Ломоносов в русский язык и литературу). «Жизнь и творчество М. Ломоносова (какой вклад внес М.В. Ломоносов в русский язык и литературу) Создание поэтической системы Ломоносовым


Михаил Васильевич Ломоносов - очень интересная и разносторонняя личность. Это один из первых российских учёных, о которых заговорил весь мир. Его вклад в развитие науки довольно сложно переоценить. Если поставить цель - перечислить все достижения этого выдающегося человека, то не хватит страниц. Жизнь и творчество Ломоносова изобилует различными событиями, которые стали знаковыми не только для российской, но и для мировой науки и культуры. Основатель самого известного университета страны, педагог, физик, астроном, химик, геолог: так вкратце можно охарактеризовать культового человека в нашей истории. В данной статье мы постараемся рассмотреть наиболее значимые моменты в его жизни, а также раскрыть личность Ломоносова.

Семья учёного

Михаил Ломоносов родился в 1711 году, 19 ноября, в деревушке Мишанинская. Сейчас это окрестности Архангельской области. Жители этого региона очень гордятся тем, что на этой земле появился на свет человек, который перевернул сознание многих людей своими открытиями и достижениями.

Василий Дорофеевич, приходящийся Михаилу отцом, был родом из поморов. Это те люди, которые умудрились избежать крепостного права. Мать его звали Еленой Ивановной. Она была дочерью просвирницы погоста. Стоит отметить, что семья Ломоносовых относилась к числу зажиточных. Особенно любили мужики ходить на рыбалку, так как у них были суда для рыбного промысла. Творчество Ломоносова Михаила начало проявляться ещё в детские годы, когда проходило обучение грамоте.

Детство и юность

Мальчик очень любил читать и проводил с книгами всё свободное время. Односельчане с радостью отдавали содержимое своей библиотеки Ломоносову. Стоит отметить, что после прочтения книги, он всегда её отдавал. Некоторые стали для него точкой отсчёта. Особенно нравились ему «Арифметика» Магницкого, а также «Грамматика» Смотрицкого. Можно сказать, что творчество Ломоносова постепенно заиграло новыми красками. Заветной мечтой мальчика было продолжение обучения, получение новых знаний.

Детство Михаила протекало спокойно, пока не произошла трагедия: погибла мама. В это время мальчику только исполнилось девять лет. Отец женился на другой женщине, отношения с которой у Михаила сразу не сложились. Спустя некоторое время погибла мачеха, и тогда отец привёл в дом третью женщину. Последняя была наиболее завистливой и злой по отношению к мальчику. Родной дом стал для него чужим, пребывание в нём становилось настоящей каторгой. С этого момента начинается эра творчества М. В. Ломоносова.

Отправление в Москву

Молодой парень всё время помогал отцу на промыслах, так как не хотел возвращаться домой, ко второй мачехе. Вскоре папа решил женить сына, но Михаил был категорически против этого события. Сославшись на болезнь, он уговорил отца отложить свадьбу, а сам придумал план побега. Жизнь и творчество М. В. Ломоносова насыщены событиями, но путешествие в Москву является наиболее известным и определяющим.

В 1730 году вместе с караваном, будущий выдающийся учёный покинул родные места и отправился один в крупнейший город страны. Москву он выбрал по личным соображениям, и не прогадал. Данное событие можно назвать бегством, так как никто даже не догадывался о возможности такого поступка. Михаил Ломоносов успел взять с собой немного одежды и любимые книги. Караван он смог догнать лишь спустя несколько дней, а далее они двигались вместе. Через три недели изнуряющего путешествия Михаил прибыл в пункт назначения, и отсюда берёт своё начало творчество Ломоносова.

Обучение в Москве

Как вы уже поняли, Михаил был далеко не простым человеком, он мог подстраиваться под любые ситуации и с честью выходить из них. В 1731 году он умудрился поступить в старейшее учебное учреждение - Славяно-Греко-Латинскую Академию. Ломоносов выдал себя за сына дворянина, пришлось подделать некоторые документы, чтобы иметь возможность обучения.

В 20 лет молодой человек попал из маленькой деревушки в крупнейший город и сразу нашёл себе пристанище. Это, наверное, был самый сложный период в его жизни. Нищенское существование, постоянные письма с укором от отца, насмешки одноклассников не смогли сломить тягу к знаниям выдающегося человека.

О биографии и творчестве Ломоносова написано множество книг, статей. В Академии он был примерным учеником, грамотно учился, и никому не давал повод усомниться в его настрое. Руководство учебного заведения заинтересовалось таким студентом, и, в итоге, Михаил за год успел освоить программу сразу нескольких классов.

За рубежом

Михаил Васильевич Ломоносов - поистине выдающийся человек, который всего добился своим трудом и усердием. Как лучший студент, он был отправлен на обучение за границу в Германию. В общей сложности вне России он пробыл пять лет, три из которых провёл в Марбургском университете. Учёный-энциклопедист Христиан фон Вольф оказал значительное влияние на творчество Ломоносова. Там Михаил познакомился с разными языками, в числе которых немецкий, французский и итальянский.

Кроме этого, ему покорился целый список наук: начиная от физики, заканчивая аэрометрией. Ломоносов искренне любил учиться, что выражалось во всех его действиях и поступках. Как только у него появлялись деньги, он сразу скупал огромное количество книг, и всё свободное время проводил за ними. Год он прожил во Фрайбурге, где от и до изучил химию. Ещё год Михаил скитался по Европе, стараясь вернуться на родину, и своей цели он добился.

Изучение науки о стекле

Говоря об особенностях творчества Ломоносова, можно отметить его стремление опередить время. Стоит сказать, что он с успехом этим занимался. Основателем целой науки о цветном стекле является именно наш выдающийся учёный. В 1748 году он открыл химическую лабораторию, которая стала первой в России. Там он провёл бесчисленное количество опытов, в том числе, используя стёкла.

Эксперименты рано или поздно должны были дать результат, что, собственно, и произошло. Таким образом, Михаил Васильевич смог выработать технологию цветного стекла. Используя эту разработку в промышленной варке, он мог создавать изделия из этого материала. Одновременно с великим открытием, величайший учёный работал над созданием собственной теории света. Творчество Михаила Ломоносова довольно многогранно, ведь он изучил за свою жизнь огромное количество наук, а некоторые даже основал самостоятельно.

Астрономия

Одной из главных страстей учёного была именно астрономия. Экспериментальным путём Ломоносову удалось создать несколько десятков специальных оптических приборов. Он использовал их для наблюдения за космосом. Как затем отмечали другие выдающиеся люди, Михаил Васильевич смог намного опередить время, и стал первым русским опто-механиком.

26 мая 1761 года - знаковая дата для астрономии как науки. В тот день, наблюдая за космосом, Ломоносов совершил ещё одно открытие. Не он первый заметил блики сияния вокруг Венеры, но только Михаил Васильевич правильно интерпретировал это явление. Ломоносов утверждал, что планета окружена воздушной оболочкой, и точность его вывода повергла в шок учёных того времени и не только.

Педагогическая деятельность

Первую публичную лекцию Михаил Васильевич прочитал в 1742 году. Ему тогда был тридцать один год, а он уже считался преподавателем высшей категории. Творчество Ломоносова невозможно рассматривать в отрыве от контекста первого в России университета. Наверное, наиболее значимый вклад в историю состоялся в 1755 году, когда был открыт Московский Государственный Университет. В настоящее время учебное заведение ежегодно принимает в свои ряды студентов со всех городов планеты. Данный вуз считается самым престижным в стране, а он был основан героем нашего повествования.

Литературное творчество Ломоносова

Человек, имеющий колоссальный талант в областях науки, ещё и писал произведения? Трудно поверить, но это факт. Рассматривая жизнь и творчество Ломоносова, не перестаёшь удивляться его способностям и стремлениям к знаниям. Лучше всего у Михаила Васильевича получалось писать оды, некоторые из которых были опубликованы. Также у писателя Ломоносова есть в активе две трагедии, а также огромное количество различных стихотворений на все случаи жизни.

Творчество Ломоносова в литературе достигло своей вершины, когда он писал оды значимым событиям, таким как восшествие на престол Екатерины II. В его произведениях было что-то необычное, хотя, как поэт Михаил Васильевич мировую славу так и не получил. Сочетание учёности и натурализма добавляло в произведения какой-то изюминки, которую не найти у других поэтов.

Характер выдающегося учёного

Творчество Ломоносова никак не смягчало его крутой нрав. Современники утверждали, что Михаил Васильевич обладал огромной физической силой и мог запросто побить любого неугодного человека. Даже был один случай, когда рукоприкладство привело к суду и непродолжительному заключению. Известна только одна ситуация, но зная характер учёного, можно предположить, что их было много.

Самая известная история, которая с ним произошла, была зафиксирована на Васильевском острове. В ночное время суток Ломоносов спокойно прогуливался, пока на него не напали три пьяных матроса. Завязалась драка, в результате который двое убежали, а третьего Михаил Васильевич повалил на землю и задал несколько вопросов. В ходе беседы было выяснено, что матросы хотели ограбить человека, но не на того напали. Ломоносов забрал всю одежду матроса, и пошёл домой.

Личная жизнь Михаила Васильевича

Как известно, будучи студентом, Ломоносов некоторое время прожил за границей, а именно в Германии. В городе Марбург двенадцать лучших учеников поселились в квартиры, которые сдавала Елизавета-Кристина Цильх. Пожив там какое-то время, Ломоносов познакомился с дочерью хозяйки, Елизаветой. Разница в возрасте между ними составляла почти девять лет, но это не помешало им сыграть свадьбу.

В конце 1739 года Елизавета уже носила ребёнка от Михаила Васильевича. Вскоре родилась дочь Екатерина, но по закону она считалась незаконнорождённой. Мы уже говорили, что Ломоносов очень хотел вернуться в Россию. Когда это ему удалось, Елизавета была снова беременна. Родился сын, которого назвали Иван.

Произошёл ряд событий, в результате которых Елизавета смогла найти Михаила Васильевича в России. Он не стал отрицать факта женитьбы. Супруги переехали в Петербург, где жили счастливо. Однако это долго не продлилось, в семье произошла ещё одна трагедия. В 1743 году скончалась Екатерина, первая дочь Михаила Васильевича и Елизаветы.

Творчество Ломоносова настолько многогранно, что можно написать целую книгу. В данной статье мы постарались коснуться наиболее сложных и интересных тем. Многие люди до сих пор считают Ломоносова величайшим учёным, и не безосновательно.

Родился Михаил Ломоносов 8 (19) ноября 1711 года в селе Мишанинская (Архангельская губерния, сейчас - село Ломоносово) в зажиточной семье. С ранних лет он любил выходить с отцом в море. Эти плавания оказали влияние на формирование представлений юного Ломоносова о красоте природы, закалили его характер.

Грамоте и чтению Ломоносову удалось обучиться еще в детстве. В возрасте 14-ти лет Михаил уже умел грамотно писать. Узнав, что отец хочет его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.

Учеба и трудовая деятельность

Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву (1731 г.), где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Там жизнь Ломоносова очень трудна и бедна. Однако благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения.

В числе лучших студентов в 1736 году отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки, а также иностранные языки и литературу. Начал собирать свою библиотеку, в которую вошли как античные авторы, так и современники.

Для тех времен биография Михаила Ломоносова была весьма насыщенной. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Даже при такой занятости у Ломоносова остается время на сочинение стихотворений.

В 1741 году Михаил Васильевич возвращается на родину.

В 1742 году Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.

Смерть и наследие

Вклад Ломоносова в такие науки, как физика, химия, география, астрономия, минералогия, почвоведение, геология, картография, геодозия, метеорология очень велики. Литературное творчество Ломоносова содержит произведения на разных языках. Это – «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», и многие стихотворения Ломоносова.

В 1754 году он разработал проект Московского университета, названный позже в его честь университетом Ломоносова. Кроме того, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.

Большой вклад Ломоносов внес также в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей.

Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 (15) апреля 1765 года, и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.

Эпоха XVIII века находилась под влиянием классицизма. Под этим словом понималась социально-культурная практика элиты древнего Рима, которую зарождающаяся буржуазия считала совершенной и к ней стремилась. При этом часто подражание античности уступало рационализму творчества. Этот стиль, с его гражданскими идеалами, мировоззрением, основанный на вере в возможность создания идеального монархического строя, несомненно, влиял на поэтическое творчество Ломоносова.

Но исследователя не устраивал только рационалистический взгляд на действительность.

Особенности творчества М. В. Ломоносова

Литературное творчество Ломоносова было направлено на развитие русских национальных традиций. Он никогда не ставил перед собой цель отражать окружающую действительность. В его произведениях звучит провозглашение великих истин, видение будущего.

Его не устраивал существующий помещичий строй, но в произведениях звучала гордость за победы и величие русской государственности, созданной в петровское время.

Поэтическая жизнь и творчество М. В. Ломоносова

Ода в литературе классицизма получила преимущественное развитие. Этот жанр наиболее отвечал задачам эпохи, когда общие цели поднялись над личными. Интерес к любому поэту появлялся тогда, когда его переживания отражали события государственного и общенационального уровня.

Оды

Не случайно проявилось в написании од. Этот жанр в большей степени соответствовал решению насущных задач, поскольку в этих произведениях автор мог высказаться в поэтической форме по наиболее важным вопросам.
Кроме того, оды в тот период имели особую значимость, и их заказывало правительство к праздничным церемониям. Посвящая их царским особам, Ломоносов выходил за официально-придворные рамки, адресуя свое обращение к решению вопросов государственного значения. В оде императрице Елизавете Ломоносов воспевает ее как хранительницу мира в государстве. С началом ее правления закончилась война со Швецией.

Торжественные оды поэта отличаются выразительностью и красочностью. Особо большое значение он придавал точности и времени исторических событий. оды про взятие Хотина включает множество эпических элементов. Главную часть произведения занимает сражение и связанные с ним размышления поэта. Особенно выделяются ключевые моменты боя, где побеждают "орлы российские". В своем восхищении успехом автор находит нужные слова, чтобы воздействовать на патриотические чувства читателей.

Поэтическое творчество Ломоносова, кратко говоря, не было обширным и особенно выдающимся. Но создание им новой системы стихосложения трудно переоценить.

Необходимость реформы русского стихосложения

В России давно существовала проблема стихосложения. Еще с XVI века везде употреблялся силлабический принцип, который не учитывал особенности русского языка. Стихи назывались виршами, представляющими собой двустишия, скрепленные рифмами. Виршевики писали на славянском языке, что создавало разрыв с народной поэзией.

Другой принцип - тонический, больше подходил к латыни и греческому языку, где отсутствовала категория силового ударения. Его основой является чередование долгих и кратких звуков.

Принципы стихосложения Тредиаковского

Преобразование русского стиха начал Тредиаковский. Он выяснил, что здесь лучше подходит тонический принцип, основанный на чередовании ударных слогов с безударными. Он вплотную подошел к понятию новой ритмической единицы - стопы, включающей в себя сочетание ударного слога с безударными. Объединив в стопу тонический и силлабический принципы стихосложения, Тредиаковский не смог полностью отойти от традиций русской силлабики. Он ограничил свои нововведения длинным стихом и выбрал для него единственный ритм хорея. Таким образом, являясь первооткрывателем силлабо-тонического стиха, Тредиаковский создал всего одну его разновидность.

Создание поэтической системы Ломоносовым

Творчество Ломоносова позволило окончательно развить следующий необходимый этап реформы русской поэзии, считая акцентологию основой стихосложения, где существует аналогия между ударностью-безударностью и долготой-краткостью. На этом сходства с теорией Тредиаковского заканчиваются, и вводится понятие двухсложных и трехсложных стоп, а также появляется необходимость разных типов рифмовки. Ломоносов приходит к мысли ограничить стих размером. По сравнению с одним типом стиха, он создает целую систему.

Поэтическое творчество Ломоносова проявилось в его пристрастии к ямбу, который в наибольшей степени соответствовал высокому Он полагал, что ямбический стих умножает великолепие и благородство произведения.

Утверждение нового принципа стихосложения

В результате была поэтапно осуществлена реформа стихосложения, утвердившая силлабо-тонический подход в русской поэзии, который до сих пор является ее основой. Первооткрывателем здесь считается Тредиаковский, предоставивший теоретическое обоснование и начальный опыт применения нового принципа.

Творчество М. В. Ломоносова в этом направлении было направлено на его развитие, систематизацию и распространение на всю стихотворную практику. Поэт ставит на первое место четырехстопный ямб и развивает его в своих одах. По мнению Михаила Васильевича, он в наибольшей степени соответствует благородству и высокому уровню стихотворного жанра. Ломоносов последовательно утверждает и расширяет возможности силлабо-тонического стихосложения, как наиболее соответствующего русскому языку. Его основы нашли воплощение в поэзии Пушкина.

Литературное творчество Ломоносова

Начало XVIII века в России характеризовалось еще средневековым укладом, в то время как в Европе происходили революционные технические и научные преобразования, а также развивалась культура и просвещение.

Творчество ярко проявилось в создании нового поэтического стиля. Ему также принадлежит теория языка и словесности, изложенная в первой русской грамматике и риторике. После этого она господствовала целое столетие и нашла продолжение в произведениях А. С. Пушкина.

Ломоносова была направлена на создание русской литературы. Книги издавались в основном церковные, и в них было множество слов из греческого и других языков, которые большей частью были непонятны читателю. Теория российского слова строилась ученым на основе церковнославянского и простонародного языка, под которым подразумевалось московское наречие. Слова разделялись на 3 штиля:

  • общеупотребительные;
  • книжные, за исключением неупотребительных;
  • простонародные.

Первый из штилей (высокий) был предназначен для написания од и поэм; средний служил для прозы, элегий, сатир, дружеских писем в стихах; низкий - для составления песен, эпиграмм, комедий и написания обычных дел. На этой теории стилей в дальнейшем держался литературный язык XVIII века.

Как патриот и Ломоносов всячески способствовал развитию русского просвещения. Важным достижением в этом направлении является создание первого русского университета.

Творчество Ломоносова в литературе тесно связано с научными трудами. Стихом и русским языком поэт владел лучше любого его современника. Переводя научные труды с других языков, он сразу же создавал новую терминологию.

Про жизнь и творчество Ломоносова кратко и содержательно сказал С. И. Вавилов, что в одной личности слились научные и художественно-исторические интересы и задатки. При этом они проявлялись не под воздействием нажима извне, а из внутренних потребностей. Сам Михаил Васильевич призывал людей не восторгаться его значимостью, а самим употреблять свой разум.

Необходимость создания новых учебных заведений для россиян

Высшие учебные заведения России начала XVIII века можно было сосчитать на пальцах. Образования не хватало людям высших кругов, а человек низшего сословия мог научиться только чтению и письму. Случай с Ломоносовым был уникальным, и только благоприятное стечение обстоятельств, его талант и настойчивость позволили достичь высот в науке.

Существующие учебные заведения не могли удовлетворить потребности огромной империи. Существовала крайняя необходимость в отечественных специалистах, и классический государственный университет для дворян и разночинцев был необходим.

Создание Московского университета

Жизнь и творчество Ломоносова были прежде всего направлены на развитие науки и просвещения в Отечестве. В 1753 году он разрабатывает проект и структуру Первого национального университета в Москве и через 2 года открывает его вместе с камер-юнкером императрицы Елизаветы И. И. Шуваловым. Это было первое в России высшее учебное заведение, в которое мог поступить любой способный молодой человек, независимо от сословия. Несмотря на то что в Петербурге была Академия наук, иностранцы-академики сохраняли там свое особое положение и не давали возможности развиваться отечественным талантам.

Михаил Васильевич не преподавал в Московском университете, поскольку вся жизнь и творчество Ломоносова проходили в Петербурге.

Но он всячески помогал развиваться российской науке в плане привлечения к работе отечественных специалистов. Через несколько лет на всех факультетах лекции читали русские профессора.

Наиболее отличившиеся в обучении студенты получали дворянское звание. Университет развивался, решая задачи науки и образования. Он стал одним из центров мировой культуры.

Заключение

Жизнь и творчество Ломоносова кратко описать трудно. Его деятельность проявилась во всех областях науки и культуры XVIII века. Он везде успевал, внося новое, привлекательное и прогрессивное. Разносторонность его интересов и деятельности сопоставима в сравнении только с Леонардо да Винчи.

Творчество Михаила Ломоносова и целеустремленная работа ученого были крайне необходимы для развития России и ее выхода из Средневековья. Он добился необходимого развития науки и образования, которое остановить в дальнейшем стало невозможно из-за привлечения к этому людей всех сословий.

По значимости и внесенному вкладу в становление Отечества его ставят в один ряд с самыми выдающимися деятелями страны за всю историю ее развития.

Ломоносов Михаил Васильевич -- один из величайших русских поэтов и ученых (1711 -- 1765). «Уважаю в Ломоносове великого человека, но, конечно, не великого поэта», писал Пушкин; «между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Выдвигая великие заслуги Ломоносов в истории русской науки и русского просвещения, деятельность Ломоносова, как «российского Пиндара». В деле общего духовного -- а вместе и литературного -- возрождения России Ломоносов был непосредственным продолжателем Петра Великого. Своими разнообразными учеными трудами, как и своими поэтическими произведениями, Ломоносов дал реформам Петра живое, фактическое приложение в области литературы и науки. Сын беломорского крестьянина-рыбака, 20-летним «болваном» кое-как попавший в учебное заведение, Ломоносов в дальнейшей своей деятельности в одно и то же время выступает физиком, химиком, геологом, поэтом, оратором, филологом, историком, даже публицистом. Для осуществления идей Петра в Ломоносове нашлись гигантские силы. О первых годах жизни Ломоносова имеются крайне скудные сведения. Он родился 8 ноября 1711 г., в селе Денисовке, Архангельской губернии, Холмогорского уезда, в крестьянской, довольно зажиточной семье. Его отец занимался рыбным промыслом и нередко совершал большие морские поездки. Мать Ломоносова, умершая очень рано, была дочерью дьякона. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Из двух мачех Ломоносова вторая была «злая и завистливая». Лучшими моментами в детстве Ломоносова были, по-видимому, его поездки с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке Ломоносова, но и в его научных интересах: «вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше -- все это уходит далеко вглубь, в первые впечатления молодого помора»... Его окружали предания о великих делах Петра Великого, которых и доселе не мало сохранилось на севере. Еще от матери Ломоносов научился читать и получил охоту к чтению; позднее она, по-видимому, была поддержана в нем поморами-старообрядцами. Рано, по-видимому, зародилось в Ломоносове сознание необходимости «науки», знания. «Вратами учености» для него делаются откуда-то добытые им книги: «Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого. В Москву Ломоносов ушел с ведома отца; один из местных крестьян поручился даже во взносе за него податей; но, по-видимому, отец отпустил его лишь на короткое время, почему он потом и числился «в бегах». В «Спасские школы», то есть в Московскую славяно-греко-латинскую академию, Ломоносов вступил в 1731 г. и пробыл там, около 5 лет. Из дошедшего до нас письма Ломоносова к И.И. Шувалову видно, какие физические лишения, какую душевную борьбу пришлось выдержать Ломоносову за время пребывания его в академии. В научном отношении оно принесло ему немалую пользу: он не только приобрел вкус вообще к научным занятиям, но изучил латинский язык, ознакомился и вообще с тогдашней «наукой», хотя и в обычной для того времени схоластической форме разных «пиитик», «риторик» и «философий». Другим счастливым фактом ранней жизни Ломоносова был вызов со стороны Академии Наук 12 способных учеников «Спасских школ». В 1736 г. трое из них, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии. За границей Ломоносов пробыл пять лет: около 3 лет в Марбурге, под руководством знаменитого Вольфа, и около года в Фрейберге, у Геннеля; с год провел он в переездах, был, между прочим, в Голландии. Из Германии Ломоносов вынес не только обширные познания в области математики, физики, химии, горном деле, но в значительной степени и общую формулировку всего своего мировоззрения. На лекциях Вольфа Ломоносов мог выработать свои взгляды в области тогдашнего так называемого естественного права, в вопросах, касающихся государства. В июне 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию и вскоре назначен был в академию адъюнктом химии. В 1745 г. он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке; в 1746 г. -- о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг, о практическом приложении естественных наук. В то же время Ломоносов усиленно ведет свои занятия в области физики и химии, печатает на латинском языке длинный ряд научных трактатов. В 1749 г., в торжественном собрании Академии Наук, Ломоносов произносит «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне», имевшее большой успех; с этого времени Ломоносов начинает пользоваться большим вниманием при Дворе. Он сближается с любимцем Елизаветы И. И. Шуваловым, что создает ему массу завистников, во главе которых стоит Шумахер. При близких отношениях к Шувалову козни Шумахера делаются для Ломоносова не страшными; он приобретает и в Академии большое влияние. Под влиянием Ломоносова совершается в 1755 г. открытие Московского университета, для которого он составляет первоначальный проект, основываясь на «учреждениях, узаконениях, обрядах и обыкновениях» иностранных университетов. Ученые люди -- доказывает Ломоносов, -- нужны «для Сибири, для горных дел, фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия, исправления нравов, купечества, единства чистые веры, земледельства и предсказания погод, военного дела, хода севером и сообщения с ориентом». В то же время идут занятия Ломоносова по Географическому Департаменту; под влиянием сочинения его: «О северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном» в 1764 г. снаряжается экспедиция в Сибирь... Среди этих неустанных трудов Ломоносов умирает, 4 апреля 1765 г. Незадолго до смерти Ломоносова посетила императрица Екатерина, «чем подать благоволила новое Высочайшее уверение о истинном люблении и попечении своем о науках и художествах в отечестве» («Санкт-Петербургские Ведомости», 1764). В конце жизни Ломоносов был избран почетным членом Стокгольмской и Болонской академий наук. -- Ломоносов женился еще за границей, в 1740 г., в Марбурге, на Елизавете Цильх. Семейная жизнь Ломоносова была, по-видимому, довольно спокойной. Из детей после Ломоносова осталась лишь дочь Елена, вышедшая замуж за Константинова, сына брянского священника. Ее потомство, как и потомство сестры Ломоносова, в Архангельской губернии, существует доныне. Ломоносов похоронен в Александро-Невской лавре. Уже Пушкин подчеркнул необычайное разнообразие трудов Ломоносова. «Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник». Трудность положения Ломоносова заключалась в том, что ему, как Петру Великому, разом приходилось делать десять дел, -- и «читать лекции», и «делать опыты новые» (по физике и химии), и «говорить публично речи и диссертации», и «сочинять разные стихи и проекты (надписи) к торжественным изъявлениям радости (к иллюминациям и фейерверкам)», и «составлять правила красноречия», и «историю своего отечества» -- и все это в добавок «на срок ставить.»

Не понимали и не ценили трудов Ломоносова даже люди, которые стояли близко к науке и просвещению, его ближайшие товарищи по академии, даже его непосредственные заместители по академической кафедре. Заговорили о Ломоносове лишь через 90 лет после его смерти и заговорили впервые в Московском университете, когда пришлось вспомнить, что Ломоносов был его основателем... На труды Ломоносова обратили надлежащее внимание лишь в 1900 г., когда исполнилось 150 лет со дня основания первой русской химической лаборатории, которая создана, была опять-таки Ломоносовым» («Ломоносовский Сборник»). Свою «науку» Ломоносов старался обратить, прежде всего, и больше всего на служение живым потребностям и нуждам «российского света» и «российского народа». Ломоносов доказывал, например, «что у нас нет природных россиян ни аптекарей, да и лекарей мало, также механиков искусных, горных людей, адвокатов и других ученых, ниже самих профессоров в самой Академии и в других местах»; необходимо «набирать студентов из семинаристов», «отправлять природных российских студентов в чужие края для окончания обучения», допускать к образованию все без различия сословия, заботиться об умножении переводных книг. «Во всех европейских государствах, -- пишет он, -- позволено в академиях обучаться... всякого звания людям, не выключая посадских и крестьянских детей, хотя там уже и великое множество ученых людей. А у нас в России при самом наук начинании, уже сей источник регламентом по 24-му пункту заперт, где положенных в подушный оклад в университет принимать запрещается. Будто бы сорок алтын столь великая и казне тяжелая была сумма, которой жаль потерять на приобретение ученого природного россиянина». В какой степени Ломоносов стоял вообще со своею «наукою» на почве действительности, в какой степени знаменитый писатель, вышедший из народа, «искренно любил свой народ и желал ему счастья, понимая в чем, оно состоит» -- это показывают многочисленные его статьи по вопросам чисто общественного характера, целый ряд проектов, сохранившихся лишь отчасти, больше в отрывках, в черновых бумагах, иногда и совсем не уцелевших и известных только по случайным упоминаниям. Таковы: «Рассуждение о размножении и сохранении российского народа», «О истреблении праздности», «О исправлении нравов и о большем народа просвещении», «О исправлении земледелия», «О исправлении и размножении ремесленных дел и художеств», «О лучших пользах купечества», «О лучшей государственной экономии», «О сохранении военного искусства во время долговременного мира». Сохранившийся трактат «О размножении и сохранении российского народа» обнаруживает всю широту понимания Ломоносовым общественных вопросов. Он доказывает, что для увеличения количества рождающихся («для обильнейшего плодородия родящих») необходимо: 1) устранить браки между лицами несоответствующих лет; 2) отменить «носильное» супружество, брак по принуждению; 3) отменить закон, запрещающий жениться более трех раз; 4) отменить пострижение молодых овдовевших священников и дьяконов в монахи, а мирянам запретить принятие монашества до 45 -- 50 лет. Для сохранения рожденных необходимо: 5) учредить «богадельные дома» для приема внебрачных детей, 6) бороться с болезнями новорожденных; 7) устранить вредный обычай крестить младенцев в холодной воде; 8) бороться с невоздержностью русского народа и всеми мерами содействовать более разумному образу жизни, не отзывающемуся слишком вредно на человеческом здоровье; 9) бороться с болезнями путем организации надлежащей медицинской помощи; 10) бороться, по возможности, с причинами смерти от моровой язвы, пожара, потопления, замерзания и т. д. (И. К. Сухоплюев «Взгляды Ломоносова на политику народонаселения», в «Ломоносовским Сборнике»), Ломоносов доказывает, что великий пост у нас приходится «в самое нездоровое время года, что здесь не принята в соображение жестокая природа севера». Он говорит о совершенном отсутствии по русским деревням врачей, «от чего смертность особенно увеличивается», о «частых и великих пожарах», о «драках в народе, разбоях, пьянстве», о притеснениях раскольников, о рекрутчине, от которой русские люди бегут за границу. Трактат показывает, как справедливо замечено, «как хорошо знал Ломоносов русскую жизнь, в каких ясных образах подымалась она перед нами». В сочинениях гениального крестьянина русская литература сразу поднялась на высоту широкого, сознательного служения русскому обществу и русскому народу.

Выбор редакции
Многие люди, представляя пирог, думают о нем как об очень калорийной выпечке, которая способствует набору лишнего веса. Конечно, часто...

Способ изготовления теста для бисквитов с добавлением лимонада относительно новый и довольно удобный. Не смотря на лёгкость...

Крольчатина – очень вкусное и полезное . Она отличается низким содержанием жиров, высокими диетическими качествами, сочетающимися с...

Оладьи – сытный завтрак для всей семьи, который можно приготовить необычно. Рецептов множество, как и начинок, которые добавляются в...
Тандури масала одна из самых распространенных индийских специй. В переводе с индийского масала означает «смесь специй». Тандури масала –...
Манты являются одним из самых популярных блюд у народов Центральной Азии, Пакистана и Турции, и не зря, ведь манты – это не только очень...
Решив взяться за собственную фигуру, мы нередко останавливаем свой выбор на низкокалорийных диетах... При этом нам приходится...
Чакры человека и их раскрытие - вопрос, который волнует магов и эзотериков уже не первое столетие. Узнайте, как можно открыть и почистить...
К чему снятся деньги? Сонники вещают абсолютно всем, кому приснились деньги в сновидении, немало славных событий. Однако нужно...