Дальний Восток. Что несут ему китайские инвесторы? Смог на экспорт: Китай переносит заводы в Россию (2 фото) Китайские производства на дальнем востоке


© РИА Новости

Китай начинает «завоевание» Дальнего Востока России

Русские скоро кончатся

Участие в освоении в планах развития этого региона представляет большую важность для Пекина благодаря богатым запасам сырьевых ресурсов Нам нужны капиталовложения, которые уважают российское законодательство, а не дороги или плотины в обмен на нефть, говорит представитель министерства промышленности и торговли РФ Олег Липаев

Владивосток, 31 июля. На Дальнем Востоке России расположены более 20 тысяч китайских предприятий и проживают около 70 тысяч китайских иммигрантов, вследствие чего Пекин становится ключевым игроком в этом изолированном регионе, представляющем для него большую важность благодаря богатым запасам сырьевых ресурсов.

Пересекая китайско-российскую границу через пропускной пункт Суйфенхе, расположенный на северо-востоке Китая, первое, что бросается в глаза, это то, что Россия перестала быть «старшим братом» в отношениях с Пекином, который всего лишь четверть века назад свято следовал коммунистической идеологии, навязанной советским режимом.

Расположенные на китайской стороне новенькие дороги и торговые центры, в которых видишь всевозможные товары и продукты питания, резко контрастируют с инфраструктурой прошлого века и полуразрушенными дорогами Приморского края. Они даже не в состоянии обеспечить сообщение между основными экономическими предприятиями этого региона.

В развитии Приморского края Китай является ключевым игроком. Его доля в регионально валовом внутреннем продукте достигает 20%, сообщил представитель министерства промышленности и торговли РФ в Приморском крае Олег Липаев.

«50% сельскохозяйственной продукции, в особенности фрукты и зелень, которые продаются на российском рынке, производятся в Китае. Если китайцы прекратят экспортировать свою зелень, то цена на неё, вероятно, поднимется втрое», заявил чиновник в ходе интервью.

В столице Приморского края Владивостоке, портовом городе с населением в 750 тысяч жителей и стратегически важном для России в силу его выхода к Тихому океану, китайцы контролируют большинство рынков, где местные жители покупают товары ежедневного спроса, от одежды до риса.

Четыре из главных рынков города принадлежат 37-летнему китайскому предпринимателю Лю де Шангу (Liu De Shang), который также является председателем Китайско-Российской Ассоциации предпринимателей. Бизнесом в России он занимается уже 15 лет.

На самом крупном из его рынков работают около двух тысяч китайцев, торгующих в ларьках самыми разнообразными товарами китайского производства. Весь бизнес строго контролируется гражданами Поднебесной Империи.

Они производят товар, привозят в Россию и продают здесь в розницу.

История Лю наилучшим образом отражает успех, которого предприимчивые китайцы могут добиться в этом промышленно слаборазвитом регионе России.

«Я долгие годы работал поваром в Китае, а в 1995 году решил всё бросить и стал продавать в России сапоги, производившиеся в китайской провинции Хэйлунцзян», рассказывает Лю де Шанг.

«За 58 дней я заработал своё первое состояние: 24 тысячи рублей, что равнялось 780 долларам», с улыбкой вспоминает этот человек, имеющий хорошие связи во всех слоях общества.

«Бизнес пошёл в гору, и мы открыли свой первый магазин. Впоследствии приобрели прилегающее помещение, убрали стенку и расширили дело», рассказывает Лю, ставший легендарной личностью у себя в посёлке.

А всё дело заключается в том, что более 120 родственников и знакомых участвуют в бизнесе, который распространился на другие районы России (четыре торговых центра во Владивостоке, два в Хабаровске, а также торговые помещения его брата в Москве).

Миграция китайцев, которые работают в горнодобывающей промышленности, строительстве или на рынках, особенно усилилась после 90-х годов, когда на севере страны промышленность пришла в упадок вследствие приватизации обанкротившихся государственных предприятий.

Российские власти не имеют данных о точном количестве находящихся в стране китайцев, но согласно различным оценкам, их около 70 тысяч, прибывших как легально так и нелегально, в трёх областях на северо-востоке России. Это вызывают определённую напряжённость и ксенофобские настроения, поскольку россияне видят, как китайцы обогащаются на их территории.

Трансграничная торговля, основу которой составляет обмен российского сырья на китайские товары, вызывает здесь озабоченность, как и в некоторых странах Латинской Америки.

«Проблема заключается в том, что конкурировать с Китаем невозможно. С каждым разом они поставляют всё более высокотехнологичные товары, что влечёт за собой последствия на местном уровне и определяет существование всей нашей промышленности», отметил Липаев.

Он подчеркнул, что именно по этой причине правительство РФ ввело налог на экспорт металлов, древесины и нефти.

«В китайской провинции Хэйлунцзян средний размер заработной платы составляет от 60 до 100 долларов. У нас в Приморском крае - 600. Как нам с ними конкурировать?», спрашивает Липаев, не высказывая особого оптимизма в отношении будущего.

«В ближайшем будущем торговля с Китаем будет выгодной, особенно для людей, имеющих доступ к дешёвым товарам. Но через 10-15 лет Китай наверняка будет представлять собой угрозу и создаст препятствия для создания рабочих мест на местном рынке труда», предупредил чиновник.

Тем не менее, некоторые эксперты настроены более оптимистично, поскольку считают, что китайские инвестиции, товары и иммигранты дают шанс на развитие региону, находящемуся в экономическом и демографическом упадке.

«У нас всё ещё советские мышление, заставляющее нас думать, что иностранные инвестиции в добычу полезных ископаемых представляют собой одну из форм колониализма и зависимости от заграницы», считает эксперт по российско-китайским отношениям Виктор Ларин.

«Я думаю, что восточная часть России может потерять представившуюся возможность. Китай - это не угроза, а шанс», добавил он.

Ларин приветствовал межправительственные соглашения, подписанные в 2009 году президентом России Дмитрием А.Медведевым и председателем КНР Ху Цзиньтао и направленные на дальнейшее развитие экономических отношений, в первую очередь в области добычи и использования природных ресурсов.

Тем не менее, некоторые подвергают критике действия Китая не только в Сибири, но также в Средней Азии, Африке и Латинской Америке, где китайские инвестиции в разработку месторождений полезных ископаемых не сопровождаются предварительным анализом экологических и социальных последствий.

«Для разработки полезных ископаемых Сибири мы предлагаем создавать совместные российско-китайские предприятия, действующие в соответствии с российским законодательством», подчёркивает Липаев, обучавшийся в Китае.

Нам нужны капиталовложения, которые уважают российское законодательство, а не дороги или плотины в обмен на нефть. Нам они не нужны», заявил он.

«Мы их можем построить и сами», добавил Ларин, подчеркнув тем самым разницу между своей страной и Средней Азией, Юго-Восточной Азией и Африкой, где Китай всегда выигрывает, предлагая в обмен на природные ресурсы не только финансирование, но также строительство необходимой инфраструктуры.

«Мы хотим оставаться независимой страной и ради этого будем продолжать делать всё от нас зависящее до тех пор, пока сможем», отметил он.

Когда идут баталии в комментариях с украинцам очень часто всплывает такой аргумент, что мол "китайцы уже захватили ваш Дальний Восток". Намекают на то, что китайского населения много, а нашего населения там маловато. Вот китайцы и диффундируют якобы через свою границу и оседают у нас. Скоро нас совсем оттуда вытеснят и Дальний Восток станет китайским.

К сожалению я мало был на Дальнем Востоке, вот только недолго и . В Благовещенск конечно приезжает много китайцев, но это туристы, которые ищут того, чего нет в Китае (да, да, всякое разное) ну и поглазеть на Россию раз виза не нужна. По Амурской области ездили - китайцев вообще не видел. Может быть это совсем не показательный пример, согласен.

Если вы к курсе этой темы, что вы скажете вот о таком мнении:

Миф про китайцев, захватывающих Дальний Восток, во многом ориентирован на жителей крупных городов Европейской части России, которые сталкиваются с большим числом гастарбайтеров из Средней Азии. Однако китайцы приезжают на Дальний Восток совсем в иных количествах и ведут себя совсем по-другому.

По данным Росстата в 1997–2015 гг. в Россию приезжало от нескольких сотен человек до 6-9 тысяч мигрантов из Китая, в то время как число приезжающих в Россию из стран СНГ исчислялось десятками, а порой и сотнями тысяч человек. Население Дальневосточного федерального округа по переписи 2010 составило 6,293 млн человек. При таком размере населения поток мигрантов из Китая - это ничтожно малая доля (0,1-0,2 %) от населения Дальнего Востока.


Суровая правда жизни заключается в том, что Россия и россияне китайцам не особенно нужны. Средняя зарплата в Китае приближается по размеру к среднероссийской, при этом жизнь в Китае куда более дешёвая, чем на Российском Дальнем Востоке. Хотя в восточных регионах России средние зарплаты выше, чем в целом по стране, рабочих мест для гастарбайтеров там немного из-за сравнительно небольшого населения. Поэтому финансового смысла в эмиграции или гастарбайтерстве для китайцев нет. Тем более, что в самом Китае есть огромные слабозаселённые территории, которые китайцы не торопятся осваивать. Кроме того, китайцы теплолюбивы, и заснеженный Дальний Восток слишком холоден для традиционного китайского образа жизни.

Поэтому на Российском Дальнем Востоке китайцев совсем немного. Больше, чем двух за раз можно увидеть на рынке, на остановке возле общежития (как правило это китайские студенты), на стройке, на факультете восточных языков в местном вузе, а также в китайских ресторанах (повара и официанты). А то, что на Дальнем Востоке работает много китайских компаний и бизнесменов, это вполне нормальная практика для соседствующих государств.

Кстати, и здесь мы не очень-то привлекательны для китайцев - им нужны огромные объёмы, а на Российском Дальнем Востоке живут не так-то много потребителей их товаров и услуг, энергетическая, транспортная и торговая инфраструктура региона пока еще только развиваются (хотя и динамично). Работать в более населенных США или Европе китайскому бизнесу куда выгоднее. Китайцы массово живут в тёплых США (по разным оценкам их там до 3 миллионов), а офисы многих ведущих китайских компаний располагаются в деловых районах престижных американских и европейских мегаполисов, бок о бок со штаб-квартирами «акул западного капитализма». Но никто ведь не говорит, что США захватывают китайцы.

Не нужно китайцам и российское побережье Дальнего Востока. У них своя огромная береговая линия и множество более удобных, незамерзающих портов. При этом всё это геополитическое богатство китайцы пока ещё не способны надежно прикрыть от флотов США. В этих условиях им не до российской акватории.


источник

Все больше китайских компаний становятся резидентами территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток. Сейчас на разных стадиях реализации находятся 24 проекта с общим объемом инвестиций 3,35 млрд долларов, из них 21 проект – на территории Приморского края. За последние два года рекордсменами по количеству инвестиций в экономику Дальнего Востока среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) стала Китайская Народная Республика.

Всего на Дальнем Востоке резидентами ТОР и СПВ стали 29 компаний с китайскими инвестициями. Они инвестируют средства в создание перерабатывающих производств, в агропромышленный сектор и развитие аквакультуры, в строительство жилой и коммерческой недвижимости, в энергетический сектор и транспортно-логистические проекты.

Сферы интересов

Первый резидент с китайскими инвестициями запустил производство в конце прошлого года. Компания "Юбо-Сумотори" совместно с производителем большегрузной техники FAW использовали режим СПВ для создания в Артеме сборочного производства. Инвестиции, в первую очередь, составили 28 млн рублей.

Первые самосвалы приобрели приморские компании, работающие в угольной и строительной сфере. В дальнейшем производитель намерен расширить рынок сбыта на Сибирь, Урал и другие регионы страны.

Раньше подобная техника закупалась за рубежом. Режим свободного порта помог нам локализовать сборку в Приморье. В первом квартале мы выпустили более 30 машин, планы на текущий год - от 350 до 500 единиц техники, в 2019 году – 2 тысячи грузовиков. Сейчас у нас трудятся около 30 человек, на втором этапе количество рабочих мест увеличится до 52, - сообщил корреспонденту Дальневосточной объединенной редакции директор компании Константин Гуркович.

Остальные проекты находятся на разных стадиях реализации. Так, шесть резидентов СПВ выбрали сферой деятельности проектирование и строительство жилья, гостиниц и других объектов недвижимости.

Несколько масштабных проектов разворачиваются в сфере животноводства, растениеводства и аквакультуры. Так, в ТОР "Михайловский" агрохолдинг "Чжундин Дайри Фармин", который входит в пятерку крупнейших производителей молока в КНР, вложит более 300 млн долларов в создание животноводческого комплекса на 50 тысяч голов крупного рогатого скота и производство 500 тонн молока в сутки, а также создаст на площади 50 тысяч га собственную кормовую базу. Большая часть продукции пойдет на экспорт в КНР и на рынок стран АТР.

В комплексе будет создано в общей сложности более 2 тысяч рабочих мест. В соглашении с российской стороной оговорено, что только 300 из них займут китайские граждане, остальные предназначены для местных жителей. Компания уже инвестировала 18,3 млн долларов в аренду земли, строительство фермы, покупку техники и первой партии поголовья молочного стада. Создано 70 рабочих мест, 40 из них занимают местные жители.

В проект по развитию аквакультуры в Приморском крае один из резидентов вложит на первом этапе 33 млн долларов.

"Созданная нами для реализации компания "Дальневосточная марикультура "Хэ Сян"" будет заниматься производством, переработкой и продажей морепродуктов. Мы одна из первых китайских компаний, которая будет заниматься аквакультурой на Дальнем Востоке России, применяя самые передовые технологии. У нас есть собственный флот и крупные базы, что позволяет найти рынки сбыта в разных странах. Мы создадим для местных жителей около 500 рабочих мест", - сообщил президент компании "Яньтай Тунсян Фудс" Чжан Жуньфэнь.

Еще один резидент (компания "Вен Лян - Аквакультура") гарантировал в соглашении с Корпорацией развития Дальнего Востока, что инвестирует около 9,5 млрд рублей в строительство завода по выращиванию гребешка, трепанга, мидии и морской капусты (около 40 тысяч тонн в год) и создаст более тысячи новых рабочих мест.

Компания "ВЕЛЕС-Снек" наладит в ТОР "Надеждинская" выпуск продукции из рыбы и морепродуктов, сумма заявленных инвестиций - 135 млн рублей, из них доля китайского инвестора - 108 млн рублей.

Также китайские предприниматели организуют в Уссурийске инновационное предприятие по переработке старых покрышек методом пиролиза, производство OSB плит и опалубки, построят холодильный комплекс; в Надеждинском районе - фабрику по производству кожи и цех по производству подгузников; в Шкотовском районе - комплекс по производству металлоконструкций.

Активно идет работа над транспортными проектами, имеющими большой мультипликативный эффект для экономики России и Китая, особенно для приграничных регионов. Самый масштабный – развитие международных транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2". Потенциал тяготеющих к ним транзитных грузов из провинций Хэйлунцзян и Цзилинь - около 45 млн тонн.

Справка: Меморандум о сотрудничестве в области развития этих МТК был подписан в июле 2017 года во время рабочего визита в Москву председателя КНР Си Цзиньпиня. Стороны договорились развивать инфраструктуру МТК, обеспечить "бесшовный" режим транзита, поддерживать строительство логистических парков и стимулировать развитие трансграничной электронной коммерции .

Интерес к строительству объектов инфраструктуры МТК на условиях концессии проявляют Китайская компания коммуникаций и строительства, компания "Гуанда" и Китайская корпорация по строительству дорог и мостов. Достигнуты договоренности о создании российско-китайской рабочей группы, которая займется подготовкой финансово-экономической модели по каждому объекту.

"У нас есть все условия для дальнейшего развития двусторонних отношений и углубления многопланового сотрудничества. Китай начал новую эпоху своей истории. Мы будем следовать новой концепции развития, политики открытости, создавать максимально комфортные и либеральные условия для торгового и инвестиционного сотрудничества", - подчеркнул чрезвычайный и полномочный посол КНР в России господин Ли Хуэй.

ТОР на российско-китайской границе

Также Китай и Россия договорились создать трансграничную территорию опережающего развития в районе пунктов пропуска Пограничный в Приморье и Суйфэньхэ в КНР. Такое заявление было сделано в Харбине, на церемонии открытия Годов межрегионального сотрудничества России и Китая. Проработкой проекта занимается рабочая группа, образованная в составе межправительственной российско-китайской комиссии по развитию регионов. Общие инвестиции в проект могут составить около 2 млрд долларов.

"Внутри ТОР предусмотрено свободное перемещение (без оформления виз) людей, товаров и услуг, а также режим беспошлинной торговли. Здесь также планируется построить предприятия по выпуску конкурентоспособной экспортной продукции, торговые и развлекательные объекты для привлечения туристов из Китая. Резиденты смогут без ограничений поставлять свою продукцию на рынки обеих стран", - сообщила пресс-служба ведомства.

Управлять трансграничной ТОР будет "наблюдательный совет из представителей заинтересованных ведомств России и Китая". Более детальная информация будет готова к IV Восточному экономическому форуму, который пройдет во Владивостоке с 11 по 13 сентября.

Справка: По данным Минвостокразвития, общая площадь трансграничной ТОР на сопредельных территориях вблизи пунктов пропуска Пограничный " (Приморский край) и Суйфэньхэ" (провинция Хэйлунцзян) - 413 гектаров. На российском участке под проект определено 233 га земель, на китайском - 180 га. Объем инвестиций с российской стороны - $355,8 млн, с китайской – порядка 1,6 млрд долларов.

ТОР "Остров Русский"

Китайские компании проявляют большой интерес и к созданию во Владивостоке территории опережающего развития на острове Русский. Она ориентирована на развитие высоких технологий, научные исследования, проекты цифровой экономики и проекты в области медицины и развития туризма.

На прошлогоднем Восточном экономическом форуме Фонд развития Дальнего Востока (ФРДВ) подписал соглашение о партнерстве с Центром исследований и планирования Шелкового пути в проекте создании Центра международного сотрудничества. Он станет ядром концепции развития острова Русский, одобренной правительством РФ.

Здесь будут построены конгрессно-выставочный центр и гостиницы, научно-исследовательский и лечебный центры, многофункциональный спортивно-оздоровительный комплекс, международный деловой центр, жилье, объекты туристической инфраструктуры. Именно здесь в дальнейшем планируется проводить крупные международные мероприятия, включая ВЭФ.

"Мы рассчитываем, что Центр международного сотрудничества станет пилотным проектом комплексной международной программы в сфере здравоохранения и практическим шагом реализации взаимовыгодных инициатив в рамках глобальной стратегии "Один пояс, один путь". Вокруг проекта объединились сильные партнеры из Азии, плюс ко всему уникальные конкурентные преимущества региона, ведь в пределах двух часов полета до Владивостока проживает более миллиарда человек. По прогнозам экспертов, к 2020 году турпоток в Приморье достигнет 7 млн человек", - отметил генеральный директор ФРДВ Алексей Чекунков.

Созданный для реализации проекта консорциум уже объединяет около десятка компаний (China Huaxin Group, Universal Medical Financial & Technical Advisory Services Company, Sunac China (Beijing), China Chengtong International Investment, China National Culture & Art Company и др.). Недавно к пулу международных инвесторов присоединилась China Communications Construction Corporation - один из мировых лидеров в области проектирования и строительства портов, жилой и коммерческой недвижимости, автодорог, мостов, железнодорожных магистралей, метро и аэропортов. Концерн рассматривает как возможность прямых инвестиций, в том числе в строительство международного конгрессно-выставочного центра, так и участие в проектировании, строительстве и управлении объектами.

Справка: Суммарная площадь объектов недвижимости, которые будут построены, - около 1,7 млн кв. метров, общий бюджет проекта - более 140 млрд рублей.

Материал подготовлен Дальневосточной объединенной редакцией (ДОР)

Читая комментарии российских законодателей и СМИ на сообщение Министерства по развитию Дальнего Востока о возможном переносе китайских предприятий в Россию, можно подумать, будто в Зауралье уже и вправду прохода нет от китайских инвесторов. Появившаяся в начале апреля на сайте Минвостока короткая новость, что ведомство обсудило потенциал экспорта производственных мощностей из Китая на Дальний Восток, вызвала не менее бурное обсуждение, чем прошлогоднее известие о сдаче китайцам в аренду 115 тысяч га диких степей Забайкалья.

Многие депутаты высказались категорически против строительства китайских заводов, считая, что это нанесет непоправимый вред экологии региона.

Не остались в стороне от обсуждения и СМИ. Редкие попытки дать слово сторонникам и противникам инициативы предсказуемо потонули в шквале негатива про грязное производство, китайскую колонизацию и неизбежную аннексию в итоге. Как часто бывает в дискуссиях о китайской экспансии в Зауралье, большинство участников не потрудились выяснить, о чем и с кем в Китае договорился Минвосток.

Понятно, что такие опасения рождаются не на пустом месте. Сколько в России грязных заводов и фабрик, сколько вырубается лесов. Если бы не деятельные люди, то их было бы намного больше.

В частности, только недавно к лидеру фракции справоросов Сергею Миронову через его интернет приемную обратились жители одного из районов Тульской области о вредном асфальтовом заводе, отравляющем все вокруг. Миронов помог и вредный завод закрыли на стадии строительства. Но ведь один Миронов не может закрыть все вредные производства. А четкой политики в этой сфере у государства нет, иначе бы асфальтовый завод в Тульской области просто не стали бы строить...

А вот с китайскими предприятия не се так однозначно

Недоговоренности на высшем уровне

По словам высокопоставленных сотрудников Минвостока, идея обсудить с Пекином перенос китайских предприятий на Дальний Восток родилась в сентябре 2015 года. Тогда вице-премьер Юрий Трутнев, курирующий развитие ДВФО, посещал Далянь в рамках Встречи новых чемпионов, которую ежегодно организует Всемирный экономический форум (эту площадку часто называют «летним Давосом»). Трутнев там выступал вместе с главой Госкомитета по реформам и развитию Китая (бывший Госплан, превратившийся в главный центр макрорегулирования китайской экономики) Сюй Шаоши (徐绍史). Сюй рассказывал о принятом накануне циркуляре Госсовета КНР «О стимулировании международной кооперации в области производственных мощностей и изготовления оборудования».

Именно в этом выступлении вице-премьер РФ впервые услышал о планах Китая стимулировать перенос за рубеж производственных мощностей в двенадцати отраслях. Тогда же Трутнев поручил сотрудникам Минвостока поскорее проработать вопрос с китайскими коллегами. В ноябре глава ведомства Александр Галушка посетил Пекин и встретился с руководителями Госкомитета по реформам, предложив зафиксировать интерес обеих сторон к потенциальному привлечению китайских производств на Дальний Восток. А 17 декабря во время визита Дмитрия Медведева в Китай два ведомства подписали меморандум о сотрудничестве на Дальнем Востоке, в котором перенос промышленности стал одним из четырех тем для возможного сотрудничества (наряду с развитием Северного морского пути, транспортировкой грузов Северо-Востока КНР через порты Приморья и привлечения китайских инвесторов в ТОРы и Свободный порт Владивосток). Апрельский разговор директора департамента Минвостока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Рустама Макарова с директором департамента ГКРР по развитию промышленности Северо-Востока Китая Чжоу Цзяньпином (周建平) стал, по сути, первыми рабочими консультациями, да и их нельзя назвать особо предметными. По словам знакомых с ходом переговоров чиновников, на этой встрече китайцы согласились обсуждать конкретные предложения, когда они у Москвы появятся, а пока что будут запрашивать мнение своих региональных властей.

В отсутствие больших проектов, которыми можно похвастаться, чиновники часто хвастаются декларациями о намерениях (и российские, и китайские бюрократы – не исключение, тут два «стратегических партнера» находятся в числе мировых лидеров). Также поступил и Минвосток, очевидно, не рассчитывая на столь бурную реакцию общественности. Седьмого апреля Рустам Макаров появился в эфире телеканала РБК, чтобы обсудить инициативу с экспертами и отбить критику. Он сказал, что 80% рабочих будут гражданами РФ, снижать требования по экологии власти не будут, а сбывать продукцию предполагается на «гигантском рынке» АТР. Позже Минвосток выступил с дополнительными разъяснениями: ведомство будет вести переговоры и с другими странами, да и Китай не намерен переносить промышленность исключительно в Россию. Изучение данных о том, почему, куда и как Китай намерен переносить промышленность, показывает, что Дальнему Востоку промышленная экспансия гигантского соседа пока вообще не грозит.

Правила переноса

Исторически производства переносят в другие страны в основном по трем причинам: дешевизна ресурсов (обычно – рабочих рук), освоение новых больших рынков и забота об экологии. Промышленная экспансия Японии в азиатские страны хорошо иллюстрирует этот механизм. Сначала производства (например, заводы гигантов японского автопрома вроде Toyota) переезжали в страны с дешевыми рабочими руками и низкими экологическими стандартами, укрепляя конкурентоспособность японских машин на мировых рынках, а также здоровье японских граждан. Затем в странах, куда переносились производства, возникал собственный средний класс: бывшие дешевые рабочие руки и их потомки превращались в потребителей. Соответственно, переносить производства есть смысл в страны с более дешевым трудом, потенциальным емким рынком и низкими экологическими стандартами (или заявленными высокими, но с возможностью решить вопрос за умеренную сумму).

У Китая есть еще одна важная причина думать о переносе предприятий – проблема избыточных мощностей в промышленности, о которой в последнее время все чаще говорит премьер Госсовета Ли Кэцян (李克强). Наиболее полное исследование этого вопроса, подготовленное Европейской торговой палатой в Китае в начале года, однозначно свидетельствует, что в ряде отраслей промышленности выпуск никак не связан с рыночным спросом на продукцию. Китай производит намного больше цемента, стали, бумаги, химикатов и многого другого, чем ему на самом деле нужно. Так, за два года, 2011–2012, Китай произвел больше цемента, чем США за весь ХХ век. Но для китайцев это далеко не повод для восторженного оптимизма и шапкозакидательских настроений, с которыми этот факт описывается в российской блогосфере. Неконкурентоспособные предприятия поддерживаются на плаву за счет нерыночных кредитов для сохранения социальной стабильности или по коррупционным мотивам. Ликвидация избыточных мощностей уже давно является одним из стратегических приоритетов Пекина.

В циркуляре Госсовета, который так вдохновил Минвосток, прослеживаются обе логики: и экономическая (выход на новые рынки, где меньше издержек и будут новые потребители), и социально-политическая (ликвидация избыточных мощностей и забота об экологии). О механическом «переносе» в документе нигде впрямую не говорится. Там лишь в общем виде расписаны приоритеты «международного сотрудничества» для двенадцати отраслей (сталелитейная промышленность, цветная металлургия, стройматериалы, железнодорожное оборудование, электроэнергетика, химическая промышленность, текстиль, автопром, связь, строительная техника, авиапром, судостроение), но в случае каждой отрасли рекомендации Госсовета разные. Например, для легкой промышленности (13-й пункт циркуляра) рекомендуется переносить производства в «страны с подходящими условиями», главными из которых являются «значительные трудовые ресурсы, низкая себестоимость, близость целевого рынка». А, например, производителям энергетического оборудования (11-й пункт) Госсовет советует сконцентрироваться на наращивании экспорта продукции, произведенной в Китае.

В целом Пекин выступает за строительство производств в новых странах для отраслей с низкой маржинальностью и уровнем необходимых технологий (стройматериалы, текстиль) либо с прицелом на завоевание больших рынков массовой продукции (автопром), а компаниям в более технологичных секторах рекомендует ограничиться поставками китайского оборудования и размещением там при необходимости сервисных центров и отдельных элементов компонентной базы (R&D-центры рекомендуется размещать лишь в странах, имеющих для этого потенциал).

Подобный подход проявляется, например, в единственной запущенной программе переноса китайских производств на постсоветском пространстве – в Казахстане. В декабре 2014 года во время визита премьера Ли Кэцяна в Астану была достигнута принципиальная договоренность о запуске программы, стороны объявили о пятидесяти двух проектах на общую сумму $24 млрд. В марте 2015 года перед форумом в Боао казахстанский премьер Карим Масимов (профессиональный синолог, прекрасно говорящий по-китайски) подписал с Ли Кэцяном несколько соглашений на сумму $14 млрд, а уже в декабре, приветствуя Масимова в Пекине, Ли говорил о первых результатах. В Казахстан будут переноситься предприятия по производству стройматериалов (цемент, стекло, металлоконструкции), переработке сельхозпродукции, цветной металлургии, производству текстиля, а также в сфере энергетики (производство ядерного топлива, возобновляемые источники энергии, электросети). «Сборка автомобилей, производство полипропилена уже запущены, легкое метро в Астане должно быть пущено до конца года», – говорил Ли Кэцян (эти заявления, судя по недавнему началу стройки, все же не совсем соответствуют действительности).

Еще больше материала для понимания того, как функционирует «перенос предприятий по-китайски», дает Африка, где предприниматели из КНР начали строить заводы задолго до того, как Госсовет озаботился регулированием этой сферы и выпуском соответствующих циркуляров. По данным китайской статистики, на конец 2014 года в Африке действовало свыше трех тысяч предприятий с китайским капиталом, а двадцать специальных торгово-инвестиционных зон привлекли свыше 360 промышленных предприятий. Помимо добычи углеводородов и освоения полезных ископаемых, китайцы строят в Африке заводы по производству стройматериалов, бытовой техники, предприятия машиностроения и легкой промышленности.

Как показывает в своих исследованиях наиболее авторитетный специалист по китайскому присутствию в Африке, профессор Университета им. Джона Хопкинса Дебора Бротигэм, в 2000-е бизнесмены из КНР при выборе мест для создания промышленных предприятий руководствовались все теми же принципами – дешевые рабочие руки, потенциал роста местного рынка, а также возможность не слишком обращать внимание на экологические стандарты. Кстати, как показывают полевые исследования Бротигэм и ее команды, на большинстве китайских предприятий в Африке основной контингент рабочих составляют именно местные, так что слухи о «желтой колонизации» Африки она называет мифом.

Дальний Восток в опасности?

Вооружившись знаниями о китайском опыте создания заводов за рубежом, а также данными статистики, можно оценить, подходит ли Дальний Восток для добрососедской промышленной экспансии.

Прежде всего, необходимо оценить уже накопленный опыт – ведь в Африке китайцы начали строить заводы до всяких распоряжений из Пекина. Из-за передачи ведения статистики по прямым зарубежным инвестициям от Росстата к ЦБ сейчас в учете региональных данных царит неразбериха. Однако доступная за прежние годы статистика убедительно показывает, что желанием вкладываться в Дальний Восток китайцы не горят. По данным Росстата за 2013 год, семерка крупнейших инвесторов в ДВФО выглядит так: Япония ($2,34 млрд, в основном это вложения в газовые проекты на Сахалине), Багамские острова ($714,8 млн), Нидерланды ($525 млн), Австрия ($500 млн), Кипр ($495,7 млн), Индия ($462 млн), Германия ($440 млн). В докладе об иностранных инвестициях в Дальний Восток, выпущенном ЦЭФИР в 2013 году по заказу канадской Kinross и Консультативного совета по иностранным инвестициям РФ, указывается, что в 2011 году до 44% иностранных предприятий на Дальнем Востоке были китайскими, однако речь идет в основном о мелких фермах, торговых компаниях или точках общепита. Никаких попыток основать на Дальнем Востоке промышленные предприятия крупнее лесопилки китайцы, судя по доступным данным, не предпринимали.

В чем же причины? Первая и главная – маленький внутренний рынок на Дальнем Востоке. В ДВФО, занимающем треть территории самой большой страны мира, живут менее 6,2 млн человек, и население продолжает сокращаться из-за миграционного оттока. Удаленность от европейской части России делает транспортировку товаров, произведенных на Дальнем Востоке, крайне затратной, а само производство экономически необоснованным. Именно поэтому АвтоВАЗ возил свои машины в регион по специальному субсидируемому тарифу. Точно так же налогоплательщики субсидируют доставку в обратном направлении собранных под Владивостоком на заводе «Соллерс». И именно поэтому сам Минвосток, заманивая инвесторов в ТОРы, делает ставку на экспорт.

С точки зрения дешевой и многочисленной рабочей силы Дальний Восток тоже явно не Африка. Экономически активное население – чуть менее 3,4 млн человек, а уровень безработицы – всего 5,4%. Зарплаты в самом населенном субъекте ДВФО, Приморском крае, в 2014 году даже после девальвации лишь сравнялись с уровнем зарплат в граничащей с РФ провинции Хэйлунцзян (黑龙江): 28 277 рублей в месяц ($426) против 2278 юаней в месяц ($429). Но уже в 2015 году средняя зарплата в Приморье составила 33 811 рублей (около $509), данные по Китаю еще не опубликованы, но из-за летней девальвации в долларовом эквиваленте зарплаты на Северо-Востоке Китая, скорее всего, вновь окажутся более конкурентоспособными.

Важны и социальные аспекты. На Северо-Востоке Китая безработица сравнительно низкая. По данным 2014 года, в Хэйлунцзяне (黑龙江) она составила 4,5%, в Цзилине (吉林) 3,4%, в Ляонине (辽宁) – 3,4%, а в Автономном районе Внутренняя Монголия (АРВМ,内蒙古自治区) – 3,6%. При этом, как показывают данные China Labor Bulletin, все четыре провинции в последнее время являются важной частью нарастающего в КНР стачечного движения. Об опасностях забастовок местные власти знают не понаслышке: в марте хэйлунцзянский губернатор Лу Хао (陆昊) попал под огонь критики из-за волнений на местных угольных шахтах. Вряд ли в этой ситуации власти Северо-Восточного Китая будут рады инициативе российских коллег, которая может лишить их хоть каких-то рабочих мест.

Если считать, что китайские предприятия, которые Минвосток планирует разместить в ДВФО, будут работать на экспорт в Азиатско-Тихоокеанский регион, то продукция по логике должна будет ориентироваться на все страны региона, кроме России и Китая (откуда заводы, собственно, и предполагается переносить). Беда в том, что Северо-Восток КНР – один из наименее экспортоориентированных китайских регионов. Лишь провинция Ляонин входит в десятку крупнейших экспортирующих китайских провинций, в то время как Хэйлунцзян не поднимается выше 21-го места, Внутренняя Монголия – выше 24-го, а Цзилинь – 25-го.

Вероятно, еще не так давно Пекин мог бы закрыть глаза, если бы кто-то из местных начальников отважился покорять российских соседей заводами на заемные деньги госинститутов вроде Банка развития Китая или Экспортно-импортного банка. Именно эти два института, согласно исследованиям Бротигэм, играли важную роль в процессе промышленного освоения Африки. О значительной роли, которую предстоит сыграть «политическим банкам», говорится и в прошлогоднем циркуляре ГКРР (пункт 32). Проблема в том, что сейчас оба банка находятся в центре антикоррупционной кампании, а также усилий Пекина сделать госбанки более эффективными и предотвратить разрастание плохих долгов. Именно поэтому в России этим банкам можно финансировать проекты друзей президента Владимира Путина вроде «Ямал СПГ», но вряд ли стоит ожидать от них массированных кредитов на проекты в ДВФО без оглядки на экономическую логику.

Таким образом, защитникам промышленной девственности Дальнего Востока бояться анонсированной Минвостоком инициативы не стоит. В плане реализации она, скорее всего, уйдет не дальше, чем подписанная в 2009 году Дмитрием Медведевым и Ху Цзиньтао программа сотрудничества ДВФО и Северо-Востока КНР, о которой сейчас Москва и Пекин предпочитают не вспоминать. Если на Дальнем Востоке через пару лет появится хотя бы несколько китайских предприятий, это уже можно будет считать большой удачей. Куда более опасны для развития региона сами антикитайские фобии, когда люди готовы паниковать при появлении любой химеры, родившейся в чиновничьих кабинетах. Тревожный звон отпугивает реальных инвесторов и заглушает призывы к радикальному улучшению инвестклимата через структурные реформы.

Дальний Восток ждет китайских инвестиций в промышленность и транспорт. Официальный сайт Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока 5 апреля сообщил о том, что Китайская сторона вышла с инициативой о переносе на территорию дальневосточных регионов ряда своих предприятий таких отраслей как: металлургия, строительство и производство цемента, энергетика, машиностроение, судостроение, химическая и текстильная промышленность, телекоммуникация и сельское хозяйство.

На встрече директоров департаментов Минвостокразвития и ГКРР, Рустама Макарова и Чжоу Цзяньпина, был подписан документ о создании механизма регулярных консультаций и обмена информацией в сфере инвестиционного сотрудничества. Обсуждались вопросы привлечения государственных и частных китайских инвестиций в регионы Дальнего Востока.

«Мы готовы принять китайские предприятия и создавать совместные экспортоориентированные производства на дальневосточной территории» - заявил Рустам Макаров по итогам встречи.

«Уверен совместными усилиями мы сможем достичь результатов в максимально короткие сроки» - сказал его китайский коллега.

На совещании так же широко обсуждались планы по созданию международных транспортных коридоров на территории юга Приморского края. Для этого было решено в ближайшее время провести встречу с привлечением ведущих компаний КНР и России занятых в сфере транспорта.

Договоренность о взаимодействии между ведомствами была достигнута во время визита Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александра Галушки в Пекин и зафиксирована в Меморандуме взаимопонимании по укреплению российско-китайского регионального, производственного и инвестиционного сотрудничества на Дальнем Востоке.

Выгодно ли это нам? Привлечение инвестиций, создание новых производств и как следствие рабочих мест - конечно выгодно. А дальше вопрос, как это будет реализовано.

Сразу после публикации новости на сайте, пошли сообщения в различных СМИ и блогах, о том что Китай захватывает Дальний Восток, перенесет к нам вредные производства и там будут работать китайские рабочие. Процитирую разъяснения для СМИ от Минвостокразвития:

Взаимодействие Минвостокразвития России с ГКРР Китая базируется на взаимопонимании по следующим вопросам: 100% соблюдение российского законодательства, не менее 80% - российская рабочая сила, безусловный приоритет российских поставщиков и подрядчиков.

“Российское экологическое законодательство - одно из самых строгих в мире, - подчеркнул Рустам Макаров. - Ни один проект, который не соответствует экологическим нормам, не может реализовываться по определению. Грязным производствам нет и не может быть места на Дальнем Востоке”.

Мы до недавнего времени в Европу собирались и принимали все очень высокие европейские стандарты в сфере экологии, что конечно хорошо. В Китае экологическое законодательство гораздо мягче.

А зачем это нужно Китаю? Сошлюсь на статью эксперта «Экспериментального Творческого Центра» Юрия Бялого «Экономическая война Китая» опубликованную в газете «Суть времени» 9 декабря 2015 г.

«Еще одна большая проблема Китая — огромные, созданные в последние, «тучные» для экономики годы, неиспользуемые или не полностью используемые мощности для инфраструктурного, промышленного, офисного и жилищного строительства. Которые опять-таки создавались в расчете на увеличение спроса на внутреннем и глобальном рынках и на прежние высокие темпы экономического роста.

Внутренний рынок страны в последние годы развивался очень бурно, параллельно росту доходов населения, и действительно в значительной мере заместил, с точки зрения экономики, доходы от экспорта. То есть экономика Китая стала гораздо менее ориентированной на экспорт. Тем не менее, созданные впрок избыточные мощности промышленности вну-тренний сегмент экономики в условиях кризиса использовать не в состоянии.

Китай в последнее время в качестве «подпорки» для экономического развития очень ак-тивно развивает сферу услуг. И уже получает на этом направлении весьма серьезные результаты. Однако опять-таки сфера услуг заметную часть избыточных промышленных мощностей страны никак использовать не может.

В результате внутренние инвестиции в производственные фонды неуклонно падают.

Раньше, перед началом нынешней волны мирового кризиса, темпы годового роста капитальных инвестиций достигали 50 %, а рост инфраструктурных инвестиций превышал 64 % в год! А затем темпы роста капитальных инвестиций начали снижаться, причем в последние три года они снижаются устойчиво и довольно быстро.

Но раз снижаются капитальные инвестиции, то одновременно и неизбежно падает спрос на всё промышленное сырье. И, соответственно, на продукцию сырьевых отраслей экономики, которые тоже испытывают всё более глубокое влияние кризиса.

В результате единственной возможностью полноценного использования накопленных «избыточных» китайских финансовых ресурсов, а также производственных и сырьевых мощностей, оказывается внешняя экспансия с прямыми зарубежными инвестициями, а также промышленными и инфраструктурными проектами».

Вот мы и видим реализацию на практике того, о чем говорит эксперт. Уже планируют переносить незадействованные производственные мощности, а так же, осуществлять широкомасштабные транспортные проекты. И китайский бизнес в этом очень заинтересован. Хотя официальная идеология в КНР коммунистическая, но экономически они живут по западным стандартам, значит построенный и не работающий завод - это вложенные и не приносящие прибыль деньги. Инвестиции вкладываются в большинстве случаев заемные:

«Следующая экономическая проблема Китая — огромный объем набранных китайскими корпорациями внутренних и внешних кредитов. Эти кредиты брались в расчете на выход мировой экономики из кризиса и дальнейший рост экспорта и внутреннего потребления. Выхода из кризиса, увы, не произошло, а кредитные долги остались. Причем большая часть кредитов (и, соответственно, долгов) фактически была скрыта от контроля, поскольку шла через «теневой» банкинг.

В результате у Китая весьма большой совокупный внешний и внутренний долг, в основном накопленный корпорациями. По разным оценкам, различающимся по «прикидкам» доли «теневого банкинга» в кредитах, этот долг составляет от 3 до 5 трлн долларов, некоторые аналитики говорят чуть ли не о $12 трлн. Но даже это сравнительно немного по мировым меркам: у большинства стран Европы отношение долга к ВВП существенно больше, чем у Китая. Тем не менее, такой долг с учетом его достоверно не известной «теневой» составляющей ставит под вопрос экономическую устойчивость многих, в том числе крупных, корпораций и банков».

Кроме экологии следующая тема для критики, можно свести к утверждению, что мы Дальний Восток продаем китайцам. Они завезут туда своих рабочих, так как наши значительно дороже. Опять таки, цитирую статью:

«В результате последних десятилетий стремительного роста китайская экономика обеспечила невероятно высокие темпы подъема благосостояния очень широких слоев населения.

Как мы видим, средние зарплаты в Китае выросли за десятилетие в 3 раза, а с учетом повышения курса юаня — в 4 раза. И в пересчете на доллары превысили $800 в месяц — очень солидный уровень для любой развивающейся страны».

Солидный - это не то слово, получается что средняя заработная плата в КНР при курсе доллара в 68 рублей, равно 54 400 рублей. Давайте сравним её с российскими зарплатами. Сайт «Деловая жизнь»

Выбор редакции
Началом Второй мировой войны считают нападение Германских войск на территорию Польши 1 сентября 1939 году. Через 2 дня страны-партнеры...

Убитые немецкие солдаты и брошенная немецкая артиллерия во время декабрьского контрнаступления Красной Армии под Москвой. Для...

Катуков Михаил Ефимович (4 сентября 1900 год, село Большое Уварово Коломенского уезда, Московская губерния, Российская империя, ныне...

Молчание (Звезда) Энергия целого завладела вами. Вы захвачены, вас больше нет, есть целое. В то мгновение, когда молчание проникает в...
Таро Райдера Уэйта - это универсальная и одна из наиболее часто используемых колод во всем мире. Она была создана в 1901 году известным...
Таро Водолея - магическая колода, созданная в России Таковыми легко пользоваться, как опытным тарологам, так и тем людям, которые только...
Зеленые насаждения в сновидениях – прекрасный символ, обозначающий духовный мир человека, расцвет его творческих сил.Знак сулит здоровье,...
К чему снится заводитьЛетний сонникЗаводить (накручивать) бигуди – К свиданию.Заводить машину – Заводить машину во сне - к дальней...
Каждое сновидение, увиденное человеком, может нести в себе скрытый смысл. И, чтобы узнать больше о будущем и настоящем, нужно истолковать...