снится заводитьЛетний сонникЗаводить (накручивать) бигуди – К свиданию.Заводить машину – Заводить машину во сне - к дальней...
Каждое сновидение, увиденное человеком, может нести в себе скрытый смысл. И, чтобы узнать больше о будущем и настоящем, нужно истолковать...