Белокаменные памятники владимира и суздаля, россия. Памятники владимиро-суздальской земли Владимиро суздальская земля памятники зодчества


Проезжая по Владимирской области, завернули в Боголюбово, дабы лицезреть объект № 633-004 всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

Церковь Покрова на Нерли - памятник становления и расцвета Владимирского княжества при Андрее Боголюбском. Этот удивительный человек задался целью создать новую столицу Руси, подобную Киеву, и не только Киеву, но и Константинополю и Иерусалиму. Всего за 7 лет было выстроено множество прекрасных храмов во Владимире, построено Боголюбово и, как венец всему, храм Покрова на Нерли. Он был построен на расстоянии версты от Боголюбовского замка, при слиянии двух рек – Нерли и Клязьмы.

Устье Нерли – это своеобразные речные ворота Владимирской земли на оживлённом торговом пути Нерль-Клязьма-Ока-Волга. Церковь Покрова возвышается над берегом старицы Клязьмы на округлом, поросшем травой и деревьями холме. Она будто вырастает из этого холма, и невольно восхищаешься, как удачно выбрано место для постройки храма. Но это только на первый взгляд кажется, что все так просто. На самом деле, храм хранит множество секретов, и строительных и исторических.

Скупые летописные сведения о храме не сообщают ни даты, ни даже названия церкви: «И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и створи Боголюбный град…и постави церкви две камены». Правда, еще в одной летописи упоминается все-таки то, что храм на Нерли в честь Покрова. Некоторые сведения о ней есть в «Житии Андрея Боголюбского». Из него следует, что храм связан с победоносным походом Владимирцев на болгар и с гибелью от ран княжича Изяслава Андреевича (сына Андрея Боголюбского) в 1165 году.

Удивительны и сроки строительства храма. Обычно церковь строили за 3-4 сезона, но «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела », т. е. храм был возведён за один год.

Немало секретов хранит и сама конструкция храма. Его современный облик так прекрасен и совершенен, так вписывается в окружающий ландшафт, что кажется, так и он был задуман изначально. Однако, благодаря археологическим исследованиям, мы знаем, что во времена своей «молодости» храм выглядел иначе. А великолепный холм-пьедестал, оказывается, является делом рук человеческих. При археологическом исследовании открылся и удивительный секрет холма. На низменном пойменном берегу полая вода поднималась при разливе более чем на три метра. Потому-то и строительство здесь велось совершенно особенным образом.

Сначала был заложен фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,60 м, до слоя материковой глины. На фундаменте в два приёма возвели основание стен из тщательно тёсанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,70 м. Снаружи и внутри эти стены засыпали глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбовали. Подземная часть храма составляет, таким образом, 5,30 м.

Вот так в устье Нерли вырос искусственный холм, ставший пьедесталом для церкви Покрова и предохраняющий её от коварных весенних вод. Холм был покрыт панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.

Пропорции храма необыкновенно изящны и красивы. Часто этот храм сравнивают с образом красной девицы (в отличие от Дмитриевского собора во Владимире – воина-богатыря). И, хотя, тип храма совершенно обычен для этого времени (крестово-купольный, одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный, с тремя продольными и тремя поперечными нефами), он неуловимо отличается от множества других церквей. Здесь все направлено на достижение эффекта максимальной стройности и высоты. Множество деталей, еле уловимых, очень деликатных, подчёркивают вертикальную ось сооружения.

В 1784 году храм чуть было не исчез навсегда – настоятель Боголюбова монастыря просил разрешения разобрать Покровскую церковь на камень для строительства новых святых врат в своём монастыре. К счастью разрушение храма не состоялось, причём по вполне прозаической причине – не сошлись в цене с подрядчиком.

Храм пострадал и от невежества. В 1877 году монастырские власти самовольно, без ведома архитектора предприняли ремонт: без всякой нужды обвязали храм железными стяжками, сбили остатки фресок в барабане и куполе, заменили гипсовыми утраченные белокаменные рельефы… Боголюбов монастырь вместе с Покровским были закрыты в 1923 году, а еще ранее, с 1919 года древние белокаменные памятники, в том числе церковь Покрова, приняты под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев. В начале 1990-х годов храм по настоянию Церкви был передан вновь открытому Боголюбову монастырю, а затем местному приходу Иоакима и Анны, с подчинением архиерею. В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.


В настоящее время храм находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция. Луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и объявлен историко-ландшафтным комплексом регионального значения.

Год включения в Список всемирного наследия: 1992

Старинные города Владимир (основан в 1108 г.) и Суздаль (известен с 1024 г.), стоявшие в XII-XIII вв. во главе могучего древнерусского Владимиро-Суздальского княжества, располагаются в центре европейской части России, примерно в 200 км к востоку от Москвы, и на расстоянии 30 км друг от друга.

В период существования Владимиро-Суздальского княжества здесь сложилась своя архитектурно-художественная школа, для которой были характерны: кладка из плит белого известняка (отсюда и название — «белокаменные» памятники), изысканность пропорций, тонкая резьба по камню на разные природные сюжеты (звери, растения), аркатурные пояса, внешняя легкость зданий и умение вписывать их в окружающий природный ландшафт.

Подлинными шедеврами этой школы как раз и являются те памятники (точнее — восемь отдельных памятников плюс два ансамбля), которые составляют данную номинацию. Некоторые из них находятся в центре города Владимира (Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота), другие – в Суздале (Рождественский собор и Архиерейские палаты Суздальского кремля, Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри). Это также памятники, располагающиеся в пригородах — храм Покрова на Нерли, дворец Андрея Боголюбского в Боголюбово, а также церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша.

Успенский собор, заложенный на вершине холма и построенный всего за три года (1158–1160), сразу стал главной архитектурной доминантой древнего Владимира. Высокий белокаменный пятиглавый собор, поражавший своей гармонией, обилием украшений из золота, стал и главным храмом всего княжества. В нем были возведены на великое княжение Александр Невский, Дмитрий Донской, другие владимирские и московские князья, некоторые из которых (Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо и др.) и погребены здесь. В нем же помещалась святыня Владимира – икона Богоматери, привезенная на Русь из Константинополя и прозванная Владимирской (ныне она находится в Третьяковской галерее в Москве). В 1408 г. собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным (сохранились фрагменты этих фресок).

Дмитриевский собор (1194–1197 гг.) – это четырехстолпный одноглавый храм, относительно небольших размеров, архитектура которого очень характерна для Владимиро-Суздальской Руси XII в. Гармоничность его пропорций сочетается с совершенной техникой белокаменной кладки. Его кружевная каменная резьба, расположенная «строчным узором», насчитывает примерно 1500 рельефов. Собор несколько раз горел, а во время татаро-монгольского нашествия был полностью разграблен, в последующем он неоднократно подвергался реставрации. В самом конце XII в. собор был расписан византийским и русским художниками, но эти фрески дошли до наших дней лишь фрагментами.

Владимирские Золотые ворота (строительство закончено в 1164 г.) служили не только крепостным сооружением, но и триумфальной парадной аркой при въезде с запада. Их соорудили одновременно с земляным валом, образовавшим защитное кольцо вокруг города. Золотые ворота были сложены из белого камня, их массивные дубовые двери были обшиты золочеными медными досками, за что их и прозвали Золотыми. Нижняя часть ворот уцелела до наших дней с XII в., а надвратную церковь впоследствии обновляли в XV, XVII и XVIII вв.

Богородице-Рождественский собор в Суздале построили в 1222–1225 гг. Он входит в ансамбль Суздальского кремля, с трех сторон окруженного рекой Каменкой, и его массивные, синие, «усыпанные» звездами купола во многом определяют облик всего кремлевского комплекса. В XV в. Рождественский собор обрушился, после чего (в XVI в.) его верх построили из кирпича и завершили пятиглавием. Реконструкцию собора проводили и в более позднее время, а его фрески относятся к XIII, XV и XVII вв.

Рядом с собором, также в пределах Суздальского кремля, располагается другой ценнейший белокаменный памятник, также отнесенный к категории Всемирного культурного наследия, – Архиерейские палаты, выстроенные в XV-XVIII вв. На окраине Суздаля расположены два уникальных монастырских комплекса (основные каменные постройки относятся к XVI в.) — Покровский и Спасо-Евфимиев. Эти монастыри, будучи опоясаны высокими каменными стенами с башнями, внешне весьма напоминают крепости. Внутри стен – соборы, церкви, звонницы, разного рода подсобные строения.

Руины резиденции князя Андрея Боголюбского можно ныне увидеть в поселке Боголюбово, что в 10 км к востоку от Владимира, на реке Клязьме. Этот укрепленный замок был выстроен в середине XII в., однако до наших дней от него дошло лишь немногое. На месте главного Рождественского собора уже в ХVIII в. была воздвигнута существующая ныне церковь. А от дворца осталась только часть лестничной башни, которая связывала его с собором таким образом, что члены княжеской семьи могли прямо из своих покоев пройти на его хоры. Еще различимы и следы былых земляных валов. Церковь Покрова на Нерли (1165 г.) находится недалеко от Боголюбова, она стоит уединенно посреди пойменных лугов на берегу небольшой реки Нерль, и поражает своей утонченностью и стройностью. Она представляет собой невысокий одноглавый четырехстолпный храм, который украшен резьбой XII в. Это, безусловно, один из шедевров мировой архитектуры.

В селе Кидекша, расположенном недалеко от Суздаля, у места слияния рек Нерль и Каменка, из белого известняка была выстроена церковь Бориса и Глеба, которая хорошо сохранилась до наших дней. Эта церковь — одноглавая, с похожими на бойницы узкими окнами и небольшим аркатурным поясом на фасаде. Постройка церкви относится к середине XII в. (1152 г.), причем в XVIII в. ее перестаивали, однако сохранившиеся в ней фрагменты фресковой живописи относятся еще ко времени ее сооружения.

Ныне все указанные памятники (а также ряд прочих достопримечательностей Владимиро-Суздальской земли) входят в состав Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (учрежден в 1958 г.).

В период с XII по XIII века в России произошло становление особой архитектурной школы. На северо-востоке Европейской части России стали сооружаться красивые здания, преимущественно церкви и монастыри, из белого известняка. Именно поэтому их называют белокаменными памятниками.

В рамки знаменитого туристического маршрута страны – Золотое кольцо России – включены два уникальных города – Владимир и Суздаль. Именно здесь родился особый архитектурный стиль, для которого характерны парящая легкость гармонично вписанных в окружающий ландшафт зданий и искусная резьба по камню. Белокаменные постройки Владимира и Суздаля являются шедеврами русского зодчества и находятся под присмотром .

Суздаль – город, который сохранил не только архитектуру, но и дух Древней Руси. Здесь иногда кажется, что находишься в прошлом, в том далеком времени белокаменных палат и церквей. Особенно сильно это чувство в Городе мастеров, где до сих пор, как в старину, работают кузницы, а гончары лепят горшки и игрушки, приглашая на мастер-класс. Прямо на улице можно напиться кваса или купить медовухи, а возле торговых рядов взять извозчика. Город помнит всю русскую историю, здесь сохранилось более 200 архитектурных памятников.

Не меньше памятников сохранилось и во Владимире. Этот город называют воротами Золотого Кольца. Здесь творили свои белокаменные шедевры древнерусские резчики, писал иконы Андрей Рублев. Храмы, словно шкатулки покрыты необычной резьбой, которая зародилась на владимиро-суздальской земле. Она характерна как раз для периода древнерусского зодчества, и по ней часто определяют время строения. Подобная техника и белокаменное строительство распространено во многих городах Золотого Кольца. Этот популярный туристический маршрут помогает вдохнуть настоящего русского воздуха, прикоснуться к истории России, ее вере, ее бессмертному народу.

По не вполне понятным причинам Российской Федерацией не были представлены к включению в список Всемирного наследия другие памятники того же круга - Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152-56), Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-е, XV век), Покровский монастырь в Суздале и Княгинин монастырь во Владимире (оба - начало XVI века).

Белокаменные памятники Владимира и Суздаля — ФОТО

Всего в 4 км от Суздаля, в Кидекше, сохранился старейший памятник белокаменного зодчества древней Руси. Он находится под охраной ЮНЕСКО и действует как музей. Борисоглебская церковь, которую построил князь Ю. Долгорукий, датируется 12 веком. По легенде именно в этом месте от руки брата Святополка погибли Борис и Глеб. Церковь почитает их как первых русских мучеников. Здание не отличается пышной красотой, и как настоящий русский богатырь стойко переносит тяготы жизни. Здесь сохранились старинный фрески, похоронен сын Юрия Долгорукого с женой и дочерью.

Уникальное строение 12 века является жемчужиной русской архитектуры, истории, искусства. В этом храме венчались на царство и покоятся с миром Московские и Владимирские князья, сохранились работы Андрея Рублева. Белокаменный храм построил сын Юрия Долгорукого – Андрей. Он выделил на строительство десятую часть своего имения, желая построить храм не хуже Киевской Софии. Над украшением Успенского собора трудились мастера из многих городов Киевской Руси, Галича, Греции и Германии. Именно отсюда пошло понятие белокаменной резьбы, фрагменты которой можно наблюдать на внешнем облике собора. Это картина вознесения Александра Македонского, отроки, брошенные в печь Вавилонским царем, сорок севастийских мучеников и др. Главный купол пятиглавого собора был позолочен червленым золотом и в народе собор получил название Златоверхий.

На одном из белокаменных блоков Золотых ворот есть печать князя Андрея Боголюбского, говорящая о том, что ворота построены в период его княжения. Первоначальный облик строения представить трудно, так как ворота много раз перестраивали после войн и пожаров. По историческим данным подобных въездов в город было семь, но сохранились только одни ворота — Золотые. Хан Батый, осаждая город, так и не смог пройти через них в город, а дубовые ворота, которые потом сняли с петель и везли в Орду, затонули в реке Клязьме. Маленькая надвратная церквушка Ризоположения ныне действующий музей, в котором экспонируется выставка оружия и воинских доспехов.

В летописях особо подчеркивается факт, что работы в Дмитриевском соборе выполнены именно русскими мастерами. Они достигли особого искусства, создавая каменные росписи и барельефы на стенах собора. Этот шедевр часто называют драгоценным ларцом. На фасадах храма 566 резных картин. Верхняя часть почти сплошь покрыта резьбой. Под окнами выложен колонный пояс. Внутреннюю отделку выполняли греческие мастера, но от старинных фресок сохранились только фрагменты. После татарской навалы собор был разграблен и реставрировали его только во время правления Николая.

Боголюбский княжеский дворец летописцы сравнивали с дворцом царя Соломона. Белокаменное строение отличалось необыкновенной пышностью богатством. До наших дней оно не дошло в первозданном виде, но сохранились палаты князя Андрея в составе церкви Рождества Богородицы. А в 1954г. исследователь Н.Воронин обнаружил лестничную башню. Колокольня, которая над ней надстроена более позднего периода. Перед дворцом сохранилась площадь, выложенная белым камнем, продуманы даже желоба для стока воды. Князь Андрей прожил здесь 17 лет и был убит в лестничной башне.

Маленькая белая церковь отражается в воде реки Нерль, и словно плывет. Окрестности храма – это заливные луга, которые являются природоохранной зоной, но никогда еще церковь не затопляло в периоды разлива. Она построена князем Андреем в честь сына Изяслава в начале 12 века. Это самый совершенный белокаменный храм древнерусского зодчества. В нем идеально подогнаны камни, стройные высокие стены. Внутренние росписи не сохранились, но внешне церковь украшена белокаменной резьбой и барельефами. До наших дней она сохранилась в несколько измененном виде, некоторые части строения были разобраны.

Кремль стал началом города Суздаль и самым древним его строением. Строительство проходило во время правления Владимира Мономаха. На территории кремля жил сам князь и его дружина. До наших дней сохранились земляные глиняные валы. Позже были устроены деревянные стены для защиты от врага и простояли до 1719г. О Суздальском кремле есть много упоминаний в древнерусских летописях. На его территории находится также церковь, которую заложил Владимир Мономах. Чуть позже на ее месте воздвигли белокаменный собор, который тоже дошел до наших дней в измененном виде. Верхняя часть собора выложена кирпичом. Во внешнем убранстве главными являются резные орнаменты древнерусских мастеров. Внутри сохранились фрески 13, 15 веков. Здесь же похоронены сыновья Юрия Долгорукого и другие князья.

Монастырь-крепость изначально был построен в очень хорошем стратегическом месте. Конечно, деревянные первые строения не сохранились, каменные стены и башни с бойницами, амбразурами были построены в 16в. Стены монастыря помнят и татарские набеги, и посещения царственных особ и неугодных властям раскольников и бунтарей. Последних содержали в подвалах монастырского тюремного комплекса, который использовали даже чекисты для выявления предателей. На территории монастыря есть памятник героям литовско-польской войны, установлен крест похороненному здесь князю Минину-Пожарскому.

Основание культуры Владимиро-Суздальского княжества было заложено в начале 12 века Владимиром Мономахом, но лишь при его сыне Юрии Долгоруком и внуках Андрее Боголюбском и Всеволоде III здесь развертывается активная строительная, художественная и литературная деятельность. Строятся города, крепости, возводятся храмы, дворцовые сооружения, создаются росписи, иконы. Еще при жизни отца в 1155 году Андрей Боголюбский перевозит из Вышгорода замечательную византийскую икону Богоматери, позже получившей название Владимирской.

Особой заботой князя стало превращение Владимира в столицу державы, царствующий град, превосходящий могуществом и красотой старшие города земли - Ростов Великий и Суздаль. Вокруг Владимира возводится новый пояс укреплений длиной более четырех километров с тремя рублеными и двумя каменными воротами - Золотыми и Серебряными. В центре города на высоком холме ставится грандиозный Успенский собор, княжеская резиденция в Боголюбово и церковь Покрова-на-Нерли.

Памятники Владимиро-Суздальского княжества свидетельствуют о том, что в изобразительном искусстве этого княжества первостепенное значение приобретает декоративная скульптура. Владимиро-Суздальские мастера щедро, будто ковром, покрывали стены храмов белокаменной резьбой, позолотой. Интерьеры храмов украшаются фресковой росписью, иконами в драгоценных окладах, тканями, поливной керамикой, золотыми и серебряными сосудами. Стены и столбы Успенского собора украшают рельефные изображениями человеческих фигур, фантастических зверей, птиц - львов, грифонов и растений. Распространенным персонажем был также и библейский царь Давид.

Близ Владимира 8 столетий назад князем Андреем Боголюбским построено удивительное произведение русского зодчества - церковь на реке Нерли. Построенная на заливном лугу, церковь являлась как бы визитной карточкой города Владимира. Сколько возвышенных слов и чувств вызывала и до сих пор вызывает эта постройка у людей, увидевших ее: златокудрой царевной, милой крестьянской девушкой в подвенечном наряде, белой лебедью, голубкой - самыми прекрасными и возвышенными словами, какие применимы в русском языке к женским образам. Нежность, красота, гармония, обаяние, грусть - все сошлось в ней! Архитектура церкви легка, воздушна, изящна. Храм, кажется, весь устремляется, взлетает вверх. Этому способствует прием зодчих: стены имеют едва заметный уклон к центру. Изящная глава собора с узкими высокими окнами придают зданию еще большую стройность. Каменное кружево на стенах очень скромно, но сюжет его схож со всеми сюжетами на храмах Владимиро - Суздальского княжества.

Храм Покрова - на - Нерли! Что ты знаешь о нашей русской дали вековой?

О чем ты думаешь? Про что ты вспоминаешь своею голубою головой?

Задумчивый, спокойный, светлоглавый, в кудрях листвы, спадающей на грудь,

Своею громкой мировою славой ты не кичишься, кажется, ничуть!

Ты дружишь с небом, да с широким полем, да с ветром, погоняющим волну.

От шумных слов, от звона колоколен ушел ты в луговую тишину.

Жизнь катит годы, как шальные орды. Не раз огонь над куполом свистел.

А ты все тот же - доблестный и добрый…Скажи, каким ты чудом уцелел?

(И. Кобзев)

В центре г. Владимира на высоком холме возвышается Успенский собор (1189г.), блестя золотой, издали видной главой. Он венчает собой всю панораму города Владимира. Собор предназначался быть митрополичьей кафедрой, «стеной» и «покровом» народу и княжеству. Несмотря на значительную ширину храма, он создает ощущение вознесенности, устремленности вверх, которое еще острее чувствуется в интерьере храма, где высота столбов в восемь раз превышает его ширину. Не только интерьер, но и фасады храма были покрыты росписью и позолотой. Стены и столбы храма богато украшают рельефы с изображением грифонов, львов, княжеских символов, сцен сражений с Александром Македонским. Интерьер храма также богато украшен иконами в драгоценных окладах, с позолотой. Позже князь Всеволод III расширил Успенский собор и храм стал пятиглавым.

В 1197 году во Владимире был построен Дмитриевский собор. Это сравнительно небольшой, одноглавый храм. По своей архитектуре он напоминает храм Покрова - на - Нерли. Своими размерами, обликом, обилием белокаменных резных изображений собор отражал богатство, силу и роль Всеволода III в политической жизни Руси. Внутри храм был украшен росписью, выполненной пришлыми византийскими мастерами и их русскими товарищами-художниками. От росписи сохранились фрагменты некоторых сцен «Страшного суда». Прозрачные, светлые тона живописи, воздушные складки одежд, благородно-возвышенные лики апостолов и прекрасные юношеские лики ангелов замечательно гармонируют с широким и светлым пространством храма. Здесь нет тех драматических образов, какие мы видим в росписях Спаса Нередицы. Скульптура Дмитриевского собора также отличается от рельефов предыдущих храмов, она становится более плоской. Каменная резьба напоминает традиционно русские формы резьбы по дереву. Рельефы здесь представляют целый мир, подобный цветущему райскому саду: расхаживают сказочного вида звери и птицы, стремительно скачут всадники - святые воины. Наряду с традиционными фигурами царей-пророков Давида и Соломона, Александра Македонского появляется изображение князя с детьми, предположительно самого Всеволода III с сыновьями.

Искусство Владимиро-Суздальского княжества оказало огромное влияние на культуру формирующейся Москвы. Но на самом пике своего расцвета оно было прервано вторжением Батыя.

В результате нашествия погибла значительная часть населения Руси. Киев, Владимир-на-Клязьме, Галич, Владимир-Волынский, Чернигов, Переяславль, Рязань и многие другие города были разрушены. Развитая городская культура Древней Руси понесла значительный урон.

Немного истории

В 1132 г. умер последний могущественный киевский князь Мстистав Великий. Именно эта дата стала началом распада Киевского государства. Эпоху XII-XVI вв. называют удельным периодом или феодальной раздробленностью .
Княжества Владимиро-Суздальское, Полоцко-Минское, Турово-Пинское, Смоленское, Галицко-Волынское, Киевское, Переслав-Муромское, Черниговское, Тмутараканское, Рязанское, а также Новгородская и Псковская республики – вот во что превратилась могущественная Киевская держава. Это были миры, обособленные в своих эгоистических принципах, но в то же время связанные русским национальным сознанием. Каждое из княжеств оставило свой след в искусстве, но политическое и культурное первенство принадлежало всё-таки Владимиро-Суздальскому княжеству.
Отдалённым следствием распада Киевской Руси стало формирование современных народов: белорусов, русских и украинцев.
Формально Киевская Русь существовала до монголо-татарского нашествия (1237-1240), а Киев продолжал считаться главным городом.

Карта Киевской Руси в 1237 г.
Итак, Русь Днепровская сменяется Русью Верхне-Волжской (её по-другому называли Залесьем) и начинает развиваться в совсем иных природных условиях. «Главная масса русского народа, отступив перед непосильными внешними опасностями с днепровского юго-запада к Оке и верхней Волге, там собрала свои разбитые силы, окрепла в лесах центральной России, спасла свою народность...» (В. Ключевский).

Искусство

Зодчество, живопись и ваяние представлены во Владимиро-Суздальском княжестве во всё своём великолепии. За столетие это искусство прошло путь от суровой простоты ранних храмов (церковь Бориса и Глеба в Кидекше, Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском) до утонченно-изысканного изящества Георгиевского собора в Юрьеве.

Зодчество

Церковь Бориса и Глеба (Кидекша)

Это один из древнейших памятников белокаменного зодчества домонгольской Руси, наиболее ранняя белокаменная постройка Северо-восточной Руси. Построена в правление Юрия Долгорукого, датируется 1152 г. В настоящее время здесь музей. Ки́декша – село в Суздальском районе Владимирской области.
Церковь Бориса и Глеба одноглавая, четырёхстолпная, трехапсидная. Сложена из тщательно отёсанных и положенных почти насухо квадров качественного белого камня.

Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский)

Заложен Юрием Долгоруким в 1152 г. Достроен при Андрее Боголюбском в 1157 г. В настоящее время здесь расположен филиал городского музея-заповедника. Это одноглавый крестово-купольный четырёхстолпный трёхапсидный храм. Толщина стен: от 1 м 30 см до 1 м. Высота храма в древности составляла около 22 м.

Интерьер собора
Как известно, город Владимир назван в честь его основателя, Владимира Мономаха. Сын Юрия Долгорукого – Андрей Боголюбский – перенёс сюда свою резиденцию.
Андрей Боголюбский – государственный деятель, полководец и дипломат.

В. Васнецов «Андрей Юрьевич Боголюбский». Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве (1885-1896). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси, а впоследствии стало ядром современного Российского государства.
Много можно было бы рассказать о непростом характере этого князя и о его не всегда благочестивых поступках, но рамки статьи не позволяют нам этого сделать. Скажем только, что заслуга его заключается в том, что он приостановил распад Руси и понял значение Владимиро-Суздальской земли как нового центра её объединения. Город Владимир, как и всё княжество, стал при нём крупнейшим центром русской культуры. Боголюбский собрал в своё княжество «всех земель мастеры», особенно из Галицкой Руси, бывшей в то время связующим звеном Руси с Западом. Но не только оттуда. Истоки владимиро-суздальского храмового строительства следует искать в переплетении многих культур. Однако владимирские шедевры – исключительное явление в мировой культуре, подобных нет ни в одной стране.

Успенский собор (Владимир)

Успенский собор – памятник русского зодчества XII в. Это один из немногих храмов, в котором сохранились подлинные фрески Андрея Рублёва.
В 1992 г. Успенский собор был включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Белокаменный собор был построен при князе Андрее Боголюбском в 1158-1160 гг. Расписан в 1161 г.
В настоящее время Успенский собор находится в совместном ведении Русской православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, является кафедральным собором Владимирской епархии. В храме проводятся регулярные богослужения, в остальное время он открыт как музейная экспозиция.

Храм Покрова на Нерли (Боголюбово)

Построен в память об удачном походе суздальских войск на волжских булгар. Это один из самых поэтических древнерусских храмов, он посвящен празднику Покрова. Расположен в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы. Датой основания считается 1165 или 1158 г.
Старые мастера умели так расположить постройку, чтобы она идеально вписывалась в пейзаж. Расположение храма уникально в том смысле, что церковь выстроена в низине, на заливном лугу, и стоит на рукотворном холме высотой около 3 м. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). И церковь находилась на речной «стрелке», оформляя перекрёсток водных торговых путей.

Фундамент храма уходит на глубину более 5 м – эта технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки.
Художник И. Грабарь считал, что «церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства...»
Храм крестово-купольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, c аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Стены церкви строго вертикальны, но выглядят наклонёнными внутрь, этим достигается иллюзия большей высоты сооружения. В интерьере крестчатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создает дополнительное ощущение «высотности» интерьера.
Первоначальные внутренние росписи храма сбиты при поновлении в 1877 г., т.е полностью утрачены. Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма – восседающий на троне царь Давид-псалмопевец с псалтерием в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. В оформлении используются львы, птицы и женские маски.

Существует легенда, что князь Андрей построил этот храм после кончины любимого сына Изяслава – в память о нём. Храм стоит, словно свеча, отражаясь в воде, сверкая ослепительной белизной.

Боголюбский дворец (1158-1165)

Владимиро-суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский (второй сын ростово-суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого) около 1158 г. основал здесь загородную резиденцию. В этой резиденции он воздвиг храм в честь Рождества Богородицы. Это был настоящий замок-крепость, включавший собор, переходы из него в княжеский терем и т.д. Помимо храмов, ансамбль включал 2-этажный каменный дворец и каменный киворий (навес над престолом, поддерживаемый колоннами).
Князь Андрей был убит в этом замке боярами в результате заговора. Во искупление этого злодеяния и был основан в Боголюбове монастырь.

Золотые ворота (Владимир)

Золотые ворота построены в 1164 г. при владимирском князе Андрее Боголюбском. Они использовались как оборонительное сооружение и как триумфальная арка; оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города.
Это были самые парадные ворота города в XII-XIII вв. Ипатьевская летопись сообщает, что князь их золотом «учини», т.е. они были покрыты листами золоченой меди, ярко блестевшей на солнце. Вплотную к воротам с севера и юга примыкали насыпные валы с глубокими рвами с наружной стороны. Через рвы от ворот проходил мост, выводивший за город. Высота арки 14 м. Массивные дубовые створы ворот висели на кованых петлях. По верху этой перемычки был устроен деревянный настил, который служил дополнительной боевой площадкой. В центре этой площадки была возведена надвратная белокаменная церковь Положения риз Богоматери.

Золотые ворота со стороны Козлова вала
Золотые ворота не имели аналогов в средневековой Европе.

Дмитриевский собор (Владимир)

В 1194-1197 гг., в эпоху наивысшего могущества и расцвета великого Владимирского княжества, великий князь владимирский Всеволод Юрьевич Большое Гнездо построил собор в честь своего небесного покровителя Дмитрия Солунского (князь Всеволод в крещении носил имя Димитрий). Собор являет собой канонический пример крестово-купольного белокаменного храма владимиро-суздальской архитектурной школы. Знаменит своей белокаменной резьбой. В 1992 г. включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Собор той же конструкции, что и церковь Покрова на Нерли, но отличный от него тем, что не устремлен ввысь, а торжественно, спокойно и величаво стоит на земле. От его образа веет не легкостью и изяществом, а эпической силой.
Повреждённый и разграбленный монголо-татарами, храм много раз горел и подвергался разграблениям. В результате реставрации 1837-1839 гг. по распоряжению Николая I храм лишился интереснейших частей - лестничных башен и галерей.
В настоящее время действует как музейная экспозиция. Богослужения в храме не проходят.
Особенностью Дмитриевского собора является его резьба. Мощный колончатый пояс делит фасады по горизонтали на две части, вся верхняя часть сплошь украшена резьбой. Украшение Дмитриевского собора скорее всего дело рук русских зодчих и резчиков.

При князе Юрии Всеволодовиче был построен собор Рождества Богородицы в Суздале (1122-1125), верхняя его часть перестроена в XVI в. Это шестистолпный, с тремя притворами и поначалу с тремя главами собор. Одной из последних построек домонгольской поры был Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (Владимирская область) в честь св. Георгия (1230–1234).

Сооружён князем Святославом Всеволодовичем. Представлял собой кубический храм с тремя притворами (перестроен в XV в.).

Покрытый сверху донизу узором резьбы, храм действительно напоминает какую-то затейливую шкатулку. Здесь отражены и религиозная, и политическая тематики, и сказочные сюжеты, и воинская тема.

Живопись

О монументальной живописи Владимиро-Суздальской школы можно судить по сохранившимся фрагментам сцены Страшного суда Дмитриевского собора, росписи которого, по мнению исследователей, исполняли как русские, так и византийские мастера.

Фрески «Страшный суд» и улыбающиеся львы

Фреска из Дмитриевского собора Владимира (северная часть свода). Изображены апостолы: Павел, Матфей, Марк, Симон, Яков, Фома

Центральная апсида с иконой Дмитрия Солунского, купольным крестом и ковчежцем-мощевиком
Икон XII-XIII вв. Владимиро-Суздальского княжества сохранилось немного, но среди них есть настоящие шедевры иконописи.

Это икона «Деисус» (в переводе с греческого «моление, прошение»). С двух сторон молодого Христа изображены скорбные ангелы, композиция символизирует идею заступничества. Обычно справа и слева от Христа изображались Богоматерь и Иоанн Креститель в традиционном жесте молитвенного заступничества. «Ангельский деисус» включает в изображение Христа и двух архангелов – Михаила и Гавриила.

Владимирская Богоматерь

Живопись Владимиро-Суздальской Руси была тесно связана с традициями византийского искусства. Эту связь обнаруживает знаменитая икона «Богоматерь Владимирская». Существует предание, что её привёз из Константинополя в дар Юрию Долгорукому один киевский купец. Другие историки считают, что икона была подарком князю от византийских духовных и светских властей за его почтительность по отношению к Константинополю.
Неизвестный художник соединил в иконе духовное величие с трепетной нежностью матери. Владимирская Богоматерь притягивает взоры своей утончённой красотой. Не случайно именно эту икону сделал покровительницей Северо-Восточной Руси князь Андрей Боголюбский.

Икона «Димитрий Солунский» (XII век) . Дерево, паволока, левкас; яичная темпера. 156 × 108 см. Третьяковская галерея (Москва)
Икона написана неизвестным автором по заказу князя Всеволода Большое Гнездо (в крещении Дмитрием) для Дмитриевского собора во Владимире. Дмитрий Солунский как бы олицетворяет князя-витязя, призванного творить правый суд и оберегать свой народ.
Икона «Ярославская Оранта» – икона Богородицы, написанная в XII-XIII вв. и происходящая из Спасо-Преображенского собора ярославского Спасо-Преображенского монастыря.

Богоматерь Великая Панагия (Оранта). Ярославль. 193.2 × 120.5 см. Первая треть XIII в. Государственная Третьяковская Галерея (Москва)
На иконе – изображение могучей, но любящей и сострадающей людям Заступницы всего человечества.

Декоративно-прикладное искусство

Во Владимиро-Суздальской земле на высоком уровне находилось и прикладное искусство. Западные ворота Суздальского собора были расписаны «жжёным золотом», роспись напоминала офорт в графике.

«Золотые врата» Рожденственского собора в Суздале (XIII в.)
Во владимирских кладах найдены браслеты, в которых рисунок орнамента напоминает пластику соборов, ювелирные украшения.

Выбор редакции
Началом Второй мировой войны считают нападение Германских войск на территорию Польши 1 сентября 1939 году. Через 2 дня страны-партнеры...

Убитые немецкие солдаты и брошенная немецкая артиллерия во время декабрьского контрнаступления Красной Армии под Москвой. Для...

Катуков Михаил Ефимович (4 сентября 1900 год, село Большое Уварово Коломенского уезда, Московская губерния, Российская империя, ныне...

Молчание (Звезда) Энергия целого завладела вами. Вы захвачены, вас больше нет, есть целое. В то мгновение, когда молчание проникает в...
Таро Райдера Уэйта - это универсальная и одна из наиболее часто используемых колод во всем мире. Она была создана в 1901 году известным...
Таро Водолея - магическая колода, созданная в России Таковыми легко пользоваться, как опытным тарологам, так и тем людям, которые только...
Зеленые насаждения в сновидениях – прекрасный символ, обозначающий духовный мир человека, расцвет его творческих сил.Знак сулит здоровье,...
К чему снится заводитьЛетний сонникЗаводить (накручивать) бигуди – К свиданию.Заводить машину – Заводить машину во сне - к дальней...
Каждое сновидение, увиденное человеком, может нести в себе скрытый смысл. И, чтобы узнать больше о будущем и настоящем, нужно истолковать...