Ввел понятие коэффициент интеллекта iq. Что на самом деле из себя представляют тесты IQ, и насколько в реальности они объективны. Что такое эмоциональный интеллект


Классические тесты измерения коэффициента умственного развития (КУР или IQ) являются своеобразным термометром, показывающим уровень ваших способностей по отношению к средним способностям большинства людей. Что означает разница коэффициентов умственного развития и как часто встречаются люди, чей IQ равен 140, или, скажем, 80?

В типичном современном тесте на умственное развитие обнаруживается, что примерно 50 % людей имеют уровень IQ между 90 или 110; превышают этот уровень 25 % , а остальные 25 % находятся ниже этого уровня (100 % по определению является средним коэффициентом умственного развития). Выше среднего уровня 14,5 % людей имеют КУР от 110 до 120, 7 % – от 120 до 130 и лишь 0,5 % – выше 140. Ниже среднего уровня 14,5 % людей имеют КУР от 80 до 90, 7 % обладают уровнем IQ от 70 до 80, а остальные не дотягивают до уровня 70.

Люди с коэффициентом умственного развития ниже 70 иногда классифицируются в учебниках как слабоумные. В этой группе выделяются слабоумные (могут выполнять определённые простые задачи и обучаться под наблюдением специалистов, КУР между 50 и 70 ), имбецилов (КУР между 25 и 50 ) и идиотов (КУР ниже 25 ). Имбецилам приходиться жить в психиатрических учреждениях, но они могут самостоятельно заботиться о себе и избегать непосредственной угрозы для жизни, в то время как идиоты не способны делать даже этого.

«Люди с низким КУР в целом хуже справляются с решением интеллектуальных и теоретических задач. Интеллект является необходимым условием для успеха и никакая настойчивость, да и любое другое качество, не может возместить его отсутствие» , – пишет Ганс Айзенк в книге «Классические IQ тесты » . Однако, это условие необходимое, но недостаточное для успеха, поэтому интеллектуально одарённые люди, могут преуспеть, а могут и потерпеть неудачу в зависимости от обстоятельств, личных качеств, степени мотивации и многих других факторов, не связанных с интеллектом. Негативный прогноз (низкий IQ – отсутствие успеха) часто оказывается более точным по сравнению с позитивным прогнозом (высокий КУР – успех в жизни), но это вовсе не аксиома.

Сочетание удачи, экстравертного темперамента и других свойств характера играет несоразмерно большую роль в достижении жизненного успеха. Случай одного удачливого бизнесмена, ставшего владельцем великолепного дома в фешенебельном районе города и виллы на морском побережье, бывшего умственно неполноценным человеком, чей IQ не превышал 70 и которого выпустили из психиатрической лечебницы по просьбе его жены, показывает опасность любых прогнозов вероятного уровня доходов человека на основе его коэффициента умственного развития.

Методика определения IQ
В книге предложены восемь тестов на определение IQ, содержащих задачи в вербальной, пространственной или численной форме.
К примеру, можно сформулировать одну и ту же, по сути, задачу разными способами:
1. Вербальный способ.
Чёрное относится к белому, как высокое относится к (а) низкому, (б) зелёному, (в) верхнему, (г) далёкому.
2. Численный способ.
14 относится к 7, как 30 относится к (а) 15, (б) 13, (в) 20, (г) 11.
3. Пространственно-перцептуальный способ.
относится к ↓, как → относится к (а) ←, (б) , (в) ↓, (г) →.
Каждый из восьми тестов состоит из 40 задач .
На работу с каждым тестом отводится 30 минут времени и ни минутой больше.
Ответить на все задачи невозможно , поэтому предлагается самому определять сколько времени размышлять над одним заданием , но при этом сразу сдаваться не рекомендуется.
Количество набранных баллов соответствует количеству правильных ответов , которые приведены в конце книги с объяснением.
По каждому тесту определяется свой уровень IQ, поэтому общий уровень IQ колеблется в пределах от минимального до максимального значения по итогам решения всех восьми тестов. Между этими значениями и определяется в итоге коэффициент умственного развития – средняя величина, которая даёт приблизительное представление об уровне способностей из ряда индивидуальных тестов.

Меры предосторожности:
1. Ни секунды больше отведённого получаса на решение одного теста!
2. Абсолютно никакой посторонней помощи при решении задач!
3. Не знакомиться с заданиями заранее, и уж тем более не проверять ответы, пока не будут пройдены все тесты. Вы можете попросить проверить ответы другого человека, но сами в них не должны заглядывать до окончания тестирования!

Выполнив эти несложные правила при прохождении тестов, вы сможете «познать себя» и определить свой уровень IQ , но не стоит руководствоваться только им при принятии серьёзных решений, таких поступление в вуз, выбор профессии или открытие собственного дела.

P. S. Вера в успех, поиск новых идей и действия, нацеленные на максимальный результат, – ваше лучшее оружие!

История

Понятие коэффициента интеллекта ввёл немецкий учёный В. Штерн в 1912 году . Он обратил внимание на серьёзные недостатки умственного возраста , как показателя в шкaлах Бине . Штерн предложил использовать в качестве показателя интеллекта частное от деления умственного возраста на хронологический. IQ впервые был использован в шкале интеллекта Стенфорда-Бине в 1916 году .

В нынешнее время интерес к тестам IQ многократно возрос, ввиду чего появилось множество разнообразных необоснованных шкал. Поэтому сравнивать результаты разных тестов очень затруднительно и само число IQ утратило информативную ценность.

Тесты

Каждый тест состоит из множества различных заданий нарастающей сложности. Среди них тестовые задания на логическое и пространственное мышление, а также задания других типов. По результатам теста подсчитывается IQ. Замечено, что чем больше вариантов теста проходит испытуемый, тем лучшие результаты он показывает. Наиболее известным тестом является тест Айзенка . Более точными являются тесты Д. Векслера , Дж. Равена , Р. Амтхауэра , Р. Б. Кеттелла . На данный момент не существует какого-либо единого стандарта на тесты IQ.

Тесты подразделяются по возрастным группам и показывают развитие человека, соответствующее его возрасту. То есть ребёнок в 10 лет и выпускник вуза могут иметь одинаковый IQ, потому что развитие каждого из них соответствует своей возрастной группе. Тест Айзенка разработан для возрастной группы 18 лет и старше, и предусматривает максимальный уровень IQ 180 баллов.

Важно заметить, что большинство тестов, которые можно найти в сети Интернет и которые претендуют на измерение IQ, разработаны некомпетентными организациями и лицами и обычно значительно завышают результаты. Все исследования, доказывающие связь IQ и интеллекта, общей способности к решению задач, академического и профессионального потенциала и прочих социальных последствий, относятся к результатам профессиональных IQ тестов, таких как Тест Векслера и т. п.

Что влияет на IQ

Наследственность

Роль генетики и окружающей среды в предсказании IQ рассматривается в Plomin et al. (2001, 2003) . До последнего времени наследственность, в основном, изучалась на детях. Разные исследования показали наследственность в границах между 0,4 и 0,8 в США , что означает, в зависимости от исследования, что от чуть меньше половины до заметно больше половины разницы в IQ, среди наблюдаемых детей, зависела от их генов. Остальное зависело от условий существования ребёнка и ошибки измерения. Наследственность в границах от 0,4 до 0,8 предполагает, что IQ «значительно» наследственное .

Поиск наследственных причин IQ

Начались исследования, призванные выяснить генетические различия между людьми с высоким и низким IQ. Так, Пекинский институт геномики (Beijing Genomics Institute ) начинает массовые GWAS -исследования геномов людей с высокими умственными способностями. . Открытие генетических причин может позволить изобрести средства для повышения IQ. Нации, которые получат доступ к таким технологиям, смогут еще сильнее уйти вперед в экономическом и научно-техническом развитии.

Окружающая среда

Окружающая среда влияет на развитие мозга. В частности, нездоровое, ограниченное питание может уменьшить способность мозга обрабатывать информацию. Исследования 25 446 человек Danish National Birth Cohort привели к выводу, что питание рыбой во время беременности и кормлении грудью младенца повышают его IQ .

Также исследование более 13 тысяч детей показало , что кормление грудью может повысить интеллект ребёнка на 7 баллов.

Здоровье и IQ

Надлежащее питание в детстве является критическим для умственного развития; плохое питание может уменьшить IQ. Например, недостаток йода приводит к понижению IQ в среднем на 12 баллов. Люди с более высоким IQ обычно имеют более низкую смертность и реже страдают заболеваниями.

Возраст и IQ

Хотя сам IQ означает редкость интеллектуальных способностей в своей возрастной группе, умственные способности вообще достигают пика в 26 лет, после чего следует медленный спад.

IQ взрослых людей в гораздо более значительной степени определяется генетикой, по сравнению с окружающей средой, чем IQ детей. Некоторые дети вначале опережают сверстников в IQ, но потом их IQ выравнивается относительно сверстников.

Социальные последствия

Связь с другими тестами и экзаменами

Существует исследование, обнаружившее корреляцию 0,82 между фактором общего интеллекта и баллом SAT (русский аналог экзамена - ЕГЭ).

Успеваемость в школе

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» (Intelligence: Knowns and Unknowns, 1995) отмечает, что согласно всем исследованиям, дети с большими баллами на IQ тестах обычно усваивают больше школьного материала, чем их сверстники с более низкими баллами. Корреляция между баллами IQ и оценками составляет около 0,5. Тесты IQ являются одним из способов отбора одаренных детей и составления для них индивидуальных (ускоренных) планов обучения.

Производительность труда

Согласно Франку Шмидту и Джону Хантеру, при найме на работу соискателей без соответствующего опыта наиболее успешным предсказателем будущей производительности являются общие интеллектуальные способности. При предсказании производительности труда IQ имеет некоторую эффективность для любых видов деятельности, изученных на сегодняшний день, но эта эффективность различается в зависимости от типа работы. Хотя IQ более тесно связан с мыслительными способностями, а не с двигательными навыками, баллы на IQ тестах предсказывают производительность во всех профессиях. Учитывая это, для наиболее квалифицированных видов деятельности (исследования, менеджмент) низкий IQ с большей вероятностью будет барьером для достаточной производительности, в то время как для наименее квалифицированных видов деятельности атлетическая сила (сила рук, скорость, выносливость и координация) предсказывают производительность с большей вероятностью. В основном, предсказательная сила IQ связана с более быстрым приобретением нужных знаний и навыков на рабочем месте.

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» отмечает, что так как IQ объясняет только 29 % различий в производительности труда, другие личностные характеристики, такие как межличностные навыки, черты личности и т. п., вероятно, имеют такую же или большую важность, но в данный момент не существует настолько же надежных инструментов их измерения, как тесты IQ.

Доход

Некоторые исследования показали, что интеллектуальные способности и производительность труда линейно зависимы, так что больший IQ приводит к большей производительности труда. Чарльз Мюррэй, соавтор книги «Колоколообразная кривая» (The Bell Curve), обнаружил, что IQ имеет существенное влияние на доход человека, вне зависимости от семьи и социального класса , в которых человек вырос.

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» (Intelligence: Knowns and Unknowns, 1995) отмечает, что IQ баллы объясняют около одной четверти различий между людьми в социальном статусе и одну шестую разницы в доходе.

Достижения в реальной жизни

Средний IQ групп населения связаны с достижениями в реальной жизни:

  • Кандидаты наук 125
  • Люди с высшим образованием 114
  • Неполное высшее образование 105-110
  • Офисные работники и работники продаж 100-105
  • Окончившие полную школу, квалифицированные рабочие (например, электрики) 100
  • Учившиеся в старших классах школы, но не окончившие их 95
  • Работники средней квалификации (например, трактористы, заводские рабочие) 90-95
  • Закончившие школу без старших классов (8 лет) 90
  • Неокончившие 8 лет школы 80-85
  • Имеющие 50% шанс поступить в старшие классы 75

Средний IQ разных профессиональных групп:

  • Профессиональные и технические работники 112
  • Менеджеры и администраторы 104
  • Офисные работники, работники продаж, квалифицированные рабочие, мастера и бригадиры 101
  • Работники средней квалификации (операторы станков, обслуживающие работники, включая домашнюю прислугу; фермеры) 92
  • Неквалифицированные работники 87

Тип задач, которые могут быть выполнены:

  • Взрослые, которые могут освоить несложные трудовые навыки 70
  • Взрослые, которые могут собрать урожай, починить мебель 60
  • Взрослые, которые могут выполнять домашнюю работу, простые плотничные работы 50
  • Взрослые, которые могут косить газоны, стирать 40

Существуют значительные различия внутри и пересечения между этими категориями. Люди с высокими IQ встречаются на всех уровнях образования и профессиональных групп. Наибольшие различия встречаются для лиц с низкими IQ, которые редко оканчивают университеты или становятся профессионалами (IQ меньше 90).

IQ и преступность

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» отмечает, что корреляция между IQ и преступностью составляет −0,2 (обратная связь). Корреляция 0,20 означает, что объясненные различия в преступности составляют менее 4 %. Важно понимать, что причинно-следственные связи между баллами IQ тестов и социальными последствиями могут быть косвенными. Дети с плохой школьной успеваемостью могут чувствовать себя отчужденными и, следовательно, они с большей вероятностью могут совершить правонарушения, по сравнению с детьми которые хорошо успевают.

В книге «g-фактор» (The g Factor, Arthur Jensen, 1998) Артур Дженсэн цитирует данные, согласно которым люди с IQ в интервале 70-90 вне зависимости от расы чаще совершают правонарушения, чем люди с IQ ниже или выше этого интервала, причем пик преступности приходится на 80-90.

Прочие последствия IQ

Средний IQ населения страны связан с ВВП (см. ) и эффективностью государства.

Групповые различия

Пол

Большинство исследователей полагает, что в целом среднее развитие интеллекта примерно одинаково у мужчин и женщин. В то же время у мужчин больше разброс: среди них больше как очень умных, так и очень глупых; т. е. среди людей с очень высоким или очень низким интеллектом больше мужчин. Между мужчинами и женщинами наблюдается также некоторая разница в выраженности различных сторон интеллекта. До пятилетнего возраста этих различий нет. С пяти лет мальчики начинают превосходить девочек в сфере пространственного интеллекта и манипулирования, а девочки мальчиков - в области вербальных способностей. Среди мужчин гораздо чаще встречаются люди с высокими математическими способностями. По данным американской исследовательницы К. Бенбоу, среди особо одаренных в математике людей на 13 мужчин приходится лишь одна женщина.

Раса

Исследования среди жителей США показали наличие статистически значимого разрыва между средней величиной IQ разных расовых групп.

Согласно The Bell Curve (1994), средний IQ афроамериканцев - 85, латиноамериканцев - 89, белых (европейского происхождения) - 103, азиатов (китайского, японского и корейского происхождения) - 106, евреев - 113.

Этот разрыв может использоваться в качестве обоснования т. н. «научного расизма», однако по некоторым исследованиям (Race_and_intelligence#cite_note-Dickens_.26_Flynn_2006-50) он постепенно сокращается.

Кроме того, средний IQ, измеренный по старым тестам, растет во времени. В результате эффекта Флинна , средний IQ афроамериканцев в 1995 соответствует среднему IQ белых в 1945 (Race_and_intelligence#cite_note-56). Столь значительные изменения, произошедшие за несколько десятилетий, не могут объясняться генетическими факторами.

Влияние социальных факторов на IQ подтверждается исследованиями детей-сирот. В США дети африканского происхождения, воспитанные белыми приемными родителями, имеют на ~10 % более высокий IQ, чем не белыми. В Великобритании чернокожие воспитанники интернатов, имеют более высокий IQ, чем белые. (Race_and_intelligence#Uniform_rearing_conditions)

Страна

Были обнаружены различия в среднем IQ между странами. Ряд исследований обнаружил связь между средним IQ страны и ее экономическим развитием, ВВП (см., например, Коэффициент интеллекта и богатство народов), демократичностью, преступностью, рождаемостью и атеизмом. В развивающихся странах такие факторы окружающей среды как плохое питание и болезни, вероятно, снижают средний национальный IQ.

IQ и успех в научной деятельности

Некоторые исследования обнаружили, что целеустремленность и оригинальность играют более высокую роль в достижении успехов. Однако, доктор Айзенк приводит обзор IQ измерений (Roe, 1953) выдающихся ученых, на уровень ниже нобелевских лауреатов. Их средний IQ был 166, хотя некоторые из них набрали 177 - максимальный результат теста. Их средний пространственный IQ составил 137, хотя он мог бы быть выше в более молодом возрасте. Их средний математический IQ был 154 (от 128 до 194).

Критика IQ

Тесты на определение коэффициента интеллекта неоднократно подвергались критике со стороны учёных. Так, доктор физико-математических наук, академик РАН В. А. Васильев обнаружил, что в тестах Айзенка на коэффициент интеллекта существенная часть задач составлена некорректно либо авторские решения являются неверными. Вот высказывания Васильева по этому поводу:

Я …решил изучить тесты без спешки, тем более что их ответы систематически не совпадали с моими в задачах из моих профессиональных областей: логики и геометрии. И обнаружил, что большинство решений автора тестов неверно. А в некоторых случаях испытуемому вообще остается лишь угадать ответ - на логику опираться бессмысленно .

На это можно заметить, что задания на тесты IQ оценивают не только способности к логическому, дедуктивному мышлению, но и к индуктивному . Правила выполнения некоторых IQ-тестов заранее предупреждают, что в некоторых заданиях ответы не следуют однозначно из задания, и требуется выбрать наиболее разумный или простой ответ. Это соответствует многим реальным жизненным ситуациям, в которых однозначного ответа нет.

Если человек ответил так же, как и Айзенк, то он тем самым всего лишь демонстрирует стандартность своего мышления, быструю и предсказуемую реакцию на несложный раздражитель. Чуть менее плоский человек сто раз задумается, прежде чем ответить… Существует несметное множество возможных решений каждой подобной задачи. Чем вы умнее, тем вероятнее, что ваше решение не совпадет с авторским.
Практический смысл здесь только в одном: тому, кто дает «правильный» ответ по тесту, будет легче вписаться в усредненную систему образования и общаться с людьми, которые мыслят так же, как он. В общем, Айзенк тестирует идеальную усредненность .

Не имея целью критиковать тесты на IQ , советский психолог Лев Семёнович Выготский , тем не менее, в своих работах показал, что текущий IQ ребёнка мало что говорит о перспективах его дальнейшего обучения и умственного развития . В связи с этим он ввёл понятие «зона ближайшего развития ».

См. также

  • Мэрилин вос Савант - женщина, по данным Книги рекордов Гиннесса обладающая самым высоким IQ в мире

Примечания

  1. При этом, по результатам некоторых исследований, немцы в среднем обладают большим коэффициентом IQ, чем граждане других стран (недоступная ссылка)
  2. Plomin et al. (2001, 2003)
  3. R. Plomin, N. L. Pedersen, P. Lichtenstein and G. E. McClearn (05 1994). «Variability and stability in cognitive abilities are largely genetic later in life ». Behavior Genetics 24 (3): 207. DOI :10.1007/BF01067188 . Проверено 2006-08-06.
  4. Neisser et al." Intelligence: Knowns and Unknowns . Board of Scientific Affairs of the American Psychological Association (August 7, ). Архивировано из первоисточника 1 июня 2012. Проверено 6 августа 2006.
  5. Bouchard TJ, Lykken DT, McGue M, Segal NL, Tellegen A (Oct 1990). « ». Science (journal) 250 (4978): 223–8. PMID 2218526 .
  6. World Intelligence Network. IQ и генетика
  7. Gosso, MF (2006). «The SNAP-25 gene is associated with cognitive ability: evidence from a family-based study in two independent Dutch cohorts». Molecular Psychiatry 11 (9): 878-886. DOI :10.1038/sj.mp.4001868 .
  8. Gosso MF, de Geus EJ, van Belzen MJ, Polderman TJ, Heutink P, Boomsma DI, Posthuma D. The SNAP-25 gene is associated with cognitive ability: evidence from a family-based study in two independent Dutch cohorts
  9. http://www.genomics.cn/en/index.php
  10. Information Processing: BGI visit
  11. Information Processing: Supercomputers and the mystery of IQ
  12. American Journal of Clinical Nutrition, Vol. 88, No. 3, 789-796, September 2008 Associations of maternal fish intake during pregnancy and breastfeeding duration with attainment of developmental milestones in early childhood: a study from the Danish National Birth Cohort Emily Oken, Marie Louise Østerdal, Matthew W Gillman, Vibeke K Knudsen, Thorhallur I Halldorsson, Marin Strøm, David C Bellinger, Mijna Hadders-Algra, Kim Fleischer Michaelsen and Sjurdur F Olsen
  13. Breastfeeding and child cognitive development: new… - PubMed result
  14. Светлана КУЗИНА. «Тесты на интеллект составлены с ошибками! ».
  15. Выготский Л.С.. «Динамика умственного развития школьника в связи с обучением ».

Ссылки

  • Бесплатный тест IQ общества Mensa - тест Равена подвижного интеллекта. Один из наиболее качественных бесплатных тестов (Менса) (англ.)
  • Глобальная сеть интеллекта (World Intelligence Network)
  • Габумба тест центр (англ.)
  • Бесплатный визуальный тест IQ (англ.)
  • Общество Мега (англ.)
  • Давыдов А. А. Коэффициет интеллектуальности (IQ) и инновационное развитие

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
Содержание:
Введение
1. Диагностика умственного развития
2. Коэффициент интеллекта
Заключение

Введение
Немногие понятия в психологии привлекают более пристальное внимание и немногие так упорно не поддаются разъяснению, как умственное развитие (интеллект). Несмотря на многочисленные усилия, предпринимавшиеся за последние годы, чтобы разработать какое-либо независимое определение этого термина, его значения остаются тесно связанными с методиками, разработанными для его измерения. Бине, изобретатель теста умственных способностей индивида, считал, что интеллектуальное поведение может проявляться в таких способностях, как рассуждение, воображение, инсайт, суждение и адаптируемость. Другие теоретики настаивали, что следует выделять только три фундаментальных познавательных процесса (абстрагирование, научение и оперирование с новым). Третьи утверждали, что все эти способности являются всего лишь проявлением единственного основного фактора (так называемого генерального фактора), который, как предполагалось, лежит в основе всех интеллектуальных функций. В 1927 г. уже почувствовалась фрустрация от оперирования этим понятием. Спирмен, большой специалист в области психометрии, отчаялся определить это понятие в целом и назвал умственное развитие "..просто звуком, словом, которое имеет настолько много значений, что в конечном счете не имеет ни одного".
До того, как началось движение за тесты и измерения, этот термин означал "способность извлекать пользу из опыта", что подразумевало способность вести себя адаптивно, успешно функционировать в конкретной среде. Следовательно, любой "тест умственного развития", который считается валидным, будет точно предсказывать адаптивное и успешное функционирование в определенной среде. С момента их появления доминировало использование тестов интеллектуального развития в качестве предсказателей школьных успехов, и поэтому, конечно, не удивительно, что "адаптивными и успешными" моделями поведения считались рассуждение, суждение, научение, оперирование с новым, абстрагирование и т.д. Все такие тесты умственного развития всегда будут социально и культурно детерминированными. Они будут отражать идеалы и ценности культуры, к которой принадлежат создатели этих тестов, и "адаптивное и успешное" функционирование всегда будет означать "адаптивное и успешное" функционирование внутри этой культуры.
В конечном счете, умственное развитие будет, концептуально, тем, чем оно было всегда, способностью извлекать выгоду из опыта, и, прагматически, чем оно стало, что измеряют тесты умственного развития (или интеллекта).

Диагностика умственного развития.
Характеризуя мышление человека, в первую очередь подразумевают его интеллектуальные способности, т.е. те способности, которые обеспечивают "включение" человека в достаточно широкий круг деятельностей и ситуаций. Эти интеллектуальные способности человека, прежде всего, связаны с такими его характеристиками, как:
1. умственное развитие;
2. интеллект.
Под умственным развитием понимается совокупность как знаний, умений, так и умственных действий, сформировавшихся в процессе приобретения этих умений и знаний. Наиболее общей характеристикой уровня умственного развития является подготовленность функционирования мышления в пределах возрастного социально-психологического норматива (СПН). То есть уровень умственного развития должен отражать наиболее типичные, общие, характерные для данного социума особенности мыслительной деятельности, касающиеся как объема и качества знаний и умений, так и запаса определенных умственных действий.
Достигнутый человеком уровень умственного развития зависит от его интеллектуальных способностей. Интеллект (или общая умственная способность) - не сумма знаний и умственных операций, а то, что способствует их успешному усвоению. Если интеллект - это условие усвоения знаний и умений, то умственное развитие характеризует в первую очередь содержание, способы и формы мышления. Интеллект - относительно устойчивая структура способностей, в основе которых лежат процессы, обеспечивающие переработку разнокачественной информации и осознанную оценку ее. Интеллектуальные качества - качества личности, предопределяющие особенности функционирования интеллекта. Приведем несколько определений интеллекта: "Интеллект - это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида"; или "Интеллект - разум, способность мыслить, проницательность, совокупность тех умственных функций (сравнения, абстракция, образования понятий, суждения, заключения и т.д.), которые превращают восприятия в знания или критически пересматривают и анализируют уже имеющиеся знания." Также интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем решения проблем, с индивидуальным когнитивным стилем и т.д. Отсутствие однозначности в определениях интеллекта связано с многообразием проявлений интеллекта. Однако всем этим проявлениям присуще то общее, что позволяет отличать их от других особенностей поведения, а именно - активизация в любом интеллектуальном акте мышления, памяти, воображения, - всех тех психических функций, которые отвечают за познание окружающего мира.
Практически диагностика умственного развития возникла как тестирование интеллекта и в этом русле развивалась на протяжении первой половины ХХ века. Стало даже довольно привычным употреблять показатель по тесту Стэнфорда - Бине IQ в качестве "обобщенного" символа интеллекта и уровня умственного развития. Коэффициент интеллектуальности (IQ) - количественный показатель, указывающий на общий уровень развития мышления индивида по сравнению с выборкой, на которой проходила стандартизация интеллектуального теста.
Для диагностики умственного развития используются тесты интеллекта. Тесты интеллекта - это группа тестов, предназначенных для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и его отдельных когнитивных процессов, таких, как память, внимание, воображение, речь, восприятие.
Специальный анализ, проведенный российскими психологами (работы Константина Марковича Гуревича, Даниила Борисовича Эльконина, Наталии Федоровны Талызиной и др.) по проблемам диагностики интеллекта, привел к формулированию важного вывода о том, что тесты интеллекта измеряют главным образом степень приобщенности испытуемого к той культуре, которая представлена в тесте, уровень усвоения достижений этой культуры. При этом сам тест не показывает, почему один сумел это сделать лучше, чем другой.
Большинство психологов в настоящее время признает, что тесты интеллекта измеряют уровень сформированности некоторых интеллектуальных навыков, то есть уровень умственного развития, но не могут диагностировать вклад природных возможностей (т.е. врожденную способность, называемую интеллектом) и обученности индивида в показанный результат. Тем самым глобальную прогностичность тестов интеллекта в масштабе всей жизни нельзя считать доказанной, так как часто тестируется не потенциал, а результат развития. Можно только предположить, что человек будет адекватнее действовать в тех ситуациях, которые напоминают задания, представленные в тестах.
В настоящее время для диагностики интеллекта в психологии наиболее часто употребляются:
а) Тест диагностики умственного развития Д.Векслера. Он включает две шкалы: вербальную и невербальную (шкалу действия), при этом предусматривается вычисление IQ для каждой шкалы в отдельности и суммарного IQ. Тест предусматривает возможность установления психиатрического диагноза, связанного с умственной отсталостью. По форме проведения тест индивидуальный, т.е. может проводиться только с одним испытуемым. В настоящее время имеются три формы шкал Векслера, предназначенные для разных возрастов.
б) Тест умственного развития младших школьников - тест Дж. Равена, или "Прогрессивные матрицы Равена". Тест Равена - тест интеллекта, предназначенный для диагностики умственных способностей личности с помощью цветного и черно-белого вариантов рисунков, которые надо проанализировать и найти закономерные связи между ними. Это невербальный тест был разработан Л.Пенроузом и Дж.Равеном в 1936 году в черно-белом варианте и в 1949 году - в цветном.
в) Тест диагностики умственного развития учащихся 3-6-х классов - Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) словацкого психолога Дж. Ванды.
г) Тест диагностики умственного развития учащихся 7-9-х классов - Школьный тест умственного развития (ШТУР), разработанный коллективом Константина Марковича Гуревича.
д) Тест диагностики умственного развития старшеклассников (8-10-е классы) - тест структуры интеллекта Р. Амтхауэр, созданный в 1953 году и предназначеный для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Тест разрабатывался в первую очередь как тест диагностирования уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики.
Наряду с интеллектом в англо-американской психологии в середине 50-х годов выделилось и приобрело большую популярность изучение особых интеллектуальных способностей, названных креативностью (от лат. сreatio - создание, сотворение). Тесты креативности - тесты по диагностике творческих способностей человека. Толчком для выделения креативности послужили данные об отсутствии связи между традиционными тестами интеллекта и успешностью решения проблемных ситуаций.
Было признано, что креативность зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Эту способность назвали креативностью и стали изучать независимо от интеллекта - как способность, отражающую свойство индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки. Креативность связывают с творческими достижениями личности.
Попытки определить креативность посредством познавательных переменных направлены на оценку необычных интеллектуальных факторов и познавательных стилей. Дж. Гилфорд и его сотрудники, начиная с 1954 года, выделили 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них такие, как:
1) беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу времени;
2) гибкость мысли - способность переключаться с одной идеи на другую;
3) оригинальность - способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов;
4) любознательность - чувствительность к проблемам в окружающем мире, способность к разработке гипотезы;
5) иррелевантность - логическая независимость реакции от стимула;
6) фантастичность - полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией.
Гилфорд объединил эти факторы под общим названием дивергентность мышления, которая проявляется тогда, когда проблема только еще должна быть определена или раскрыта и когда не существует заранее предписанного, установившегося пути решения (в отличие от конвергентного мышления, ориентирующегося на известное или "подходящее" решение проблемы).
Первые тесты креативности были созданы Дж.Гилфордом и его сотрудниками в 50-е годы. Эти методики, известные как Южнокалифорнийские тесты, измеряли особенности одного из типов мышления, названного Гилфордом дивергентным.
В настоящее время более известны и наиболее широко применяются тесты креативности Е.П.Торренса. Несмотря на декларированную Торренсом задачу сконструировать тестовые задания как модель творческого процесса и отразить в них не результат, а процесс творчества, в действительности его тесты (особенно вербальные) по сути похожи на Южнокалифорнийские тесты Гилфорда.
Исследуя различного рода способности, представляющие интеллект, измеряемый традиционными интеллектуальными тестами, и креативность, также определяемую с помощью специальных тестов, ученые получили противоречивые результаты. Однозначного ответа на вопрос, связаны ли между собой интеллект и креативность, на основании этих результатов дать невозможно.

Коэффициент интеллекта.
Все еще остается открытым вопрос о связях коэффициента интеллектуальности с усвоенными когнитивными умениями и природными, т.е. наследственно заданными особенностями функционирования когнитивных процессов, и о возможностях его трактовки как показателя умственного развития. Однако четкое представление значения количественного индекса как позволяющего распределять испытуемых на общей шкале с равными интервалами и критериальным значением 100 (при равенстве умственного возраста паспортному их отношение равно единице, или 100 %) делает его удобным психодиагностическим средством при всей расплывчатости трактовок тех внутренних психологических свойств, которые обеспечивают испытуемому успешность выполнения заданий. Так, конкурирующей трактовкой является понимание тестирования интеллекта как варианта тестирования общих способностей.
Связь с конструктом способностей задана тем обстоятельством, что достигнутый уровень интеллекта обеспечивает субъекту потенциал решения ряда задач и выполнения различных видов деятельностей, предполагающих интеллектуальную ориентировку.
Коэффициент интеллекта (en. IQ - intelligence quotient) - количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов. Тесты IQ рассчитаны на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудированности). Коэффициент интеллекта является попыткой оценки фактора общего интеллекта (g). Тесты IQ разрабатываются так, чтобы результаты описывались нормальным распределением со средним значением IQ, равным 100 и таким разбросом, чтобы 50 % людей имели IQ между 90 и 110 и по 25 % - ниже 90 и выше 110. Средний IQ выпускников американских ВУЗов составляет 115, отличников - 135-140. Значение IQ менее 70 часто квалифицируется как умственная отсталость.
Коэффициент интеллекта рассчитывается по формуле IQ = УВ / ХВ × 100, где УВ - умственный возраст, а ХВ - хронологический возраст. Например, человек 20 лет от роду, умственный возраст которого составляет 22 года, имеет IQ 22 / 20 × 100 = 110. То есть, ребёнок 12 лет и выпускник ВУЗа могут иметь одинаковый IQ, потому что развитие каждого из них соответствует своему возрасту. Тест Айзенка предусматривает максимальный уровень IQ 160 баллов.
Многие думают, что чем выше коэффициент интеллекта, тем умнее человек. Тестирование интеллекта было очень популярно в мире еще несколько лет назад. У нас же оно особенно популярно сейчас. Вышло несколько книг, да и в периодике стали появляться тесты для проверки интеллекта. Однако на том же Западе популярность подобных тестов пошла на убыль. И во многом из-за того, что широкомасштабные исследования показали, что так называемый коэффициент интеллекта (IQ) весьма относительная «мера» для человеческого ума.
Отмечается, что IQ скорее говорит о скорости мыслительных процессов (задания тестов необходимо выполнить за ограниченный отрезок времени), а не об умении мыслить или об оригинальности мышления. В то же время среди величайших мыслителей было немачо «тугодумов», например Альберт Эйнштейн.
Следует отметить и то, что, как показали исследования, выдающихся успехов в науке, искусстве, бизнесе и политике зачастую достигают те люди, у которых невысокий IQ, в то время как те, у кого высокий коэффициент интеллекта, особых успехов не добиваются и зачастую беспомощны в решении житейских проблем.
И еще об одном интересном исследовании. Оказывается, женщины и мужчины по-разному оценивают коэффициент своего интеллектуального развития. Об этом сообщили ученые шотландского университета в Эдинбурге. В их исследовании участвовали 502 женщины и 265 мужчин. Они должны были приблизительно определить уровень своего 1Q, а также этот показатель для своих родителей. Нормой считается коэффициент, равный ста пунктам. Выяснилось, что женщины присвоили себе средний IQ в 120 пунктов, а мужчины - в 127.
Кроме того, большинство мужчин были уверены, что их IQ заметно превышает материнский, но они столь же умны, как их отцы. В свою очередь женщины указывали, что их коэффициент ниже, чем у отца, однако равен коэффициенту матери. Исходя из столь любопытных результатов, авторы исследования пришли к выводу, что женщины реже добиваются успехов в карьере, так как часто недооценивают уровень собственного интеллекта.
После того как сначала Ч. Спирменом, а потом и другими исследователями для выявления структуры связей между показателями индивидуального выполнения задач стал использоваться факторный анализ (как прием многомерного статистического анализа корреляционных связей), тестирование интеллекта стало включать ряд "само собой разумеющихся" предположений.
Во-первых, это предположение о существовании общего фактора, определяющего успешность выполнения ряда заданий. Он был назван генеральным фактором (фактором g). Фактор, предположительно способствующий успешному выполнению ряда задач, относимых к разным классам или видам, стали называть групповым фактором. Специфичные факторы рассматривались в качестве внутренних условий, связанных с проявлением латентных переменных, способствующих выполнению именно данного вида задач.
Во-вторых, это предположение о том, что под "тестами способностей" следует понимать диагностику относительно простых психологических предпосылок успешного выполнения заданий определенных видов; отсюда названия "способность к пространственным представлениям", "мнемическая способность" и т.д. Совокупность этих "простых" компонентов в разрабатываемых комплексных батареях тестов способностей могла давать дифференцированную картину межиндивидуальной вариативности и не затрагивать в то же время свойства интеллекта.
Использование в тестах интеллекта суммарного показателя IQ строится на возможно полном охвате различных простых способностей. В то же время современные исследования интеллектуальных стратегий, напротив, предполагают связь показателей интеллекта с более сложными и высокоуровневыми способами контроля субъектом своей познавательной деятельности. Но в моделируемых ситуациях сложных интеллектуальных решений присутствуют уже не тестовые процедуры, поскольку трудновыполнимой становится задача межиндивидуальных сравнений.

Заключение
Большинство тестов, разработанных в 20-е годы как тесты интеллекта, стали называть тестами способности к учению, поскольку они выявляли комбинацию индивидуально-психологических свойств, обеспечивавших успешность учебной деятельности. В настоящее время особый интерес вызывают тесты обучаемости и так называемые диагностические программы, в которых во время тестирования оцениваются и изменения, связанные с когнитивными приобретениями индивида по ходу выполнения тестовых заданий.
В высшей школе тесты интеллекта могут использоваться для проведения тестирования абитуриентов на стадии их поступления в вуз, для контроля за особенностями умственного развития в ходе обучения, выявления сложностей, затруднений и принятия решения о необходимой работе по коррекции или самокоррекции, для оценки качества самого образования с точки зрения того, насколько оно способствует полноценному умственному развитию молодых людей.

Список использованной литературы
1) Статья «Коэффициент интеллекта», источник – сайт «Энциклопедия заблуждений»,

(англ. IQ — intelligence quotient) — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов.

Тесты IQ рассчитаны на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудиции). Коэффициент интеллекта является попыткой оценить фактор общего интеллекта.

Тесты IQ разрабатываются так, чтобы результаты описывались нормальным распределением со средним значением IQ, равным 100 и таким образом, чтобы 50% людей имели IQ между 90 и 110 и по 25% — ниже 90 и выше 110. Средний IQ выпускников американских вузов составляет 115, отличников — 135-140. Значение IQ менее 70 часто квалифицируется как умственная отсталость.

История

Понятие коэффициента интеллекта ввел Уильям Штерн в 1912 году. Он направил внимание на серьезные недостатки умственного возраста, как показателя в шкалах Бине. Штерн предложил использовать в качестве показателя интеллекта частного от деления умственного возраста на хронологический. IQ впервые был использован в шкале интеллекта Стенфорда-Бине в 1916 году.

В наше время интерес к тестам IQ вырос во много раз, из-за чего появилось большое количество различных необоснованных шкал. Поэтому сравнивать результаты разных тестов очень трудно и само число IQ утратило информативную ценность.

Тесты IQ

Каждый тест состоит из множества разных задач, где уровень сложности постепенно растет. Среди них тестовые задания на логическое и пространственное мышление, а также задачи других типов. По результатам теста подсчитывается IQ. Замечено, что чем больше вариантов теста проходит испытуемый, тем лучше результаты он демонстрирует. Самым известным тестом является тест Айзенка. Более точными являются тесты Векслера, тест Равена Тест Амтхауэра. При использовании теста Равена, критическим считается уровень в 70 баллов. Ниже этого уровня клинические психологи классифицируют умственную отсталость. На данный момент не существует единого стандарта на тесты IQ.

Тесты делятся по возрастным группам и показывают развитие человека, согласно его возрасту. То есть ребенок в 10 лет и выпускник вуза могут иметь одинаковый IQ, поскольку развитие каждого из них соответствует своей возрастной группе. Тест Айзенка разработан для возрастной группы от 18 лет и предусматривает максимальный уровень IQ в 180 баллов.

Важно заметить, что большинство тестов, которые можно найти в сети Интернет и претендующих на измерение IQ, разработанные некомпетентными организациями и лицами и обычно значительно завышают результаты. Все исследования, которые доказывают связь IQ и интеллекта, общей способности к решению задач, академического и профессионального потенциала и других социальных последствий, относятся к результатам профессиональных IQ тестов, таких как тест Векслера, и тому подобное.

Влияние на IQ

Наследственность

Роль генетики и окружающей среды в прогнозе IQ рассматривается в Plomin et al. (2001, 2003). До последнего времени наследственность преимущественно изучалась на детях. Различные исследования показали наследственность в границах между 0,4 и 0,8 в США, что означает, в зависимости от исследования, от чуть меньшей половины до заметно более половины разницы в IQ, среди наблюдаемых детей зависела от их генов. Остальное зависело от условий существования ребенка и ошибки измерения. Наследственность в пределах от 0,4 до 0,8 предполагает, что IQ «значительно» наследственное.

Отдельные гены

За работу человеческого мозга отвечает большая часть из более чем 17 000 имеющихся генов. Хотя некоторые исследования показывают влияние отдельных генов на уровень IQ, ни одно из них не носит заметного эффекта. Большинство выявленных зависимостей между генами и IQ было ложно положительными. Последние исследования показали слабое влияние отдельных генов на коэффициент интеллекта среди взрослого населения, так и среди детей.

Поиск наследственных причин IQ

Начались исследования, которые призваны выяснить генетические различия между людьми с высоким и низким IQ. Так, Пекинский институт геномики (англ. Beijing Genomics Institute) начинает проект по полногеномное поиска ассоциаций у людей с высокими умственными способностями. Открытие генетических причин может позволить изобрести средства для повышения IQ. Страны, которые получат доступ к таким технологиям, смогут еще сильнее уйти вперед в экономическом и научно-техническом развитии.

Окружающая среда

Окружающая среда, в частности, семья, оказывает заметное влияние на развитие интеллекта ребенка. Были обнаружены зависимости от многих факторов, характеризующих уровень жизни семьи, например, размер и стоимость дома, годовой доход, отношения между членами семьи, методы воспитания и прочее. Такое воздействие приносит коэффициента интеллекта долю в 0.2- 0.35. Но чем старше становится ребенок, тем слабее эта зависимость проявляется, и практически полностью исчезает к моменту совершеннолетия. Эти исследования были проведены среди обычных семей с двумя родителями.

В силу генетических особенностей каждого человека, дети из одной и той же семьи могут по-разному реагировать на одни и те же оточувальни факторы.

Нездоровое, ограниченное питание может уменьшить способность мозга обрабатывать информацию. Исследование 25 446 человек Danish National Birth Cohort привели к выводу, что питание рыбой во время беременности и кормлении грудью младенца повышают его IQ.

Другое исследование более 13000 детей показало, что кормление грудью может повысить интеллект ребенка на 7 баллов. После опубликования этих результатов, они были подвергнуты жесткой критике, в том же журнале было опубликовано три критических отклика на статью. Был отмечен недостаточно полный анализ предыдущих исследований и игнорирование принятых теорий, был предложен более простой альтернативный механизм формирования изменений в IQ, были поставлены под сомнение адекватность проведения теста в данной возрастной категории испытуемых, отмечена неуравновешенность ("bias" испытуемых по языковому составляющей, подчеркнутые другие методологические проблемы, и в целом достоверность результатов поставлена ​​под сомнение.

Групповые различия

Пол

Большинство исследователей считает, что в целом средний развитие интеллекта примерно одинаков у мужчин и женщин. В то же время у мужчин более выраженный разброс: среди них более очень умных, так и очень глупых; то есть среди людей с очень высоким или очень низким интеллектом больше мужчин. Между мужчинами и женщинами наблюдается также некоторая разница в выраженности разных сторон интеллекта. До пятилетнего возраста этих различий нет. С пяти лет мальчики начинают превосходить девочек в сфере пространственного интеллекта и манипулирования, а девочки мальчиков — в области вербальных способностей.

Среди мужчин гораздо чаще встречаются люди с высокими математическими способностями. По данным американской исследовательницы К. Бенбоу, среди особо одаренных в математике людей на 13 мужчин приходится всего одна женщина.

Раса

Исследование среди жителей США показали наличие статистически значимого разрыва между средней величиной IQ разных расовых групп. Так, согласно The Bell Curve (1994), средний IQ афроамериканцев — 85, латиноамериканцев — 89, белых (европейского происхождения) — 103, азиатов (китайского, японского и корейского происхождения) — 106, евреев — 113.

Этот разрыв может использоваться в качестве обоснования так называемого «научного расизма», однако по некоторым исследованиям он постепенно сокращается.

Кроме того, средний IQ, измеренный по старым тестам, растет во времени. Вследствие эффекта Флинна, средний IQ негров в 1995 соответствует среднему IQ европеоидов в 1945 Столь значительные изменения, произошедшие за несколько десятилетий, не могут объясняться генетическими факторами.

Влияние социальных факторов на IQ подтверждается исследованиями детей-сирот. В США дети африканского происхождения, воспитанные белыми приемными родителями, имеют на ~ 10% выше IQ, нож не белыми. В Великобритании чернокожие воспитанники интернатов имеют более высокий IQ, чем белые.

Страна

Были выявлены различия в среднем IQ между странами. Ряд исследований обнаружил связь между средним IQ страны и ее экономическим развитием, ВВП, демократичностью, преступностью, рождаемостью и атеизмом. В странах такие факторы окружающей среды как плохое питание и болезни, вероятно, снижают средний национальный IQ.

Здоровье и IQ

Надлежащее питание в детстве является критическим для умственного развития; плохое питание может уменьшить IQ. Например, недостаток йода приводит к снижению IQ в среднем на 12 баллов. Люди с высоким IQ обычно имеют более низкую смертность и реже страдают заболеваниями.

Возраст и IQ

Хотя сам IQ означает редкость интеллектуальных способностей в своей возрастной группе, умственные способности вообще достигают пика в 26 лет, после чего идет медленный спад.

IQ взрослых людей в гораздо более значительной степени определяется генетикой, по сравнению с окружающей средой, чем IQ детей. Некоторые дети сначала опережают сверстников в IQ, но потом их IQ выравнивается по сверстников.

Успеваемость в школе

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» (Intelligence: Knowns and Unknowns, 1995) отмечает, что согласно всем исследованиям, дети с большим баллами на IQ тестах обычно усваивают больше школьного материала, чем их сверстники с более низкими баллами. Корреляция между баллами IQ и оценкам составляет около 0,5. Тесты IQ является одним из способов отбора одаренных детей и составления для них индивидуальных (ускоренных) планов обучения.

Успех в научной деятельности

Некоторые исследования показали, что целеустремленность и оригинальность играют высшую роль в достижении успехов в науке. Однако, доктор Айзенк приводит обзор IQ измерений (Roe, 1953) выдающихся ученых, на уровень ниже нобелевских лауреатов. Их средний IQ был 166, хотя некоторые из них набрали 177 — максимальный результат теста. Их средний пространственный IQ составил 137, хотя он мог бы быть выше в более молодом возрасте. Их средний математический IQ был 154 (от 128 до 194).

Производительность труда

Согласно Франко Шмидту и Джону Хантеру, при найме на работу соискателей без соответствующего опыта наиболее успешным предвестником будущей производительности является общее интеллектуальные способности. При прогнозе производительности труда IQ имеет некоторую эффективность для любых видов деятельности, изученных на сегодняшний день, но эта эффективность различается в зависимости от типа работы. Хотя IQ более тесно связан с умственными способностями, а не с двигательными навыками, баллы на IQ тестах предсказывают производительность во всех профессиях. Учитывая это, для наиболее квалифицированных видов деятельности (исследование, менеджмент) низкий IQ с большей вероятностью будет барьером для достаточной производительности, в то время как для наименее квалифицированных видов деятельности атлетическая сила (сила рук, скорость, выносливость и координация) предсказывают производительность с большей вероятностью. Преимущественно, возможность предсказания эффективности по IQ связана с более быстрым приобретением нужных знаний и навыков на рабочем месте.

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» отмечает, что поскольку IQ объясняет лишь 29% различий в производительности труда, другие личностные характеристики, такие как межличностные навыки, черты личности, и тому подобное., Вероятно, имеют такую ​​же или большую важность, но в данный момент не существует столь же надежных инструментов их измерения, как тесты IQ.

Прибыль

Некоторые исследования показали, что интеллектуальные способности и производительность труда линейно зависимы, так что больше IQ приводит к большей производительности труда. Чарльз Мюррей обнаружил, что IQ имеет существенное влияние на доход человека, независимо от семьи и социального класса, в которых человек вырос.

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» (Intelligence: Knowns and Unknowns, 1995) отмечает, что IQ баллы объясняют около одной четверти различий между людьми в социальном статусе и одну шестую разницы в доходе.

IQ и преступность

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» отмечает, что корреляция между IQ и преступностью составляет-0,2 (обратная связь). Корреляция 0,20 означает, что объяснены различия в преступности составляют менее 4%. Важно понимать, что причинно-следственные связи между баллами IQ тестов и социальными последствиями могут быть косвенными. Дети с плохой школьной успеваемостью могут чувствовать себя отчужденными и, следовательно, они с большей вероятностью могут совершить правонарушения, по сравнению с детьми хорошо успевают.

В книге «g-фактор» (The g Factor, Arthur Jensen, 1998) Артур Дженсен цитирует данные, согласно которым люди с IQ в интервале 70 — 90 независимо от расы чаще совершают правонарушения, чем люди с IQ ниже или выше этого интервала, причем пик преступности приходится на 80 — 90.

Формула IQ

В различных тестах на определение уровня интеллекта используют различные формулы для подсчета одна из них выглядит так: IQ = РО / МИН × 100,

где РВ умственный возраст, а ХВ хронологический возраст. Например, человеку 20 лет, умственный возраст которой составляет 22 года, имеет IQ 22/20 × 100 = 110.

Критика IQ

Тесты на определение коэффициента интеллекта неоднократно подвергались критике со стороны ученых. Так, доктор физико-математических наук, академик РАН В. А. Васильев обнаружил, что в тестах Айзенка на коэффициент интеллекта существенная часть задач составлена ​​некорректно или авторские решения являются неверными. Вот высказывания Васильева по этому поводу:

«Я … решил изучить тесты без спешки, тем более что их ответы систематически не совпадали с моими в задачах из моих профессиональных областей: логики и геометрии. И обнаружил, что большинство решений автора тестов неверно. А в некоторых случаях испытуемому вообще остается только угадать ответ — на логику опираться бессмысленно ».

Исходя из этого можно отметить, что задания на тесты IQ оценивают не только способности к логическому, дедуктивного мышления, но и к индуктивного. Правила выполнения некоторых IQ-тестов заранее предупреждают, что в некоторых задачах ответы не вытекают однозначно с задания, и нужно выбрать наиболее разумную или простой ответ. Это соответствует многим реальным жизненным ситуациям, в которых однозначного ответа нет.

«Если человек ответил так же, как и Айзенк, то она тем самым всего лишь демонстрирует стандартность своего мышления, быструю и предсказуемую реакцию на несложный раздражитель. Чуть менее плоская человек сто раз задумается, прежде чем ответить … Существует бесчисленное множество возможных решений каждой подобной задачи. Чем вы умнее, тем вероятнее, что ваше решение не совпадает с авторским. Практический смысл здесь только в одном: тому, кто дает "правильную" ответ на тесты, будет легче вписаться в усредненную систему образования и общаться с людьми, которые рассуждают так же, как он. В общем, Айзенк тестирует идеальную посредственность ».

Советский психолог Лев Семенович Выготский в своих работах показал, что текущий IQ ребенка мало что говорит о перспективах дальнейшего обучения и умственного развития. В связи с этим он ввел понятие «зона ближайшего развития». Похожий шутку говорит, что тесты на IQ на самом деле проверяют способность человека решать эти тесты. Это недалеко от истины. По сути от испытуемого требуется решение определенных задач определенным образом. Чем на самом деле умнее человек, тем больше вариантов решений, альтернативных предложенным создателями теста, она сможет предложить.

intelligence quotient, IQ) - показатель умственного развития. Этот коэффициент отражает интеллектуальные способности детей и взрослых по отношению к другим людям; у детей он также отражает скорость их развития (психический возраст по отношению к хронологическому возрасту). Большинство тестов на интеллектуальное развитие разрабатывается таким образом, чтобы результирующий коэффициент интеллекта имел среднее значение 100, а стандартное отклонение составляло примерно 15.

КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА

англ. intelligence quotient, IQ) - отношение умственного возраста к хронологическому возрасту индивида, выраженное в процентах. К. и. сугубо относительный показатель: он отражает лишь уровень выполнения данного конкретного теста интеллекта и не может безоговорочно служить показателем развития интеллектуальных способностей обследуемого. (В. И. Лубовский.)

Добавление: В тестах Векслера (см. Векслера шкалы) и в большинстве современных тестов используется иной показатель IQ, который выражает положение испытуемого в ряду репрезентативной группы населения того же самого возраста, для чего не нужно (а для взрослых и невозможно) определять умственный возраст. Для этого служит т. н. стандартный показатель (standard score): вычисляется вычитанием из сырого показателя данного обследуемого среднего значения (нормативной выборки) и деления полученной разности на стандартное отклонение (значения среднего и стандартного отклонения для каждой возрастной и половой категории представлены в нормативных таблицах в руководствах к тесту). Среднеуровневый IQ приравнен к 100 единицам; примерно половина тех, на кого тест рассчитан, получают показатели между 90 и 110. Доказано, что IQ-показатели могут изменяться в зависимости от условий тестирования, в связи с чем рекомендуется понимать результат теста не как точное измерение, а как попадание в определенный диапазон (нижний, средний или верхний). (Б. М.)

КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА (IQ)

отношение умственного возраста к хронологическому возрасту индивида, выраженное в процентах. К.и. является сугубо относительным показателем: он отражает лишь уровень выполнения данного конкретного теста (набора заданий) и не может безоговорочно служить показателем развития интеллектуальных способностей обследуемого.

Коэффициент интеллекта

англ. Intelligence quotient, IQ) отношение психологического возраста ребенка, измеренного с помощью тестов, к паспортному (или хронологическому) возрасту. (IQ = Психол. в./Хрон. в. x 100.)

Коэффициент интеллекта (IQ)

ИНТЕЛЛЕКТА (УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ), КОЭФФИЦИЕНТ

Вообще – любой индекс интеллектуального развития, полученный из отношения значения, набранного индивидом по тесту интеллекта, к возрастной норме этого индивида (обычно умножаемый на некоторую константу); см. показатель умственного развития.

Коэффициент интеллекта

intelligence quotient (IQ)). Величина, получаемая в результате деления умственного возраста индивида на его хронологический возраст и умножения частного на 100 (для избавления от десятичных долей).

Коэффициент интеллекта (IQ)

Intelligence quotient, т.е. коэффициент интеллекта - отношение умственного возраста к хронологическому возрасту индивида, выраженное в процентах. К.и. сугубо относительный показатель: он отражает лишь уровень выполнения данного конкретного теста интеллекта и не может безоговорочно служить показателем развития интеллектуальных способностей обследуемого.

КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА

англ. Intelligence Quotient, JQ) - количественный показатель уровня интеллектуального развития, измеряемого с помощью тестов интеллекта. Понятие введено В. Штерном в 1912 г, который предложил вычислять К. и. как отношение в процентах умственного возраста (УВ) к хронологическому возрасту (ХВ). По мере развития технологии тестирования была обнаружена ограниченность такого подхода к определению К. и. вследствие несопоставимости показателей для лиц различного возраста. Вследствие этого он был заменен стандартным показателем JQ, который показывает, в каком отношении находится результат данного испытуемого к средней величине распределения результатов для его возраста. Стандартный показатель JQ является разновидностью Z-оценок (см. Стандартизация психофизиологических показателей) и представляет собой шкалу оценок со средним значением 100 и средним квадратическим отклонением 16. Значения JQ соответствуют различным градациям интеллектуального развития, они приняты в-качестве эталона для интерпретации и классификации результатов. Нормальные значения JQ лежат в пределах от 84 до 116. При JQ, меньшем 84, говорят о низком интеллекте, большем 116 - о высоком. Значения JQ в пределах 40... .70 единиц соответствуют разным степеням умственной отсталости. Следует однако помнить, что при таком чисто количественном подходе к измерению уровня интеллекта может теряться значительная часть ценной психологической информации. Поэтому нужно обращать внимание на качественную сторону результатов тестирования: проанализировать, какие задания были самыми трудными для испытуемого, какие он выполнил легко и правильно. Кроме этого необходимо иметь в виду, что творческий потенциал личности не сводится только к качеству ее интеллекта. Чтобы получить реальное представление об этом потенциале, нужно предварительно определить ту среду интересов человека, в которой максимально раскрываются его способности, и формулировать задачу с упором на эти способности (Р. Римская, С. Римский).

Выбор редакции
Тандури масала одна из самых распространенных индийских специй. В переводе с индийского масала означает «смесь специй». Тандури масала –...

Манты являются одним из самых популярных блюд у народов Центральной Азии, Пакистана и Турции, и не зря, ведь манты – это не только очень...

Решив взяться за собственную фигуру, мы нередко останавливаем свой выбор на низкокалорийных диетах... При этом нам приходится...

Чакры человека и их раскрытие - вопрос, который волнует магов и эзотериков уже не первое столетие. Узнайте, как можно открыть и почистить...
К чему снятся деньги? Сонники вещают абсолютно всем, кому приснились деньги в сновидении, немало славных событий. Однако нужно...
При подготовке к ЕГЭ по математике учащимся приходится систематизировать знания по алгебре и геометрии. Хочется объединить все известные...
Многие начинающие бизнесмены задумываются о том, какую форму налогообложения выбрать, что лучше для ИП: УСН или ЕНВД, чтобы и не платить...
Вы решили начать свой бизнес: у вас есть идея, план и договорённости с инвесторами. Казалось бы, остается лишь взять и сделать. Но...
Р - люди с буквой "Р" в имени обладают неординарным мышлением. Они очень ответственны, на них можно положиться в любой ситуации. У них...