Какой первоначальной письменность у шумер. Возникновение письменности. Знания, полученные от богов


1. Возникновение письменности. Развитие системы управления государством, накопление богатств правите­лями, знатью и храмами требовало учёта имущества. Для обозначения того, кому, сколько и что принадлежало, были придуманы специальные знаки-рисунки. Пикто­графия - древнейшее письмо с помощью рисунков.

С помощью пиктографии напишите письмо своему другу.

ное сочетание знаков-клиньев. Такая письменность назы­вается клйнописью. Сначала знаки шумерской письмен­ности располагались вертикально сверху вниз. Потом писцы стали выстраивать их горизонтально, что зна­чительно ускорило процесс нанесения знаков на сырую глину.

У шумеров клинопись переняли другие народы, жив­шие в Месопотамии.

L | Jl Клинописью в Месопотамии пользовались почти 3 тысячи лет.

Однако потом она была забыта. Десятки веков клинопись хра­нила свою тайну, пока в 1835 году Г Роулинсон, английский офицер и любитель древностей, не расшифровал её. На отвесной скале в Иране сохранилась одинаковая надпись на трёх древних языках, в том числе и на древнеперсидском. Роулинсон сначала прочитал надпись на этом из­вестном ему языке, а потом разобрался и в другой надписи, определив и расшифровав более 200 знаков клинописи.

Изобретение письменности было одним из величайших достижений человечества. Письменность дала возмож­ность сохранять знания, сделала их доступными большо­му количеству людей. Хранить память о прошлом стало возможным в записях, а не только в устном пересказе, передаваемом от поколения к поколению «из уст в уста».

2. Рождение литературы. В Шумере были созданы первые поэмы, запечатлевшие древние предания и рас­сказы о героях. Письменность позволила донести их до нашего времени. Так родилась литература.

Шумерская поэма о Гилъгамёше повествует о герое, который отважился бросить вызов богам. Гильгамеш был царём города У рук. Он похвалялся перед богами своим могуществом, и боги разгневались на гордеца. Они со-


творили Энкйду - получеловека-полузверя, обладавшего огромной силой, и послали его сразиться с Гильгамешем.

Однако боги просчитались. Силы Гильгамеша и Эн­кйду оказались равными. Недавние враги превратились в друзей. Они отправились в путешествие и пережили множество приключений. Вместе они победили страш­ного великана, охранявшего кедровый лес, и совершили немало других подвигов.

Но разгневался на Энкиду бог солнца и обрёк его на смерть. Гильгамеш безутешно оплакивал смерть друга. Понял Гильгамеш, что не сможет победить смерть.

Отправился Гильгамеш искать бессмертие. На дне мо­ря он нашёл траву вечной жизни. Но как только герой уснул на берегу, злая змея съела волшебную траву. Так и не смог осуществить Гильгамеш свою мечту.

Но создан­ная людьми поэма о нём сделала его образ бессмертным.

Что открыл для себя Гильгамеш с потерей друга?

12 месяцев, а окружность на 360 гра­дусов.

В городах Шумера были созданы первые школы. Учились в них только мальчики, девочкам давали домашнее воспитание. Мальчики отправлялись на занятия с восходом солнца. Школы организовывались при храмах. Учите­лями были служители храмов - жре­цы (о них см. § 11).

Занятия продолжались целый день. Выучиться писать клинописью, считать, рассказывать сказания о богах и героях было нелегко. За плохие зна­ния и нарушение дисциплины строго наказывали. Тот, кто успешно заканчивал школу, мог получить место писца, чиновника или стать жрецом. Это давало возмож­ность жить не зная бедности.

Культура шумеров стала фундаментом развития культуры многих народов Ближнего Востока.

Несмотря на суровость дисциплины, школу в Шумере уподоб­ляли семье. Учителя называли «отцом», а учеников - «сыно­вьями школы». И в те далекие времена дети оставались детьми. Они лю­били поиграть и пошалить. Археологи нашли игры и игрушки, которыми забавлялись дети. Младшие играли так же, как и современные малыши. Они возили за собой игрушки на колесиках. Интересно, что величайшее изобретение - колесо было тут же применено в игрушках.

Шумерский миф о потопе

Люди перестали повиноваться богам и своим поведением вызва­ли их гнев. И боги решили погубить род человеческий. Но среди людей был человек по имени Утнапиштим, который во всём слу­шался богов и вёл праведную жизнь. Бог воды Эа сжалился над ним и предупредил о потопе. Утнапиштим построил корабль, по­грузил на него своё семейство, домашних животных и имущество. Шесть дней и ночей носился его корабль по бушевавшим волнам. На седьмой день буря утихла.

Игрушки детей Древнего Шумера

Тогда Утнапиштим выпустил ворона. И ворон не вернулся к нему. Понял Утнапиштим, что ворон увидел землю. То была вершина горы, к которой и пристал корабль Утнапиштима. Здесь он принёс
жертву богам. Боги простили людей. Утнапиштиму боги даровали бессмертие. Воды потопа отступили. С тех пор опять стал мно­житься род людской, осваивая новые земли.

В чём поучительность мифа о потопе?

1. Перечислите причины возникновения письменности. 2. Поче­му на смену письму рисунками пришла клинопись? 3. Сформу­лируйте и запишите достижения шумеров, которые способство­вали возникновению этой цивилизации. 4. Приведите примеры из русских сказок, в которых мужество героев схоже с отвагой Гильгамеша. 5. Прочитайте раздел параграфа «Знания шуме­ров». Запишите правила обучения в шумерской школе. 6. Вос­пользуйтесь знаниями шумеров и подсчитайте, сколько времени сегодня осталось до конца уроков; до каникул.

Ц ^ " 1. Сравните шумерскую и современную школы. Сделайте выво­ды. 2. Найдите в дополнительной литературе или в Интернете текст поэмы о Гильгамеше. Прочитайте о приключениях Гиль­гамеша и Энкиду. Можно ли назвать их отношения настоящей дружбой и почему?

Наши проекты и исследования. Совместно со взрослыми подготовьте электронную презентацию о возникновении клино­писи (не более 5 слайдов).

Сенсационное открытие произошло совершенно случайно весной 2008 года, во время строительства котлована под фундамент дома на территории Курдистана, в Иране. По сообщению прессы был обнаружен мавзолей, с нетленным телом царя аннунаков. В ходе дальнейших раскопок археологи нашли ещё три захоронения, останки древней шумерской цивилизации и руины древнего города. На карте обозначены торговый путь, связывающий Шумер с Хараппой, древним городом …

Шумеры – это первая письменная цивилизация существовавшая с IV по III тысячелетия до н. э. на юго-востоке Месопотамии в междуречье рек Тигра и Евфрата. Сегодня на этой территории находится южная часть современного Ирана.

В Космогонических представлениях шумеро-аккадской мифологии бог Ану считался старейшим и самым могущественным богом месопотамского пантеона, тесно связанным с богиней земли Ки, от которой родился бог воздуха Энлиль, отделивший небо от земли. Ану считался «отцом богов» и верховным богом неба. Символ Ану - рогатая тиара (корона).

Нередко Ану враждебен людям, есть легенда о том, что он по просьбе богини Иштар наслал на город Урук небесного быка, требовал смерти героя Гильгамеша.

Змееногая богиня шумеров с поднятыми вверх руками

Об аннунаках нам поведали древние шумерские тексты, в которых говорится о богах, прибывших на Землю с неба, и принёсших людям мудрость, знания, ремесла и прочие блага цивилизации.

Слово «аннунаки» имеет несколько значений, самый распространенный перевод этого слова- «те, которые сошли на землю», или «те, кто благородных кровей» , пришедшие примерно 400 лет назад.

Создание первого человека шумерские тексты приписывают аннунакам, причём, шумеры достаточно подробно описывают инженерно-генетические действия аннунаков, в результате которых на Земле появился первый человек.
Одним из самых почитаемых божеств шумерской мифологии был первый правитель Земли – Энки (или Эйя).


Энки - один из триады великих богов: Ану — покровитель небесного мира , Энлиль (букв. «Владыка-ветер» , аккад. Эллиль) – владыка ветра, стихий и бог плодородия. Энки — божество Мирового океана , подземных вод, мудрости, культурных изобретений; благосклонно к людям. Энки почитался как бог-покровитель всех людей и города Эриду, где стоял главный храм Энки, носивший название Э-Абзу («Дом Бездна» ). Супругой Энки почиталась богиня Дамкина (Дамгальнуна), мать Мардука.

Ану — покровитель небесного мира, «отец богов»

В этиологических шумеро-аккадских мифах Энки — главное божество-демиург, творец мира, богов и людей, носитель мудрости и культуры, божество плодородия, добрый создатель всего человечества. Энки хитёр и капризен, он часто изображается пьяным.
Первые письменные сведения о шумерском боге Энки восходят к XVII–XXVI вв. до н. э. Почитался Энки также хеттами и хурритами.


Позднее власть над землей была разделена между Энки и его братом Энлилем, управлявшим Северный полушарием Земли. Энлиль стал верховным богом пантеона шумеро-аккадских богов 2112 до н. э. - 2003 до н. э. Храм бога Энлиля в Ниппуре - Э-кур («Дом на горе») был главным религиозным центром в Вавилоне.


После анализа слоя грунта, в котором были найдены захоронение и руины город, а также благодаря артефактам, найденным внутри, археологи установили, что возраст уникальных находок составляет около 10 -12 тысяч лет. Вскоре после публикации в российской прессе, иранские власти публично заявили, что руинам и телам всего 850 лет, что, очевидно, не соответствует действительности.
Что же было внутри найденных в мавзолее саркофагов? Можно найти два видео, на которых запечатлены нетленные тела в двух саркофагах, содержимое третьего неизвестно.


На видео довольно трудно определить рост человека, который лежит в первом саркофаге, но он явно не гигант, какими принято считать аннунаков, а обычный человек. Учитывая, что на его голове царская корона, можно предположить, что он правитель города. Во втором саркофаге лежит, как полагают ученые, его придворный маг. В третьем, вероятно, должна находиться жена короля.
В древние времена был распространён обычай, когда при погребении королю клали на глаза золотые монеты, чтобы тот мог заплатить за переход в загробную жизнь. Скорее всего, это и ввело в заблуждение иранцев относительно возраста мавзолея.

У погребённых в мавзолее явно наблюдаются «Caucasian features », что переводится как «черты белой расы », что означает «белокожие» , а не как «кавказские черты», при этом кожа у мумии царя аннунаков медного цвета, как и у египетских , что доказано с помощью генетического анализа их останков.
Оба человека были погребены в роскошных одеждах и золотых украшениях с драгоценными камнями. На украшениях видна клинопись, которая пока не поддаётся дешифровке. Королевский саркофаг выложен золотом или похожим металлом. Рядом с телом монарха стоит золотой сундук, инкрустированный камнями, которые кажутся люминесцентными.
Загадкой для учёных остаётся то, как тела умерших смогли пребывать столь долгий период времени в идеальном состоянии - кажется, будто они живые.

Двойной шумерский топор — подобен ваджре бога Индры — 1200-800 гг. до н.э.

«История человечества начинается в Шумере»

Один из крупнейших экспертов по Шумеру, профессор Сэмюел Ноа Крамер, в книге «История начинается в Шумере» перечислил 39 открытий, которые подарили человечеству шумеры. Первая системы письменности – клинопись , была изобретена шумерами.

2 тыс. до н.э. Царский топор с именем царя Унташ-Напириша

В список изобретений шумеров можно включить колесо , первые школы , первый двухпалатный парламент , были приняты первые законы и проведены социальные реформы , впервые делались попытки добиться мира и гармонии в обществе, впервые были введены налоги .

В Шумере впервые возникли космогония и космология , появился первый сборник шумерских пословиц и афоризмов, впервые велись литературные дебаты .

царь Ашшурбанипал

В Ниневии библиотеке царя Ашшурбанипала хранились работы первых историков, был создан первый «альманах земледельца» и появился первый книжный каталог с чётким порядком и отделами. В большом медицинском отделе насчитывалось несколько тысяч глиняных табличек. Многие современные медицинские термины основываются на словах, заимствованных из шумерского языка.

3 – 2 тысячелетие до н.э. Двуглавый орёл. Бактрия и Магдиана- средний Иран

Медицинские процедуры были описаны в специальных справочниках, содержащих сведения о гигиенических правилах, об операциях, например, о применении спирта для дезинфекции при хирургических операциях. Шумерские медики ставили диагноз и предписывали курс терапевтического лечения или хирургического вмешательства, пользуясь научными знаниями и медицинскими справочниками.

Научные познания шумеров

Шумеры были изобретателями первых в мире судов, что позволило им стать путешественниками и исследователями. В одном аккадском словаре содержится 105 шумерских слов, обозначающих различные типы судов по их размерам, назначению, пассажирские, грузовые, военные, торговые.

Широта ассортимента перевозимых шумерами товаров поразительна, в хозяйственных клинописных табличках перечислены товары из золота, серебра, меди, диорита, сердолика и кедра. Часто товары перевозились более чем за тысячи миль.
Первая печь для обжига кирпича и других изделий из глины была построена в Шумере.

700 г. до н.э.- скифский бегущий олень , фрагмент золотой бляшки-нашивки. Иран.

Особая технология применялась для выплавки металлов из руды, при температуре выше 1500 градусов по Фаренгейту в закрытой печи с малой подачей кислорода.

Исследователи древней металлургии шумеров были крайне удивлены тем, что шумерам был известен метод обогащения руды, плавки металла и литья.

Эти передовые технологии обработки металла стали известны другим народам гораздо позднее, несколько столетий спустя после возникновения шумерской цивилизации.

Шумеры владели способами получения сплавов из различных металлов, процессом химического соединения различных металлов при нагреве в печи.

Шумеры научились сплавлять медь со свинцом, а позднее с оловом и производить бронзу - твердый, но хорошо поддающийся обработке металл, который изменил весь ход истории человечества.

Шумеры подобрали очень точное соотношение меди и олова - 85% меди на 15% олова.

Оловянная руда совсем не встречается в Месопотамии, значит её надо было откуда-то привезти и извлечь из руды - оловянного камня - олово, которое не встречается в природе в чистом виде.

В словаре шумеров есть около 30 слов для обозначения различных видов меди разного качества.

Для обозначения же олова шумеры пользовались словом AN.NA, что означает буквально «Небесный камень» - что многие считают свидетельством того, что шумерская технология обработки металлов была даром богов.

Астрономия.
Были найдены тысячи глиняных табличек, под названием эфемерид, с сотнями астрономических терминов, точных математических формул, при помощи которых шумеры могли предсказывать солнечное затмение, различные фазы Луны и траектории движения планет.

«Шумеры измеряли восход и закат видимых планет и звёзд относительно земного горизонта, пользуясь той же гелиоцентрической системой, которую применяют сегодня.

Мы переняли от шумеров разделение небесной сферы на три сегмента - северный, центральный и южный, у древних шумеров эти сегменты назывались - «путь Энлиля», «путь Ану» и «путь Эа (или Энки) ».

Все современные понятия сферической астрономии — полная сферическая окружность в 360 градусов, зенит, горизонт, оси небесной сферы, полюса, эклиптику, равноденствие и пр. - все это было известно в Шумере.

В городе Ниппуре все познания шумеров о движении Солнца и Земли были объединены в первом в мире солнечно-лунном календаре . Шумеры считали 12 лунных месяцев, составлявших 354 дня , а затем прибавляли ещё 11 дополнительных дней, чтобы получить полный солнечный год — 365 дней .

Шумерский календарь был составлен очень точно, чтобы главные праздники, например, Новый год всегда приходился на день весеннего равноденствия.

Математика Шумеров имела очень необычные «геометрические» корни. Шумеры пользовались шестидесятеричной системой счисления.

Для изображения чисел использовались всего два знака: «клин» обозначал 1 ; 60; 3600 и дальнейшие степени от 60; «крючок» - 10 ; 60х10; 3600х10 и т. д.
За основание в Шумерской системе берется не 10, а 60, но затем это основание странным образом заменяется числом 10, затем, 6, а затем снова на 10 и т.д. И таким образом, позиционные числа выстраиваются в следующий ряд: 1, 10, 60, 600, 3600, 36 000, 216 000, 2 160 000, 12 960 000. Эта громоздкая шестидесятеричная система позволяла шумерам вычислять дроби и перемножать числа до миллионов, извлекать корни и возводить в степень.

Во многих отношениях эта система даже превосходит применяющуюся нами в настоящее время десятичную систему.

Во-первых, число 60 имеет десять простых делителей, в то время как 100 - всего 7. Во-вторых, это единственная система, идеально подходящая для геометрических вычислений, и именно этим объясняется то, что она продолжает применяться и в наше время отсюда, например, деление круга на 360 градусов.

Мы редко осознаем, что не только нашей геометрией, но также и современному способу исчисления времени мы обязаны шумерской системе счисления с шестидесятеричным основанием.

Деление часа на 60 секунд было совсем не произвольным - оно основывается на шестидесятеричной системе. Отголоски шумерской системы счисления сохранились и в делении суток на 24 часа, года на 12 месяцев, фута на 12 дюймов , и в существовании дюжины как меры количества.

Они обнаруживаются также в современной системе счёта, в которой выделяются отдельно числа от 1 до 12, а затем следуют числа типа 10+3, 10+4 и т.д.

Теперь нас уже не удивляет, что зодиак также был ещё одним изобретением шумеров, изобретением, которое в дальнейшем было усвоено другими цивилизациями.

Шумеры использовали знаками зодиака в чисто астрономическом смысле - в смысле отклонения земной оси , движение которой делит полный цикл прецессии в 25 920 лет на 12 периодов по 2160 лет. При двенадцатимесячном движении Земли по орбите вокруг Солнца картина звездного неба, образующего большую сферу в 360 градусов, меняется. Понятие зодиака у шумеров возникло путем разделения этой окружности на 12 равных сегментов (сферы зодиака) по 30 градусов каждый. Затем звезды в каждой группе объединялись в созвездия , и каждое из них получало свое наименование, соответствующее современным их наименованиям.

5-4 вв. до н.э. — браслет с крылатыми грифонами

Знания, полученные от богов.

Не остается сомнения в том, что впервые понятие зодиака использовалось в Шумере. Начертания знаков зодиака (представляющие воображаемые картины звездного неба), а также произвольное деление их на 12 сфер доказывают, что соответствующие знаки зодиака, применяющиеся в других, более поздних культурах, не могли появиться в результате самостоятельного развития.

Исследования шумерской математики, к удивлению учёных, показали, что их числовая система тесно связана с прецессионным циклом. Необычный подвижной принцип шумерской шестидесятеричной системы счисления акцентирует внимание на числе 12 960 000, что в точности равняется 500 больших прецессионных циклов, совершающихся за 25 920 лет.

Эта система, несомненно, разработана специально для астрономических целей.
Шумерская цивилизация длилась всего пару тысяч лет , и учёные не могут ответить на вопрос Каким образом шумеры могли заметить и зафиксировать цикл небесных движений, продолжающийся 25 920 лет ? Не свидетельствует ли это о том, что шумеры унаследовали астрономию от богов, о которых они упоминали в своем эпосе?

2400 г. до н.э. звериный стиль в искусстве шумеров

Богиня Мать-кормилица, прародительница, повелительница животных. Козы — символ богини кормилицы.

Тип: силлабо-идеографическая

Языковая семья: не установлена

Локализация: Северная Месопотамия

Время распространения:3300 г. до н. э. — 100 г. н. э.

Шумер, одна из древнейших цивилизаций Ближнего Востока, существовала в конце IV — начале II тысячелетия до н. э. в Южном Двуречье, области нижнего течения Тигра и Евфрата, на юге современного Ирака.

Первые поселения на этой территории стали появляться уже в VI тысячелетии до н. э.

Откуда в эти земли пришли шумеры, среди которых растворились местные земледельческие общины, до сих пор не выяснено.

Их собственные предания говорят о восточном или юго-восточном происхождении. Древнейшим своим поселением они считали Эреду — самый южный из городов Двуречья, ныне городище Абу-Шахрайн.

Родиной же всего человечества шумеры называли остров Дильмуи, отождествляемый с современным Бахрейном в Персидском заливе.

Наиболее ранняя шумерская письменность представлена на текстах, найденных в шумерских городах Урук и Джемдет-Насра, датированных 3300 г. до н.

Шумерский язык до сих пор продолжает оставаться для нас загадкой, поскольку и сейчас не удалось установить его родство ни с одной из известных языковых семей. Археологические материалы позволяют предположить, что шумеры создали Убайдскую культуру на юге Двуречья конца V — начала IV тысячелетия до н. э. Благодаря возникновению иероглифической письменности шумеры оставили множество памятников своей культуры, запечатлев их на глиняных табличках.

Сама клинопись была письмом силлабическим, состоящим из нескольких сот знаков, из которых наиболее употребительными были около 300; в их число входили более 50 идеограмм, около 100 знаков для простых слогов и 130 для сложных; были знаки для цифр по шестидесятичной и десятичной системам.

Шумерская письменность развивалась на протяжении 2200 лет

Большинство знаков имеют по два и несколько чтений (полифонизм), так как нередко рядом с шумерским они приобретали и семитическое значение. Порой они изображали смежные понятия (например, «солнце» — bar и «светить» — lah).

Само изобретение шумерской письменности было, несомненно, одним из крупнейших и наиболее значительных достижений шумерской цивилизации. Шумерское письмо, прошедшее путь от иероглифических, образных знаков-символов до знаков, которыми стали записывать простейшие слоги, оказалось чрезвычайно прогрессивной системой. Ее заимствовали и использовали многие народы, говорившие на иных языках.

На рубеже IV—III тысячелетий до н. э. мы имеем бесспорные доказательства того, что население — Нижней Месопотамии было шумерским. Широко известная история о Великом потопе впервые встречается именно в шумерских историко-мифологических текстах.

Хотя шумерская письменность была изобретена исключительно для хозяйственных нужд, первые письменные литературные памятники появились у шумеров очень рано: среди записей, датируемых XXVI в. до н. э., уже есть образцы жанров народной мудрости, культовые тексты и гимны.

[

Благодаря этому обстоятельству культурное влияние шумеров на Древнем Ближнем Востоке было огромным и на многие столетия пережило их собственную цивилизацию.

Впоследствии письменность утрачивает рисуночный характер и трансформируется в клинопись.

Клинописью в Месопотамии пользовались почти три тысячи лет. Однако потом она была забыта. Десятки веков клинопись хранила свою тайну, пока в 1835 году необычайно энергичный англичанин Генри Роулинсон — английский офицер и любитель древностей — не расшифровал ее. Однажды ему сообщили, что на отвесной скале в Бехистуне (близ города Хамадан в Иране) сохранилась надпись. Это оказалась одна и та лее надпись, выполненная на трех древних языках, в том числе и на древнеперсидском. Роулинсон сначала прочитал надпись на этом известном ему языке, а потом сумел разобраться и в другой надписи, определив и расшифровав более 200 знаков клинописи.

В математике шумеры умели считать десятками. Но особо почитали числа 12 (дюжина) и 60 (пять дюжин). Мы до сих пор пользуемся наследием шумеров, когда делим час на 60 минут, минуту — на 60 секунд, год — на 12 месяцев, а окружность — на 360 градусов.

На рисунке вы видите, как за 500 лет иероглифические изображения числительных превратились в клинописные.


Самым древним памятником шумерской письменности является табличка из Киша, которую датировали примерно 3500 годом до нашей эры. Из глины шумеры изготавливали таблички, пока материал окончательно не затвердел, деревянной палочкой наносили на них штрихи. Впоследствии этот способ письма назвали клинописью.

Инструкция

При раскопках города Урук были найдены глиняные таблички примерно 3300 года до нашей эры. Это позволило ученым сделать вывод о том, что письменность способствовала стремительному развитию городов и полной перестройке общества. На востоке находилось царство Элам, а между реками Тигр и Евфрат – Шумерское царство. Эти два государства вели торговлю, а потому в письменности была крайняя необходимость. В Эламе использовались пиктограммы, которые шумеры адаптировали.

В Эламе и Шумере использовались токены – глиняные фишки различной формы, которые обозначали единичные объекты (одну козу или одного барана). Несколько позже на токены стали наносить обозначения: засечки, отпечатки, треугольники, круги и другие фигуры. Токены складывали в контейнеры с печатью. Чтобы узнать о содержимом, необходимо было разбить емкость, подсчитать количество фишек и определить их форму. Впоследствии на самом контейнере стали обозначать, какие токены в нем лежат. Вскоре эти фишки потеряли свое значение. Шумеры довольствовались лишь их отпечатком на контейнере, который превратился из шара в плоскую табличку. При помощи уголков и кругов на таких табличках указывали тип и количество предметов или объектов. По определению все знаки были пиктограммами.

С течением времени сочетания пиктограмм стали устойчивыми. Смысл их складывался из совокупности изображений. Если на табличке была нарисована птица с яйцом, то речь шла о плодовитости и продолжении рода как абстрактного понятия. Пиктограммы стали идеограммами (символическими изображениями идеи).

Через 2-3 века стиль шумерского письма кардинального изменился. Чтобы упростить чтение, символы разложили на клинья – небольшие отрезки. Кроме того, все используемые символы стали изображать перевернутыми на 90 градусов против часовой стрелки.

Начертания многих слов и понятий со временем стандартизируется. Теперь на таблички можно наносить не только письма административного назначения, но и литературные трактаты. Во II до нашей эры шумерской клинописью пользовались уже и на Ближнем Востоке.

Первую попытку расшифровки шумерской письменности предпринял Гротефенд в середине XIX века. Позднее его работу продолжил Роулинсон. Предметом его изучения стала Бехистунская рукопись. Ученый установил, что попавшие к нему в руки таблички написаны на трех языках и представляют собой эламскую и аккадскую письменности – прямых потомков шумерской письменности. К концу XIX века поздние формы клинописи были окончательно расшифрованы благодаря найденным в Ниневии и Вавилоне словарям и архивам. Сегодня ученые пытаются понять принцип протошумерского письма – прототипов клинописи шумеров.

Всемирно-историческое значение имело изобретение шумерами письма. Шумеры начали писать в конце 4 тыс. до н.э., т. е. значительно раньше египтян. В Красном храме Урука, датированном примерно 3300 г. до н.э., была обнаружена табличка с текстом, в котором было использовано около 700 знаков. Эта табличка является, по всей видимости, первым в мире памятником письменной культуры.

До появления письменности существовали цилиндрические печати, на которых вырезались миниатюрные изображения, а затем такая печать прокатывалась по глине. Эти круглые печати представляли собой одно из величайших достижений месопотамского искусства.

Письмо возникло как практическая необходимость для торговой деятель­ности, хозяйственных записей и подсчетов . Самые ранние письмена выполнялись в виде пиктограмм, или примитивных рисунков, выполненных тростниковой палочкой на табличках из сырой глины. Затем глиняные «дощечки» высушивали на солнце или обжигали в печи (если обозначения были особо важными и предназначались для длительного хранения). Первые такие таблички – памятные записки, списки товаров, рецепты (записки экономического характера). Догадаться о значении большинства пиктограмм, применявшихся около 3300 г. до н. э., не составляет труда. Лучистая звезда обозначала небо или, в дальней­шем, божество. Чаша, без сомнения, пере­давала слово «пища». В некоторых случаях можно легко расшифровать сочетания символов: стоящие вместе пиктограммы «большой» и «человек» означают «царь».

Первый шаг к абстрактным символам был сделан в начале 2 тыс. до н. э., когда пиктограммы стали «ло­житься на ребро», что могло быть связа­но с тем, что шумерские писцы стали пе­реворачивать таблички, чтобы иметь воз­можность писать слева направо, а не свер­ху вниз, как раньше. Но каковы бы ни бы­ли реальные причины такого «переворота», сам факт говорит о том, что символы по­степенно стали утрачивать связь с конкрет­ным изображаемым объектом.

Письменные символы претерпели еще более существенные изменения, когда пис­цы сменили заостренную тростниковую па­лочку для рисования на мягкой глине на стиль с клинообразным концом, что привело к изменению письма, которое получило название «клинописи» от лат. “cuneus”, что в переводе означает «клин». Древние писцы прилагали все усилия, чтобы их рисунок мак­симально походил на изображаемый предмет, и с этой целью при­меняли всевозможные виды клинообразных оттисков . Затем все клинья, используемые для изображения знака, были разделены на несколько классов: вертикальный, горизонтальный и наклонный.

Так возникла клинопись на глиняных «дощечках» . Она распрост­ранилась по всей Передней Азии, и более двух тысяч лет ею пользо­вались народы, говорившие на различных языках. Особенно про­дуктивно клинопись использовалась в вавилонской и ранней персидской письменности.

Около 1800 г. до н.э. писцы упростили написание многих клинописных символов, заменив их еще более условными знаками, которые имели лишь отдаленное сходство с прежними пиктограммами.

*Слайды: Нa примере избранных шумерских зна­ков на таблице справа можно проследить эволюцию шумерской письменности на протяжении 1500 лет - преобразование ранних пиктограмм в систему абстрактных символов.

Предписание в нижнем правом углу гласит: «Пропустите через сито, а затем перемешайте растолченные черепаховые панцири, ростки нага-си, соль и горчицу. Затем промойте поврежденные участки пивом хорошего качества и горячей водой и вотрите смесь. Подождите немного и снова протрите с маслом, после чего поставьте припарку из толченой сосновой коры».

Эпос о Гильгамеше

Благодаря изобретению письменности перед историками раскрылись многие стороны прошлого. Т.к. в письменных источниках сохраняются образцы литературы, историк может судить о менталитете людей того времени.

Величайшим памятником древней шумерской литературы является "Сказание о Гильгамеше". Оно сохранилось на клинописных табличках, одна из которых происходит из Ниппура. Гильгамеш по преданию был царем и удачливым полководцем из Урука примерно в 2700 г. до н.э..

Цикл эпических песен о Гильгамеше связан в основном с идеей человеческого бессмертия, причем на протяжении всей поэмы Гильгамеш отчаянно пытается победить смерть. Гильгамеш наде­лен силой и мужеством, обеспечившими ему победу в борьбе со львом. Вместе со своим спутником Энкиду Гильгамеш отправляет­ся в кедровый лес, чтобы сразиться с лесным правителем Хумбабу. Но главная его цель - поиск мудрости, счастья, бессмертия. Аккад­ский эпос содержит также описание путешествия Гильгамеша по ту сторону жизни за бессмертием. Он разыскивал Утнапишти, кото­рый пережил потоп. В Шумере часто случались наводнения, когда обе реки - Тигр и Евфрат - широко разливались. Возможно, ката­строфическое наводнение, когда обе реки сомкнулись между собой, и именуется потопом в народной памяти. В Дильмуне, райской стране шумеров, Утнапишти помог Гильгамешу найти «растение (жемчужину?) вечной молодости», дающее бессмертие, однако на обратном пути домой он потерял этот драгоценный корень и признает неизбежность своей судьбы.

Религия шумеров

Примерно к 2250 г. до н.э. в Шумере уже сложился целый пантеон богов, олицетворявших различные элементы и силы стихий. Этот пантеон являлся основой шумерской религии. Так зародилась теология.

По поверьям шумеров, землей управляют боги, а люди были созданы, чтобы им служить. Этот мотив шумерского эпоса много позже нашел свое отражение в Библии, в Ветхом Заве­те. Изначально у каждого города был свой собственный бог. Вероятно, в этом сказывались политические изменения в отношениях между городами, но в конце концов боги организовались в некую иерархию.

Каждому из богов была отведена своя роль и своя область деятельности: здесь были бог воздуха, бог воды, бог земледелия. Богиня Инанна(у аккадцевИштар) являлась богиней плотской любви и плодородия, но одновременно – богиней войны, олицетворение планеты Венера. Во главе иерархии стояли 3 высших бога мужского пола:

· Ану – отец богов, бог неба;

· Энлиль (у аккадцев Эллиль, Белом) – бог воздуха;

· Энки (у аккадцев Эйл, Эа) – бог мудрости и пресной воды, он был учителем, дарующим жизнь (вода=жизнь), и поддерживал порядок, созданный Энлилем.

Поскольку урожаю, в особенности зерновых, постоянно угрожали то засуха, то наводнение, то саран­ча, а беды эти происходили, согласно поверьям, по воле богов, шу­меры стремились их умилостивить . Этой цели служил сложнейший ритуал богослужений в их храмах - земных жилищах богов. Совер­шались ритуальные поклонения царю и главным богам шумерского пантеона . Каждому из божеств посвящался свой храм, который ста­новился центром города-государства. В Шумере были заложены и утвердились основные черты храмового зодчества Месопотамии .

Падение Шумера

Вторжение амореев . Мари . После 2000 г. до н. э. в битве с эла­митами, пришедшими из Персии, могущественное государство шу­меров пало. Затем последовало вторжение семитских племен - амореев - из северной Сирии. Амореи обосновались в Месопота­мии и построили богатые, цветущие города-государства.

Из всех городов особенно выделялся большой аморейский го­род Мари , построенный в среднем течении Евфрата. В результате раскопок был найден город со строгой, близкой к современной планировкой - длинные проспекты, дворцы на площадях, пер­пендикулярно пересекающиеся улицы, прекрасные скульптуры, богатые кладбища, стены, украшенные фресками.

Большой дворец Мари

Большой дворец Зимри-Лима, который правил в Мари с 1780 по 1760 гг. до н.э., был сооружен до 2100 г. до н.э. и через несколько столетий подвергся перестройке. Он состоял из более чем 260 помещений и дворов на нижнем этаже, остальные находились выше.

Центральным элементом дворца был двойной тронный зал, датирующийся временем ассирийского царя Шамши-Адада, который умер в 1780 г. до н.э., тем не менее основные составляющие дворца были заложены еще при Зимри-Лиме.

Наряду с общественными помещениями и частными жилыми комнатами, во дворце находились многочисленные ремесленные мастерские, где пряли и изготавливали полотно, шерстяную одежду, одеяла и драпировки, делали вещи из кожи, краснодеревщики инкрустировали дерево алебастром и перламутром. Значительное количество работников этих мастерских были рабами.

Кроме того, во дворце имелись царская сокровищница и другие хранилища.

Наиболее важным открытием в Мари был архив, в котором найдено более 20 000 табличек. Записанные на них тексты связаны с различными сторонами жизни города. Среди них многочисленные документы по официальному делопроизводству, дипломатическая и частная переписка, например о здоровье членов царской семьи.

Хаммурапи

В начале 2-го тысячелетия до н. э. возник­ло новое объединение Месопотамии с центром в городе Вавилоне . Вавилон расположен на берегу Евфрата в 90 км к югу от современного Багдада. Название города переводится как "ворота богов".

После падения государства Ур в 2000 гг. до н.э. Вавилоном управляет аморитская (западные семиты) династия. При Хаммурапи (1792-1750гг. до н.э.) Вавилон становится политической и религиозной столицей южной Месопотамии.

Первоначально вассал ассирийского царя Шамши-Адада I, благодаря превосходным дипломатическим маневрам и успешным военным кампаниям с соперничающими городами-государствами (Урук, Иссин, Ларса, Эшнуна и Мари), Хаммурапи превратил Вавилон в господствующую державу Месопотамской равнины и регионов, расположенных севернее (Мари и Ашшур). Благодаря тому, что в эпоху Хаммурапи складываются характерные особенности вавилонской культуры, в истории Вавилона она получила название классической. Кроме того, при Хаммурапи было возведено много храмов и каналов. Его влияние к концу жизни (он умер в 1750 г. до н.э.) возрастает настолько, что Вавилон получает статус естественной столицы южной Месопотамии.

Законы Хаммурапи. Хаммурапи был величайшим законодателем в истории челове­чества. Подобно пророку Моисею, он дал своему народу и вместе с тем человечеству свод законов. Он был высечен на каменной стеле, которую нашли в Сузах (теперь она хранится в Лувре).

*Слайд: Сверху на моноли­те, где выбиты законы Хаммурапи, имеется изоб­ражение самого царя. Царь стоит в почтительной позе, выслушивая, что говорит ему бог правосу­дия - Шамаш. Шамаш сидит на своем троне и держит в правой руке атрибуты власти, а вокруг плеч у него сияет пламя. Шамаш приказывает Хаммурапи выполнить его волю совершенно так же, как Яхве в Библии повелевает Моисею.

Ко­декс Хаммурапи поражает уровнем юридической мысли, существо­вавшей за 15 столетий до появления римского права. В 282 разделах знаменитого кодекса законов Хаммурапи содержатся законы по разным тематикам: рабство, собственность, торговля, семья, заработная плата, развод, оплата медицинского обслуживания и многое другое.

Многие законы были заимствованы у шумеров, но примене­ние и толкование юридических норм было более детализирован­ным и более разработанным юридически.

Оговаривались даже такие частные случаи: «Если мужчина во время нападения или вторжения был взят в плен или увезен в дальние страны и долго там находился, и тем временем другой мужчина взял его жену и она родила ему сына, то в случае, если муж вернется, он получает назад свою жену». Или закон об обеспечении жен:

«Если муж отвернет свое лицо от своей первой жены... и она не поки­нет дом, тогда женщина, которую он взял как любовницу, будет ему вто­рой женой. Он должен продолжать содержать также свою первую жену».

Согласно кодексу Хаммурапи, многие преступления - воров­ство, супружеская неверность, ложное обвинение, лжесвиде­тельство - карались смертной казнью. Строгие наказания предус­матривались, например, в таких случаях: если пациент по невнимательности или неумению врача терял один глаз, врачу от­секали руку; если рушился дом; то его строитель приговаривался к смертной казни или крупному денежному штрафу.

Хаммурапи провел религиозную реформу. Шумерские боги продолжали почитаться, но главным вавилонским богом по пове­лению царя стал Мардук. (Мардук, в шумеро-аккадской мифологии центральное божество вавилонского пантеона, главный бог города Вавилона, сын Эйя (Энки) и Домкины (Дамгальнуны). Письменные источники сообщают о мудрости Мардука, о его искусстве врачевания и заклинательной силе; бога называют "судьей богов", "владыкой богов" и даже "отцом богов"). Он был богом всей империи Хаммурапи.

Возвышение Ассирии.

После смерти Хаммурапи его империя распалась. Сам Вавилон стал жертвой разбойничьего набега хет­тов, затем - касситов, пришедших из Персии. Они властвовали над Вавилоном вплоть до завоевания его ассирийцами - семит­ским народом, проживавшим издревле в верхнем течении Тигра.

Начиналось возвышение Ассирии, торговлю которой на севере страны долгое время сдерживали и контролировали хетты. Но в 1200 г. до н. э. царство хеттов распалось. Ассирия вышла на про­сторы Средиземноморья и захватила земли вплоть до территории современной Турции. Успехам завоевательных походов Ассирии способствовало применение железного оружия , в чем ассирийцы намного превосходили все соседние народы, и высокий уровень военного искусства , обеспечиваемый особой маневренностью войск. Нашествия ассирийцев были жестокими и кровавыми. Ветхий Завет рассказывает, что они применяли специальные машины для осады крепостных стен и «штурмовые козлы».

Ассирийский царь Саргон II (722-705 гг. до н.э.) выстроил новую величественную столицу - Дур-Шаррукин (ныне Хорсабад), что значит Крепость Саргона. Дворец стоял на высоком искусственно насыпанном холме. В 713 г. до н. э. Саргон II при строительстве своей столицы, Дур-Шаррукина (совр. Хорсабад, Ирак), окружил город сплошной кирпичной стеной, оставив в ней семь проходов (ворот). По бокам у входа во дворец стояли огромные статуи крылатых быков с человеческими головами. Это шеду - стражи, охраняющие дворцовые врата; они как будто зорко смотрят на проходящих мимо. Каждый, кто подходил ко дворцу, уже издали видел шеду спереди - голову, грудь и две ноги. Стоило пройти дальше и посмотреть на шеду сбоку, как начинало казаться, что бык шагнул вперед, двинув переднюю ногу. Ассирийский скульптор добился этого, сделав быку... пять ног! Поэтому спереди видны две ноги, а сбоку - четыре. А если бы не пятая нога, то в профиль бык казался бы треногим.

Но, пожалуй, самыми интересными и по-настоящему художественными произведениями искусства были ассирийские рельефы, украшавшие стены дворцов. Ассирия была могущественной военной державой, походам и завоеваниям не было конца, поэтому и на дворцовых рельефах изображены в основном военные сцены, прославлявшие царя-полководца. Все сцены переданы так живо, с таким мастерством, что сразу не бросается в глаза ни условное изображение человеческой фигуры (всегда в профиль), ни одинаковые черты лица почти у всех людей, ни слишком сильно подчеркнутая мускулатура рук и ног (этим художник хотел показать мощь ассирийского войска). На многих рельефах изображена царская охота, главным образом на львов. Животные изображены удивительно точно и правдиво.

Сын Саргона Синаххериб (705-680 гг. до н.э.) перенес столицу государства в Ниневию . Здесь археологи обнаружили многочисленные скульптуры, в том числе крылатых быков, нашли фрески и рельефы по камню, изображающие битвы Синаххериба с врагами. Синаххериб разграбил, сжег и разрушил Вавилон в 689 г. до н.э. Об этом событии сообщается на стеле, покрытой клинопис­ным письмом.

Сын Синаххериба - Асархаддон (680-669 гг. до н.э.) - в 671 г. захватил Египет и восстановил Вавилон в прежнем величии. Появились многочисленные новые памятники ассирийской куль­туры, однако прежние, шумерские и вавилонские, были при этом безвозвратно утрачены.

В 701 г. до н.э. ассирийские войска осадили Иерусалим, и иудейский царь Хискил был вынужден выплатить дань. Об этом сообщается в Ветхом Завете. Надписи на дворце Синаххериба про­славляют ассирийского царя как победителя, который будто бы запер царя евреев, «как птицу в клетке». Однако в действительно­сти Синаххерибу не удалось покорить и разграбить богатый Иеру­салим: помешала разразившаяся там эпидемия чумы.

Одновременно с завоевательными походами ассирийцы уделяли много внимания строительству и искусству . Рельефы во дворцах с изображением охоты и батальных сцен необычайно выразитель­ны. Ассирийцы были также превосходными инженерами-строите­лями . Построенные ими водопровод, двор­цы, техника для осады городов, внутреннее убранство дворцов, множество скульптур - все это поражало воображение.

Для украшения интерьеров дворца Ашшурбаниппала в Нине­вии (VII в. до н.э.) специально были доставлены золото и слоновая кость из Египта, серебро из Сирии, лазурь и полудрагоценные камни из Персии, кедровое дерево из Ливана.

*Слайд: В нижней части фрагмента, на триумфальной колеснице под зонтиком стоит могущественный царь Ашшурбанипал (правил в 669-631 гг. до н. э.). Традиционно, фигура царя имеет больший размер, нежели все остальные персонажи. Царь держит в руке нераспустившийся бутон, что является частью ассирийской судебной церемонии.

После смерти Ашшурбанипала его великая империя просущество­вала только пятнадцать лет. Причинами ее крушения была

Невозмож­ность защищать необъятные границы государства,

Восстания порабо­щенных народов, а также

Моральное разложение огромной армии, занявшейся грабежами. В Ветхом Завете пророк Наум предвещает ги­бель Ниневии: «Горе городу кровей! Весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство» (Ветхий Завет. Книга пророка Наума, 8:1.). Пророчество сбылось. В 612 г. до н. э. столица Ассирии Ниневия пала под натиском вавилонян и индийцев . Ассирийская им­перия была поделена между двумя победителями. Началась новая эпо­ха возвышения Вавилона и распространения его культуры.

Нововавилонское царство .

Новый расцвет Вавилона произошел в эпоху правления Навуходоносора II (605-562 гг. до н. э.). Спустя тысячелетие после Хаммурапи он сделал попытку сравняться с ним в величии. И это ему частично удалось. Руины Вавилона до сих пор поражают своими грандиозными размерами.

Греческий историк Геродот описывал в своей «Истории» Ва­вилон как город, который богатством и роскошью превосходил все города мира. Больше всего поразила его воображение городская стена Вавилона . По свидетельству Геродота, ее ширина была та­кой, что на ней могли свободно разъехаться две колесницы, запря­женные четверками лошадей! На протяжении более чем двух ты­сячелетий эти слова Геродота считались преувеличением и подтвердились лишь в 1899 г. во время раскопок Вавилона, пред­принятых немецким археологом Р. Кольдевеем. Он раскопал двой­ные крепостные стены шириной по 7 м и протяженностью 18 км , окружавшие центр города. Пространство между стенами было за­полнено землей. Здесь могла проехать четверка лошадей! Через каждые 50 м к стенам примыкали сторожевые башни.

Ворота Иштар

Из восьми ворот, посвященных главным из почитаемых в Ва­вилоне богов, самыми великолепными были двойные ворота бо­гини любви Иштар . Через них проходила "дорога процессий" - важная магистраль, которая связывает храм Мардука и храм новогоднего празднества во внешней части города.

*Слайд: В конце XIX - начале XX вв. немецкие археологи откопали большое количество обломков городской стены, используя которые, удалось полностью восстановить исторический облик ворот Иштар, которые были реконструированы (в натуральную величину) и ныне экспонируются в Государственных музеях Берлина. Ворота были двойными, связывали обе оборонительные стены внутреннего города и достигали высоты 23 м. Все сооружение покрыто глазурованным кирпичом с рельефными изображениями священных животных бога Мардука - быка и фантастического существа сирруш (вавилонский дракон). Этот последний персонаж (которого называют также вавилонским драконом) сочетает в себе признаки четырех представителей фауны: орла, змеи, неустановленного четвероногого и скорпиона. Благодаря нежной и изысканной цветовой гамме (желтые фигуры на голубом фоне) памятник выглядел легким и праздничным. Строго выдержанные интервалы между животными настраивали зрителя на ритм торжественного шествия.

Трижды они были перестроены при Навуходоносоре II, причем лишь при последней перестройке они были украшены изображениями этих животных. В этот период кирпичи были покрыты глазурью. Животные были окрашены в желтый и белый цвета, в то время как фон был ярко-голубым. Кроме того, ворота сторожили мощные колоссы в виде быков и драконов.

От ворот Иштар начиналась Священная дорога, предназначен­ная для праздничных процессий . Считалось, что по этому пути шествовал сам бог Мардук. Дорога процессий была вымощена круп­ными плитами. Достигавшая в ширину 16 м, Дорога процессий на протяжении 200 метров была окружена стенами из глазурованного кирпича, с которых на участников процессии смотрели 120 львов, изображенных на голубом фоне.

Дорога вела к святилищу Мардука - Эсагиле , величественному храмовому комплексу , в центре которого возвышался колоссаль­ный 90-метровый зиккурат Этеменанки (краеугольный камень зем­ли и неба), знаменитая Вавилонская башня, состоящая из семи тер­рас, окрашенных в разные цвета . На вершине стоял выложенный синим обливным кирпичом храм Мардука.

Эте­менанки был святыней и гордо­стью государства и воплощал дерзновенные помыслы людей, стремящихся приблизиться к небу . Именно с ним связана библейс­кая легенда о вавилонском столпотворении . Она рассказывает о том, как Бог, увидев город и башню, которую строили сыны человечес­кие, понял, что люди, говорящие на одном языке и делающие что-то сообща, не будут иметь препятствий ни в чем. Разгневавшись, он сошел на землю и смешал языки, так что люди перестали понимать друг друга и рассеялись по всей земле. Даже развалины Этеменан­ки, разрушенного в IV в. до н. э. войсками персидского царя Ксер­кса , потрясли Александра Македонского своим величием.

Славу Вавилона составил и красочный дворец Навуходоносора II со знаменитыми «висячими садами». Еще в древности сады были названы чудом свет. Они представляли собой искусственные террасы, сложенные из сырцового кирпича разного размера и опи­равшиеся на каменные уступы. На них помещалась земля с раз­ными экзотическими деревьями. Висячие сады были достопри­мечательностью дворца вавилонского царя Навуходоносора II (605-562 до н.э.). Жаль, что они не сохранились до наших дней. раскинувшимися на сводча­тых террасах, соединенных с системой колодцев и водостоков.

Вавилоняне были торговым народом: они плавали не только по своим рекам - Тигру и Евфрату, - но и пересекали Персидс­кий залив, доставляли из Индии лазурит, ткани, продовольствие, торговали с Малой Азией, Персией, Сирией. Сохранились тысячи табличек с долговыми расписками и различными счетами, дого­ворными документами (например, на фрахт судов).

Одним изсамых крупных достижений вавилонской и ассирийской культуры было создание библиотек и архивов.

Еще в древнейших городах Шумера - Уре и Ниппуре в течение многих веков писцы (первые образованные люди и первые чиновники) собирали литературные, религиозные, научные тексты и создавали хранилища, частные библиотеки . Одна из самых больших библиотек того периода - библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала (669 - ок. 633 до н.э.), содержавшая около 25 тыс. глиняных табличек с записью важнейших исторических событий, законов, литературных и научных текстов. Это была действительно библиотека: книги размещались в определенном порядке, страницы были пронумерованы. Существовали даже своеобразные каталожные карточки, где излагалось содержание книги с указанием серии и количества табличек каждой серии текстов.

Вавилонские ученые и жрецы знали астрономию, составляли карты звездного неба, наблюдали движение планет, умели предсказывать солнечные и лунные затмения.

В 539 г. до н. э. Вавилон пал под натиском персов. Библейский пророк Даниил рассказывает о том, как царь Валтасар (сын Навуходоносора II) пировал во дворце, утопавшем в богатстве и роско­ши, а в это время лучники царя Кира сумели отвести воды Евфра­та, по обмелевшему руслу пройти в город и ворваться во дворец. Как повествует пророк, в большом царском дворце на внутренней стене неожиданно появились начертанные таинственной рукой слова: «Мене, Мене, Текел, Упарсин». Вскоре все было кончено. Дворец был захвачен войсками Кира. Для управления Месопота­мией были назначены его наместники. Хотя персы не разрушили Вавилон, а превратили его в свою столицу, часть населения города была перебита, а остальные разогнаны. Персидское владычество длилось почти 200 лет.

В 321 г. до н. э. Александр Македонский разбил войска персов. Он поставил цель дать Вавилону новую блестящую жизнь, однако из-за его внезапной смерти этот замысел остался неосуществлен­ным. Город пришел в упадок, и жители покинули его.

Сохранившиеся руины величественного Вавилона и теперь на­поминают нам о той цивилизации в центре Месопотамии, которая на протяжении трех тысячелетий создавала культурные ценности, составившие основу многих последующих цивилизаций. Именно там впервые в истории появилась школа, был составлен первый в истории человечества календарь, создана первая письменность. Воз­никли многие науки - астрономия, алгебра, медицина. Появился величественный эпос. Родилась первая легенда о воскресении из мертвых. Была сложена первая любовная песнь, написаны первые басни. В Месопотамии была разработана первая система законности. Одним словом, здесь началась духовная жизнь человечества.

Выбор редакции
Началом Второй мировой войны считают нападение Германских войск на территорию Польши 1 сентября 1939 году. Через 2 дня страны-партнеры...

Убитые немецкие солдаты и брошенная немецкая артиллерия во время декабрьского контрнаступления Красной Армии под Москвой. Для...

Катуков Михаил Ефимович (4 сентября 1900 год, село Большое Уварово Коломенского уезда, Московская губерния, Российская империя, ныне...

Молчание (Звезда) Энергия целого завладела вами. Вы захвачены, вас больше нет, есть целое. В то мгновение, когда молчание проникает в...
Таро Райдера Уэйта - это универсальная и одна из наиболее часто используемых колод во всем мире. Она была создана в 1901 году известным...
Таро Водолея - магическая колода, созданная в России Таковыми легко пользоваться, как опытным тарологам, так и тем людям, которые только...
Зеленые насаждения в сновидениях – прекрасный символ, обозначающий духовный мир человека, расцвет его творческих сил.Знак сулит здоровье,...
К чему снится заводитьЛетний сонникЗаводить (накручивать) бигуди – К свиданию.Заводить машину – Заводить машину во сне - к дальней...
Каждое сновидение, увиденное человеком, может нести в себе скрытый смысл. И, чтобы узнать больше о будущем и настоящем, нужно истолковать...