Мониторинг младшего дошкольного возраста по программе "Детство" методическая разработка (младшая группа) на тему. Инструментарий педагогической диагностики в средней группе по программе "детство" Диагностика по программе детство план наблюдения


«Оформление результатов мониторингапримернойосновной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство»

Из опыта работы Паньковой М.В.,

старшего воспитателя

МБДОУ д/с №17 «Салют» г. Белгорода

В соответствии с«Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» о дной из важнейших задач, связанных с реализацией примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство», является задача изучения педагогом возможностей и успешности освоения ребенком предлагаемого содержания, определение перспектив развития дошкольника.

В связи с этим авторами программы разработан научно-педагогический инструментарий мониторинга развития и воспитания ребенка в образовательном процессе, включенный в пособие «Мониторинг в детском саду».

При этом отмечается, что залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребенка.

Образовательный мониторинг может быть определен как система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития.

Мониторинг предполагает:

· постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функции слежения;

· изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;

· компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.

Оптимальным режимом организации системы мониторинга признано включение первичного (в начале учебного года), промежуточного и итогового (в конце учебного года) диагностических измерений.

В начале учебного года (примерно в течение сентября) проводится основная первичная диагностика: выявляются стартовые условия (исходный уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагностики воспитателем в сотрудничестве с психологом и педагогами-специалистами формулируется диагноз (то есть определяются проблемные сферы, мешающие личностному развитию ребенка, а также выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической поддержки), определяются задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год.

В конце учебного года (обычно в мае) проводится основная итоговая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения сотрудниками детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка. В качестве «идеальной нормы» для данной диагностики служит характеристика развития, уже соответствующая возрасту детей (для старшей группы - характеристика достижений ребенка 6 лет).

В период между первичной и итоговой проводится промежуточная диагностика. Она может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно - лишь с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития. В качестве методов педагогического мониторинга могут быть использованы как включенное наблюдение, так и простые тестовые задания детям. Целью проведения промежуточной педагогической диагностики является оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии образования, выявление динамики развития. По результатам данного вида диагностики воспитатель, психолог, пе-дагоги-специалисты при необходимости могут внести коррективы в педагогический процесс.

Педагогическая диагностика не предполагает сложного инструментария. По своей сути это экспресс-диагностика. Преимущественно следует использовать метод систематического включенного наблюдения. Он является незаменимым при определении первичного диагноза и дает возможность увидеть общую картину эмоционально-психологического климата в группе, определить уровень общего развития и освоения детьми отдельных видов деятельности, выявить особенности поведения каждого ребенка.

Основная диагностика решает задачу выявления фактического состояния диагностируемого объекта, его специфических особенностей и тенденций развития (прогноз развития). Основной метод проведения данной диагностики - метод включенного наблюдения, дополненный рядом других методов.

На основе этой диагностики воспитателями в сотрудничестве с психологом и педагогами-специалистами формулируется диагноз, определяются задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год.

Первый этап - предварительный, предположительный диагноз - требует преимущественного использования метода наблюдения. Наблюдение за поведением детей в разных видах детской деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками, детский труд и самообслуживание, изобразительная и конструктивная деятельность и т.д.) дает возможность увидеть общую картину эмо-ционально-психологического климата в группе, определить специфику развития и особенности взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.

Результатом первого этапа (который длится около двух недель) будет примерное представление воспитателя об особенностях развития ребенка. Чтобы уточнить и конкретизировать это представление, проводится второй этап диагностики.

Второй этап - уточняющий диагноз - опирается на дополняющие наблюдение методы: анализ продуктов детской деятель-ности, беседы с детьми, опросы, анкетирование педагогов и роди-телей, небольшие экспериментальные задания и простые тесты.

Эти методы проводятся выборочно, а не со всеми детьми группы и только в том случае, если наблюдение не дало возможности изучить проявление какого-либо качества и оценить его. Второй этап занимает одну-две недели.

Третий этап - окончательный диагноз - заключается не только в обобщении данных, полученных в результате предварительного и уточняющего диагнозов, но и в их сравнении, сопоставлении. Процесс анализа полученных данных и выведения из них определенного заключения называется их интерпретацией. Преимущественно используется метод экспертных оценок. На этом этапе все педагоги, которые взаимодействуют с детьми группы, собираются вместе и обсуждают полученную в результате диагностики информацию.

Результатом совместного обсуждения будет заполненная диагностическая карта, в которой отражена цветом оценка по каждому показателю диагностики для каждого ребенка.

Такие диагностические карты были разработаны нами в полном соответствии с содержанием,представленным авторами в пособии «Мониторинг в детском саду». Так же нами был использован опыт работы педагогов детских садов г. Белгорода по заполнению диагностических карт, разработанных в 2008-2009 гг. В них отражены основные компоненты, обобщаемые специалистами по итогам проведенной диагностики.

При этом учитывается возможность более глубокого обследования детей, находящихся на сопровождении ПМПк ДОУ, воспитанников редко посещающих ДОУи т.п. Протоколы такого индивидуального обследованияпредставленыавторами пособия «Мониторинг в детском саду» и не требуют дополнительной доработки. А вот обобщенные материалы по воспитанникам отдельных возрастных групп мы предлагаем фиксировать в разработанных нами таблицах. (Приложение №1, №2, №3, №4)

Цвет, отражающий уровень проявления исследованного показателя, можно выбирать произвольно, мы предлагаем выбрать следующие цвета:

«красный» - показатель проявляется ярко, это - достижение ребенка;

«зеленый» - показатель проявляется нестабильно, неустойчиво, требуется поддержка ребенку в данном проявлении;

«синий» - показатель почти не проявляется, необходима помощь ребенку в данном направлении.

Горизонтальные ячейки диагностической карты помогают «увидеть» общую ситуацию развития конкретного ребенка. Вертикаль-ные ячейки отражают картину группы в целом.

По результатам педагогической диагностики проводится проектирование педагогического процесса.

Заполнение таблиц, отражающих степень освоения детьми образовательных областей (соответствующих разделов программы «Детство»), позволит, в конечном итоге, при коллегиальном обсуждении всеми педагогами, взаимодействующими с детьми данной группы, определить сформированность интегративных качеств у дошкольников в соответствии с критериями, определёнными программой «Детство» для каждой возрастной группы. (Приложение №5)

Так, если существенных проблем не выявлено, акцент в проекте делается на направлениях, характерных для данного возрастного этапа. Предусматриваются педагогические средства и способы для сохранения, поддержки и развития индивидуальности ребенка. Если же в развитии ребенка наблюдаются проблемы, целесообразно концентрировать усилия на решении тех аспектов развития, где более сильно проявляются проблемы или эти проблемы существенно влияют на процесс развития ребенка.

Диагностическая карта отражает также общую картину развития детей группы, по вертикальным ячейкам можно выделить наиболее проблемные сферы, что требует постановки образовательных задач для подгруппы или всей группы детей.

Таким образом, педагогическая диагностика является основанием для построения образовательной работы с детьми.

Остановимся более подробно на технологии заполнения данных карт.

Наиболее своеобразным является заполнение таблиц по итогам обследования физического развития детей. Если в детском саду работает инструктор по физической культуре, то при проведении данной диагностики он параллельно фиксирует результат тестирования физических качеств дошкольников (на основе выполнения ими контрольных упражнений, предлагаемых детям в игровой или соревновательной форме) и одновременно оценивает качество выполнения данных заданий (при этом оценка результатов фиксируется по пятибалльной системе, изложенной авторами «Мониторинга в детском саду»).Интерпретация данных результатов заносится в 2 разные таблицы. При этом результаты соотносятся с таблицей «Возрастно-половыепоказатели развития двигательных качеств детей дошкольного возраста». Уровень их определяется как: норма – «средний», выше нормы – «высокий», ниже нормы – «низкий».

Итоговая оценка качества выполненияопределяется как среднее арифметическое и соотносится соответственно:

до 2,5 – как «низкий уровень»

от 2,5 до 4,5 – как «средний уровень»,

выше 4,5 – как «высокий уровень».

В таблицах результатов учитывается возможность фиксирования динамики результатов к концу года, если их соотнесение с уровнем не изменяется, а сами показатели изменились в лучшую, либо в худшую сторону. Это возможно зафиксировать в специальной колонкелюбым удобным обозначением (например, «+», «-» или «^», «v»). При этом мы посчитали необходимым учет соматической «физкультурной группы» детей (основной, подготовительной,специальной).

Формируя таблицы оценки качества, мы разработали 2 варианта – более подробный для определения дальнейшей работы педагогами и обобщенный - для включения в итоговые материалы (для старшего воспитателя)

По итогам заполнениядиагностических карт коллегиально заполняется д иагностическая карта мониторинга качеств развития детей каждой возрастной группы. Промежуточные критерии для каждой возрастной группысоотнесены с описаниями интегративных качеств, представленными в конце описания каждого возрастного периода (возрастной группы). Итоговые- с описанными в пособии «Мониторинг в детском саду». Оценку интегративных качеств мы предлагаем производить по принципу «сформировано», «не сформировано».

Для обобщения материалов по детскому саду старшим воспитателем нами разработана сводная таблица (Приложение №6), позволяющая отследить многоаспектность и комплексность проведенной диагностики и мониторинга в целом.

Апробация заполнения данных диагностических карт в 9 детских садах города Белгорода показала возможность их дальнейшего использования.

Нами представлены следующие таблицы:

Литература:

1. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО « ИЗ-ДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 С.

2. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. - СПб.: «ИЗ-ДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010,- 592 с.

Образец «Аналитической справки» педагогической диагностики

Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Колокольчик» р. п. Духовницкое Саратовской области
Описание материала:
В связи с введением ФГОС ДО возникла необходимость оформления результатов педагогической диагностики (мониторинга) по-новому. Как это делать правильно никто не знает. Предлагаю коллегам, воспитателям ДОУ, образец «Аналитической справки», разработанной нами по итогам диагностики на примере одной группы. Буду очень рада, если кому-то пригодится данная разработка, а также с интересом выслушаю какие-либо замечания…

Аналитическая справка
по результатам педагогической диагностики
2015 – 2016 учебный год

Группа № ... ... (2 младшая)

Количество диагностируемых детей: 26
Дата проведения: сентябрь 2015 г.
Статус мониторинга: на начало учебного года
Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории);
2) оптимизации работы с группой детей.
Задачи: Изучение результатов усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и детского развития.
Методы мониторинга: регулярные наблюдения педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.

Работа с детьми велась в соответствии с «Рабочей программой воспитателя», созданной на основе «Основной образовательной программы МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской области».
В ДОУ реализуется «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад-2100» под редакцией О.В. Чиндиловой.

В работе с детьми использовались следующие технологии:

1. здоровьесберегающие технологии;
2. технологии проектной деятельности;
3. технология исследовательской деятельности;
4. информационно-коммуникационные технологии;
5. личностно-ориентированные технологии;
6. игровые технологии.

Характеристика детей за анализируемый период:
Средний возраст детей: 2 года 10 месяцев
Всего детей в группе: 27 человек
Диагностируемые дети: 26 человек
Мальчиков: 7 человек
Девочек: 19 человек
Количество недиагностируемых детей: 1 ребенок, который не посещает детский сад более 3 месяцев.

Педагогическая диагностика за анализируемый период проводилась по двум направлениям:
педагогическая диагностика качества образования в группе (через реализацию образовательных областей);
педагогическая диагностика детского развития.

Диагностика оценивалась тремя уровнями: высокий, средний, низкий .
По итогам диагностики качества образования (через реализацию образовательных областей) «на начало учебного года» выявлены следующие результаты: трое детей имеют высокий уровень по направлениям:

Средний уровень по определённым Образовательным областям и направлениям имеют:
... И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы
Низкий уровень: по всем образовательным областям имеют:

Низкий уровень по определённым образовательным областям и направлениям имеют:
... И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы.
Вывод (примерный):
Анализируя итоги диагностики можно сделать вывод, что усвоили программный материал частично три ребёнка.
По образовательным областям и направлениям количественный состав детей со средним уровнем и низким практически равны:
средний уровень – 22 ребёнка
низкий уровень – 23 ребёнка
Преимущественно нужно обратить внимание на образовательные области «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».
Чуть выше показатель в образовательных областях «Художественно-эстетическое развитие» - у детей достаточно сформированы навыки продуктивной деятельности, развита мелкая моторика рук воспитанников, но не в полном объёме развита аккуратность, последовательность действий и вариативности мышления. Отсутствует должное внимание со стороны родителей к образовательному процессу, также недостаточно развито слуховое и зрительное внимание и желание проявлять интерес к окружающей среде.

Приложение 1

2. Сформировать следующую подгруппу для оптимизации работы:
подгруппа № 2, направление работы – «Познавательное развитие»
... И.Ф. детей
По итогам диагностики детского развития «на начало учебного года» выявлены следующие результаты:
Высокий уровень:
... И.Ф. детей, направления.
Средний уровень:
...И.Ф. детей, направления.
Низкий уровень:
... И.Ф. детей, направления.

Сравнительные данные приведены в таблице Приложение 2

Вывод (примерный):
Анализируя итоги диагностики детского развития можно сделать вывод, что в основном преобладает средний уровень развития детей (17 детей) по шести направлениям. У детей сформированы основные культурные способы деятельности, они проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении.
С высоким уровнем – один ребёнок.
С низким уровнем – 8 детей. Это дети, которые не стремятся участвовать в совместной со взрослым практической и игровой деятельностити, испытывают неустойчивый интерес к действиям ровесников, не могут подчинять своё поведение правилам общения.
Объяснения таким низким результатам следующие: длительная адаптация некоторых детей, частые отсутствия по причине и без неё, из-за ограничения речевых контактов недостаточно сформированы социально–коммуникативные качества, нежелание подчиняться общим правилам.
Рекомендации:
Создать индивидуальную образовательную траекторию (маршрут) для следующих детей:
... И.Ф. детей, причина определения индивидуальной образовательной траектории

Мониторинг проводили: … Ф.И.О. воспитателей

Таблица. Приложение 1

Таблица. Приложение 2.

Высокий уровень: точно употребляет слова, обозначающие предметы, действия, признаки. Владеет системой обследовательских действий при определении признаков предмета. Использует в речи слова, обозначающие обследовательские действия, тонкую дифференциацию цвета, размера. Умеет объединять в группы на основе существенных признаков, безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями.

Средний уровень: употребляет слова, обозначающие предметы, действия, но допускает ошибки в обозначении признаков предметов.

Использует и называет некоторые обследовательские действия при анализе предмета. Дифференцирует и называет близкие размеры предметов (самый большой, поменьше, маленький, самый маленький). В речи отсутствуют слова, обозначающие тонкую дифференциацию цвета. Объединяет предметы в группы, пользуется обобщающими словами-понятиями, но ошибается в определении существенных признаков родового понятия.

Низкий уровень: затрудняется в точном соотнесении слова с предметом, в определении признаков предметов. Не знает и не называет обследовательские действия. Дифференцирует размеры предметов, но в речи отсутствуют прилагательные сравнительной и превосходной степени. Также отсутствуют слова, обозначающие оттенки цвета. Допускает ошибки в группировке предметов, затрудняется в использовании слов, обозначающих родовые понятия, не выделяет существенные признаки предметов.

Высокий уровень : правильно называет детёнышей животных, употребляет несклоняемые существительные; владеет способами словообразования притяжательных прилагательных и существительных; составляет сложноподчинённые предложения.

Средний уровень: допускает некоторые ошибки в образовании детёнышей животных, несклоняемых существительных. Допускает ошибки в словообразовании; затрудняется в составлении сложноподчинённого предложения.

Низкий уровень : неверно называет большинство детёнышей животных (ребёнок коровы), неправильно использует большинство несклоняемых существительных; не владеет способом словообразования притяжательных прилагательных, допускает много ошибок в образовании существительных.

Высокий уровень: правильно определяет место звука вначале, середине и конце слова. Легко находит близкие по звучанию слова. Умеет использовать указанные средства интонационной выразительности.

Средний уровень: допускает ошибки в определении места в слове (в середине слова). Находит близкие по звучанию односложные слова (дом - дым). при чтении стихов использует лишь отдельные средства интонационной выразительности.

Низкий уровень: не выделяет заданный звук в слове. Не находит близкие по звучанию слова. При чтении стихов испытывает затруднения в исполнении указанных средств интонационной выразительности.

Высокий уровень: свободно владеет звуковым анализом слов. Составляет более пяти слов из предложенных слогов. Самостоятельно слитно читает слова. Хорошо ориентируется в словарном составе предложения, самостоятельно составляет схему предложения.

Средний уровень: затрудняется в звуковом анализе: самостоятельно производит только анализ слов, состоящих из 3-4 звуков. Составляет два - три слова из рядом стоящих слогов. Слова читает медленно, по слогам, с помощью взрослого. Затрудняется в составлении схемы предложения.

Низкий уровень: допускает существенные ошибки при звуковом анализе слов. Не может самостоятельно составить слово из слогов. Читает отдельные слоги и простые односложные слова. Не умеет анализировать предложения.

Высокий уровень: пересказывает текст полностью, самостоятельно, эмоционально, используя авторские средства выразительности. Самостоятельно составляет описательные и сюжетные рассказы по картинкам и схемам. Соблюдает логику изложения, пользуется эмоциональными, речевыми и языковыми средствами выразительности.

Средний уровень: при пересказе сюжет рассказа передаёт схематично, слабо используя средства выразительности. С длительными паузами, но самостоятельно придумывает описательные и сюжетные рассказы. В сюжетном рассказе может допускать логические ошибки, пользуется лишь отдельными средствами выразительности.

Низкий уровень: затрудняется в самостоятельном пересказе, воспроизводит текст по вопросам взрослого. Описательные рассказы составляет из трёх- четырёх простых предложений. При составлении сюжетного рассказа затрудняется в установлении связей между элементами сюжета. Не использует средства выразительности.

Высокий уровень: самостоятельно и легко сочиняет оригинальную, образную. Ритмически организованную загадку. Чувствует и создаёт рифму. С удовольствием отгадывает загадки, знает и читает стихи. Имеет любимые литературные произведения. Называет трёх-четырёх писателей и поэтов. Различает основные литературные жанры.

Средний уровень: самостоятельно придумать загадку не может, но загадки знает и пытается их отгадать. Придумывает рифмы к словам. Стихи знает, но читает монотонно, невыразительно. Ярких литературных предпочтений нет. Называет одного-двух писателей и поэтов. Затрудняется в различении близких жанров: стихов и загадок, рассказов и сказок.

Низкий уровень : не проявляет интереса к творческим заданиям (сочинить загадку, придумать рифму, прочесть стихотворение). Не может сочинить загадку, отказывается их отгадывать. Не может прочесть ни одного стихотворения. Нет любимых произведений, не может назвать ни одного автора. Не различает жанры поэзии и прозы.


А.Н. Майоров: «Образовательный мониторинг – система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития» «Педагогическая диагностика – это процесс распознавания различных педагогических явлений и определение их состояния в определённый момент на основе использования необходимых для этого параметров»


Положительные моментыОтрицательные моменты В пособии «Мониторинг в детском саду» к программе «Детство» под ред. Т.И.Бабаевой -представили теоретические положения по разработке мониторинга; -описаны диагностические методики по образовательным областям; -описаны диагностические методики для оценки интегративных качеств; -диагностические методики для оценки интегративных качеств только для выпускника ДОУ; -диагностические методики представлены не в полном объёме по возрастным группам; -преобладает метод – наблюдение; -большой объём диагностических методик, результаты которых несопоставимы; Пособие «Результаты мониторинга образовательного процесса» под редакцией Н.В.Верещагиной Предложены готовые тетради для педагогов. -не имеет многоуровневого подхода; -критерии в таблицах не отображают полного содержания программы и ФГТ; - на один возраст необходимо заполнить две тетради; -нет сводных таблиц. Анализ материалов предложенных к программе «Детство»


1. мониторинговые карты на трёх уровнях управления; 2. приложения к мониторинговым картам 1-го уровня - педагогического; 3. практически удобный инструментарий; 4. совмещение в мониторинговых картах освоение ребёнком общеобразовательной программы и уровни развития интегративных качеств дошкольника посредством цветового решения; 5. единую шкалу оценивания; 6.разработанные макросы «Цифровое решение мониторинга» (программное обеспечение). Разработанная в МДОУ «ЦРР –д/с 137» система мониторинга обеспечивает комплексный подход к оценке результатов развития ребенка и достижения им планируемых итоговых и промежуточных результатов освоения программы «Детство»



Задачи: осуществлять комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы «Детство» (в соответствии с ФГТ), получать оперативную информацию, выявлять степень соответствия результатов образовательного процесса требованиям программы и ожидаемым результатам, отслеживать динамику качества результатов образовательного процесса, предупреждать и корректировать негативные тенденции по ходу образовательного процесса. Цель работы творческой группы: создать технологию мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы «Детство»


Алгоритм действий: Определение цели, задач и объектов мониторинга; определение критериев и показателей; выбор методов мониторинга; подготовка карты реализации, мониторинговых карт, инструментария; разработка программного обеспечения; сбор информации; систематизация и анализ полученных данных; соотнесение с предшествующими результатами мониторинга; разработка рекомендаций, коррекция.


Система мониторинга опирается на нормативно- методическую базу: Закон РФ «Об образовании»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; Устав ДОУ; Образовательная программа ДОУ; Годовой план ДОУ; примерная образовательная программа «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой; положение ДОУ о творческой группе по разработке мониторинга; приказ по ДОУ о творческой группе по разработке мониторинга.



Образовательные области, дополнительные образовательные услуги ДиагностируетСроки проведения мониторинга сентябрьмай 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Физическая культурафизорг++ Анализ результатов мониторинга ++ Здоровье воспитатель ++++ Безопасность воспитатель ++++ Социализациявоспитатель++++ Трудвоспитатель+++ Познание (математическое развитие ребёнка)Педагог разв.обуч++++ Познание (развитие сенсорной культуры, развитие кругозора и познавательно- исследовательской деятельности в природе) воспитатель++++ Коммуникация (словарь, грамм. строй речи, звуковая культура речи, подготовка к обучению грамоте) Педагог разв.обуч++++ Коммуникация (связная речь практическое овладение нормами речи развитие свободного общения со взрослыми и детьми) воспитатель+++ Чтение художественной литературывоспитатель++++ Художественное творчествоРуков.ИЗО++++ Музыка Муз. руководитель ++++ Планируемый результатпсихолог Карта реализации мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы в ДОУ



Мониторинговая карта 1-го уровня по образовательной области «Здоровье» Ф.И. ребёнка осущест вляет процесс ы личной гигиены умеет одеватьс я и раздеват ься, соблюда ет порядок в шкафчи ке владеет культуро й приёма пищи имеет представ ления о ЗОЖ узнаёт новое о человеке любит рассужд ать проявля ет чуткость к заболев шим готов оказать помощь перенос ит опыт здоровье сберега ющей деятельн ости в игру умеет практич ески решать некотор ые задачи здоровог о образа жизни Овладевший умениями и навыками НК нкнкнкнкнк нкнк нкнкнкбурб Иванов П,6 С 4,4 В/С Петров В В/С 4,9 В Сидоров Н,7С4,7В ИТОГ по группе 3,74,34,3553,34,6453,344,33,8С4,7В


Учёт результатов ведётся в баллах показатель ярко выражен и стабилен – 5 баллов. показатель выражен хорошо – 4 балла. показатель присутствует, не стабилен – 3 балла. показатель слабо выражен – 2 балла. показатель не выражен – 1 балл. Перевод суммы в уровневый показатель высокий– 4,6 – 5 баллов; выше среднего - 4 – 4,5 балла; средний – 2,5 – 3,9 балла; ниже среднего - 1,5 – 2,4 балла низкий– 1 – 1,4 балла.


Осуществляе т процессы личной гигиены умеет одеваться и раздеватьс я, соблюдает порядок в шкафчике владеет культурой приёма пищи имеет предст авлени я о ЗОЖ узнаёт новое о человеке любит рассуждать проявляет чуткость к заболевш им Готов оказать помощ ь Переносит опыт здоровьесбер егающей деятельности в игру умеет практически решать некоторые задачи здорового образа жизни и безопасного поведения -умеет обслужить себя и владеет полезными привычками, эле­ ментарными навыками личной гигиены (ухаживать за своим внешним видом, своими вещами и игрушками, пользоваться носовым плат­ком, умеет быстро и аккуратно одеваться и раздеватьс я, соблюдает порядок в шкафчике. Активен в самообслу живании, стремится помогать взрос­лому в организац ии режимных моментов. владеет культурой приема пищи (сидит спокойно, аккуратно пережевыв ает пищу, не торопится, не говорит с набитым ртом, использует правильно вилку и нож, пользуется салфеткой и т.д.) различ ает полезн ые и вредны е для здоров ья продук ты питани я, разумн о употре бляет их. Знаком человеческим организмом, некоторыми органами и их функциониро ванием. Мотивирован к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Имеет представлени я о своем здоровье, любит рассуждать о человеке, о факторах, обеспечива ющих здоровье, рассказы и сказки, стихи о ЗОЖ, задает вопросы, делает выводы. Умеет высказаться о своем самочувстви и, назвать и показать, что проявляет внимание к заболевш ему близкому взрослому, умеет пожалеть расстроен ного ребенка, старается отвлечь его от пережи­ ваний, развесели ть, увлечь игрой,. готов оказать элемен тарную помощ ь себе и другом у (промы ть, обрабо тать ее, обрати ться к взросл ому за помощ ью Осуществляе т перенос опыта здоровьесбер егающей деятельности в игру, соблюдает правила здоровьесбер егающего и безопасного по­ведения во взаимодейств ии со сверстниками. соблюдает правила здоровьесбер егающего и безопасного по­ведения во умеет практически решать некоторые задачи здорового образа жизни и безопасного поведения: * умеет определить состояние своего здоровья (здоров он или болен), * умеет выполнять дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз, физические упражнения, укрепляющие осанку, опорно-дви­гательный аппарат, утреннюю гимнастику; * проявляет Приложение к мониторинговой карте 1 уровня по образовательной области « Здоровье » (старший возраст)


Критерии оценкиИнструментарий сбора информации 1.Осуществляет процессы личной гигиены 1.1Игра-беседа «Правила чистюли» Цель: изучить особенности знаний детей старшего, подготовительного дошкольного возраста о правилах личной гигиены. Вопросы по картинкам: Что делает девочка? Зачем она хочет помыть руки? Зачем намыливать руки мылом? Зачем вытирать руки? Чем вытирает руки девочка? А у тебя есть своё (личное) полотенце? Для чего оно тебе? А ты это делаешь? Зачем ты это делаешь? Для чего? Что будет с твоей любимой игрушкой, если она перестанет мыть руки, чистить зубы т.д. 1.2 Диагностические игровые задания «Придумай и покажи, как научить маленького ребенка мыть руки, умывать лицо, вытирать руки насухо полотенцем и др.». Цель: выявить интерес к правилам и нормам ЗОЖ. 1.3 Наблюдение за детьми в свободной деятельности. Цель: выявить наличие навыков личной гигиены, умение детей быть опрятными. Инструментарий сбора информации по образовательной области «Здоровье» подготовительный дошкольный возраст


Цветовое обозначение интегративных качеств Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками Любознательный, активный Эмоционально отзывчивый: Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности Овладевший необходимыми умениями и навыками


Мониторинговая карта 1 уровня по образовательной области «Коммуникация» гр. Подсолнух п/п Ф.И. ребёнка развитие всех компонентов устной речи детей практическ ое овладение нормами речи развитие свободного общения со взрослыми и детьми овладевший умениями и навыками словарь грамматич еский строй речи звуковая культура речи подготовка к обучению грамоте связная речь Диалоги ческая Монологи ческая нк нкнкнкнкнкнкнкнкбур.б 1Булыгин Андрей 2Бурлакова Даша 3 Виниченко Настя 4Гарбер Денис 5 Загидулин Андрей 6 Ишимова Ксюша 7Калугина Маша 8Карпов Матвей 9Ягудин Денис 10Якубов Сирадж Итог


Мониторинговая карта 1-го уровня по образовательной области «Художественное творчество» младший возраст мм Приобщение к изобразительно му искусству Эмоциональн ый отклик Художественная деятельность и детское творчество Коллективно творческая работа Овладевший умениями и навыками РисованиеАппликацияЛепка Конструиро вание НК Мониторинговая карта 1-го уровня по образовательной области «Художественное творчество» старший возраст Приобщение к изобразительно му искусству Анализ произведения Художественная деятельность и детское творчество Коллективно творческая работа Овладевший умениями и навыками РисованиеАппликацияЛепка Конструиро вание НК 2 1


Группа педагог Обязательная частьОвладевши й умениями и навыками Физичес кая культура ЗдоровьеБезопасн ость Социализ ация ТрудПознаниеКоммун икация Чтение художест венной литерату р Художест венное творчест во Музыка бурб б б б б б б б б б «Подсолнух» Юденкова О.А. «Ласточка» О.М. Итого по ДОУ: Группа педагог 1.Физичес ки развитый 2.Любозна тельный, активный 3.Эмоцион ально отзывчив ый 4.Овладев ший средствами общения 5.Способны й управлять своим поведением 6.Способны й решать интеллектуа льные и личностные задачи 7.Имеющи й первичны е представл ения 8.Овладев ший универсал ьными предпосыл ками учебной деятельно сти 9.Овладев ший необходим ыми умениями и навыками бурб б б б б б б б «Подсолнух» Юденкова О.А. «Ромашка» Нагушева Л.Н. Итого по ДОУ: Карта 1. Сравнительная характеристика результатов мониторинга по группам и образовательным областям за учебный год Карта 2. Сравнительная характеристика результатов мониторинга по интегративным качествам и группам за уч год


Карта 1.2 Сравнительная характеристика результатов мониторинга по годам ГодОбязательная часть Овладевший умениями и навыками Физичес кая культур а Здоровье Безопасн ость Социализац ия ТрудПознание Коммуника ция Чтение художеств енной литератур ы Художественн ое творчество Музыка бурб б б б б б б б б б Год 1.Физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническим и навыками 2.Любознатель ный, активный 3.Эмоционально отзывчивый 4.Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками 5.Способный управлять своим поведением 6.Способный решать интеллектуаль ные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту 7.Имеющий первичные представлен ия о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе 8.Овладевши й универсальн ыми предпосылка ми учебной деятельности 9.Овладевши й необходимы ми умениями и навыками бурб б б б б б б б Итого по ДОУ: Карта 2.2. Сравнительная характеристика результатов мониторинга по интегративным качествам по годам


Индикативные показатели ПодсолнухСолнышкоЛасточкаПчелкаВасилёкТеремокРомашкаРябинкаИтого: бур 1.Уровень планируемых результатов освоения детьми ООП 2.Уровень овладения ребенком интегративными качествами 3.Заболеваемость 4.Планируемый результат 5.Готовность ребёнка к обучению в школе (стар-й и подгот-й возраст) 6.Качество реализации образовательного процесса педагогами. карта 1 «Индикативные показатели работы педагогического коллектива ДОУ за учебный год»


Индикативные показатели Год Год Год Год Год Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец Года Начало года Конец Года бурб б б б б б б б б 1.Уровень планируемых результатов освоения детьми ООП 2.Уровень овладения ребенком интегративными качествами 3.Заболеваемость 4.Планируемый результат 5.Готовность ребёнка к обучению в школе (стар-й и подгот-й возраст) 6.Качество реализации образовательного процесса педагогами. карта 2 «Индикативные показатели работы педагогического коллектива ДОУ за 2011– 2016 уч. год»





Сводная таблица по интегративным качествам дошкольников гр. Пчелка Ф.И. Ребёнка Интегративные качества Физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническ ими навыками Любознатель ный, активный Эмоциональ но отзывчивый Овладевший средствами общения и способами взаимодейст вия со взрослыми и сверстникам и Способный управлять своим поведением Способный решать интеллектуа льные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту Имеющий первичные представлен ия о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе Овладевший универсальн ыми предпосылка ми учебной деятельност и Овладевший необходимы ми умениями и навыками нкнкнкнкнкнкнкнкнк 1Васильев Сережа3,04,03,04,0 3,04,03,04,0 5,03,0 3,44,0 2Воронин Егор 3Грачёва Варвара 4Грязнова Лера 5Емельянова Катя 6Кадошников Арс 7Королёв Ваня 8Коткин Кирилл 9 Кохистани Руслан 10Лыкова Анфиса 11 Медведева София 12Даниленко Вика 13Мулюкина Ева 14Поздняк Лера 15Поленова Юля Итог0,02,10,02,30,02,30,01,00,02,10,01,40,01,60,01,90,03,5


Интегративные качества в соответствии с ФГТ Образовательные области ФЗБСПКЧХТМ Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками ++ Любознательный, активный Эмоционально отзывчивый: Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности Овладевший необходимыми умениями и навыками Сокращения: Ф - "Физическая культура", З - "Здоровье", Б -"Безопасность", С -"Социализация", Т -"Труд", П -"Познание", К - "Коммуникация", Ч -"Чтение художественной литературы", Х - "Художественное творчество", М - "Музыка"




1 уровень- педагогов всего 10 карт Специалисты заполняют мониторинговые карты по образовательным областям: 1. «Физическая культура» 2. «Художественное творчество» 3. «Музыка» Воспитатель заполняет мониторинговые карты по образовательным областям: 1. «Здоровье» 2. «Безопасность» 3. «Социализация» 4. «Труд» 5. «Познание» 6. «Коммуникация» 7. «Чтение художественной литературы»
Благодаря разработанной технологии, мы автоматизируем и оптимизируем рабочее время нашего коллектива!!! Ключевые моменты разработанной системы: 1. обеспечивает комплексный подход; 2. отслеживает критерии от младшей группы до подготовительной; 3. отражает многоуровневый подход; 4. представляет полное методическое и программное обеспечение; 5. позволяет использовать вариативный способ хранения информации; 6. даёт возможность адаптировать мониторинг к любой примерной общеобразовательной программе; 7. экономит рабочее время и материальные ресурсы;

Как работать по программе «Детство»

МОНИТОРИНГ В ДЕТСКОМ САДУ

Научно-методическое пособие

Соответствует «Федеральным государственным требованиям

к структуре основной общеобразовательной программы

дошкольного образования»

Санкт-Петербург

ДЕТСТВО-ПРЕСС

ББК 74.100

Авторский коллектив: к. п. н., проф. Т.И.Бабаева, д. п.н., проф. А. Г. Гогобе-ридзе, д.п.н., проф. М.В. Крулехт, к.п.н.,проф. Н.А. Ноткина, к.п.н., проф.3. А. Михайлова; к. п. н., доц. О. В. Акулова, к. п. н., доц. Т. А. Березина, к. п. н., доц. А. М. Вербенец, к. п.н., доц. Т.Г.Гусарова, к. п.н., доц. Грядкина Т. С, к.п.н., доц. В. А.Деркунская, к. п.н., доц. Езопова С. А., к.п.н., доц. О. В. Солнцева, к. п. н., доц. О. Н. Сомкова, к. п. н., доц. М. Н. Полякова, х. п. н., доц. Л.С.Римашевская, к. п.н., асе. Р. И.Яфизова, ст. преп. НО. Ни-конова; к. п.н., асе. Л. В. Немченко; к. п.н., асе. О. В. Киреева, Т.А.Ивченко, А. Н. Харчевникова.

Научный редактор: доктор педагогических наук, профессор А. Г. Гогоберидзе. Рецензенты: доктор психологических наук, профессор Т. А. Барышева, доктор педагогических наук, профессор И. Э. Куликовская, Бабаева Т. И., Гогоберид­зе А. Г., Михайлова 3. А. и др.

М74 Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. - СПб.: «ИЗ-

ДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.- 592 с. + цв. вклейка.

5ВN 978-5-89814-660-3

Методическое пособие подготовлено коллективом кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А. И. Герцена. Впервые представлен инструментарий мониторинга качества освоения детьми образовательных об­ластей программы «Детство». Материалы подготовлены в соответствии с «Фе­деральными государственными требованиям к структуре основной общеобра­зовательной программы дошкольного образования». Результаты мониторинга помогут воспитателям, реализующим программу «Детство», определить акту­альные задачи воспитания и обучения каждого ребенка, организовать педаго­гическое сопровождение.

Книга также будет полезна педагогам при организации опытно-экспери­ментальной работы в детском саду, преподавателям и студентам дошкольных отделений вузов, родителям детей дошкольного возраста.

ББК 74.100

© Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г.,

Михайлова 3. А. и др., 2011 © Оформление. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ]5ВN 978-5-89814-660-3 «ДЕТСТВО-ПРЕСС*, 2011

Введение

Федеральная образовательная программа дошкольного образова­ния «Детство» создана коллективом авторов - преподавателей кафед­ры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена в 1990 году. В 2000 году, после десяти лет апробации в дошкольных учреждениях РФ, программа «Детство» была рекомендована Министерством обра­зования РФ, получила статус федеральной комплексной программы дошкольного образования (учитывая особенности ступени дошколь­ного образования, отсутствие ФГОС дошкольного образования, про­грамма «Детство» является, по сути, документом, гарантирующим ка­чество дошкольного образования).

К 2008 году программа «Детство» имеет 3 редакции и 5 переизда­ний (общий тираж более 25000 экземпляров), что подчеркивает ее востребованность на рынке образования.

Уникальность программы «Детство» заключается в том, что впе­рвые в истории отечественного дошкольного образования программу разработал коллектив кафедры учебного университета под руководст­вом доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой В.И.Логиновой. Это единственная в стране программа дошкольного образования, созданная учеными, готовящими будущих педагогов. Традиционно все существующие программы для детских садов разра­батывались коллективами авторов научно-исследовательских институ­тов и центров.

Новизна программы определяется тем, что впервые практически реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения. Авторы предусмотрели для органического вхождения ре­бенка в современный мир широкое взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и му­зыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математи­кой, игрой и трудом. Девиз программы «Чувствовать - Познавать - Творить» определяет три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целост­ность и единую направленность. Содержательная связь между разны­ми разделами программы позволяет педагогу интегрировать образова­тельное содержание при решении воспитательно-образовательных задач, что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Программа прошла многолетнюю апробацию, зарекомендовав себя как качественный программно-методический продукт обогащенного развития дошкольников, обеспечивающий единый процесс социали­зации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Сегодня образовательная программа «Детство» - один из широко востребованных документов, в соответствии с которым работают в России дошкольные образовательные учреждения разных типов, видов и категорий. По данным Института стратегических исследований в образовании РАО, (2008 год), программа «Детство» занимает второе место в стране по популярности. По ней работают около 50% до­школьных образовательных учреждений Российской Федерации.

Идеи программы постоянно обновляются и развиваются. Автор­ским коллективом разрабатываются инновационные педагогические технологии реализации ее содержания с учетом особенностей совре­менных дошкольников. Библиотеку программы «Детство» составляют сегодня около 70 пособий, представляющих ее научно-методическое и методическое обеспечение.

На современном этапе программа «Детство» представляет собой единый программно-методический комплекс, включающий: ^ комплексную программу «Детство» для детей от 3 до 7 лет;

    методическое обеспечение программы;

    методическое обеспечение процесса подготовки педагога, готового к реализации программы «Детство».

Одной из важнейших задач, связанных с реализацией программы «Детство», является задача изучения педагогом возможностей и успеш­ности освоения ребенком предлагаемого содержания, определение перспектив развития дошкольника.

В связи с этим разработка научно-педагогического инструмента­рия мониторинга развития и воспитания ребенка в образовательном процессе - сложная, но чрезвычайно актуальная проблема, которую авторы программы пытаются решить на страницах данного пособия.

Выбор редакции
Началом Второй мировой войны считают нападение Германских войск на территорию Польши 1 сентября 1939 году. Через 2 дня страны-партнеры...

Убитые немецкие солдаты и брошенная немецкая артиллерия во время декабрьского контрнаступления Красной Армии под Москвой. Для...

Катуков Михаил Ефимович (4 сентября 1900 год, село Большое Уварово Коломенского уезда, Московская губерния, Российская империя, ныне...

Молчание (Звезда) Энергия целого завладела вами. Вы захвачены, вас больше нет, есть целое. В то мгновение, когда молчание проникает в...
Таро Райдера Уэйта - это универсальная и одна из наиболее часто используемых колод во всем мире. Она была создана в 1901 году известным...
Таро Водолея - магическая колода, созданная в России Таковыми легко пользоваться, как опытным тарологам, так и тем людям, которые только...
Зеленые насаждения в сновидениях – прекрасный символ, обозначающий духовный мир человека, расцвет его творческих сил.Знак сулит здоровье,...
К чему снится заводитьЛетний сонникЗаводить (накручивать) бигуди – К свиданию.Заводить машину – Заводить машину во сне - к дальней...
Каждое сновидение, увиденное человеком, может нести в себе скрытый смысл. И, чтобы узнать больше о будущем и настоящем, нужно истолковать...