Александр Порфирьевич Бородин. Романсы. Эстетические основы творчества А.П. Бородина, жанры и тематика произведений Бородин спящая княжна анализ


Бородин Александр Порфирьевич - русский композитор и учёный-химик. Внебрачный сын князя Л. С. Гедианова , при рождении записан как сын крепостного слуги князя - Порфирия Бородина. В 1856 окончил Медико-хирургическую академию. Изучая медицину, продолжал заниматься химией под руководством Н.Н.Зинина. В 1858, защитив диссертацию, получил степень доктора медицины. Под влиянием дружбы с прогрессивными учеными того времени - А.М.Бутлеровым, Д.И.Менделеевым и И.М.Сеченовым, писателями Н.В.Успенским, М.А.Маркович, статей В.Г.Белинского и А.И.Герцена сформировалось мировоззрение Бородина и его общественные взгляды. В 1860-е гг. в Петербурге занимался научной, педагогической и общественной деятельностью. С 1862 адъюнкт-профессор, с 1864 ординарный профессор, с 1877 академик; с 1874 руководитель химической лаборатории Медико-хирургической академии. Был одним из организаторов и педагогов (1872-87) высшего учебного заведения для женщин - Женских врачебных курсов.

В 50-е гг. 19 в. начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли. В 1862 познакомился с М. А. Балакиревым , и эта встреча произвела на него глубокое впечатление. Бородин с радостью стал членом «Могучей кучки» и под влиянием Балакирева , В. В. Стасова и других членов балакиревского кружка окончательно сложились музыкально-эстетические взгляды Бородина как последователя М. И. Глинки, приверженца русской национальной школы в музыке, определился самостоятельный зрелый стиль композитора.

Балакирев первым разгадал необыкновенную одаренность Бородина, внушил ему мысль о необходимости создания П ервой симфонии. Из-за постоянной занятости Бородина П ервая симфония создавалась урывками, тем не менее, она привлекает своей гармоничностью и цельностью, стройностью. В ней уже определенно проступают основные черты бородинского стиля - музыка его полна образами могучей силы, твердости духа, и в то же время душевной мягкости, ласки и нежности.

Историческая ценность П ервой симфонии заключена не только в ее высокой художественной зрелости. Она явилась одной первых симфоний в русской музыке. С большим успехом прозвучавшая в 1869 году, симфония оказалась первой блестящей победой, одержанной композиторами "Могучей кучки". Тогда же Бородин создает В торую симфонию - одно из лучших произведений русской симфонической музыки, произведение зрелое, совершенное по форме и содержанию. Симфония выражает идеи патриотизма, национальной гордости за наше славное историческое прошлое. Она была восторженно встречена друзьями композитора, которые оценили ее как лучшую русскую симфонию, превосходящую все созданное до нее. Когда Мусоргский предложил назвать ее "Славянской героической", Стасов запротестовал: не вообще славянская, а конкретно - русская, богатырская. Так эта симфония и стала называться - "Богатырская".

Одновременно со В торой симфонией Бородин работал и над созданием главного своего произведения - оперы Он начал ее сочинять еще в конце 1860-х годов. Стасов предложил ему тогда в качестве сюжета "Слово о полку Игореве". Обстоятельность Бородина как ученого сказалась и в подходе к композиторскому творчеству. Перечень исторических источников - научных и художественно-литературных, которые он проработал, прежде чем приступил к созданию оперы, говорит о многом. Здесь и различные переводы "Слова о полку Игореве", и все фундаментальные исследования по истории России.

В конце жизни Бородин все больше отдается музыке - композитор постепенно вытесняет в нем ученого. В эти годы была создана симфоническая картина "В Средней Азии", несколько фортепианных пьес и камерных ансамблей. Один из них - Первый струнный квартет - был исполнен зимой 1879 года на концерте Русского музыкального общества. Слушатели были очарованы русской напевностью, широтой и пластичностью этой музыки. Успех вдохновил Александра Порфирьевича на создание нового квартета - Второго, который вскоре (в январе 1882 года) прозвучал в Москве. И снова успех - еще больший, чем в Петербурге. Второй квартет - еще более зрелое и совершенное произведение. Каждая из его четырех частей, составляя единое целое, является одновременно маленьким инструментальным шедевром.

Самым значительным произведением, по мнению самого автора должна была стать Т ретья симфония, которую он намеревался назвать "Русской". Отдельные фрагменты из нее он уже проигрывал друзьям, вызывая радость, восхищение. И все же, ни опера "Князь Игорь", ни Т ретья симфония не были завершены. 15 февраля 1887 года Бородин неожиданно скончался.

Уже после его смерти Римский-Корсаков и Глазунов довели до конца то, что не успел окончить Александр Порфирьевич.

Творческое наследие Бородина сравнительно невелико по объёму, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. В его произведениях отчётливо проходит тема величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоко лирична.

Последователь А.С.Пушкина и М.И.Глинки, Бородин воспринимал жизнь как источник силы и радости, веря в могущество человека, в торжество разума и красоты.

Наиболее значительное произведение Бородина - опера «Князь Игорь» является образцом национального героического эпоса в музыке. Из-за большой загруженности научной и педагогической работой Бородин писал ее в течение 18 лет, она не была окончена при жизни композитора, а после смерти Бородина оперу дописали и оркестровали по материалам автора Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов. Поставлена была в 1890г. Мариинским театром в Петербурге. Опера отличается монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита. «Князь Игорь» развивает традиции эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила».

Бородин - один из создателей русских классических симфонии и квартета. Его 1-я симфония (1867), появившаяся одновременно с первыми образцами этого жанра у Н. А. Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма является его 2-я (Богатырская) симфония (1876). К числу лучших созданий камерно-инструментального жанра принадлежат квартеты:1-й - 1879, 2-й - 1881.

Бородин - тонкий художник камерно-вокальной музыки. Образец его вокальной лирики - элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова Пушкина. Бородин впервые ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними - освободительные идеи 1860-х гг. («Спящая княжна», «Песня тёмного леса» и др. Писал также сатирические, юмористические песни «Спесь » и др.). Для творчества Бородина характерно глубокое проникновение в строй русской народной песни, а также музыки народов Востока (в «Князе Игоре», симфониях, симфонической картине «В Средней Азии»).

Творчество Бородина, яркое, самобытное, оказало воздействие на русских и зарубежных композиторов: С. С. Прокофьева, Ю. А. Шапорина , Г. В. Свиридова, А. И. Хачатуряна и др. Велико значение этих традиций для развития национальных музыкальных культур народов Закавказья и Средней Азии.

Бородин - автор более 40 работ по химии. Ученик Н. Н. Зинина. Докторскую диссертацию написал на тему: «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях». Разработал оригинальный способ получения бромзамещённых жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот; получил первое фторорганическое соединение - фтористый бензоил (1862); исследовал ацетальдегид, описал альдоль и реакцию альдольной конденсации.


Спящая княжна

Спит. Спит в лесу глухом,
Спит княжна волшебным сном,
Спит под кровом тёмной ночи,
Сон сковал ей крепко очи.
Спит, спит.

Вот и лес глухой очнулся,
С диким смехом вдруг проснулся
Ведьм и леших шумный рой
И промчался над княжной.

Лишь княжна в лесу глухом
Спит все тем же мёртвым сном.
Спит, спит.

Слух прошёл, что в лес дремучий
Богатырь придёт могучий,
Чары силой сокрушит,
Сон волшебный победит
И княжну освободит, освободит.

Но проходят дни за днями,
Годы идут за годами...
Ни души живой кругом,
Все объято мёртвым сном.

Так княжна в лесу глухом
Тихо спит глубоким сном;
Сон сковал ей крепко очи,
Спит она и дни, и ночи.
Спит, спит.

И никто не знает, скоро ль
Час ударит пробужденья.


Примечания

Сказка для голоса с фортепиано. Слова и музыка А. Бородина. Посвящён Н. А. Римскому-Корсакову . Сочинение 1867 года. Опубликовано издана П. И. Юргенсоном в Москве в 1870 году. Здесь приводится в ред. Павла Ламма (1882 - 1951) по изд. 1947 года. Имеется также в оркестровке Римского-Корсакова, партитура изд. Юргенсоном в 1904 году.

Бородин заканчивал партитуру 1-й симфонии, о пробном исполнении которой в зале Михайловского дворца я упоминал выше. Сверх того, мысль об опере на сюжет «Князя Игоря» уже зарождалась с прошлого сезона, и первые наброски и импровизации этого произведения уже были налицо . Сценарий оперы был набросан В. В. Стасовым, которому принадлежала первая мысль этого сочинения; Бородин же добросовестно изучал «Слово о полку Игореве» и Ипатьевскую летопись для выработки подробностей и текста своей оперы. К тому же времени относится и сочинение его романса «Спящая княжна» .

Конспект урока музыки в 4 «Б», 4 «В» классе.

Тема четверти: « Можем ли мы увидеть музыку».

Тема урока: « Богатырские образы в искусстве».

Цель : показать как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию богатырских образов.

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с музыкальными произведениями, в которых ярко отражена тема данного урока;

Развивающая: развивать воображение на уроке музыки через музыкальные образы;

Воспитательная: воспитание нравственно-эстетических качеств личности гражданина России, патриота своей Родины посредством музыки.

Музыкальный материал : А.Бородин «Богатырская симфония» фрагмент; А.Бородин романс «Спящая княжна»; шведская народная песня «Три парня» обработка В.Попова русский текст

К. Алемасовой.

Дополнительный материал: репродукции В.М. Васнецова «Три богатыря» и И.Глазунова «Два князя»

Оборудование: учебная доска, фортепиано, компакт-диски, плеер.

Ход урока

1.Слушание и разучивание шведской народной песни «Три парня».

Слушание.

Учитель: - 1.Какое настроение вызывает у вас шведская народная песня «Три парня»?

2.Что выражает и изображает мелодия?

3. Какие картины помогает увидеть нам песня? Опишите словами из песни.

4. Можем ли мы назвать трех парней богатырями? Почему?

5.Какой должна быть музыка, чтобы мы могли представить себе богатырей?

Разучивание песни.

2. Слушание и анализ романса А.Бородина «Спящая княжна»

Учитель: - Вспомните композитора, который написал эти стихи и музыку к ним.

Спит. Спит в лесу глухом,

Спит княжна волшебным сном,

Спит под кровом темной ночи,

Сон сковал ей крепко очи.

Спит. Спит.

Вот и лес глухой очнулся,

С диким смехом вдруг проснулся

Ведьм и леших шумный рой

И промчался над княжной.

Лишь княжна в лесу глухом

Спит все тем же мертвым сном,

Спит. Спит.

Слух прошел, что в лес дремучий

Богатырь придет могучий,

Чары силой сокрушит,

Сон волшебный победит

И княжну освободит, освободит.

Но проходят дни за днями,

Годы идут за годами….

Ни души живой кругом,

Все объято мертвым сном.

Так княжна в лесу глухом

Тихо спит глубоким сном;

Сон сковал ей крепко очи;

Спит она и дни и ночи.

Спит. Спит.

И никто не знает, скоро ль

Час ударит пробужденья

Дети: - А. Бородин

Учитель: - Правильно!

Как музыкальный язык романса помогает увидеть нам сказку?

Слушание фрагмента «Спящая княжна» А.Бородина.

Дети: - Форма рондо. Богатырский характер эпизодов.

Учитель: - Молодцы!

«Богатырская тема» с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, театре, кино. Это оттого, что с древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами. Образ богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.

3.Слушание и анализ фрагмента из 2-ой симфонии А.Бородина.

Слушание. Вторая симфония А.Бородина.

Учитель: - 1.Есть что-нибудь общее между прозвучавшей музыкой и эпизодами в романсе «Спящая княжна»?

2.Как музыкальный язык симфонии передает её русский характер?

3.А.Бородин не дал названия своей Второй симфонии. Какое название могли бы вы предложить?

4. Какую картину в вашем воображении рисует музыка Богатырской симфонии?

Демонстрация репродукций.

Учитель: - Какая картина наиболее созвучна музыке А.П.Бородина?

Произведения разных видов искусства появились независимо друг от друга. Хотя и кажется, что «Богатырская симфония» А.Бородина навеяна «Богатырями» В.Васнецова, но это не так, создатели этих произведений при жизни никогда не встречались. Картина В.М.Васнецова была закончена в 1990 году, а А.П.Бородин умер в 1887г. Мы не случайно в своем восприятии объединяем эти произведения, так как они оба связаны общей идеей прославления силы и могущества нашей Родины. Летом 1881 гола В.М.Васнецов, живя в тихом подмосковном Абрамцове, решил вернуться к старому замыслу, возникшему 10 лет тому назад, но так и не исполненному – картине «Богатыри». Этот замысел никогда не покидал художника, что бы он ни делал. Браться за него мастер не спешил, наверное, потому что своим тонким чутьем художника и человека, глубоко любящего Родину, предвидел, что эта работа станет самым важным, самым значительным этапом в его жизни. В суровом вятском краю, где он родился и провел детство, люди знали и рассказывали множество старинных преданий. Совсем маленький будущий художник вслушивался в героические сказания, исторические песни, богатырские былины. Эти яркие впечатления остались с ним на всю жизнь. Когда Васнецов завершил свою долгую и трудную работу, он говорил, что ему хотелось написать так, чтобы картина «звучала, как музыка, пелась как былина, волновала, как родная песня…» Однако, не только о далеком прошлом напоминает картина, но и о сегодняшней жизни. Все, кто ее видел, понимают, что хотел сказать художник: со злом надо бороться! Бороться так, как Добрыня Никитич, вступивший в бой со Змеем Горынычем, как Алеша Попович, уничтоживший злое чудище Тугарина… Крепко сидят в седле богатыри. И мы не сомневаемся: несдобровать тем, на кого они обрушат свой справедливый гнев.

4.Итог урока

Учитель: - Вторая симфония А.П.Бородина – одно из лучших произведений русской и мировой симфонической музыки. Величественным и мощным передает она образ русского народа. Музыка А.П.Бородина полна контрастных и неуловимо похожих образов то могучей силы, твердости духа, то душевной мягкости, ласковой нежности. Так по-разному, но с огромной любовью передает композитор черты русского национального характера. Несомненно, что в воспевании русской богатырской мощи А.П.Бородину виделось на только славное прошлое нашего народа, но и его еще более славное будущее. Наш современник, ученый и композитор Б.Асафьев писал: «Часто, часто возвращаясь ко 2-й симфонии Бродина, я с каждым разом все сильнее понимаю ее величие: словно каждый раз заново открываешь в себе чувство родной страны – жизнеутверждение Родины от наших дней в глубину к Игоревой Руси. Это произведение было современным не только 100 с лишним лет назад, когда создавалось, но и теперь, в наше время оно поражает свежестью и новизной музыкальной мысли, яркостью образов, их красотой».

Незлобивость и добродушие А.П. Бородин считал лучшими качествами русского человека. Поэтому в мировой музыке А.П.Бородин занимает ему одному надлежащее место – Богатыря русской музыки

Повторное слушание 2-й симфонии А.П.Бородина.


Оперы Римский-Корсаков. Опера "Снегурочка".Содержание оперы Бородин . Опера "Князь Игорь".Содержание оперы Чайковский. Опера "Евгений Онегин".Содержание оперы Музыкальные развлечения Музыкальная...

Нередко - при «парящем» движении 1 Дополнительное усиление экспрессии достигается неполными разрешениями (не разрешаются eis и dis). мелодии. Представим себе две мелодии Бородин а в приблизительном сочетании...

Бородин а, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова, Скрябина, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича, Свиридова? Перечислите произведения этих композиторов, которые...

Напомнить медленные вступления к 4 симфонии Шумана или Шотландской Мендельсона, а также лирическое наклонение, в котором решены первые сонатные части в 3 симфонии Бородин а, 4 Чайковского, 4 Брамса, 9 ...

Шестнадцатая и восьмая с точкой) Бородин "Князь Игорь" Ария Кончака эпизод "Ты ранен в битве при Каяле" - оркестровое сопровождение, пронизанное ритмом скачки. 2) синкопа - несовпадение ритмического...

Вв. возрождаются вновь некоторые принципы модальной гармонии (например, у М. П. Мусоргского, А.П. Бородин а) - ориентация на определённый ладовый звукоряд, нецентрализованность лада, переменность устоя, ...

Смягчает их эффект. Русские композиторы Глинка, Балакирев, Бородин , Мусоргский вводят большетерцовые ряды редко. Чайковский же и особенно Римский-Корсаков часто и по-разному. У Римского-Корсакова при...

Симфония, II часть. Кабалевский. Скрипичный концерт II часть. Мясковский 6 симфония, соч. 23, ч.II. Шуман 3 симфония, соч. 97,ч. II Органный пункт на III ступени мажора. Бородин , "Князь Игорь", II действие, ...

На Дебюсси, - «Спящая княжна» Бородин а. В более широком смысле это произведение едва ли не впервые в истории музыки развертывает «пента-целотонный комплекс» (см. далее). Известно тяготение Дебюсси к параллелизму...

Вспомним в этой связи слова Б. В. Асафьева, относящиеся к стилю Бородин а. Отмечая такие коренные его черты, как эпическое спокойствие, плавность, простор, Асафьев продолжает: «Зато, когда в моменты...

АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ БОРОДИН КНЯЗЬ ИГОРЬ Опера в четырех действиях (пяти картинах) с прологом Либретто написано на материале русской эпической поэмы XII в. «Слово о полку Игореве» А. П. Бородин ым. Первое...

Школа" (аналогично музыкальной группе во Франции - "Пятёрка" или "Группа пяти"). В "М.к." входили М.А. Балакирев (глава кружка), А.П. Бородин , Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков; к ней временно...

Традиции "кучкистов" развиваются в творчестве А. ГЛАЗУНОВА. Гармонический стиль Глазунова вырастает из стиля Бородин а и Римского-Корсакова при более четкой функциональной логике каждого гармонического...

И Вебера, но и в «Руслане» Глинки, «Тангейзере» и «Нюрнбергских мейстерзингерах» Вагнера, «Князе Игоре» Бородин а, «Кармен» Бизе, «Обручении в монастыре» Прокофьева. Вторую из основных-драматургическую...

Примеров- Л. Бетховен, соната «Appassionata», ч. II; Ф. Шопен, скерцо из сонаты си-бемоль минор; Э. Григ, скерцо ми минор, ор. 54; А. Бородин , «У монастыря»; Ф. Лист, «Похоронное шествие») . Иногда для...

Оперного действия. Можно напомнить о Прологе к «Князю Игорю» Бородин а, в котором своеобразно соединяются сонатная и сложная трехчастная формы; об Интродукции к «Руслану и Людмиле» ...

18. Гармония в творчестве композиторов "Могучей кучки". Гармония Мусоргского, гармония Римского-Корсакова, гармония Бородина, гармония Балакирева
(Гармония/Гармонические стили композиторов)

Симфония А.Бородин а). Общая функциональная направленность тонального плана и гармонии сохраняется и обогащается. Обогащается и мажоро-минорная система, включающая новые квартовые и секундовые созвучия...

Сильнейшее влияние М. Мусоргского, а также А. Бородин а, Н.Римского-Корсакова. Они преломили их достижения в плане субъективно-камерной или экзотически-красочной гармонии, в которой усиливается тонкая детализация...

D b5 Бородин . Каватина Кончаковны. Лист "О, где он?" Лист. "Осенние ветры уныло шумят (II) VII7 b3 (раздел Allegro molto agitato)/ Григ. "Весенний цветок" op.26 №4 Римский-Корсаков. "Царская...

"А. Бородин написал всего 16 романсов. Из них четыре относятся к раннему периоду. Что касается зрелого периода его творчества, то первым из романсов этого времени был «Спящая княжна». Бородин здесь поступил во многом так же, как его друг М. Мусоргский: текст для романса он написал сам.

По ходу романса перед сушателем проходят как бы три основных образа: образ спящей девушки, злых фантастических существ и богатыря-освободителя. Многие видят в романсе элементы оперы Глинки «Руслан и Людмила». А. Даргомыжский прямо заявлял, что этот романс «точно одна из прекрасных страниц «Руслана», не по прямому сходству музыки, а по тому, что она так же тонка, красива и волшебна». Но есть основания и для еще одного толкования: известны слова композитора о своем детище: «Под спящей княжной я разумею нашу несчастную угнетенную страну и хочу, чтобы настал час пробуждения». Некоторые музыколведы полагают, что Бородин хотел иносказательно воплотить Россию, скованную враждебными силами и ждавшую, когда «час настанет пробуждения». Стоит сравнить с этим то, что сказал Некрасов, десятью годами ранее обращаясь к русскому народу:

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил:

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?

Романс написан в трехчастной форме, и завершается кодой. В первой (повторяющейся) части музыка рисует звуками спящую княжну. С самого начала в фортепианном вступлении устанавливается ровный ритм, передающий ощущение покачивания, свойственное колыбельной песне. Эта ритмическая фигура проходит неизменной через весь романс. Создается ощущение застылости, неподвижности. Бородин новаторски применил здесь диссонансы, так называемые секунды. По строгим законам музыки, такие интервалы, как говорят музыканты, должны «разрешаться», то есть после диссонанса должен следовать консонанс. Бородин же оставляет их неразрешенными. Многие современники не могли примириться с такой смелостью композитора, Хорошо известен отзыв о романсе известного музыкального критика того времени Г. А. Лароша. Он упрекает комопзитора в том, что у него бушует «оргия диссонансов» и что он «неуклонно и безжалостно (…) царапает слух своими секундами». Даже Н. А. Римский-Корсаков счел новаторство Бородина слишком смелым и в своей оркестровке романса некоторые диссонансы перевел («разрешил») в консонансы. П. Чайковский, наоборот, восторгался этой находкой Бородина и приводил этот романс в качестве доказательства своей теории, согласно которой «все, что хорошо звучит [а романс звучит очень хорошо. - А.М .] должно иметь теоретическое оправдание». И П. Чайковский приводил доводы в пользу этого художественного решения Бородина.

Иными являются эпизоды, рисующие лес, где проносится шумный рой ведьм и леших, но «нет ни души живой кругом». Напевная мелодия сменяется декламационными фразами, а в фортепианной партии появляется так называемая целотонная гамма - мотив, ассоциирующийся с образами фантастической лесной нечести. Но мертвенная застылость зачарованного леса все же не разрушается. Но есть в романсе эпизод, в котором приоткрывается завеса. Отделяющая заколдованный лес от совсем иного мира: торжественно звучит - после этих диссонансов - светлый, ничем не затуманенный мажор - будто лучи солнца ворвались в непроглядную чащу. Своим романсом Бородин утверждает мысль о том, что освобождение от власти злых сил возможно.

Александр МАЙКПАР


Выбор редакции
Без маринованных или соленых томатов трудно себе представить обед или ужин по случаю семейного торжества. Такую закуску оценят и гости, и...

Пошаговые рецепты приготовления вкусного бисквитного торта с бананами в домашних условиях 2018-08-14 Наталья Даньчишак Оценка...

Приветствую вас мой уважаемый посетитель! Я очень люблю вкусно готовить сладкие рецепты. Выпечка в микроволновке вам, о чем-нибудь...

Лепёшка а-ля фокачча с из базилика послужит отличным дополнением к супу или основному блюду в качестве хлеба. А ещё это вполне...
Малина входит в число лидеров по содержанию витаминов и антиоксидантов. Также она богата железом, калием, магнием. Входящие в состав этой...
Перчатки во сне – знак перемен, опасности, хрупкости и осторожности. Обычно перчатки защищают нежную кожу рук от холода и обветривания....
Во все времена и среди всех народов снам придавалось важное мистическое значение. Сновидения в исламе имеют особый смысл и толкование....
В бинокль можно разглядеть то, чего не увидишь невооруженным глазом. Детали зданий, лица людей и другие мелкие элементы вдруг становятся...
Узнайте из онлайн сонника, к чему снится Какао, прочитав ниже ответ в интерпретации авторов-толкователей. Какао к чему снится во сне?...