Церковная иерархия. Чины в православной церкви по возрастанию: их иерархия Чем отличается митрополит от епископа православие


Никейский собор, упорядочивая существовавшую ранее практику, постановил (4-е и 5-е правила), что епископы одной провинции (или епархии) должны собираться два раза в год у митрополита (титул епископа, занимающего кафедру столицы провинции). Власть митрополита над другими епископами епархии, подчиняющимися ему (его «суффраганы»), таким образом усиливается, особенно в вопросе о выборе и поставлении новых епископов. Уже на этом уровне Церковное деление приспосабливается к государственному, и когда создаются новые провинции, организация Церкви обычно учитывает их. В VI в. иногда вспыхивают раздоры.

Система имеет свои исключения. В Египте митрополиты не обладают реальным значением, поскольку епископ Александрии сам рукополагает епископов в провинциях. В заново отвоеванной (при Юстиниане) Италии подобным образом складываются особые права Рима в отношении окрестных («περὶ τὴν Ρώμην») областей (provinciae suburbicariae). С другой стороны, в некоторых провинциях, помимо полноценных митрополий, существуют также митрополии без подчиняющихся им епископий, обладатели которых иногда именуются автокефальными архиепископами.

Эти почетные митрополиты наряду с патриархами и теми, кто занимает кафедры настоящих митрополий, носят титул архиепископа. Иногда они пытались установить свою власть над другими кафедрами и стать полноправными митрополитами. В двух случаях епархия была поделена на две: в Памфилии, где город Сида с 458 г. подчинил себе половину городов этой провинции, подчинявшихся ранее Перге (главный город Памфилии, расположенный на р. Кастрос); и в Евфратисии (Евфратской Сирии), где город Сергиуполь (Эр-Русафа), ставший митрополией, приобрел себе определенное количество епископов-суффраганов. Но в этом случае имеются в виду новосозданные епископии.

Халкидонский собор обязал епископов каждой провинции собираться два раза в год, однако Юстиниан не требует более одного ежегодного собрания. Областной собор решает общие вопросы: споры между епископами, исследует их дела согласно поданным апелляциям. С другой стороны, митрополит исполняет важные гражданские функции: губернатор провинции приносит в присутствии митрополита присягу при вступлении в должность; в 569 г. Юстин II, обобщая одно из положений Прагматической санкции 554 г., постановил, что митрополит участвует в выборе кандидатов на пост губернатора.

Формирование патриаршей системы

Организация Церкви менее ясна при описании уровня церковного управления, высшего, чем митрополичий. С появлением патриархатов в IV и V вв. наблюдается существенный прогресс, но столкновения, характерные для церковной истории того времени, происходят по большей части в результате соперничества между крупнейшими кафедрами.

Никейский собор, усиливший власть митрополитов, обращает свое внимание и на высшие инстанции, способные разрешать столкновения между различными епархиями или трудные ситуации, в которых оказывается митрополит. 6-м правилом Собор утвердил положение, уже реально существовавшее: Александрийский епископ, по образцу епископа Рима, имеет власть (ἐξουσία) над Египтом и Ливией; подтверждаются преимущества (πρεσβεία) Антиохии «и иных областей». Иерусалимский епископ получает особые почести, при этом оставаясь в зависимости от Кесарийского митрополита. В Восточной империи существует четко организованная церковная единица — будущий диоцез Египта, где Александрийский архиепископ обладает властью над епископами.

Ситуация с Антиохией и диоцезом Востока менее ясна. Никакая другая власть, возвышающаяся над митрополией, не упоминается. Для того, чтобы пересмотреть решение областного собора (например, запрет епископа), предусматривается, что митрополит может обратиться к епископам соседних областей или вынести данную проблему на обсуждение «большего собора».

Второй Вселенский собор (первый Константинопольский, 381 г.) 3-м правилом устанавливает положение Константинопольской кафедры и уделяет ей второе почетное место после Ветхого Рима, поскольку Константинополь — это Новый Рим. Этот же собор устанавливает как непреложный принцип, что епископам не подобает вмешиваться в дела Церквей, которые им не принадлежат, и определяет различные округа: епископ Александрии управляет Египтом; епископы Востока — только Востоком, преимущества Антиохии, как и на Никейском соборе, сохранены; епископы Асии управляют Асией, то же самое имеет силу для Понта и Фракии. Таким образом, принимаются во внимание пять восточных диоцезов, в то время как диоцезы Иллирика, которые недавно присоединились к Константинополю в гражданском отношении, в церковных вопросах продолжают находиться в косвенной зависимости от Рима. И на этом этапе организация Церкви формируется, хотя и несовершенно, по образцу административного устройства империи.

На деле воплощение данных принципов продолжает развиваться. В Константинополе деятельные епископы расширяют привилегии своей кафедры. Ефесский собор не принимает новые решения, но на нем ощущается умаление Антиохийской кафедры: Кипрским епископам удается, по крайней мере предварительно, добиться признания независимости своей Церкви от Антиохии. Ювеналий Иерусалимский, в свою очередь, намеревается стать независимым от Антиохии, собрав Церкви Палестины под своей властью. Осуждение Нестория на первом Эфесском соборе и способ проведения второго Эфесского собора, казалось, знаменуют умаление Константинополя и победу Александрии. Однако эта тенденция была изменена на IV Вселенском соборе.

Действительно, на Халкидоне уменьшается роль Александрии, епископ которой Диоскор был низложен, и подтверждается значительность Константинополя . Правила 9-е и 17-е устанавливают право апелляции к Константинополю о епископах трех диоцезов: Асии, Понта и Фракии. Константинополь возвышается главным образом благодаря «28-му правилу», которое предоставляет ему права, равные правам Старого Рима, и устанавливает его юрисдикцию.

Это правило Халкидона имеет особое институционное значение . Его первая часть посвящена привилегиям Константинополя, равным тем, которые получал Старый Рим как столица империи, поскольку Константинополь является местом нахождения императора и сената. Вторая часть определяет юрисдикционное содержание этих преимуществ. Правило не будет принято Римом, который не только озабочен претензиями Константинополя, но также, исходя из своих «апостольских» привилегий (связь с апостолом Петром), не может принять политические аргументы, используемые Халкидонскими отцами для определения уровня кафедр.

Наконец, Собор определяет положение Иерусалима, решив, что три области в Палестине, изъятые из ведения Антиохии, будут находиться в юрисдикции Иерусалима. Так начала вырисовываться система пяти патриархатов: Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии, Иерусалима — «пентархия» Юстиниановой эпохи, управляющая имперской Церковью. Титул патриарха при этом войдет в употребление постепенно, в период после Халкидона. Однако пять патриархатов никогда не поделят между собой всю имперскую Церковь, поскольку Кипр и Церковь отвоеванной Африки не зависят ни от одного из глав названных патриархатов.

Выходные данные книги: Le Monde Byzantin I. L"Empire romain d"orient (330-641) / Sous la direction de Cécile Morrisson. Paris: Press Universitaires de France, 2004. P. 111-141 (Chap. 4. Bernard Flusin. Les structures de l"Église impériale). Русский перевод был выполнен с учетом новогреческого перевода: O Βυζαντινός κόσμος Ι. Ἡ Ανατολική Ρωμαική Αυτοκρατορία (330-641). Αθήναι, εκδόσεις ΠΟΛΙΣ, 2007. Σ. 193-224 (Κεφ. 4).

При переводе был сделан ряд кратких добавлений, необходимых по смыслу, которые поставлены в круглые скобки. Ссылки на литературу, указанную в конце, приводятся в квадратных скобках.

Во франц. тексте: имеет статус отчасти.

Переведено игуменом Дионисием (Шленовым) совместно с П.В. Кузенковым

Митрополит - это духовный сан высокого ранга в христианской церкви. Первое официальное упоминание звания зафиксировано в документах I состоявшегося в Никее в 325 году. Там же было упорядочено его место в иерархической лестнице.

Церковная иерархия

В Римской империи главные города провинций назывались митрополиями. Архиерей, имеющий кафедру, то есть свою резиденцию, в митрополии назывался митрополитом.

Митрополит - это высший титул епископа. А епископ (надзирающий, надсматривающий), в свою очередь, имеет высшую третью степень священства, после диакона и пресвитера (он же священник, он же иерей). Поэтому епископа часто называют архиереем. «Архи» - частица, пришедшая из греческого языка и служащая для обозначения высокого церковного чина. Архиереи управляли епархиями и подчинялись митрополиту. Если же епархия была крупной, то епископы или архиереи, ею управляющие, назывались архиепископами. В Русской православной церкви этот почетный титул следует сразу за митрополитом.

Внешние различия

Эти высшие церковные ранги внешне отличаются головным убором - клобуком. Епископы носят черный, архиепископы - черный с крестом из драгоценных металлов и камней, а митрополиты носят белые клобуки с таким же крестом. Отличаются они и мантиями. Так, у епископов и архиепископов они лилового или темно-красного цвета, у митрополита - голубого, Патриарх носит мантию зеленого цвета. В Великий пост все мантии епископата черного цвета. Митрополит - это почетный титул. Присвоение такого звания является своеобразной наградой, знаком отличия, дающимся за заслуги. В Русской православной церкви санов архиепископов и митрополитов удостаиваются епископы за личные заслуги перед церковью. Даруются они и за выслугу лет.

Один из самых древних

Необходимо отметить, что митрополит - это самый древний титул в христианской церкви. Некоторые исследователи церкви считают, что митрополитами были апостолы, другие относят возникновение этой юрисдикции к II веку, когда возникла необходимость централизации церковной власти.

А в 325 году и 341 на этот сан был просто окончательно установлен. Были прописаны полномочия, которые значительно увеличились в объеме. Все было узаконено и регламентировано, не должно было больше вызывать никаких споров. Толедский Собор, прошедший в 589 году, еще более расширил права митрополита - теперь он мог наказывать подведомственных ему епископов. Вообще, христианское учение сформировалось на Соборах IV - VIII веков. Последующие годы не приносили каких-либо значительных изменений.

Самый первый

Русь крестилась в конце X века при князе Владимире Святославовиче. В большинстве случаев утверждается, что в 988 году, но некоторые историки называют и 991. Также нет точных данных о первом Киевском митрополите. Но с XVI века принято считать, что им был Михаил. Еще он имел имя Сириянин, потому что по национальности он был или грек, или сириец.

Считается, что митрополитом Михаилом и монахами, прибывшими с ним, были построены Златоверхо-Михайловский и Киево-Межегорский монастыри. Первенство оспаривает митрополит Леонтий, некоторые источники называют именно его первым митрополитом с теми же датами правления - 992-1008 годы. Затем шли Феофилакт, Иоанн I, Феопемпт, Кирилл I Грек. Даты правления каждого из них оспариваются. Надо отметить, что все они были иностранцами.

Первый русский

И только принявший в 1051 году и правивший церковью до 1054 года митрополит Илларион (Русин) был соотечественником. Умер он около 1088 года. Церковь он возглавлял во времена Прославлен как святитель - в Православной церкви это святые из епископского чина. Он автор книги «Слова о Законе и Благодати», написанной им в 1030-1050 годах. Кроме того, он написал «Молитву», «Исповедание веры».

Написал также Похвалу Ярославу Мудрому. Очень незначительны сведения о жизни Иллариона, но в «Повести временных лет» указывается, что строительство Киево-Печерской Лавры началось в 1051 году, то есть во времена правления Иллариона. В Новгородской II Летописи указывается, что в 1054 году митрополитом Киевским стал Ефрема. Это дает возможность предположить, что сразу после смерти в 1054 году Ярослава Мудрого Илларион был смещен.

Святитель и чудотворец

Очень значительной фигурой в истории Русской православной церкви был митрополит Алексий. Именно он является небесным покровителем двух знаменитых Московских и всея Руси Патриархов - Алексия I (Сергей Владимирович Симанский, Патриарх с 1945 по 1970) и Алексия II (Алексей Михайлович Ридигер, Патриарх с 1990 по 2008).

Выходец из боярского рода, сын Фёдора Бяконта, родоначальника нескольких дворянских родов, таких как Плещеевы и Игнатьевы. Всея России чудотворец и святитель Московский (канонизирован спустя 50 лет после кончины), митрополит Алексий при жизни добился значительных успехов как крупный государственный деятель и тонкий дипломат. С ним считались в Княжестве Литовском и Орде, с которой у него были контакты и другого рода - Алексий исцелил ханшу Тайдулу от глазной болезни. С 1354 года назначенный на должность и всея Руси Елевферий Фёдорович Бяконт (в миру) находился на этом поприще вплоть до своей кончины в 1378 году. Он основал несколько обителей, в том числе в Кремле. Сам Кремль при нем стал отстраиваться в камне. Кроме этой обители, он основал Спасо-Андроников, Симонов, Введенский Владычный и Серпухов монастыри. Его перу принадлежат несколько церковных сочинений. Святые мощи чудотворца в 1947 году были перенесены в Елоховский Богоявленский собор в Москве, где они и покоятся по нынешний день.

Митрополиты-соотечественники

С момента крещения Руси и до XIV века страна представляла собой одну митрополию, главу которой назначали в Константинополе. Естественно, чаще всего присланные митрополиты не были русскими. Князьям хотелось видеть на этом посту соотечественников, потому что до того, как в 1589 году было введено на Руси патриаршество, митрополиты стояли во главе церковной иерархии, и от них многое зависело. Первым русским Киевским главой церкви был годы правления 1147-1156). Затем на этом посту были еще и греки, и болгары. Но с момента правления Феодосия (1461-1464), при котором начался период полной автокефалии отечественной церкви, во главе её стояли в основном русские митрополиты, которые с этой поры стали именоваться «Московскими и всея Руси».

Видный церковный деятель и публицист, оставивший после себя значительное литературное наследие, Феодосий (Бывальцев) знаменит тем, что стал первым Московским митрополитом, назначенным русским князем, а не Константинопольским патриархом. Этот наивысший церковный сан Русской православной церкви - митрополит Московский, до утверждения патриаршества с момента правления Феодосия еще носили Филипп I и Геронтий, Зосима и Симон. А также поочередно его были удостоены Варлаам и Даниил, Иосиф и Макарий, Афанасий и Филипп II, Кирилл, Антоний и Дионисий. Московский митрополит Иов уже был и первым Патриархом.

На вопрос Чем отличается патриарх от митрополита? заданный автором Катюшка Колесникова лучший ответ это Званием и должностью

Ответ от Невроз [гуру]
И тот и другой имеют свою паству (верующих людей) .
1. Митрополит отвечает только за свою автономию.
А Патриарх за всех верующих, за все свои автономии.
2. Митрополит пост (сан) который может быть изменен.
Патриарх сан пожизненно.
3. Обязанности тоже разные.
Везде есть своя иерархия и это нормально. Кто то должен отвечать за дела... .
Удачи


Ответ от Поросятина [гуру]
Патриа́рх (греч. Πατριάρχης, от греч. πατήρ - «отец» и ἀρχή - «господство, начало, власть») - титул предстоятеля автокефальной православной Церкви в ряде Поместных Церквей; также титул старшего епископа в некоторых иных Церквах; исторически, до Великого раскола, присваивался пяти епископам Вселенской Церкви (Римскому, Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому) , которые обладали правами высшей церковно-правительственной юрисдикции.
В России первый Патриарх был поставлен московским Собором под председательством Константинопольского Патриарха Иеремии II в 1589. Русские Патриархи являлись в конце XVI-XVII веков крупными феодалами-землевладельцами и активно участвовали в политической жизни государства.
Наибольшего могущества власть Патриарха в России достигла при Филарете. При Никоне произошло столкновение между ним и царём Алексеем Михайловичем, причиной которого были притязания Никона на полный судебный и имущественный иммунитет Церкви.
Постепенное подчинение Патриархов светской власти завершилось при Петре I, который после смерти Патриарха Адриана в 1700 назначил не Патриарха, а Блюстителя Патриаршего Престола, а в 1721 учредил Святейший Синод.
Патриаршество было восстановлено на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918.
Митрополи́т (греч. μητροπολίτης) - первый по древности епископский титул в Церкви. Первоначально был епископом христианской церкви, резиденция которого находилась в главном городе, или метрополии (Μητρόπολις), провинции Римской империи.
Первое известное упоминание титула Митрополит содержится в канонах Никейского Вселенского Собора 325, который окончательно определил его место в церковной организации.
Под председательством митрополитов проходили Соборы епископов провинции (ἤ ἐπαρχία). Непосредственно о них гласит 34-е Апостольское правило: «епископам всякаго народа подобает знати перваго в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающаго их власть не творити без него». Зонара в толковании этого канона именует первенствующих епископов «архиереями митрополии» , то есть центра той или иной провинции империи.
В Русской Церкви титул первоначально, в период иерархической зависимости от Константинопольского Престола, присваивался исключительно её предстоятелю - Митрополиту Киевскому и всея Руси.
Киевский митрополит, за единичными исключениями, назначался в Константинополе совместным указом императора и константинопольского патриарха. Епископы в удельных княжествах пользовались значительною автономией от Киевского митрополита.
Киевская кафедра находилась под патронатом великокняжеской власти. В строгом смысле нельзя говорить, однако, о ясных «патронатных отношениях» в силу того, что отсутствовало их чёткое правовое оформление. Стремление к эмансипации церковной власти наметилось только в конце XIV-начале XV веков. Нарушались (как во времена Древней Руси, так и позже) привилегии духовенства: неприкосновенность, исключительная подсудность духовенства Церкви, посильная ответственность, свобода духовных лиц от личных и имущественных податей и повинностей. В ведении Митрополита находились:
1. все «люди церковные» ;
2. все преступления мирян против церкви и веры, благочиния, с включением святотатства;
3. все дела, относящиеся к браку, правам родителей; споры о наследстве;
4. наблюдение за верностью торговых весов и мер.
В 1147 на Киевскую митрополию без санкции Константинопольского престола был поставлен митрополит Климент Смолятич. Это вызвало раскол между киевской митрополией и епархиями Новгорода, Смоленска, Полоцка и Суздаля. В 1162 году Андрей Боголюбский просил константинопольского патриарха Луку Хризоверга учредить митрополию во Владимире, однако получил отказ.

Посмотрело: 328

0

Патриарх и Папа: в чем разница?

В чем различие между Патриархом и Папой? Есть ли какие-то общие черты? Как относиться православным к Папе Римскому? Есть ли у Патриарха Московского и всея Руси какие-либо особенные полномочия?

Об этом рассказал протоиерей Максим Козлов, профессор Московской Духовной Академии, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви.

В чем различие между Патриархом и Папой с институциональной, функциональной и исторической точек зрения?

Давайте обратимся к некоторому развитию церковной истории. Первоначально бытие Христовой Церкви строилось по принципу «где епископ - там и Церковь». Епископ был главным и единственным совершителем таинств. Лишь постепенно некоторые из них, а потом и большинство стали перепоручаться также пресвитерам, священникам.

И в самые первые века христианства вселенская структура Церкви представляла собой собрания, в общем-то, автономных общин без какого-либо административного центра.

Общины естественно тяготели к некоторым местам первоначальной христианской истории, в особенности к так называемым кафедрам апостольского происхождения. Это были, конечно же, Иерусалим - мать всех Церквей, Александрия, Антиохия, Рим. При этом в первые десятилетия первенствующее положение занимала Иерусалимская церковь - как место земного подвига Господа и как место, откуда вышли на проповедь апостолы.

После взятия Иерусалима во время Иудейской войны и разрушения его императором Титом в 70-м году место первенства в древнехристианской Церкви занял Рим - столица империи, город, где пострадали два первоверховных апостола Пётр и Павел, и где несравненно ни с каким другим местом империи просияло множество христианских мучеников.

Во времена гонений христиан сотнями, иной раз тысячами, свозили в Рим, и они подвергались страданиям в Колизее, в других римских цирках во время тех или иных языческих праздников. При этом Римская Церковь деятельно участвовала в служении христианским мученикам.

Впоследствии к этим четырём историческим центрам - Иерусалим, как мы знаем, через некоторое время был восстановлен как город - добавился восстановленный святым равноапостольным Императором Константином Новый Рим, или - как он впоследствии стал называться - Град, Полис, Константинополис, город Константина.

Так возникла система пяти Патриархатов. 28-е правило 4-го Вселенского Собора в 451-м году определило, что Рим первый, а Константинополь «равный ему и второй по нём». Рим назвали первым, поскольку это был город императора и Сената. А поскольку Константинополь стал новым «городом царя и Сената» - он был вторым, но равным во всём по достоинству.

Это решение было принято не на основе критерия богоустановленности какого-то преимущественного значения кафедр, а объективное и трезвое принятие пути церковно-исторического развития.

Получалось, что на Востоке было много кафедр апостольского происхождения, а на Западе фактически одна - Римская. На Востоке сохранилась на много веков твёрдая имперская государственность, на Западе в пятом веке всё рухнуло и погрузилось во тьму нестабильных, непрочных, полудиких варварских государств (которая продлилась вплоть до образования империи Карла Великого).

Единственным стабильным институтом в этом море варварских завоеваний и государственной непрочности оставалась Римская Церковь, Римская кафедра.

Постепенно к ней начинали тяготеть и другие Церкви Запада, и со временем в Риме стало вырабатываться особое самосознание, что это не просто первая из кафедр, а это такая кафедра, без которой не может быть полноценной церковности.

И вот здесь я приведу цитаты из великого русского церковного историка Василия Васильевича Болотова, который, показывая различия между Патриархатом и Папством, пишет следующее в своих лекциях по истории древней Церкви: «Патриархат свидетельствует о себе только то, что он есть. Папство говорит о себе, что оно всегда должно быть». Вот разность.

Патриарх первый среди равных, и при этом кафедра его может менять своё место. Вспомним о Русской Церкви. Первенствующая кафедра была Киевская, Владимирская, Московская, потом фактически Петербургская, теперь опять Московская, и это выглядит совершенно естественным.

Достоинства древних Патриархатов Александрийского и Антиохийского ныне в основном в памяти об их прежней великой истории. Возникают новые поместные Церкви и новые Патриархаты, и мы смотрим на это как на иной раз трагический, болезненный, но, тем не менее, понятный путь церковно-исторического развития.

С католической же точки зрения вне Римской кафедры нет полноты церковности. Они сейчас не скажут, что вовсе нет церковности, но нет полноты, окончательной истинности церковности.

Апостол Пётр и его приемники, римские Папы, есть краеугольный камень Церкви и как носитель власти, и как носитель непогрешимого, безошибочного веро- и нравоучительного авторитета. Соответственно, Папа Римский в Католической Церкви никем не может быть судим. Нет никакого действия, которое бы совершил Римский Папа, за которое какой-либо орган в Римо-Католической Церкви мог официальным образом подвергнуть это действие рассмотрению и, допустим, вынести ему порицание или осуждение.

Нет никакого органа, который мог бы лишить Папу его папской власти, скажем, за недостоинство нравственной жизни, что случалось в средние века и в новое время (мы помним целый ряд пап эпохи Возрождения, напр. из семейства Борджиа).

Более того, по католическому пониманию и Вселенский Собор является Вселенским только в том случае, если он Папой созван и его решения Папой утверждены. По сути дела это не более чем совещательный орган при Римском епископе, хотя и имеющий весь вид полноты епископского представительства.

Это, конечно, более чем расходится с православным пониманием Церкви, с православной экклезиологией, которая, действительно, видит в соответствии с древними канонами необходимость иметь первенствующего епископа в народе.

Таковыми в одних случаях являются Патриархи, в других поместных автокефальных Церквях архиепископы и митрополиты, но они расположены по определённому чину, по диптихам, в соответствии порядку достоинства кафедр. Но это в основном имеет значение литургического поминовения, свидетельствует о нашем взаимном вероучительном единстве и взаимообщении в таинствах.

В каких-то случаях это критерий судебный. Например, Патриархи могут собраться и в случае нестроения на той или иной кафедре вынести суждение. Вспомним реакцию на нестроения в Иерусалимском Патриархате, дело Патриарха Никона, при том, что оно, может быть, было не слишком праворешаемо, но показательно.

Ведь был применен принцип Соборного суда внутри поместной Церкви - устав Русской Церкви подразумевает возможность отрешения от должности даже и Предстоятеля при совершении тех или иных, недопустимых с точки зрения канонов и церковных уставов действий.

Общественная роль римских первосвященников по крайней мере последних полутора столетий, начиная с 1870 года, с образования независимой итальянской государственности, когда папы перестали быть правителями территории, занимавшей до этого всю середину Аппенинского полуострова, характеризуется тем, что они претендуют на некий универсализм, на то, чтобы отражать интересы всех католиков и во всех странах, где исповедуется католицизм. Исторически Православие шло иным путем.

Будучи универсалистской религией по сути, тем не менее оно принципиальным образом существует как сообщество поместных, то есть преимущественно национально-государственных, Православных Церквей, каждая из которых духовно реализуется в истории своего народа, своей культуры, своего государства - Румынии, Греции, Грузии, России, Белоруссии, Кипра и других православных стран.

Хотя, конечно, на определенных этапах исторического бытия в это сообщество входили и иные народы, включались иные территории, а иной раз и небесконфликтно, рождались новые Поместные Церкви. Таким образом, глава каждой Поместной Церкви, в том числе и Патриарх Московский и всея Руси, есть хранитель и выразитель этой историко-религиозной, историко-культурной традиции Православия.

Он является, с одной стороны, символом ее единства и неразрывности, а с другой, вместе со всеми предстоятелями Православных Церквей, - символом такого единства, какое было у апостолов, собранных вокруг Христа. И ныне предстоятели Поместных Церквей собраны вокруг невидимого Главы нашей Церкви.

Поэтому таким значимым и дорогим для всех православных людей явилось совместное служение православных патриархов и других Предстоятелей церквей во время Синаксиса в Шамбези. Вот он, образ единства Православия, олицетворенный не единой персоной главного епископа, а семьей собранных вокруг Христа народов и их иерархов.

На фото: Интронизация Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

А есть ли какие-то общие черты у Патриаршества и папства?

Общее присутствует в том объёме, насколько это не является специфически католическим. То есть то, что в папстве наличествует из строя древней неразделённой Церкви, то нас и объединяет. Это можно наиболее ясно проиллюстрировать, если мы посмотрим официальный титул Папы. В нём есть как элементы, относящиеся к общецерковному пути исторического развития, так уже и к специфически католическому.

Итак, нынешнего понтифика Франциска 1-ого именуют следующим образом:

Епископ Рима. Это вполне общий критерий. Викарий Христа - а вот это, конечно, уже католическое понимание. Викарий - то есть, наместник Христа на земле, подобного рода понимание православные не присваивают никому из епископов.

Преемник князя апостолов - тоже специфически католический термин. Князем апостолов является апостол Пётр, и католики считают, что Папа в некотором особенном смысле является носителем тех полномочий, которые Господь будто бы дал апостолу Петру, назвав его камнем Церкви. Это место Евангелия от Матфея католики понимают в том смысле, что не просто Христос, но и апостол Пётр в некотором смысле является краеугольным камнем Церкви.

Далее. Верховный Первосвященник Вселенской Церкви - это тоже, конечно, католическое понимание, потому что по православному пониманию даже Константинопольский Вселенский Патриарх обладает своей юрисдикцией, своей канонической территорией, его власть не простирается на всю Вселенскую Православную Церковь.

В католическом же понимании власть Папы, несмотря на наличие там своих католических Патриархов, митрополитов, непосредственна, то есть она относится ко всей территории Католической Церкви, а в замысле и вообще ко всей Христовой Церкви.

Раньше у них ещё был титул «Патриарх Запада», сейчас они от него отказались. Первенствующий епископ Италии - это нормально. Термин католический, но, тем не менее, мы не видим здесь несоответствия. Архиепископ и митрополит провинции Романии, области вокруг Рима - вполне соответствует нашим критериям. А вот дальше опять будет момент, который отсутствует в православии.

Суверенный, то есть, независимый светский правитель государства града Ватикан. Православной иерархии и Православной Церкви несвойственно было создание теократической государственности. Мы знаем, что в средние века Папская область была небольшой по размерам, но мыслилась как некоторый суверен по отношению вообще ко всем монархам.

Они в каком-то смысле были вассалами по отношению к Папе Римскому, включая императора, вспомните средневековый спор империи и папства. Ныне территория государства Ватикан совсем небольшая, но настояние, что Папа является светским государем по-прежнему остаётся. Нужно отметить, что на сегодня он самый абсолютный из всех абсолютных монархов.

Последний элемент папского титула, который довольно парадоксально сочетается со всей предыдущей высотой именований - раб рабов Божиих. Это тоже отсутствует где-либо в титулатуре кого-либо из православных Патриархов.

Нам могут сказать, что есть и в православии титулы очень высокие, что, скажем, Александрийский Патриарх называется 13-м апостолом и судьёй всей Вселенной. Но здесь есть важные различия. Если для православия эти высокие именования, включая Святейшество, 13-й апостол, есть скорее то, что относится к области литургики или к нашему прошлому византийской истории, то для католиков этот папский титул есть предмет веры.

Хороший католик должен верить, что Папа действительно Верховный Первосвященник, викарий Христа и преемник князя апостолов и что у него есть совершенно особые полномочия быть гарантом, хранителем церковной истины и никому неподсудным авторитетом, в то время как ни один Александрийский Патриарх не будет претендовать на то, чтобы войти в рассмотрение юридических дел в пределах других канонических территорий и считать, что есть особо богоустановленные права в связи с тем, что он именуется 13-м апостолом.

В связи с этим как православному человеку следует относиться к Папе Римскому?

Отношение Православной Церкви к Римскому Первосвященнику, к Римскому Папе вытекает из более широкого принципа отношения к Римо-Католической Церкви как таковой. Не вдаваясь в пространную историю наших отношений, остановлюсь только на последнем документе, принятом относительно католиков на юбилейном архиерейском Соборе 2000-го года. Это постановление, которое называется «Принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию».

Там с одной стороны свидетельствуется, что мы признаём Католическую Церковь Церковью, сохранившей апостольское преемство епископского служения, а с другой стороны признаём, что характер наших разделений связан с теми особенностями вероучений в совокупном этосе, облике Римской Церкви, который отделяет её от Вселенского Православия.

Эти два момента мы перенесём и на Римского епископа. С одной стороны, он для нас, несомненно, епископ, несомненно, Предстоятель, хотя и пребывающей вне единства Вселенского Православия, но древней и уважаемой Римской кафедры. С другой стороны, мы не можем говорить, что то, что нас разделяет с Римским Папой, это только моменты национального, культурного, государственного развития, вторичные по отношению к сути Евангельского благовестия и что только человеческие предрассудки и предубеждения мешают быть едиными.

Насколько у нас общего с католиками в общем депозите христианской веры, настолько же и существенно то, что нас от католицизма и от Римского епископа как главы Католической Церкви отделяет.

Есть ли у Патриарха Московского и всея Руси какие-либо особенные полномочия по сравнению с другими православными Патриархами?

Московская кафедра на сегодня занимает 5-е место после Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима. Наш Патриархат ведёт свою историю с конца 16-го столетия, когда соборным решением восточных Патриархов в 1589-м году первый из русских митрополитов, святитель Иов, был возведён в Патриаршее достоинство.

На сегодня отличие Московского Патриархата не в каких-то канонических прерогативах или в статусе, но в том реальном факте, что именно Русская Церковь является крупнейшей во всём православном мире и по количеству паствы, и по количеству приходов и монастырей, и в значительной мере, может быть, самой динамичной по той позитивной тенденции в сторону роста и укрепления, которая наблюдается в последнее время. Поэтому, мы храним единство веры в союзе мира.

Да, между поместными Православными Церквями возникают иной раз трения и непонимания, но это трения и непонимания между своими. Главное - вероучительное евхаристическое единство во Вселенском Православии есть. Недавно оно было засвидетельствовано в Шамбези на общей встрече глав поместных Православных Церквей, в которой участвовал Святейший Патриарх Кирилл. Сугубо мы ожидаем свидетельства об этом единстве и на предстоящем в июне на Крите Всеправославном Соборе.

Козлов Максим, протоиерей

Расскажите, пожалуйста, об иерархии Русской Православной Церкви. Не всегда понятно, чем епископ отличается от митрополита, и почему в иерархии существует черное (неженатое) и белое (женатое) духовенство?

Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма
в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска

Иерархия Православной Церкви представляет собой организационный принцип, конкретно воплощающий соборное устроение Церкви. Этот принцип сложился в основных своих чертах в апостольский век. В книгах Нового Завета содержатся ясные указания на существование всех трех ступеней церковной иерархии, которые в последующие столетия получили детальное развитие.

Иерархия Православной Церкви состоит из трех ступеней. Высшую из них занимают епископы, которые через хиротонию, воплощающую в себе таинство священства, являются преемниками апостолов. Первые епископы были поставлены апостолами для руководства основанных ими церковных общин. Функцию руководителей Церкви выполняют епископы и в современной жизни. Поэтому каждый действующий, не пребывающий на покое, епископ имеет титул, который указывает область его власти. В Русской Православной Церкви правящие епископы имеют двойной титул (например, епископ Саратовский и Вольский), в то время как викарные епископы, являющиеся помощниками епархиальных, имеют титул с указанием только одного города (например, епископ Истринский).

Исполнение этого послушания требует сосредоточения всех душевных сил священнослужителя, самоотверженного отречения от личных интересов. Поэтому епископы в Православной Церкви избираются исключительно из монашествующих.

Епископы, имеющие особые заслуги перед Церковью, возводятся в сан архиепископа. Архиепископы, возглавляющие обширные епархии, возводятся в сан митрополита. Кроме того, сан митрополита является наградой за многолетние труды епископа на благо Церкви. Митрополит, возглавляющий Поместную Церковь, носит сан Патриарха. Впрочем, иногда Поместная Церковь возглавляется епископом в сане архиепископа или митрополита. В разговорной речи все епископы, архиепископы и митрополиты называются архиереями.

Среднюю ступень в иерархии Православной Церкви занимают священники, которые также называются по-гречески пресвитеры или иереи. Священники, в отличие от епископов, могут быть как монахами, так и семейными людьми. Православная церковь, исполняя завет Спасителя не накладывать на людей неудобоносимого бремени, позволяет священникам вступать в брак. Устав предусматривает заключение брака только до совершения рукоположения в священный сан. Овдовевший священник не имеет права на вступление в повторный брак. Эти уставные требования предохраняют священника от растворения в житейской суете, позволяют ему достойно исполнить обет служения Церкви.

Священник, не являющийся монахом, за многолетнюю и безупречную службу может быть возведен в сан протоиерея. Протоиереи, выполняющие особенно важные для Церкви послушания, могут быть возведены в сан протопресвитера.

Монашествующий священник называется иеромонахом. Добросовестно исполняющий принесенные обеты иеромонах может быть возведен в сан игумена. Высшим саном для священника-монаха является сан архимандрита.

Начальную ступень в православной иерархии занимают диаконы, священнослужители, которые, не имея права самостоятельно совершать таинства, помогают при их совершении священникам и епископам. Как и священники, диаконы могут не принимать монашеского пострига.

Диакон, не являющийся монахом, за безупречную службу может быть возведен в сан протодиакона, а в исключительных случаях и в сан архидиакона.

Монашествующий диакон, в случае его особых заслуг перед Церковью, сразу возводится в сан архидиакона.

Выбор редакции
Традиционно в конце года решаются вопросы, связанные индексацией государственных пособий и выплат. Будет ли индексироваться материнский...

Многие люди, представляя пирог, думают о нем как об очень калорийной выпечке, которая способствует набору лишнего веса. Конечно, часто...

Способ изготовления теста для бисквитов с добавлением лимонада относительно новый и довольно удобный. Не смотря на лёгкость...

Крольчатина – очень вкусное и полезное . Она отличается низким содержанием жиров, высокими диетическими качествами, сочетающимися с...
Оладьи – сытный завтрак для всей семьи, который можно приготовить необычно. Рецептов множество, как и начинок, которые добавляются в...
Тандури масала одна из самых распространенных индийских специй. В переводе с индийского масала означает «смесь специй». Тандури масала –...
Манты являются одним из самых популярных блюд у народов Центральной Азии, Пакистана и Турции, и не зря, ведь манты – это не только очень...
Решив взяться за собственную фигуру, мы нередко останавливаем свой выбор на низкокалорийных диетах... При этом нам приходится...
Чакры человека и их раскрытие - вопрос, который волнует магов и эзотериков уже не первое столетие. Узнайте, как можно открыть и почистить...