Характеристика творчества В.Моцарта. Инструментальные сочинения, обзор оперного творчества: «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта». Оперно-хоровое творчество в. а. моцарта (реквием, хоры из опер «идоменей», «свадьба фигаро», «волшебная флейта»)
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Оперное творчество М оцарта
План лекции
1. Роль оперы в творчестве Моцарта
2. Жанровые разновидности в оперном творчестве Моцарта
3. Оперное реформаторство Моцарта
4. Значение либреттистов в успехе опер Моцарта
5. Музыкальные характеристики
1. Роль оперы в творчестве Моцарта
Моцарт писал оперы на протяжении почти всей творческой жизни, начиная с одиннадцатилетнего возраста.
К первым операм относятся:
в возрасте 11-12 лет - «Аполлон и Гиацинт», опера buffa «Мнимая простушка», зингшпиль «Бастьен и Бастьенна»;
в возрасте 14 лет- первая опера seria «Митридат, царь Понтийский».
Последняя опера - «Волшебная флейта» - написана в год смерти.
Опера является одним из ведущих жанров в творчестве Моцарта.
Самыми знаменитыми из всех написанных Моцартом опер являются: «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро».
2. Жанровая разновидность в оперном творчестве Моцарта
Моцарт писал оперы различных типов и жанров: зингшпили («Похищение из Сераля», «Волшебная флейта»), оперы - buffa («Свадьба Фигаро», «Так поступают все»), оперы-seria («Идоменей», «Милосердие Тита»). «Дон Жуан», написанная на итальянский текст, органически сочетающая важнейшие черты трагедийного и комедийного музыкального театра и являющаяся психологической музыкальной драмой, не сводится ни к одному из этих типов. Однако при этом любой из жанров Моцарт обновляет и обогащает путем привнесения элементов иного жанра. Примером является ария Графини из оперы «Свадьба Фигаро». Сама опера по основным жанровым признакам - опера buffa. Но образ графини из этой оперы не может быть сведен к типу буффонных: её первая ария («Бог любви») заключает черты lamento, свойственные лирическим ариям оперы seria. В партии Констанцы из зингшпиля «Похищение из Сераля», в обеих ариях царицы Ночи из зингшпиля «Волшебная флейта» так же имеется много черт, характерных для оперы seria.
Если опера - seria деградировала в XVIII веке, то некоторые ее элементы получили новую жизнь, влившись в иные оперные жанры, что как раз характерно для музыкальной драматургии Моцарта. Следовательно, можно утверждать, что Моцарт создал иной тип драматургии.
Так известнейшая опера «Свадьба Фигаро» перерастает в реалистическую комедию характеров. Опера «Дон Жуан»- веселая драма. «Волшебная флейта» - опера - сказка, новый тип оперы нравственно философского содержания на сказочно фантастической основе.
В оперном творчестве Моцарта как бы подытожены основные пути развития музыкально драматического искусства того времени во всех его жанровых разновидностях.
3. Оперное реформаторство Моцарта
Наряду с Глюком, Моцарт является величайшим реформатором оперного искусства XVIII столетия.
Нельзя утверждать, что Моцарт и Глюк в своем реформаторстве противоречили друг другу, нет! Идя другими путями, чем Глюк, Моцарт, как и он добился слияния в неразрывном единстве музыки и драматического действия, соподчинения друг другу всех элементов оперного спектакля.
В отличие от Глюка, Моцарт никогда не декларировал, но осуществил новый реформаторский взгляд на оперу.
Если Глюк боролся за то, чтобы исключить все устаревшее из оперы-seria, то Моцарт стремился внести в нее все недостающее из оперы-buffa. Он придал оперной форме изящество и человечность, углубил тени, чтобы сильнее подчеркнуть вспышки остроумия и веселья.
4. Осно вные оперные принципы Вольфганга Амадея Моцарта
1) Музыка - основа оперы . Если Глюк стремился подчинить музыку драматическому действию, то для Моцарта, наоборот, музыка являлась основой оперы. В одном из писем к отцу Моцарт писал, что «в опере поэзия обязана быть послушной дочерью музыки»
2) E динство музыки и сценического действия . Считая музыку основой оперы, Моцарт одновременно придавал большое значение драматическому содержанию оперы. В его зрелых операх музыка всегда находится в полном единстве с развертыванием сценического действия.
В одном из писем к отцу читаем «В последней сцене II действия у Идоменея между хорами есть ария или, скорее, род каватины - здесь лучше сделать просто речитатив; там смогут хорошо поработать инструменты, потому что в этой сцене, которая будет самой красивой во всей опере, на сцене будет стоять такой шум и такое смятение, что ария в этом месте произведет плохое впечатление - и, кроме того происходит гроза- и она- то уж не прекратится из-за арии господина Раафа».
3) Текст либретто должен быть лаконичным, не затяг ивающим действие, соответствующим законам музыкальной драматургии . Моцарт считал, что оперное либретто - это не самостоятельное драматическое произведение, он добивался полного соответствия его со специфическими задачами музыкальной драматургии при безраздельном господстве музыкального начала.
В одном из писем Моцарт пишет: «…второй дуэт будет совсем выброшен и с большей пользой, чем вредом для оперы…»
4) Обогащение оперного жанра элементами других оперных жанров и венского классицизма . Принципы Венского классицизма получили в оперном творчестве Моцарта своеобразное преломлении; это сказывается в мелодическом стиле, в возросшей роли оркестра, в приемах развития, особенно в больших ансамблевых и финальных сценах.
5) Музыкальные характеристики участников ансамбля, в зависимости от сценической ситуации, индивидуализированы и ли объединены. Музыкальные характеристики действующих лиц в операх Моцарта сохраняют свое значение не только в сольных номерах или дуэтах, но и в некоторых больших ансамблях. В финалах «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуана», секстете из «Дон Жуана» и в некоторых других ансамблях каждый из участников имеет свою интонационную сферу. Создается одновременное сочетание разных музыкальных характеристик в пределах единой архитектонической стройной ансамблевой сцены.
6) Ансамбли являются узловыми, наиболее напряженными сценами оперы . моцарт опера реформаторский
7) С ледование номеров оперы обусловлено ходом драматического действия, а не застывшей схемой. Законченность отдельных номеров сочетаются со сквозным развитием оперной сцены
Музыкальные характеристики. Одним из высоких новаторских достижений оперной драматургии Моцарта является мастерство музыкальных характеристик действующих лиц, героев оперы. В итальянской опере seria музыкальные характеристики героев почти совершенно игнорировались; в опере buffa подчеркивались не столько индивидуально - конкретные черты героев и героинь разных типов, сколько типические. Эти характеристики были своего рода музыкальными «масками» с выработанными приемами выразительности, сопровождающими однотипных героев, отсутствовала и многогранность этих характеристик.
Действующие лица в операх Моцарта - не только традиционные типы, но и живые люди, сочетающие единство типическое и индивидуально неповторимое.
Моцарт наделяет действующих лиц своих опер мелодическими оборотами, складывающимися в цельный и многогранный образ. Так, в образе Дон - Жуана подчеркивается его любовь к жизненным наслаждениям, смелость, отвага, решительность; в образе Сюзанны («Свадьба Фигаро») - женская привлекательность, лукавство, ум, хитрость; в образе Базилио - подлость подхалима, коварство. Правдивость и яркая выразительность характеристик достигается сочетанием слова, сценического действия и музыкальных (вокальных и оркестровых) средств.
4. Значение либреттистов в успехе опер Моцарта
Значение в успехе, в высоком художественном уровне опер имело обращение к либреттистам: Л.Да Понте («Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Так поступают все»), Э.Шиканедером («Волшебная флейта»), П. Метастазио («Царь - пастух», «Милосердие Тита»)
Моцарт и Л. Да Понте: Встреча Моцарта и Лоренцо Да Понте была для обоих ниспосланной свыше. Аббат искал музыканта, Вольфганг - поэта. Случилось так, что в этих обстоятельствах они отлично подошли друг другу, - писал биограф Моцарта Марсель Брион.Первым совместным творением Моцарта и Да Понте стала опера «Женитьба Фигаро». Именно Да Понте добился от императора разрешения на постановку «вольнодумной» оперы на венской сцене в 1786 году. Моцарт в то время был в немилости у матери императрицы Марии-Терезии и его обязанности при дворе ограничивались сочинением танцев для маскарадов. «Женитьба Фигаро» имела столь большой успех в столице, что Иосиф II даже распорядился ограничить число вызовов на бис.
Специалисты утверждают, что в сотрудничестве с Да Понте Моцарт создал оперы, относящиеся к величайшим образцам своего жанра. Это был тот редкий случай, когда качество либретто приближалось к уровню музыки Моцарта. В строках венецианца оживал «галантный» XVIII век, его поэзия отличалась не выспренностью, или меланхолией, или безликой торжественностью, которая была тогда в моде, а жизненностью, лукавством, образностью языка ее интеллектуального и саркастического создателя.
В 1791 году Моцарт умер, а дерзкий Да Понте впал в немилость у нового императора Леопольда II и получил приказ покинуть Вену. Он был автором, в общей сложности, тридцати шести пьес и сотен сонетов, но остался в памяти как соавтор непревзойденного «моцартовского триптиха» - «Женитьбы Фигаро», «Дон Жуана» и «Так поступают все или Школа влюбленных».
Моцарт и П. Метастазио . Когда в середине августа 1790 года Моцарт получил заказ на сочинение «Милосердия Тита», он находился в расцвете творческих сил. Теперь представители чешских сословий решили отметить постановкой оперы Моцарта важное государственное событие -- коронацию чешской короной недавно взошедшего на престол австрийского императора Леопольда II. В качестве либретто был предложен неоднократно использованный для подобного рода торжеств, прославляющих государя, текст Пьетро Метастазио (1698--1782). Один из самых знаменитых итальянских либреттистов, он с 1729 года был придворным поэтом в Вене и создал около 60 либретто, считавшихся образцовыми.
Для Моцарта либретто Метастазио обработал венецианец Катерино Мадзола (1745--1806), автор около 30 либретто, преимущественно опер-буффа. В мае -- июле 1791 года он обсуждал с Моцартом сочинявшуюся композитором «Волшебную флейту» и тогда же получил приглашение работать над «Милосердием Тита». Как обычно в опере-seria, исторические события, связанные с именами прославленных героев, не имеют значения для развития драмы. Тит Флавий Веспасиан римский император в 79--81 годах нашей эры, известный своими воинскими подвигами, разгромом Иудейского восстания и разрушением Иерусалима, предстает чувствительным любовником. По словам друга Гёте руководителя Берлинской певческой академии К. Ф. Цельтера, этот Тит «был влюблен во всех без исключения девушек, которые все как одна хотели его убить».
Музыка «Милосердия Тита», по утверждению жены композитора Констанцы, была написана за 18 дней
За четыре дня до коронации по повелению императора Леопольда был показан «Дон Жуан», которым, предположительно, дирижировал сам Моцарт. А в день коронации, 6 сентября 1791 года, состоялась премьера «Милосердия Тита». Успех был средним, пражане отнеслись к опере без энтузиазма, а императрица (испанская принцесса) обозвала по-итальянски моцартовскую музыку «немецким свинством».
Интересные факты
1. Моцарт вступил в общество масонов («свободных каменщиков») в 1784 году и написал несколько кантат для их церемоний. Есть мнение, что в «Волшебную флейту» он включил их идеалы дружбы, мудрости, преклонения перед природой и жертвенности. Либреттист Моцарта также был когда-то масоном. Моцарт умер всего через девять дней после премьеры оперы, и поговаривали, что он был убит, так идея оперы раскрыла некоторые тайны современного ему общества
2. - Послушай, Моцарт! Ты непременно должен мне помочь! - заявил как то директор маленького театра, член масонской ложи Шиканедер, поблескивая своими маленькими хитрыми глазками. Мне надо поставить такую пьесу, которая бы создала славу моему предприятию. Венцы любят все легкое и веселое. Вот и я надумал обратиться к тебе, чтобы ты написал мне оперу «Волшебная флейта»! Я не пожалею расходов на декорации, всякого рода театральные эффекты и удивительные волшебные превращения. Желая выручить из беды своего знакомого ещё с зальбургских времен, Моцарт согласился писать оперу, не требуя денег.
3. Существует легенда, что в Праге во время работы над оперой «Дон Жуан» Моцарт и да Понте встречались с Казановой, и тот служил им консультантом.
4. Строки либретто «Дон Жуана» из сцены на кладбище послужили эпиграфом к маленькой трагедии А. С. Пушкина «Каменный гость» и к «Поэме без героя» Анны Ахматовой.
5. Опера «Женитьба Фигаро» привлекла Моцарта не только живостью характеров, стремительностью действия, комедийной остротой, но и социально-критической направленностью. В Австрии комедия Бомарше была запрещена, но да Понте добился разрешения на постановку оперы. При переработке в либретто (написанном на итальянском языке) были сокращены многие сцены комедии, выпущены публицистические монологи Фигаро. Это диктовалось не только требованиями цензуры, но и специфическими условиями оперного жанра. Тем не менее основная мысль пьесы Бомарше - идея морального превосходства простолюдина Фигаро над аристократом Альмавивой - получила в музыке оперы неотразимо убедительное художественное воплощение.
6. При написании оперы «Свадьба Фигаро» произошел один занятный случай:К весне1786 г. Опера была закончена. Оставалось написать лишь увертюру. Улучив благоприятный момент, да Понте явился к императору Иосифу II с текстом либретто.
Что это? «Свадьба Фигаро»! - воскликнул тот.- Но ведь я же запретил представление этой пьесы в наших театрах!
В надежде на снисхождение вашего величества, - ответил да Понте, - я решил переделать эту комедию в либретто, сократив и выпустив все то, что могло бы шокировать благородную венскую публику. Одним словом, я сделал из неё самый невинный и веселый сюжет для оперы, достойный театра, имеющего счастье постоять под вашим покровительством.
Но если это опера, кто же напишет к ней музыку?
Музыка написана уже господином Моцартом.
Слова эти отнюдь не вызвали сочувствия его величества. Лицо Иосифа II мгновенно приняло такой надменный и недовольный вид, какого да Понте не стал поправлять императора.
Моцартом? Но вы же знаете, что Моцарт, хотя и пишет замечательную инструментальную музыку, сочинил всего лишь одну оперу, да и та не имеет особой ценности.
Невежество Иосифа II, мнившего себя тонким знатоком музыки, немало поразило да Понте. Моцарт был к тому времени автором 11 опер. Однако да Понте не стал поправлять императора.
И я со своей стороны тоже мог бы оказаться автором либретто всего лишь одной оперы, поставленной в Вене, если бы был лишен милостивой снисходительности вашего величества, - смиренно ответил он. - Что касается музыки этой оперы, написанной Моцартом, то, насколько я могу судить, она совершенно изумительной красоты. Осмелюсь представить партитуру оперы на усмотрение вашего гения, который всем нам хорошо известен…
Ловкий и хитрый аббат пустил в ход всю свою дипломатию, всё своё красноречие. При этом он распространялся не столько о достоинствах моцартовской музыки, сколько о тонком музыкальном вкусе Иосифа II. Согласие на постановку было дано
7. Известнейший Миланский оперный театр Ла Скала заказал 14-летнему Моцарту создать оперу "Митридат, царь Понтийский"
8. В 1782 г. состоялась премьера оперы «Похищения из Сераля», прошедшая с огромным успехом. Опера не понравилась только императору, обвинившему музыку Моцарта в излишней «учености». «Слишком хорошо для наших ушей, и ужасно много нот, мой милый Моцарт» - сказал Иосиф II композитору. «Ровно столько, сколько нужно, ваше величество» - возразил композитор
5. Музыкальные характеристики
В сего за свою жизнь Моцартом было написано более 20 опер
1. «Аполлон и Гиацинт» 1767 г. Школьная опера (латинская комедия)
2. «Долг первой заповеди» 1767 г. Духовный зингшпиль
3. «Бастьен и Бастьенна» 1768 г. Ученический зингшпиль. Либретто Ф. Вайскерна
4. «Притворная простушка» 1768 г. Упражнение в жанре опера-buffa, либр. M. Кольтеллини по К. Гольдони,
5. «Митридат, царь Понтийский» 1770 г. Опера - seria. Либр. В. А. Чинья- Санти по трагедии Ж. Расина
6. «Асканий в Альбе» 1771 г. Опера - серенада (Пастораль). Либр. Дж. Парини
7. «Сон Сципиона» 1772 г. Опера - серенада (Пастораль). Либр. П. Метастазио
8. «Луций Сулла» 1772 г. Drama per musica. Либр. Дж. Парини
9. «Тамос, король Египта» 1773-1775 г.
10. «Мнимая садовница» 1775 г. Либр. Кальцабиджи
11. «Царь- пастух» 1775г. Drama per musica. Либр. П. Метастазио
12. «Заида» 1779 г. Зингшпиль
13. «Идоменей, царь Критский» 1781 г.Опера -seria.
14. «Похищение из сераля» 1782г. Зингшпиль Либр. Брецнера
15. «Директор театра» 1768 г. Музыкальная комедия
16. «Женитьба Фигаро» 1786 г. Опера-buffa. Либр. Л. Да Понте по комедии Бомарше
17. «Дон Жуан» 1787 г. Drama giocoso. Либр. Л. Да Понте по испанской легенде
18. «Так поступают все» 1790 г. Опера - buffa. Либр. Л. Да Понте
19. «Милосердие Тита» 1791 г. Опера - seria. Либр. П. Метастазио
20. «Волшебная флейта» 1791 г. Зингшпиль. Либр. Э. Шиканедер
Задания
Задания на оценку «3»
Используя текст ответьте на вопросы:
1) Во сколько лет Моцарт написал свою первую оперу (какую)?
В каких жанрах были написаны оперы Моцарта?
Что для Моцарта являлось основой оперы?
_____________________________________________________________
2) Почему комедия Бомарше «Безумный день или женитьба Фигаро» была запрещена в Австрии цезурой?
_____________________________________________________________
3) Кто кроме Моцарта был величайшим реформатором оперного творчества?
____________________________________________________________
4) Назовите последнюю оперу написанную Моцартом?
_____________________________________________________________
5) Роль ансамблей в операх Моцарта
8) В чем заключались принципы венского классицизма в оперном творчестве Моцарта?
9) Сколько всего опер написано Моцартом?
_________________________________________________________________________
10) В чем заключалось соединение Моцартом разных оперных жанров?
___________________________________________________________________________
Задания на оценку «4»
Выполните тест , выбрав правильный вариант ответа.
1)С какими либреттистами работал Моцарт?
А) Стефании
Б) Метастазио
С) Шиканедер
2) Итальянская разновидность комической оперы, сложившаяся в 30-е гг. XVIII в. Для нее характерны небольшие масштабы, 2-3 действующих лица, подвижность действия, пародия, яркая живая жанровая мелодика, ясность стиля.
3) В 1782 г. была написана опера
А) «Идоменей, царь Критский»
Б) «Дон Жуан»
С) «Похищение из сераля»
Д) «Асканий в Альбе»
4) Опера «Волшебная флейта» написана в жанре
А) Зингшпиль
5) Опера seria создавалась на основе
А) бытовых ситуаций
Б) героико-мифологического сюжета
С) легендарно- исторического сюжета
Д) Комических и жизненных ситуаций
А) «Дон Жуан»
B) «Луций Сулла»
C) «Милосердие Тита»
D) «Сон Сиццилиана»
7) В основу какой оперы легла испанская легенда?
А) «Дон Жуан»
В) «Похищение из Сераля»
С) «Асканий в Альбе»
D) «Царь пастух»
А) «Царь пастух»
В) «Женитьба Фигаро»
С) «Заида»
D) «Так поступают все»
9) Разновидность комической оперы с разговорными диалогами, сложившаяся в XVIII в. в Австрии и Германии
А) Опера - seria
B) Зингшпиль
С) Опера- buffa
10) Какую оперу можно назвать оперой- сказкой нравственно - философского содержания?
А) «Аполлон и Гиацинт»
В) «Притворная простушка»
С) «Волшебная флейта»
D) «Бастьен и Бастьенна»
Ответы на задания №2: 1) Б,С 2) Опера - buffa 3) С 4) А 5) Б, С 6)
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Сведения о родителях В.А. Моцарта, его творческие достижения в детском возрасте. Особенности характера австрийского композитора. Знаменитые оперы: "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Волшебная флейта". "Реквием" - последнее музыкальное произведение Моцарта.
презентация , добавлен 19.11.2013
Подробная биография Вольфганга Амадея Моцарта и его первые "шаги" к музыке, легенды о причинах смерти, анализ творчества и тематики произведений. Характерные особенности камерной, клавирной и церковной музыки Моцарта, а также его искусства импровизации.
реферат , добавлен 27.12.2009
Биография В.А. Моцарта - австрийского композитора и исполнителя-виртуоза, представителя Венской классической школы. Первые шаги в Вене, свадьба, пик творчества, финансовые трудности, болезнь. Оперы "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан" и "Волшебная флейта".
презентация , добавлен 14.02.2015
Листування Моцарта з батьком. Видатні здібності Вольфганга Амадея Моцарт. Висловлювання сучасників про велику значущість творів Моцарта. Лікувальний ефект, яким володіють всі твори Моцарта. Використання мінору, хроматизмів, перерваних оборотів у сонатах.
презентация , добавлен 23.11.2017
Одаренная семья Моцартов, выдающиеся таланты детей в этой семье. Детство Вольфганга Амадея, ранние произведения и обучение у лучших композиторов Европы. Самостоятельная деятельность, финансовое состояние. Инструментальное творчество Моцарта и оперы.
доклад , добавлен 10.11.2010
Биографический очерк жизни и творческой деятельности В.А. Моцарта - великого австрийского композитора, капельмейстера, скрипача-виртуоза, клавесиниста, органиста. Сочетание австрийской, немецкой и итальянской народной песенности в творчестве Моцарта.
презентация , добавлен 02.05.2012
Методика логического разбора формы III части сонаты A-Dur В.А. Моцарта. Определение и изучение формы данного произведения, его характерные свойства и признаки. Основной принцип рондо и эволюция данной формы. Место и роль рондо в творчестве Моцарта.
курсовая работа , добавлен 06.07.2010
Иерархия жанров, предустановленная классицистской эстетикой XVIII столетия. Особенности концертов Л.В. Бетховена. Форма оркестровой и фортепианной экспозиции. Сравнительный анализ трактовки жанра концерта в творчестве В.А. Моцарта и Л.В. Бетховена.
курсовая работа , добавлен 09.12.2015
Семья, детские годы Вольфганга Амадея Моцарта, раннее проявление таланта маленького виртуоза. Начальный период жизни в Вене. Семейная жизнь Моцарта. Работа над произведением Реквием. Творческое наследие композитора. Последняя опера "Волшебна флейта".
реферат , добавлен 27.11.2010
Естетичні витоки трактування хорового елементу в опері "Ідоменей". Аналізу трансформації традицій опери seria в творчості В.А. Моцарта на прикладі опери "Ідоменей". Хоровий елемент в опері В.А. Моцарта "Ідоменей" в естетичному аспекті його трактування.
Оперное творчество Моцарта.
Mоцарт писал оперы на протяжении всей жизни, начиная с 11 лет. В 11-12лет написал: «Аполлон и Гиацинт», «Мнимая простушка», «Бастьен и Бастьенна». В 14 лет – «Митридат-царь
понтийский». Моцарт писал оперы в разных жанрах: оперы buffa – «Мнимая простушка», «Мнимая садовница», «Так поступают все». Оперы зингшпиль – « Директор театра», «Бастьен и Бастьенна», «Похищение из сераля». Оперы seria – «Митридат-царь понтийский», «Идоменей». Но главная заслуга Моцарта в том, что на основе этих старых жанров, он создаёт новые: на основе оперы buffa – лирическую комедию «Свадьба Фигаро» и психологическую драму «Дон-Жуан». На основе оперы зингшпиль – философскую сказку «Волшебная флейта». Новаторство Моцарта в том, что он в одной опере использует приёмы и комической, и серьёзной опер. По сути, Моцарт является оперным реформатором.
Новое в операх Моцарта:
1. Обновляет старые жанры, сочетает в одной опере черты разных жанров.
2. Реалистически изображает жизнь, даёт героям яркие, разносторонние характеристики.
3. Стремится к единству музыки и драмы, но на первое место ставит музыку.
4. Использует в операх лейтмотив (лейтмотив Командора в опере «Дон-Жуан»). Лейтмотив – это тема, характеризующая героя и повторяющаяся несколько раз.
5. Расположение номеров подчинено не правилам, а развитию действия.
6. Главными являются арии и ансамбли. Партии в ансамблях индивидуализированы.
7. Большая роль оркестра.
Оперное творчество Моцарта – это высшее достижение оперного реализма 18 века.
«Свадьба Фигаро» (1786 г.).
Опера «Свадьба Фигаро создана по комедии французского драматурга Бомарше «Безумный день или женитьба Фигаро» (эта комедия – часть трилогии: 1 – «Севильский цирюльник», 2 – «Свадьба Фигаро», 3 – «Преступная мать»). Либретто написал Лоренцо да Понте. Комедию запретила цензура, и в опере социальная острота была смягчена. На основе оперы buffa в «Свадьбе Фигаро» Моцарт создаёт лирическую комедию. Основная идея оперы: борьба Фигаро за свои человеческие права, достоинство. Нравственно, интеллектуально слуга оказывается выше своего господина (содержание оперы - стр.294, разбор по действиям стр. I68-204).
В опере 4 действия, состоит из законченных номеров, соединенных речитативами, начинается увертюрой, в сонатной форме без разработки. Музыка увертюры в опере не встретится, но по характеру, стилю музыка оперы и увертюры близки. Главная партия содержит две темы: первая тема стремительная, кружащаяся; вторая тема носит фанфарный характер. Побочная партия – настойчивая, как бы долбящая, ее связывают с образом Фигаро, который умеет добиваться своей цели. Заключительная партия – изящная, грациозная, ее связывают с образом Сюзанны. После небольшой связки сразу идет реприза, в которой все темы проводятся в основной тональности. Завершает увертюру кода, которая строится на теме главной партии. В опере «Свадьба Фигаро» Моцарт раскрывает живые, человеческие характеры, разнообразные и реалистичные. В этом новаторство Моцарта. Поэтому его оперу часто называют оперой характеров. Он раскрывает их через определенные жанры и через определённый круг интонаций.
Характеристика главным героям – Фигаро и Сюзанне даётся уже в начале оперы. Необычно, что их первые характеристики даны в дуэте. Причем, Моцарт ставит подряд 2 дуэта. Оба дуэта лирико-комедийного плана, но есть в них и отличия. В 1 дуэте партии Фигаро и Сюзанны контрастны. Фигаро измеряет шагами комнату, его партия декламационная, он считает (стр. 17). Сюзанна примеряет в это время шляпку. Её партия изящна, грациозна (стр. 18). Когда Фигаро обращает внимание на Сюзанну, его партия становится похожей на её. Во 2 дуэте они высказывают своё отношение к подаренной комнате. Сюзанна не довольна близостью комнаты к покоям графа. Она говорит, что граф часто обращает на неё внимание. Здесь партии Фигаро и Сюзанны близки, только у Фигаро партия в мажоре, а у Сюзанны в миноре, поэтому она более мягкая (стр. 25).
Сюзанна уходит и Фигаро остаётся один. В «Каватине» Фигаро продолжает раскрываться его характер (стр. 35). Подчеркивается, что Фигаро готов отстаивать своё право на счастье любыми средствами, но, прежде всего, находчивостью и интригой. Форма 3-х частная. Крайние разделы каватины в характере менуэта. Подражая графу, Фигаро притворяется учтивым, покорным, насмехаясь над таким поведением. Средний раздел в быстром темпе, на 2/4. Подчеркивается активность, напористость Фигаро. Он становится самим собой – весёлым, грубоватым. Образ Фигаро ярко раскрывается и в других номерах. Например, в его арии «Мальчик резвый» из 1д. (стр. 94). Ария обращена к Керубино. Фигаро подтрунивает над Керубино, которого отправляют в армию. Раскрывается жизнерадостный, весёлый нрав Фигаро, его остроумие, энергия. Форма рондо, ритм марша. Новые черты показаны в арии из 4д. «Пора понять, мужчины» (стр.319). Эта ария раскрывает способность Фигаро страдать, сожалеть о случившемся. Он думает, что Сюзанна ему изменяет, и переживает. Музыка арии подчинена тексту – звучит то, как патетическая декламация, то томно и нежно, то с танцевальными элементами. В целом образ Фигаро раскрыт многосторонне – это живой, человеческий характер. Очень ярко охарактеризована Сюзанна. В ней подчеркивается изящество, кокетство, женственность. Например, дуэты из 1д. Интересна ария из 4д. «Приди, мой милый, друг» (стр. 328). Сюзанна переоделась графиней, а графиня Сюзанной. Поддавшись очарованию ночи, Сюзанна исполняет арию. В медленном темпе, в ритме сицилианы, ария звучит как любовная серенада. Хроматизмы придают мелодии утонченность, нежность. Сюзанна раскрывает свою любовь к Фигаро. Такая поэтическая ария в комической опере была явлением новым в то время.
Лирические чувства Моцарт подчеркивает не только в Сюзанне, но и в юном паже Керубино. Это мальчик 13лет. Он живёт в атмосфере любовных интриг, и олицетворяет как бы жажду жизни, любви. Это чистый, нежный, пылкий, обаятельный образ. Он влюблён во всех женщин замка, а в общем-то ни в кого. Партию Керубино исполняет женский голос меццо-сопрано. Есть в образе Керубино и комические черты, но главное – его лирические стороны. Они раскрываются в двух ариях. В арии из 1д. «Рассказать, объяснить не могу я» (стр. 56) он пытается объясниться Сюзанне в своих чувствах. Ария в быстром темпе. Вокальная партия напевная, но порывистая, взволнованная, т. к. складывается из коротких трепетных фраз, разделённых паузами. Ариетта из 2д. «Что так тревожит» (стр. 113) в характере лирического романса. Паж сочинил канцонетту, Сюзанна и графиня уговорили его спеть им. Сюзанна аккомпанирует ему на гитаре. Мелодия нежная, созерцательная с утонченными хроматизмами. В оркестре подражание гитарному сопровождению. В среднем разделе более напряженное, взволнованное звучание.
Моцарт наделяет выразительными ариями и второстепенных героев. Например, ария Барбарины из 4д. «Потеряла я булавку» (стр. 296). Это 11 летняя дочь садовника. Она сокрушается о том, что потеряла приколку, которую должна была передать от графа Сюзанне. Показана огорченной, наивной. Мелодия нежная, печальная.
Музыкальные характеристики отрицательных героев более традиционны. Например, ария Бартоло из 1д. «Час отмщения» (стр. 41) – типична для басовых буффонных партий. В ней напускная важность. Используются характерные приёмы: вокальная скороговорка, многократные повторения одного звука, большие скачки. Таким образом, в опере переплетаются комедия и лирика, ярко, разносторонне раскрыты характеры героев. И в этом новаторство Моцарта.
При всей универсальности моцартовского творческого наследия, в нем выделяются 2 ведущих жанра - опера и симфония. Опера как никакой другой жанр интересовала Моцарта. Известны его слова: «Я завидую всем, кто пишет оперы. Я готов плакать, когда слышу оперную арию… Желание писать оперы - моя idеé fixe».
Первую свою оперу («Аполлон и Гиацинт») Моцарт написал в 10-летнем возрасте . Центральные же оперные произведения им были созданы на протяжении последнего, венского периода (1781-1791). Это:
- «Похищение из сераля»
- «Так поступают все»
- «Милосердие Тита»
Путь к этим шедеврам шел через освоение, а затем и преодоление установившихся оперных традиций, в том числе - традиций опер Глюка . Излюбленная сфера Глюка - высокая трагедия, античные сюжеты. Его герои, совершающие героические поступки и подвиги, далеки от повседневной действительности. Сфера Моцарта - комедия и драма, а моцартовские герои подобны реальным, живым людям с их достоинствами и недостатками. Все они - очень разные, и по-разному ведут себя в сходных ситуациях. Умение подчеркнуть индивидуальность оперного персонажа - одно из самых главных достижений Моцарта - оперного драматурга.
В отличие от Глюка, который ведущую роль в опере отводил драме (поэзии), Моцарт считал, что «в опере поэзия безусловно должна быть послушной дочерью музыки» . Вместе с тем, он всегда находил такую «поэзию» (содержание), которая бы отвечала его замыслам. Он великолепно разбирался в театральной культуре и с большой тщательностью работал над либретто своих опер.
Традиционные оперные жанры в творчестве Моцарта совершенно преобразились, хотя, в отличие от Глюка, у него не было специальной цели реформировать оперу. Так, например, назвав свою «Свадьбу Фигаро» оперой-buffa, композитор по-новому трактует этот жанр и на его основе создает первую комедию характеров . Здесь у каждого героя свой музыкальный язык, свой круг интонаций, сохраняемый не только в ариях, но и ансамблевых номерах. Именно характер того или иного персонажа определяет круг выразительных средств для его обрисовки.
Важно и то, что в комедийной форме Моцарт сумел воплотить очень серьезное содержание современной ему пьесы Бомарше (запрещенной в Австрии). В этом плане «Свадьба Фигаро» явно «перешагнула» границы исходного жанра: традиционная комич. опера никогда не выходила из «узкобытовых» рамок.
Композитор не признавал искусственного разграничения жанров на «высшие» и «низшие» и постоянно «смешивал» в своих произведениях комические и серьезные элементы, драму и фарс, земное и возвышенное. Особенно ярко этот жанровый синтез (близкий драматургии Шекспира) проявился в его поздних операх, больше всего - в «Дон Жуане». Моцарт назвал «Дон Жуана» «веселой драмой» (драмой giocoso). Такое определение нередко встречалось в жанре buffa. Буффонные черты в этой опере, действительно, присутствуют (2х-актная композиция с большими финалами в конце каждого действия; чередование музыкальных номеров с речитативами secco; преобладание низких мужских голосов; жанровый характер многих арий; явный акцент на буффонаде в партии Лепорелло; сцены переодеваний и потасовок). Однако ни в одной комической опере никогда не было такого накала страстей, таких резких столкновений смешного, балаганного и трагедийного, житейского и мистического, как в моцартовском «Дон Жуане». Сама противоречивость натуры главного героя, как и его трагическая смерть, никак не укладываются в комедийные рамки. По существу, Моцарт открыл в «Дон Жуане» совершенно новый оперный жанр - психологическую музыкальную драму, который получил развитие в XIX веке.
В последнем оперном сочинении Моцарта - «Волшебной флейте» - осуществилась его мечта о создании национальной оперы на немецком языке. В отличие от большинства других опер композитора, созданных на итальянской основе, она опирается на традиции зингшпиля . Это австро-немецкая разновидность комической оперы. Под покровом волшебной сказки с запутанным сюжетом в «Волшебной флейте» раскрываются утопические идеи мудрости, добра и всеобщей справедливости, характерные для эпохи Просвещения.
В своих зрелых операх Моцарт по-новому подходит к традиционным оперным номерам, в первую очередь - ансамблям . Моцартовские ансамбли выражают не только развитие и смену чувств, но и движение событий. Они не останавливают хода сюжета, а напротив, продвигают его вперед. Наиболее «событийными» являются финальные ансамбли, насыщенные неожиданными сюжетными поворотами. Кроме того, каждый моцартовский ансамбль - это групповой портрет, где каждое действующее лицо сохраняет свою индивидуальность. В результате ансамбли насыщаются «эмоциональной полифонией», то есть одновременным сочетанием различных эмоций, порой резко контрастных.
Примером может служить финал «Дон Жуана», где происходит развязка драмы.
В 12 лет, в Вене, он написал оперу-buffa «Мнимая простушка» и зингшпиль «Бастьен и Бастьена». Позже, в Италии, были созданы оперы-seria «Митридат, царь Понтийский» и «Луций Сулла», а в «зальцбургский» период - «Мнимая садовница» и «Идоменей».
Моцарт обращался к разным оперным жанрам:
seria - «Митридат, царь Понтийский», «Луций Сулла», «Идоменей, «Милосердие Тита»;
buffa - «Мнимая простушка», «Мнимая садовница», «Свадьба Фигаро», «Так поступают все»;
зингшпиль - «Бастьен и Бастьенна», «Похищение из сераля», «Волшебная флейта». Всем этим жанрам композитор дал всем им новое толкование.
За свою короткую жизнь Моцарт написал более 600 произведений. Каждый находит в творчестве великого композитора что-то свое. Здесь же мы рассмотрим лишь малую часть из богатейшего наследия композитора.
Список самых известных произведений Моцарта.
Симфония №40 соль минор, К.550. 31 июля 1788 года Моцарт заканчивает симфонию, одно из самых известных и узнаваемых его произведений. Эту симфонию Моцарт написал спустя три недели после окончания 39 симфонии. Моцарт готовился к большому концерту летом следующего 1789 года и за лето 1788 года написал 39,40 и 41 симфонии, но концерт не состоялся и дата премьер симфоний неизвестна. Так же неизвестно, слышал ли Моцарт исполнение этих симфоний и кому они были посвящены. В 1791 году Моцарт создает второй вариант сороковой симфонии.
Серенада №13(Маленькая ночная серенада) соль мажор, K.525. Маленькая ночная серенада написана Моцартом в 1787 году, но опубликована была только в 1827 году, через 36 лет после смерти автора. Существует несколько версий истории ее создания. По одной из них, Моцарт написал серенаду под заказ, по другой, посвятил ее своей жене, но нет точных подтверждений ни одной из версий. После смерти Моцарта, его жена Констанция продала все работы автора одному из издательств и в их числе эту серенаду. В записях Моцарта написано, что «Маленькая ночная серенада» состоит из пяти частей, но одна часть бесследно исчезла и до нас дошли только четыре части этого произведения. Сейчас оригинал рукописи хранится в закрытой коллекции в Базеле.
Соната для фортепиано № 11 ля мажор, K.331/300i. «Турецкий марш» или «Рондо в турецком стиле»- третья часть сонаты, которую многие из нас легко узнают. Одно из самых известных и исполняемых произведений Моцарта. Точно неизвестно когда была написана соната. По одной из версий, соната написана в 1778 году в Париже, по другой, в 1783 году в Вене или Зальцбурге. Вторая версия в кругу исследователей деятельности Моцарта считается наиболее вероятной. Точно известно, что первая публикация сонаты состоялась в 1784 году в Вене.
Свадьба Фигаро, K.492. «Свадьба Фигаро» - один из мировых шедевров оперы, ярчайшее проявление таланта Моцарта. К написанию музыки к опере Моцарт приступил в декабре 1785 году, и уже 1 мая 1786 года в Вене состоялась премьера. Либретто (литературная часть) к опере написал Лоренцо да Понте по пьесе Пьера Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро». И с помощью да Понте состоялась премьера оперы по запрещенной в то время в Австрии пьесе Бомарше. Моцарт сам дирижировал во время премьеры. Опера имела небольшой успех, и лишь в декабре 1786 года при исполнении в Праге получила заслуженное признание. Главный герой оперы Фигаро, готовится к свадьбе с Сюзанной. Вокруг этого события закручивается много различных интриг. Опера, как и пьеса, высмеивают аристократию и показывают ум и хитрость прислуги.
Дон Жуан, K.527. Работу над оперой «Дон Жуан» Моцарт начал в 1787 в Праге. После большого успеха «Свадьбы Фигаро» в 1786 году, Моцарт получает заказ на новую оперу. В феврале 1787 года, после подписания контракта, он приступает к работе. Либретто к опере пишет, как и в «Свадьбе Фигаро», Лоренцо да Понте. Для либретто использовалась пьеса «Мщение из гроба» Антонио де Саморы и опера «Дон Жуан» Джованни Гаццаниги. К концу октября Моцарт и да Понте заканчивают работу над оперой, и 29 октября 1787 года в Праге состоялась премьера. «Дон Жуан» был очень восторженно встречен. К премьере в Вене, 7 мая 1788 года, Моцарт и да Понте добавляют две арии и один дуэт. Дон Жуан - главный герой оперы. Опера рассказывает о любовных похождениях и о расплате за пороки Дон Жуана.
Реквием (Заупокойная месса), K.626. Работу над этим произведением Моцарт начал летом 1791 года, получив заказ от графа Вальзегга. Граф заказал Моцарту заупокойную мессу для исполнения в память о своей жене. Содержанием для мессы послужил католический канонический текст. Моцарт часто отвлекался от работы над «Реквиемом», сочиняя другие вещи, так и не закончил это произведение до своей смерти в декабре 1791 года. После смерти Моцарта, его жена Констанция, после нескольких попыток найти того, кто закончит работу мужа, обратилась к Францу Зюсмайеру, который и завершил работу известного композитора. Есть версия, что Моцарт 4 декабря 1791 года, за день до своей смертью, исполнял «Реквием» вместе со своими друзьями, и, дойдя до второй части, заплакал, сказав, что так и не закончит эту мессу.
Волшебная флейта, K.620. Над «Волшебной флейтой» Моцарт начал работать, почти одновременно с «Реквиемом» в 1791 году. Либретто к опере написал Эмануэль Шиканедер по мотивам сказки Кристофа Виланда «Лулу, или Волшебная флейта». Он же был исполнителем роли Папагено. Существует несколько версий, какие еще произведения для либретто использовал Шиканедер и даже по его авторству. Премьера оперы состоялась в Вене 30 сентября 1791 года при полном зале и была встречена очень восторженно. Главные действующие лица – египетский принц Томино и птицелов Папагено. Принц отправляется выручать свою возлюбленную, которую он видел только на портрете, а птицелов помогает ему в этом.
Концерт для фортепиано с оркестром №21 до мажор, K.467. К написанию этого концерта Моцарт приступил в феврале 1785 года, сразу после окончания двадцатого концерта. 9 марта 1785 года композитор завершает работу и 12 марта в Вене состоялась премьера. Наиболее узнаваемой является вторая (Andante) часть этого концерта.
K. - номер по каталогу Кёхеля.
Возможно, Вам будет интересно:
Последние оценки: 4
5
4
5
5
5
5
4
4
5
Комментарии:
Помогло с муз.литрой!!!
Спасибо!
спасибо мне помогло
|
- Английские времена — это преодолимый барьер Временная форма и залог глагола сказуемого
- Правописание наречий Слитное написание наречий
- Сталинградская битва – кратко о главном Сталинградская битва кодовое название операции
- Памятник в Трептов-парке (рассказ, фото, видео)
- Кирилл Соловьев: «Атлас» революции и «правила игры» в политике
- Муж савичевой - александр аршинов Юлии савичевой и александр аршинов
- Василий уткин - спортивный комментатор и эпатажный шоумен
- Отчет в фсс о финансировании предупредительных мер
- Как правильно заполнить РСВ: инструкция от налоговиков
- Гороскоп на октябрь рамблер
- Руна Лагуз перевернутая: значение
- 1939 год начало второй мировой войны
- 5 6 декабря 1941 г началось контрнаступление
- Биография Маршал бронетанковых войск катуков
- Молчание Описание личной жизни через карту Молчание Ошо Дзен Таро
- Таро Райдера Уэйта: толкование и значение карт в различных раскладах Карты таро райдера уайта описание значения карт
- Таро эры водолея Значение карт таро маг эра водолея
- Снятся семена К чему снится собирать семена цветов
- К чему снится завести собаку — толкование сна по сонникам
- Значение сна: снятся куры