Модернизация системы дошкольного образования в условиях фгос до. Модернизация системы дошкольного образования на современном этапе Основные направления модернизация дошкольного образования


И регионального образования

В России развитие дошкольного образования в контексте требований ЮНЕСКО к сохранению детства и прав ребенка на игру, развитие, воспитание, обучение, к переосмыслению ценности детства в становлении личности ребенка не в полной мере реализованы. Сегодня требуется переосмысление «портрета современного дошкольника», его интересов, потребностей, мотивов, средств общения, моделей поведения и видов деятельности, которые складываются в иных условиях жизни – СМИ, несущих в жизнь образы людей, которым подражают маленькие дети. Многонациональность, многокультурность общества, занятость родителей поиском работы и средств выживания требует гибкости и толерантности поведения. Все это обуславливает необходимость переоценки содержания, средств и технологии воспитания, развития и обучения маленьких граждан России. Социально-экономические преобразования, произошедшие в российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности.

Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования. Система дошкольного образования стала представлять собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), ориентированную на потребности общества и предоставляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и широкий особенностей развития ребенка.

В Обращении Президента РФ Медведева к Федеральному собранию подчеркнута необходимость эффективной государственной политики в области детства, отмечено, что воспитание детей – задача не только образования, но и отечественной культуры, общества в целом. Российскому дошкольному образованию, с системой которого знакомился зарубежный мир в советский период, необходимо вернуть былой статус как значимого и ценностного периода в жизни ребенка. Только этот период, и более ни в какой, ребенок овладевает способами коммуникаций и моделями поведения на основе подражания, присваивает систему ценностных ориентаций, идентифицируя себя с окружающими (реальными и виртуальными), проявляя самостоятельность, заботу о родственниках и др.

Все успехи и неуспехи, умение любить и быть активным в достижении своих жизненных целей, лежат в основе в детстве - такую нехитрую аксиому должны усвоить родители и дети.

Правительство России в настоящее время уделяет много внимания дошкольному образованию. Об оэтом свидетельствуют действующие программы ФЦПРО – 2011-2013, 2011-2015, созданные 2015 -2017, 2020, 2025. Государственная политика приоритетными функциями в стратегическом развитии наделила строительство новых ДОУ по новым типовым проектам, вариативное дошкольное образование, включая вариативные формы - детские сады присмотра и оздоровления; компенсирующего вида; центры развития ребенка; образовательные учреждения “Начальная школа-детский сад”, группы «десант», адаптационные группы «ясли + мама», группы кратковременного пребывания детей в детском саду и других учреждениях и т.д.

С одной стороны, это проявление демократизма и свободы, доверие субъектам РФ решать проблемы и задачи дошкольного образования с учетом региональных экономических, социокультурных, экономических, экологических условий жизнедеятельности, но с другой – это и утрата многих стратегических, управленческих, образовательных, содержательных и технологических позиций. Сегодня нужна Ассоциация ученых и практиков дошкольного образования для решения новых модернизационных задач, связанных с воспитанием, развитием, обучением дошкольников и управлением ДОУ. Большие преобразования в области дошкольного образования наблюдаются в 16 территориях РФ, которые выиграли Грант (2011г.) по направлению «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования». Материальная поддержка и оснащение ведущих дошкольных учреждений современным оборудованием позволило сделать большой рывок в области модернизации дошкольного образования.

Программой реализации проекта «Образование» в соответствие с письмом Минобрнауки России от 19.08.2011 № М Д -1119/03 «О рекомендациях по организации работы стажировочных площадок в рамках мероприятий ФЦПРО на 2011-2013 годы» предусмотрено:

Повышение квалификации управленческих и педагогических кадров системы дошкольного образования;

Внедрение во всех субъектах РФ и муниципальных моделей дошкольного образования, обеспечивающих доступность для всех нуждающихся;

Полный охват дошкольным образованием детей старшего дошкольного возраста;

Новое понимание многогранной картины развития дошкольного учреждения (дошкольная культура, система отношений в дошкольном сообществе, социально-культурная и оздоровительно-просветительская миссия ДОУ, микросреда дошкольного общеобразовательного учреждения);

Переориентация системы управления на обеспечение развития ДОУ в инновационном режиме (освоение проектного, программно-целевого подходов к управлению, развитие общественно-государственной составляющей управления, создание новых видов деятельности в объекте инновационных процессов, проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, включение новых служб в структуру ДОУ и др.).

В соответствие с Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.12.09 №303П «О краевой целевой программе «Развитие образования в Ставропольском крае на 2010-2013 гг.» (в редакции постановлений Правительства Ставропольского края от 20.01.10 №14П, от 18.08.10 №272П, от 15.12.10 №444П, от 04.04.11 №110П, от 16.06.11 №221П, от 21.09.11 №382П, от 26.10.11 №433П) принята подпрограмма по дошкольному образованию, которая стала руководством к действию по модернизации региональной системы дошкольного образования.

В ней определены первоочередные направления развития непрерывного образования, создание гибкой вариативной системы дошкольного образования, основанной на принципах возрождения духовного развития личности, социальной, образовательной и профессиональной адаптации человека.

Обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования и его нового качества – важнейшие направления модернизации российского и регионального образования. Доступность характеризуется возможностью выбора детского сада, его качество – возможностями и способностями ребенка к освоению образовательных программ на последующих уровнях образования.

Модернизация дошкольного образования в регионе связана с демографическим фактором и проблемой устройства детей в детские сады. Существует затрудненность доступа в ДОУ детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). С учетом проблем органами самоуправления субъектов РФ разработана стратегия развития системы дошкольного образования, реализуемая в нескольких направлениях.

Первое направление – планирование реконструкции зданий и увеличения количества групп, строительство и ввод в эксплуатацию новых детских садов. Перепрофилирование объектов, используемых в образовании не по назначению.

Второе направление – введение в ДОУ платных дополнительных услуг в соответствие социального запроса: оздоровительных, развивающих, образовательных, организационных и др.

Третье направление увеличение количества групп в действующих ДОУ компенсирующей и комбинированной направленности, оснащения групп специализированным оборудованием, что позволит осуществлять коррекцию на ранних стадиях выявления проблем и способствовать созданию равных стартовых условий для ребенка.

Четвертое направление организация работы групп кратковременного и круглосуточного пребывания детей в ДОУ.

Пятое направление поиск новых вариативных форм работы с неорганизованными детьми – комбинированной, компенсирующей и оздоровительной направленности, оказание услуг на дому, дистанционное обучение детей с ОВЗ. Апробация инновационных моделей – группа комфортного пребывания детей на хозрасчетной основе.

Вышеназванные направления будут способствовать доступности и качеству образовательных услуг, снимут существующие различия в готовности к освоению программ дошкольного и школьного образования.

Нужна ли стандартизация дошкольного образования?

В 90-е годы ХХ века Временные требования, как прообраз стандартов дошкольного образования, были разработаны и внедрены в практику ДОУ под руководством Р.Б.Стеркиной, которая создала активную творческую команду единомышленников ученых и практиков – к.п.н. Л.Князева, доктор пед.наук Р.М.Чумичева, заведующий ДОУ к.н.н М.Д.Маханева, к.п.н. Т.П.Колодяжная и др. Прошлый опыт показал состоятельность Временных требований, по ряду критериев. Коллективы ДОУ работали совместно с учеными над прогнозированием стратегии развития дошкольного учреждения, профессионального роста педагогов, инновационных условий воспитания и обучения ребенка (пример корпоративности); имели некоторую модель, образец целей, поведения, деятельности, к чему можно стремиться сейчас, какие точки роста для личности и детского сада можно определить, какую оптимальную среду развития нужно создать ребенку для самореализации ребенка и педагога с учетом его потребностей и интересов.

С того времени наука и практика дошкольного образования шагнули далеко вперед. Глобализационные процессы изменили мир, и образовательное пространство. Стандарты – реалии современного дошкольного образования, определяют некую общую матрицу – содержание требований к образовательным услугам, качеству, целям и результатам дошкольного образования. Относительно дошкольного детства и возраста ребенка, на первый взгляд, стандарт не может быть приемлем (такое ощущение первое было при разработке Временных требований). Но в процессе их апробации появился вкус творчества, а по мере дальнейшей аттестации, аккредитации, лицензирования ДОУ с течением времени приобрел, мягко говоря, искаженный формализованный характер. Стандарты не могут снизить вариативность ДОУ и навязать единую образовательную программу. Философия новых образовательных стандартов в ДОУ, общеобразовательной и профессиональной школе как раз и состоит в расширении образовательных свобод и услуг, обеспечении образовательной среды для индивидуальной траектории развития личности, для выбора содержательного и технологического контента самореализации, накопления опыта учиться и работать.

На современном этапе развития дошкольного образования имеются проблемы, которые требуют разрешения:

1.Вариативные образовательные программы не согласованы по содержанию с программами, реализуемыми в школе (или каждое ДОУ делает это самостоятельно). В науке нет ответа на вопрос, какой механизм интеграции содержания программ может быть определен.

2.От учащихся младших классов требуется освоение некоторого набора компетенций и учебных действий, а вопрос, каким набором компетенций должен обладать дошкольник для успешного освоения программы в школе, остается не ясным, но ответ можно найти в ряде научных исследований.

3.Для каждого дошкольного учреждения цели образования, воспитания, обучения и развития ребенка - разные, но неясен «портрет ребенка» дошкольника (особенности психического развития современного ребенка). Закономерности его развития иные, чем те, которые были представлены в классических учебниках Д.Эльконина, Л.И.Божович, В.С.Мухиной и др., на что направлены корпоративные усилия педагогов не ясно. Все это определяется уровнем профессиональных компетенций специалистов, личной профессиональной ответственностью педагогов. Системообразующим компонентом дошкольной образовательной системы является цель, то есть, ответ на вопрос – какого человека требует и ожидает государство и общество на данном этапе своего развития. Именно цель позволяет дать комплексную характеристику особенностей системы образования в любой стране, а также проанализировать проблемы и тенденции дошкольного образования.

На основе сложившейся системы дошкольного образования разработана модель управления развитием системы дошкольного образования в крае, городе (районе), где отражены как централизация, так и децентрализация управления, предусмотрено целевое единство, корпоративное и сетевое взаимодействие, горизонтальное рефлексивное управление и информационная открытость. Особенностью модели управления является постоянный анализ внешних и внутренних условий, в которых функционирует и развивается не только система управления, но и уровень ресурсного и кадрового обеспечения, вариативность форм дошкольного образования, мониторинг деятельности ДОУ.

В модели выделены структурные и процессуальные компоненты, имеющие три вектора развития – структурный, содержательный и процессуальный. Структурный вектор включает в себя сообщество разных видов и типов дошкольных учреждений, творческие и экспертные группы базовых ДОУ. Содержательный вектор направлен на создание целевых программ и развития вариативных форм дошкольного образования, обновление дошкольного педагогического процесса в рамках Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре общеобразовательных программ. Процессуальный вектор имеет цель научно-методического обеспечения и сопровождения непрерывной многоуровневой системы ПК дошкольных работников разных категорий. Универсальность данной модели в том, что она осуществляет взаимосвязь практического опыта управления дошкольными учреждениями, решения вопросов развития вариативных форм дошкольного образования и управленческой подготовки руководителей разного уровня.


Литература.

1.Послание Президента РФ народу от 19.12.2012 года.

2.Программы ФЦПРО 2011-2013, 2011-2015, 2015-2017, 2020, 2025.

3..Касаткина Е.И., Лысакова И.В. Возможности и перспективы развития дошкольного образования Вологодской области. //Управление образованием. -научно-практический журнал. 2012.№ 5. С.44- 53.

4.Комарова Е.С. Обучение работников дошкольного образования на базе федеральной стажировочной площадки. //Управление ДОУ. Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2012. № 8. С.-5-8.

5. Лыкова И.А. Цель и стратегия в дошкольном образовании. //Управление дошкольным образовательным учреждением: научно-практический журнал.2012. № 1. С.-21-28.

6.Скоролупова О.А., Федина Н.В. Качество дошкольного образования: концептуальные подходы к определению и оценке. //Дошкольное воспитание: - научно-практический журнал. 2012.№ 2.

7.Ялалов Ф. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию.//Высшее образование в России. 2008. №1. с.89-93.

Практическое задание №1.1

Вопросы для текущего контроля:

1.Перечислите приоритетные направления развития системы дошкольного образования.

2.Назовите основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования.

3.Что является важнейшим направлением модернизации российского и регионального образования?

4.Почему в сфере дошкольного образования не утверждали стандарт дошкольного образования, как в школе?

5.Назовите основные 6 направлений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

Состояние ответа


Состояние ответа на задание

Ни одной попытки

Состояние оценивания

Тема лекции: Нормативно-правовые основы регулирования деятельности педагога ДОУ в условиях введения и реализации ФГОС ДО.
План:

1. Особенности правового регулирования сферы дошкольного образования.

2.Основные направления работы по реализации прав ребёнка в дошкольном образовательном учреждении.

3.Разъяснения отдельных положений ФЗ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4.Проблема стандартизации профессиональной деятельности педагога дошкольной организации

5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ.

6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014)


  1. Особенности правового регулирования педагога ДОО
Дошкольное образование, в силу своих содержательных свойств, обладает определенной спецификой, которую следует учитывать при решении задач, связанных с его реформированием. В нормативных правовых актах, в частности в Федеральном Законе «Об образовании в РФ» отражены некоторые особенности регулирования дошкольного образования.

Дошкольное образовательное учреждение - это тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Дошкольное учреждение имеет свою ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов.

Задачами дошкольного учреждения является всемерное удовлетворение потребностей семьи и общества в уходе за детьми, их гармоничном развитии и воспитании.

Закон "Об образовании в Российской Федерации" регулирует не только эти отношения, но и содержание образования (в т. ч. устанавливает требования к образовательным программам и стандартам), а также более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса. В ст. 47 подробно прописаны академические права и свободы педагогических работников, а в ст. 48 – их ответственность и обязанности.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 48 педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики

В закон включена фактическая гарантия уровня заработной платы педагогических работников – в привязке к средней зарплате по экономике субъекта РФ. Так, согласно ч. 3 ст. 99 расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в субъекте РФ, на территории которого расположены данные общеобразовательные организации

Согласно ч. 5 ст. 47 педагогические работники имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, а согласно ч. 6 той же статьи в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации.

Согласно пункту 5 статьи 6 Закона РФ «Об образовании в РФ» дошкольные образовательные учреждения выступают единственным видом образовательных учреждений, в которых изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации не регламентируется государственными образовательными стандартами.

В Законе РФ «Об образовании в РФ» отражена особая роль родителей обучающихся в сфере дошкольного образования. К сожалению в действующий законодательстве не закреплено понятие «родители», однако, исходя из норм Семейного кодекса РФ возможно сделать вывод о том, что родителями по отношению к ребенку (лицу не достигшему возраста 18 лет) следует считать лиц - кровных родственников I степени (отца и мать), удостоверенных в таком качестве в установленном законом порядке соответствующим государственным органом.

В Семейном кодексе РФ установлены права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, к числу которых относится и воспитание своих детей, обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом, нравственном развитии своих детей обязанность обеспечить получение детьми основного общего образования. При этом, родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами, а также право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования (статья 63 Семейного кодекса РФ). Статья 18 Закона РФ «Об образовании в РФ» закрепляет также обязанность родителей заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Пункт 3 статьи 18 Закона РФ «Об образовании в РФ» определяет также особую роль семьи в дошкольном образовании в виде положения о том, что сеть дошкольных образовательных учреждений действует для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития в помощь семье.

Следует также учесть установленное в пункте 4 статьи 52 Закона РФ «Об образовании в РФ» право родителей (законных представителей) дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. При этом, ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.

Таким образом, одной из главных особенностей дошкольного образования с точки зрения его нормативного регулирования выступает значительная роль родителей (законных представителей) в процессе организации образования и воспитания, при которой, дошкольные образовательные учреждения выступают своего рода «дополнительным, содействующим элементом» по отношению к деятельности родителей как участников образовательного процесса.

Особенностью дошкольного образования является значительная роль в деятельности образовательных учреждений медицинского обслуживания воспитанников, а также оздоровительных мероприятий. Фактически медицинские работники выступают и должны выступать в дошкольном образовательном учреждении полноправными участниками образовательного процесса, наряду с педагогическими работниками, родителями, воспитанниками.

2. Основные направления работы по реализации прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении

Сегодняшние дети - это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.

Формирование ценностной моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов детей - одна из важнейших задач. Это означает, что в каждый возрастной период ребенку необходимо предоставить максимально полный объем материальных и иных благ, которые требуются ему для жизни и полноценного развития.

У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.

Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: социально-правовом и психолого-педагогическом.

Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.

Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни в семье и в образовательном учреждении.

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», - констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:

* 1924 год - в рамках лиги Наций принята Женевская декларация прав ребенка.

* 1948 год - Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав человека, которая провозгласила, что дети имеют особое право на защиту и помощь.

* 1959 год - Декларация прав ребенка.

* 1989 год - Конвенция о правах ребенка.

* 1990 год - Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

В 1990 году наша страна ратифицировала важнейший международный документ - Конвенцию о правах ребенка, в которой впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому представлен весь спектр прав человека.

Конвенция о правах ребенка - правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

Реализация прав ребенка включает:

* защиту его от всех форм жестокого обращения,

* права на охрану здоровья,

* защиту его права на образование,

* права на игру,

* права на сохранение своей индивидуальности.

Роль психологической службы дошкольного образовательного учреждения в реализации прав ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения.

Конвенция о правах ребенка традиционно рассматривается как правовой документ, который регулирует взаимоотношения с окружающим социальным миром. Вместе с тем она имеет и психологическое содержание. Это позволяет рассматривать Конвенцию в диалектическом единстве знаний о правах человека (рациональный аспект) и отношения к этим правам, степени их реализации (иррациональный, чувственный компонент).

Права и обязанности изначально входят в социальное пространство личности, являясь мощным фактором ее развития. Однако такое значение права и обязанности приобретают не сразу. На ранних стадиях развития ребенок еще не осознает их значения для себя, как для человека, принадлежащего к определенной культуре современной цивилизации. Для него обязанности и права, предоставляемые обществом, выступают как данность, существующая вне его личности, отчужденно от него. При этом обязанности выступают в его сознании как акт социального насилия, а права растворены в социуме и существуют как некая абстракция.

Однако с возрастом, осваивая обязанности и права, накапливая о них определенные знания, ребенок получает возможность использовать свои права и обязанности как регулятор взаимоотношений с окружающими людьми. Именно с этого момента реализация своих прав при выполнении определенных обязанностей формирует у ребенка навыки общения, закладывает другие социально- значимые качества личности. Ребенок, приученный в дошкольные годы искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими, в своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав и свобод других людей.

Поэтому дошкольное образовательное учреждение должно строить свою работу таким образом, чтобы идеи и принципы Конвенции усваивались не только в их правовом содержании, но и становились нравственной основой непосредственного общения с другими людьми, регулятором жизнедеятельности.

Непосредственную роль при этом будет выполнять психологическая служба дошкольного образовательного учреждения при поддержке всего педагогического коллектива.

Деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения по реализации основных положений Конвенции должна осуществляться по трем направлениям: диагностика, психокоррекция и психопрофилактика. В рамках этих направлений важна адресная работа (дети, родители, педагоги), и деятельность психолога призвана носить поэтапный характер.

Основная цель данного направления:

* выявление родителей, нарушающих права детей,

* определение методов воспитательного воздействия,

* исследование родительских установок,

* диагностика агрессивности родителей,

* выявление особенностей внутрисемейных отношений.

Относительно детей дошкольного возраста эта задача может быть сформулирована следующим образом:

* определение особенности личностного развития ребенка (уровень самооценки, притязаний, тревожности, страхи),

* взаимосвязь нарушений личностного развития с нарушениями прав ребенка в семье.

Педагоги дошкольного образовательного учреждения могут быть, продиагностированы по следующим позициям:

* определение типа направленности личности педагога,

* выявление коммуникативных позиций и стиля взаимодействия педагога с детьми.

Следующее направление деятельности психолога - психокоррекция. И третий этап работы психолога - психопрофилактика, которая может осуществляться на двух уровнях.

На первом уровне профилактические мероприятия проводятся со всеми родителями вместе, благополучными и проблемными. При этом родители не только получают информацию об особенностях психического развития ребенка, но и знакомятся с лучшим опытом семейного воспитания. После установления контакта и доверительных отношений возможен переход на второй уровень психопрофилактики, в котором будут участвовать только родители, нарушающие права своих детей и имеющие собственные внутриличностные проблемы. Психопрофилактика на этом уровне может проходить в форме групповых дискуссий по проблемам семейного воспитания либо в форме анализа конкретной проблемной ситуации.

Если на этом этапе не удается достичь позитивных результатов, тогда можно применять коррекционные занятия с родителями с целью изменения установок по отношению к ребенку, личностного роста родителей и коммуникативной компетентности в форме тренинговых упражнений.

Необходимым условием проведения коррекционных занятий является участие в них обоих родителей и осознание ими проблем во взаимоотношениях с детьми.

При условии благоприятных сдвигов в родительских позициях возможно объединение детей и родителей на занятиях.

Только изменив родительскую установку по отношению к ребенку, т.е. сделав её адекватной, динамичной и прогностичной, сформировав навыки обратной связи в общении с ребенком и расширив ролевой репертуар родительского поведения можно с уверенностью констатировать факт соблюдения основных прав ребенка, обеспечивающих ему полноценное личностное развитие.

3. Разъяснения отдельных положений Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

29 декабря 2012 года принят Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который, за исключением отдельных положений, вступает в силу с 1 сентября 2013 года. Был разработан и принят в целях совершенствования законодательства РФ в области образования, является основополагающим нормативным правовым актом в указанной сфере.

1. Федеральным законом изменена система уровней образования: в отличие от действующего законодательства об образовании в качестве уровней образования выделены дошкольное образование и начальное общее образование, исключены из уровней образования начальное профессиональное образование и послевузовское профессиональное образование.

В целом установленная Федеральным законом система уровней образования выглядит следующим образом:


  • дошкольное образование;

  • начальное общее образование;

  • основное общее образование;

  • среднее общее образование;

  • среднее профессиональное образование;

  • высшее профессиональное образование - бакалавриат;

  • высшее профессиональное образование - специалитет, магистратура;

  • высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
2. Федеральным законом расширен круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе закреплены правовые возможности доступа «необразовательных» организаций к образовательной деятельности.

Согласно Федеральному закону образовательную деятельность вправе осуществлять следующие субъекты:


  • образовательные организации (некоммерческие организации, для которых образовательная деятельность является основным видом деятельности: дошкольные, общеобразовательные, профессиональные образовательные организации и др.);

  • организации, осуществляющие обучение (юридические лица, для которых образовательная деятельность является дополнительной к их основной деятельности: научные организации; организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых; организации, осуществляющие социальное обслуживание и др.);

  • иные юридические лица;

  • индивидуальные предприниматели.
3. Федеральным законом закреплена новая классификация образовательных организаций.

Устанавливаются следующие типы образовательных организаций:


  • дошкольная образовательная организация (основная цель деятельности - реализация образовательных программ дошкольного образования, присмотр и уход за детьми);

  • общеобразовательная организация (основная цель деятельности -реализация образовательных программ начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования);

  • профессиональная образовательная организация (основная цель деятельности - реализация образовательных программ среднего профессионального образования);

  • образовательная организация высшего образования (основная цель деятельности - реализация образовательных программ высшего образования и научная деятельность);

  • организация дополнительного образования (основная цель деятельности - реализация дополнительных общеобразовательных программ);

  • организация дополнительного профессионального образования -(основная цель деятельности - реализация дополнительных профессиональных программ).
Виды образовательных организаций в рамках типа упразднены.

Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

4. В связи с принятием Федерального закона значительные изменения произойдут в системе дошкольного образования.

Федеральным законом предусмотрено право родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, получающих дошкольное образование в форме семейного образования (не посещающих дошкольную образовательную организацию), на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В отличие от Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (действует до 31 августа 2013 года) в Федеральном законе отсутствует правовая норма, ограничивающая размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата) за присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования. При этом закреплено право учредителя таких организаций снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке . К таким категориям должны быть отнесены, например, родители детей из многодетных и (или) малообеспеченных семей.

Законодателем также установлено, что за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.

В соответствии с Федеральным законом не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях.

Регулируя правоотношения, связанные с присмотром и уходом за детьми, законодатель впервые раскрывает содержание данного понятия. Им в Федеральном законе определено, что присмотр и уход за детьми -комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Таким образом, законодатель изначально определяет, какие виды расходов подлежат включению (а какие виды расходов не включаются) в родительскую плату за освоение ребенком образовательных программ дошкольного образования.

Федеральным законом в компетенцию органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов включено новое полномочие - учёт детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования.

Изменены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в части финансового обеспечения дошкольного образования.

В соответствии с Федеральным законом с 1 января 2014 года к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации отнесено:


  • обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях и в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

Уважаемые посетители сайта!

В нашем детском саду созданы все необходимые благоприятные условия для пребывания и организации работы с детьми дошкольного возраста.
В учреждении работают квалифицированные специалисты, которые в своей работе используют инновационные методики и технологии, именно такой стиль работы даёт возможность каждому ребёнку раскрыть свои способности в музыке, изобразительной и других видах деятельности.
Важно, чтобы детский сад, как точный механизм работал на ребёнка, как «часы» и, в первую очередь, точность этих «часов» зависит от руководителя.

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:

1) обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
2) достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
3) формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
4) повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
5) развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями. Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую российскую семью.

Модернизация системы дошкольного образования, как определено в Конвенции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.,
является основой экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Модернизация затрагивает структуру, содержание, технологии воспитания и обучения на всех уровнях образовательной системы.

В Концепции досрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года
, представлена современная модель образования, ориентированная на повышение качества образования. “Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью…”.

Основной целью образовательной политики Ярославской области в сфере дошкольного образования является обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе.
При этом доступность характеризуется возможностью выбора детского сада, а качество - возможностями и способностями ребенка к освоению программ на последующих уровнях образования. Для повышения качества образовательной услуги необходимо участие граждан в развитии дошкольного образования (оценка качества образования, формирование содержания образования, инвестирование в дошкольное образование); расширение организационных форм дошкольного образования; разработка и внедрение новой системы оплаты труда воспитателей; введение нормативного подушевого финансирования в систему дошкольного образования (разработка норматива).
Уже в возрасте 3-6 лет формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. В основе современных образовательных стандартов - переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности - проектных, творческих, исследовательских. Использование этих технологий требует высокой квалификации воспитателей - педагогов.

Новое время диктует новые условия. Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется владение информационными технологиями, умение эффективно сотрудничать с другими людьми, полноценно использовать личностные ресурсы, готовность осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентную способность. Поэтому подготовка специалистов в области дошкольного образования приобретает особую значимость. “Сегодня востребован не просто воспитатель, а педагог - исследователь, педагог - психолог, педагог - технолог”.

Творчество - наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного материала, отыскать более эффективные пути, формы и методы трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания. Овладение более высоким уровнем профессионального мастерства рассчитано на высоко развитое профессиональное мышление, активизацию творческого потенциала педагога. Кроме того, проблема подготовки воспитателя ДОУ к педагогической деятельности, как к творческому процессу, приобретает в настоящее время особую значимость и остроту.

Современное информационное общество ставит перед образовательными учреждениями, и, прежде всего, перед системой повышения квалификации, задачу подготовки специалистов способных:

1) гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
2) самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
3) грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);
4) быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях.

В результате усиления внимания к раннему развитию детей можно будет добиться снижения числа детей в программах коррекционного обучения и значительного повышения качественных результатов начального образования.

Предшкольное образование (4-6 лет) существует, как правило, в форме дошкольных учреждений с жестко стандартизированной услугой, которые не обеспечивают достаточно широкого охвата детей услугами дошкольного образования. При этом подготовка к следующему этапу обучения строится, порой, как простой перенос элементов школьного обучения в детский сад/
Уже к 2012 году для расширения охвата разнообразными услугами дошкольного образования будут привлекаться организации разной формы собственности. Государственно-частное партнерство в этой сфере будет выражаться в системе подушевого финансирования программ дошкольного образования, которое предполагает возможность получения бюджетного финансирования негосударственными организациями, оказывающими услуги дошкольного образования.
При этом принципиальным требованием к новой схеме оказания услуг дошкольного образования будет гибкость образовательных программ, их «подстраиваемость» под различные потребности семей. Конкретными вариантами новой схемы могут быть группы дошкольного образования при общеобразовательных учреждениях, группы кратковременного пребывания при образовательных учреждениях различных типов и видов, в том числе при учреждениях дополнительного образования.

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ:

Необходимо вести поиск педагогических идей, по обновлению содержания, образовательных технологий в практике воспитания и образования детей дошкольного возраста;
. Модернизации технологий дошкольного образования (внедрения инновационных технологий в образовательно-воспитательный процесс).
. Постоянно повышать профессиональное мастерство и престиж труда педагогических работников дошкольного образования;
. Создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов, распространения передового опыта, внедрения новых технологий обучения и воспитания;. Привлечь внимание органов исполнительной власти, научной общественности, средств массовой информации к проблемам развития системы дошкольного образования детей;
. Обратить внимание работников образования на предшкольное образование детей, не охваченных дошкольным образованием.
. Расширить разнообразие форм предоставления услуги.

Без достойного дошкольного образования не будет хорошего школьного. Не занимаясь дошкольным образованием, государство не только проигрывает в школьном, но и рискует не получить поколение человеческого капитала государства.

Что является самыми главными проблемами в дошкольном образовании на сегодняшний день и что необходимо предпринять, чтобы их решить? Об этом мы говорим с руководителем РУО Е.И. Мурзакаевой.

– Где-то – это отсутствие достаточных мест для детей в дошкольных образовательных учреждениях. В нашем районе эта проблема практически решена. Все дети старше трех лет имеют возможность посещать дошкольное учреждение. По возможности удовлетворяются потребности в приеме детей в детские сады в раннем возрасте, т.е. до трех лет. Создан консультационный пункт на базе детского сада «Малыш» для родителей, желающих дать детям дошкольное образование в семье. Модернизация дошкольного образования как федеральный проект позволит практически полностью охватить детей в возрасте от трех лет дошкольным образованием . Это первое направление модернизации дошкольного образования.

– Немаловажной является и финансовая сторона.

Система финансирования дошкольных учреждений изменяется, вводится единый федеральный стандарт дошкольного образования.

Финансирование дошкольных учреждений перешло с муниципального на региональный уровень. Это позволяет решить несколько задач, в том числе поэтапный рост заработной платы сотрудников муниципальных дошкольных учреждений, а также повышения качества дошкольного образования.

– Согласно ФЗ «Об образовании» дошкольное образование становится частью общего образования, его первой ступенью, а это значит, что оно, как и школьное, тоже должно быть стандартизировано.

ФГОС ДО (федеральный государственный образовательский стандарт дошкольного образования) представляют собой совокупность трех групп требований – к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам освоения. Достижения детей дошкольного возраста определяются совокупностью личностных качеств, поэтому неправомерно предъявлять жесткие требования к результатам, что присутствует в стандарте.

В районе утверждаются планы мероприятий, которые обеспечивают стандартизацию дошкольного образования , а также его вывод на достойный уровень. К тому же реализация программы постепенно приводит к оснащенности детских садов информационными технологиями, а также спортивным оборудованием и современными детскими площадками, учебно-лабораторным инвентарем.

– У детских садов появились свои сайты?

Создание и ведение собственных сайтов у дошкольных учреждений – это тоже заслуга модернизации дошкольного образования, поскольку такой пункт был представлен в качестве ожидаемых качественных изменений.

– А теперь несколько слов о тех, без кого невозможна любая реформа, людях, которые работают в этой системе.

– Модернизация дошкольного образования, как любая реформа, невозможна без обучения кадров. Формирование новых требований по квалификации сотрудников дошкольных учреждений создается с целью повышения общей квалификации педагогов дошкольных учреждений . Этому способствует как указанная выше реформа заработной платы, так и разработка профессионального стандарта для педагогов, занятых в дошкольном образовании.

Также можно отметить создание ресурсных центров в регионах , которые осуществляют координацию процессов развития дошкольного образования и профессиональное становление педагогов. Знание современных технологий необходимо каждому педагогу дошкольных образовательных учреждений.

Одним словом, модернизация – это целая система сводов, законов и поручений, которые действуют как отдельно, так и совместно, и направлены на формирование нового общества.

– Долго ждать результатов?

– Качественно оценить результаты такой деятельности можно будет не ранее ближайших десяти лет, когда проявится или не проявится разница в уровне развития детей старшего школьного возраста.

Модернизация системы дошкольного образования в условиях введения Федеральных государственных требований.

Статья

Старший воспитатель МАДОУ "Детский сад № 77" г.Сыктывкара

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности ребенка, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются эмоционально-волевые качества и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания.

В современных условиях развитие системы дошкольного образования направлено на развитие детей дошкольного возраста, адекватное возрастным особенностям. Это означает, что система дошкольного образования призвана обеспечить для любого ребенка дошкольного возраста тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным при обучении в начальной школе и на последующих ступенях обучения Анализируя современное состояние дошкольного образования, целесообразно рассмотреть существовавшие ранее концепции его развития.

В 1989г. Государственным комитетом по народному образованию СССР была утверждена Концепция дошкольного воспитания, авторы которой указывали на ряд недостатков системы общественного дошкольного воспитания: учебно-дисциплинарная модель взаимодействия взрослых и детей, ориентация образовательного процесса на формирование у детей дошкольного возраста «заказанного» школой спектра знаний, умений и навыков, чрезмерная регламентированность режима дня ребенка-дошкольника, использование игры как дополнения к дидактическому процессу приобретения знаний.

Данные проблемы не были решены из-за недостаточно четко разработанного механизма реализации изложенных концептуальных подходов к развитию системы дошкольного образования. Поэтому в Концепции дошкольного воспитания 2003 года вновь в качестве актуальных проблем общественного дошкольного воспитания названы недооценивание роли игровой деятельности в развитии ребенка, использование «школьных» технологий обучения и раннее изучение программы первого класса, снижение качества образования и перегрузка детей. Кроме того, серьезной критике подверглись уровень подготовки педагогических кадров, неумение воспитателей детских садов реализовывать образовательную программу с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.

Последнее десятилетие принесло радикальные изменения в систему отечественного дошкольного образования. На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» – разные типы и виды дошкольных образовательных учреждений. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании долго не опиралось на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования, которая связывала бы воедино его социальные, организационные, финансово-экономические, психолого-педагогические и другие приоритеты, определяя продуманную программу действий на исторически обозримый срок.

Сегодня авторы современных концепций (Слободчиков В.И., Рубцов В.В., Кудрявцев В.Т. и др.) призывают к модернизации системы дошкольного образования с целью осуществления подготовки детей к последующему школьному обучению с учетом вариативности учреждений, реализующих программы дошкольного образования, уровней физического и психического развития детей дошкольного возраста, степени подготовленности педагогических кадров.

Направления модернизации муниципальной системы дошкольного образования:

  • удовлетворенность населения качеством дошкольного образования;
  • обеспечение условий отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, в том числе в части сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
  • внедрение информационно – коммуникативных технологий в процесс управления дошкольным образованием; повышение профессиональной компетентности и мотивационной готовности к инновационной деятельности;
  • создание информационно – коммуникационной среды, обеспечивающий родителям возможность повысить свою компетентность в вопросах развития и воспитания детей;
  • переход на новый уровень, новый статус ДОУ.
  • Общедоступность.

Дошкольное образование в обеспечении равных стартовых возможностей детей для обучения в начальной школе рассматривается как необходимая предпосылка общедоступности качественного общего образования. Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе, - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации. Ее решение невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

Для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его не получал.

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В России, в настоящее время, для большинства уровней и ступеней образования, исключая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС).

ФГОС представляют собой совокупность трех групп требований - к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам освоения. Достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных ЗУНов, а совокупностью личностных качеств, поэтому неправомерно предъявлять жесткие требования к результатам, что присутствует в стандарте начального общего образования.

В 1996 году Министерством образования РФ были утверждены «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении». Согласно приказу МО РФ (№ 448 от 22.08.1996г) устанавливалось, что указанные требования действуют до введения государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Через десять лет (1 декабря 2007 г) в ФЗ «Об образовании» были внесены изменения, в соответствии с которыми в сфере дошкольного образования устанавливаются не ФГОС, а только две группы федеральных государственных требований - к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.
Принципиально новые документы модернизации системы дошкольного образования, такие как, н ационально-образовательная стратегия «Наша новая школа», Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», «Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 г.», Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования - приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (№ 655 от 23.11.2009г.) и к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования - приказ МО и науки РФ от 20.07.2011г. №2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» внесли значительные коррективы в определение правового поля содержания системы дошкольного образования, раскрыли необходимость пересмотра организационных и содержательных аспектов дошкольного образования, поставили задачу разработки новых основных общеобразовательных программ дошкольными образовательными учреждениями.

Очень важно то, что ФГТ разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п. 6.2. ст. 9). Эта норма была введена в Закон РФ «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, и обеспечение доступности и качественного образования для каждого ребенка – где бы он ни проживал.

ФГТ являются вместе с типовым положением о дошкольном образовательном учреждении пока единственным основополагающим документом нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательным для исполнения во всех типах и видах образовательных учреждений, ориентиром развития системы дошкольного образования.

Существуют распространенные в отечественном образовании понятия стратегий развития образовательных учреждений:

1. Стратегия локальных изменений , предусматривает параллельное улучшение, рационализацию, обновление деятельности каких-то отдельных участков жизни образовательных учреждений. эти изменения осуществляются независимо друг от друга по своим планам и предполагают достижение частных результатов, которые в совокупности позволят образовательному учреждению сделать шаг вперед.

2. Стратегия модульных изменений, предполагает осуществление нескольких комплексных нововведений, которые не связываются между собой, хотя внутри модуля могут предполагать необходимость координации действий многих исполнителей.

3. Стратегия системных изменений - предполагает полную реконструкцию образовательного учреждения, затрагивающую все компоненты деятельности (цели, содержание, организацию, технологии и т.д.), все структуры, связи, звенья, участки. Такая стратегия осуществляется, как правило, при изменении прежнего статуса образовательных учреждений, при превращении их в новое образовательное учреждение.

Очевидно, что системные обновления в контексте ФГТ предполагают ряд изменений:

  • Обновление содержания и структуры образовательной деятельности;
  • Обновление технологий обучения;
  • Обновление системы оценки качества образования.

В соответствии со статьей 9 Закона РФ "Об образовании" образовательная программа "определяет содержание образования определенных уровня и направленности". В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования обшей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе и пр.

Определяющим в содержании образования являются не столько составляющие его элементы (компоненты), сколько внутреннее состояние, совокупность процессов, которые характеризуют взаимодействие элементов между собой и со средой и обусловливают их существование, развитие и смену; в этом смысле само содержание выступает как процесс.

Обновление содержания дошкольного образования в условиях модернизации возможно за счет усиления вариативности образования, что является показателем гуманитарности дошкольного образования и повышает субъектность дошкольного образования.

Вариативность дошкольного образования как обязательное условие его гуманитарности достигается через:

  • общеразвивающие детские сады; развиваются семейные группы, негосударственные дошкольные образовательные учреждения (в сфере дошкольного образования увеличивается численность индивидуальных предпринимателей). В данном случае обновление содержания образования происходит за счет предоставления дошкольникам и их родителям возможности выбора соответствующего вида дошкольного образовательного учреждения;
  • общеобразовательные программы на основе диагностики интегративных качеств личности дошкольников и анализа условий реализации основной общеобразовательной программы (анализ кадрового, нормативно-правового, финансово-экономического ресурса, материально-технического ресурса, мотивационного, информационного и научно-методического ресурсов);
  • соблюдение прав, удовлетворение потребностей, обеспечение интересов и развития способностей воспитанников.

Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГТ принципам:

Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

Принцип необходимости и достаточности (соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму")

Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

Программа строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом детей. Интеграция разных образовательных областей – важный сдвиг в структурировании программного материала.

Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Например, инструктор по физической культуре будет участвовать в проведении прогулок, организуя подвижные игры, эстафеты по теме. Музыкальный руководитель будет осуществлять подбор музыкального сопровождения для проведения мастерских, релаксации, разминок, гимнастик и др.

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГТ предлагают для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями станут Российские праздники (Новый год, День семьи и др.), международные праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.

Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей (образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей;

Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка - это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

Взаимодействие с родителями;

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.

Обновление технологий организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ усложнено недостаточно разработанными научно основаниями использования образовательных технологий в развитии субъектного опыта и интегративных качеств дошкольника. Вопросы технологий обучения в дошкольном образовании довольно слабо освещены во многих учебниках дошкольной педагогики, в том числе - в опубликованных в последние годы. В то же время еще в "Концепции содержания непрерывного образования" (дошкольное и начальное звено), утвержденной ФКС по общему образованию МО РФ 17 июня 2003г., отмечалось: "...воспитатели в дошкольных учреждениях недооценивают значение развития игровой деятельности, излишне увлекаются различными формами обучения, в которых, как правило, используются "школьные" технологии: фронтальные занятия по отдельным предметам, вербальные методы обучения знаниям и умениям и др. Тем самым осуществляется недопустимая искусственная акселерация развития ребенка, "овзросление" дошкольного образования".

В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие. Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от специально организованной деятельности уже давно назрела. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности дошкольного периода жизни и специфики психического развития детей-дошкольников. Будет упорно осуществляться подготовка детей к школе, где постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков. И ко всему к этому образовательный процесс будет выстраиваться по подобию школьного урока, а это противоречит специфике развития детей дошкольного возраста.

Поэтому, в дошкольном образовании определены две группы требований, а не три, как в стандарте начального общего образования. Это требования к структуре программы дошкольного образования и требования к условиям ее реализации.

В Разделе III. ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы "Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования" звучит: "Основные общеобразовательные программы содержат перечень необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса программ, технологий, методических пособий.

В ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования предъявляются Требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы), которые включают:

  • комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающее возможности:
  • построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми. основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
  • организации разнообразной игровой деятельности;
  • использования образовательных технологий деятельностного типа.

Таким образом, можно утверждать, что знание современных технологий дошкольного образования необходимо каждому педагогу ДОУ - члену методического объединения.

Помимо этого, мы можем также сослаться на еще один документ, определяющий и должностные обязанности, и вопросы профессиональной компетентности любого педагога ДОУ (независимо от его аттестации на ту или иную категорию и независимо от стажа работы): Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (Приложение к приказу Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010г. № 761н), в котором сказано: Воспитатель (включая старшего) должен знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы РФ;
  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;
  • педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию;
  • психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену;
  • методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников;
  • ...современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
  • ...технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения...

Таким образом, одной из задач методической службы ДОУ может стать работа по ознакомлению педагогов с достаточно разнообразным спектром технологий обучения, применяемых в дошкольном образовании.

Обновление системы оценки качества дошкольного образования опирается на ориентиры качества современного дошкольного образования. В их основе лежит как ориентир "социальный портрет выпускника дошкольного образовательного учреждения" (6,5-7 лет). В ФГТ определены конкретные характеристики и 35 качеств личности, желательные для идеального социального портрета ребенка-дошкольника (6,5-7 лет) как целевого ориентира системы дошкольного образования. В результате освоения каждой образовательной области должны быть сформированы определенные физические, личностные и интеллектуальные качества (в различном сочетании).

Результат освоения ООП ДО - конечный итог, следствие воспитательно-образовательной деятельности ДОУ:

1. Текущие (промежуточные) результаты освоения программы - качества, формируемые в течение всего периода дошкольного образования. оценка которых осуществляется с определенной периодичностью; знания, умения и навыки, способы овладения ребенком той или иной деятельностью;

2. Итоговый результат освоения прогаммы - физическая и психологическая готовность к школе, оценка которой осуществляется при переходе ребенка с уровня дошкольного образования на уровень общего (начального общего) образования.

Личностные качества - качества, характеризующие развитие личностной сферы ребенка (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самосознания), в том числе его морально-нравственное развитие.

Физические качества - качества, характеризующие физическое развитие ребенка (сила, выносливость, ловкость и др.), а также антропометрические и физиометрические показатели.

Интеллектуальные качества - качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы ребенка (формирование высших психических функций, накопление знаний и социального опыта). Знания. умения. навыки - средства, способствующие развитию ребенка, т.е. способствующие развитию у него новых качеств.

Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

В работах известных современных исследователей Н.А.Виноградовой, Н.В.Микляевой обозначены основные направления совершенствования качества образовательного процесса в ДОУ:

1. Совершенствование процесса взаимодействия между педагогами, детьми и родителями;

2. Оптимизация результатов воспитательно-образовательной работы на каждом этапе образовательного процесса;

3. Совершенствование системы отношений между компонентами образовательного процесса.

Несмотря на наличие примерных образовательных программ дошкольного образования, ФГТ и других нормативных и методических документов, обеспечивающих внедрение ФГТ в практику работы ДОУ, остается актуальной задача наполнения реальным содержанием и инструментарием систем оценки качества дошкольного образования.

Внедрение ФГТ и решение новых задач требует соответствующего научно-методического сопровождения. Нормативно-правовая база для обновления содержания дошкольного образования постепенно совершенствуется и развивается в направлении упорядочения государственных требований и модернизации привычного содержания и обучения, приведения его в соответствие с главными "вызовами эпохи". Однако практика работы с педагогами ДОУ показывает, что до сих пор научно- и учебно-методическое обеспечение современного дошкольного образования мало известно.

Таким образом, существует необходимость разработки системы методического сопровождения педагогов ДОУ в условиях введения ФГТ к структуре ООП ДО.

Библиография

  1. Арабаджи В.А. Творческий поиск в работе с педагогами //Управление дошкольным образовательным учреждением. -2010.- № 3.- С. 20- 23.
  2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. -М.: ТЦ Сфера, 2010.
  3. Волобуева Л.М. Структура управления ДОУ // Управление ДОУ. – 2004. - №1. – с.8-15.
  4. Гержина, Т. И. Внедрение федеральных государственных требований в дошкольное образование // Методист. - 2011. - N 7. - С. 66-68.
  5. Едакова И.Б. Обновление содержания и методов дошкольного образования в условиях введения Федеральных государственных требований /Методические рекомендации к 2010-2011 учебному году.- Хабаровск.- 2010.-с.4-8.
  6. Национально-образовательная стратегия «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д.А. Медведевым 21.01.2010г.);
  7. Федина Н.В. Место и статус дошкольного образования в системе непрерывного образования России // Дошкольное воспитание. 2008. - № 8. – С. 7-12.
  8. Федина Н.В. Некоторые аспекты разработки примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2008. - № 8. – С. 13-15.
  9. Федина Н.В. Перечень требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования// Управление дошкольным образовательным учреждением. 2009. - № 2. – С.40-47.
  10. Федина Н.В. Требования к результатам освоения программ дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2009. - № 3. – С.53-63.
  11. Федина Н.В. ФГТ: найти 10 отличий// Обруч. 2010. - № 2. – С.6-7.
  12. Федина Н.В. Понятие основной образовательной программы в современном дошкольном образовании // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2010. - № 5.-с.24-26.

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

воспитатель ГБОУ д\с № 000,

г. Москва,

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности ребенка, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются эмоционально-волевые качества и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания .

В условиях социокультурной модернизации системы дошкольного образования большое внимание уделяется проблемам стандарта качества дошкольного образования. А именно:

Формированию в детских садах образовательной среды, стимулирующей детскую инициативу и самостоятельность, творчество, свободу выбора, двигательную и познавательную активность детей, сотрудничество взрослого и ребёнка;

Расширению социального пространства детского сада (сотрудничество с библиотеками, музеями, парками, участие в жизни микрорайона);

Для решения этой проблемы создаются новые формы дошкольного образования: Центры игровой поддержки ребёнка (ЦИПР), Консультативные пункты (КП), Лекотеки и Службы ранней помощи (СРП) для детей, воспитывающихся в условиях семьи и родителей (законных представителей).

ЦИПР, КП, Лекотеки и СРП создаются как самостоятельные структурные подразделения государственных дошкольных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования.

ЦИПР (Центр игровой поддержки ребенка) осуществляют психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, на основе современных методов организации игровой деятельности.

Главной целью деятельности ЦИПР является подготовка детей раннего возраста к поступлению в ДОУ.

На ЦИПР возглавляются следующие задачи:

Оказание содействия родителям (законным представителям) в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе игровой деятельности;

Ознакомление родителей (законных представителей) и специалистов ДОУ с современными видами игровых средств и игрового оборудования (далее по тексту ИСО);

Обучение родителей (законных представителей) и специалистов ДОУ способам применения различных ИСО, организации на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;

Консультирование родителей (законных представителей) по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава ИСО, правилам их подбора.

Консультативные пункты создаются для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих ДОУ. Основная цель их деятельности состоит в обеспечении единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого - педагогической помощи родителям (законным представителям) в поддержке всестороннего развития личности ребёнка.

Лекотеки организуются для детей от 2-х месяцев до 7 лет с нарушениями развития, которые не могут посещать государственные образовательные учреждения по состоянию здоровья или развития и нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Деятельность Лекотеки направлена на оказание квалифицированной коррекционной и терапевтической помощи детям с особыми образовательными потребностями и их родителей, а также на психолого-педагогическое сопровождение таких семей в целом.

ЦИПР, КП, Лекотеки и СРП призваны осуществлять взаимодействие ДОУ с медицинскими учреждениями , центрами психолого-педагогической поддержки, муниципалитетами и другими организациями.

Таким образом, организация новых, экономически целесообразных форм дошкольного образования является не только возможным, но и перспективным способом сохранения и развития сети ДОУ. Это позволит сэкономить бюджетные средства, снизить родительскую плату и вместе с тем сделать услуги ДОУ более доступными для населения. Вариативность форм обучения и воспитания будет способствовать увеличению количества детей, которые смогут получить качественное образование на базе ДОУ, что имеет существенное значение для построения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Новые формы обучения и воспитания детей ни в коей мере не следует рассматривать как альтернативу уже имеющимся. Значительную часть родителей устраивает режим работы ДОУ полный день и круглосуточный. Принципиально важно, что и при сокращении времени пребывания детей в ДОУ должно обеспечиваться их развитие по всем основным направлениям (познавательное, художественно-эстетическое, социально-эмоциональное, физическое) в соответствии с государственным стандартом дошкольного образования. Главная тенденция, которая отчетливо прослеживается, – дошкольное образование повысило свой статус во всем мире и стало предметом национальной политики. Российская система дошкольного образования признана международным сообществом как одна из эффективных систем образования детей младшего возраста.

Выбор редакции
Тандури масала одна из самых распространенных индийских специй. В переводе с индийского масала означает «смесь специй». Тандури масала –...

Манты являются одним из самых популярных блюд у народов Центральной Азии, Пакистана и Турции, и не зря, ведь манты – это не только очень...

Решив взяться за собственную фигуру, мы нередко останавливаем свой выбор на низкокалорийных диетах... При этом нам приходится...

Чакры человека и их раскрытие - вопрос, который волнует магов и эзотериков уже не первое столетие. Узнайте, как можно открыть и почистить...
К чему снятся деньги? Сонники вещают абсолютно всем, кому приснились деньги в сновидении, немало славных событий. Однако нужно...
При подготовке к ЕГЭ по математике учащимся приходится систематизировать знания по алгебре и геометрии. Хочется объединить все известные...
Многие начинающие бизнесмены задумываются о том, какую форму налогообложения выбрать, что лучше для ИП: УСН или ЕНВД, чтобы и не платить...
Вы решили начать свой бизнес: у вас есть идея, план и договорённости с инвесторами. Казалось бы, остается лишь взять и сделать. Но...
Р - люди с буквой "Р" в имени обладают неординарным мышлением. Они очень ответственны, на них можно положиться в любой ситуации. У них...