Арсений, митрополит Липецкий и Задонский (Епифанов Юрий Александрович). Преосвященный фома Кто такой викарий святейшего патриарха


Архимандрит Тихон (Шевкунов) и игумен Парамон (Голубка) избраны викарными епископами Московской епархии, сообщает пресс-служба Московского патриархата Русской православной церкви. Теперь, согласно Уставу РПЦ, отец Тихон Шевкунов в будущем может законно претендовать на титул патриарха, естественно, только когда место предстоятеля РПЦ освободится.

Формальности улажены

Как сообщили в Московском патриархате, 22 октября 2015 года в ходе заседания Священного Синода было заслушано сообщение патриарха Московского и всея Руси Кирилла о необходимости иметь еще двух викарных епископов. После этого Синодом было принято решение избрать наместника Сретенского ставропигиального мужского монастыря Москвы архимандрита Тихона (Шевкунова) викарием Московской епархии с титулом «Егорьевский». Вторым викарием Московской епархии с титулом «Бронницкий» был избран наместник Донского ставропигиального мужского монастыря Москвы игумен Парамон (Голубка). То, что такое решение было принято в отношении одного из самых популярных священников Русской православной церкви отца Тихона Шевкунова, сразу вызвало большой интерес и много различных толков.

Кто такой отец Тихон Шевкунов

57-летний Тихон Шевкунов - фигура яркая и интересная. Он родился 2 июля 1958 года в Москве. В 1982 году будущий священник окончил сценарный факультет ВГИКа, однако не стал связывать свою жизнь с кинематографом, а сразу после окончания вуза поступил послушником в Псково-Печерский монастырь. Духовником Шевкунова стал знаменитый архимандрит Иоанн (Крестьянкин) - один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви конца XX – начала XXI века. Во время первой и второй чеченских войн Шевкунов неоднократно вместе с братией Сретенского монастыря возил в Чечню с гуманитарную помощь. Благодаря талантам и личным качествам Шевкунова его карьера в РПЦ складывалась успешно. О. Тихон является наместником московского Сретенского монастыря, ректором Сретенской духовной семинарии, ответственным секретарем Патриаршего совета по культуре. Шевкунов принимал активное участие в процессе воссоединения Русской православной церкви с Русской зарубежной церковью (РПЦЗ), входил в состав Комиссии Московского патриархата по диалогу с РПЦЗ. Архимандрит Тихон – автор более десятка книг о православии для взрослых и детей. Книга о. Тихона «Несвятые святые» стала бестселлером с тиражом более миллиона экземпляров и приобрела популярность, в том числе среди либеральной общественности. Об этой книге, как о крайне интересном и поучительном чтении, упоминал в том числе и президент России Владимир Путин . Также Шевкунов преуспел и в своей первой специальности – кинематографе. Он автор нескольких документальных фильмов, посвященных истории православия. В 2008 году его фильм «Гибель империи. Византийский урок» удостоился престижной российской кинопремии «Золотой орел». Кроме того не является секретом, что Тихон Шевкунов весьма близок к Кремлю, а точнее к президенту РФ Владимиру Путину. По неофициальной информации, о. Тихон является (или был) духовником президента. Из официальных источников известно, что о. Тихон несколько раз сопровождал главу государства, как во время частных, так и во время официальных поездок. С 22 марта 2011 года Тихон Шевкунов является членом Высшего церковного совета Русской православной церкви.

Немного конспирологии

По мнению одного из популярных российских блогеров – новгородского историка Николая Подосокорского , – назначение Шевкунова епископом может означать для РПЦ начало своего рода операции «преемник», поскольку теперь архимандрит Тихон может официально просматриваться как претендент на патриарший «престол». Подосокорский утверждает, что «слухи о том, что в Кремле хотели бы видеть именно Шевкунова во главе РПЦ, ходили давно», однако, согласно Уставу Русской православной церкви, ранее он формально не мог претендовать на эту должность, так как не был архиереем. Блогер напоминает, что, согласно ныне действующему Уставу РПЦ, кандидат на патриаршее место должен отвечать нескольким требованиям. Он должен быть не моложе 40 лет, являться архиереем Русской православной церкви, иметь высшее богословское образование и достаточный управленческий опыт, отличаться приверженностью к каноническому православию, а также иметь хорошую репутацию и пользоваться уважением, как в церковной среде, так и за ее пределами. Всем этим требованиям о. Тихон вполне соответствует, но есть одно препятствие – действующий патриарх Кирилл (Гундяев ), которому всего 68 лет, избран на этот пост пожизненно. Однако, как пишет блогер, согласно Уставу РПЦ, патриарха теоретически может отправить в отставку Поместный Собор, также есть и другие вполне легальные способы осуществить замену предстоятеля. Подосокорский напоминает, что с именем действующего патриарха связано несколько громких скандалов, связанных со слухами, что глава РПЦ якобы слишком привержен к роскоши и ведет жизнь, далекую от правил монашеской жизни, которым он должен следовать. Именно это в Кирилле не нравится как либеральной, так и консервативной части общества, которая хотела бы видеть в Русской православной церкви более уважаемую и авторитетную силу, не замешанную в скандалах, особенно коррупционного свойства. В последнее время, напоминает блогер, патриарх Кирилл стал гораздо реже появляться на центральных телеканалах. Также автор статьи не исключает, что раздражение в Кремле могут вызывать скандальные заявления "правой руки" патриарха – главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина . По мнению блогера, если замена Кирилла на образованного, талантливого и яркого Шевкунова, который сможет поднять в обществе престиж РПЦ, реальный сценарий, то вслед за нынешним патриархом, скорее всего, придется уйти и некоторым особенно одиозным фигурам. Речь идет всё о том же Всеволоде Чаплине, а также об ультраконсервативном протоиерее Димитрии Смирнове . Записали? Федеральному агентству новостей не удалось получить комментарий у отца Тихона по поводу этих слухов. Самое интересное, что от комментариев отказались и несколько религиоведов, вероятно, считая тему слишком скользкой. А вот известный своими ультраконсервативными взглядами протоирей Димитрий Смирнов в ответ на просьбу прокомментировать слух о возможной смене патриарха сказал дословно следующее: - Русская православная церковь такими глупостями, как бабьи слухи, не занимается. Записали? - Да. - Ну, вот так и напечатайте. Храни вас Бог, - ответил о. Димитрий.

Дата рождения: 3 марта 1955 г. Страна: Россия Биография:

В 1976-1979 гг. учился в Московской духовной семинарии, затем — в , которую окончил в 1983 г.

В 1983-1989 гг. являлся референтом и личным секретарем , впоследствии Патриарха Московского и всея Руси.

28 августа 1984 г. рукоположен в сан диакона, 28 августа 1986 г. — в сан иерея, с 1988 г. служил в Свято-Троицком соборе .

30 сентября 1989 г. пострижен в монашество, 5 октября в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры хиротонисан во епископа Ладожского.

Участвовал в работе комиссий по освидетельствованию возвращаемых Церкви и вновь обретаемых святых мощей: св. блгв. кн. Александра Невского (1988 г.), преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1990 г.), прп. Серафима Саровского (1991 г.), свт. Иоасафа Белгородского (1991 г.), свт. Тихона, Патриарха Московского и всея России (1991 г.), блж. Матроны (1998 г.).

В 1994-1997 гг. являлся председателем Научно-редакционного совета по изданию «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова).

С 1998 г., со дня основания, возглавляет Научно-редакционный совет по изданию .

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 1 апреля 2009 г. первым викарием Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве.

Распоряжениями Святейшего Патриарха Кирилла от 16 июля 2019 г. от должности первого викария Патриарха Московского и всея Руси и от управления приходами Центрального и Южного викариатств г. Москвы.

[лат. vicarius букв.-заместитель], церковная должность, связанная с исполнением обязанностей заместителя или помощника церковного администратора; в РПЦ и нек-рых др. правосл. Церквах - должность помощника правящего епархиального архиерея, к-рая учреждается для оказания помощи архиерею в управлении епархией.

Первоначально слово vicarius как адм. термин стало употребляться в сфере гос. управления Римской империи. При имп. св. равноап. Константине I Великом империя была разделена на 4 префектуры: Галлию, Италию, Иллирик и Восток, при этом имперские столицы Рим и Нов. Рим - К-поль не входили в префектуры. В свою очередь префектуры делились на диоцезы. Так, в префектуру Восток входили диоцезы Асия, Понт, Фракия, Восток и Египет. Каждый диоцез включал неск. провинций. Начальствующее лицо префектуры именовалось префектом претория (praefectus praetorio), а правитель диоцеза назывался В., по-гречески - экзархом (ἔξαρχος). В., как и вышестоящий префект, назначался императором и в пределах своего диоцеза пользовался полномочиями префекта в отношении надзора за правителями провинций, но если в диоцезе присутствовал сам префект, В. терял какую бы то ни было власть в нем. Тем самым полномочия В. приобретали двойственный характер: он был, с одной стороны, начальником области, вверенной его власти самим императором, а с др.- всего лишь заместителем вышестоящего должностного лица, префекта, исполнявшим свои правительственные функции в диоцезе в отсутствие самого префекта. До известной степени аналогичный характер имеют и полномочия В. в Церкви, в т. ч. и викарного епископа.

Отдаленными предшественниками позднейших викарных епископов были хорепископы (τῶν χωρῶν ἐπίσκοποι). Неокесарийский Собор именует их «сослужителями епископов», «поставленными во образ семидесяти апостолов» (прав. 14). В IV в. хорепископы, зависящие от епархиального архиерея, поставлялись почти в каждой епископии (в малых городах и в селах). Антиохийский Собор права хорепископов определил так: «Святый Собор за благо разсуждал, чтобы состоящие в малых градах или селах предстоятели, или так именуемые хорепископы, знали свою меру... чтобы они управляли токмо подчиненными им церквами, и ограничивали ими свое попечение и распоряжения: чтобы поставляли чтецов, иподиаконов и заклинателей... а поставляти пресвитера или диакона не дерзали без воли сущаго во граде епископа, которому подчинен хорепископ и его округ» (прав. 10). Древние хорепископы, как видно, в отличие от викарных епископов нового времени управляли своей малой областью, составлявшей часть епархии, хотя и не вполне самостоятельно, в чем, собственно, и усматривается сходство этого института с институтом викарных епископов; как не вполне самостоятельные архиереи, они могли рукополагать лишь по поручению правящего епископа (Анкир. 13; Антиох. 10; VII Всел. 14; ср. Васил. 89).

Уже в сер. IV в. институт хорепископства стал исчезать из жизни Церкви. Лаодикийский Собор запретил ставить новых хорепископов: «Не подобает в малых градах и селах поставляти епископов, но периодевтов; а поставленным уже прежде, ничего не творити без воли епископа града» (прав. 57). Периодевтами становились только пресвитеры. Но и после того, как прекратилась практика поставления хорепископов, в нек-рых епархиях в помощь правящему епископу посвящались епископы-помощники, с титулами ранее существовавших и упраздненных епархий - титулярные епископы , к-рые послужили ближайшим прообразом викарных епископов.

Институт викарных епископов неизвестен Др. Руси, хотя древнерус. архиереи часто имели наместников, к-рые обладали адм. и судебной властью в значительных городах епархии, где они представляли правящего епископа. Первоначально наместники обыкновенно были в пресвитерском сане, а начиная с XIV в., когда при епископах состояли в значительном числе служилые бояре и боярские дети, наместники часто назначались из этой среды, т. е. миряне. В известной степени подобные наместники напоминают институт В., сложившийся уже к этому времени в католич. Церкви.

Кроме того, при первосвятителях-митрополитах иногда состоял епископ, помогавший ему в управлении его епархией. Так, свт. Алексий при жизни св. митр. Феогноста, именуясь еп. Владимирским, не имел своей епархии, но был помощником первоиерарха.

С 1454 г. епископы Сарские и Подонские, поселившиеся близ Москвы в Крутицах и неофициально называвшиеся Крутицкими, исполняли обязанности помощников Московских Первосвятителей в управлении митрополичьей областью . Но прямыми предшественниками викарных епископов они считаться не могут, поскольку за ними оставалась их Сарская и Подонская епархия с ее немногочисленными приходами в Диком поле и иных местах, где посреди мусульм. большинства сохранялось еще правосл. население. По учреждении Московского Патриаршества они стали носить титул митрополитов Крутицких.

В состав Архиерейского Собора на основании ныне действующего Устава с правом решающего голоса входят только те викарные епископы, к-рые возглавляют синодальные учреждения и духовные академии или имеют каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами (III 1). Викарные епископы, «имеющие каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами», - это те архиереи, к-рые, будучи по титулу В. Московского Патриарха, управляют приходами РПЦ на канонической территории Православной Церкви в Америке , таковыми в наст. время являются епископ Зарайский, управляющий приходами Московского Патриархата в США, и архиепископ Каширский, управляющий приходами Московского Патриархата в Канаде. Ранее таковые викарные епископы не были членами Архиерейского Собора. Все остальные викарные епископы могут участвовать в заседаниях Архиерейского Собора без права решающего голоса (III 1).

В РПЦ сохраняется обычай, по к-рому викарные епископы в отличие от правящих в своем титуле имеют наименование одного города. Только часть В. в наст. время исполняет обязанности, связанные с помощью правящему архиерею в управлении епархией. Ряд В. Святейшего Патриарха, нося титулы городов Московской епархии, имеют различные должности по высшему церковному управлению. В. в РПЦ, как и правящие архиереи, могут иметь сан епископов, архиепископов и митрополитов.

В РПЦ в 2004 г. было 25 кафедр викарных епископов: Верейская, Видновская, Дмитровская, Егорьевская, Зарайская, Истринская, Каширская, Клинская, Красногорская, Люберецкая, Можайская, Орехово-Зуевская, Подольская, Сергиево-Посадская, Раменская - в Московской епархии, Тихвинская - в С.-Петербургской, Людиновская - в Калужской, Шацкая - в Рязанской, Балтийская - в Смоленской, Керченская, Сергиевская - в Сурожской, а также в Украинской Православной Церкви: Васильковская и Почаевская, Вышгородская, Переяслав-Хмельницкая - в Киевской, Изюмская - в Харьковской епархиях.

Институт викарных, или титулярных, епископов существует и в др. правосл. Церквах, но само наименование «викарный епископ», «викарий» появилось в нек-рых из них, очевидно, по примеру Русской Церкви. Викарные епископы поставляются, в частности, в Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Американской Церквах. В нек-рых др. Церквах, напр. К-польской и Александрийской, их именуют титулярными епископами. При этом в соответствии с уставами этих Церквей В., как правило, входят в качестве полноправных членов в Соборы с участием клириков и мирян, но в нек-рых из них (Сербской, Болгарской, Американской) они не входят в Архиерейские Соборы, имеющие в этих Церквах различные наименования.

Викарные епископы в правосл. Церкви не могут принимать самостоятельных решений о рукоположениях: совершать посвящения во диакона или пресвитера они могут только по благословению правящего архиерея, обладающего полнотой канонической епископской власти. В этом отношении викарные архиереи находятся в положении, аналогичном положению епископов, ушедших на покой.

Прот. Владислав Цыпин

Термин «викарий» получил широкое распространение в католич. Церкви еще в эпоху средневековья. С т. зр. правосл. экклезиологии не имеет никаких оснований тот факт, что среди титулов главы Римско-католической Церкви, папы, есть «викарий Христа» (vicarius Jesu Christi - СIС 331), часто переводимый как «наместник Христа», а по тому смыслу, к-рый вкладывается в этот титул католич. богословием и каноническим правом,- «заместитель Христа». Эта должность принадлежит ему как преемнику апостола Петра, «князя апостолов» на языке традиц. католич. экклезиологии.

Термин «викарий» употреблялся на Западе уже в древней Церкви как наименование должности заместителя, или представителя, папы, епископа Рима. «Апостолические викарии» (vicarii apostolici) именуются также «прирожденными легатами» (legati nati), если исполнение соответствующих обязанностей сопряжено не с личностью епископа, а с занимаемой им кафедрой, первенствующей в той или иной церковной области, так что уже через поставление на нее епископ приобретает звание легата. Такие В. назначались папами со 2-й пол. IV в. (Naz R . Vicaire apostolique. Col. 1481). Они наделялись высшими правительственными полномочиями в области своей юрисдикции, в частности по созыву Соборов, по судебному рассмотрению тяжб между епископами, по принятию апелляций. Папскими В. и одновременно прирожденными легатами были архиепископы Арелатский в Галлии, Севильский в Испании, Фессалоникийский в Иллирике (до VIII в., когда Иллирик с Фессалоникой был передан в иконоборческую эпоху из юрисдикции Римских пап в юрисдикцию К-польских Патриархов). Институт апостолических В. в определенной мере аналогичен институту экзархов в Вост. Церкви, начиная с V в., когда возглавляемые экзархами «великие области» утратили свою автокефалию .

В IX в. В. Галлии и Германии был назначен архиепископ г. Мец. В XI в. этого титула были удостоены архиепископы Зальцбургский, «примас Германии», Майнцский, Трирский, Гамбург-Бременский, к-рые одновременно являлись кардиналами и обладали широкими адм. и судебными полномочиями. Эти апостолические В. носили также титул «legati a latere» (легатов из ближайшего окружения). Вообще до XII в. апостолическими В. называли тех, кого в наст. время именуют легатами (Ibidem).

Новое употребление термин «апостолический викарий» получил в XVII в., когда перед католич. Церковью встала необходимость миссионерской деятельности в протестант. странах Европы, с одной стороны, и в странах Нового Света, в Африке и на Дальн. Востоке - с др. Действовавшие на этих территориях католич. миссии были подчинены непосредственно папе в качестве его «всеобщего епископа» (episcopus universalis). При успехе миссии в к.-л. местности миссионерство организовывалось в апостолический викариат, глава к-рого, назначаемый и смещаемый Римской курией, управлял им от имени папы. «Апостолический викариат или апостолическая префектура есть определенная часть народа Божия, которая ввиду особых обстоятельств еще не образует диоцез и которая вверяется пастырскому попечению апостолического викария или апостолического префекта, чтобы они управляли ею от имени Верховного Первосвященника» (СIС 371. 1). В рамках таких викариатов в течение долгого времени была организована католич. миссия на территории Англии, Голландии, Скандинавских стран и в протестант. областях Германии. Епископское устройство возникло там в кон. XVIII-XIX в., а в Скандинавии - только в 50-х гг. XX в. Апостолические викариаты образовывались начиная с кон. XVI в. в странах Азии и Африки. В наст. время они действуют в Йемене, Камбодже, Кувейте, Лаосе, Ливии, Эфиопии и ряде др. государств.

В XIX в. «военным викарием» (vicarius castrensis) именовался глава военного духовенства в Австро-Венгрии, кроме того, аналогичный титул имели нек-рые католич. епископы в миссионерских странах: в Китае, на о-вах Тихого океана.

Должность «викарий» существует в католич. Церкви и на уровне диоцезального, или епископского, управления. Причем носителем такой должности может быть как епископ, так и пресвитер. Викарные епископы в католич. Церкви в этом значении термина напоминают В. в Русской Православной Церкви.

Викарные епископы называются также титулярными (episcopi titulares), т. к., имея титул, они не обладают соответствующей ему юрисдикцией, иначе говоря, кафедра, наименование к-рой они носят в своем титуле, в действительности не существует, как не существует и соответствующих им еп-ств, а сами эти епископы являются только помощниками или заместителями правящих епископов. Наименование титулярных епископов - episcopi in partibus infidelium (епископы в странах неверных) - сохранялось до кон. XIX в.

Происхождение титулярного епископата связано с нормой 8-го прав. Вселенского I Собора , к-рое не допускает существования 2 епископов в одном городе. В связи с этим, когда в управлении обширными епархиями возникла необходимость в помощи правящему архиерею со стороны др. епископа, в особенности в совершении рукоположений, то этим епископам-помощникам стали давать фиктивные титулы (или по исчезнувшим городам). В отличие от католич. Церкви в правосл. Церкви, в частности Русской, они, как правило, носят титулы меньших городов тех же самых епархий, где они осуществляют свое служение.

В католич. Церкви появление титулярных епископов исторически оказалось связано с изгнанием в XIII в. язычниками пруссами и ливами епископов из прибалтийских еп-ств и одновременным удалением католич. епископов с Балкан и из Леванта после падения Латинской империи и неудач крестоносцев на Ближ. Востоке. Утратившие свои кафедры епископы, сохраняя прежние титулы, становились помощниками правящих епископов Зап. Европы с ее относительно обширными еп-ствами (диоцезами). Впосл. эта практика была институализирована и получила широкое распространение. В этом отношении аналогию с католич. епископами «in partibus infidelium» представляют такие кафедры Русской Церкви, как Сурожская или Корсунская, хотя они являются не викарными, но епархиальными. Титулярные епископы в католич. Церкви в наст. время особенно часто носят в титуле наименования городов Карфагенской (Африканской) Церкви, где до завоевания Африки арабами было особенно много епископских кафедр.

Викарные епископы в католич. Церкви назначаются папой либо по его собственному усмотрению, когда в этом возникает необходимость, либо по просьбе диоцезального епископа. Чаще всего викарные епископы назначаются в общирные еп-ства, в отдельных случаях также ввиду преклонных лет или болезни правящего епископа.

В позднее средневековье и в Новое время, когда ряд епископов, особенно в Германии, обладали гос. суверенитетом, причем на территориях, необязательно совпадающих с областью их церковной юрисдикции, таковыми епископами обыкновенно поставлялись выходцы из феодальной аристократии, и, как правило, они не получали епископской хиротонии, иными словами, обладая церковно-правительственной властью (potestas jurisdictionis) в своем еп-стве, не обладали властью совершать священнодействия (jura ordinis). В таком случае в еп-ство не получившего хиротонии епископа-князя назначался викарный епископ, к-рый и совершал богослужения, рукополагал пресвитеров. Отсюда характерное наименование викарных епископов в Германии в ту эпоху - Weihbischof (посвященный епископ, т. е. епископ, имеющий хиротонию). Исчезновение института не имевших хиротонии епископов относится уже к новейшему периоду и может быть поставлено в связь с упразднением церковных гос-в в Зап. Европе, за исключением Папской обл. , при Наполеоне.

Викарные епископы именуются либо епископами-помощниками (episcopus auxiliaris), либо епископами-коадъюторами (episcopus coadiutor) (CIC 403. 2). Различие в их статусе заключается в том, что коадъютор обыкновенно поставляется в случае преклонных лет или болезни правящего епископа и в отличие от епископа-помощника он обычно имеет право на преемство правящему диоцезальному епископу (cum jure successionis). При освобождении кафедры правящего епископа коадъютор автоматически становится правящим епископом, а епископ-помощник в аналогичном случае сохраняет только ту власть, к-рой он пользовался, когда кафедра была занята (CIC 409. 1). «Епископ-коадъютор и епископ-помощник,- согласно действующему Кодексу канонического права католич. Церкви,- помогают диоцезальному епископу во всем управлении диоцезом и замещают его в его отсутствие или при наличии для него препятствий» (CIC 405. 2).

Помимо викарных епископов-помощников или коадъюторов, к-рые назначаются лишь в особых случаях, во всех епископальных (диоцезальных) куриях католич. Церкви лат. обряда существует должность генерального В. (vicarius generalis), к-рый является помощником правящего епископа по осуществлению правительственных, и в частности адм. прав епископа. До XIV в. генеральные В. назначались лишь в вакантные диоцезы. Затем они стали назначаться и в те диоцезы, где присутствует епископ. При этом, однако, назначение или неназначение генерального В. предоставлялось усмотрению диоцезального епископа, принудить его к такому назначению папа мог лишь в случае недостаточного знакомства епископа с каноническим правом или при обширности еп-ства. Действующий Кодекс предусматривает существование должности генерального В. во всех еп-ствах (CIC 475. 1).

Если в еп-стве (диоцезе) есть епископ-коадъютор или епископ-помощник, то таковой и становится одновременно генеральным В. (CIC 406. 1) либо епископским В. (vicarius episcopalis; должность учреждена после Ватиканского II Собора - Юркович . С. 116). В большинстве же еп-ств, где викарных епископов нет, генеральный В. назначается, а также при необходимости увольняется самим правящим епископом из числа пресвитеров. Ранее он мог и не иметь священного сана, но должен был непременно принадлежать к клиру, т. е. иметь тонзуру.

Если правящий епископ сочтет целесообразным, он может, помимо генерального В., назначить одного или неск. епископских В., полномочия к-рых отличаются от полномочий генерального В. тем, что они осуществляют их лишь применительно к части еп-ства, или к определенной группе верующих, напр. к монашествующим, или по определенному кругу вопросов.

Генеральные и епископские В. назначаются из лиц в пресвитерском сане, «не моложе 30 лет, имеющих степень доктора или лиценциата канонического права или богословия или, по крайней мере, подлинно сведущих в этих науках, известных приверженностью учению Церкви (sancta doctrina), честностью, благоразумием и опытом ведения дел» (CIC 478. 1). При этом генеральный или епископский В. не может быть одновременно каноником-пенитенциарием либо находиться в родстве с диоцезальным епископом до 4-й степени включительно. Полномочия генеральных и епископских В. упраздняются в случае наступившей вакантности епископской кафедры.

«В силу самoй должности генеральный викарий во всем диоцезе располагает исполнительной властью (potestas executiva), по праву принадлежащей диоцезному Епископу, а именно властью издавать все административные акты - за исключением тех, что Епископ сохранил за самим собой, а также тех, что по нормам права требуют особого мандата Епископа» (CIC 479. 1). Генеральные и епископские В. рассматриваются юридически как одна инстанция с диоцезальным епископом, поэтому апелляции на их действия подаются не диоцезальному епископу, а в вышестоящую инстанцию - архиепископу, по отношению к к-рому диоцезальный епископ является суффраганом (CIC 1438. 1).

В католич. Церкви термин «викарий» употребляется также применительно к главе т. н. деканата, т. е. округа, состоящего из неск. приходов, подобного благочинническим округам Русской Православной Церкви. Декан, или vicarius foraneus, именуется также архипресвитером. Он назначается правящим епископом с учетом мнения духовенства деканата на определенный срок. В своем деканате vicarius foraneus поддерживает и координирует совместную пастырскую деятельность, следит за тем, чтобы клирики вели жизнь, подобающую их сану, заботится о совершении богослужения в соответствии с литургическими предписаниями, наблюдает за правильным ведением приходской документации и целесообразным распоряжением церковным имуществом.

Помощников или заместителей могут иметь и настоятели приходов. Институт приходского В. появился в XII в. (Р. Штригл) в силу целого ряда обстоятельств. Нередко настоятелями приходов становились, в качестве юридических лиц, аббатства и капитулы (это явление, получившее название «инкорпорации» приходов, возникло еще в X в. и все больше распространялось вплоть до конца средневековья). Вместе с тем на должность приходского настоятеля порой назначались лица, освобожденные от обязанности постоянно проживать в своих приходах (т. о. за счет приходских доходов обеспечивалось, в частности, содержание клирикам, занятым на адм. должностях в папской курии или королевской канцелярии). Наконец, несмотря на неоднократные запрещения, сохранялась практика соединения в руках одного настоятеля неск. приходов. Во всех подобных случаях появлялась необходимость найти В., к-рый на деле исполнял бы пастырские обязанности. Викариатские должности бывали как пожизненные (vicarius perpetuus), так и временные, или смещаемые (vicarius temporalis, amovabilis). Права и обязанности В., как и размер полагающегося ему содержания, определялись договором, к-рый он заключал с номинальным настоятелем прихода. Общее право Церкви на протяжении средневековья оставляло их отношения почти без всякого внимания.

В ср. века в обширных приходах, особенно в городах, для помощи приходскому настоятелю могли назначаться др. священники. Эта должность называлась в разных местах по-разному: socii sacerdotes, adjutores, suffraganei и проч.- к В. они не причислялись.

Кодекс канонического права 1917 г. (Can. 471-478) объединял под понятием приходского В. (vicarius paroecialis) лицо, замещающее настоятеля прихода в его отсутствие или, если он не мог исполнять свои обязанности (vicarius substitutus, adiutor и др.), и помощника настоятеля (vicarius cooperator). В ныне действующем Кодексе название «приходский викарий» сохранено только за последней должностью (CIC 545-552). В. может осуществлять пастырское служение как в пределах всего прихода, так и в определенной его части или же в отношении особой группы прихожан. Назначение на должность производится епархиальным епископом. Права и обязанности приходского В. определяются помимо общецерковного права уставом еп-ства и мандатом настоятеля прихода. В приходе может быть один или неск. приходских В.

Аналогичный институт приходских В. существует и в протестант. церквах. При этом, ввиду отсутствия в этих церквах священства, приходские В., равно как и настоятели приходов, не являются священнослужителями в собственном смысле слова ни с т. зр. правосл. экклезиологии, ввиду отсутствия в этих церквах преемства рукоположений от апостолов, ни в соответствии с учением самих этих церквей, отрицающим сакраментальный характер ординаций . Действительность же священства англикан. Церкви не признана ни правосл., ни католич. Церковью, что относится и к англикан. В., имеющим посвящение в сан пресвитеров.

Ист.: Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов. М., 18932; Собор, 1918; Положение об управлении Русской Православной Церкви. М., 1945; CIC, 1983; Устав, 1989; Устав, 2000.

Лит.: Никодим [Милаш], еп . Далматинский . Православное церковное право. СПб., 1897. С. 379-381; Павлов А . С . Курс церковного права. Серг. П., 1902. С. 250-251; Суворов Н . С . Учебник церковного права. М., 1912. С. 236-241; 261; Hartridge R . A . R . A History of Vicarages in the Middle Ages. Camb., 1930; Fournier E . L"origine du vicaire général et des autres membres de la curie diocésaine. P., 1940. Р. 283-400; Strigl R . Pfarrvikar // LTK. Bd. 8. Sp. 414; Naz R . Vicaire apostolique, auxiliaire, capitulaire et autr. // DDC. T. 7. Col. 1479-1504; Цыпин Вл ., прот . Церковное право. М., 1996. С. 283, 285, 287, 290; Юркович И ., пресв . Каноническое право о народе Божием и о браке. М., 2000. С. 115-116, 134-135.

Прот. Владислав Цыпин, А. В. Бусыгин

Епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Моисеев Николай Алексеевич) родился 30 апреля 1949 г. в Смоленской области.

По окончании средней школы служил в Вооруженных силах.

В 1975 г. окончил Московский государственный историко-архивный институт и до 1978 г. работал старшим научным сотрудником Государственного архива Московской области.

В 1975-1990 гг. — сотрудник Издательского отдела Московской Патриархии, редактор отделов «Проповедь», «Богословского отдела», заведующий отделом «Церковная жизнь». В составе научно-изследовательской группы по изданию Богослужебных книг в 1975-1990 гг. участвовал в издании Настольной книги священнослужителя (тт. 2-3), Миней «Сентябрь-Август» (тт. 1-12), других серийных и непериодических изданий. Авторские церковно-исторические статьи, исследования и проповеди опубликованы в «Журнале Московской Патриархии», «Богословских трудах» и других отечественных и зарубежных православных изданиях.

В 1978-1980 гг. проходил обучение в Московской Духовной Семинарии. В 1980-1984 гг. обучался в Московской Духовной Академии, которую окончил со степенью кандидата Богословия (работа «Святитель Иов, первый Патриарх Русской Церкви»). 6 января 1982 г., в навечерие Рождества Христова, рукоположен в сан диакона. 28 апреля 1983 г. пострижен в монашество в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры. День тезоименитства - 21 марта. 28 августа 1983 г., в Праздник Успения Пресвятой Богородицы, рукоположен в сан иеромонаха в Покровском храме Московской Духовной Академии.

В 1984-1989 гг. — преподаватель Московских Духовных Академии и Семинарии на кафедрах Истории Русской Церкви и Священного Писания Нового Завета. Одновременно нес послушания заведующего Библиотекой МДА и помощника инспектора. 4 декабря 1985 г. возведен в сан игумена. В 1989-1990 гг., в связи с открытием Киевской Духовной Семинарии, был направлен в Киево-Печерскую Лавру для организации учебного процесса в должности ученого секретаря, заведующего канцелярией и преподавателя.

В сентябре 1990 г. завершил послушание в Киеве и по возвращении был зачислен в братию Свято-Троице-Сергиевой Лавры. 14 декабря 1991 г. назначен настоятелем возвращенного Церкви и требующего возстановления Гефсиманского Черниговского скита. За десять лет Скит был возрожден из руин. Осуществлены реставрационно-строительные работы: возстановлены полуразрушенные соборный храм (освящены в 1998 г. центральный алтарь и два придела) и колокольня с двумя алтарями, монастырские стены и башни, братский двухэтажный корпус, дом старца Варнавы, построена и расписана братская трапезная, возрождены пещеры (произведен отвод воды из нижнего пещерного храма), облагорожен монастырский некрополь, построена Часовня над источником. Благодаря агиологическим исследованиям, в 1995 г. к лику Святых Русской Церкви причислен Преподобный старец Варнава Гефсиманский († 1906). Составлены житие, служба и акафист этому Святому, написана икона. В настоящее время он широко почитается православным народом. Святые мощи Преподобного Варнавы покоятся в соборном храме Скита.

28 апреля 1995 г. игумен Феофилакт возведен в сан архимандрита. Решением Священного Синода от 13 марта 2002 г. избран епископом Брянским и Севским. 20 апреля 2002 г., в Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, во время Божественной Литургии в Храме Христа Спасителя в Москве, Святейший Патриарх Алексий II возглавил епископскую хиротонию архимандрита Феофилакта.

За время служения епископа Феофилакта на Брянской Земле открыты 6 монастырей, возвращены Русской Православной Церкви, реставрированы и построены десятки храмов и часовен; Трубчевские пастырские курсы в 2003 г. преобразованы в Брянское Духовное Училище, в котором было принято обучение по программе Семинарии, в 2006 г. образовано Брянское Епархиальное женское Училище, ректором которых назначен правящий архиерей. При храмах действовало 86 Воскресных школ, в которых обучалось ок. 900 человек. В переданном епархии в 2003 г. и возстановленном полуразрушенном двухэтажном здании, расположенном в Брянском Кремле, размещено Брянское епархиальное управление, расписан и освящен Епархиальный храм в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. В переданном епархии в 2011г. трехэтажном здании бывшего профтехучилища, также расположенном на территории Кремля, был начат капитальный ремонт и разместились Брянские Духовные Училища.

В 2006 г. Брянской епархией заключено соглашение с Администрацией области и Департаментом образования о преподавании в 702 школах области и епархии предмета «Основы Православной культуры», в Брянском Государственном Университете по предложению епископа Феофилакта образован Теологический факультет. Подписаны соглашения о сотрудничестве с областными Управлениями культуры, Внутренних дел, МЧС и здравоохранения. Архипастырь был членом Общественного Совета Брянской области, Общественного Совета при УВД, сопредседателем рабочей Комиссии по возрождению Брянского Кремля.

По инициативе епископа Феофилакта в 2003г. было установлено празднование Собора Брянских Святых, составлены Служба и Акафист и написана икона; проведены исторические изследования о Святых и Святынях Брянской Земли, один из приделов Кафедрального Собора подготовлен для освящения Престола в честь этого Праздника. Второй придел - для Собора Всех Русских Святых. Построен и освящен деревянный храм в честь Новомучеников и Исповедников Брянских. При Епархиальном управлении были учреждены отделы: Агиологии, Отечественной культуры, Информационно-издательский, Миссионерского служения, Социального служения и благотворительности, Взаимодействий с органами исполнения наказаний, Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, казачеством, медицинскими учреждениями и другие. В 2007 г. в Брянской епархии были установлены Поклонные Кресты на местах, где некогда стояли Православные храмы и монастыри, а также в память о упокоении всех пострадавших православных христиан. У въезда в г.Брянск поставлен памятный Крест. Созданы новые благочиннические округа, избраны двое Старших благочинных, образован Епархиальный суд. Зарегистрированы десятки новых церковных общин, юридически оформлены полуразрушенные храмы в составе Брянской епархии. Под эгидой епархии проводились Брянские Рождественские чтения, выставки, концерты к Праздникам Рождества Христова, Пасхи и Собора Брянских Святых, творческие вечера. Одним из главных направлений жизни епархии было возрождение Брянского Кафедрального Собора, варварски разрушенного в начале 1960-х годов. Епископ Феофилакт руководил строительством Брянского Свято-Троицкого Кафедрального Собора, в 2007-2011 гг. был Председателем правления Брянского регионального общественного фонда «Брянский Кафедральный Собор». Основные работы были завершены в декабре 2011 г. Собор освящен Святейшим Патриархом Кириллом 1 июля 2012 г.

Архипастырь является членом Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством.

В 2008-2009 гг. он принимал участие в заседаниях зимней сессии Священного Синода Русской Православной Церкви, а также в Архиерейском и Поместном Соборах, избравших Патриарха.

Решением Священного Синода от 28 декабря 2011 г. (журнал № 171) назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, с освобождением и благодарностью за управление Брянской епархией.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 16 марта 2013 г. назначен управляющим Юго-Западным викариатством г. Москвы.

Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. (журнал № 90) назначен наместником Андреевского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы.

Научные труды, публикации:

Моисеев Н. Преподобный Иоасаф Каменский. // ЖМП. - 1978. - № 9.

Моисеев Н. Празднование в Твери. Собор Тверских Святых. // ЖМП.- 1979.- № 7.

Моисеев Н. 600 лет победы на Куликовом поле: библиография / Богословские труды. М., 1981. № 22. С. 178-237.

Феофилакт (Моисеев), иеромонах. Рождественские поздравления Святейшего Патриарха Пимена: в Троице-Сергиевой Лавре // ЖМП. — 1984. — № 3. С. 11-12.

Феофилакт (Моисеев), игумен, преподаватель МДА. Слово в день 300-летия Московской Духовной Академии // ЖМП. — 1986. — № 3. С. 30-31.

Феофилакт (Моисеев), игумен, заведующий Библиотекой МДА. Библиотека Московской Духовной Академии (исторический очерк) [библ. 13] / Богословские труды. — М., 1986. (Юбилейный сборник).

Феофилакт (Моисеев), игумен, преподаватель МДА. Московская Духовная Академия и Троице-Сергиева Лавра (книжность и просвещение) [библ. 18] / Богословские труды. — М., 1989. № 29. С. 254-259.

Феофилакт (Моисеев), игумен, преподаватель МДА. Благоверный князь Димитрий Донской (к 600-летию со дня блаженной кончины (1389-1989) // ЖМП. — 1989. — № 3. С. 61-64.

Феофилакт (Моисеев), игумен. Празднование собора Всех святых, в земле Российской просиявших // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего экзархата. — 1988. — № 116.

Феофилакт (Моисеев), игумен, преподаватель МДА. Благоверный князь Димитрий Донской // МП. — 1989. — № 4.

Феофилакт (Моисеев), игумен. Слово в неделю о Страшном суде // ЖМП. — 1990. — № 2. С. 79-80.

Феофилакт (Моисеев), архимандрит. Святитель Иов — первый Русский Патриарх. — Тверь, 1996. — 112 с.

Брянские Епархиальные Ведомости. 2003-2011. Идея и общая редакция.

Брянский Православный Календарь на 2005-2012 годы. Идея и общая редакция.

Краткая история Брянской Епархии (идея и общая редакция). - Брянск, 2009.

Монастыри и храмы Брянской Епархии. Брянск, 2005-2010 гг. Идея и общая редакция.

Архипастыри Брянской Епархии. - Брянск, 2010. Идея и общая редакция.

Брянский Кафедральный Собор Святой Живоначальной Троицы. - Троице-Сергиева Лавра, 2012.

Церковные награды:

2012 г. — орден Святого благоверного князя Даниила Московского II ст.

2009 г. — орден Преподорбного Сергия Радонежского I ст.;

2008 г. — орден Преподобного Сергия Радонежского II ст.

Выбор редакции
Чакры человека и их раскрытие - вопрос, который волнует магов и эзотериков уже не первое столетие. Узнайте, как можно открыть и почистить...

К чему снятся деньги? Сонники вещают абсолютно всем, кому приснились деньги в сновидении, немало славных событий. Однако нужно...

При подготовке к ЕГЭ по математике учащимся приходится систематизировать знания по алгебре и геометрии. Хочется объединить все известные...

Многие начинающие бизнесмены задумываются о том, какую форму налогообложения выбрать, что лучше для ИП: УСН или ЕНВД, чтобы и не платить...
Вы решили начать свой бизнес: у вас есть идея, план и договорённости с инвесторами. Казалось бы, остается лишь взять и сделать. Но...
Р - люди с буквой "Р" в имени обладают неординарным мышлением. Они очень ответственны, на них можно положиться в любой ситуации. У них...
(Иллюстрации изд."Детгиз", 1960 г., художник Е.Галея ) История создания «Приключения Чиполлино» были созданы Джанни Родари в 1951 году....
Сегодня я расскажу тебе сказку об удивительной и очень красивой Волшебной Стране. Она находится далеко-далеко. В ту страну не проложены...
Профильные государственные органы ежегодно публикуют статистику о количестве наркопотребителей, смертности среди них и другие важные...