Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Правописание наречий Слитное написание наречий


Буквы О/Е после шипящих на конце наречий

На конце наречий после шипящих (ш, ч, ж, щ) под ударением пишется О , без ударения - Е .

Примеры: хорош, зловéще , свеж, волнýюще .

ИСКЛЮЧЕНИЕ: ещё .

Буквы О/А на конце наречий

Данная орфограмма связана со способом словообразования наречий.

В наречиях с приставками в-, на-, за-, , на конце пишется буква О .

Например: левый - в лево , правый - на право , светлый - за светло .

В наречиях с приставками из- (ис-), до-, с- (со-), образованных от прилагательных приставочно-суффиксальным способом , на конце пишется буква А .

Например: далёкий - из далека , красный - до красна , новый - с нова .

ВНИМАНИЕ: если наречия с приставками из- (ис), до-, с- (со-) образованы от прилагательных суффиксальным способом (т. е. в прилагательных уже есть приставка), то

на конце пишется О .

Например: до срочный - досрочно , до словный - дословно , из начальный - изначально .

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
  1. Дидактические материалы. Раздел «Наречие» ().
  2. Наречие как часть речи ().
  3. Наречие как часть речи ().
  4. Части речи в русском языке ().
  5. Культура письменной речи. Наречие ().

Домашнее задание

Упражнения № 241, 245, 247. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. К данным словам подберите и запишите однокоренные наречия с суффиксом -о(-е) . Обозначьте суффиксы наречий.

Свежий, похожий, бесстыжий, неуклюжий, певучий, могучий, тягучий, скрипучий, горячий, кричащий, зовущий, трепещущий, подобающий, увещевающий, вызывающий, исчерпывающий, захватывающий, располагающий, предостерегающий, немигающий, осуждающий, выжидающий, освежающий, угрожающий, понимающий, потрясающий, угнетающий, устрашающий, оглушающий, всеобъемлющий, торжествующий, волнующий, протестующий, расслабляющий, ошеломляющий, умоляющий, впечатляющий, ободряющий, примиряющий, покоряющий, манящий, общий.

Задание№ 2. Спишите, обозначая условия выбора букв -о(-е) после шипящих на конце наречий.

Изнуряющ.., кипуч.., хорош.., пугающ.., вопрошающ.., пронизывающ.., изнемогающ.., подбадривающ.., испытующ.., ослепляющ.., дремуч.., раздражающ.., подкупающ.., негодующ.., усыпляющ...

Задание № 3. Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание. Обозначьте способ словообразования.

Шагнуть влев..., справ... обгоняет грузовик, уйти засветл..., задолг... до приказа, добраться затемн..., вытереть досух..., изредк... интересоваться, начать занов..., засидеться допоздн..., вылизать дочист..., наскор... перекусить, надолг... запомнить.

Цели:

  1. Выявить закономерность написания гласных букв о-е (ё) после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных, прилагательных, наречий. Формировать умение выделять орфограмму “О-Е (Ё) после шипящих на конце наречий”, определив часть речи и часть слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области

Разработчик урока:

Учитель русского языка и литературы

Ивлева Л.Е.

2009 г.

Тема:"Буквы О-Е (Ё) после шипящих на конце наречий"

Цели:

  1. Выявить закономерность написания гласных букв о-е (ё) после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных, прилагательных, наречий. Формировать умение выделять орфограмму “О-Е (Ё) после шипящих на конце наречий”, определив часть речи и часть слова.

Ход урока.

I. Организационный момент- сообщение темы урока.

Постановка цели урока совместно с учащимися.

II .Повторение ранее изученного материала по теме “Наречия”.

Индивидуальная работа (выбор карточек с заданиями на доске до начала урока)

1. Образовать наречия от указанных слов-прилагательных. Каким способом образованы полученные наречия?

Обоснованный, ужасный, аргументированный, нечаянный, естественный, сонный, путаный. Одно наречие разобрать морфологически (на выбор).

2. Вставить буквы, раскрыть скобки.

Тихо (тихо) в лесу. (По) кошачьи ступают по рыхлому снегу чьи (то) лапы. Откуда(то) справ. донос.тся голодный вой волков. (Не) вольно вспомина.шь самые страшные сказки.

3. Составить 5 словосочетаний с наречиями на уже изученные правила по предложенной картине русского художника.

Работа с классом.

Повернул влево, появился слева, броситься врассыпную, пилить вручную, по весеннему лесу, бросились врассыпную, пилить вручную, зазвенел по-весеннему, во-вторых, как-нибудь встретимся, сделал кое-как, прилетел нежданно-негаданно, шли бок о бок, обрадованно воскликнул, опрокинул нечаянно, ушёл вдаль, ушёл в даль туманную.

III. Изучение нового материала.

1. Чтение материала по учебнику на странице105.

2. Чтение рифмовки на новую орфограмму

Свеж(о,ё?), хорош(о,ё?) и могуч(е,о?), зловещ(е,о?)

Что в суффиксе нужно писать у наречий?
Хочешь пятёрку в журнал получить?
Правила нужно твёрже учить!
После шипящих под ударением о
(Например, хорош о , горяч о и свеж о ).
Когда ударенья в суффиксе не слышим,
То букву
е непременно напишем.

Но: ни эта рифмовка, ни правило в учебнике на странице 105 не содержат полной информации о написании гласной О-Е(Ё) после шипящих в суффиксе наречий.

Продолжить рифмовку:

Пусть слово ещё никого не смущает,
Оно лишь одно исключеньем… (бывает).

Дать алгоритм применения правила:

1. На конце наречия шипящий.

2. Ударный – безударный гласный.

Третье лишнее. (Вспомните алгоритм применения правила “О-Е(Ё) на конце шипящих”)

1. Убаюкивающ. , блестящ. , горяч.

2. Общ. , заикающ. , вызывающ.

3. Трескуч. , голыш.м, могуч.

4. Жгуч. , свеж. , певуч.

5. Ещ. , потрясающ. , зловещ.

V. Закрепление. Списать текст, вставив буквы и недостающие знаки препинания.

На горизонте сумрачно, зловещ.. В южном небосклоне нет почти звёзд. А цикады поют, поют. Им тоже хорош.. Ещ. царственнее и грознее стал необ.ятный храм полнозвёздного неба. Волнующ. тихий покой царил ещ. .в городе. (По И.Бунину)

VI. Домашнее задание.

Теоретический материал на странице 105, упражнение 240 (письменно), упражнение 239 (устно) или по желанию:

VII. Итог урока.

Что узнали нового? Сложно ли было изучать тему? Что понравилось – не понравилось? Как уяснили алгоритм применения правила (прост или сложен?). Комментирование оценок учащихся.


7 класс. Урок русского языка.

Тема: Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

Цели: - формировать умение выделять орфограмму О и Е после шипящих в наречиях;

Грамотно решать орфографические задачи, связанные с употреблением О-Е после шипящих в словах разных частей речи;

Выработать навык написания о-е под ударением на конце наречий;

Развивать чувство прекрасного;

учиться ценить культурные ценности;

Оборудование: таблица О – Е и Е после шипящих

Тип урока : комбинированный урок

Повторение: О-Е после шипящих в других частях речи.

Ход урока

    Организационный момент

    Рефлексия позитивная!

Доброе утро! Начат день!

Просим Вас отбросить лень!

На уроках отвечать и

«Пятерки» получать!

Фронтальный опрос пройденного «Мозговой штурм»

Назовите дни недели по порядку не называя при этом ни числа, ни названия недели. . запишите в тетрадь.

Этимологическая разминка. А знаете ли вы?

Наречие завтра - произошло в результате слияния предлога «за» и существующего утро. То есть на следующий день, после утра.

Наречие сегодня образовалось путем сращения старого указательного местоимения сего (этого) и существительного дня. Это же местоимение сей (этот) сохранилось в наречии сейчас (этот же час).

    Игра «Третий лишний» Черствый, дешевый, горячо! Тяжелый, свежо, хорошо.

Определите слова, правописание которых вам неизвестны

Дайте определение новой темы и цели урока. запись новой темы.

Буквы О- Е после шипящих в наречиях.

    Работа с классом. Задание1

Образуйте от прилагательного наречия, графически обозначьте орфограмм, поставьте ударение.

Двигаться неуклюжий – неуклюже

Окончить (блестящий) – блестяще

Говорить (хороший) – хорошо,

Горячий – горячо

Излагать (общий) – общо

Певучий - певуче.

Сформулируйте правило! В каких случаях в наречиях после шипящих пишется Е, в каких – О. О чем мы не сказали?

Когда ударения в суффиксах мы не слышим,

То букву Е непременно напишем,

Пусть слово ЕЩЁ никого не смущает,

Оно лишь одно исключением бывает

    Групповая работа

Карточка № 1 для групповой работы.

Подберите к глаголам наречия, отвечающие на вопрос как? С О или Е на конце после шипящих.

Выступать, говорить, учиться, подглядывать, звучит, всматриваться.

Слова для справок : блестяще, торжествующе хорошо, осуждающе, испытующе, убеждающее.

Карточка № 2. Для групповой работы.

Замените наречия наречиями – синонимами, имеющими после шипящих на конце слова О или Е.

Взяться за дело усердно – неуклюже

Любить сильно – хорошо, блестяще

Двигаться неловко – горячо

Вести себя дерзко – певуче

Говорить напевно – вызывающе

Работу выполнить прекрасно - осуждающе

Смотреть неодобрительно – общо

Карточка № 3для групповой работы.

Вставить буквы О или Е

«Третье лишнее»

Общ____, заискивающ_____, вызывающ______,

Свеж___, певуч_____, ещ____,

Зловещ____, горяч____, успокаивающ____,

Ошеломляющ___, хорош____, ободряющ___

    Индивидуальная работа.

Карточки для индивидуальной работы

    Вставить пропущенные буквы.

Крыж___вник, реч____нка, свинц___вый, хорош___

Стриж___м, шапч___нка, гребеш___к, ещ___,

Свинц___вый, врач___м, свеж___

    Вставить пропущенные буквы

Борщ___м, улиц___й, одеж___нка, ещ____

Ч___рточка, девч___нка, ж___лудь, горяч___

Сожж____нный, пирож___к, пыльц___й, общ_

    Вставить пропущенные буквы

Теч__т, ш___в, свеж___, зловещ___

Певуч___, кирпич__м, ш__рох,

Ж__лтый, чертеж___м, плюш___вый, ш___в.

    Работа с классом Задание2 Устно Упр,287.Почему во многих наречиях с этой орфограммой есть суффикс ЮЩ?

    Задание3 Работа по иллюстрации «Зимний день» А Устиненко стр 160(учебник)Составить текст, используя наречия. Самое красивое предложение запишем в тетрадь и наречие подчеркнем. как член предложения.

    Графический диктант

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

О о е о е е о е о е

(Собачонка, шов, еще, горячо, ошеломляюще, певуче, ключом, дешевый, чащоба, печенка.)

10 Итог . Рефлексия. Что является условием написания О – Е в наречии.Для каких частей речи характерно это же условие выбора гласной? В каких частях слова?

Инструктаж дом задания. Параграф 36 . упражнение 288 (5 предл) по заданию

Буквы О/Е после шипящих на конце наречий

На конце наречий после шипящих (ш, ч, ж, щ) под ударением пишется О , без ударения - Е .

Примеры: хорош, зловéще , свеж, волнýюще .

ИСКЛЮЧЕНИЕ: ещё .

Буквы О/А на конце наречий

Данная орфограмма связана со способом словообразования наречий.

В наречиях с приставками в-, на-, за-, , на конце пишется буква О .

Например: левый - в лево , правый - на право , светлый - за светло .

В наречиях с приставками из- (ис-), до-, с- (со-), образованных от прилагательных приставочно-суффиксальным способом , на конце пишется буква А .

Например: далёкий - из далека , красный - до красна , новый - с нова .

ВНИМАНИЕ: если наречия с приставками из- (ис), до-, с- (со-) образованы от прилагательных суффиксальным способом (т. е. в прилагательных уже есть приставка), то

на конце пишется О .

Например: до срочный - досрочно , до словный - дословно , из начальный - изначально .

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
  1. Дидактические материалы. Раздел «Наречие» ().
  2. Наречие как часть речи ().
  3. Наречие как часть речи ().
  4. Части речи в русском языке ().
  5. Культура письменной речи. Наречие ().

Домашнее задание

Упражнения № 241, 245, 247. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. К данным словам подберите и запишите однокоренные наречия с суффиксом -о(-е) . Обозначьте суффиксы наречий.

Свежий, похожий, бесстыжий, неуклюжий, певучий, могучий, тягучий, скрипучий, горячий, кричащий, зовущий, трепещущий, подобающий, увещевающий, вызывающий, исчерпывающий, захватывающий, располагающий, предостерегающий, немигающий, осуждающий, выжидающий, освежающий, угрожающий, понимающий, потрясающий, угнетающий, устрашающий, оглушающий, всеобъемлющий, торжествующий, волнующий, протестующий, расслабляющий, ошеломляющий, умоляющий, впечатляющий, ободряющий, примиряющий, покоряющий, манящий, общий.

Задание№ 2. Спишите, обозначая условия выбора букв -о(-е) после шипящих на конце наречий.

Изнуряющ.., кипуч.., хорош.., пугающ.., вопрошающ.., пронизывающ.., изнемогающ.., подбадривающ.., испытующ.., ослепляющ.., дремуч.., раздражающ.., подкупающ.., негодующ.., усыпляющ...

Задание № 3. Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание. Обозначьте способ словообразования.

Шагнуть влев..., справ... обгоняет грузовик, уйти засветл..., задолг... до приказа, добраться затемн..., вытереть досух..., изредк... интересоваться, начать занов..., засидеться допоздн..., вылизать дочист..., наскор... перекусить, надолг... запомнить.

Выбор редакции
Буквы О/Е после шипящих на конце наречий На конце наречий после шипящих (ш, ч, ж, щ) под ударением пишется О , без ударения - Е ....

История человечества - это в немалой степени история войн. Больших и малых, национально-освободительных, захватнических, гражданских,...

Евгений Родионов - русский солдат и мученик, святой юноша, который сложил свою голову за русский народ и за свою страну. Сегодня его...

Кафедра истории и теории исторической науки Должность Профессор Ученая степень Доктор исторических наук, доцент Государственные...
Композитор Дата рождения 0 (Овен) 1985 (34) Место рождения Москва Композитор Александр Аршинов родился в 1985 г. в Москве. Он с...
Василий Уткин давно известен не только как спортивный комментатор, но и как завзятый спорщик. Его провокационные высказывания многие...
Израсходовать можно не более 20% от суммы страховых взносов, начисленных в ФСС за год, предшествующий отчетному, за минусом расходов на...
Новый единый расчет по страховым взносам 2019 года, пример заполнения которого приводим в статье, состоит из титульника и трех разделов,...
Многие предпочтут восполнять энергетический запас и успокаиваться с помощью йоги, дыхательных упражнений, медитативных практик и массажа....