Книжный уголок в детском доме. По созданию «Книжек - малышек. по созданию «Книжек - малышек»


Прежде чем мы рассмотрим, по каким принципам в детском саду следует организовать уголок книги, отметим, что как раз в дошкольном возрасте дети начинают приобретать первый опыт читательской деятельности.

Каждый дошкольник обладает высоким потенциалом для развития. Это касается и его читательских навыков.

Благодаря хорошей детской библиотеке можно раскрыть эти навыки и реализовывать их.

Дети начинают испытывать потребность пользоваться библиотекой тогда, когда имеющиеся домашние книги уже прочитаны, а желание читать новые книги по-прежнему остается.

Литература позволяет человеку развить любовь к слову. Поэтому нужно вводить чтение книг в детский опыт тогда, когда у него развивается речь.

Те образы, которые дети подчеркнули в книгах, они будут нести всю свою жизнь в памяти.

Именно в дошкольный период нужно воспитывать будущих читателей. Дошкольники воспринимают прочитанное, как действительность. Поэтому им очень страшно, когда они читают соответствующие рассказы.

Также дети очень эмоционально воспринимают то, что читают.

Когда ребенок слушает чтение сказки, то он ярко показывает свои эмоции. Он может плакать, смеяться, возмущаться и сочувствовать героям. Это хорошо – так ребенок становится сопереживающим человеком.

С другой стороны очень сильные эмоции часто мешают трезво оценить прочитанное. Поэтому нужно следить не только за эмоциональным восприятием литературных произведений, но и за рациональностью мышления при чтении. Также дети очень стремятся подражать другим.

Поэтому они предпочитают те книги, которые нравятся их сверстнику и воспитателям. Это не всегда правильно, лучше учить ребенка развивать самостоятельность в вопросах выбора литературы.

Описанные выше особенности дошкольников – это негативные черты личности у будущего читателя, над которыми нужно работать. А позитивные особенности обязательно нужно развивать. Рассмотрим четыре группы распространенных стереотипов.

Стереотипы будущего читателя

Отношение к самому процессу чтения

Первая группа – это отношенческие стереотипы к самому процессу чтения. Дети могут воспринимать чтение как неприятную обязанность, а могут получать от него удовольствие, либо воспринимать чтение как развлечение. Все эти стереотипы считаются негативными.

Необходимо помочь детям развивать положительные стереотипы: нужно, чтобы дети относились к чтению, как к серьезному занятию, требующему мыслительной работы.

Дети должны понимать, что чтение очень полезно и обогащает их духовность, дает возможность лучше удовлетворять потребность к познанию.

Читательские предпочтения

Вторая группа стереотипов – это читательские предпочтения. Например, дошкольник может любить сказки, но не воспринимать стихи. Также бывают дети, которые готовы читать все книги без разбору, в том числе и взрослые.

Есть читатели, которые выбирают лишь те книги, которые понравились их сверстникам. Позитивные стереотипы этой группы – читатель выбирает лишь те книги, которые считает для себя полезными.

Восприятие книги

Третья группа стереотипов – восприятие книги. Часто дошкольники начинают сопоставлять себя с героем книги и воспринимают сюжет книги, как реальность. Это плохо, потому что мешает объективно осуществить анализ сюжета.

В дальнейшем в школе от детей требуют описать замысел автора и методы для его раскрытия, а такие дети будут не способны этого сделать. Также подобный стереотип лишает возможности ребенка критически оценивать сюжет книги.

Если становится заметно, что ребенок именно так воспринимает сюжеты книг, то это требует коррекции. Важно, чтобы читатель воспринимал себя как собеседника с автором книги.

Также читатель может играть роль критика, который вдумчиво подходит к процессу чтения, старается обогатить раскрытие авторского замысла собственными находками.

Нужно учить дошкольников тому, чтобы они не перевополощались в героев книг, а примеряли к себе прочитанное и сравнивали себя с героями.

Оценочные стереотипы книг

И последняя группа стереотипов – это оценочные стереотипы книг. Часто дети вообще не могут оценить то, что прочитали. Другие дети не могут оценить книгу критически. Поэтому нужно помогать детям мыслить критически и быть творческими личностями.

Нужно определить круг детского чтения. Он зависит от того, каков возраст у читателей, каковы его предпочтения, что он знает о мире взрослых, какие книги имеются в семейной библиотеке и в общественной библиотеке.

Выбор книг

Согласно Л.Н. Толстому, выбирать книги, нужно опираясь на их художественность и заинтересованность в них детей.

Обычно в первый круг книг для детей входят издания с народным творчеством, особенно со сказками. Но важно не только с русскими сказками знакомить детей, но и с другими близкими к России народами, да и со всемирно известными произведениями.

Второй круг книг для детей составляют обычно русские классические произведения, которые были написаны специально для дошкольников, либо те, которые перенесли со временем из книг для взрослых в книги для детей.

Например, это могут быть произведения известных русских классиков, таких как Пушкин А.с. , Чехов А., Тютчев Ф., Л. Толстой и другие.

Согласно многим авторам. очень важно включать классические произведения в книги, которые вы читаете со своими детьми. Это позволяет детям испытывать новые мысли и чувства, переживать новые настроения и пробовать на прочность новые идеи.

Дети со временем начнут испытывать привязанность к тем или иным авторам. А это возможно достичь только во время регулярного чтения.

Третий круг книг для дошкольников – это другие известные произведения, написанные специально для детей.

Известны в этом направлении многочисленные работы С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто и других замечательных авторов.

Воспитывая в ребенке благодарного читателя, нужно помогать ему совершенствовать восприятие прочитанного. Важно, чтобы он мог уметь осмысливать прослушанные произведения литературы и обогащать свой чувственный опыт.

Читательские особенности у детей

Обычно дошкольники имеют следующие характерные особенности:

  • детям очень интересно содержание литературно произведения, они любят устанавливать различные связи;
  • дети учатся воспринимать читаемое произведение, его форму и содержание;
  • детям интересно обращать внимание на выразительные языковые средства;
  • они воспринимают героев книг, как очень близких и понятных им персонажей;
  • они проявляют искреннее сочувствие персонажам книг, по-настоящему волнуются за них;
  • они могут воспринимать скрытые мотивы персонажей книги;
  • в этом возрасте дети испытывают уже достаточно глубокие чувства при чтении книги, они по-разному могут их выражать. Некоторые дети громко смеются, другие просто улыбаются. Кто-то начинает смотреть на своих товарищей. Другие же наоборот тормозят свою внешнюю активность и неподвижно сидят, слушая чтение;
  • дети уже могут вполне осознанно проводить элементарный анализ прочитанной книги.

Чтобы получилось воспитать из ребенка будущего грамотного читателя, нужно правильно отбирать литературные произведения.

Для этого можно воспользоваться педагогическими принципами, которые были разработаны многими отечественными педагогами.

Главный принцип выбора книг

Одним из главных принципов является рекомендация подбирать такие книги, которые удовлетворяют задачам воспитания. Причем здесь речь идет и о воспитании интеллектуальных способностей ребенка, его эстетического восприятия, его нравственной культуры.

Только при соблюдении этого условия чтение книги с ребенком будет нести определенную педагогическую ценность.

Книга должна через конкретные образы показывать дошкольнику идеалы справедливости и добра.

Ребенок должен знать, как проявляется мужество. Он учится правильно относиться к другим людям и к самому себе. Он учится правильно оценивать собственные поступки. При этом нужно учитывать особенности детей в дошкольном возрасте.

С.Я. Маршак писал о том, что возрастные особенности учитываются не тем, что нужно упрощать сюжет книги и сюсюкаться с малышом.

Нужно учитывать психические особенности дошкольника, его степень конкретности мышления, его уровень впечатлительности, его ранимость.

Книга должна доставлять ребенку большое удовольствие и приносить пользу его развитию.

Занимательной книга должна быть не благодаря теме и не благодаря чему-то новому для ребенку.

Занимательным является то произведение, которое позволяет открыть что-то новое в уже знакомом, и что-то знакомое в еще новом. Важно, чтобы композиция книги была облегчена и имела лишь одну линию сюжета.

Все художественные образы книги должны раскрывать одну главную мысль. Важно, чтобы действия всех героев передавали эту мысль. Но не обязательно выбирать лишь небольшие книжки.

Нужно учитывать, что возможности ребенка постепенно растут, и постепенно он может воспринимать все более объемные произведения.

Согласно работам А.С. Макаренко. важно, чтобы художественные книги шли как бы навырост, то есть слегка опережали возможности психики дошкольника.

Выбирая книги для чтения, можно сосредоточиться на следующих типах произведений: фольклорные произведения (различные песенки, пословицы, сказки, поговорки).

Важно, чтобы ребенок мог знакомиться с книгами-представителями разных жанров литературного искусства. Это должна быть не только проза, но и поэзия, не только сказки, но и рассказы, не только серьезные произведения, но и смешные и шуточные.

Также тематика книг должна быть разнообразной: это могут быть детски темы, сказки про животных, описания событий из взрослой жизни, описания красоты природы, различные экологические трудности и многое другое.

Очень важно, чтобы ребенок был знаком с большим разнообразием литературных направлений.

Уголок книги или книга в жизни малыша

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет уголок книги.

Книга в жизни ребенка выполняет познавательную, воспитательную, развивающую функции, преподносит ему первые уроки умственного, нравственного, эстетического воспитания.

Во всех возрастных группах дошкольного учреждения должен быть оборудован уголок книги – специально выделенное и оформленное место, где ребенок может самостоятельно или со взрослым выбрать книгу.

Встреча со знакомым произведением, полюбившимися героями углубляет проникновение ребенка в авторский замысел, помогает ему уточнить возникшие при слушании образы, еще раз сопережить с героями события и приключения.

В уголок книги ребенок приходит за общением с произведением искусства, решается комплекс образовательных задач средствами художественной литературы.

Требования к оформлению уголка книги

  • расположение его по возможности вдали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребенка от сосредоточенного общения с книгой;
  • обеспечение правильного освещения: естественное (вблизи окна) и искусственное для вечернего времени;
  • целесообразность и удобство, располагающие ребенка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой;
  • эстетичность и функциональность предназначения;
  • учет возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.

Важно, чтобы каждый ребенок мог иметь возможность выбора книг по интересу, а просмотр книги побуждал его к общению со сверстниками, взрослыми.

Отбор литературных произведений

Одним из важных вопросов при оформлении уголка книги является учет принципов отбора литературных произведений для дошкольников:

  • доступность;
  • художественность;
  • разнообразие;
  • постепенность усложнения;
  • учет национальных и культурных особенностей произведений;
  • учет читательских предпочтений дошкольников;
  • сюжетная занимательность;
  • простота и ясность композиции;
  • близость содержания опыту ребенка.

Педагоги осуществляют выбор литературных произведений исходя из разных оснований:

  • жанр (загадка, потешка, закличка, дразнилка, пословица, поговорка, небылица, повесть, стихотворение, авторская сказка в стихах, басня и пр.);
  • формальные признаки (верлибр, фигурный стих, стихотворения с ярковыраженной рифмой);
  • тематика (о детях, животных, явлениях окружающей действительности, пейзажная лирика и пр.);
  • настроение и характер (юмористические, занимательные, повествовательные и пр.).

Это позволит сформировать у детей широту читательских интересов, избирательность, индивидуальность литературных предпочтений.

Принцип организации уголка книги

Главный принцип, по которому организуется уголок книги – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Из этого принципа вытекает вывод, что нельзя определить точное время нахождения в уголке каждой отдельной книги.


Есть книги, перелистывать и рассматривать которые дети готовы долгое время, постоянно открывая в них новые интересные для себя вещи.

Такого рода книги могут и должны долго находиться в уголке, доставляя детям радость ежедневного общения.

К иным интерес утрачивается довольно быстро, и, наблюдая стойкое индифферентное отношение, воспитатель может убрать книгу с полочки, не дожидаясь намеченного срока. В среднем же срок пребывания книги в книжном уголке 2 – 2,5 недели.

Уголок книги — содержательное наполнение в разных группах

Младшие группы

В младших группах воспитатель формирует у детей первый опыт самостоятельного общения с книгой: знакомит с уголком книги, его устройством и назначением, приучает рассматривать книги и картинки только там.

Сообщает правила, которые нужно соблюдать, заходя в уголок книги (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.).

В книжном уголке выставляется, как правило, немного книг (4 – 5), однако у воспитателя должны быть в запасе дополнительные экземпляры этих же книг, т. к. маленькие дети очень склонны к подражанию, и если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то и у других возникает желание получить точно такую же.

Многократно возвращаясь к понравившейся книге, индивидуально и глубоколичностно общаясь с нею, ребенок не только глубже осознает ее содержание, но и испытывает ту большую творческую радость, которую приносит встреча с искусством.

В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями.

Кроме книг, здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие детям этого возраста темы («Игрушки», «Домашние животные», тематические выставки:«Сказки Корнея Чуковского», «Осенняя поэзия» и др.).

Рассматривание альбомов с предметными картинками интересно и важно для детей, познающих в этом возрасте предметный мир.

Дошкольникам младшего возраста для полного осмысления произведения необходимо наглядно увидеть каждую деталь, каждый сюжетный поворот.

Оформление уголка книги

Поэтому при оформлении книжного уголка для детей данного возраста особое предпочтение отдается книжкам-картинкам, таким как «Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю.А. Васнецова; «Детки в клетке» С.Я. Маршака с рисунками Е.И. Чарушина; рассказы из «Азбуки» Л.Н.Толстого с рисунками А.Ф. Пахомова.

Иллюстрации этих книг шаг за шагом следуют тексту, подробно раскрывая ребенку художественный мир произведения, помогая войти в этот мир, быть соучастником всех событий и приключений, которые происходят с героями.

Иллюстрированная книга – это и первый художественный музей, куда непосредственно входит ребенок и где впервые знакомится с творчеством замечательных художников – И.Я. Билибина,Ю.А. Васнецова, В.В. Лебедева, В.М. Конашевича, Е.И. Чарушина и других.

Воспитатель учит детей внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды.

Позже он обратит внимание детей не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и др.).

Средние группы

В средней группе основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, организовывает починку книг.

Старшие группы

Для старшего дошкольника книга становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы.

Одни дети всем другим книгам предпочитают произведения о животных, другие любят сказки, кто-то интересуется букварем и азбукой, а многие мальчики подолгу рассматривают книги о приключениях.

Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам в уголок книги необходимо поместить 2 – 3 сказочных произведения.

Влияние литературы на ребенка

Детская литература играет огромную роль в формировании гражданских черт личности ребенка.

Поэтому в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, обеспечивающие знакомство детей с историей нашей родины, с ее сегодняшней жизнью.

Ребенка-дошкольника привлекает природа, ее красота, скрытое таинство живого, и в уголок книги всегда нужно размещать 2 – 3 книги о жизни природы, о животных, растениях.

Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребенок естественно входит в мир природы, лучше познает его тайны и закономерности.

В книжном уголке определенный период должны находиться издания произведений или иллюстрации, содержание которых совпадает с тематикой занятий, игр.

Их рассматривание дает ребенку возможность углубить свои первоначальные представления, внимательнее их рассмотреть.

Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Встреча с ними удовлетворяет детскую потребность повеселиться, посмеяться, создает в группе радостную спокойную атмосферу, эмоциональный комфорт.

Веселые книги С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, А.Л. Барто, М.М. Зощенко, Н.Н. Носова, В.Ю. Драгунского, Э.Н. Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть в уголке книги.

Общение с ними не только приносит детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность – способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.

Помимо того, в уголок книги можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома; «толстые» книжки, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.

Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные альбомы для рассматривания, детские журналы.

Могут быть и созданные художниками альбомы на определенные темы; книжки- малышки, составленные детьми вместе с воспитателем или с родителями из отдельных открыток и рисунков о своей семье, природе в разные времена года, труде взрослых и по другим тематикам.

Воспитатели старших групп устраивают в книжном уголке тематические выставки книг.

Цель таких выставок – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.

Это может быть выставка сказок А.С. Пушкина (с иллюстрациями разных художников), книг Л.Н. Толстого, тематические выставки, посвященные календарным праздникам, и другие.

Организация выставки

При организации выставки соблюдаются следующие правила:

  • тема выставки обязательно должна быть актуальной и интересной для детей;
  • необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния;
  • выставка должна быть непродолжительной по времени – не более трех-четырех дней, так как далее внимание и интерес дошкольников будут неизбежно снижаться.

В старшем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в выборе книг, умении с ними обращаться, поэтому педагогическое руководство становится более косвенным, корректным.

Воспитатель помогает создать в группе спокойную, удобную, уютную обстановку для самостоятельного, сосредоточенного общения детей с литературными произведениями, которому так важно научить дошкольников.

В то же время необходимо привлекать детей к совместному рассматриванию и обсуждению книг.

Общение в уголке книги

Общение воспитателя и ребенка в уголке книги носит эмоционально-комфортный и доверительный характер.

Побуждая детей вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусств.

Приобщению детей к богатству литературного наследия народа, высокохудожественным доступным литературным произведениям будет также способствовать открытие в учреждении дошкольного образования собственной библиотеки.

Библиотека детского сада представляет собой отдельное помещение, оснащенное библиотечными стеллажами и каталожными ящиками. Тот же самый уголок книги, но в больших размерах.

Библиотечный фонд представлен детской художественной литературой (на центральных стеллажах, в зоне доступа дошкольников) и методической литературой по всем образовательным областям учебной программы дошкольного образования, а также другими информационными ресурсами на различных электронных носителях.

1 votes, average: 5,00 out of 5)

Организация: ГБОУ «Школа № 1359» дошкольное отделение № 3

Населенный пункт: г. Москва

Цель:

  • Воспитывать у детей интерес и любовь к книгам;
  • развивать речевую активность, умение по словесному описанию и иллюстрациям;
  • определять знакомые книги и сказки.

Ход беседы:

Воспитатель: - Ребята, вы любите, когда вам читают книжки? Кто вам их читает? А в нашей группе есть книги? Где же они живут? Правильно, в нашем книжном уголке. А вы заметили, что недавно в наш книжный уголок пришла кукла Катя, она прочитала много книг и поэтому стала такой умной. Весь день она сидит здесь на стуле, наблюдает за нами, а вечером, когда вы уходите домой, она разговаривает со мной. Сегодня Катя согласилась поговорить и с вами.

Воспитатель: (берет куклу): «Здравствуйте, ребята! Я каждый день наблюдаю за вами и вижу, кто из вас любит книги, кто умеет с ними обращаться бережно, аккуратно. А ведь умные люди уже давно сказали: «Книги – это лучшие друзья»! В книгах живут стихи и сказки, веселые истории и яркие картинки.

Воспитатель: - Катя, но наши дети еще не умеют сами читать, как же они узнают, о чем, например, эта книга?

Кукла: - Пусть они сначала посмотрят на картинку и скажут, кто на ней нарисован (зайка). Кто же знает стихотворение про зайку? А здесь кто нарисован? (бычок, мишка – чтение стихов). Вот видите, вы по картинкам узнали свою любимую книжку, которая называется «Игрушки».

А теперь попробуйте отгадать, о какой сказке эта загадка?

Маша в коробе сидит, далеко она глядит.

Кто несет ее, ответь, быстрыми шагами?

А несет ее медведь вместе с пирогами.

Провела его малышка, будет он умнее впредь.

Вот у нас какая книжка. Это (Маша и медведь).

Воспитатель : Найдите эту книжку в нашем книжном уголке и покажите.

(то же и по другим книгам)

Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

(Колобок)

Жили-были семь ребят –

Белых маленьких козлят.

Мама очень их любила,

Молочком детей поила.

Тут зубами щелк да щелк

Появился серый волк.

(Волк и семеро козлят)

Воспитатель: Ты знаешь, Катя, мы с ребятами читаем сказки, а потом в них играем. Давайте покажем, как мы это делаем!

Игра-разминка «Ровным кругом»

Как бабушка Колобка стряпала? (показывают движения)

Как Машенька в лесу грибочки собирала?

Как дед Репку из земли тянул?

(вновь посадить на стульчики)

Кукла : - А знаете ли вы, что есть люди, которые умеют сочинять интересные сказки, веселые истории для ребят?

Воспитатель: - Конечно, в нашем книжном уголке висит портрет писателя Корнея Чуковского, и ребята хорошо знают его книги. Как, например, называется эта книга? («Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Телефон», «Айболит»).

Воспитатель : - Послушай, Катя я прочитаю несколько строк из этих книг, а ребята мне обязательно помогут.

Кукла : - Молодцы! Я поняла, что вы любите книжки, и поэтому решила подарить таким умным и воспитанным ребятишкам сундучок с книгами.

Воспитатель : - Спасибо, Катя! Ребята, давайте посмотрим, какие книги лежат в этом сундучке.

Это книжки-малышки, их очень любят и самые маленькие ребята, и детки постарше. Их удобно положить маме в сумку или в свой рюкзачок и принести друзьям в детский сад.

А это большая книга сказок. Посмотрите, какие замечательные в ней картинки. Знаете ли вы эти сказки? (показать сначала знакомые 2-3 иллюстрации, а затем новые). Эту замечательную книгу мы будем читать здесь в группе.

Самая умная книга – энциклопедия! В ней можно найти ответы на самые разные вопросы: почему солнце светит? куда уплывают облака? Зачем ежику нужны иголки?

Эта книга называется Азбука! Вы хотите научиться читать? Все люди: ваши мамы и папы, бабушки и дедушки учились читать по Азбуке. Значит, и вам эта книга очень скоро пригодится!

Ребята, а можно ли в этих книгах рисовать? Конечно, нет! Для этого есть специальные книги-раскраски и Катя подарила нам такие книжки!

Давайте все вместе скажем «Спасибо» Кате и пообещаем их беречь и обязательно прочитать все эти книги.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 373 комбинированного вида «Скворушка» ПРОЕКТ «КНИЖКИНА НЕДЕЛЯ» Воспитатели группы № 16 «Земляничка» Трудолюбова Оксана Викторовна высшая квалификационная категория Акимова Лариса Анатольевна первая квалификационная категория «Детская книга своими руками» Проект: долгосрочный Вид проекта: познавательный, творческий. Продолжительность: 6 месяцев Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели. Образовательные области: «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество». ТЕМА: КНИЖКИНА НЕДЕЛЯ Цель: Создать условия для развития свободной творческой личности ребенка, используя сотворчество детей и взрослых. Воспитание любви и бережного отношения к книге. Задачи:  Познакомить детей с различными видами книг, строением книги, деятельностью писателя и художника при создании книги.  Заинтересовать детей изготовлением книжек – самоделок.  Развивать представление детей о способах изготовления книжек – самоделок.  Поддерживать стремление детей и родителей проявлять оригинальность и творчество.  Развивать умение детей составлять рассказы, сказки, стихи.  Развивать изобразительные умения в процессе оформления книг.  Познакомить детей с этапами проектной деятельности. Актуальность реализации проекта: Коммуникация, так как богатство речи ребенка во многом зависит от чтения. Проблемы с детским чтением обусловлены теми же причинами, что и коммуникационные проблемы. Однако не только. Изменилось и наше общество, которое мы когда-то называли самым читающим в мире. Меньше читают родители (по разным причинам) – меньше читают и дети. Самое главное – у многих детей не возникает интереса к чтению, и родителям приходится их «заставлять» читать, что, конечно же, не способствует у ребенка возникновения интереса к книгам. Художественная литература играла большую роль в развитии детей дошкольного возраста. Общеизвестно воздействие литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Художественная литература открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы родного языка. ВЫБОР ТЕМЫ Что мы знаем Что хотим узнать Как мы можем это узнать 1.Книги бывают толстыми и тонкими. 2. В книгах много ярких картинок. 3. Книги сочиняют писатели. 4. Книги нам читают взрослые. 5. Они бывают разные. 6. Книга состоит из страниц. 7. Книги нужно беречь. 8. Книги продаются в специальных магазинах. 9. Книг много в библиотеке. 1.Кто делает книги? 2.Кто в них рисует? 3. Кто сочиняет разные сказки, стихи, рассказы? 4.Если книга порвалась, что нужно делать? 5.Почему книги все разные? 1. Мама мне много читает книг. 2. Ходим с мамой в магазин где много книг. 3. Играем в садике в библиотеку. 4. В детском садике ремонтируем с воспитателем книжки. 5. В детском саду делаем книжки для зарисовок. 6. Делали с мамами и папами книжки своими руками. 7. Бабушка читает мне сказки перед сном. Сбор информации Беседы: «Первые книги», «Почему мы любим книги», «Кто участвует в создании книги», «Что такое литературный жанр» Рассматривание и обсуждение различных видов книг. Экскурсия в детскую библиотеку Рассматривание работ художников иллюстраторов (В. Сутеев, Ю. Васнецов, Е. Рачев) Сюжетно-ролевые игры «Библиотека» «Книжный магазин». Выставка «Моя любимая книга» Просмотр видео «Рождение книги» Консультации для родителей «Изготовление книжки-самоделки» «Книга из различных материалов» Паутинка проекта Консультации для родителей Книжки-самоделки «Моя любимая сказка» (различные техники изготовления) Создание развивающей среды «Центр развития литературы и творчества» Создание альбома «Чего не любят книжки?» Игры в литературном центре Книжкина неделя Ремонт книг День А.Л. Барто Зарисовка в книжках малышках Изготовление книжкималышки после просмотра сказки в театре Презентация книжек-самоделок родителям «Театр с родителями» Продукт проектной деятельности: Книжки - самоделки Деятельность родителей в реализации проекта: Помощь воспитателям в подборе интересной информации. Беседы с детьми Чтение научно – популярной и художественной литературы. Рассматривание иллюстраций. Создание книг-самоделок совместно с детьми. Деятельность воспитателя в реализации проекта: Проведение бесед, подбор литературы, организация экскурсии. Создание презентаций, показ способов изготовления книжек-самоделок Разработка домашних заданий для детей и родителей. Разработка консультаций для родителей Обогащение предметно-развивающей среды под идею проекта: Пополнение книжного уголка разнообразной литературой и альбомами Приобретение материала для изготовления и украшения книгсамоделок. Предполагаемый результат Дети познакомятся с различными видами книг, строением книги, узнают о способах изготовления книжек-самоделок, научатся создавать книжкисамоделки любимых сказок из разнообразных материалов. Овладеют умением рассказывать любимую сказку. Научатся творчески мыслить и использовать различные материалы в оформлении книг совместно с родителями. Должно, измениться отношение родителей к данной проблеме. Деятельность родителей в реализации проекта Помощь воспитателям в подборе интересной информации. Беседы с детьми. Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций к любимой сказке. Создание книжки- малышки по мотивам любимой сказки совместно с детьми. Методы реализации проекта Наглядные: наблюдение, эксперимент. Словесные: чтение художественной и научно - популярной литературы, словесные игры, беседы, разбор проблемных ситуаций, тематические вечера, викторины. Практические: игры, упражнения, инсценировки, опыты изготовление дидактического и наглядного материала. Деятельность воспитателей в реализации проекта Проведение бесед, подбор литературы. Создание презентации, показ способов изготовления книжки- малышки. Домашнее задание для детей и родителей. Разработка консультаций для родителей на тему «Изготовление книжки-малышки своими руками». Обогащение предметно-развивающей среды под идею проекта: Пополнение книжного уголка разнообразной литературы. Приобретение материала для изготовления и украшения книг-самоделок. Для успешной реализации проекта необходимо: - установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; - объединить усилия для развития и воспитания детей; - создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; - активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; - поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Оборудование и материалы: 1. Ноутбук 2. Фотоаппарат 3. Видеокамера 4. Материал для изготовления книжекмалышек: Картон, бумага для квилинга, ножницы, клей, шнуровка, пластилин, вырезки из журналов План реализации проекта: 1 этап -подготовительный Планирование мероприятий по реализации проекта 2 этап - практический Развитие творческого мышления (составление сказок) Развитие изобразительных умений. 3 этап - заключительный Консультирование родителей «Книга из различных материалов» Самостоятельное изготовление книги детьми (помощь воспитателя) Подготовка к презентации проекта Презентация Выдача грамот, благодарностей. Отчет о реализации проекта. Список литературы: Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада/ О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, А.И. Максакова и др., Под ред. О.С. Ушаковой – М.: Изд-во Совершенство, 2001. – 308 с. Творческое рассказывани: обучение детей 5 – 7 лет/ авт.-сост. Л.М. Граб. – Изд. 2 – е. – Волгоград: Учитель, 2012. – 136 с. Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников. – М.: Издательство Скрипторий 2003, 2006, - 232 с Развивающая среда Книжки-самоделки «Моя любимая сказка» (фото и видеоматериал). Театр с родителями. Семья Димы Долганова Сказка «КОЛБОК» Семья Алисы Гоголевой Сказка «Красная шапочка» Семья Михаила Зацепина Сказка «Мама для мамонтенка» Семья Полины Байкаловой Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» Семья Дианы Казаковой Сказка «Красная шапочка» Семья Лики Борец Сказка «Репка» Семья Димы Калядзина Сказка «Теремок» Семья Леры Першуковой Сказка «Красная шапочка» Семья Марии Трудолюбовой Сказка «Теремок» Семья Влада Сапьяник Сказка «Дядя Степа» Семья Кати Лалетиной Сказка «Мешок яблок» Семья Валерии Хващевской Сказка «Под грибом» » Семья Миланы Анисимовой Сказка «Терем-теремок» Семья Славы Горбатенко Сказка «Крокодил Гена» Семья Тимофея Митерёва Сказка «Заюшкина избушка» Семья Ромы Кружкова Сказка «Муха Цокотуха» Семья Вики Кузнецовой Сказка «Дюймовочка» Семья Миланы Слабко Сказка «Царевна лягушка» Семья Таи Самсонюк Сказка «Три медведя» Семья Алиссии Горбачёвой Сказка «Маша и три медведя» Театр с родителями «РЕПКА» http://www.youtube.com/watch?v=pRTUaMFiZlg&list=UUJnnQ8CB8Xy3dtITjFLM-g Театр с родителями «КОЛОБОК» http://www.youtube.com/watch?v=irEv6sXGX2c&list=UUJ-nnQ8CB8Xy3dtITjFLM-g Театр с родителями «ТЕРЕМОК» http://www.youtube.com/watch?v=irEv6sXGX2c&list=UUJ-nnQ8CB8Xy3dtITjFLM-g Изготовление книжкималышки после просмотра спектаклей Зарисовки в книжках-малышках День Агнии Барто Ремонт книг Создание альбома «Что не любят книжки» БУДЕМ С КНИГОЙ ДРУЖИТЬ В библиотеке для ребят На полках книги в ряд стоят. Бери, читай и много знай, Но книгу ты не обижай. Она откроет мир большой, А если сделаешь больной Ты книжку – навсегда Страницы замолчат тогда. Т. Блажнова Центр развития литературного творчества Игры в литературном центре Консультация для родителей Предложения по возможному распространению проекта: Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания детей, в продленных группах начальной школы. В ходе работы по проекту мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям полюбить книгу, привьет детям желание читать и самим изготавливать книжки и сочинять истории. Что же “хорошего” в самодельной книге? 1. Самодельная книга - это продукт творческих усилий ребенка, призванный воспитывать уважение к своему и чужому творчеству. 2. Самодельная книга - это прекрасный повод для общения детей и взрослых, создания вместе чего-то умного, красивого и полезного. 3. В процессе изготовления книги развивается речь ребенка, творческое мышление и мелкая моторика рук.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художетсвенно-эстетическому развитию детей №10 «Сказка» города Новочебоксарска Чувашской Республики

Мастер-класс по изготовлению книжек-малышек своими руками

Подготовила и провела воспитатель

I квалификационной категории

Черкасова Наталья Анатольевна

2014г.

Большое значение для развития ребёнка имеет чтение книг. Но в наше время интерес ребёнка к книге ослабевает на фоне технического совершенства информации, поэтому эту проблему должны решать мы, взрослые. Привычку читать необходимо формировать не только у ребёнка, но и у родителей.

Книжка – самоделка – это продукт творческих усилий родителей, призванный воспитывать уважение детей к творчеству. Самодельная книга – это прекрасный повод для общения детей и взрослых.

При изготовлении Книжки – самоделки взрослые берут на себя роль изготовителя книги, оформителя, писателя и сказочника. При этом, когда ребёнок будет листать данную книгу, будет развиваться его речь, активизироваться словарный запас. Кроме того, слушание этих книг будет благотворно воздействовать на развитие ребёнка.

Детские книжки, изготовленные своими руками, имеют разные задачи и делаются из разных материалов. Самые распространенные виды таких книжек – это:

1) Книжка из картона и бумаги - познавательная развивающая книжка для маленьких.

2) Фотокнижка.

3) Текстильнаяразвивающаякнижка.

Виды познавательных книжек

Вариант 1. Детская книга из фотоальбома .

Вариант 2. Детская книга в папке с файлами .

  • Купите папку с прозрачными файлами.
  • Возьмите листы картона А4. На них наклейте крупные картинки по теме. Можно наклеивать картинки и на двустороннюю цветную бумагу или цветной картон.
  • Вложите листы с картинками в папку. Между ними для прочности положите еще один лист картона.

Вариант 3. Детская книга из альбомных листов.

  • Возьмите 8-10 альбомных листов, согните их пополам.
  • Сшейте посередине.
  • Можно сделать по-другому: выполнить дыроколом отверстия в листах и перевязать ленточкой (но учтите, что книга должна легко открываться и в открытом состоянии не складываться обратно, поэтому ленточку надо завязывать свободно).
  • Приклейте картинки на выбранную тему на альбомные листы. Напишите текст.

Второй вид детских книжек, изготовленных своими руками - детская развивающая фотокнижка.

Самодельная книжка с фотографиями – это переходная ступенька от бытового разговора с мамой к восприятию литературной речи. Ведь мама или бабушка, сделавшая книгу – это ее автор! А в книжке уже не обойдешься простыми словами и жестами, нужна развернутая речь! Такая самодельная книжка подталкивает маму и малыша вести диалог, задавать вопросы и отвечать на них, строить развернутые фразы.

Как сделать фотокнижку своими руками?

  • Сделайте книгу любым из предложенных выше способов и вставьте в нее фото себя и ребенка.
  • Первую страницу сделайте обложкой. Напишите там название книги, автора. Приклейте или нарисуйте картинку, из которой будет понятно содержание книги (чтобы малыш всегда смог узнать по картинке, что это за книга и о чем она).
  • Далее на развороты книги приклейте фотографии и напишите текст.

Третий вид книжек - мягкая детская книжка из ткани.

Мягкие текстильные книжки, изготовленные своими руками, предназначены прежде всего для развития мелкой моторики ребенка. Их преимущество – прочность и безопасность для ребенка, экологичность материалов, привлекательность для детей и учет индивидуальных особенностей малыша. Ведь каждая такая книжка уникальна!

Чаще всего в мягких книжках используются:

Идеи для детских развивающих мягких книжек:

1. «Солнышко». Шьется центр из двух круглых деталей. Между деталями по кругу вшиваются нити и шнурки разной толщины и из разных материалов. Такому солнышку можно заплетать косички, завязывать бантики, закреплять резиночки.

2. «Зверюшки и люди» – аппликации на липучке. Можно разыгрывать с ними диалоги, придумывать сказки.

3. «Спираль» – круг пришивается по спирали (персонаж - улитка или раковина), внутрь вкладывается бусина. Ребенок по спирали перекатывает бусину.

4. «Елка». На елку можно пришить пуговицы. Они похожи на разноцветные новогодние игрушки, и одновременно можно пристегивать к пуговицам контуры игрушек из фетра. Пуговицы должны быть разного цвета, фактуры, формы.

5. «Поезд». Вагончики можно расставлять по цвету, рассаживать в них разные персонажи.

Именно в интересном общении со взрослым в ходе игры и заключается развивающий эффект мягких книжек! Просто дать в руки ребенка книжку недостаточно! Надо постоянно вести развитие малыша вперед, показывая новые игровые возможности, помогая ребенку открывать новые и новые характеристики знакомой книжки, обозначать словом новые качества и действия, новые персонажи.

Создайте книжку своими руками для детей и вместе с ним. Малыши растут очень быстро, так что они самостоятельно могут сделать книжки-самоделки для своих младших братьев и сестер. Поверти такие занятия, отлично прививают любовь к книгам, а совместное творчество сплачивает родителей и детей.

С 20 по 24 январяпроходила в детском саду неделя педагогическогомастерства,гдевоспитатели своими рукамиизготавливали книжки-малышки. В начале своей работы коллеги с большим удовольствием рассматривали образцы самодельных книжек, а затем принялись за творческую работу.

Получились очень интересные книжки в форме различных животных и растений, которые будут украшать книжные уголки групп.


Неделя детской книги в детском саду

Автор: Филимонова Светлана Григорьевна, воспитатель ГБОУ СОШ № 319 г. Москвы дошкольное отделение.
Описание материала: Предлагаю материал по проведению недели детской книги во 2 младшей группе. Данный материал будет полезен как воспитателям детских садов, так и заботливым, любящим своих детей родителям.

Дети очень любят слушать, как им читают сказки, рассматривать иллюстрации, а в более старшем возрасте сами читать книги. Самые маленькие дети по картинкам как бы прочитывают книгу, прослеживают сюжет от одной иллюстрации к другой. Когда ребенок становится старше, иллюстрации также помогают ему лучше понять и представить, о чем написано в книге, дополняя слуховое восприятие литературного произведения яркими зрительными образами.
2 апреля отмечается Международный день детской книги. К этой дате в нашем детском саду была приурочена неделя детской книги, которая проводилась с 30 марта по 4 апреля 2014г. Неделя детской книги в нашем саду- это каждый день новая встреча, новый сказочный герой, новая сказка.
Планируя проведение такой недели мы ставим перед собой следующие задачи:
- у детей: формирование интереса к книгам и детскому чтению; воспитание ценностного отношения к книге; расширение кругозора детей, обогащение и активизация словарного запаса; развитие творческих способностей; воспитание навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.
- у педагогов: повышение эффективности работы по приобщению детей к книге, активизация творческого потенциала; разработка методических материалов (картотека игр, материал по творчеству детских писателей и художников- иллюстраторов детской книги, конспекты занятий, досугов и других мероприятий); внедрение в педагогическую практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями.
-у родителей: трансляция педагогического опыта родителям; привлечение родителей к созданию условий для развития интереса детей к книгам дома и в детском саду; совместная деятельность детей и родителей.
Я работаю во 2 младшей группе. Предварительно с детьми и родителями была проведена следующая работа:
- беседа с детьми о детской книге на занятии по ознакомлению с художественной литературой;
-чтение детских сказок, рассказов, стихов в группе и дома;
-рисование героев любимых сказок;
-подбор иллюстративного материала для знакомства детей с писателями и художниками- иллюстраторами, подбор их портретов;
- изготовление дома книжек- малышек по любимым сказкам;
-ремонт книг;
- пополнение библиотеки группы;
- информация для родителей: «Как научить ребёнка любить книги», «Рекомендации по воспитанию любви и интереса к книге».
Неделя начинается с праздника. Все группы собираются в музыкальном зале, где проходит торжественное открытие «Недели детской книги».
В рамках недели в каждой группе оформляется книжный мини-музей. В нашей группе книжный уголок был разделен на несколько зон: А.Л. Барто (тема недели); мои любимые сказки (по неделе театра); книги для чтения в свободное время. Мы с детьми сделали коллективную аппликацию «Мои любимые игрушки» (по книге А.Л. Барто «Игрушки») и книжку- малышку по этой же книге. Также на отдельном стенде были представлены книжки- малышки, сделанные дома с родителями, наглядный материал по детским писателям и художникам- иллюстраторам, методическая литература для занятий, дидактические игры. Так же совместно с воспитателями младших групп мы показали детям кукольный театр по сказке «Колобок», и в свободное время я проводила показ настольного, пальчикового, плоскостного театров.
Работа в книжном уголке велась систематически: чтение художественной литературы, рассматривание открыток, иллюстраций любимых книг и сказок.
Все занятия проводились по теме недели. А в конце недели проводился смотр-конкурс книжных уголков и открытие библиотеки детского сада.
В результате проведенной работы дети познакомились с творчеством детских писателей; научились ремонтировать книги; были созданы тематические работы по прочитанным книгам; дети посмотрели кукольное представление и вместе с родителями изготовили книжки- малышки; родители познакомились с информацией по воспитанию любви к чтению.
Все получили удовольствие от встречи с прекрасным.




Выбор редакции
Тандури масала одна из самых распространенных индийских специй. В переводе с индийского масала означает «смесь специй». Тандури масала –...

Манты являются одним из самых популярных блюд у народов Центральной Азии, Пакистана и Турции, и не зря, ведь манты – это не только очень...

Решив взяться за собственную фигуру, мы нередко останавливаем свой выбор на низкокалорийных диетах... При этом нам приходится...

Чакры человека и их раскрытие - вопрос, который волнует магов и эзотериков уже не первое столетие. Узнайте, как можно открыть и почистить...
К чему снятся деньги? Сонники вещают абсолютно всем, кому приснились деньги в сновидении, немало славных событий. Однако нужно...
При подготовке к ЕГЭ по математике учащимся приходится систематизировать знания по алгебре и геометрии. Хочется объединить все известные...
Многие начинающие бизнесмены задумываются о том, какую форму налогообложения выбрать, что лучше для ИП: УСН или ЕНВД, чтобы и не платить...
Вы решили начать свой бизнес: у вас есть идея, план и договорённости с инвесторами. Казалось бы, остается лишь взять и сделать. Но...
Р - люди с буквой "Р" в имени обладают неординарным мышлением. Они очень ответственны, на них можно положиться в любой ситуации. У них...