Чем фарфор отличается от фаянса? Что такое фаянс и как его отличить от фарфора? Разница между фаянсом и фарфором


Человечество еще с древних времен использовало фаянс для изготовления тарелок и чашек. А в современном мире керамическая посуда считается практически незаменимой. Хотя стиль изделий, технология их производства постоянно меняются, но сам материал остается неизменным. Что такое фаянс, и какими особенностями он обладает - попробуем разобраться в этой статье.

Что являет собой фаянс

Фаянс - это материал, из которого изготовляют посуду, предметы интерьера, и т. д. Он характеризуется хрупкостью, плотностью и мелкой пористостью. Название этого материала походит от итальянского города Фаэнца, который славился производством керамических изделий.

Фаянс в основном используют для производства посуды, сувениров и разных керамических подарков. Статуэтки такого типа отличаются от фарфоровых яркостью и насыщенностью цветов и смотрятся очень сказочно. Что касается столовых принадлежностей, посуда из фаянса чаще всего изготовляется простой формы и выглядит обычно. Она идеально подходит для повседневного приема пищи с простой сервировкой стола.

Разновидности фаянса

В зависимости от состава и количества примесей различают несколько видов фаянса:

  1. Известковый фаянс - кроме кварца и белой глины в состав входят мел и доломит. Благодаря этим добавкам изделия изготовляются намного проще и быстрее.
  2. Мягкий фаянс - к традиционному составу добавляются разные плавни - вещества, которые при термальной обработке образуют легкоплавкие соединения.
  3. Полевошпатный фаянс - он содержит определенное количество (породообразующих минералов).
  4. Твердый фаянс - это наиболее прочный материал. Такие изделия отличаются высокими механическими характеристиками. Обжог твердого фаянса проходит при очень высокой температуре.

История фаянса

Человечество знало, что такое фаянс, еще 4 тыс. лет до н. э. Состав первой керамики немного отличался от производимой в наши дни. В Месопотамии и Египте фаянсовые изделия изготавливали из кварцевой гальки с примесями соды, известняка, медной и железной руды.

Намного позже фаянс появился в Старом Свете. Сначала его выпускали под названием майолика в некоторых городах Италии. Затем фаянсовые изделия высокого качества производили во Франции, в городе Сен-Порше.

На Руси фаянс получил известность в XVIII веке. В Москве работали целые фабрики по производству керамических изделий. расходилась среди населения большими темпами и пользовалась невероятной популярностью. Изделия разных фабрик отличались между собой. Так, мастера мануфактуры Гребенщикова расписывали посуду по сырой эмали. Фаянс Товарищества Кузнецова отличался разноцветными глазурными покрытиями, объемными рельефами или печатными рисунками. Фабрика Гжель производила изделия преимущественно синего цвета, а также с золотой росписью.

Конаковский фаянс

Большое развитие в производстве фаянсовых изделий совершил М. С. Кузнецов, который выкупил в 1870 году фарфоровый завод в городе Конаково. Он выпускал преимущественно фаянсовую посуду с ручной росписью или с печатными рисунками. Примерно через 20 лет Кузнецов начал производить посуду из полуфаянса, фарфора и керамики. С середины 20-х гг. XX века завод начал привлекать к работе лучших художников и мастеров росписи для создания красивых рисунков на посуде и творения анималистических скульптур. Их произведения пользовались спросом, что, в свою очередь, способствовало расширению производства.

Со временем художники сумели создать определенный стиль своим изделиям: органичные по форме фаянсовые предметы играли жизнерадостной яркой росписью и потечной глазурью. Конаковский фаянс экспортировали во многие страны. Некоторые изделия благополучно сохранились и до наших дней.

Семикаракорская керамика

Семикаракорский фаянс - яркое художественное явление Донской земли. Ростовская область занималась изготовлением керамики еще с древних времен. Многие археологические находки свидетельствуют о существовании кустарных гончарных мастерских в Семикаракорске еще с дохристианских времен.

Художественный стиль семикаракорского фаянса отличается оригинальной росписью, природными сюжетами, историческими мотивами. Мастера в своих рисунках сумели передать всю красоту и могущество своего края, донские традиции, дух казачества.

Благодаря высокому уровню художественного мастерства семикаракорский фаянс во всем мире считают произведениями искусства.

Виды фаянсовых изделий

В наши дни практически везде используется фаянс. Это связано не только с его дешевизной, но и с простотой изготовления таких изделий. Наиболее часто из фаянса производят посуду: салатники, тарелки под закуски и для вторых блюд, глубокие миски, селедочницы, подставки под хлеб и кондитерские изделия, соусники, бульонные вазы и супницы, чашки для горячих напитков, молочники, кружки, солонки и сахарницы. Нередко в наши дни в магазинах можно увидеть большой ассортимент архитектурных элементов из фаянса, облицовочную плитку, унитазы. Такие предметы интерьера свидетельствуют не только о хорошем вкусе владельца, но и о его финансовом благополучии.

Как делают фаянсовую посуду

Для создания фаянса обязательно используют два компонента: кварц и огнеупорную Процесс изготовления керамического изделия начинается с обработки последней. Так, проводят несколько раз обжигание глиняной массы при температуре 1050 ºС, во время этого она должна поменять цвет. Затем при температуре 950 ºС наносится цветная или прозрачная глазурь. На завершающей стадии делается повторный обжиг. В результате такого воздействия фаянсовая масса остается пористой и пригодной для украшения рисунками. Если фаянс обжигать при низких температурах, он будет лучше сохранять интенсивные подглазурные краски.

Таким образом, материал проходит много этапов обработки, пока получится готовый фаянс. Фото процесса изготовления тарелки иллюстрирует тонкость этого процесса.

Фаянсовая сантехника

В последнее время все большей популярностью пользуется сантехника из фаянса. Ее производство происходит по другой технологии, чем изготовление посуды или статуэток. Для создания высокой прочности материала изделия покрывают специальной глазурью. При правильной и бережной эксплуатации фаянсовая сантехника способна прослужить достаточно долго, при этом она будет выглядеть так же, как и во время покупки.

Как отличить фаянс от фарфора

Многие не знают, чем отличается фарфор от фаянса, и часто путаются, хотя между ними существует определенная разница. Фаянсовые изделия характеризуются низкой степенью белизны, большей толщиной стенок и меньшей прочностью. Готовые предметы отличаются плавными формами. Фаянсовая посуда по сравнению с фарфором неспособна долго сохранять тепло. Кроме того, такие изделия не выдерживают высокие температуры. Если посуду помыть в горячей воде, она может потрескаться. Поэтому во многих случаях более практично использовать столовые принадлежности из фарфора.

Чтобы хорошо разобраться, чем отличается фарфор от фаянса, можно провести сравнение изделий из этих материалов. Первое и важное отличие - звонкость предмета. Надо легко постучать по краю тарелки. Фарфоровое изделие издаст длительный и отчетливый гул. В то же время фаянс прозвенит глухим звуком.

Также определить фаянс можно и по внешним признакам. Посуда из этой керамики совсем не пропускает свет. Это объясняется тем, что изделия обжигаются при сравнительно низкой температуре. Весомым отличием является гладкая нижняя поверхность посуды. Иногда можно заметить небольшие впадины, которые образовались при обжиге. Для сравнения, низ фарфора всегда шероховатый.

Обладателям фаянсовой посуды следует более бережливо к ней относиться и следить за ее состоянием. При появлении трещин использовать такие изделия нежелательно, поскольку болезнетворные бактерии проникают в поры фаянса и могут провоцировать развитие разных заболеваний.

Как ухаживать за фаянсом

Как и любая посуда, фаянсовые изделия требуют определенного ухода. Учитывая все свойства этого материала, очень важно придерживаться правил эксплуатации, чтобы продлить срок службы фаянса.

Самое главное правило - мыть изделия из фаянса можно только в теплой воде, а ополаскивать в холодной. В случае применения горячей воды на посуде образуются маленькие трещинки, и нарушается структура материала.

Моющие средства, особенно порошки, лучше не использовать. Для осветления потемневшей фаянсовой посуды можно применять раствор питьевой соды или соли с уксусом в соотношении 1:1. Особенно аккуратно следует ухаживать за изделиями с позолотой. Дело в том, что рисунки, которыми украшены фаянсовые изделия, покрыты глазурью. Поэтому после многократного мытья сохраняются в первозданном виде. Что касается позолоты - она наносится по глазури и постепенно стирается от регулярного использования. Поэтому места, украшенные нельзя сильно тереть, лучше воспользоваться мягкой тканью или губкой. Удалять пятна с фаянсовых изделий можно с помощью тряпочки, смоченной в небольшом количестве нашатырного спирта.

Несмотря на преимущества фарфора, люди все равно продолжают покупать фаянс. Это стимулирует керамических производителей изготавливать новые изделия для самых разнообразных целей.

(франц. faïence от названия итальянского г. Фаэнца) - разновидность керамики. Фаянсовыми называют изделия из "беложгущейся глины", в которую также добавляют каолин, кварц, полевой шпат, мел или мрамор. Фаянсовый черепок белый, но, в отличие от фарфора, он не просвечивает, имеет сероватый или желтоватый оттенок и шероховатый излом. Фаянс обжигают при относительно невысокой температуре (до 1000°С.).

Для маскировки грубого черепка изделие покрывают непрозрачным слоем оловянной глазури или ангобом, а затем, после росписи - прозрачным слоем свинцовой глазури, которая, однако, не сплавляется с черепком, что характерно для изделий из фарфора.

Прототипом фаянса являются изделия Древнего Египта ("египетский фаянс")
Изделия с черепком из красной глины, которые требуют покрытия белым ангобом, называют полуфаянсами (турецкие полуфаянсы).

Изделия из керамики, стекла , люстрирование - традиционный вид художественных ремесел народов арабских стран. Арабы привнесли это искусство в XI-XII вв. в Испанию (см. испано-мавританское искусство), а оттуда традицию расписных керамических изделий заимствовали итальянцы. Название "майолика" появилось в результате искажения слова Майорка - острова в западной части Средиземного моря, через который осуществляли ввоз испанской керамики в Италию.



В XVI в. одним из центров производства расписной итальянской майолики был г. Фаэнца . Изделия мастерских этого города вывозили в страны Центральной и Северной Европы, поэтому их и стали называть "фаянсами ". Помимо Италии в эпоху Возрождения изделия расписного фаянса изготавливали в Нанте, Ниме, Невере. Многие из этих образцов неотличимы от итальянских. В Руане в 1537-1557 гг. работал выдающийся мастер Массео Абакен.

Гордостью французского Ренессанса являются "фаянсы Генриха II» (см. Сен-Поршера фаянсы).

Между изделиями из фаянса и фарфора не существует непреодолимой границы. Так открытие китайского фарфора, в сущности, представляет собой постепенный переход от фаянса через так называемый протофарфор к настоящему белому фарфору. Западноевропейские мануфактуры долгое время производили и фаянсовые, и фарфоровые изделия. Однако по мере освоения новой технологии предпочтение отдавали фарфору.

В XVII-XVIII в. голландские мастера, подражая дорогим привозным изделиям из китайского фарфора, изготавливали собственные, из фаянса.
Шедеврами эпохи Неоклассицизма второй половины XVIii в. являются английские фаянсы мастерской Дж. Веджвуда. Успех подобных изделий привел к тому, что слово "фаянс ", как и "фарфор", превратилось в метонимию (переименование) одной из разновидности декоративно-прикладного искусства.
Изделия расписного фаянса производили французские мануфактуры в Париже , Сен-Клу, Лилле, Марселе, Мустье, Страсбурге.
В Германии действовали мануфактуры в Ансбахе, Байройте, Аугсбурге, Хёхсте, Фульде, Нюрнберге, в малых городках Тюрингии.
В Англии традиционным районом керамического производства было графство Стаффордшир (см. также глино-каменные массы; "тофтовские фаянсы").
В России производство фаянса из тонкой белой глины существовало в XVIii-XIX в. в подмосковной Гжели (см. гжельская керамика), в г. Скопи́не Рязанской губернии (см. скопинская керамика).
Существуют разновидности фаянсовой массы искусственно окрашенной в разные цвета. Изделия из майолики, или фаянса, покрытые слоем блестящей глазури, иногда условно называют "эмалированным фаянсом" (см. эмаль).

Каталог французской фаянсовой посуды Gien -

Керамика – категория материалов, к которой относятся фарфор и фаянс. Это два однотипных продукта обжига, схожих по своим внешним данным, но в тоже время принципиально различных по физическим качествам. В чем же заключаются эти различия?

Фарфор

Любое керамическое изделие получается при помощи высокотемпературного спекания глины (ее смесей) с минеральными добавками и неорганическими компонентами. Если в процессе спекания участвовала смесь из пластичной глины, каолина (белая глина), кварца и полевого шпата (силикат) с равным или большим процентом содержания минералов, то в результате обжига получается фарфор. Это высокопрочный, непористый, тонкий, полупрозрачный (если фарфор поднести к свету, то он будет просвечиваться), термически стойкий материал, отличающийся от прочих легким весом.

Фарфоровая статуэтка

Фаянс

А вот если в процессе спекания керамики участвовала смесь из глины (80-85% от общей массы), кварца, полевого шпата и незначительного количества каолина, то в результате обжига получается фаянс. Это мелкопористый материал, обжигаемый при температуре до 1280°C. Наличие пор делает фаянс более хрупким, шершавым и водопоглощаемым (около 12%) материалом, который необходимо покрывать толстым слоем глазури, дабы ликвидировать недостатки. Он тяжел, имеет матовый оттенок и непрозрачный.


Фаянсовая посуда

Отличия

В зависимости от пропорций перечисленных выше компонентов смеси технологи могут получить мягкий и твердый фарфор. Изделия из мягкого фарфора обжигаются в печи при температуре ниже 1350°C, а из твердого – при 1350°C — 1450°C. Мягкая разновидность более хрупка и чувствительна к резким перепадам температур, ее условно относят к категории пористой керамики (наблюдается наличие незначительного количества мелких пор), глазурь которой разрушается при механических воздействиях. Из-за этих физических характеристик из мягкого фарфора изготавливают лишь ценные предметы искусства, но не посуду.

Твердые сорта фарфора содержат до 66% каолина (но не менее 47%). Эта разновидность относится к плотной непористой керамике, что делает ее более стойкой к физическому воздействию. Материал также прозрачен, «невесом», имеет гладкую белую поверхность. Твердые сорта используют для производства посуды, декоративных изделий (ваз, блюд), электрических изоляторов и даже сантехники. Но существует и особый материал «бисквит» – твердая разновидность фарфора, которая не покрыта глазурью. Это матовый материал, используемый для изготовления скульптур и украшений.

Любая фарфоровая масса всегда белая, поскольку при добавлении красителей в смесь невозможно достигнуть требуемой прозрачности, тонкости и при этом прочности материала. Все цветные изделия расписаны специальными красками по глазури уже после обжига. Фарфор «высоко звучит» при легком ударе.

Масса для изготовления фаянса белая, но зачастую в нее добавляют цветные красители, что позволяет изготавливать изделия любых оттенков. Кроме того, в смесь могут добавлять кремний, кварц, известь, полевой или шамотный шпат, магнезии, углекислоты. В зависимости от компонентов различают и разновидности, например, глиноземный и известкой фаянс. Они же влияют и на качество материала, его пористость, хрупкость, водопоглощение. Благодаря богатству разновидностей материала из фаянса производят посуду, черепицу, плитку, статуэтки и так далее.

Выводы сайт

  1. Фарфор имеет уникальные и ценные декоративные характеристики.
  2. Фаянс поглощает влагу, что делает его весьма чувствительным к перепадам температур и менее гигиеничным.
  3. Фарфор более легок и в тоже время механически прочен, чем фаянс.
  4. Фаянс менее ценен, поскольку процесс производства менее трудоемок, а используемые материалы не такие дорогостоящие.
  5. Фаянс более практичен и декоративно разнообразен, нежели фарфор.

Фаянс I Фа́янс (Fajans)

Казимир (27.5.1887, Варшава, – 18.5.1975, Анн-Арбор, штат Мичиган), американский физико-химик. Поляк по происхождению. Окончил (1907) Лейпцигский университет, совершенствовался в университетах в Гейдельберге и Манчестере. В 1911–17 преподавал в Высшей технической школе в Карлсруэ; профессор Мюнхенского (1917–35), Мичиганского (1936–57) университетов. Ф. одновременно с Ф. Содди установил (1913) правило смещения при распаде радиоактивных элементов (см. Радиоактивность), открыл радиоактивные изотопы 243m Pa (UX 2) и 215 Po (AcA), двойной распад 214 Bi (RaC); совместно с Ф. Панет ом сформулировал (1913) правило соосаждения радиоактивных элементов (Фаянса - Панета правило). Основные труды Ф. в области физической химии посвящены рефрактометрическим исследованиям, изучению связи деформации электронных оболочек с химическими и оптическими свойствами неорганических соединений, изучению недиссоциированных молекул и комплексных ионов в растворах сильных электролитов, адсорбции ионов и красящих веществ на солеобразных соединениях. Иностранный член-корреспондент АН СССР (с 1924).

Соч. в рус. пер.: Радиоактивность и новейшее развитие учения о химических элементах, 2 изд., [Од.], 1923; Физико-химический практикум, Л., 1931 (совместно с И. Бюстом); Воспоминания, связанные с историей науки о радиоактивности, «Природа», 1973, № 10, с. 74–82.

II Фая́нс (франц. faience, от названия итал. города Фаэнца, одного из центров керамического производства)

плотные мелкопористые (обычно белые) изделия тонкой керамики.

Производство фаянса. Для изготовления Ф. применяется то же сырьё, что и для производства Фарфор а, меняются лишь рецептура сырья и технология обжига изделий. Ф. отличается от фарфора большими пористостью и водопоглощением (до 9–12%), поэтому все фаянсовые изделия покрываются тонким сплошным слоем водонепроницаемой глазури (См. Глазурь). По составу и свойствам различают Ф. глинозёмный, известковый, шамотный и полевошпатовый. Наибольшее распространение в технике и в быту получил полевошпатовый Ф., который приготовляется из однородной смеси: 60–65% пластичных материалов (каолина и глины), 30–36% кварца, 3–5% полевого шпата. Предварительный (бисквитный) обжиг (при 1250–1280 °С) проводится для получения прочного Ф., а последующий (т. н. глазурный) – для расплавления глазури, нанесённой на поверхность изделия после первого обжига (1050–1150 °С). Обжиг ведётся в туннельных печах с непосредственным обогревом. При изготовлении крупных санитарно-технических изделий из Ф. обычно применяется однократный обжиг, при котором одновременно протекают процессы спекания составных частей фаянсовой массы, плавления глазури и образования промежуточного слоя между пористым материалом и остеклованной глазурью. Хозяйственный Ф. (в основном столовая посуда) после 1-го и 2-го обжига подвергается раскраске разными методами с закреплением рисунка, выполненного надглазурными красками, в 3-м обжиге при 700–900 °С.

Ф. получил наибольшее применение в производстве хозяйственной посуды и строительной керамики – глазурованных белых и цветных плитоколо В производстве санитарно-технических изделий Ф. вытесняется фарфором или полуфарфором. О производстве Ф. см. также в ст. Керамика .

И. А. Булавин.

Художественный фаянс . Близкие к Ф. изделия были известны уже в Древнем Египте. Разнообразные виды Ф. производили с 4–5 вв. в Китае (в 7–13 вв. – с серо-голубыми и серо-зелёными поливами), позднее – в Корее (11–13 вв.), Японии (с 16 в. славился Ф. завода Сацума). В странах ислама с 12 в. получила распространение белая мелкопористая фарфоровидная масса (кашин), изобретённая, видимо, в Иране в 10–11 или 11–12 вв. Фрагменты тонкостенных сосудов из кашина с гравиров. и прорезным ажурным орнаментом или с сине-чёрной белофоновой росписью под прозрачной глазурью найдены в Нисе (См. Ниса), Мешеди-Мисриан е, Древнем Ургенч е, а также на территории Азербайджанской ССР (Орен-Кала). Особую известность получили Иран. изделия с росписью цветными эмалями (минаи, 12–13 вв.) или Люстр ом (конец 11 – начало 14 вв.) по опаковой кремовой глазури (центры – Рей, Кашан, Горган и др.), а также сефевидские (16–17 вв.) изделия с многоцветной, кобальтовой или люстровой росписью (Исфахан , Керман и др.). В Европе собственно Ф. начали выделывать около 1525–65 в Сен-Поршере во Франции. Близки Ф. были произведения Б. Палисси (16 в.) и мастерских Делфт а (с многоцветной или синей кобальтовой подглазурной росписью; расцвет около 1680–1740). Английские керамисты (Дж. Астбери, 1720-е гг., Дж. Уэджвуд, конец 18 в.) усовершенствовали Ф., прочно ввели его в практику. В 18–20 вв. высокого качества Ф. производили в Англии, Франции, Германии, России. Определились характерные для Ф. черты: большая (в сравнении с фарфором) мягкость и обобщенность форм, разнообразие способов декорации, цветовой палитры, видов глазурей. Рус. заводы (в Межигорье под Киевом, 1799; А. Я. Ауэрбаха в с. Домкино, 1809, с 1839 в с. Кузнецове Тверской губернии, с 1870 принадлежал М. С. Кузнецову, ныне Конаковский завод им. М. И. Калинина и др.) производили разнообразный Ф.: белый, опак («непрозрачный фарфор») с росписью и печатными рисунками, цвета сливок, серый, лиловый, мраморный, украшенный рельефом, цветными глазурями и др.; полуфаянс выпускали в Гжели (см. Гжельская керамика). Основной центр производства сов. художественного Ф. – завод им. М. И. Калинина (посуда, мелкая пластика по моделям художников В. Г. Филянской, М. П. Холодной, И. Г. Фрих-Хар а, Е. М. Гуревич и др.). См. также ст. Керамика .

Лит.: Кубе А. Н., История фаянса, Берлин – П. – М., 1923; Салтыков А. Б., Русская керамика, М., 1952; Бубнова Е., Старый русский фаянс, М., 1973; Химическая технология керамики и огнеупоров, М., 1972; Августиник А. И., Керамика, 2 изд., Л., 1975; Технология фарфорового и фаянсового производства, М., 1975; Lane А., Later islamic pottery, L., ; его же, Early islamic pottery, L., ; Cox W. E., The book of pottery and porcelain, v. 1–2, N. Y., 1966.

(По материалам статьи А. Б. Салтыкова из 2-го издания БСЭ; часть статьи о восточном фаянсе – Т. Х. Стародуб.)


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Фаянс" в других словарях:

    De Lunéville Фаянс (фр. faience, от названия итальянского города Фаэнц … Википедия

    - (франц. faпence, от названия итальянского города Faenza Фаэнца, одного из центров керамического производства), плотные мелкопористые (обычно белые), изделия тонкой керамики, покрытые глазурью. Близкие по виду к фаянсу художественные… … Художественная энциклопедия

    - (фр. faience по имени итальянского города Фаенцы, в котором первоначально возникло фаянсовое производство) хорошиё сорт глины, из которой делается посуда, покрываемая потом непрозрачною глазурью, также самая посуда из этой глины. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    Современная энциклопедия

    Фаянс - (французское faience, от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс), обычно белый мелкопористый керамический материал, покрытый прозрачной или непрозрачной глазурью. Получают из того же сырья, что и фарфор (изменяется лишь… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    фаянс - а, м. faïence f. <ит. города Фаэнца. 1. Минеральная масса, изготовляемая из особых сортов глины с добавлением гипса и других веществ, идущая на изготовление керамических изделий. БАС 1. В других местах встречались вместе золото и драгоценные… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (франц. faience от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс), керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальники, унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые… … Большой Энциклопедический словарь

    Керамика Словарь русских синонимов. фаянс сущ., кол во синонимов: 7 авата яки (1) керамика … Словарь синонимов

    ФАЯНС, разновидность керамического состава, дающая непрозрачную плотную КЕРАМИКУ, занимающая место между фарфоровой и обычной глиняной. Исходный материал обжигается при относительно низкой температуре, с получением твердых, водонепроницаемых… … Научно-технический энциклопедический словарь

    ФАЯНС, фаянса, мн. нет, муж. (франц. faience по имени гор. в Италии Faenza). 1. Белая или цветная масса из особых сортов глины с примесью гипса и др. веществ, идущая на керамические изделия. 2. собир. Изделия из этой массы, обожженной и покрытой… … Толковый словарь Ушакова

    ФАЯНС, а, муж. 1. Мелкопористый, обычно белый керамический материал, по составу напоминающий фарфор. Чашки из фаянса. 2. собир. Изделия, посуда из такого материала. | прил. фаянсовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… … Толковый словарь Ожегова


Производиться из глины, поэтому относится к керамике. Слово «Фаянс» произошло от названия итальянского города Фаэнца. Именно в этом городе процветало производство различной керамической посуды.

История фаянсовой посуды

Впервые о фаянсовой посуде упоминается в манускриптах Древнего Египта. Исходя из раздобытых фактов, можно с уверенность сказать, что фаянс уже был известен в Египте и в Месопотамии почти за 5 тысячелетий до нашей эры. Состав посуды того времени имел много отличий от современного, ведь в те времена фаянсовую посуду производили из кварцевого камня – гальки. К этому камню добавляли различные примеси типа соды, известняка, медной и железной руды.

С XVI столетия фаянс начал набирать популярность в мире. Первое время его называли майоликой и выпускали в Италии, в городах Фаэнце, Урбино, Губбио. Через некоторое время производством фаянсовой посуды начали заниматься во Франции в Сен-Порше.

В Украине, еще с Триполья славившейся своей керамикой, фаянс начали выпускать с XVIII века. В России, в Москве, фабрика Гребенщикова производила фаянсовую посуду, которая в свою очередь расписывалась мастерами прямо по сырому слою эмали. Талантливые умельцы Товарищества Кузнецова, которые выпускали фаянсовую посуду, покрытую разноцветной глазурью с печатным рисунком и с объемным рельефом, донесли свои умения до нынешних времен. Фаянсовые изделия с рисунками синего цвета, расписанные золотом, производили на фабрике в Гжели.

Фаянсовая посуда: состав и качество

– чашки и тарелки, которые преобладают в нашем кухонном обиходе. Материал этой посуды имеет свои отличительные признаки. Обожженная масса для производства изделия – фаянсовый черепок, который характеризуется:

  • Хрупкостью
  • Мелкопористостью
  • Плотностью.

Фаянсовую посуду имеет особые отличия — внутреннюю белизну и наличие цветной или бесцветной глазури снаружи. В состав этого материала — смесь огнеупорной белой глины и кварца. По количеству и характеру примесей выделяют 4 вида фаянса:

  1. Известковый фаянс. Кроме беложгущегося вида глины и кварцевой добавки в состав изделия входит доломит и мел. Такую посуду подвергают недолгому термическому обжигу при низких температурах.
  2. Мягкий фаянс. Помимо традиционной глины и кварцевой добавки, в состав материала для фаянсовой посуды данной категории входят различные плавни – это вещества, образующие в процессе обжига легкоплавкие соединения.
  3. Полевошпатный фаянс. Исходя из названия, становится ясно, что в состав материала для такого фаянса, наряду с белой глиной и кварцем, вводится определенная доля полевого шпата – породообразующего минерала.
  4. Твердый фаянс. Этот вид фаянса имеет высокие механические характеристики. Изделия в процессе производства твердого фаянса обжигаются при самых высоких температурах.

Фаянсовую посуду на предприятиях общественного питания чаще всего используют в небольших кафе и кофейнях, фаст-фудах, а самую качественную применяют в ресторанах. Это белая керамика, которая способна впитывать влагу в небольшом количестве. В отличии от фарфоровой посуды, фаянсовая посуда не просвечивается даже на самых тонких участках. Легкий удар по краю фаянсовой посуды издаст глухой короткий звук, который говорит о невысокой температуре обжига в процессе производства. Фарфор при ударе издает чистый, четкий и продолжительный звук. Фаянсовой посуды имеет пониженную механическая прочность и более низкую стойкость к термическим воздействиям по сравнению с фарфором. Именно по этой причина фаянсовую посуду делают толще, чем фарфоровую.

Уход за фаянсовой посудой

Посуду из фаянса нежелательно мыть в слишком горячей воде. Наилучшим вариантом для мытья является теплая вода. Ополаскивать фаянс нужно холодной водой. При этом запрещается резкий перепад температур. Неосторожное обращение может вызывать последствия. Не удивляйтесь, если ваша тарелка или миска в скорости покроется большим количеством трещин.

Ни в коем случае нельзя ставить такую тарелку на горячую плиту, даже для просушки, а тем более – чтобы готовить или подогревать в ней еду. Горячая вода может привести к тому, что глазурь, покрывающая фаянс, растрескается. Фаянсовой посуде не имеет особой прочности, поэтому, чтобы избежать трещин и сколов, обращаться с ней следует очень аккуратно и внимательно.

При мытье фаянсовой посуды не используйте металлические губки, шлифующие поверхность, так как они легко царапают глазурь и другие деликатные покрытия.

Не стоит накрывать фаянс крышкой, если вы не хотите, чтобы во время хранения, он источал неприятный запах. Однако если вы с этим столкнулись, то исправить ситуацию можно с помощью кухонной соли и уксусной кислоты. Просто добавьте эти вещества в небольшое количество теплой воды и сполосните посуду.

Весь профессиональный фаянс можно легко штабелировать, складывая тарелки одна в другую, размещая блюдца плотно одно на другое, чашки и салатники выставляя пирамидой за счет идентичной формы. Такая особенность экономит и без того дефицитные места в кухонных шкафчиках, а также позволяет без проблем переносить стосы посуды, составленной в стопки в существенных количествах.

Какими достоинствами обладает фаянсовая посуда

— это очень популярный вид кухонной утвари. Сегодня ни один среднестатистический дом не обходится без фаянсовой посуды.

Наиболее распространены среди потребителей являются такие приборы:

  • Наборы закусочных и мелких тарелок, предназначенных для подачи второго блюда
  • Тарелки, служащие для подачи хлеба, булочек и кондитерских изделий
  • Глубокие мисочки (более объемные тарелки)
  • Салатные тарелки, селедочницы и блюда разного диаметра
  • Десертные тарелки разного объема и диаметра
  • Плоские блюда круглой формы для сервировки мясных и овощных нарезок
  • Чайники и чайные чашки разного объема
  • Бульонные чашки с крышечками
  • Кофейники и кофейные чашки
  • Молочники, вазочки, сахарницы
  • Чашки для подачи супа
  • Кружки и пиалы
  • Соусницы и др.

Достоинства фаянсовой посуды:

  • Низкая стоимость
  • Относительная прочность, в сравнении с глиной или терракотой
  • Практичность в каждодневном использовании и хранении
  • Красивый внешний вид за счет использования подглазурного декора
  • Высокая теплоемкость изделий, например, супниц и чайников
  • Экологически чистая и безопасна для здоровья человека.

Как выбирать фаянсовую посуду

Выбирая фаянсовую посуду, нужно обращать внимание на качество ее поверхности — внутри и снаружи. Она должна быть идеально гладкой, ведь малейшие шероховатости и поры могут скапливать грязь и микробы. Делается это достаточно просто: нужно поймать на глади тарелки солнечный луч и внимательно осмотреть поверхность. Под таким естественным прожектором можно легко увидеть все недостатки.

Считается, что лучше приобретать любую посуду, в том числе фаянсовую, от известного производителя. Больше всего доверия завоевали брендовые компании. В любом случае – не стоит покупать посуду с рук на улице, так как кустарные мануфактурщики позволяют себе применение токсичных компонентов в составе керамики и красок, которыми украшаются их изделия. А ведь посуда – это незаменимый атрибут в приеме пищи. Поэтому не стоит рисковать своим здоровьем, пытаясь совершить сомнительную по качеству покупку у уличного торговца. Отдавайте предпочтение более цивилизованным местам торговли.

Декор в виде узоров, росписи, золотых ободков и прочих элементов, украшающих профессиональный фаянс, наносят при производстве обязательно под глазурь при самых высоких температурах. Благодаря этому изображение не изменяется, не блекнет и не изнашивается даже через долгое время. Кроме этого, качественная профессиональная посуда из фаянса может использоваться и в микроволновой печи. А за счет особого состава и двойного слоя глазури, блеск на такой посуде сохраняется на протяжении длительного времени.

Что лучше — фаянс или фарфор, и как их различить

Фаянс по структуре и внешнему виду очень похож на фарфор. Но фарфоровая посуда – элитная, дорогая и прочная керамика. Ее свойства намного лучше, а качество – выше. Конечно, непосвященному человеку трудно заметить отличия фаянсовой и фарфоровой посуды. Но присмотревшись, можно научиться их замечать.

Отличия фаянсовой посуды от фарфоровой:

  1. Более низкая степень белизны, меньшая прочность, большая толщина стенок и не такая плавность формы готового изделия.
  2. В фаянсовой посуде не может так долго сохраняться теплая пища, как это происходит в фарфоровых аналогах за счет большей плотности материала.

Не выдерживает высокую температуру, чем она отличается от толстостенных фарфоровых изделий.

Фарфоровая посуда запросто моется в горячей воде, ну а фаянсовая от такого воздействия, скорее всего, потрескается.

Еще один хороший способ отличить фаянсовую посуду от фарфоровой, — постучать по краешку тарелки. Фарфоровые изделия издают отчетливый и продолжительный звук, словно гул. Фаянсовая посуда отзовется только глухим коротким звуком.

Несмотря на все преимущества фарфоровой посуды перед фаянсов, спрос на фаянс постоянно растет.

Выбор редакции
Чакры человека и их раскрытие - вопрос, который волнует магов и эзотериков уже не первое столетие. Узнайте, как можно открыть и почистить...

К чему снятся деньги? Сонники вещают абсолютно всем, кому приснились деньги в сновидении, немало славных событий. Однако нужно...

При подготовке к ЕГЭ по математике учащимся приходится систематизировать знания по алгебре и геометрии. Хочется объединить все известные...

Многие начинающие бизнесмены задумываются о том, какую форму налогообложения выбрать, что лучше для ИП: УСН или ЕНВД, чтобы и не платить...
Вы решили начать свой бизнес: у вас есть идея, план и договорённости с инвесторами. Казалось бы, остается лишь взять и сделать. Но...
Р - люди с буквой "Р" в имени обладают неординарным мышлением. Они очень ответственны, на них можно положиться в любой ситуации. У них...
(Иллюстрации изд."Детгиз", 1960 г., художник Е.Галея ) История создания «Приключения Чиполлино» были созданы Джанни Родари в 1951 году....
Сегодня я расскажу тебе сказку об удивительной и очень красивой Волшебной Стране. Она находится далеко-далеко. В ту страну не проложены...
Профильные государственные органы ежегодно публикуют статистику о количестве наркопотребителей, смертности среди них и другие важные...