Воля и ее основные признаки. Волевое действие. Волевая регуляция поведения. Волевое поведение Механизмы волевого поведения


19. Понятие о воле. Волевое поведение. Волевые качества личности

Первичные волевые качества личности: сила воли, настойчивость, выдержка. Вторичные, или производные, волевые качества: решительность, смелость, самообладание, уверенность. Третичные волевые качества: ответственность, дисциплинированность, обязательность, принципиальность, деловитость, инициативность.

Теории воли. Общее положение дел в области теоретических исследований воли. Волевая регуляция поведения как его наделение более высоким смыслом. Необходимость возникновения волевого действия и его особенности. Участие воли на различных этапах регуляции деятельности, от ее инициации до завершающего контроля. Связь волевой регуляции с мотивацией деятельности. Рефлексия и воля.

20. Эмоциональная сфера личности. Функции эмоций

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Данный факт не только убедительно доказывает врожденный характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие генотипические обусловленной способности к их пониманию у живых существ. Это, как мы уже видели, относится к общению живых существ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошо известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга.

Эмоции связаны с формированием личности и с развитием ее интересов. Они возникают вследствие взаимодействия человека со всем тем, что его окружает в реальной жизни, и занимают существенно важную сферу в структуре личности.

Хотя в общей структуре жизнедеятельности доминирующее положение и руководящая роль принадлежат сознанию, человек воспринимается подлинно как личность лишь тогда, когда его внутренний мир полон чувств, переживаний и желаний. Без них человек был бы подобен думающей машине, которая, обладая памятью и логическим разумом, не способна ни чувствовать, ни желать, ни осуществлять какую-либо творческую деятельность.

Не следует думать, что эмоции, влечения и потребности являются неким составным элементом биологической сущности человека. Напротив, необходимо подчеркнуть, что они составляют существенно важную сферу в структуре личности. Если бы эмоции, влечения и потребности всецело относились к области биологической жизни человека, на них не распространялись бы требования нравственного закона. Так, например, быть сытым или голодным не является нравственным или безнравственным, потому что эти физиологические состояния относятся не к личности, а к природе. Но проявление или отсутствие чувства сострадания к голодному человеку подлежит этической оценке, поскольку это чувство относится к характеру проявления личности.

Таким образом, приступая к изучению эмоций, влечений и потребностей, мы должны иметь в виду, вообще, все то, что, входя в эмоционально-потребностную сферу личности, подлежит ее этической оценке, подчиняется требованиям нравственного закона и контролю со стороны сознания.

Универсальное значение эмоций в жизни человека является очевидным. Какие бы условия ни определяли жизнь человека и его деятельность, действительными они становятся лишь тогда, когда проникают в сферу его эмоциональных переживаний. Благодаря эмоциональным переживаниям, восприятие жизни приобретает ценность и полноту. События и впечатления окружающей жизни находят отражение в различных и многообразных эмоциональных состояниях человека. Самая первая трудность, с которой мы встречаемся, когда говорим о видах эмоциональных состояний, - это вопрос о терминах, которыми обозначаются различные формы внутренних переживаний человека. Многообразие поступающих в сознание человека впечатлений превосходит возможность их полного словесного выражения. С помощью слов мы можем лишь отчасти объяснить внутреннее состояние или впечатления, полученные из внешнего мира. Вполне адекватных средств для логической передачи эмоций при помощи абстрактных понятий не существует. Поэтому и термины, выражающие различные виды эмоций, относительны и условны. Однако в целом следует придерживаться следующих понятий и определений основных видов эмоциональных состояний.

Чувство - длительное устойчивое переживание человеком своего отношения к самому себе и людям, их характеру, поведению, поступкам и, вообще, ко всем явлениям жизни.

Аффект - сильное, бурно протекающее эмоциональное переживание, например, гнев или ужас.

Страсть - сильное, глубокое чувство, надолго захватывающее человека.

Настроение - длительное эмоциональное состояние, которое может быть радостным, приподнятым или, наоборот, угнетенным, упавшим и которое придает определенный эмоциональный тон и окраску всем другим переживаниям, мыслям и действиям.

Все эти понятия и определения в некоторой степени могут быть взаимозаменяемыми.Что касается собственно эмоции, то ее обычно определяют как кратковременное переживание, являющееся немедленным ответом чувства, возникающего в результате впечатления, произведенного изменившимися условиями обстановки. В последнее время отмечается тенденция определять эмоцию как результат недостатка или отсутствия определенной информации о внешней среде, как незнание, что предпринять и как поступить. В этой новой интерпретации эмоции последняя трактуется более широко и универсально, а именно как переход, погружение человека во внутреннее переживание.

Обычно признается, что эмоции возникают в тех случаях, когда в жизни человека происходит нечто значимое. Одни авторы считают, что любое воспринимаемое событие является значимым. Оно воспринимается человеком как часть его жизни. В каждом событии можно найти хотя бы незначительный оттенок интересного, неожиданного, радостного или неприятного. Другие авторы полагают, что эмоции возникают в особых и исключительных ситуациях, когда имеют место неожиданное счастье и успех в жизни или, наоборот, угроза жизненным целям и интересам, конфликтные ситуации, непредвиденное развитие событий, расстройство планов и замыслов, крушение надежд. Но здесь речь идет скорее о переживании экстремальных жизненных ситуаций, чем об обычных эмоциях или чувствах.

Вообще, эмоции возникают в любых обстоятельствах, но проявляются наиболее полно и глубоко в те моменты, которые для личности являются особенно важными. Личность всегда эмоционально реагирует на то, что составляет предмет ее интересов, в чем она проявляет повышенную настойчивость и к чему она активно стремится. Влечения и потребности личности составляют обычно тот круг, в пределах которого возникает и строится эмоциональная жизнь.

Возникающие эмоции обладают различной степенью глубины, устойчивости и продолжительности. Эмоциональная окрашенность восприятия действительности может выражаться в нескольких формах эмоциональных проявлений. Ответ человека на какое-либо событие в окружающей обстановке может последовать в виде аффекта как кратковременной и весьма интенсивной эмоциональной реакции, однако быстро проходящей и не оставляющей после себя глубоких следов. Но этот ответ может выражаться и в форме более глубокого и продолжительного переживания, и, наконец, в форме устойчивого эмоционального отношения к какому-либо человеку или явлению. Кроме того, все эти переживания могут иметь положительный или отрицательный эмоциональный фон.

По единодушному мнению многих исследователей, эмоции признаются выполняющими функцию оценки происходящего. Способность эмоции производить оценку хорошо объясняет тот факт, что эмоции возникают в особых и значимых ситуациях. Благодаря возникающим эмоциям, человек узнает о жизненной значимости происходящего.

Эмоции выполняют и другие, более специфические функции. Одной из них является функция регуляции деятельности человека. Любая целенаправленная деятельность человека представляет собой процесс удовлетворения его потребностей. Благодаря действию эмоции, та или иная потребность всегда эмоционально окрашена и воспринимается как ценность, на достижение которой направляется конкретная деятельность.

Побуждение человека к совершению какого-либо конкретного поступка происходит также под воздействием эмоции. В зависимости от ситуации эмоции могут внушить человеку определенное поведение, в котором эмоции находят свое проявление или определенную степень выражения. Например, чувство жалости, возникшее в душе милосердного самарянина, побудило его проявить деятельное участие в судьбе попавшего в беду человека.

Наконец, важная функция эмоций в нравственной жизни состоит в том, что с помощью эмоций человек способен воспринимать и различать явления добра и зла, улавливать внутреннее состояние другого человека, давать интуитивную оценку происходящим событиям, отдельным лицам и их поступкам и действиям.

Хотя, в первую очередь, не что иное, как воля ведет человека к действию, решению воли предшествует эмоциональная склонность. Отсюда роль эмоций является важной и, более того, необходимой. Без них человек был бы инертным и медлительным в осуществлении той деятельности, которая должна вести к нравственному росту и совершенству. Благодаря эмоциям, человек может находить источник энергии и сил для решения жизненно важных задач. Однако, с другой стороны, когда эмоции выходят из-под контроля разума, они могут повести человека к самым серьезным беспорядкам и необдуманным действиям. Наличие губительных последствий по причине неконтролируемых чувств и страстей способствовало тому, что на эмоции стали смотреть с подозрительностью и недоверием. Тем не менее необходимость эмоций для человеческой жизни настолько очевидна, что кажется нелепо осуждать их, ориентируясь только на отрицательную сторону их проявлений. Нравственный характер эмоций зависит от того, в какой степени они согласны с нормами нравственного закона и в какой степени подчиняются воле и разуму.

Человек, у которого возникла нежелательная эмоция, не ответственен за нее до тех пор, пока разум и воля не соглашаются с ней. Ответственность предполагается в том случае, когда разум одобряет эмоцию, а воля осуществляет ее свободное проявление. Ответственность следует и тогда, когда воля, фактически не соглашаясь с эмоцией, тем не менее пренебрегает тем, чтобы подчинить ее своей власти, несмотря на то, что она способна и должна это сделать. Однако реально возможна такая ситуация, когда возникшее чувство обладает неудержимой силой и совершенно лишает человека способности обращаться к воле и разуму. Исходя из всего этого, можно выделить три вида эмоций, способных сыграть отрицательную роль в нравственной жизни человека.

Неупорядоченные чувства, которые намеренно желанны омраченным сознанием и намеренно вызваны злой волей. Возникновение этих чувств предполагает полную нравственную ответственность человека. Неупорядоченные чувства, которые не являются намеренно желанными, но возникновение которых, вследствие отсутствия контроля со стороны воли и разума, предполагает вину за допущенную небрежность. Стихийные чувства, которые полностью превышают возможность нравственного контроля, потому что они возникают слишком внезапно и с большой силой и ведут к поступкам, далеко превышающим степень предвидения. Однако и в этом случае человек несет нравственную ответственность за последствия неконтролируемых стихийных эмоций, поскольку никогда раньше не готовил себя к тому, чтобы быть способным противостоять их внезапному и бурному натиску.

21. Понятие о внимании. Виды внимания. Основные свойства внимания

В.– психический процесс направленности и сосредоточенности психической деятельности на объекте.

В.– процесс сознательного или бессознательного отбора информации, поступающей через органы чувств и игнорирование остальной, неактивной информации.

Виды внимания:

* Непроизвольное – обусловлено физическими характеристиками и значимостью стимулов для человека. Присуще детям. Генетически первый тип, природообусловлен. Оно зависит от внешних раздражителей и их свойств. Это спонтанное внимание, не связанное с волевыми усилиями.

Свойства раздражителей:

1.интенсивность;


Условием необходимым, но отнюдь не достаточным для успешной практической работы. Практическая работа тоже может быть разной. Когда я начинаю говорить студентам о психологии личности, я говорю, что можно говорить о психологии личности, а можно говорить о личности, есть два разных дискурса, если воспользоваться модным нынче словом. В одной логике я могу рассказывать про то, как строится область...

Особенностей человека, так и собственно результаты первичной его психологической интерпретации вписываются в парадигму их нравственно–богословского осмысления. Приведем краткие результаты сопоставительного анализа восьми использованных при разработке методики оценки делового потенциала социально–психологи-ческих образований с конкретными проявлениями сил естества человеческого на их телесно– ...

Решить на основе исследований механизмов социализации как интериоризации социальных норм в процессе совместной деятельности ребенка и со взрослыми, и со сверстниками. 4.Персонологическая историко-эволюционная ориентация в психологии личности: человек как индивидуальность В центре внимания исследователей персонологической ориентации стоят проблемы активности, самосознания и творчества...

5. Раздел, изучающий психологию десоциализации личности, психологические механизмы делинквентного и преступного поведения, психологию личности преступника и преступных групп - это: А судебная психология; Б - криминальная психология; В - психология исправительной деятельности; 6. Психология исправительной деятельности решает проблемы: А - установления вменяемости - невменяемости; установление...

Понятие о воле

Когда люди, располагающие равными знаниями и умениями, придержи­вающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь с разной степенью решительности и интенсивности, приступают к ре­шению стоящей перед ними задачи, или когда при столкно­вении с трудностями одни из них прекращают действовать , а другие действуют с удвоенной энергией , эти явления связы­вают с проявлениями их воли.

Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправ­ленных действий и поступков. Воля соотносится со всем созна­нием человека как одна из форм отражения действительности, функцией которой является сознательная саморегуляция его ак­тивности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В осно­ве этой саморегуляции лежит взаимодействие процессов воз­буждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим психологи выделяют в качестве конкретизации указанной выше общей функции, две другие - активизирующуюи тормо­зящую.Иногда первую функцию обозначают термином побуди­тельнаяили стимулирующая.

Волевые или произвольные действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий . (Рогов)

При помощи волевого усилия человек не уничтожает непро­извольную активность, а только изменяет ее форму или подав­ляет внешнее проявление . Поэтому воля - это еще и власть человека над собой, своими стремлениями, чувствами, страстями. Воля - это способность человека управлять собой, сознательно регулировать свое поведение и деятельность . (Рогов)

Основные признаки волевого действия

Специфическая особенность волевого поведения в переживании состояния «Я должен », а не «Я хочу», хотя, конечно, следует учитывать возможность совпа­дения волевого и импульсивного поведения («Я хочу исполнить свой долг»). Поэтому, образно выражаясь, наша жизнь пред­ставляет собой постоянную борьбу волевого и привычного, обы­денного поведения .

В противоположность непроизвольным со­знательные действия, более характерные для поведения челове­ка, направлены на достижение поставленной цели. Именно со знательная целеустремленность действий характеризует воле­вое поведение . Однако, являясь по своей структуре достаточно сложными, так как не всякая цель может быть достигнута сра­зу, волевые действия могут включать в себя в качестве отдель­ных звеньев и такие движения, которые в ходе образования навыка автоматизировались и потеряли свой первоначально со­знательный характер .

Еще одним важнейшим признаком волевого поведения считают связь его с преодолением препятствий , внутренних или внешних. Внутренние, субъективные, препятствия обус­ловлены поведением человека, субъекта волевого действия и могут быть вызваны усталостью, желанием развлечься, стра­хом, стыдом, ложным самолюбием, инертностью, просто ленью и т.д.

Важнейшую роль в преодолении затруднений на пути к достижению цели играет осознание значения цели , а вместе с тем и осознание своего долга . Чем больше значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает . В неко­торых случаях достижение цели оказывается дороже жизни, и тогда волевые действия могут привести к смерти субъекта . Подтверждением этого положения могут служить примеры гибели бойцов во время пыток или смертельные исходы спор­тивных поединков. (Рогов)

Каковы основные признаки волевого поведения?

Эти признаки можно вывести из данного выше, разностороннего описательного определения воли. Волевым называется такое поведение человека, которое:

  • сознательно контролируется самим человеком;
  • является целенаправленным;
  • связано с принятием решений;
  • соотносится с борьбой равносильных мотивов, которые сами по себе не в состоянии породить однозначно целенаправленное поведение;
  • предполагает приложение внутренних усилий для его осуществления, то есть для преодоления препятствий, возникающих на пути к цели.

Эти пять признаков отличают волевое поведение от безвольного поведения — такого, в управлении которым воля активного участия не принимает.

Наличие любого из указанных признаков является достаточным для того, чтобы соответствующее поведение человека назвать волевым.

Отсутствие всех пяти признаков означает, что мы имеем дело с безвольным поведением. Во всех остальных случаях мы говорим о частичном участии воли в регуляции поведения. Примеров такого поведения, в регуляции которого воля участия не принимает, довольно много. Это все виды поведения, выполняемые, например, на бессознательном уровне. К ним относятся непроизвольные действия и автоматические реакции человека на какие-либо внутренние импульсы или внешние воздействия. Это также поведение человека под влиянием галлюцинаций, в состоянии бреда, под воздействием гипноза, во сне или в полусонном состоянии. Абсолютное большинство случаев, связанных с автоматической психической регуляцией органических процессов, также относится к безвольному поведению.

Вообще для человека характерно сочетание волевого и безвольного поведения. Волевое поведение в деятельности преобладает, когда то, что делает человек в данный момент, имеет для него особенное значение или когда на пути целе­направленной деятельности возникают труднопреодолимые препятствия, которые необходимо понять, осознать, принять разумное решение относительно того, как действовать в сложившейся ситуации.

Когда мы пользуемся понятием «воля», мы с его помощью характеризуем не только поведение человека, но и его самого как личность. Мы, например, говорим: «Этот человек, безусловно, волевой, а тот человек, вероятно, безвольный».

Пользуясь подобного рода высказываниями, мы имеем в виду, что люди могут обладать или не обладать некоторыми особенными качествами личности, которые называются волевыми. Такие качества действительно существуют. Их можно определить как свойства характера человека, в которых проявляется его воля. К этим свойствам относятся, например, упрямство, упорство, целеустремленность, настойчивость, ответственность, обязательность, исполнительность и ряд других личностных свойств . Знакомство с перечнем таких свойств показывает, что человек как личность может быть по-разному оценен с точки зрения уровня развития этих свойств. Например, такие волевые свойства, как упрямство и упорство, характеризуют человека как не очень высоко развитую личность, а целеустремленность и ответственность, напротив, представляют человека как высокоразви­тую личность. Отсюда вытекает, что по мере того, как личность развивается, совершенствуются и ее волевые качества .

Как волевые качества личности формируются и развиваются?

Прежде чем отвечать на данный вопрос, переформулируем его следующим образом: как развивается воля человека в целом и вместе с ней - его отдельные волевые качества? Наблюдения за поведением детей показывают, что первые отчетливые признаки проявления волевого поведения у них можно обнаружить между вторым и третьим годом жизни. Это означает, что именно в этот период у детей уже есть воля и они могут ее демонстрировать. Можно предполагать, что начало формирования воли относится ко времени, когда у ребенка появляются первые настойчивые действия, направленные на преодоление препятствий, подкрепляемые со стороны наблюдающих за детьми взрослых людей. Такое обычно происходит между первым и вторым годами жизни ребенка. Признаком того, что у ребенка начинает развиваться собственная воля и появляется связанное с ней удовольствие в связи с успешным преодолением препятствия, является самостоятельное повторение ребенком действий, оказавшихся не вполне удачными для достижения цели. Такое поведение можно наблюдать у некоторых детей, начиная примерно с 6-8 месяцев. Например, младенец пытается достать какой-либо предмет или игрушку. Это ему не сразу удается, но он настойчиво повторяет соответствующее действие до тех пор, пока оно не приведет к успеху, и после этого испытывает явное удовольствие.

Первые наблюдаемые у детей признаки волевого поведения, относящиеся ко второму-третьему году жизни, и свидетельствуют о том, что у детей сформировались так называемые первичные волевые качества. Речь в данном случае идет, например, о таких качествах, как упорство и упрямство, то есть о качествах, которые характеризуют сравнительно невысокий уровень волевого развития человека. О начале формирования вторичных волевых качеств личности можно, вероятно, говорить лишь с того времени, когда волевое поведение ребенка приобретает разумный и сознательный характер. Обычно это происходит в период жизни от 5 до 6 лет или раньше в преддошкольном возрасте. У многих детей в это время в доступных для них видах деятельности - играх, а также, отчасти, в общении, в учении и труде, начинают проявляться настойчивость, целеустремленность, ответственность, то есть собственно вторичные волевые качества личности. Воля человека активно продолжает развиваться дальше в течение детства. Особенно важным в этом отношении является подростковый период, так как для многих подростков сила воли становится одним из самых ценных качеств личности и почти все дети этого возраста начинают целенаправленно и активно развивать свою волю.

К концу подросткового и к началу юношеского возраста основные волевые качества личности можно считать сформировавшимися. Практически это означает следующее. Во-первых, если к этому возрасту воля человека оказалась развитой, то он может ее самостоятельно проявлять во всех делах, за которые берется. Во-вторых, если воля у человека отсутствует, то с этим недостатком после данного возраста уже трудно бороться. В-третьих, подростки, которые имеют волю, обычно начинают с этого возраста в личностном плане развиваться быстрее подростков, которые выросли безвольными. За пределами юношеского возраста, то есть после 25-30 лет, воля, по-видимому, у человека уже не развивается. Если к данному возрасту человек уже стал волевым, то таким он, скорее всего, и останется, если к этому возрасту он оказался безвольным, то, скорее всего, останется таким в дальнейшем.

Сказанное, однако, не означает, что воля человека после указанного возраста и по мере его психологического развития (оно, несомненно, продолжается) совершенно не изменяется. Те перемены волевого характера, которые могут происходить, а иногда действительно происходят после 25-30 лет, проявляются в том, что волевое поведение человека приобретает все более разумный, сознательный и взвешенный характер. Прежде чем приложить к чему-либо волевые усилия, человек размышляет, взвешивает свои шансы, решает для себя, стоит ли делать то, что требует от него волевых усилий, или не стоит, и, если после долгих размышлений он приходит к выводу, что это делать стоит, лишь тогда начинает проявлять свою волю. Иными словами, воля человека по мере его психологического развития перестает быть слепой, неразумной силой и становится сознательным подспорьем к его разуму.

Воля, волевые действия



Теории воли

Механизмы волевой регуляции

Развитие воли у человека

Литература

воля личность поведение преодоление


1. Общее понятие о воли. Функции воли


Воля присутствует во многих актах человеческого поведения, помогая гая преодолевать сопротивление, а также другие желания и потребности на пути к намеченной цели. Например, если человеку не хочется пить горькое лекарство, но он знает, что это крайне необходимо для его здоровья, то, подавляя силой воли свое нежелание, он заставляет себя систематически выполнять назначенной лечение.

Другой пример - студенту хочется сходить на дискотеку, но у него еще не готова домашняя контрольная работа к завтрашнему дню. Преодолевая усилием воли сиюминутное желание, студент заставляет себя работать, поставив целью завтрашний успех. Проявление воли мы наблюдаем и в различных ситуациях общения. Например, человек нам неприятен, но от него объективно зависит наше дальнейшее продвижение, поэтому усилием воли мы сдерживаем свою неприязнь, надеваем подходящую для данной ситуации психологическую "маску" и как результат добиваемся своего.

Любая деятельность человека всегда сопровождается действиями, которые могут быть разделена на две большие группы:

ØПроизвольные,

ØНепроизвольные.

Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий.

Простейшими из непроизвольных движений являются рефлекторные сужения и расширение зрачков, мигание, глотание, чихание и т.п. К непроизвольным движениям также относятся отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося резкого звука.

Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Механизм функционирования воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы.

Чаще всего человек проявляет свою волю в следующих типичных ситуациях:

Øнеобходимо сделать выбор между двумя или несколькими одинаково привлекательными, но требующими противоположных действий мыслями, целями, чувствами, несовместимыми друг с другом,

Øнесмотря ни на что, необходимо целенаправленно продвигаться по пути к намеченной цели;

Øна пути практической деятельности человека возникают внутренние боязнь, неуверенность, сомнения или внешние объективные обстоятельства, (препятствия), которые необходимо преодолеть.

Иными словами, воля ее наличие или отсутствие проявляется во всех ситуациях, связанных с выбором и принятием.

В качестве основных функций воли выделяют:

1.выбор мотивов и целей,

2.регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;

3.организацию психических процессов в систему, которая адекватна выполняемой человеком деятельности;

4.мобилизацию физических и психических возможностей при достижении поставленных целей в ситуации преодоления препятствий.


2. Теории воли


Воля как феномен человеческой психики давно, еще в античности привлекала внимание мыслителей.

1.Так, Аристотель ввел понятие воли в систему категорий науки о душе для того, чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы.

Воля у Аристотеля выступала как фактор, способный изменять ход поведения:

Øинициировать его,

Øостанавливать,

Øменять направление и темп.

Однако мыслители античности, а позднее и средневековья не трактовали волю в современном ее личностном понимании. Так, в античности понятие "воля" поглощалось понятием "логика". По Аристотелю, например, любое действие вытекает в первую очередь из логического заключения.

2.В период средневековья существовал обряд экзориса - изгнания дьявола. Человек в те времена воспринимался лишь как пассивное, начало, в котором воля проявлялась в виде добрых и злых духов порой даже персонифицированных.

Такое понимание воли было обусловлено тем, что традиционное общество фактически отрицало самостоятельное начало в поведении. С.И. Рогов отмечает, что личность выступает в нем лишь как род, как программа, по которой жили предки. Право на отклонение признавалось лишь за некоторыми членами общества, например:

Øшаманом - человеком, который общается с духами предков;

Øкузнецом - человеком, которому подвластна сила огня и металла;

Øразбойником - человеком-преступником, противопоставившим себя данному обществу.

3.Понятие воли как бы возрождается в новое время вместе с появлением понятия личности, одной из главных ценностей которой является свобода воли. Появляется новое мировоззрение - экзистенциализм, "философия существования", согласно которому свобода - это абсолютная, свободная воля. М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр и А. Камю считали, что любой человек по сути своей своеволен и безответственен, а любые общественные нормы являются подавлением человеческой сущности.

4.В России интересную трактовку воли представил И.П. Павлов, рассматривая волю как "инстинкт" (рефлекс) свободы. Как инстинкт свободы, воля выступает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода или опасности.

Много споров возникло и возникает по вопросу сознательного или бессознательного происхождения понятия "воля".

ØСторонники идеалистических воззрений истолковывали как феномен воли, присущую человеку способность к самостоятельному выбору цели и способов ее достижения. Способность же принимать решения, выражающие личностные установки и убеждения, они истолковывали как результат действий стоящей за этими актами иррациональной силы.

ØВ свое время немецкие философы А. Шопенгауэр и Э. Гартман абсолютизировали волю, объявив ее космической силой, слепым бессознательным первоначалом, производным которого являются все психические проявления человека.

ØПсихоаналитическая психология представляла волю человека как своеобразную энергию человеческих поступков. Сторонники психоанализа считали, что поступками человека управляет некая биологическая энергия человека, превращенная в психическую. Фрейд отождествлял эту энергию с психосексуальной энергией полового влечения - бессознательным либидо, объясняя тем самым человеческое поведение сначала "окультуренными" проявлениями этой жизнеутверждающей силы Эрос, а затем ее борьбой со столь же подсознательной тягой человека к смерти Тантос.

ØСторонниками теории о воле как об особой надприродной силе, лежащей в основе психики и бытия в целом, являлись такие известные психологи, как В. Вундт и У. Джеймс. Теологическое толкование воли состоит в том, что воля отождествляется с божественным началом в мире: Бог - исключительный обладатель свободы воли, наделяющий ею людей по своему усмотрению.

ØМатериалисты трактуют волю как сторону психики, имеющую материальную основу в виде нервных мозговых процессов. Волевые или произвольные действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных действий являются рефлекторные. К этому типу также относятся импульсивные действия, неосознанные, неподчиненные общей цели реакции. В противоположность непроизвольным, осознанные действия человека направлены на достижение им цели, что характерно для волевого поведения.

Материальной основой произвольных движений является деятельность гигантских пирамидных клеток, расположенных в одном из слоев коры мозга в области передней центральной извилины. В этих клетках зарождаются импульсы к движению. Ученые пришли к этому заключению, изучая причины возникновения абулии (болезненного безволия), которая развивается на почве мозговой патологии и аппраксии (нарушений) произвольной регуляции движений и действий, делающих невозможным осуществление волевого акта, возникающей в результате поражения лобных долей головного мозга. Учение о второй сигнальной системе И.П. Павлова значительно дополнило материалистическую концепцию, доказывая услово-рефлекторную сущность воли.

Современные исследования воли в психологии ведутся по разным научным направлениям:

Øв бихевиористски ориентированной науке изучаются определенные формы поведения,

Øв психологии мотивации в центре внимания находятся внутриличностные конфликты и способы их преодоления,

Øв психологии личности основное внимание сосредоточено на выделении и исследовании соответствующих волевых характеристик личности.

Вместе с тем современная психология стремится придать науке о воле интегративный характер.


Волевая регуляция поведения человека и волевые качества личности


Воля и ее сила проявляются в волевых действиях поступках человека. Волевые действия, как и вся психическая деятельность, согласно И.П. Павлову, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показывают исследования, происходит сличение достигнутого каждый раз результата с предварительно составленной программой цели.

Воля обеспечивает две взаимосвязанные функции: побудительную и тормозную, проявляясь в них в виде волевого действия.

В соответствии с указанными функциями воля подразделяется на:

Øактивизирующую,

Øпобудительную, стимулирующую,

Øтормозящую.

Побудительная функция способствует активности человека на основе специфики внутренних состояний, обнаруживающихся момент самого действия.

Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности.

Побудительная и тормозная функция составляют "содержательную" основу процесса волевой регуляции.

С учетом изложенного, волевая регуляция поведения человека в ее наиболее развитом виде - это сознательное управление собственными мыслями, чувствами, желаниями и поведением. Существуют различные уровни психической регуляции.

Выделяются следующие уровни психической регуляции:

.непроизвольная регуляция (допсихические непроизвольные реакции);

.образная (сенсорная) и перцептивная регуляция;

.произвольная регуляция (речемыслительный уровень регулирования);

.волевая регуляция (высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели).

В результате волевой регуляции возникает волевой акт. Элементарный волевой акт возникает только тогда, когда в голове человека одновременно с мыслью о совершении какого-либо действия не появляется другая мысль, мешающая его осуществлению.

Таким актом можно, например, считать идеомоторный акт, который представляет способность одной мысли о движении, вызвать само движение. Более сложный волевой акт связан с преодолением так называемой "конкурирующей" идеи, при наличии которой у человека возникает специфическое ощущение прилагаемого усилия, которое связано с проявлением силы воли.

Самый сложный волевой акт - такой, при котором путем преодоления внутреннего и внешнего сопротивления сознательно принимается, а затем осуществляется принятое решение. К сложным волевым актам относятся, например, отказ от вредных привычек курения, алкоголизма и дурных компаний. Сложный волевой акт не осуществляется сиюминутно в реальном времени, иногда для его осуществления требуется приложение максимальной силы воли. Сложные волевые акты - наивысший показатель "волевого" человека. Еще одним отличием "волевого" человека от "человека привычки", является наличие у первого развитых волевых качеств.

Волевые качества подразделяются на три категории:

Øпервичные волевые качества (сила воли, настойчивость, выдержка);

Øвторичные, или производные, волевые качества (решительность, смелость, самообладание, уверенность);

Øтретичные волевые качества (ответственность, дисциплинированность, обязательность, принципиальность, деловитость, инициативность).

Волевые качества личности - категория динамическая, способная к изменению, развитию в течение жизни. Волевые качества нередко направляются не столько на овладение обстоятельствами и их преодоление, сколько на преодоление самого себя. Это особенно касается людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда им приходится действовать вопреки своим природным или характерологическим данным.


Механизмы волевой регуляции


Все достижения человека и человечества в целом не обходятся без участия воли, волевой регуляции поведения. Все волевые процессы, составляющие механизм регуляции, имеют несколько существенных фаз:

.возникновение побуждения и постановка цели;

.стадия обсуждения и борьба мотивов;

.принятие решения;

Исполнение.

Ключевыми понятиями 1-3-й фаз являются влечение и желание. Влечение - это неосознанная потребность, а желание - осознанная потребность, готовая превратиться сначала в мотив, а затем и в цель поведения.

Однако далеко не всякое желание может сразу претвориться в жизнь, так как у человека могут возникнуть одновременно несколько несогласованных желаний, порождая тем, самым борьбу мотивов. Борьба мотивов нередко сопровождается сильным внутренним напряжением, особенно если желания полярны. В традиционной психологии борьба мотивов рассматривается как ядро волевого акта. Преодоление же внутреннего конфликта идет лишь через осознание реальной значимости и соотношения мотивов, их важности для человека и последствий, результирующих волевое действие.

Принятие решения является заключительным моментом борьбы мотивов, порождающим специфическое для волевого акта чувство ответственности за действие. Процесс принятия решения достаточно сложен, и его скорость во многом зависит от такой категории, как "решимость" человека, степень которой зависит от следующих факторов:

Øналичия разумных оснований для осуществления волевого акта;

Øдинамики и силы внешних обстоятельств, определяющих шкалу мотивов;

Øтемперамента и характерологических особенностей человека, принимающего решение.

Лучше уяснить эту мысль поможет схема, предложенная Л.Д. Столяренко (рис. 31).


Рис. 31. Динамика воли в зависимости от трудности внешнего мира и сложности внутреннего мира человека

Обозначения:

Воля не требуется, желания человека просты, однозначны, любое желание осуществимо в легком мире;

Требуются волевые усилия по преодолению препятствий реальной действительности, нужно терпение, но сам человек внутренне спокоен, уверен в своей правоте в силу однозначности своих желаний и целей;

Требуются волевые усилия по преодолению внутренних противоречий, сомнений. Человек внутренне сложен, идет борьба мотивов и целей, он мучается при принятии решения;

Требуются интенсивные волевые усилия, чтобы преодолеть внутренние сомнения для выбора решений и осуществления действий в условиях объективных помех и трудностей. Волевое действие здесь выступает как сознательно принятое к осуществлению намеренное целенаправленное действие на основе внешней и внутренней необходимости.


Заключительной фазой волевого процесса является исполнение. Этап исполнения имеет сложную внутреннюю структуру: принять решение - это не значит сразу его выполнить.

Исполнение решения очень тесно связано с такой категорией, как время. Если исполнение откладывается на значительный срок, то речь идет о намерении, которое, в свою очередь, должно быть тщательно спланировано, что определит успешность и скорость исполнения. Для окончательного принятия решения и исполнения требуется волевое усилие.

Волевое усилие - это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека и создающего дополнительные мотивы к действию по достижение цели.

Волевое усилие зависит от следующих факторов:

Øмировоззрение личности;

Øморальной устойчивости;

Øналичия общественной значимости целей;

Øустановки по отношению к действию;

Øуровня самоорганизации личности.

Иными словами, воля является своеобразным отображением структуры личности и ее внутренних особенностей. Волевое действие каждого человека неповторимо.

Знание механизмов волевой регуляции и способов развития воли необходимо каждому человеку, стремящемуся к планомерному и успешному саморазвитию и достижению жизненных целей.


Развитие воли у человека


Воля - одно из человеческих качеств, которое потенциально заложено до рождения и которое вместе с тем можно развивать в течение жизни. Диапазон сильной воли столь же велик, как и диапазон слабоволия.

Желание укрепить свою волю, расширить спектр применения волевого действия чаще всего возникает у людей с интернальной локализацией контроля.

Локализация контроля - это склонность человека приписывать ответственность за результаты действия внешним или внутренним силам. В зависимости от этого различаются интерналы и экстерналы.

Интерналы чаще всего чувствуют личную ответственность за свои действия, объясняя их своими личностными особенностями, поэтому они стремятся работать над собой, самосовершенствоваться, в том числе и развивать свою волю.

Экстерналы же все стараются объяснить внешними обстоятельствами, снимая с себя всяческую ответственность и тем самым снижая актуальность волевой активности и волевой тренировки.

Человек, желающий владеть собой и обстоятельствами, желающий победить деструктивные эмоции и качества, например, как страх и лень, может путем тренировки усилить свою волю и увеличить спектр своих возможностей.

Работая над развитием воли, можно опираться на рекомендации, которые дают Л.И. Рувинский и С.И. Хохлов.

1.Лучше не принимать решений, чем принимать и не выполнять их. Принятое решение должно быть выполнено.

2.Цель должна быть полезной, общественно значимой, привлекательной.

.Поставленная цель должна быть тщательно обдумана. Нельзя ставить цели и принимать решения, когда вы в состоянии сильного эмоционального возбуждения, гнева, а также когда не могут быть учтены наиболее существенные обстоятельства, связанные с выполнением вашего решения.

.Поставленная цель должна соответствовать вашим возможностям. Она будет достигнута при наличии:

Øволевого усилия, необходимого для выполнения решения;

Øопределенных знаний и умений, необходимых для выполнения решения;

Øразвитого того или иного волевого качества выдержки, настойчивости, прилежания, смелости, целеустремленности;

Øвремени и средств, необходимых для выполнения решения.

5.Поставленная цель должна быть абсолютно конкретной:

Øуказаны сроки, точно определен минимальный объем ежедневной запланированной работы;

Øобщей продолжительности работы над чем-либо;

Øточно указан предполагаемый результат;

Øуказаны средства реализации принятого решения.

Øглавная цель должна быть разбита на ряд промежуточных.

Необходимым условием эффективности постановки цели является умение сделать ее достижимой, привлекательной и включить в качестве составной части в значимые для нас и реально действующие мотивы.

Таким образом, от осознания значимости цели, правильного ее выбора, сочетания ближних, средних и дальних перспектив, зависит ее побудительная сила.

Для успешного претворения в жизнь наших планов необходима внутренняя активность. Она должна быть целенаправленной и осуществляться со знанием дела, с пониманием сущности происходящих в нас психических процессов. Обучаясь управлять своими чувствами и психическими состояниями, мы получаем двойную пользу: во-первых, развиваем и укрепляем нужные черты характера самообладание, выдержку, а во-вторых, также вызываем необходимые психические состояния, которые помогают нам достигать поставленных целей.

Достаточный уровень развития воли - необходимая основа и условие для осуществления программы самовоспитания. Именно поэтому самовоспитание воли является не только целью развития одного из качеств личности, но и необходимо для ее формирования в целом.


Литература


1. Под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. - СПб.; М.; Харьков; Минск: Питер, 2005

Под ред. Б.А. Сосновского: Психология. - М.: Юрайт, 2005

Реан А.А. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2005

Совет УМО университетов РФ по психологии; Под ред. Т.Д. Марцинковской: Рец. М.Ю. Кондратьев, А.И. Подольский: Психология развития. - М.: Академия, 2005

Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.: Академия, 2005

Психология. Программы-минимум кандидатских экзаменов. - М.: Икар, 2004

Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. - М.: Владос-Пресс, 2004

Бодалев А.А. Общая психодиагностика. - СПб.: Речь, 2004

Волков Б.С. Психология развития человека. - М.: Академический Проект, 2004


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

При объяснении, прогнозе и контроле действий работника особое значение приписывается его воле. Нередко бывает так, что принимая какое-то решение и понимая необходимость действовать, работник не спешит выполнить его. Например, получив задание и понимая, что надо начать работать, он не сразу приступает к ней и проводит в курилке хотя бы несколько минут. Психологи давно пытались объяснить, почему люди иногда ничего не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения подчас даже остро переживаемых интересов.

Когда работники, располагающие равными знаниями и умениями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь с разной степенью решительности и интенсивности, приступают к решению стоящей перед ними задачи или когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают действовать, а другие действуют с удвоенной энергией, эти явления связывают с проявлениями такой особенности психики как воля.

Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Задачей воли является управление человеческим поведением, сознательная регуляция активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия нормальной жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим в указанной выше задаче может быть выделено два основных действия - активизация и торможение. Первую иногда называют также термином «побудительная», или «стимулирующая».

Воля - один из основных показателей конкурентоспособности личности, без которого не может состояться никакая карьера. Исследования подтвердили, что она имеет психологические, управленческие, правовые, социологические, физиологические основания, т.е. волю можно проанализировать, применяя интегративно-технологический и субъектно-деятельностный подходы. Это дает возможность рассматривать волю с двух сторон: как проблему самодетерминации (подходы мотивационный, «свободного выбора») и как проблему саморегуляции (регуляционный подход) субъекта деятельности. Специфическая особенность волевого поведения заключается в том, что человек внутренне переживает состояние «Я должен», а не «Я хочу». Конечно, бывают случаи совпадения волевого и импульсивного поведения: «Я хочу исполнить свой долг». Поэтому, образно выражаясь, человеческая жизнь представляет собой постоянную борьбу волевого и привычного, обыденного поведения. В противоположность непроизвольным волевые сознательные действия, более характерные для поведения человека, всегда направлены на достижение поставленной цели (рис. 12).

Рис. 12.

Именно сознательная целеустремленность действий характеризует волевое поведение. Однако так как не всякая цель может быть достигнута сразу, для ее достижения потребуется прохождение ряда этапов. Таким образом, волевые действия могут быть достаточно сложными, состоящими из множества более простых, могут включать в себя в качестве отдельных звеньев и такие движения, которые автоматизировались и потеряли свой первоначально сознательный характер.

Некоторые волевые действия носят настолько сложный характер, что могут быть выполнены только в течение длительного времени. Так, альпинисты, решившие покорить горную вершину, начинают свою подготовку задолго до восхождения. Сюда включаются и тренировки, и осмотр амуниции, и подгонка креплений, и выбор маршрута и т.д. Но главные трудности ждут их впереди, когда они начнут свое восхождение. Нередко не менее трудной оказывается и обратная дорога. Еще одним важнейшим признаком волевого поведения считается то, что оно проявляется при преодолении препятствий, внутренних или внешних. Внутренние, субъективные, препятствия обусловлены поведением человека, выполняющего волевые действия, и могут быть вызваны усталостью, желанием развлечься, страхом, стыдом, ложным самолюбием, инертностью, просто ленью и т.д. (рис. 13).


Рис. 13.

Примером внешних препятствий могут служить различные помехи, расцениваемые как барьеры, стоящие на пути к достижению поставленной цели. Однако не любое действие, направленное на преодоление препятствия, называют волевым. Так, подросток, убегающий от собаки, может преодолеть очень сложный рельеф местности и даже залезть на высокое дерево, но никто не назовет его действия волевыми.

Важнейшую роль в преодолении затруднений на пути к достижению цели играет осознание ее значения, а вместе с тем и осознание своего долга как личности. Чем более значима цель для человека, тем большее количество препятствий и лишений он готов преодолеть. В некоторых случаях достижение цели оказывается дороже жизни, и тогда волевые действия могут привести даже к смерти человека на рабочем месте.

Многообразие всех ситуаций, требующих срочной и волевой регуляции (преодоление препятствий, направленность действия в будущее, конфликт мотивов, конфликт между требованием подчинения социальным нормам и имеющимся у человека желанием и т.д.), можно свести к следующим реалиям, в основе которых лежит необходимость:

  • - восполнения дефицита побуждения к действиям при отсутствии их достаточной мотивации;
  • - выбора мотивов, целей, видов действия при их конфликте;
  • - подавления мешающих импульсов, которые, вызваны непроизвольно спровоцированными потребностями;
  • - произвольной регуляции внешних и внутренних действий и психических процессов.

Волевые действия различаются по своей сложности. В том случае, когда работник ясно видит свою цель, сразу, непосредственно переходит к действиям и ему не надо выходить за пределы сложившейся ситуации, говорят о простом волевом акте. Сложное волевое действие предполагает, что между побуждением и непосредственным действием вклиниваются дополнительные звенья. Получение образования можно считать сложным волевым действием: ведь прежде, чем получить диплом, необходимо в течение пяти-шести лет ежедневно ходить в вуз, готовиться к занятиям, писать рефераты и контрольные работы, сдавать экзамены. Основными моментами или фазами сложного волевого процесса выступают: возникновение побуждения; моделирование ситуаций; борьба мотивов; постановка цели; принятие решения; исполнение.

На первой ступени развития сложного волевого действия у человека возникает побуждение, которое ведет к пониманию им того, что он хочет, к осознанию цели. Конечно, не всякое побуждение носит сознательный характер, как, например, сказочное задание: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». В зависимости от того, насколько осознана та или иная потребность, причиной побуждения может быть влечение или желание. Если осознается лишь неудовлетворенность сложившейся ситуацией и при этом сама потребность осознается недостаточно четко, т.е. человек не представляет себе пути и средства к достижению цели, то мотивом деятельности является влечение. Влечение обычно смутно, неясно: человек понимает, что ему чего-то не хватает или что ему что-то нужно, но что именно, он не знает. Обычно люди переживают влечение как специфическое тягостное состояние в виде скуки, тоски, неопределенности. В таких случаях говорят: «Он сам не знает, что ему нужно».

Влечение - наиболее примитивная биологическая форма активизации личности, так как в данном случае потребность неосознанна. Влечение непостоянно, изменчиво. Чтобы потребность воплотилась в действие, человек должен каким-то образом ощутить, узнать ее. Это не всегда так просто. Иногда острейшая потребность остается «неузнанной», хотя и легко достижимой при желании.

Из-за своей неопределенности влечение не может перерасти в деятельность. Человек не понимает, что ему нужно и каким образом это осуществить. Поэтому же влечение - преходящее явление, и представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в конкретное желание, намерение, мечту и т.д.

Однако желать еще не означает действовать. Отражая содержание потребности, желание не содержит активного элемента. Желание - это скорее знание того, что побуждает к действию. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив поведения, а затем в цель, оно оценивается человеком, который взвешивает, сравнивает все условия, помогающие и мешающие его осуществлению. Для желания, как мотива деятельности, характерна четкая осознанность тех причин, которые его породили. Имея высокую побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия, заставляет строить планы его достижения. При этом также осознаются возможные пути и средства достижения цели. Сильные желания перерастают в постоянное тяготение к объекту, т.е. становятся стремлением. Это еще один осознанный компонент побуждений.

Стремление тесно связано с волевым компонентом. Оно проявляется в том, что человек способен преодолеть все препятствия, трудности, невзгоды на пути к объекту потребности. Стремление неотделимо от чувств, которые сигнализируют о том, достигнута ли цель, вызывая у человека ощущение удовольствия или неудовольствия. Тем самым присущее организму стремление (имеющее смысл мотива, который побуждает организм действовать) оказывается неразрывно связано с испытываемыми чувствами.

Однако далеко не всякие стремления и желания сразу претворяются в жизнь. У человека может возникнуть одновременно несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он окажется в затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать первым. В результате каждое желание как бы стремится подчинить себе все остальные, выйти на первое место среди всех потребностей человека. Такое состояние называют борьбой мотивов. Борьба мотивов - это широкое мысленное обсуждение человеком тех оснований, которые говорят обо всех плюсах и минусах действий в том или ином направлении; внутреннее обсуждение им того, как именно надо действовать. Человек пытается самому себе объяснить, какое из желаний надо реализовать в первую очередь. Борьба мотивов нередко сопровождается значительным внутренним напряжением и представляет собой переживание глубокого внутреннего конфликта между доводами разума и чувствами, мотивами личного порядка и общественными интересами, между «хочу» и «должен» и т.д.

В традиционной психологии борьба мотивов и последующее решение, которое принимает человек, рассматривалось как основное звено, ядро волевого акта. При этом и внутренняя борьба, и конфликт, который как бы переживает человек со своей собственной, раздвоенной душой, и выход из него в виде внутреннего решения противопоставлялись исполнению. Таким образом, сама деятельность, само достижение цели выступали как второстепенная составляющая волевого акта. Справедливости ради отметим и противоположную тенденцию, когда ученые стремятся вообще выключить из волевого действия внутреннюю работу сознания, связанную с выбором, обдумыванием и оценкой. Отрывая мотивацию от самого волевого акта, они превращают его в чистую импульсивность, лишают сознательного контроля.

Выделяют внутреннюю и внешнюю «борьбу мотивов». Внутренняя борьба мотивов включает обдуманность действий, обсуждение предстоящего поступка, хотя иногда после выбора действий люди поступают как придется, и является внутренней борьбой, или конфликтом личности: человек напряженно размышляет при трудностях принятия решения, сопоставляя разные мотивы, он борется сам с собой. Внешняя борьба мотивов может проявляться в трудовых, научных и других коллективах, когда сталкиваются различные точки зрения, научные интересы и т.д.

При «борьбе мотивов» работник может выбирать различные пути решения своих проблем: действовать или не действовать, лгать или нет, что соответствует внутреннему мотивационному конфликту, решаемому в рамках дилеммы: стремление - избегание. Когда выбор сделан, возникает стремление оправдать свой выбор (состояние когнитивного диссонанса): выделение положительного в выбранном способе удовлетворения потребности и отрицательного в отвергнутом.

В действительности борьба мотивов как звено, составляющее волевой акт, не может быть отброшено, как не может считаться и самым главным. Подлинно волевое действие является самостоятельным, избирательным актом, включающим сознательный выбор и решение. Задержка действий для того, чтобы обдумать и обсудить последствия принятого решения, так же существенна для волевого акта, как и побуждения к нему. Здесь в волевой процесс включается процесс интеллектуальный, мыслительный. Мысленное моделирование ситуаций обнаруживает, что желание, порожденное одной потребностью или определенным интересом, может осуществиться лишь за счет другого желания. Более того, иногда само по себе желательное действие может привести к нежелательным последствиям.

У. Джеймс, описывая сложности процесса принятия решения, отмечал, что задержка действия из-за нерешительности может длиться недели, даже месяцы: «Мотивы к действию, еще вчера казавшиеся столь яркими, убедительными, сегодня уже представляются бледными, лишенными живости. Но ни сегодня, ни завтра действие не совершается нами. Что-то подсказывает нам, что все это не имеет решающей роли. Это колебание между двумя возможными в будущем альтернативами напоминает колебания маятника... Пока плотина не будет прорвана и решение не будет принято».

Принятие решения является заключительным моментом борьбы мотивов: человек решается действовать в определенном направлении, отдавая предпочтение одним целям и мотивам и отвергая другие. Тут он нередко, говорит себе: «Сделаю так, а там будь что будет». Принимая решение, человек чувствует, что дальнейший ход событий зависит от него, и это порождает специфическое для волевого акта чувство ответственности. Рассматривая процесс принятия решения, У. Джеймс выделил несколько типов решимости.

  • 1. Разумная решимость проявляется тогда, когда противодействующие мотивы начинают понемногу стушевываться, оставляя место какому-то одному решению, одной альтернативе, которая воспринимается спокойно, без всякого усилия. Переход от сомнения к уверенности переживается совершенно пассивно, без переживаний, и человеку кажется, что разумные основания для действия вытекают сами собой из сути дела. Именно на этом основаны механизмы моды.
  • 2. В случаях если колебание и нерешительность слишком затянулись, может наступить момент, когда человек скорее готов принять неудачное решение, чем не принимать никакого. При этом нередко какое-нибудь случайное обстоятельство нарушает равновесие, сообщив одной из перспектив преимущество перед другими, и человек преднамеренно подчиняется судьбе. Так, работник, неточно понявший, чего от него хочет руководство, выбирает то решение, которое показалось ему самым верным из всех известных, хотя это может не соответствовать действительности.
  • 3. В некоторых случаях, при отсутствии реальных решений выхода из сложной ситуации, желая избежать неприятного ощущения нерешительности, человек начинает действовать автоматически, просто стремясь к движению вперед. То, что будет потом, в данный момент его не заботит. Этот тип решимости характерен для лиц с кипучим стремлением к деятельности, сильным эмоциональным темпераментом. Именно о таком человеке рассказывали свидетели происшествия, когда зимой одна из машин угодила в промоину реки, и водитель пытался, бросая в воду каменные глыбы и роя новое русло ручья, повернуть течение вспять. Хотя в этой ситуации более эффективно было бы оставить машину на какое-то время и попытаться найти трактор или еще какое-нибудь средство, которое вытащило бы машину из воды.
  • 4. Прекратить внутренние колебания способно и изменение внутренней ценности побуждения. К этому типу решимости относятся все случаи нравственного перерождения, пробуждения совести и т.д. У человека происходит внутренний перелом и сразу появляется решимость действовать в известном направлении. Такие перерождения достаточно подробно описаны в литературе. Вспомните хотя бы мучительные мысли Андрея Болконского из «Войны и мира».
  • 5. Иногда, не имея рациональных оснований, человек считает более предпочтительным совершенно определенный образ действий. С помощью воли он усиливает мотив, который сам по себе не мог бы подчинить остальные. В отличие от первого случая функции разума здесь выполняет воля.

Таким образом, становится ясно, что процесс принятия решения достаточно сложен, и внутреннее напряжение, сопровождающее его, может постепенно нарастать. В результате работник может целыми днями ходить погруженным в себя, думать о том, как лучше поступить, какой путь избрать. В ходе борьбы мотивов оформляется цель деятельности, осмысливается ее основная специфика. После того как принимается какое-либо решение, он испытывает определенное облегчение. Это связано с тем, что наше мышление переключается на другое - теперь он думает о том, как выполнить задуманное, борьба мотивов прекращается и, соответственно, внутренняя напряженность, вызванная этой борьбой, начинает снижаться.

После принятия решения необходимо выбрать средства для его осуществления. Однако цели, как известно, можно достичь разными путями. Вряд ли следует придерживаться девиза, пришедшего к нам из средних веков: «Цель оправдывает средства». Есть пути легкие, но не совсем честные, а есть трудные, но достойные, гуманные. Поэтому можно сказать, что человека характеризуют не только цели сами по себе, но и средства, которые он использует для достижения цели. Представим себе, что кто-то решил стать «передовиком». И здесь можно искать как легкие пути: приписывание, причинение вреда другим, «болезнь» во время невыгодных работ и пр., так и более сложные: прочесть много специальной литературы, развивать профессиональные навыки, консультироваться с наставниками и т.д. Кроме того, принятие решения может получить двоякое выражение в жизнедеятельности человека. В одних случаях оно проявляется во внешнем действии (например, выигрыш в конкурсе профессионального мастерства), а в других - заключается в воздержании от внешнего действия. Такое проявление принято называть внутренним волевым действием (например, профессионал принимает решение, что его карьера успешна и без участия в конкурсе).

Однако принять решение не означает выполнить его. Иногда намерение не может быть реализовано, и начатое дело не доводится до конца. Сущность волевого действия заключается, конечно, не в борьбе мотивов и не в принятии решения, а в его исполнении. Только тот, кто умеет приводить свои решения в исполнение, может считаться человеком с достаточно сильной волей. Действительно, как бы ни мучался человек, принимая самое сложное решение, каким бы правильным это решение ни было, мы не будем считать его человеком с сильной волей до тех пор, пока это решение не будет выполнено. И наоборот, тех, кто, выполняя даже, может быть, чужое решение, зачастую жертвуя собой, стремится к цели, мы называем волевыми людьми.

Само исполнение волевого действия также имеет сложную внутреннюю структуру. Собственно исполнение решения обычно связано с тем или иным временным отрезком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то говорят о намерении. Намерение - это внутренняя подготовка будущего действия и представляет собой стремление к осуществлению цели. Так, например, молодой специалист может принять решение (намерение) работать с нового года без брака. Однако только намерения для исполнения волевого действия недостаточно. Это потребует и введения жесткого самоконтроля, дисциплины, повышения квалификации и пр.

Как и в любом другом действии, на этапе исполнения также можно выделить этап планирования путей достижения поставленной задачи.

Планирование представляет собой сложную умственную деятельность. Во время нее работник ищет наиболее рациональные способы и доступные средства, позволяющие быстрее достичь принятого решения. План может быть представлен с разной степенью детализации, разными подробностями. Для одних людей характерно стремление все предусмотреть, спланировать каждый шаг, в то время как другие довольствуются самой общей схемой или неясными представлениями. Обычно детальнее разрабатывается план ближайших действий, более схематично или даже неопределенно намечается исполнение действий отдаленных.

Спланированное действие не реализуется автоматически: чтобы решение перешло в действие, необходимо заставить себя это сделать, т.е. предпринять волевое усилие (рис. 14). Волевое усилие переживается как сознательное напряжение, находящее разрядку в волевом действии. В настоящее время под волевым усилием понимают форму эмоционального стресса, помогающего человеку преодолеть трудности. Задача волевого усилия - мобилизовать внутренние ресурсы человека и создать дополнительные мотивы к действию, к достижению цели.


Рис. 14.

Волевое усилие характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от нежелательных поступков. Волевое усилие пронизывает все звенья волевого акта (рис. 15), начиная от осознания цели и заканчивая исполнением решения. В исполнительном звене, когда человек преодолевает не только внутренние, но и внешние трудности, оно становится доступнее для наблюдения.

Рис. 15.

Волевое усилие качественно отличается от усилия мышечного. В волевом усилии движения часто минимальны, а внутреннее напряжение может быть огромным и даже разрушительным для организма. Конечно, нельзя утверждать, что мышечное усилие абсолютно отсутствует - человек может напрягать мышцы лица, сжимать кулаки и т.д., однако качественно оно отличается от содержания волевого усилия. В исследованиях установлено, что интенсивность волевого усилия зависит от следующих факторов:

  • 1) мировоззрения личности;
  • 2) моральной устойчивости личности;
  • 3) степени общественной значимости поставленных целей;
  • 4) установки по отношению к деятельности;
  • 5) уровня самоуправления и самоорганизации личности.

По мнению Д. Герберта и Л. Розенштиль, проблема соотношения воли и мотива давно интересовала психологов. Но затем он «впал в забвение» и к нему не возвращались на протяжении нескольких десятилетий. Эту тему вновь подняли работы X. Хекхаузена, возбудив к ней всеобщий интерес как в психологии труда, так и в организационной психологии. Особую известность здесь получила модель действий X. Хекхаузена «Рубикон» (рис. 16).


Рис. 16.

Инициирование действия в «Рубикон-модели» происходит на границе преакциональной и акциональной фаз волевого акта. Эта фаза характеризуется целеориентированным действованием. Ведущие к цели действия будут реализованы, как только представится подходящий случай. После начала действия все внимание направлено на достижение желаемого результата.

Таким образом «Рубикон-модель» включает в себя мотивационную фазу выбора вначале и оценки по окончании действий, а также волевую фазу целеполагания и выполнения действий. В фазе выбора человек «взвешивает» разные возможности для действий. В то время, когда у него формируется намерение, человек сосредотачивает все свое внимание на одной (предпочтительной) альтернативе. Волевой акт стимулирует человека «перейти Рубикон», что уже не предполагает возврата к старому. Человек, опираясь на волю, которая, например, «защищает» намеренное действие от внешних «искушений» и «отвлекающих» мыслей, ставит перед собой цель (процесс постановки целей). Затем снова следует мотивационная фаза оценки, где человек сравнивает результат действий с предполагаемыми результатами альтернативных действий, которые он, однако, не выбрал.

Эта точка зрения позволяет выделить два подхода: процессуальный и ориентированный на конфликты. Фазовая модель действий, как правило, предполагает процессуальный подход. Перед началом действий человек беспристрастно (объективно и открыто) «взвешивает» альтернативы действий. А во время выработки намерения он анализирует информацию предвзято (субъективно). Особенно это касается желательности и реализуемости выбранной цели. Напротив, подходы, ориентированные на конфликт, основаны на предположении, что мотивация и воля - это взаимодополняющие процессы регуляции. В этом смысле мотивация может быть необходима уже в фазе выбора. А в ситуации, когда требования в полной мере согласованы с компетенциями и склонностями человека, этой первичной мотивации может быть достаточно для выполнения действий (например, при так называемом /Zoiv-эффекте).

Американский психолог Кер попытался объединить эти два подхода - процессуальный и ориентированный на конфликты. Он принял в расчет хорошо проверенные феномены. А именно: в процессе формирования намерений и выполнения действий между действиями могут возникать конфликты, для преодоления которых привлекают волю. Таким образом, Кер интегрировал оба подхода и разработал свою процессуальную модель, ориентированную на конфликты (табл. 3).

Детальный анализ существующих и собственных эмпирических исследований позволил Кер показать, что в реальности существуют не только мотивация отбора и волевой акт реализации (как это предполагает фазовая модель действий), но и мотивация и волевой акт отбора и реализации. Это имеет особое значение для организационной психологии, так как подтверждает, что инициирование действий сотрудников и развитие персонала предполагает подкрепление мотивации и воли.

Таблица 3

Процессуальная модель взаимодействия мотивации и воли (по Кер)

Однако одного лишь понимания значимости выполняемого действия или его соответствия моральным принципам, чтобы заставить человека бороться с трудностями, недостаточно. Чтобы понимание породило стремление, подавляющее и подчиняющее себе многие другие желания, оно должно подкрепляться острыми переживаниями; внутренней необходимостью так поступить. Это хорошо видно на примере чувства долга. Чувство долга есть выражение того, что явления морали были усвоены, приняты и стали собственным достоянием личности. После этого чувство долга становится внутренним побуждением, внутренним компасом человека к поведению в любой ситуации, где возникает борьба между эгоистическими устремлениями и общественными интересами.

Человеку часто путем волевых усилий приходится преодолевать, ослаблять и подавлять свои непроизвольные действия, вести борьбу с закрепившимися привычками, ломать сложившиеся стереотипы.

Привычные действия или зависимости как особенности неволевого поведения Коринн Свит описывает следующим образом.

  • 1. Вы не контролируете это, скорее это контролирует вас. Вы чувствуете, что не имеете иного выбора, кроме как делать это, брать это, поступать так, как требует это. Стоит только вредной привычке сформироваться, вы сразу попадаете под ее власть.
  • 2. Эта привычка настолько укореняется в вашей жизни, что становится незаметной для вас. Окружающие люди воспринимают это как вашу защиту, раздражительность, замкнутость и т.п.
  • 3. Вы делаете это все чаще и чаще, стараясь вызвать более сильное воздействие.
  • 4. Вы начинаете регулярно делать это, когда предчувствуете неприятные ощущения, подобные скуке, одиночеству, физической боли и т.п.
  • 5. Вы чувствуете, что уже не можете справиться с вашими жизненными проблемами без помощи этого.
  • 6. Вы можете потратить значительную часть жизни, сражаясь с этим (даже если это зацепило вас несерьезно).
  • 7. Вы можете потратить драгоценную энергию души, страдая от этого и безуспешно пытаясь разделаться с этим.
  • 8. На это уходит часть ваших денег, вашего времени, вашей энергии в ущерб чему-то более полезному, в результате вы еще больше ненавидите себя за эти бессмысленные траты.
  • 9. Вы теряете самоуважение, душевные силы, возникает угроза разрушения всего вашего жизненного уклада (семья, карьера, друзья), физического и душевного здоровья.

Помочь избавиться от этого можете только вы сами, но только в том случае, если сами заинтересованы в этом. Если кто-то другой будет подталкивать вас, то, кроме сопротивления, конфликтов, желания всем отомстить, вряд ли чего-нибудь добьется. Даже если вы понимаете, что о вас заботятся, такая забота может вызвать страх потери свободы. При этом проявления непроизвольной активности нередко носят противоположную направленность по отношению к избранному волевому действию.

Особенно остро чувство усилия над собой осознается при необходимости осуществления каких-нибудь редких, идеальных мотивов, когда надо преодолеть мотивы более привычные, действия импульсивного характера.

По мнению У. Джеймса, в этих случаях человеку кажется, что действие совершается по линии наибольшего сопротивления, хотя он мог направить его и по линии наименьшего сопротивления. Поэтому нравственные люди нередко гордятся победами над своей природой. Напротив, тот, кто отдается чувственным наслаждениям или природным склонностям, никогда не говорит, что победил в себе идеальные стремления. Так, лентяи не говорят, что противодействовали своему трудолюбию, алкоголики не утверждают, что боролись с трезвостью и т.д. Здесь, вероятно, легко обнаружить и влияние личностной направленности и значимости ценностей, потому что интеллигентному человеку так же трудно оскорбить кого-нибудь, как невеже - не сделать это.

При помощи волевого усилия человек не уничтожает свои привычки или другие формы непроизвольной активности, а только изменяет их форму или подавляет внешнее проявление. Поэтому воля - это еще и власть человека над собой, своими стремлениями, чувствами, страстями. Воля - это способность человека управлять собой, сознательно регулировать свое поведение и деятельность.

Эмоционально-волевая саморегуляция широко известна под термином «самообладание». К данному уровню психической регуляции принято относить комплекс свойств, особенностей и возможностей человека, которые реализуются с участием волевых процессов. Способность человека сдерживать эмоции и владеть собой в экстремальных ситуациях традиционно рассматривается как проявление воли. Самообладание можно охарактеризовать как умение человека владеть собой, своими действиями и поступками, переживаниями и чувствами, способность сознательно поддерживать и регулировать свое самочувствие и поведение в экстремальных ситуациях. Самообладание регулирует баланс эмоционального и волевого компонентов психики при господстве воли над эмоциями, взятых независимо от фактора времени. В данном случае волевой компонент включает действия, связанные при их выполнении с выраженными внутренними психическими усилиями. Внутренняя регуляция психических процессов и состояний характеризует способность субъекта видоизменять, восстанавливать свою структуру, функции в соответствии с требованиями ситуации.

Самообладание свидетельствует о способности человека к психологической адаптации, предполагает, что он владеет техниками самоконтроля, саморегуляции, самовоздействия. В самообладании проявляется сознательно-волевая организация всех психических процессов, регулирующих деятельность посредством латентных функций психики, особенно в дезорганизующих ее ситуациях или экстремальных условиях. Самообладание не является врожденным качеством и становится личностным как результат самоорганизации и самоуправления, без которых не может быть психологически грамотной организации жизнедеятельности вообще, тем более профессиональной деятельности.

К волевым качествам обычно относят энергичность, выдержку, настойчивость, терпеливость, смелость, решительность. Отсутствие этих качеств традиционно рассматривается как показатель слабой воли. Формирование волевых качеств предполагает, что у личности развиты такие свойства, как уверенность в себе, адекватность уровня притязаний и самооценки. Демонстрация волевых качеств не всегда свидетельствует о конкурентоспособности. Например, настойчивость, с одной стороны, может быть связана с сильным и устойчивым мотивом, с уверенностью в своих силах, с другой - демонстрироваться с определенной целью избежать низкой оценки и самооценки и проявляться как механизм психологической защиты.

В ходе стремления к цели, т.е. в процессе самого волевого действия, и особенно после исполнения, следует его оценка. Оценка действий может даваться с разных точек зрения. Чаще всего встречаются социально-политические, моральные, эстетические оценки. Но нередко оценка может заключать в себя обобщенное интегрированное отношение к поступку.

В оценке отражено не только личное отношение, но и отношение к данному поступку наиболее близких, значимых, т.е. референтных для личности людей. Действительно, совершая какое-нибудь действие, мы всегда внутренне предполагаем, как к нему отнесутся близкие нам люди: друзья, родители, учителя и т.д. Именно такая оценка в наибольшей степени способна повлиять на наше поведение. Поэтому групповую оценку или отношение группы к человеку считают сильным средством для изменения его поведения. Оценка действия представляет собой суждения одобряющие, оправдывающие или же порицающие, осуждающие принятие решения и совершенные действия. Оценка сопровождается особыми эмоциональными переживаниями удовлетворения или неудовлетворения совершенным действием. Отрицательное отношение к выполненному действию часто сопровождается сожалением о совершенном действии, переживанием стыда, раскаяния.

Способность человека к сознательному выбору волевого или альтернативного действия, целевой мотивации, волевой регуляции действий, состояний, психических процессов высоко значима для многих видов профессиональной деятельности и общественно активного поведения, тем более для деятельности менеджеров.

Выбор редакции
Началом Второй мировой войны считают нападение Германских войск на территорию Польши 1 сентября 1939 году. Через 2 дня страны-партнеры...

Убитые немецкие солдаты и брошенная немецкая артиллерия во время декабрьского контрнаступления Красной Армии под Москвой. Для...

Катуков Михаил Ефимович (4 сентября 1900 год, село Большое Уварово Коломенского уезда, Московская губерния, Российская империя, ныне...

Молчание (Звезда) Энергия целого завладела вами. Вы захвачены, вас больше нет, есть целое. В то мгновение, когда молчание проникает в...
Таро Райдера Уэйта - это универсальная и одна из наиболее часто используемых колод во всем мире. Она была создана в 1901 году известным...
Таро Водолея - магическая колода, созданная в России Таковыми легко пользоваться, как опытным тарологам, так и тем людям, которые только...
Зеленые насаждения в сновидениях – прекрасный символ, обозначающий духовный мир человека, расцвет его творческих сил.Знак сулит здоровье,...
К чему снится заводитьЛетний сонникЗаводить (накручивать) бигуди – К свиданию.Заводить машину – Заводить машину во сне - к дальней...
Каждое сновидение, увиденное человеком, может нести в себе скрытый смысл. И, чтобы узнать больше о будущем и настоящем, нужно истолковать...