Методика экскурсионной работы. Методика подготовки и проведения экскурсии. Нужна помощь по изучению какой-либы темы


В главе рассматриваются экскурсионные методики, технология подготовки новой экскурсии, подготовка текстов экскурсии и комплектование «портфеля экскурсовода», прием (сдача) и утверждение экскурсии

ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ ЭКСКУРСИОННЫЕ МЕТОДИКИ

Методика как совокупность способов целесообразного проведения работы направлена на достижение поставленной цели и решение задач, представляет совокупность конкретных методических приемов проведения экскурсий на определенную тему и для определенной группы.

Общая методика охватывает способы обучения и требования, которые служат основой при проведении экскурсий (последовательность и четкость изложения материала, его доступность для аудитории).

Частная методика определяет способы и приемы обучения и воспитания, приемы наблюдения и исследования объектов. Частная методика связана с конкретной экскурсией, служит основой определенного вида экскурсионной деятельности.

Экскурсионная методика как частная методика связана с процессом распространения знаний на основе одной формы работы с совокупностью требований и правил, предъявляемых к экскурсии, сумму методических приемов подготовки и проведения экскурсий на различные темы и для различных групп людей.

Экскурсионную методику рассматривают: 1) как основу профессионального мастерства экскурсоводов; 2) как процесс упорядочения деятельности экскурсовода. Экскурсионная методика помогает экскурсоводу в короткое время переместить в сознание экскурсантов большой объем знаний, она помогает увидеть, запомнить и понять больше, чем на лекции.

Методика экскурсии построена на общении экскурсантов с объектами, на анализе, зрительных сравнениях с учетом использования органов чувств экскурсантов. Экскурсионная методика опирается на философию, систему идей, взглядов на окружающий нас мир и места в нем человека. Методика основывается на диалектике, теории познания и логике. Диалектика позволяет освещать материал в экскурсии с необходимой глубиной, правильно оценивать исторические события, явления и факты, делать обоснованные выводы по теме. Теория познания помогает глубже разобраться в сложных процессах, происходящих в природе, обществе, руководствоваться научными знаниями в практической деятельности.

Экскурсионная методика исходит из того, что экскурсия - это диалектическое единство содержания, средств, форм и специфического метода воздействия на аудиторию. Воздействие производится с учетом особенностей, запросов и интересов различных групп населения.

Предмет экскурсионной методики - целенаправленное изучение, систематизация, формулирование, разъяснение и применение на практике средств и методов воспитания и обучения, а также методических приемов, при помощи которых работники экскурсионных бюро осуществляют свою деятельность.

Экскурсионная методика обобщает опыт проведения экскурсии, разрабатывает и предлагает такие методические приемы, которые оправдали себя на практике и обеспечивают эффективность раскрытия и восприятия темы. Экскурсионная методика взаимосвязана с методическими приемами экскурсий, при проведении которых используются такие принципы, как наглядность, научность, систематичность, доступность, убедительность. Экскурсионная методика сложна в таких вопросах, как определение и практическое использование приемов показа объектов. Методика показа носит оригинальный характер. Рассказ на экскурсии - это формы устной речи: справка, беседа, описание, объяснение, комментирование и литературный монтаж. Методические приемы в рассказе экскурсовода заимствуются из арсенала лекторского искусства.

Методика экскурсионной работы включает: 1) цель и задачи проведения экскурсии; 2) содержание экскурсии; 3) методические приемы экскурсии; 4) обеспечение интереса экскурсантов.

Экскурсионная методика состоит из ряда методик, касающихся разработки новой темы, разработки экскурсоводом новой для него темы, подготовки экскурсовода к проведению экскурсии, проведения экскурсии; методики послеэкскурсионной работы.

В свою очередь, методика проведения экскурсии состоит из методики показа и методики рассказа. В методике показа выделяют использование «портфеля экскурсовода» и технических средств пропаганды; наблюдение, изучение и исследование объектов. Экскурсионная методика как совокупность названных частей имеет свои особенности применительно к видам экскурсий (городской, загородной, производственной, музейной) и каждой теме. Эти особенности определяются задачами, которые поставлены перед экскурсией, а также целевой установкой (например, расширение культурного кругозора взрослых или профессиональная ориентация подростков). Особенности определяются также видом экскурсии, ее темой, составом группы. Имеются различия в методике проведения экскурсий для обычной аудитории, а также для пешеходных и автобусных экскурсий.

Экскурсионная методика связана с такими понятиями, как показ и рассказ - основными элементами экскурсии, видами деятельности экскурсовода. Методика показа - большая часть экскурсионной методики по объему и сложности подготовки и осуществления. Методика рассказа - меньшая часть методики - подчинена методике показа, которая сложна, оригинальна.

Методика предъявляет требования к экскурсионному процессу, его организации и содержанию. Работа по подготовке и проведению экскурсий строится в соответствии с требованиями экскурсионной методики к отбору экскурсионных объектов. Для наблюдения отбирают объекты, имеющие отношение к теме. Методика требует логической последовательности в показе объектов на маршруте, выделения и использования пауз между объектами, нейтрализации отвлекающих раздражителей (уличного шума, посторонних разговоров, второстепенных объектов).

При построении маршрута обеспечивается экономия времени в передвижении экскурсионной группы между объектами. Одно из требований методики - обеспечение непрерывности экскурсии как процесса усвоения знаний, воздействие материала на экскурсантов в течение 180 мин, отведенных на ее проведение (четырехчасовая тематическая экскурсия на автобусе):

Построение экскурсии по схеме повышает познавательность экскурсионного материала. По методике показ и рассказ предусматривают в одном случае их сочетание, в другом - чередование, в третьем отсутствие обоих элементов. На практике используются четыре варианта показа и рассказа, они зависят от темы, расположения объектов на маршруте, состава экскурсантов.

  • 1 вариант - показ и рассказ - экскурсанты наблюдают объекты.
  • 2 вариант - рассказ - экскурсовод излагает материал.
  • 3 вариант - показ - экскурсанты изучают объекты под руководством экскурсовода.
  • 4 вариант - экскурсанты самостоятельно усваивают полученные знания.

Практика показывает, что монолог экскурсовода не способствует эффективному восприятию материала. Экскурсантам необходимо осмыслить увиденное, сравнить наблюдаемый объект с ранее виденным, лучше усвоить увиденное и услышанное. Паузы необходимы и экскурсоводу для кратковременного отдыха. Не следует использовать время перерывов для обмена впечатлениями об экскурсии, обсуждения увиденного и услышанного, что разрушает «ткань» экскурсии, возбуждает аудиторию, снижает уровень восприятия материала.

Когда внимание к рассказу ослабевает, экскурсоводу надо вводить новый объект показа или сообщить о подробностях исторического события, сократить на несколько минут пребывание на остановке и продолжить движение по маршруту. Если внимание экскурсантов ослабевает, надо остановить движение, выйти из автобуса и осмотреть, например, памятник. Чтобы сохранить внимание экскурсантов, им можно предложить прослушивание звукозаписи, показ слайдов из «портфеля экскурсовода». В первые минуты внимание экскурсантов обеспечивается их интересом к теме. Затем оно поддерживается увлекательным рассказом об экзотичности объектов. Чтобы повысить внимание экскурсантов, экскурсовод может предложить, например, выявить интересные детали в памятнике, переключить обзор на другой объект.

Важным является эмоциональность экскурсовода, его жесты и мимика, расстановка группы у объекта, использование звуковых устройств, использование пауз между объектами, логики в изложении содержания темы экскурсии, продолжительность, форма, связь рассказа с показом. Задача рассказа - подготовить экскурсантов к наблюдению объекта. Один объект экскурсанты будут наблюдать 10-15 мин, другой - 2-3 мин. Продолжительность пояснений, справок, цитат, литературного монтажа не должна быть длительной.

Начинают экскурсию с показа, со зрительных или иных впечатлений, затем идет рассказ. Показ опережает рассказ. Иногда экскурсовод предлагает экскурсантам смотреть объект, что является началом показа. Логический переход - это так называемый словеснозрительный мостик. Форма и структура рассказа зависит от значимости и места расположения объекта. В начале, например, дается анализ картины, затем характеристика художника, эпохи, когда он жил и творил. Однако на экскурсии рассказ сопровождается показом. Надо добиться того, чтобы экскурсант и познакомился с объектами, и правильно их воспринял, дал им объективную оценку. Надо воздействовать на эмоции участников, вызывая у них радость, восхищение, гордость, возмущение, гнев.

Пути повышения качества методической работы с экскурсантами:

  • 1) систематическое обновление знаний методистами и экскурсоводами, участие в теоретических, методических и научно-практических конференциях, семинарах;
  • 2) разработка контрольного текста, «портфеля экскурсовода» как основы высокого качества ведения экскурсий;
  • 3) разработка технологии использования методических приемов показа и рассказа с учетом особенностей экскурсионных тем и экскурсантов;
  • 4) эффективное использование методических приемов проведения экскурсий;
  • 5) высокопрофессиональная техника ведения экскурсий;
  • 6) установление и сохранение контактов между экскурсоводом и экскурсантами, владение основами психологии и логики.

При подготовке и проведении экскурсии надо умело сочетать показ, рассказ и организацию экскурсионного процесса.

Эффективность экскурсии при достаточно высоком уровне ее содержания, в конечном счете, определяются методикой ее проведения, а также уровнем организации экскурсии как педагогического процесса.

Во всей своей многогранной работе методисты и экскурсоводы руководствуются требованиями экскурсионной методики.

Свое название методика получила от греческого слова «метод», что в буквальном переводе означает: «путь к чему-либо», а также путь исследования или познания; теория; учение. Методика в широком смысле слова – совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения поставленной цели, а в более узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения лекций, бесед, экскурсий на определенную тему и для определенной группы.

Методику разделяют на общую и частную. Общая методика охватывает способы обучения и требования, которые служат основой при изучении многих наук (последовательность и четкость изложения учебного материала, его доступность для аудитории). Частная методика, исходя из установок общей методики, определяет способы и приемы обучения и воспитания детей и взрослых, приемы наблюдения, изучения и исследования тех или иных объектов. Таким образом, каждая частная методика связана с конкретной наукой и вытекает из самой сущности предмета, служит основой определенного вида деятельности.

Экскурсионная методика является частной методикой, так как она связана с процессом распространения знаний на основе одной формы работы. Экскурсионная методика представляет собой совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумму методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп людей.

Экскурсионная методика состоит из нескольких частей: методики разработки новой для данного бюро темы, методики разработки экскурсоводом новой для него темы, методики подготовки экскурсоводов к проведению очередной экскурсии, методики после экскурсионной работы с ее участниками и др.

Следует заметить, что наиболее глубокую разработку к настоящему времени получила методика проведения экскурсий.

Экскурсионная методика – это совокупность способов и приемов ведения экскурсионной работы. Это частная методика, поскольку она распространяет знания на основе именно экскурсии. Применять экскурсионную методику – значит обладать достаточными умениями и навыками, чтобы вести экскурсионную работу – разрабатывать новую экскурсию, проводить экскурсию по заданной технологии.

В экскурсионной методике различают два вида приемов: одни из них применяются, как правило, ко всем без исключения экскурсиям независимо от того, что показывается и о чем идет рассказ (приемы сравнения, локализации событий, реконструкции, предварительного осмотра и др.); другие приемы применимы при показе только данного объекта, как правило, такие приемы являются находкой одного экскурсовода и не применяются всеми, кто проводит подобные экскурсии.



Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах: как основа профессионального мастерства экскурсоводов; как механизм, совершенствующий «подачу» материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода. Экскурсионная методика выполняет роль рычага, который помогает экскурсоводу в короткое время переместить в сознание экскурсантов большой объем знаний. Методика помогает экскурсантам увидеть, запомнить и понять значительно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему. Так происходит потому, что методика лектора в значительной своей части основана на разного рода сообщениях и описаниях, лекционный рассказ ведется в отрыве от объектов описания. Практически лекционный процесс нейтрализует участие в восприятии материала таких органов чувств, как зрение, обоняние, осязание. Это обстоятельство обедняет восприятие, делая его более скудным.

Экскурсионная методика исходит из того, что экскурсия представляет собой единство содержания, средств, форм и специфического метода воздействия на аудиторию – экскурсионного метода. Это воздействие производится с учетом особенностей, запросов и интересов различных групп населения.

Предметом экскурсионной методики является целенаправленное изучение, систематизация, формулирование, разъяснение и применение на практике средств и методов воспитания и обучения, а также методических приемов, при помощи которых работники экскурсионных учреждений осуществляют свою деятельность. Экскурсионная методика обобщает опыт проведения экскурсий, разрабатывает и предлагает такие методические приемы, которые оправдали себя на практике и обеспечивают наивысшую эффективность раскрытия и восприятия темы.



Любая методика – это умение производить определенную работу в четком соответствии с наиболее оптимальными правилами, рекомендациями и обеспечивать ее высокую действенность. На практике – это сумма определенных умений и навыков проводить работу: разрабатывать новую экскурсию, готовить проведение очередной экскурсии, проводить экскурсию по рекомендованной технологии, закреплять полученные экскурсантами знания, совершенствовать свои знания.

Методика экскурсионной работы отвечает на следующие вопросы:

1. Для чего подготовлена и проводится экскурсия (цель, задачи)?

2. Какие вопросы освещаются на экскурсии (чему посвящено ее содержание)?

3. Как проводить экскурсию (методические приемы)?

Экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных, связанных друг с другом частей:

Методики разработки новой для данного бюро темы;

Методики разработки экскурсоводом новой для него темы, но уже разработанной в данном бюро;

Методики подготовки экскурсовода к проведению очередной экскурсии;

Методики проведения экскурсии;

Методики послеэкскурсионной работы.

Наиболее глубоко разработана методика проведения экскурсий. Эта методика делится на две части: методику показа и методику рассказа. В методике показа могут быть выделены в качестве самостоятельных частей следующие методики: использования «портфеля экскурсовода»; использования технических средств пропаганды; наблюдения, изучения и исследования объектов.

Экскурсионная методика как совокупность названных частей имеет свои особенности применительно к видам экскурсий (городской, загородной, производственной, музейной) и к каждой теме. Эти особенности определяются задачами, которые поставлены перед экскурсией, а также целевой установкой (например, расширение культурного кругозора взрослых или профессиональная ориентация подростков). Особенности определяются также видом экскурсии, ее темой, составом группы. Имеются различия в методике проведения экскурсий для обычной, массовой аудитории и для слушателей системы экономической и профессиональной учебы трудящихся, имеют свои особенности пешеходные, автобусные экскурсии и т.д.

Экскурсионная методика неразрывно связана с такими понятиями, как показ и рассказ. Показ и рассказ являются основными элементами экскурсии, видами деятельности экскурсовода. А методика показа и методика рассказа – два основных раздела экскурсионной методики.

Методика показа – большая часть экскурсионной методике по объему и сложности подготовки и осуществления. Методика рассказа – меньшая часть методики, носящая по отношению к первой части подчиненный характер. Методика показа сложна потому, что она как было сказано ранее, оригинальна сама по себе и в отличие от методики рассказа не применяется ни в одной из других форм идейно-воспитательной и культурно-массовой работы. Поэтому исключено заимствование методических приемов из других методик.

Методика предъявляет четкие требования ко всему экскурсионному процессу, его организации и содержанию. Вся многогранная работа по подготовке и проведению экскурсий должна быть построена в соответствии с требованиями экскурсионной методики к отбору экскурсионных объектов. Необходимо отбирать для наблюдения объекты, которые имеют непосредственное отношение к теме; следует оставлять наиболее типичные и удачные для создания маршрута объекты; нужно отказаться от тех объектов, которые, хотя и раскрывают темы, но расположены неудобно (далеко, плохая видимость и т. п.). Методика требует логической последовательности в показе объектов (т. е. в их размещении на маршруте), выделения и использования пауз между объектами, нейтрализации отвлекающих раздражителей (уличного шума, посторонних разговоров, объектов, не входящих в тему, и др.). При построении маршрута обеспечивается максимальная экономия времени в передвижении экскурсионной группы между объектами. Важно избегать однообразия демонстрируемых объектов.

Одно из требований методики – обеспечение непрерывности экскурсии как процесса усвоения знаний, т. е. воздействие экскурсионного материала на экскурсантов в течение всех 180 минут, отведенных на ее проведение (четырехчасовая тематическая экскурсия на автобусе). Все время ведения экскурсии (180 минут) заполнено суммой показа, рассказа и пауз между подтемами и основными вопросами темы.

Методика учитывает особенности восприятия материала. Практика показывает, что непрерывный рассказ недопустим, экскурсоводу не следует говорить на протяжении всей экскурсии, в какой-то момент восприятие материала снижается, затем совсем прекращается. Важную роль играет правильное использование пауз.

Соблюдение требований методики помогает экскурсоводу донести до аудитории знания в форме, отличной от лекции, беседы, устного журнала, тематического вечера, а также обеспечить устойчивый интерес к теме на протяжении всей экскурсии. Экскурсионная методика рекомендует в момент, когда внимание к рассказу начинает ослабевать, вводить новый объект показа. Когда в ходе показа объект перестает привлекать внимание группы, экскурсовод может сообщить интересный пример, какие-то подробности о событии. На этом построен методический прием новизны материала. Если такой момент наступает, когда группа находится возле объекта, необходимо сократить на 2-3 минуты пребывание на остановке и продолжить движение по маршруту, сопровождая его рассказом. Если же внимание экскурсантов ослабевает во время движения автобуса, то следует приостановить движение для осмотра памятников. Если представится возможным, нужно выйти из автобуса и продолжить путь к очередному памятнику пешком.

Методика рекомендует и другие способы для сохранения и восстановления внимания экскурсантов: прослушивание звукозаписи, показ диапозитивов или слайдов, использование наглядных пособий из "портфеля экскурсовода". Методика проведения экскурсий строится с учетом интереса экскурсантов. Важно добиваться, чтобы интерес экскурсантов к теме и материалам экскурсии формировался до начала показа и рассказа. С этой целью используют вступительное слово экскурсовода.

Методика использует различные средства усиления внимания экскурсантов: обращение экскурсовода к группе с предложением, неожиданным вопросом; выявление интересной детали в памятнике. Усилия экскурсовода могут быть также направлены на необходимое распределение внимания между объектами. Например, показ архитектурного ансамбля предваряет осмотр городской панорамы. Для каждой экскурсии должны быть определены моменты переключения внимания с одного объекта на другой.

С учетом требований методики строится и рассказ на экскурсии, определяются его содержание, продолжительность, форма, связь рассказа с показом. Эта работа имеет свои сложности. Например, как подойти к методической подготовке рассказа после того, как объект показа определен? С чего начинать рассказ и как его построить? Как организовать наблюдение объектов? Это зависит прежде всего от внешнего вида объекта, степени его сохранности, от того, насколько полное представление о своей сущности, назначении, событиях, с ним связанных, он сам способен дать.

Практически рассказ может быть основан на одной из двух позиций:

Экскурсионный объект (памятник, место события) дошел до нашего времени в полной сохранности (т. е. без каких-либо изменений и перестроек, утраты отдельных частей);

Экскурсионный объект не дошел до нас в своем первоначальном виде.

В первом случае рассказ начинают с описания события, раскрытию которого посвящена подтема. Во втором случае рассказ направляют сначала на реконструкцию объекта и только после этого излагается событие.

Задача рассказа – подготовить экскурсантов к наблюдению объекта. Методика учитывает способность объекта привлекать внимание. Эта способность не безгранична по времени. Один объект экскурсанты будут с неослабевающим вниманием наблюдать 10-15 мин., другой - не более 2-3 мин. Это качество объекта оказывает влияние на размер рассказа.

Методическая оправданность рассказа зависит не только от степени сохранности памятника, его отношения к теме экскурсии, но и от характера самого объекта. Если речь идет о памятнике, расположенном на городской площади, то рассказ будет одной формы, а если об оборонительном сооружении на поле сражения минувшей войны, то рассказ будет другой формы. Если это произведение изобразительного искусства, то рассказ будет иметь иную структуру. Первая часть рассказа такого рода - анализ картины, вторая - характеристика художника, эпохи, когда он жил и творил. Однако в любом случае, какую бы структуру и форму не имел рассказ, он должен быть экскурсионным, т. е. связанным с главным элементом экскурсии – показом.

Методика требует, чтобы экскурсант не только познакомился с объектами, но и правильно их воспринял, дал объективную оценку всему, что с ним связано, правильно толковал увиденное и услышанное. Важную роль в этом играют эмоциональные моменты. Они широко используются в экскурсии, воздействуют на чувства ее участников, вызывая радость, восхищение, гордость, возмущение, гнев и т.д.

Требования методики по отношению к каждой экскурсии носят конкретный характер.

Этапы подготовки и проведения экскурсий. Составление документации к экскурсиям.

Этапы подготовки экскурсий:
Определение темы экскурсии, ознакомление с её содержанием (для этого необходимо освоить минимум литературы и музейную экспозицию на поставленную тему).
Составление плана экскурсии (он проходит несколько ступеней, на каждой из которых он уточняется).
Разработка структуры экскурсии, выделение тем, под тем, установление их "порядка".
Наметка объектов экскурсионного показа - экспозиционных материалов.
Этапы проведения экскурсий:
Вступительная беседа (введение в экскурсию, общий обзор). Основная часть экскурсии (раскрытие материала, его подробности и анализ). Заключительная беседа (подведение итогов, выслушивание вопросов, и т.д.).
Рекомендации к проведению экскурсии: а) экскурсия разделяется на элементы, каждый из которых заканчивается выводом. б) по окончании экскурсии даётся общий вывод. в) переход от одной под темы к другой, от одного экспоната к другому должен быть обоснован логически или эмоционально.

МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ

Экскурсоводу необходимо постоянно пополнять и совершенствовать свои политические и специальные знания, обладать чувством нового, изучать запросы и интересы аудитории; проявлять воспитанность, высокую культуру в работе; быть вежливым, тактичным в общении с экскурсантами; владеть методикой проведения экскурсии; любить свое дело.

Важное условие успешного проведения экскурсии – владение экскурсоводом искусством слова, свободное изложение материала. Это предъявляет определенные требования к культуре речи экскурсовода: во-первых, речь должна быть построена грамотно, логично; во-вторых, чтобы дать наиболее полное представление об объектах, исторических событиях, конкретных лицах, речь должна быть точной и в то же время образной, что достигается умелым использованием сравнений, цитат, ярких эпитетов, метафор, пословиц, поговорок. Речь должна быть экономной. Экскурсоводу следует заранее тщательно продумать свою речь, найти нужные слова и точные формулировки для анализа экскурсионных объектов и рассказа о связанных с ними событиях.

Экскурсовод должен тщательно отбирать специальные термины и иностранные слова и в совершенстве владеть техникой речи: четкостью дикции, правильным произношением звуков. Следует избегать монотонности рассказа, так как эмоциональное изложение материала содействует повышению внимания экскурсантов, более глубокому восприятию темы в целом.

Немаловажное значение имеет правильно выбранный темп рассказа. Скорость речи экскурсовода зависит от содержания экскурсии (например, медленнее излагаются выводы, обобщения) и скорости движения автобуса. Объект находится в поле зрения экскурсантов считанные секунды, и экскурсовод должен дать основной материал, ускоряя темп речи. Торопливость речи в течение экскурсии недопустима, поскольку у экскурсантов может создаться впечатление о безразличии экскурсовода к теме экскурсии.

Экскурсовод не должен говорить непрерывно в течение всей экскурсии. Короткие паузы необходимы для подчеркивания фразы, перед изложением выводов, обобщений. Более длительные паузы допускаются при переездах от объекта к объекту. В городских экскурсиях они, ккак правило, не превышают 1-2 мин., в загородных – 15-20 мин.

На аудиторию оказывают сильное воздействие интонация, эмоциональность рассказа экскурсовода , которая придает своеобразную окраску рассказу, показывает отношение экскурсовода к событиям, объектам, о которых идет речь. Тон рассказа в экскурсии должен меняться в зависимости от событий, о которых идет рассказ, от чувств, которые пытается выразить экскурсовод.

Экскурсовод должен находиться в приподнятом рабочем настроении и каждый раз заново переживать события и факты, излагаемые в экскурсии. Увлеченность темой, умение подняться над обыденностью, эмоциональность в изложении материала – эти качества экскурсовода вызывают ответную реакцию у слушателей. В этом случае обеспечен контакт даже с самой неподготовленной аудиторией.

Экскурсовод в начале экскурсии должен установить контакт с группой, определить её интересы, уровень знаний, и исходя из этого вести рассказ и показ по теме. Например, если группа состоит из местных жителей, которые все здания, памятники и другие объекты видят каждый день, задача экскурсовода сводиться к показу деталей объектов и рассказу о малоизвестных фактах.

Иногда экскурсоводу необходимо снять напряжение с экскурсантов, появляющееся обычно не по его вине (не пришел вовремя автобус, не работает микрофон, испортилась погода и т.п.). Уместная шутка, улыбка, приподнятое настроение способствует установлению хорошего "психолог7ического климата" на все время экскурсии. Однако юмор должен быть тактичным, ненавязчивым. Стремление во что бы то ни стало развеселить экскурсантов показывает, что экскурсовод недостаточно серьезно относится к экскурсии, что приводит к утрате контроля над группой.

Общее впечатление об экскурсии во многом определяет личность экскурсовода. Экскурсовода должна отличать доброжелательность, уважение к личности экскурсантов; чуткость, внимательность к их психологическому состоянию; ровность, выдержка в отношениях с экскурсантами. Экскурсовод должен быть точен, являться к месту приема экскурсионной группы заблаговременно, за 10-15 мин. до начала экскурсии. Следует помнить, что немаловажное значение в установлении контакта с группой имеет внешний вид экскурсовода – скромность в одежде, прическе, выражение лица, походка, жесты.

Однако главное в экскурсии – это её высокая идейность и убедительность содержания, яркая эмоциональная форма проведения, широкий культурный диапазон экскурсовода. От этого зависит авторитет экскурсовода, и завоевывается он каждый раз заново в процессе экскурсии.

Подготовка экскурсии

Методика экскурсионной работы

Методика экскурсионной работы состоит из двух главных частей – методики подготовки экскурсии и методики ее проведения. Подготовка экскурсии включает разработку новой темы экскурсии и подготовку экскурсовода к новой для него темы. В методике проведения экскурсий можно выделить общую и частные методики. Общая методика представляет собой систему приемов показа и рассказа, применяемых в любой экскурсии, частные же объединяют приемы проведения экскурсий в зависимости от их классификации.

Этапы подготовки экскурсии

1. Определение цели и задачи экскурсии.

2. Выбор темы.

3. Отбор литературы.

4. Ознакомление с экспозициями и фондами музеев.

5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.

6. Составление маршрута экскурсии.

7. Подготовка текста экскурсии.

8. Комплектование "портфеля экскурсовода".

9. Составление методической разработки.

10. Проведение пробной экскурсии и ее утверждение.

В процессе подготовки экскурсии при отборе объектов проводится их оценка по следующим показателям (критериям):

1. познавательная ценность;

2. известность (популярность);

3. необычность (экзотичность), неповторимость;

4. выразительность (внешняя выразительность самого объекта или взаимодействие экскурсионного объекта с окружающей его средой);

5. сохранность (состояние объекта в данный момент, его подготовленность к показу);

6. месторасположение (расстояние до объекта, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, наличие места для удобного расположения группы возле объекта).

Изучение объектов экскурсоводами не должно ограничиваться знакомством с литературными источниками. Обязателен непосредственный тщательный осмотр объекта на месте, в естественной обстановке, что поможет экскурсоводу в будущем свободно ориентироваться у объекта, квалифицированно вести показ.

1. наименование объекта (первоначальное и современное);

2. историческое событие, с которым связан объект, дата события;

3. местонахождение объекта и на чьей территории он расположен (город, поселок, промышленное предприятие, совхоз, колхоз);

5. источники сведений об объекте: литературные и архивные данные, устные предания (указываются основные печатные работы и место хранения неопубликованных работ);

6. сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата реставрации);

7. охрана памятника (на кого возложена, каким решением);

8. в каких экскурсиях памятник используется в качестве объекта показа;

9. дата составления карточки, фамилия и должность составителя.

Слово «метод» (греч. - путь, способ исследования, изложения) имеет несколько значений:

1. Метод - подход к действительности, к явлениям природы и общества.

2. Метод - прием теоретического исследования или практического достижения (осуществления) чего-нибудь.

3. Метод - (в философском значении) - средство познания, способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета.

4. Метод - определенным образом упорядоченная деятельность.

Метод в большинстве учебников логики определяется как совокупность внешних по отношению к материалу, субъективных правил и способов исследования, изучения конкретных объектов и упорядочения полученного ряда мыслей.

В процессе педагогической и пропагандистской деятельности метод является основой получения новых знаний, формирования новых качеств характера советского человека.

Сам характер деятельности, ее содержание, последовательность действий, все, что входит в понятие «процесс деятельности» неразрывно связано с методом достижения поставленной цели (целей). Поэтому метод для той или иной деятельности не может быть избран произвольно. Избранный метод должен обеспечить достижение цели с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами используемых ресурсов.

В деятельности человека используется много различных методов. По своему значению и сферам применения все методы могут быть разделены на три категории:

а) диалектико-материалистический метод, который является основой любого познавательного процесса, независимо от сферы, где проходит исследование. Только диалектика, указывает Энгельс, «представляет аналог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе процессов развития, для всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой».

«Всеобщим методом познания может быть только такой метод, который, во-первых, не навязывается науке извне, а является адекватным отражением материальной действительности. Во-вторых, он должен основываться не на частных законах, отражающих развитие той или иной области материального мира, а на законах всеобщих, отражающих развитие всех областей природы, общественной жизни и мышления».

б) общие методы, которые служат основой для многих наук, - анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и абстрагирование и др. Таким общим методом, например, является формальная логика - метод для отыскания новых результатов, для перехода от известного к неизвестному;

в) частные методы, которые находят применение только в данной науке или отрасли знаний, а также при использовании различных форм сообщения знаний. Именно к этой категории методов и относится экскурсионный метод.

Н. К. Крупская отнесла экскурсионный метод к комплексным методам, которые дают возможность сосредоточить внимание «...не на отдельных, не связанных между собой элементах знаний, а на жизненных явлениях, взятых в целом, во всей их сложности, притом не в стационарном состоянии, а в процессе развития».

Требования этого метода состоят в следующем: выявить внутренние естественные связи между отдельными сторонами предметов и явлений; выбрать в наблюдаемых объектах самое важное и существенное и вокруг изучения его концентрировать весь материал; увязывать вновь изучаемый материал с ранее полученным опытом и знаниями.

Комплексный метод направлен на признание самого глазного в теме. Однако он «...допускает также расчленение на отдельные предметы, но при условии тесной связи между ними, осуществления единого крепко спаянного плана».

Н.К.Крупская, подчеркивая большое значение экскурсионного метода преподавания, говорила: «Экскурсионный метод дает возможность видеть, наблюдать». Его значение далее раскрывается так: «Изучение жизни должно строиться на наблюдении. Необходимо научить учащихся смотреть и видеть. Экскурсионный метод как раз и является методом, преследующим эту цель. Применявшийся ранее лишь в области естествознания, в настоящее время экскурсионный метод захватывает все области знаний».

Знание экскурсионного метода подчеркивалось учеными и в дальнейшем. Сошлемся на мнение одного из экскурсионных авторитетов - профессора Б. Е. Райкова, который в своей книге «Методика и техника экскурсий», выдержавшей в двадцатые годы ряд изданий, писал: «...Под экскурсией мы подразумеваем изучение объектов по месту их естественного нахождения (локальный принцип) и в связи с передвижением своего места в пространстве (моторный принцип). Вот эти два принципа, тесно между собой связанные, и составляют сущность экскурсионного метода».

Таким образом, экскурсионным методом является метод сообщения знаний, в основе которого лежит наглядность, обязательное сочетание показа с рассказом и моторность, т. е. передвижение экскурсантов по определенному маршруту с целью изучения объектов на месте их расположения и в ходе самого движения.

Обязательное условие экскурсионного метода заключается в том, что экскурсовод уже в ходе подготовки к проведению экскурсии на заданную тему сам увидел, как это было, ясно до мелочей представлял картину события, о котором идет речь. Например, рассказывая о колодце, ныне сухом - он должен видеть в нем воду; рассказывая о месте, где происходила дуэль А. С. Пушкина с Дантесом, видеть картину дуэли. Показывая крепостную стену, надо не только видеть, как ее из камней возводили наши предки в далеком прошлом, но ясно представлять, как ее защищали русские воины во время штурма крепости врагами. Без этого показ будет статичным, безжизненным и экскурсанты не увидят ничего, кроме места, где произошло событие.

Характеризуя значение культурно-исторических экскурсий, В. И. Адо писал: «Здесь имеются налицо все общеизвестные преимущества экскурсионного метода: исследовательский элемент в работе учащихся, живое, конкретное и жизненное изучение прошлого, всестороннее (моторное, зрительное и т. д.) восприятие объекта, повышенный интерес к работе и, на основе всего этого, более углубленное и прочное усвоение материала».

Необходимо отметить, что в большинстве работ по экскурсионному делу экскурсионный метод характеризуется применительно к воспитательной работе с подрастающим поколением, с учащимися. На самом деле этот метод лежит в основе всей экскурсионной работы независимо от того, какой круг участников охватывает экскурсия. В 1931 году в статье «Экскурсия», опубликованной в Малой советской энциклопедии, сказано: «Экскурсионный метод находит широкое применение, как в школьном деле, так и в массовой политико-просветительной работе» (т. 10, с. 194).

Ранее считалось, что рассказ и движение (моторность) являются методами. В настоящее время основными положениями, которыми руководствуются экскурсионные учреждения системы Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС, являются:

а) в основе любой экскурсии лежит экскурсионный метод сообщения знаний аудитории;

б) показ и рассказ - основные элементы экскурсии;

в) движение (моторность) - один из шести основных признаков экскурсии, которые отличают экскурсию от других форм идейно-воспитательной и культурно-массовой работы;

г) методика проведения экскурсии представляет собой совокупность методических приемов показа экскурсионных объектов и рассказа об этих объектах, приемов, которые обеспечивают наибольшую эффективность донесения знаний до аудитории.

Методология - учение о методе, о методах и средствах научно-познавательной деятельности. Методология включает ряд компонентов: характеристику предмета анализа, задачи изучения, совокупность приемов, которые должны быть использованы в ходе данного изучения, последовательность изучения.

В практической деятельности всякая методология находит выражение в двух формах:

а) предписаний, методических указаний (рекомендаций) и норм, где изложено содержание и последовательность деятельности (нормативная методология);

б) описания проделанной работы (дескриптивная методология).

Экскурсоведение. Учебник Емельянов Борис Васильевич

ТРЕБОВАНИЯ ЭКСКУРСИОННОЙ МЕТОДИКИ

Методика предъявляет четкие требования ко всему экскурсионному процессу, его организации и содержанию. Вся многогранная работа по подготовке и проведению экскурсий должна быть построена в соответствии с требованиями экскурсионной методики к отбору экскурсионных объектов. Необходимо отбирать для наблюдения объекты, которые имеют непосредственное отношение к теме; следует оставлять наиболее типичные и удачные для создания маршрута объекты; нужно отказаться от тех объектов, которые, хотя и раскрывают темы, но расположены неудобно (далеко, плохая видимость и т.п.). Методика требует логической последовательности в показе объектов (т.е. в их размещении на маршруте), выделения и использования пауз между объектами, нейтрализации отвлекающих раздражителей (уличного шума, посторонних разговоров, объектов, не входящих в тему, и др.). При построении маршрута обеспечивается максимальная экономия времени в передвижении экскурсионной группы между объектами. Важно избегать однообразия демонстрируемых объектов, недопустимо, например, всю тему городской обзорной экскурсии раскрывать на памятниках монументальной скульптуры.

Одно из требований методики – обеспечение непрерывности экскурсии как процесса усвоения знаний, т.е. воздействие экскурсионного материала на экскурсантов в течение всех 180 минут, отведенных на ее проведение (четырехчасовая тематическая экскурсия на автобусе). Все время ведения экскурсии (180 минут) заполнено суммой показа, рассказа и пауз между подтемами и основными вопросами темы.

Построение любой экскурсии по этой схеме повышает познавательность и воспитательную роль экскурсионного материала.

Методика требует связи и взаимодействия между показом и рассказом, предусматривая в одном случае их сочетание, в другом – чередование, в третьем отсутствие обоих элементов.

Известны четыре варианта использования показа и рассказа, они характерны практически для каждой экскурсии.

Методика учитывает особенности восприятия материала. Практика показывает, что непрерывный рассказ недопустим, экскурсоводу не следует говорить на протяжении всей экскурсии, в какой-то момент восприятие материала снижается, затем совсем прекращается. Методика исходит из того, что во время переездов или переходов между объектами, в минуты, свободные от показа и рассказа, экскурсанты получают возможность подумать над услышанным, сравнить наблюдаемый объект с ранее виденным, лучше усвоить увиденное и услышанное, закрепить материал в памяти. И это «свободное» время наполнено мыслительной деятельностью экскурсантов. Не в меньшей степени паузы необходимы экскурсоводу для кратковременного отдыха. Паузы при каждой конкретной экскурсии планируют в зависимости от маршрута. Больше пауз бывает в загородных экскурсиях.

Важную роль играет правильное использование пауз. Не следует использовать время перерывов для обмена впечатлениями об экскурсии, обсуждения увиденного и услышанного. Такие обсуждения методически неоправданны, т.е. они разрушают «ткань» экскурсии, возбуждают аудиторию и снижают в дальнейшем уровень восприятия материала.

Соблюдение требований методики помогает экскурсоводу донести до аудитории знания в форме, отличной от лекции, беседы, устного журнала, тематического вечера, а также обеспечить устойчивый интерес к теме на протяжении всей экскурсии. Это особенно важно для той части экскурсии, где много места занимает рассказ. Здесь у экскурсантов могут появиться моменты так называемого кризиса внимания, который у слушателей лекций, как утверждают исследователи, наступает на 14-й, 25-й, 34-й минутах и т.д. Экскурсионная методика рекомендует в момент, когда внимание к рассказу начинает ослабевать, вводить новый объект показа. Когда в ходе показа объект перестает привлекать внимание группы, экскурсовод может сообщить интересный пример, какие-то подробности о событии. На этом построен методический прием новизны материала. Если такой момент наступает, когда группа находится возле объекта, необходимо сократить на 2–3 минуты пребывание на остановке и продолжить движение по маршруту, сопровождая его рассказом. Если же внимание экскурсантов ослабевает во время движения автобуса, то следует приостановить движение для осмотра памятников. Если представится возможным, нужно выйти из автобуса и продолжить путь к очередному памятнику пешком.

Методика рекомендует и другие способы для сохранения и восстановления внимания экскурсантов: прослушивание звукозаписи, показ диапозитивов или слайдов, использование наглядных пособий из «портфеля экскурсовода». Методика проведения экскурсий строится с учетом интереса экскурсантов. Важно добиваться, чтобы интерес экскурсантов к теме и материалам экскурсии формировался до начала показа и рассказа. С этой целью используют вступительное слово экскурсовода.

Практика показывает, что в первые минуты внимание экскурсантов обеспечивается их интересом к теме. Затем внимание поддерживается увлекательностью рассказа и такими качествами объектов, как их известность, экзотичность, познавательная ценность. Устойчивости внимания способствует также правильная последовательность показа объектов.

Одна из трудностей в разработке методики показа состоит в том, что нередко рядом с объектом, который показывается по теме, расположен другой, не имеющий отношения к теме, но более привлекательный по своему внешнему виду. Естественно, что такой объект бросается в глаза. С методической точки зрения вопрос может быть решен различными путями: а) можно дать краткую справку о ненужном объекте. Например, сказать, что это здание не имеет исторической ценности, что при его постройке допущено смешение архитектурных стилей; б) умолчать об объекте; в) так подойти к нужному объекту, чтобы посторонний объект был увиден экскурсантами позже.

Методика использует различные средства усиления внимания экскурсантов: обращение экскурсовода к группе с предложением, неожиданным вопросом; выявление интересной детали в памятнике. Усилия экскурсовода могут быть также направлены на необходимое распределение внимания между объектами. Например, показ архитектурного ансамбля предваряет осмотр городской панорамы. Для каждой экскурсии должны быть определены моменты переключения внимания с одного объекта на другой.

Методика проведения экскурсии, эмоциональность экскурсовода, его жесты и мимика, расстановка группы у объекта, использование звукоусилительных устройств – все это должно быть направлено на преодоление уличного шума, на предельно возможную в городских условиях нейтрализацию посторонних раздражителей. Необходимо, как говорят психологи, «держать эти раздражители на заднем фоне сознания».

Важное требование методики состоит в том, чтобы все основные объекты и раскрываемые на них подтемы были объединены в единое целое. Помимо логической последовательности «размещения» объектов на маршруте, своеобразного нарастания в их показе, наличия кульминационного пункта (т.е. момента наивысшего напряжения в раскрытии темы), необходимы также увязка подтем, определенный подбор логических переходов. Поэтому методика требует правильной организации и использования пауз между объектами, определенной логики в изложении содержания основных вопросов, тематичности справок во время переездов между объектами.

С учетом требований методики строится и рассказ на экскурсии, определяются его содержание, продолжительность, форма, связь рассказа с показом. Эта работа имеет свои сложности. Например, как подойти к методической подготовке рассказа после того, как объект показа определен? С чего начинать рассказ и как его построить? Как организовать наблюдение объекта? Это зависит прежде всего от внешнего вида объекта, степени его сохранности, от того, насколько полное представление о своей сущности, назначении, событиях, с ним связанных, он сам способен дать.

Практически рассказ может быть основан на одной из двух позиций:

– экскурсионный объект (памятник, место события) дошел до нашего времени в полной сохранности (т.е. без каких-либо изменений и перестроек, утраты отдельных частей);

– экскурсионный объект не дошел до нас в своем первоначальном виде.

В первом случае рассказ начинают с описания события, раскрытию которого посвящена подтема. Во втором случае рассказ направляют сначала на реконструкцию объекта и только после этого излагается событие.

Задача рассказа – подготовить экскурсантов к наблюдению объекта. Методика учитывает способность объекта привлекать внимание. Эта способность не безгранична по времени. Один объект экскурсанты будут с неослабевающим вниманием наблюдать 10–15 мин, другой – не более 2–3 мин. Это качество объекта оказывает влияние на размер рассказа. Продолжительность пояснений, справок, цитат, литературного монтажа не должна быть более длительной, чем способность объекта своим внешним видом, своими особенностями привлечь внимание экскурсантов.

На вопросы о соотношении показа и рассказа, об их последовательности методика дает однозначный ответ: от показа к рассказу. Начинать следует с показа, со зрительных или иных впечатлений (осязательных, обонятельных) и затем уже вводить рассказ. Однако требования экскурсионной методики, ее аксиому: показ опережает рассказ – не следует понимать буквально. Иногда экскурсовод начинает очередную подтему со словесных указаний – куда, как и на какой именно объект следует смотреть экскурсантам. Эти слова являются началом показа. Методика требует, чтобы логический переход был связкой между двумя зрительно воспринимаемыми сюжетами, т.е. представлял собой словесно-зрительный мостик.

Методическая оправданность рассказа зависит не только от степени сохранности памятника, его отношения к теме экскурсии, но и от характера самого объекта. Если речь идет о памятнике, расположенном на городской площади, то рассказ будет одной формы, а если об оборонительном сооружении на поле сражения минувшей войны, то рассказ будет другой формы. Если это произведение изобразительного искусства, то рассказ будет иметь иную структуру. Первая часть рассказа такого рода – анализ картины, вторая – характеристика художника, эпохи, когда он жил и творил. Однако в любом случае, какую бы структуру и форму не имел рассказ, он должен быть экскурсионным, т.е. связанным с главным элементом экскурсии – показом.

Несоблюдение требований методики приводит к такому недостатку в проведении экскурсии, как лекционность. Лекционность при раскрытии темы состоит в том, что рассказ строится в отрыве от показа, не подкреплен наблюдениями экскурсантов. Лекционность построена на обмене местами двух элементов экскурсии – показа и рассказа, когда первичным становится рассказ, а показ становится вторичным или вообще отсутствует.

Еще одно требование экскурсионной методики – не считать работу законченной после того, как определен методический прием. Задача методики – подсказать пути для наиболее эффективного применения этого приема, т.е. дать экскурсоводу «ключ» к использованию приема на практике.

Методика требует, чтобы экскурсант не только познакомился с объектами, но и правильно их воспринял, дал объективную оценку всему, что с ними связано, правильно толковал увиденное и услышанное. Важную роль в этом играют эмоциональные моменты. Они широко используются в экскурсии, воздействуют на чувства ее участников, вызывая радость, восхищение, гордость, возмущение, гнев и т.д.

Методика в своих рекомендациях учитывает эмоциональную сторону дела. Эмоциональное воздействие на аудиторию оказывает не только рассказ, но и показ таких предметов, как пробитая осколком снаряда гимнастерка, надпись на стене дома на Невском проспекте в Петербурге: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Такие же эмоции вызывают встречи с местами известных экскурсантам событий: дуэли и смертельного ранения А. С. Пушкина, бессмертного подвига Александра Матросова и др.

Интересны результаты анкетного опроса участников одной из московских экскурсий. На вопрос: «Что в экскурсии вам больше всего зрительно запомнилось?» – большинство ответило, что это была картина древней Москвы, «показанная» возле Малого театра. В таком ответе нет ничего удивительного: на этом месте в показе экскурсовод умело использовал прием реконструкции. Это позволило экскурсантам вместо современной асфальтированной улицы с троллейбусами и автомашинами увидеть реку Неглинку, на месте современных зданий – ее берега, женщин, стирающих белье, и верховых воинов, съезжающих к реке по косогору от старого Кремля. Так же легко запоминаются картины и события в других экскурсиях, а экскурсанты и не подозревают, что «повинна» в этом методика. Требования методики по отношению к каждой экскурсии носят конкретный характер.

Из книги Экскурсоведение. Учебник автора Емельянов Борис Васильевич

2.1. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКСКУРСИОННОЙ МЕТОДИКИ В педагогике методикой обучения называют систему правил и методов преподавания наук, передачи учащимся знаний, а также систему приемов обучения и воспитания молодежи. Свое название методика получила от греческого слова

Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИКИ Экскурсионные учреждения России используют различные пути повышения качества методической работы:Первый путь - систематическое пополнение и обновление знаний методистами и экскурсоводами, их обучение в высших учебных заведениях, на

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

2.2.5. Технотронные методики Современная наука предложила много специфичных способов для управления поведением, мыслями и чувствами человека. При этом в частности используют:- нижепороговое аудиовизуальное

Из книги Как учить чужой язык? автора Хрипко Антон

Из книги Криминалистика. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

Из книги Лучшее для здоровья от Брэгга до Болотова. Большой справочник современного оздоровления автора Моховой Андрей

97. Структура типовой методики расследования преступлений Большинство методик расследования включает в себя следующие части. 1. Криминалистическая характеристика преступлений. Другая, более распространенная, точка зрения: «криминалистическая характеристика

Из книги Справочник восточной медицины автора Коллектив авторов Из книги Уроки чемпиона мира по бодибилдингу. Как построить тело своей мечты автора Спасокукоцкий Юрий Александрович

Из книги автора

Из книги автора

Глава 2 Двенадцать принципов методики Фактически эта глава является самой важной во всей книге: в ней излагаются принципы, на которых базируется моя методика. Если вы ленитесь прочесть книгу целиком, прочтите хотя бы эту главу. Она не такая уж и большая, но после ее

Из книги автора

Глава 3 Краткое научное обоснование методики Идеальной тренировочной системы не существует. Нет такой системы тренинга, которая гарантировала бы выдающийся результат всегда и абсолютно всем по ней тренирующимся. Зато есть системы, которые приносят результат единицам,

Из книги автора

Глава 4 Принципы методики для начинающих Эта глава посвящена исключительно тем, кто только начинает свой путь в бодибилдинге и фитнесе. Частично об адаптации моей методики для начинающих я рассказал в главе «12 принципов методики», сейчас же я хочу развить эту

Выбор редакции
Началом Второй мировой войны считают нападение Германских войск на территорию Польши 1 сентября 1939 году. Через 2 дня страны-партнеры...

Убитые немецкие солдаты и брошенная немецкая артиллерия во время декабрьского контрнаступления Красной Армии под Москвой. Для...

Катуков Михаил Ефимович (4 сентября 1900 год, село Большое Уварово Коломенского уезда, Московская губерния, Российская империя, ныне...

Молчание (Звезда) Энергия целого завладела вами. Вы захвачены, вас больше нет, есть целое. В то мгновение, когда молчание проникает в...
Таро Райдера Уэйта - это универсальная и одна из наиболее часто используемых колод во всем мире. Она была создана в 1901 году известным...
Таро Водолея - магическая колода, созданная в России Таковыми легко пользоваться, как опытным тарологам, так и тем людям, которые только...
Зеленые насаждения в сновидениях – прекрасный символ, обозначающий духовный мир человека, расцвет его творческих сил.Знак сулит здоровье,...
К чему снится заводитьЛетний сонникЗаводить (накручивать) бигуди – К свиданию.Заводить машину – Заводить машину во сне - к дальней...
Каждое сновидение, увиденное человеком, может нести в себе скрытый смысл. И, чтобы узнать больше о будущем и настоящем, нужно истолковать...