Особенности поэтической речи сергея есенина. Особенности поэтической речи и стихосложения Особенности поэтической речи


Тоническое стихосложение - (от греческого tonos - ударение), стихосложение, основанное на соизмеримости строк по числу ударений, т. е. по числу полнозначных слов (так назыв. ¦изотокизм»), при этом количество безударных слогов между ударными может быть произвольным. Наряду с силлабическим стихосложением является одной из простейших форм стиховой организации речи. Силлабическое стихосложение преобладает в песенном и речитативном стихе, тоническое - в говорном стихе разных народов.

Так как тонический стих труднее отличить от прозы, чем силлабический стих (ряд отрезков текста, единообразно состоящих, например, из 4-х слов, скорее может быть случайным, чем ряд отрезков, состоящих из 8 слогов), он чаще пользуется созвучиями для выделения строк - аллитерацией и рифмой. Нерифмованный тонический стих строже соблюдает раьноударность строк, рифмованный же порой допускает значительные от него отклонения. Если колебание количества безударных слогов между ударными упорядочивается, то возникают формы, промежуточные между тоническим и силлабо-тоническим стихосложением: появляется ощущение метра (т. е. стихотворного размера). В русском стихосложении выделяется несколько разновидностей этого перехода (напр., так назыв. «дольник», «тактовик», «акцентный стих» и проч.).

В Европе тоника распространена в древней германской (скандинавской, английской, немецкой) поэзии в виде аллитерационного стиха.

С XVII века в России тоника вытесняется силлабо-тоникой и существует лишь в отдельных проявлениях (напр., А. С. Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде»). В XX веке тоника снова получает распространение (возрождаются дольник, тактовик, акцентный стих), в настоящее время тоника и силлабо-тоника сосуществуют.

Упоминавшиеся песенный, речитативный и говорный стих, в совокупности составляют так называемый «народный стих». При этом говорный стих существует преимущественно в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках и характеризуется тем, что, несмотря на рифмовку, практически не имеет никакой внутренней организации (напр., «Доселева Макар огороды копал, а ныне Макар в воеводы попал»); речитативный стих характерен для былин (так назыв. «былинный стих»), исторических песен, баллад, духовных стихов, причитаний. Речитативный стих чаще нерифмован, с женскими (безударными) окончаниями строк (напр., «Как во славном было городе во Киеве»); песенный стих характерен для лирических песен, его организация тесно связана с напевом, песенный стих может быть как строгим, так и со значительными вариациями. Например, частушечные, плясовые песни.

Силлабическое стихосложение - (от греческого syllabe - слог), стихосложение, основанное на соизмеримости строк по числу слогов, (так называемый «изосиллабизм»). Стихи могут быть 4-сложные, 5-сложные, 6-сложные и т. д. В стихах свыше 8-сложного обычно бывает цезура, делящая стих на более короткие полустишия. Характерно для языков, где гласные противопоставляются по принципу долгий/короткий, а не по принципу ударный/безударный.

В языках, в которых гласные противопоставляются по принципу ударный/безударный, для подкрепления ритмики конец стиха или полустишие часто подкрепляются упорядоченным расположением ударений (напр., А. Д. Кантемир). Постепенно распространяясь на весь стих, может привести к переходу в силлабо-тоническое стихосложение.

Древнейшее стихосложение восточных групп индо-европейских языков было силлабическим, на русской почве оно перешло в тоническое народное стихосложение (см. «народный стих»). Снова пришло в русское стихосложение в XVII веке из польского и держалось до силлабо-тонической реформы В. К. Тредиаковского - М. В. Ломоносова (1735-1743).

Силлабо-тоническое стихосложение - (от греческого syllabe - слог и tonos - ударение), разновидность тонического стихосложения, основанная на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов в стихе.

Названия метров (дактиль, анапест и проч.) в русском стихосложении заимствованы из античного стихосложения.

В европейском стихосложении силлабо-тоническая система формируется в результате взаимодействия силлабического стиха романских языков с разлагающимся тоническим аллитерационным стихом германских языков. В XV веке силлабо-тоническое стихосложение устанавливается в Англии (после Дж. Чосера), а с начала XVII века - в Германии (реформа М. Опица).

В России в 1735-1743 гг. В. К. Тредиаковский («Новый и краткий способ к сложению российских стихов», 1735) и М. В. Ломоносов («Письмо о правилах русского стихотворства», 1739) ввели силлабо-тоническую систему стихосложения. При этом Ломоносов, во многом опираясь на работу Тредиаковского, а также опыт античной и новоевропейской литературы, создал стройную систему русского стихосложения (в частности, установив метры).

В XIX веке под русским и немецким влиянием силлабо-тоническая система стихосложения распространилась в польской, чешской, сербохорватской, украинской, болгарской поэзии.

В XIX веке силлабо-тоническое стихосложение господствует, исключая лишь немногочисленные эксперименты с имитациями античных и народных стихотворных размеров (напр., гекзаметр а переводах «Илиады» и «Одиссеи» Н. Гнедича, стих «Песен западных славян» А. С. Пушкина и т. п.).

Как реакция на это господство на рубеже XIX-XX веков возникает противоположная тенденция - к ослаблению и расшатыванию стихотворной организации (тоника).

Стих - строка в стихотворном произведении.

Строфа (от греческого strophe - букв, поворот) - в стихосложении - группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся из строфы в строфу. Длина строфы обычно невелика - от 2-х до 16-ти стихов, редко больше. Простейшие строфы - четверостишия и двустишия, которые могут образовывать и более сложную строфу (напр. 3 четверостишия и двустишие, как в Онегинской строфе).

Рифмовка - созвучное, фонетически сходное окончание находящихся в пределах одной строфы строк.

Рифмы бывают мужские (когда ударение падает на последний слог в строке) и женские, когда последний слог в строке безударный).

Как ныне сбирается Вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам,
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам.

В 1 и 3 строках ударение падает на последний слог, соответственно, это мужская рифма, во 2 и 4 строках ударение падает на предпоследний слог, соответственно, рифма в этих строках женская.

Есть несколько типов расположения рифмующихся строк в строфе.

  1. Парная рифмовка - в двустишиях, когда рифмующиеся строки идут одна за другой. Схема - АА.

      Три девицы под окном
      Пряли поздно вечерком.

  2. Перекрестная рифмовка - в четверостишии, когда 1 строка рифмуется с 3, а 2 - с 4. Схема - АБАБ.

      Я вас любил, любовь еще, быть может,
      В душе моей угасла не совсем,
      Но пусть она вас больше не тревожит -
      Я не хочу печалить вас ничем.
  3. Кольцевая - в четверостишиях, когда 1 строка рифмуется с 4, а 2 с 3. Схема АББА.

      Нет, я не Байрон, я другой,
      Еще неведомый избранник,
      Как он, гонимый миром странник,
      Но только с русскою душой.

Стопа - повторяющееся сочетание метрически сильного места и метрически слабого места стихотворной речи. В силлабо-тонической системе стихосложения слабое место соответствует безударному, а сильное - ударному слогу. Стопа является метрической основой стиха, по ней определяется стихотворный размер.

Стих — строка в стихотворном произведении.

(от греческого букв, поворот) — в стихосложении — группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся из строфы в строфу. Длина строфы обычно невелика — от 2-х до 16-ти стихов, редко больше. Простейшие строфы — четверостишия и двустишия, которые могут образовывать и более сложную строфу (напр. 3 четверостишия и двустишие, как в онегинской строфе).

Рифмовка

Рифмы бывают мужские (когда ударение падает на последний слог в строке) и женские «когда последний слог в строке безударный).

Есть несколько типов расположения рифмующихся строк в строфе.

1. Парная рифмовка — в двустишиях, когда рифмующиеся строки идут одна за другой. Схема — АА.

2. Перекрестная рифмовка — в четверостишии, когда 1-я строка рифмуется с 3-й, а 2-я с 4-й. Схема — АБАБ.

3. Кольцевая — в четверостишиях, когда 1-я строка рифмуется с 4-й, а 2-я с 3-й. Схема АББА.

— повторяющееся сочетание метрически сильного места и метрически слабого места стихотворной речи. В силлабо-тонической системе стихосложения слабое место соответствует безударному, а сильное — ударному слогу. Стопа является метрической основой стиха, по ней определяется стихотворный размер.

Двусложные размеры

В двусложных размерах стопа состоит из двух слогов — одного ударного и одного безударного. Размер, в котором ударение приходится на первый слог, называется хореем. Напр.: «Мчатся тучи, вьются тучи...» — Пушкин. Или «Выхожу один я на дорогу...» — Лермонтов.

Ямб — двусложный размер с ударением на втором слоге. Напр. «Я вас; любил, любовь еще, быть может...» — Пушкин.

Или «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» — Пушкин.

Пиррихий — условное название пропуска схемного ударения в хореических и ямбических размерах. Напр. «Три девицы под окном» Пушкин.

(трехстопный хорей с пиррихием на месте первой стопы).

Или «И лучше выдумать не мог» — Пушкин.

(четырехстопный ямб с пиррихием на месте третьей стопы).

Спондей— условное название сверхсистемного ударения в стопе хорея или ямба. Напр.: «Швед, русский, колет, рубит, режет» — Лермонтов.

Трехсложные стихотворные размеры

Состоят из одного ударного и двух безударных слогов.

Дактиль (от греческого букв, палец) — трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге. Напр. «В полном разгаре страда деревенская...» — Некрасов.

(четырехстопный дактиль)

Амфибрахий (от греческого букв, с двух сторон краткий) — трехсложный метр с ударением на втором слоге. Напр.: «Гляжу, как безумный, на черную шаль...» — Пушкин.

(четырехстопный амфибрахий).

Анапест (от греческого — обратный дактилю, буквально — отраженный назад) — трехсложный метр с ударением на третьем слоге. Напр.: «Что ты жадно глядишь на дорогу...» — Некрасов.

(трехстопный анапест)

Аллитерация — повторение согласных звуков, преимущественно в начале слов. Является мощным художественно-изобразительным средством. Напр.: «Пора, перо покоя просит...» — Пушкин. Звукоподражательная аллитерация: в басне Сумарокова лягушки говорят: «О как, о как, нам к вам, к вам, боги, не гласить?..»

В древнескандинавской и древнегерманской поэзии получил распространение так называемый «аллитерационный стих», где в каждой строке по меньшей мере 2 или 3 слова должны были начинаться одним звуком.

Ассонанс— повторение гласных звуков, преимущественно ударных, в стихотворной строке. Также является изобразительным средством, составляет основу так называемых «неточных рифм», в которых совпадает ударный гласный и не совпадает согласный: рука — стена — удар — взмах и т. д.

Был широко распространен в средневековой романской поэзии («Песнь о Роланде»).

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Особенности поэтической речи и стихосложения. И в закладках появилось готовое сочинение.

Цели:

  • сформировать представление об особенностях стихотворной речи, её отличии от прозы;
  • развивать знания и навыки работы учащихся с понятиями из теории литературы, умение работать в группах, пользоваться словарём литературоведческих терминов;
  • воспитывать любовь к красивой, мелодичной поэтической речи; любовь к русской литературе в целом.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент (1 мин.)

2. Создание на уроке проблемной ситуации, вступительное слово учителя

– Ребята, понять, чему посвящен наш урок сегодня, помогут герои юмористических рассказов Герберта Кемоклидзе – два одноклассника и неразлучных друга Лёня Лукин и Женя Репин. Посмотрите инсценировку фрагмента одного из рассказов о них.

Инсценировка

Леня. И почему нам вчера за стихотворения не поставили оценок? Подумаешь, ну и что, если через слово я говорю «это», а ты «ну» и «значит». Я, конечно, понимаю, что эти слова засоряют язык. Но разве стихотворение из-за них сильно пострадало?

Мчатся, значит, тучи,
Вьются, значит, тучи;
Невидимкою, значит, луна...

Женя. Стой. Гениально! Я понял, как пишутся стихи! Пушкин, наверное, знаешь, как поступал? Брал строки этих слов-сорняков, а потом заменял их нормальными словами... Представляешь, мы с тобой теперь сможем написать гениальные стихи, которые поместят в учебники, все будут учить, а нам не надо, и так знаем – сами сочиняли! Давай скорее писать!

Леня (пишет и считает):

Это, это, это – та,
Это, это, это – та,
Это, значит, значит – ну,
Это, значит, ну, ну, ну.

О, кажется, получается:
Кошка, плошка, два кота,
Ложка, мошка, три хвоста.
Дети, сети, крокодил,
Плети Петя проглотил.

– Нет, что-то не то, такие стихи в учебнике не напечатают, пожалуй...

Женя. У меня получше вышло. Слушай:

В окна Лени Лукина
Светит желтая луна.
Ходит Леня по реке,
Носит двойки в дневнике.

Леня. Да где же тут смысл? Луна светит, а я по реке хожу. Лу­натик я, что ли? И кто меня пустит ночью на реку? Кстати, у меня в этой четверти ни одной двойки. Ты бы лучше про свои написал.

Женя и Леня (вместе): Да, у Пушкина, выходит, лучше.

Учитель: Вы уже догадались о чём сегодня пойдёт речь? Конечно, о стихотворной речи, а также о нелёгком труде поэта. Ведь это только нашим незадачливым героям кажется, что проза и стихи ничем друг от друга не отличаются и сочинять стихи так легко попробуем их переубедить.

3. Работа учащихся в группах

Оценки получает та группа, которая быстрее и правильно выполняет задание.

– Перепишите текст, восстановив стихотворные строки и расставив запятые (текст на экране):

Очень-очень странный вид: речка под окном горит чей-то дом хвостом виляет пёсик из ружья стреляет мальчик чуть не слопал мышку кот в очках читает книжку старый дед влетел в окно воробей схватил зерно. Да как крикнет улетая: «Вот что значит запятая!»

– В результате у нас получится следующее стихотворное произведение:

Очень-очень странный вид:
Речка под окном, горит
Чей-то дом, хвостом виляет
Пёсик, из ружья стреляет
Мальчик, чуть не слопал мышку
Кот, в очках читает книжку
Старый дед, влетел в окно
Воробей, схватил зерно.
Да как крикнет, улетая:
«Вот что значит запятая!»

4. Теория литературы, словарная работа

Учитель: Чем же отличается, на ваш взгляд, прозаическая речь от стихотворной? (Есть строки, присутствует чёткий ритм) .

– Найдите в своих учебниках определение, что такое ритм. (Чёткий ритм «держит» слова даже крепче, чем знаки препинания) .

– О другой особенности стихов поможет рассказать известный сказочный персонаж. Встречайте его.

Незнайка.

Я поэт, зовусь Незнайка,
От меня вам всем приветик!

– Здравствуйте, друзья. Конечно, вы помните историю о том, как я решил научиться сочинять стихи и прославиться. Светик, поэт и мой большой друг, рассказал, что главное в стихах - это рифма. Что такое рифма? (Ребята отвечают.)

– Правильно, это созвучие слов, расположенных в разных строках. Светик дал мне такое сло­жное домашнее задание, что я никак не могу с ним сам справить­ся. Вы мне поможете, правда? Тогда найдите среди всех записан­ных слов и фраз пары рифмующихся.

Учащиеся работают со словарём литературоведческих терминов.

5. Работа учащихся в группах

На парты раздаются каждой группе карточки со словами: совет, узнал, стараться, приеду, товаром, потом, одержим победу, дом, ответ. В результате получаются пары: три братца – стараться, зал – узнал, товаром – недаром, одержим победу, приеду, совет – ответ, дом – потом.

Вывод: Следовательно, стихотворная речь не только ритмична, но и обладает рифмой. Обратите внимание на то, что рифмоваться могут слова как одной так и разных частей речи. Найдите в учебнике определение рифмы, виды рифм, назовите их.

Каждой группе – задание определить вид рифмы (карточки)

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том :
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.

Что в имени тебе моём?
Оно умрёт, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

6. Работа над понятием «интонация»

Учитель: Тише, ребята. Слышите: как будто кто-то плачет? Нет, это кто-то читает стихи. Кто же пожаловал в гости на наш урок?

Пропала Мальвина, невеста моя;
Она убежала в чужие края.
Рыдаю, не знаю: куда мне деваться,
Не лучше ли с этою жизнью расстаться!

– Когда я исполнил свою поэму, я не мог даже представить себе, что мое предсказание сбудется: Мальвина исчезла. Но самое странное состоит в том, что то же самое происходило со всеми, кому я читал свои стихи. Но ведь они такие красивые! Ребята, подскажите, что же в них не так?

(Ученики отвечают, что стихи красивые, но читает Пьеро их неправильно, невыразительно, монотонно, а ведь интонация помогает выразить смысл стихотворения; с помощью словаря даем определение нового термина.)

Пьеро. Спасибо, друзья! Вы спасли мое разбитое сердце. Я понял, в чем моя ошибка. Но скажите, можно ли научиться читать стихи выразительно? Пожалуйста, научите меня, ведь только так я смогу вернуть прекрасную Мальвину.

Учитель: Давайте посмотрим какое определение интонации даёт нам словарь литературоведческих тем (на экране появляется определение).

7. Работа в группах над выразительным чтением с соблюдением интонации.

В группы раздаются карточки с фразами, которые нужно прочитать с разными интонациями.

«Наступила снежная зима»

  • с радостью;
  • с удивлением;
  • с огорчением;
  • так, словно от холода стучат зубы.

«Ветер в поле разыгрался»

  • с предостережением – точно надвигается ураган;
  • с насмешкой – точно ругаешь за шалости;
  • таинственно; весело.

«Закончился последний урок»

  • грустно, точно получил плохую отметку и домой идти не хочется;
  • с вопросительной интонацией;
  • радостно, точно торопишься показать дома дневник в пятёрках;
  • медленно, точно диктуешь слова.

«Я буду отдыхать в лагере»

  • точно говоришь по телефону, а тебя плохо слышно;
  • недовольно; мечтательно.

8. Работа с понятиями: метафора, олицетворение, эпитет

Учитель: Сегодня у нас ещё один гость. Знайка, расскажи нам, что тебе известно о стихотворной речи:

Знайка (важно, назидательно, солидно): Стихотворная речь известна с древнейших времен. Еще первобытные люди обратили внимание на то, что ритмично организованная речь по-особому воздействует на человека, поэтому ритуальные молитвы и закли­нания можно считать прообразом стихотворений. До нас дошли более поздние стихи древних греков. В них строки уже рифмова­лись. Однако ритм, рифма, особенности интонации - это азы «стихотворной азбуки». Поэт-профессионал обладает также зна­ниями о специальных художественных средствах, которые создают особую выразительность и подчеркивают глубину смысла. Знаете ли вы, например, что такое эпитет, олицетворение, метафора?

Учитель: Давайте покажем Знайке, что хорошо разбираемся в этих литературных понятиях. Вспомните их определение, а затем выполним задание.

9. Работа с изображением зимнего пейзажа

– Подберите к описанию изображенного на нём как можно больше эпитетов, олицетворений, метафор.

10. Подведение итогов урока

– Вот и подошла к концу наша работа в импровизированной мастерской. (На экране появляются вопросы).

– Собрав багаж необходимых знаний, мы отправляемся в путешествие по удивительному и полному открытий миру стихов.

Главная функция речевой деятельности – коммуникация, то есть связь, общение между людьми. Литературный язык делает возможным создание текстов, которые обладают, помимо коммуникативной, еще и поэтической (или эстетической) функцией. Литературный язык изучается поэтикой, речевая деятельность людей (в том числе поэтов и писателей) – стилистикой. Это наука о конкретном использовании языка в тех или иных стилях речи. Функциональные стили речи – это разговорная речь, деловая, научная, ораторская, специально-профессиональная, наконец, поэтическая речь, характерная для художественной литературы и особенно для лирической поэзии. В ней доминирует поэтическая функция, которая в других стилях выступает лишь как сопутствующее явление. Доминирование поэтической функции не исключает и других функций высказывания – экспрессивной, коммуникативной (познавательной), только подчиняет их главной, эстетической цели.

К важнейшим свойствам поэтической речи относятся следующие:

1) Оригинальная, необычная подача слова, вырванного из схематических, привычных связей и поставленного в непривычные, странные обстоятельства, сочетания («овдовевшая лазурь»). У Достоевского можно встретить выражения, которые говорят о нарушении норм словоупотребления: «В глазах его было что-то лупоглазое» («Братья Карамазовы»). Но у художника свои законы и права. Такая подача слова нарушает автоматизм применения слова.

2) Высокий уровень языковой организации. Это упорядоченность, которая выражается в делении на главы, сцены, строфы, это ритмико-композиционная организация в поэзии, наличие многочисленных стилистических фигур (параллелизмы, анафоры, эпифоры, градация, композиционные стыки, рефрены и т.д.)

3) Высокая степень полисемии (многозначность), причем эта полисемия не имеет стихийного характера, как в разговорном языке, а организуется целенаправленно. Образцом полисемии в художественной речи считается метафора.

4) Непереводимость поэтических высказываний на иной тип речи; данное содержание неотрывно от своего одноразового словесного выражения. В пересказе оно теряет поэтичность.

5) Особая звуковая организованность речи (аллитерации, ассонансы).

6) В художественном произведении на первый план выдвигается обычная человеческая речь. Часто в художественной речи возникают речевые портреты персонажей.

В художественном языкотворчестве особая роль принадлежит сравнению. Это главный способ образования новых представлений. Если А как Б, тогда в А мы открываем новые смыслы. Новый образ творится в силу того, что художник вводит равнозначащие, чуждые друг другу слова и понятия в системные отношения (Например, заржавевшая дверь в описании первой улыбки воскресающей Наташи Ростовой, простодушно непоэтичное определение духовного обновления Пьера Безухова – «морально из бани»). Сравнение служат для косвенной характеристики явления: «Мой кот, как радиоприемник, зеленым глазом ловит мир». Художественные сравнения могут быть короткие и развернутые. Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» высказывает свой взгляд на реальное значение народной массы и истории при помощи развернутого сравнения, которое выражено в следующей образной формуле: «…до тех пор, пока историческое море спокойно, правителю администратору с своею утлою лодочкой упирающемуся шестом в корабль народа и самому двигающемуся, должно казаться, что его усилиями двигается корабль, в который он упирается. Но стоит подняться буре, взволноваться морю и двинуться самому кораблю, и тогда уж заблуждение невозможно. Корабль идет своим громадным независимым ходом, шест не достает до двинувшегося корабля, и правитель вдруг из положения властителя, источника силы, переходит в ничтожного, бесполезного и слабого человека».

1. Особая эмоциональная выразительность. Стихотворная речь -эффектная по своей сути. Стихи создаются в состоянии душевного волнения и передают душевное волнение. Л.Тимофеев в своей книге «Очерки теории и истории русского стиха» приводит любопытное высказывание на сей счет французского исследователя стиха: «Говорить стихами значит самой мерностью своей речи как бы высказывать: «Я слишком страдаю или слишком счастлив, чтобы выразить то, что чувствую, обыкновенным языком» .

Повышенная эмоциональность, эффектность обусловливает непосредственность, искренность и задушевность в выражении мыслей и чувств. Поэзия – это самовыражение, исповедь, поэт, как близкий друг, раскрывает свою душу перед читателем. «Я сердцем никогда не лгу», говорит С.Есенин. А известный критик К.Зелинский имел основания сказать: «В строчках стихов Есенина бьется обнаженное сердце поэта».

2. Вторая важная особенность стихотворной речи - ритмичность. Ритм - равномерная повторяемость определенных элементов во времени или в пространстве. Ритму принадлежит огромная роль в жизни природы и человека.

Ритм составляет основу строения и движения материи: ритмичны смена времен года, дня и ночи, ритмичны у человека дыхание, биение сердца, движения. Ритм в стихотворении - это равномерная повторяемость определенных речевых единиц во времени. Ритмичный строй стиха оказывает эмоциональное воздействие на читателя, создавая определенное настроение. Что же повторяется в стихе? Прежде всего, повторяются строки. Основной ритмической единицей стиха является с трока - стих в собственном смысле слова. Однако повторяются определенные речевые единицы и внутри строк. Например:

Буря | мглою | небо | кроет

Сейчас мы не будем уточнять, какие это речевые единицы, а просто отметим это как факт. Повторяются созвучия в конце строк - рифмы, повторяются группы строк строфы. Стих - явление полиритмическое: ритм охватывает внешнюю и внутреннюю ткань стиха. Ритм - «основная сила, основная энергия стиха» (В.Маяковский).

Художественной прозе также присущ ритм, однако, во-первых, он не так сильно выражен, а во-вторых, имеет переменный характер.

3.Особая интонация. Стиховое слово по своей интонации близко слову поющемуся (С.Бонди). Не случайно сами поэты называют себя певцами, а стихи песнями. Стих читается в соответствии с ритмом, в определенной музыкальной тональности. Один исследователь справедливо заметил, что если стих прочитать в соответствии с правилами грамматики, следуя только знакам препинания, логическим ударениям и лог ическим паузам, то от него ничего не останется. Нельзя «прозаизировать» стих в чтении, но нельзя впадать и в напевную монотонность, которой грешат некоторые современные поэты.

4. Ритмические паузы. В отличие от логических пауз в коште предложения или периода, выражающих законченную мысль, ритмические паузы в стихе определяются ритмом. Постоянные ритмические паузы всегда в конце строк, независимо от того, совпадают ли строки с предложением или нет. В длинных строках всегда есть ритмическая пауза в середине строки - цезура .

Большое значение ритмическим паузам придавал В.Маяковский. В его стихах они наполняются смыслом и выделяются графически с помощью «лесенки». В статье «Как делать стихи?» поэт свое понимание роли паузы показывает на примере строк Пушкина из «Бориса Годунова»:

Довольно, стыдно мне

Пред гордою полячкой унижаться...

Маяковский считает необходимым такое написание этих строк:

Довольно,

стыдно мне... .

5.Наличие рифм - созвучий в конце стихов. Рифмы имеют ритмико-интонационное и смысловое значение.

6.Строфическое построение. Строфа - группа стихов, объединенных по интонационно-смысловому принципу и по способу сочетания рифм. Строфа всегда выражает законченную мысль или рисует целостную картину.

7. Насыщенность тропами и фигурами. Это объясняется тем, что
стихотворная речь - аффектная. Именно в состоянии волнения человек
прибегает к различного рода уподоблениям и эмоциональным
высказываниям.

Сделаем некоторые выводы. В искусстве слова существует два разных типа художественной речи-поэтическая и прозаическая. Поэтическая речь эмоциональная, оценочная, монологическая, насыщенная тропами и фигурами.

Прозаическая речь – простая и естественная, отличающаяся точностью и конкретностью. Глубокие мысли о своеобразии прозаической речи высказал М.Бахтин. Принципиальное отличие прозы, по его мнению, состоит в том, что в ней предстает «изображенная речь». Это означает, что в прозе речь является не только средством изображения, но и предметом изображения. Задача прозаика - «изобразить» речь так, «чтобы в произведении при простом его чтении про себя были как бы слышны живые голоса автора и героев» . В прозе индивидуализация речи персонажей первое и непременное условие художественности. В поэзии индивидуализация речи, то есть «изображение» ее совершенно не обязательна.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Наука о литературе и ее составные части

Введение.. наука о литературе и ее составные части.. введение в литературоведение..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Особенности предмета литературы
1. Живая целостность. Ученый дробит предмет, изучает человека по частям: анатом - строение тела, психолог - психическую деятельность и т.д. В литературе человек предстает в живом и целостном

Особенности художественного образа
1. Конкретность - отражение индивидуальных качеств предметов и явлений. Конкретность делает образ узнаваемым, непохожим на другие. В образе человека это внешность, своеобразие речи

Средства создания образа-персонажа
1. Портрет- изображение внешности героя. Как было отмечено, это один из приемов индивидуализации персонажа. Через портрет писатель часто раскрывает внутренний мир героя, особенност

Литературные роды и жанры
Следует говорить о различии трёх родов ли­тературы по содержанию, а именно, по аспекту познания и воспроизведения жизни. В силу этого общие принципы творческой типизации жизни в каждом роде проявля

Жанры эпических произведений
Миф(от гр. mythos - слово, речь) один из древнейших видов фольклора, фантастический рассказ, объясняющий в образной форме явления окружающего мира. Легенда

Жанры лирических произведений
Песня - небольшое лирическое стихотворение, предназначенное для пения. Жанр песни своими корнями уходит в глубокую древность. Различают песни фольклорные и литературные.

Жанры драматических произведений
Трагедия (от гp. Tragos - козел и ode - песня) - один из видов драмы, в основе которой лежит непримиримый конфликт необычной личности с непреодолимыми внешними обстоятельствами. Об

Жанр и стиль литературного произведения
Вопрос о жанре произведения - один из наиболее сложных в курсе, он по-разному освещается в учебниках, поскольку в сов­ременной науке нет единства в понимании этой категории. Между тем это одна из д

Литературное произведение
Художественная литература существует в форме литературных произведений. Основные свойства литературы, о которых шла речь в первом разделе, проявляются в каждом отдельно взятом произведении. Художес

Особенности темы
1. Социально-историческаяобусловленность. Писатель не выдумывает темы, а берет их из самой жизни, точнее, сама жизнь подсказывает ему темы. Так, в XIX веке актуальной была тема кре

Особенности идеи
1. Мы сказали, что идея - основная мысль произведения. Такое определение правильно, однако оно нуждается в уточнении. Нужно иметь в виду, что идея в художественном произведении выражается очень сво

Композиция и сюжет
Целостность художественного произведения достигается различными средствами. В ряду этих средств важная роль принадлежит композиции и сюжету. Композиция(от лат. componere -

Художественная речь
Филологи различают язык и речь. Язык - это запас слов и грамматические принципы их сочетания, исторически изменяющиеся. Речь - это язык в действии, это высказывание, выражение мыс­лей и чувств на д

Особенности художественной речи
1. Образность.Слово в художественной речи содержит не только значение, но в сочетании с другими словами создаст образ предмета или явления. Общепринятое значение предмета приобрета

Лексические ресурсы литературного языка
Как было отмечено, основу языка художественной литературы составляет литературный язык. Литературный язык располагает богатыми лексическими ресурсами, позволяющими писателю выразить тончайшие опенк

Особые средства художественной выразительности: тропы, фигуры, фоника
Мы охарактеризовали основные ресурсы литературного и общенародного языка, которые использует писатель в своем творчестве. Однако существуют и особые языковые средства художественной

Метафора
Наиболее распространённый троп, основанный на принципе сходства, реже – контраста явлений; часто используется в обиходной речи. Искусство слова для оживления стиля и активизации восприятия использу

Разновидности метафоры
Олицетворение-уподобление неодушевленного предмета живому существу. Ночевала тучка золотая На груди утеса великана (М.Лермонтов)

Разновидности метонимии
1) Замена названия произведения именем его автора. Читать Пушкина, изучать Белинского. 2) Замена названия людей названием страны, города, определенного места. Украина

Основные виды фигур
1. Повторение - повторение слова или группы слов с целью придать им особое значение. Я люблю тебя, жизнь, Что само по себе и не ново. Я люблю

Ритмичность художественной речи
Учебные пособия хорошо ориентируют студента в сложных вопросах ритмической упорядоченности художественной речи - прозаической и стихотворной. Как и в предыдущих разделах кур­са, важно учитывать общ

Системы стихосложения
В мировой поэзии существует четыре системы стихосложения: метрическая, тоническая, силлабическая и силлабо-тоническая. Различаются они способом создания ритма внутри строки, а эти способы зависят о

Свободный стих
В конце XIX века в русской поэзии утвердился так называемый свободный стих или верлибр (от фр. Vers - стих, librе - свободный), в котором нет внутренней симметрии строк, как в силлабо-тонической си

Закономерности исторического развития литературы
Тема эта весьма обширна. Но в этом разделе мы ограничимся лишь самым необходимым. Литературное развитие обычно обозначается термином «литературный процесс». Итак, литературный процесс – эт

XIX-XX вв.
В XIX в. (особенно в его первой трети) развитие литературы шло под знаком романтизма, который противостоял классицистическому и просветительскому рационализму. Первоначально романтизм

Теоретические школы и направления
Теория литературы – это не набор разрозненных идей, а организо­ванная сила. Теория существует в сообществах читателей и писателей в качестве дискурсивной практики, неразрывно связанной с образо­ват

Русский формализм
В начале XX века русские формалисты заявили, что литературоведы должны сосредоточиться на вопросах литературности литературы: на словесных стратегиях, которые делают произведение литературным, на и

Новая критика
Явление, получившее название «новой критики», возникло в Соеди­нённых Штатах в 1930–1940-х годах (к этому же времени относится появление в Англии трудов И.А.Ричардса и Уильяма Эмпсона). «Но­вые кри

Феноменология
Истоки феноменологии мы находим в работах философа начала XX века Эдмунда Гуссерля. Это направление пытается обойти проблему разделения субъекта и объекта, сознания и окружающего мира путём сосредо

Структурализм
Литературоведение, ориентированное на читателя, в чём-то сродни структурализму, который также сосредоточен на вопросах создания смысла. Но структурализм зародился как оппозиция феноменологии

Постструктурализм
Когда структурализм стал направлением или «школой», теоретики структурализма от него дистанцировались. Стало ясно, что работы мнимых структуралистов не соответствуют идее структурализма как попытки

Деконструктивизм
Термин «постструктурализм» применяется в отношении широкого круга теоретических дискурсов, содержащих критику понятий объек­тивного знания и субъекта, способного к самопознанию. Таким обра­зом, сов

Феминистская теория
Поскольку феминизм считает своей обязанностью разрушить оппози­цию «мужчина – женщина» и другие оппозиции, связанные с ней на всем протяжении существования западной культуры, то это направ­ление пр

Психоанализ
Теория психоанализа повлияла на литературоведение и как на способ интерпретации, и как на теорию языка, идентичности и субъекта. С одной стороны, психоанализ, наряду с марксизмом, стал наиболее вли

Марксизм
В отличие от Соединенных Штатов, в Великобританию постструктура­лизм проник не в работах Деррида, а затем – Лакана и Фуко, а при посредстве марксистского теоретика Луи Альтюссера. Воспринятый в кон

Новый историзм / культурный материализм
В Великобритании и Соединённых Штатах 1980–1990-е годы были от­мечены возникновением мощной, теоретически обоснованной исто­рической критики. С одной стороны, появился британский культур­ный мат

Постколониальная теория
Сходный ряд вопросов рассматривает постколониальная теория, ко­торая представляет собой попытку разобраться в проблемах, порож­дённых европейской колониальной политикой и последующим пери­одом. Пос

Теория меньшинств
Одна из политических перемен, произошедших в стенах академичес­ких институтов Соединённых Штатов, заключалась в возрастании чис­ла исследований литературы этнических меньшинств. Основные уси­лия и

Теория инаковости
Подобно деконструктивизму и другим современным теоретическим направлениям, «теория инаковости» (о ней уже шла речь в главе 7) использует понятие маргинального – чего-то, что не соответствует норме

Текстология
Текстология (от лат. textus – ткань, сплетение; гр. logos – слово, понятие) – филологическая дисциплина, изучающая рукописные и печатные тексты художественных, литературно-критических, публи

Сюжет и композиция
АНТИТЕЗА – противопоставление характеров, событий, поступков, слов. Может быть использована на уровне деталей, частностей («Черный вечер, белый снег» – А.Блок), а может служить при­

Язык художественной литературы
АЛЛЕГОРИЯ – иносказание, разновидность метафоры. Аллегория фик­сирует условный образ: в баснях лиса – хитрость, осёл – глупость и т.п. Аллегория используется также в сказках, притчах, сатире.

Основы стиховедения
АКРОСТИХ – стихотворение, у которого начальные буквы каждого стиха по вертикали образуют слово или фразу: Ангел лег у края небосклона, Наклонясь,

Литературный процесс
АВАНГАРДИЗМ – общее название ряда течений в искусстве XX в., которые объединяет отказ от традиций предшественников, в пер­вую очередь реалистов. Принципы авангардизма как литературно-художественног

Общие литературоведческие понятия и термины
АВТОНИМ – подлинное имя автора, пишущего под псевдонимом. Алексей Максимович Пешков (псевдоним Максим Горький). АВТОР – 1. Писатель, поэт – создатель литературного произведения; 2. Повеств

Основные исследования по теории литературы
Абрамович Г. Л Введение в литературоведение. М, 1975. Аристотель. Риторика // Аристотель и античная литература. М., 1978. 3. Арнхейм Р. Язык, образ и конкретная поэзия

Выбор редакции
Буквы О/Е после шипящих на конце наречий На конце наречий после шипящих (ш, ч, ж, щ) под ударением пишется О , без ударения - Е ....

История человечества - это в немалой степени история войн. Больших и малых, национально-освободительных, захватнических, гражданских,...

Евгений Родионов - русский солдат и мученик, святой юноша, который сложил свою голову за русский народ и за свою страну. Сегодня его...

Кафедра истории и теории исторической науки Должность Профессор Ученая степень Доктор исторических наук, доцент Государственные...
Композитор Дата рождения 0 (Овен) 1985 (34) Место рождения Москва Композитор Александр Аршинов родился в 1985 г. в Москве. Он с...
Василий Уткин давно известен не только как спортивный комментатор, но и как завзятый спорщик. Его провокационные высказывания многие...
Израсходовать можно не более 20% от суммы страховых взносов, начисленных в ФСС за год, предшествующий отчетному, за минусом расходов на...
Новый единый расчет по страховым взносам 2019 года, пример заполнения которого приводим в статье, состоит из титульника и трех разделов,...
Многие предпочтут восполнять энергетический запас и успокаиваться с помощью йоги, дыхательных упражнений, медитативных практик и массажа....