Библия онлайн. Комментарии Баркли: Послание к Филиппийцам Библия филиппийцам 4


. Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные.

Итак, говорит, хотя вы и видите их радующимися и прославляемыми, но вы стойте так, как стояли, в надежде, что мы прославимся со Христом, и не отступайте от этой надежды. Заметь, какими похвалами он превозносит их. "Братия" , говорит, и не просто, но «возлюбленные» , и кроме того еще – «вожделенные» , то есть такие, к лицезрению которых стремится душа моя. И еще: "радость" , и не просто, но и "венец" , славнее которого нет для него ничего. И прежде увещания похвалил их, и после опять. Дороги, значит, они были для Павла, если он удостаивает их такой великой чести.

. Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе.

. Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им,

Мне кажется, что эти женщины занимали выдающееся положение в тамошней Церкви. Поэтому он поручает их некоему чудному мужу, который был или братом одной из них, или же мужем. Быть может, он-то и был темничным стражем в Филиппах (). Апостол как бы так говорит: теперь-то ты и становишься истинным братом и истинным мужем, если в деле Господнем несешь то же бремя (ζυγόν ), вспомоществуя им . Некоторые совершенно неправильно говорят, что Павел обращается здесь с увещанием к своей жене. Но, не говоря о многом другом, если бы это было так, то он сказал бы: γνήσια σύζυγε , а не γνήσιε .

подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими,

Не мало, говорит, и они содействовали мне, хотя это было и при помощи многих других; посему апостол и говорит: «подвизавшимся вместе со мною» . Подлинно, в то время церкви находились в прочном союзе между собой, потому что один другого почитал и один другому помогал. А теперь, увы! в каком состоянии мы находимся? Друг друга низвергаем, почему мы совершенно и отличаемся от живших в то время.

которых имена – в книге жизни.

Видишь ли, какую добродетель приписывает женщине? Сказанное Господом апостолам: «имена ваши написаны на небесах» () Павел приписывает и женщинам, что и их имена вместе с прочими написаны в книге жизни, то есть в ведении и суде Божием. Или он присудил им жизнь, имея в виду веру их, подобно тому, как «неверующий уже осужден» (), и следовательно, написан в книге смерти.

. Радуйтесь всегда в Господе;

Но как же Господь говорит: «блаженны плачущие» ()? Потому что плакать таким образом – то же самое, что радоваться. Ибо не просто сказал «радуйтесь» , но "в Господе" . Кто бывает с Господом, тот всегда радуется, хотя бы его предавали пыткам и терзали. "Они же" , говорит, «пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» ().

и еще говорю: радуйтесь.

Так как естественное положение дел причиняло скорбь, то он повторением слова показывает, что всячески следует радоваться.

. Кротость ваша да будет известна всем человекам.

Так как выше Павел осуждал некоторых как врагов креста, то теперь побуждает филиппийцев не относиться к ним враждебно, но поступать с ними милостиво, хотя бы они были и врагами.

Господь близко.:

. Не заботьтесь ни о чем,

А вы завидуете тому, что те живут в удовольствии и наносят вам оскорбление, вы же находитесь в печали. «Господь близко» , суд уже настал; не заботьтесь ни о чем: ни об оскорблении с их стороны, ни о вашей печали. Потому что они отдадут ответ Господу, а вы пребудете в покое.

но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом.

Вот и еще утешение, именно, молитва всегдашняя, во всяком положении дел, и притом с благодарением. Потому что как станет просить кто-либо о будущем, не выразивши чувства благодарности за прежнее благодеяние? Итак, за все, даже и за то, что кажется несчастьем, должно благодарить; потому что благодарить за добро требует самая природа вещей, а за несчастье – долг благомыслящей души. Такого рода молитвы открывают желания наши пред Богом; тех же молитв, которые совершаются иначе, Он не принимает.

. и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

что чисто,

Против тех, бог которых – чрево.

что любезно,

То есть Богу и людям. А последнее значит, чтобы никого не оскорблять.

что достославно, что только добродетель и похвала,

Видишь ли, он желает, чтобы они обращали внимание и на то, что касается людей; но не просто, а сказав: «что только добродетель» .

о сем помышляйте.

Так как от помышлений рождаются дурные дела, то говорит: «о сем помышляйте» , то есть о том, на что указано выше.

. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне,

Так как нельзя было говорить обстоятельно обо всем, о входах, выходах, слове и одежде, то говорит вообще: «чему вы научились, что слышали» посредством изустного научения, что приняли письменно и «что видели» во мне чрез самые дела. Потому что являть себя примером, как часто говорилось, есть самое лучшее учение.

то исполняйте, –

Не только помышляйте и не только говорите, как выше было сказано, но и делайте.

и мира будет с вами.

То есть если вы будете исполнять это, то будете жить в спокойствии. Потому что, когда мы будем в мире с Богом, конечно, посредством добродетели, и с людьми («с ненавидящими мир я был в мире» (), то Сам будет с вами. Так как, если Он ищет удаляющихся от Него, то как Он не придет к приближающемуся к Нему?

. Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне;

Не мирской радостью возрадовался, говорит, и не житейской, но – "в Господе" не тому я возрадовался, что успокоился, но тому, что вы преуспели. Посему-то и сказал "весьма" , ибо радовался об их пользе или преуспеянии. После того, как незаметно укорил их за прошедшее время, внушая им благотворить непрестанно и всегда, он опять прикрыл этот укор; потому что слова "уже вновь" (ήδη ποτέ ) указывают на продолжительное время. Словом "начали" (άνεθάλετε – опять распустились, опять дали побег или отпрыск) говорит как бы о выросших растениях, которые засохли и потом снова, расцвели. Так и вы, говорит, быв цветущими, завяли, и потом снова распустились. Таким образом, здесь и укор некий и похвала; ибо не малое дело есть увядшему процвести. Чтобы кто не подумал, что они и в остальных делах увяли, он прибавил: «заботиться о мне» , то есть в одном только – заботливости о необходимом мне. Но следует спросить, каким образом тот, который сказал: (), и опять в послании к Коринфянам: «для меня лучше умереть, нежели чтобы кто изничтожил похвалу мою» (), теперь является принимающим помощь? Там он вполне основательно не принимал, именно, благодаря лжеапостолам, которые показывали вид, что не принимают, «дабы они, в чем хвалятся» , говорит, «оказались такими же, как и мы» (). Ибо не просто сказал: «похвала сия не отнимется у меня, но: в странах Ахаии» (); потому что говорит: «другим церквам я причинял издержки» (). Таким образом, там он не принимал по основательному рассуждению. Здесь же дающие – «возлюбленные и вожделенные» , которых он огорчил бы, если бы не принял. Притом же и принимать бывает лучше ради дающих; потому что они большую получают пользу, чем приемлющие. Что же касается изречения «блаженнее давать, нежели принимать» , то оно вовсе не означает запрещения принимать, но есть простое сравнение, указывающее на то, что лучше. На том основании, что золото лучше, неужели кто-нибудь запретит иметь серебро? Кроме того, апостол говорит это о труде и подаянии от труда; и подлинно нужно так делать. Но ежели не будет времени для труда, например, при наложении уз, или в случае болезни, то что тут делать? Не должно ли принимать? Я думаю, что так.

вы и прежде заботились,

То есть вы носили в сердце заботу обо мне и беспокоились обо мне; ибо это в вашем характере – заботиться обо мне.

но вам не благоприятствовали обстоятельства.

Не от нерадения вашего, говорит, зависело это, а от необходимости, то есть вы не имели в руках, сами не были богаты; от общего обычая сие заимствовано, ибо мы обыкновенно говорим: настали тесные обстоятельства, пришли теперь дурные времена.

. Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.

Видишь ли, что нелегкое дело радоваться в довольстве; для этого нужно упражнение и старание. "Научился" , говорит.

. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии;

То есть умею пользоваться малым, умею переносить и голод и жажду, и также умею жить в изобилии. Но что же это за добродетель – уметь жить в изобилии? Подлинно это великая добродетель. Потому что не нужда, а изобилие многих губит, так как возбуждает очень многие и нелепые похотения. Как же Павел умел изобиловать? Он тратил достаток на других, и не радовался при изобилии, но был одинаков как в изобилии, так и в нужде, не надмеваясь первым и не стесняясь последней.

научился всему и во всем,

Я приобрел опытность во всем столь долгом течении времени, во всяком деле и во всех случайных обстоятельствах.

насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке.

Израильтяне не умели «терпеть голод» , ибо они роптали на Бога и говорили: «может ли приготовить трапезу?» (). Но не умели и насыщаться: ибо «ел Иаков, и утучнел Израиль, и стал упрям, и оставил он Бога» (). Но Павел и христиане поступают не так. Этим он показывает, что ни прежде, когда ему не давали, он не скорбел, ни теперь, когда ему дают, он не радовался по человеческому расчету, но радовался за них, так как они сами чрез это получили пользу.

. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.

Так как он чувствовал, что многое сказал о себе, то говорит: не мое это совершенство, но давшего крепость Христа.

. Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби.

Он сказал: умею быть довольным. Теперь, чтобы филиппийцы не соблазнились им, будто он не с удовольствием принял предложенное ими и даже считал это бесполезным для себя (потому что дающие обыкновенно соблазняются, когда принимающие говорят, что они не нуждаются), то он и устраняет это, говоря: «впрочем, вы хорошо поступили» , то есть хотя я и не имею нужды, но, тем не менее, принял ваш дар. Обрати внимание на мудрость, как он возвышает это дело. Говоря «приняв участие в моей скорби» , он этим поставил их наравне с собой. Я, говорит, действительно терплю это, а так как вы позаботились обо мне, то и вас признает моими сотрудниками. Таким образом, предыдущими словами апостол разрушил их мечтание, а этими возбуждает их усердие.

. Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних;

Так как могло показаться, что он упрекнул их выше, сказав: «уже вновь начали заботиться» , то теперь мудро оправдывается, говоря, что то самое, чем я, казалось бы, укорил вас, я не потому сделал, будто бы желал получить от вас что-нибудь, но потому, что вполне был уверен относительно вас, и вы сами тому были причиной, ибо вы первые из всех начали заботиться о моих нуждах. В силу этой-то уверенности в вас я как бы упрекнул вас, как оставивших прежде обычное для вас дело. И вот великая похвала ваша в том, что вы не только в начале благовествования помогали мне, не только когда я находился у вас, но и когда вышел из Македонии, то есть из ваших пределов. Не сказал, что ни одна церковь не дала мне, но «ни одна церковь не оказала мне участия даянием и принятием» ; потому что суть дела заключается в общении. Ты даешь плотское, а получаешь духовное, как сказано в другом месте: «если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?» (). Итак, другие церкви не оказали участия в смысле даяния плотского и принятия духовного.

. вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду.

Важная похвала их и в том, что, находясь в митрополии, он питался на счет малого города. Ибо под "нуждой" он разумеет необходимые издержки, а не утехи и роскошь.

. Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу.

Так как он высказал нечто унизительное, сказав: "на нужду" , то, дабы они по этому поводу не возгордились, он продолжает: говорю сие не потому, чтобы искал от вас подаяния, но ради вашей пользы, чтобы вы имели плод, который должен служить в вашу пользу. Видишь ли, они сами получили пользу от даяния.

. Я получил все, и избыточествую;

Так как он сказал: "не ищу" , то дабы не охладить их ревность, не сделать их более беспечными (ибо чем любомудрее благотворители, тем большей они ищут благодарности от приемлющих благодеяние), говорит: «я получил все, и избыточествую» , то есть вашим даянием вы не только восполнили то, что опущено было прежде, но еще сделали больше. Сказав же "получил" , как бы о должном со стороны их, дабы они не возгордились, он опять в утешение их показывает, что они сделали даже и сверх должного, послав ему излишнее.

я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.

О, куда он вознес их дар! Не я, говорит, принял, но чрез меня. Поэтому, хотя я и не имею нужды, вы об этом не беспокойтесь: потому что и Бог ни в чем не нуждался, однако принял, как и Писание говорит: «обонял Господь приятное благоухание» (), дабы мы, слыша, что в этом не имеет нужды, не сделались беспечными в благовествовании.

. Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом.

Так как выше он сказал: «вам не благоприятствовали обстоятельства» , то есть вы сами находились в затруднительном положении, то теперь желает им быть в довольстве. Если бы они были так мудры, как Павел, он не стал бы просить для них телесного. Но так как они были людьми, занятыми житейскими делами и имеющими некоторую привязанность к настоящим вещам, то он, снисходя к их немощи, просит для них у Бога не избытка и роскоши, а достатка в необходимом. «Да восполнит» , говорит, «всякую нужду вашу» , дабы не быть нам в убожестве. Затем, чтобы они не подумали, что он слишком ограничивает их, прибавил: «по богатству Своему» , то есть Он может дать вам потребное в избытке и изобилии. Посему вы пользуйтесь богатством во славу Его. Выражение «Христом Иисусом» можно понимать и так, что это совершит Отец во Христе Иисусе, то есть при посредстве Христа; а можно и так: "в славе" , которая относится ко Христу Иисусу. Поэтому прибавляет следующее.

. Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь.

Поскольку он сказал: во славу Сына, то прибавил, что слава Христа есть вместе и слава Отца.

. Приветствуйте всякого святого во Христе Иисусе.

Знак немалого благорасположения – приветствовать их посредством посланий.

Приветствуют вас находящиеся со мною братия.

Ибо с ним были многие, были, может быть, даже из самого Рима, которые, впрочем, не принимали участия в делах апостольских: таковым был только Тимофей, которого он назвал выше единодушным с собой. Тем не менее он не отказывается называть их братьями.

. Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома.

Он одобрил и одушевил их, показав, что благочестие достигло даже до царского дома, внушая, что если находящиеся при царском дворе пренебрегали всем ради Христа, то тем более следует делать это вам – людям простым. Вместе же с тем дает знать, что о добродетели филиппийцев он говорил пред кесаревым домом; ибо иначе он не мог возбудить в последних расположения, выразившегося в приветствии.

. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

По своему обычаю он молитвой заключает послание. И научает вместе с тем относить к благодати Христовой добродетели, какие они имеют, а не возноситься ими. Ибо тогда только и пребудет с ними благодать навсегда, если они не будут превозноситься. Да изобилует же, по благодати Христовой, и между нами как всякая другая добродетель, так преимущественно добродетель вспомоществования другим, да и мы, приемля пользу от вспомоществования всем нуждающимся, особенно же страдающим ради Бога, насладимся богатством благости Его. Ему слава и держава, ныне и присно и во веки. Аминь.

Раздел: ДОВОЛЬСТВО -> Довольству можно научиться, его даёт Господь

Продолжаем серию статей в цикле 2350 мест Писания о деньгах. Сегодня возьмём стих из раздела «Учение о довольстве»:

Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. (Фил.4:11-13)

Ох. Потрясающие слова. Ещё более потрясает то, что мы из них сделали. Принцип Синоптического исследования Писания показывает нам, что мы просто не можем рассматривать их без 10 стиха. 11-й начинается со слов «говорю же так не потому». Как он говорит? О чём речь? Можем ли мы вообще рассматривать то, что он говорит дальше в отрыве от того, что он сказал ранее, и при этом понять их верно? Очевидно, что нет. Итак, десятый стих в студию!

Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства. (Фил.4:10)

Ога! Он говорит о вопросах его содержания. Итак, уже сразу стоит утвердить факт, тот самый Павел, который хвалится перед Коринфянами тем, что имея право брать с них деньги за служение - не брал их, здесь с очевидным облегчением говорит Филиппийцам: «Спасибо, что вы всё-таки решили ВОЗОБНОВИТЬ моё содержание». Но дальше он поясняет, что говорит так не потому, что нуждается. Настоящую причину его радости он говорит несколько дальше рассматриваемого нами сегодня отрывка, в 17-м стихе.

[Говорю это] не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу. (Фил.4:17)

Я уже неоднократно говорил о том, что даяние с ожиданием жатвы - абсолютно библейская концепция, если мы считаем, что Послания Павла - уместны в Библии! Он неоднократно говорит об этом. Но сегодня у нас в разборе немного другие стихи. Мы просто осмотрелись, для понимания контекста.

Учение о довольстве довольно сильно распространено в западных церквях, и вместе с волной «евангелизма» после падения «железного занавеса» оно пришло и к нам. Вот только многие такие импортированные учения напоминают мне слова одного мужчины:

Меня жена кормит бульоном из яиц.
Это как? Яичный суп?

Нет, варит детям яйца вкрутую, а мне бульон отдаёт

От исходного смысла учения до нас ведь дошло ровным счётом ничего! По личному опыту говорю, по большей мере к нам тогда приезжали далеко не сливки богословского общества Америки или других стран (были исключения, не спорю). Они искренне любили Бога, и преподавали нам как могли сами понять. А сами они пытались понять не зная ни языков оригинала, ни истории церкви, ни каких-либо принципов толкования Писания. В итоге, люди, которые сами с каким-либо учением не разобрались до конца, но им понравилась сама идея, которую они где-то мельком услышали от видного богослова, доносили до нас, в большей своей мере вообще не имевших никакого опыта исследования писания, какие-то концепции. И теперь мы, думая, что мы поняли, что имели в виду те, которые сами думают, что поняли, что имели ввиду богословы, несём это в массы. Знаете, есть заварка, есть разбавленный кипятком чай, а есть вода, которой мыли стакан после чая - что вы захотите пить? Вот так и с такими учениями - нам надо самим перепроверить учение «от и до», разобраться с оригиналом, и понять для себя - что же на самом деле оно значит?

Сегодня учение о довольстве выглядит так (и я намеренно утрирую): «Сядь на пятую точку и не ропщи о том, что тебе чего-то не хватает. Если бы тебе это надо было, тебе бы это дали».

Давайте разберём слова Павла Филиппийцам и увидим, это ли он имел в виду?

Павел говорит: Я научился быть довольным. Здесь использовано греческое слово «Аутаркес», которое может иметь следующие переводы: «самодостаточен, довольно силён, чтобы произвести себе всё, что нужно без помощи и поддержки. Не зависящий от внешних обстоятельств и довольный этим».

Лично я здесь вижу не посыл «Сиди на пятой точке, и будь доволен тем, что есть», а прямо противоположный. Павел как бы говорит: «Если вы (Филлипийцы) не присылаете мне содержания, не проблема, я пойду и заработаю себе всё, что мне нужно». И мы действительно знаем, что он занимался бизнесом - шил палатки. Вернуться к такому промыслу для него не составляло труда в любой момент. Если в свете этого смотреть на 12-й стих, то слова «тапейну» (у нас переведено «скудость») и «перисео» («изобилие») становятся интересными в их исходном значении на языке оригинале: Первое обозначает уменьшать аппетиты, а второе - «знаю, что делать с излишками».

Реально, апостол Павел оказывался и в ситуациях, когда о нём никто не заботился, и в ситуациях, когда его кормили высокопоставленные люди. И он говорит Филиппийцам (и нам тоже), что «если вы меня содержать не будете, я не расстроюсь. Я умею зарабатывать. Я знаю куда деть, если у меня много, знаю что делать, когда мне мало. Всё могу…». В моей лично жизни было очень забавно, и, уверен, это транслируется на многих других служителей тоже. В 2010-м году я перестал делать переводы ТиДи Джейкса. Причин тому было несколько. Основная, как я уже говорил, была в том, что я «услышал» это внутри себя - прекратить делать эти переводы. Но были и другие причины, почему мне было легко закрыть проект - расцвет интернета привёл к буйному росту воровства среди верующих, и переводы перестали покупать, их стали просто скачивать с торрентов нахаляву. То есть, по каким-то причинам, как Филиппийцы, люди перестали поддерживать служителя. Не вопрос, я «аутаркес» - умею зарабатывать, и доволен этим, и поэтому поступил как Павел - пошёл открывать бизнес. Сколько я тогда упрёков получил!!! «Да как вы посмели бросить это служение??? Этот дар не ваш, а всего Тела! Вы должны верить Богу, что Он обеспечит семью!» При этом, все авторы этих наездов хотели, чтобы я примерил на себя исковерканное ими учение о довольстве, но ни один из них не хотел примерить его на себя (Мтф. 23:4). Они не хотели довольствоваться тем, что переводов не стало, и не хотели довольствоваться меньшим, уделяя от своего кошелька на содержание служителя. Вот к чему приводит, когда вместо «заварки чая» (настоящего учения), нам дают «воду, которой мыли кружку из под чая» (то, что мы часто имеем, получив через десятые руки от «миссионеров»). Я знаю лично историю, как потрясающая музыкальная группа на несколько лет перестала существовать, из-за того, что их диски пиратили наши «браты и сестры». Ребята вынуждены были прекратить евангелизационные концерты - пошли работать. Построили себе кто бизнес, кто карьеру - сейчас вернулись к служению через концерты. Но несколько лет служения не существовало, а могло бы...

…а вот 13-й стих вообще…

Честно вам скажу, я не знаю, откуда он появился в Библии. И даже в Библиях. Потому что как ни странно, эти слова встречаются и в русских и в английских Библиях. Неужели переводчики не понимали, что пишут слова, которые противоречат всей линии Писания? «Всё могу…» Это же сколько тогда ходило бы всемогущих-то на земле, если бы так и было? Когда мне говорят эти слова, я обычно прошу пройтись по потолку. Ещё никто не смог… По крайней мере при мне. Потому что Всемогущий - только Бог, и если Павел знал Его, то никогда бы не ляпнул такой глупости. В оригинале вообще нет слова «всё» в 13-м стихе. Да, этот стих довольно трудно перевести с оригинала, но если постараться остаться только в тех словах, которые есть в оригинале, мы получаем:

«делаю дела Христом, дающим мне силу».

Получается, что если придерживаться классического перевода, но не перевирать смысл, то этот стих должен звучать:

Всё ЭТО могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.

и «это» должно нас возвращать к прошлым двум стихам: Могу работать сам, могу жить на содержании. Могу умерять свои аппетиты, могу объедаться. Научился быть в голоде, научился быть в изобилии, всё это могу в укрепляющем меня Иисусе Христе...

Итак, что мы можем взять о довольстве, основываясь на этих трёх стихах? Человек, который служит Богу говорит, что когда его не содержат, он не собирается ни на кого обижаться, не собирается искать новых спонсоров, он просто пойдёт работать своими руками. Он умеет умерять свои аппетиты, знает куда девать избыток, научился выходить из голода, и не привязан к обжорству. Это всё делать ему позволяет Христос, который вдохновляет (слово «укрепляет» в 13-м стихе, это греческое «индунамо» - вдыхающий силы, вдохновляющий).

Вот как-то так…)))

4:1 Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой,
Павел несказанно счастлив от того, что обрёл для себя братьев, а для Отца своего – детей. Бог Отец радуется, когда христиане через благовествование о Христовом искуплении «расширяют» имение Божье на Земле. И труд этот не останется тщетным ни для одного христианина: Павел точно знал, что собрание в Филиппах - это плод его христианской деятельности, не только радость, но и украшение Павла (венец ) пред Господом.

стойте так в Господе, возлюбленные. На момент написания письма Павел знал о филиппийцах, что они стойко выдерживают все испытания, связанные с путём Христовым. Стоять в Господе означает сохранять верность Богу благодаря вере в поддержку свыше от Иисуса Христа

4:2 Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе.
Видимо, эти христианки имели проблемы между собой и решали их не как подобает христианкам. Павел призывает их иметь те же мысли, что и всё собрание: стойко стоять в вере и вести себя соответственно ученицам Христа, решая любые свои проблемы по-христиански.

4:3 Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, обращение Павла к каждому христианину, кто слышит слова письма его и способен адекватно отреагировать на эти просьбы апостола.

помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, как видим, Павел просит о помощи трудящимся в распространении слова Божьего: в то время все апостолы, по крайней мере, и некий христианин Климент - были сотрудниками в проповеднческом служении.
Значит, в 1 христианских собраниях были как те, кто считал себя обязанным проповедовать, так и те, кто мог при желании помогать проповедникам в их нуждах (например, новички или заинтересованные благой вестью)

которых имена - в книге жизни. Имена тех, кто воспринимает проповедь - как свою обязанность пред Господом и кто участвует в распространении слова Божьего - Бог заносит в свою книгу жизни, которая ведётся у Него от начала мира (Откр. 17:8, Малах.3:16,17). Все, кто попадёт в эту книгу жизни - будут возвращены к жизни после смерти в этом веке и приняты Богом в Его новый мир.

4:4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
Хотя и не много радости христианину в этом веке из-за сопротивления и проблем мира сего, тем не менее, христианин всегда имеет повод для радости: понимание того, что Бог одобряет их поведение и радуется их стойкости - укрепляет внутренне и радует - независимо от тяжести внешних обстоятельств.

4:5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Кротость и всё, что из неё вытекает - уступчивость, великодушие, деликатность и тактичность - должно стать визитной карточкой христианина, его «лицом», его характерной чертой.

Господь близко. Судя по тому, о чём писал Павел - о помощи свыше для праведных поступков и чувствований - он имеет ввиду факт духовной близости со Христом, помогающей выстаивать в любых трудностях (не о втором пришествии речь)

4:6 Не заботьтесь ни о чем, Главной заботой христианина должна стать забота о сохранении близких отношений с Богом (все остальные заботы – второстепенные)

но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
Если главная забота поддерживается и отношения с Богом остаются близкими, то все остальные «заботы» в веке этом (о хлебе насущном, о крове, об одежде и т. д) - будут реализованы с помощью Божьей. При близких отношениях с Отцом христианин всегда имеет возможность высказать ему все свои опасения и тревоги в молитве и получить помощь свыше для облегчения ноши любой проблемы.

4:7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
Разговор с Отцом и ответная помощь от Него свыше помогут сохранять нас в полном единении (единстве) с Иисусом Христом. А это означает, что оптимизм, удовлетворение и радость от жизни независимо от того, что происходит с нами или вокруг нас - нам обеспечены силою свыше и помощью Бога.

Мир Божий - это настроенность ума и сердца, которая помогает христианину сохранять сосредоточенность на главном - на сохранении близких взаимоотношений с Богом и исполнении Его воли. Этот мир исходит от близких взаимоотношений с Богом, отсюда - и внутреннее спокойствие с уверенностью, что Бог никогда не оставит христианина без Своей поддержки и защиты. Этот мир даруется благодаря помощи святого духа Иеговы. Именно это - мир Божий - и было главным качеством Иисуса Христа, с кем мы в единстве – если и в наших сердцах пребывает мир Божий.

Мирской ум не способен вместить, как же это возможно - сохранять радость и уверенное спокойствие при наличии трудностей. Потому и сказано, что внутренний мир христианина - непостижим для умов века сего (превыше всякого ума, превыше человеческого понимания )

Самообладание, уравновешенность и сохранение спокойствия с добросердечием в любых обстоятельствах - это результат помощи святого духа, укрепляющего веру в спасение через Христа Иисуса и помогающего оставаться достойным звания христианина - всегда , в любых обстоятельствах.

4:8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
Ход и направленность наших мыслей имеют большое значение для сохранения близких отношений с Богом. Если христианин допускает для себя мыслить о мирском и низменном, и если он даст этим мыслям пустить корни в его разуме и сердце, помышляя об этом длительно и часто, то даже Бог не сможет удержать духовный облик христианина на высоком уровне сына Божьего: скатывание вниз и отдаление от Бога - неизбежны.
Если же все мысли христианина устремлены к горнему, к тому, чтобы стать достойным гражданином Божьего мира с внутренними качествами и характером сына Божьего, то мир Божий и близкие отношения с Ним нарушены не будут.

Для того, чтобы не скатываться вниз, достаточно при возникновении каких-то мыслей или желаний спросить себя: чисто ли это? Достойно ли хвалы? Справедливо ли? Любезно ли? Добродетель ли? И т.д.
И - ответить себе честно на эти вопросы.
Если цель - сохранять достигнутую духовную высоту и подниматься выше, приближаясь к Богу ещё больше - такой анализ своих мыслей поможет отгонять от себя прочь все нечистые и низменные мысли, оставляя лишь те, которые укрепляют в нас личность христианина и приближают к Богу.

4:9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, - и Бог мира будет с вами.
Всё, чему Павел научил это собрание, пребывая у них в служении слова Божьего и показывая пример своим образом жизни, должно было стать духовной опорой для филиппийцев. Если они теорию Божьего слова станут совмещать по примеру апостола Павла - с практикой до конца дней своих, исполняя всё, что следует исполнять христианину - то проблем в отношениях с Богом не будет: тем, кто не является слушателем забывчивым, но старательно исполняет услышанное, Бог помогает стойко стоять в вере и испытывать удовлетворение от христианского образа жизни всю жизнь.

4:10 Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства.
Павел возвращается к благодарности за возобновление участия этого собрания в деле проповеди и оказании помощи в нуждах благовестников (1:5) Видимо, какое-то время собрание не могло по какой-то причине принимать участия в материальной помощи благовестникам,

4:11-13 Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.
Павел благодарит их не за то, что лично он от их заботы почувствовал себя обеспеченным и ему стало «сытнее» жить: Павел вполне обошёлся бы и без их помощи, ибо с Божьей помощью оставался одинаково радостным и удовлетворённым своей жизнью - как в голоде, так и в сытости:
12 Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке.
13 Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.

Павел всегда полагался на помощь Христа Божьего, и эта мысль укрепляла его силы даже в нужде.

4:14-16 Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби.
15 Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних;
16 вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду.

Иногда даже выходило так, что кроме филиппийцев, помочь Павлу никто из других собраний - не вызывался. Можно себе представить, в какой нужде тогда был Павел, однако духа не угашал, проповедь не прекращал, полагаясь на помощь Бога в том, что Он не допустит Павлу умереть с голоду, но непременно побудит кого-нибудь помочь ему. Именно это и происходило в собрании филиппийцев: несколько раз они помогали Павлу в Фессалониках, хотя, по идее, фессалоникийцы должны были бы сами позаботиться о нём.

4:17 [Говорю это] не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу.
Павел, проповедуя в собраниях, никогда не ожидал материального вознаграждения за это. Но был всегда рад увидеть и почувствовать на себе плоды положительного действия святого духа в филиппийцах: то, что их сердца были преисполнены благодарностью не только в словесном, но и в материальном выражении, говорило о действии в них святого духа. Они прекрасно понимали, что Павлу, трудящемуся в слове - нет возможности трудиться при этом ещё и для обеспечения своих личных нужд. Поэтому старались облегчить обстоятельства апостолу в том, в чём могли. Такое внимательное и сострадательное отношение к апостолу, несомненно, радовало Христа и шло им на пользу.

4:18 Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, [как] благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.
Те добровольные пожертвования, переданные Павлу через Епафродита - были благоприятны Богу, не только полезны для Павла: Бог всегда радуется щедрости Своих поклонников, когда они идут на жертвы ради соблюдения Его интересов и помощи Его соработникам (1Кор.1:3)

4:19 Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом.
Павел желает, чтобы Бог через действия Христа Иисуса помогал этому собранию во всякой нужде, как и они помогали Павлу

4:20 Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь.
Снова видим, что несмотря на духовную деятельность и помощь, предоставляемую Христом, вся слава и честь за духовное благополучие христиан воздаётся его Отцу: ведь именно Он - инициатор и организатор помощи христианам через Иисуса Христа, потому по справедливости за всё, что происходит положительного в собраниях - благодарность воздаётся прежде всего Ему.

4:21 Приветствуйте всякого святого во Христе Иисусе.
Святой, напомним - как рассмотрели в самом начале (см.1:1) - это по сути всякий христианин, освящённый истиной Божьей и жертвою Христа (Ин.17:19; Евр.10:10). Однако есть ещё понятие «святой» - это помазанник, получивший святой дух и участвующий в «забеге на небеса» (приглашённый в небесное правительство Христа, Евр.3:1).

Приветствуют вас находящиеся со мною братия . Все поместные ранние собрания взаимодействовали между собой, будучи объединены одними интересами, целями и методами достижения целей. Все вместе они составляли единую Церковь Бога

4:22 Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома.
Вряд ли речь идёт о членах семьи императора Рима, скорее, речь идёт о прислуге из этого дома, пожелавшей стать христианами.

4:23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь (да будет так)
Павел желает этому собранию не отпадать от благодати Божьей (от близких отношений с Ним от надежды на спасение от греха и смерти), дарованной ему благодаря искуплению Христову.

Этот отрывок дышит теплой любовью Павла к его друзьям филиппийцам. Он любит их и тоскует по ним. Они - его радость и его венец. Те, которых он привел ко Христу, являются его величайшей радостью, когда его жизнь идет к закату. Каждый учитель знает это острое чувство, которое просыпается в нем, когда он может указать на хорошего человека и сказать: "Вот один из моих учеников".

Слова, в которых Павел называет филиппийцев своим венцом, вызывают интересные ассоциации. В греческом есть два слова со значением венец, и у них разные источники. Диадема - это царская корона, царственный венец. Здесь уже употреблено слово стефанос, которое связано с двумя моментами:

1. Во-первых, это венец спортсмена, победившего на всегреческих играх. Его делали из ветвей дикой оливы, переплетенных зеленой петрушкой и лавром. Получить такой венец было верхом чаяний греческого спортсмена.

2. Венец надевали гости, когда садились за пир по случаю большой радости. Павел как бы говорит, что филиппийцы - это венец за его труды, что они будут его праздничным венцом на заключительном Божественном пиру. Нет большей радости, как привести душу к Иисусу Христу.

В первых четырех стихах четвертой главы три раза встречается выражение в Господе. Павел дает три великие заповеди в Господе :

1. Филиппийцы должны твердо стоять в Господе. Лишь с Иисусом Христом может человек выстоять против соблазнов греха и трусливой слабости. При этом "стойте твердо" Павел употребляет слово стекете, которым характеризует солдата, твердо стоящего в гуще битвы, против нападающих на него врагов. Мы хорошо знаем, что с одними людьми легко совершить дурной поступок, а вместе с другими - легко удержаться от него. Иногда, оборачиваясь назад и вспоминая время, когда мы вступили на неправедный путь, или поддались искушению, опозорили себя, мы говорили тоскливо: "Вот если бы он был там тогда - этого не случилось бы". Наша единственная защита от искушения - быть в Господе, всегда ощущать Его присутствие около нас и в нас. Церковь и каждый христианин могут стоять уверенно лишь тогда, когда они стоят во Христе.

2. Павел умоляет Еводию и Синтихию мыслить то же (одно) в Господе. Единство возможно только во Христе. В повседневной жизни часто так случается, что совершенно разные люди держатся вместе, потому что они преданы одному предводителю. Их верность друг другу покоится на их верности ему. Уберите этого вожака, и вся группа распадается на изолированные и часто враждующие между собой группки. Люди могут по настоящему любить друг друга лишь тогда, когда они любят Христа. Братство людей невозможно, если они все не признают своим Господом Христа.

3. Павел умоляет филиппийцев всегда радоваться в Господе. Все люди должны понять одно: радость не имеет никакого отношения к материальным вещам, или к внешним по отношению к человеку обстоятельствам. Человеческий опыт ясно показал, что и живущий в роскоши, может быть ужасно несчастен, а погрязший в бедности, может быть исполнен радости. Человек, который вообще не испытал превратностей и ударов судьбы, может быть постоянно недовольным, а человек, на которого обрушились все жизненные несчастья, может быть безмятежно радостным.

Процитируем письмо, которое написал одному другу капитан Скотт, который достиг Южного полюса и погиб на обратном пути, когда смерть уже приближалась к его экспедиции: "Мы умираем в очень неуютном месте. Мы находимся в крайне отчаянном состоянии - отмороженные ноги и т.д., никакого топлива и еще далеко до пищи, но это пошло бы вам на пользу, если бы вы побывали в нашей палатке и услышали наше пение и наши веселые разговоры". Секрет этого заключается в том, что счастье зависит не от материальных вещей или от мест, а только от людей. Когда мы находимся в компании настоящего человека, то все остальное не так уж важно, а если с нами нет такого человека, ничто не может заменить его. Христианин - в Господе, величайший из всех людей; ничто не может разлучить христианина с Его присутствием и, потому, ничто не может унести его радость.

УЛАЖИВАНИЕ ДАВНИХ ССОР (Фил. 4,2-3)

Об этом отрывке хотелось бы знать немного побольше. Совершенно очевидно, что за этим стоит какая-то драма, важные и душераздирающие дела, но о действующих лицах мы можем лишь строить догадки.

Еводия и Синтихия - две рассорившиеся женщины. Может быть, это были хозяйки домов, у которых собирались две общинные группы в Филиппах. Интересно отметить, что женщины играли такую важную роль в делах одной из первых христианских общин, потому что в Греции женщины по большей части оставались на заднем плане. Цель греков заключалась в том, чтобы почтенная и добропорядочная женщина "видела, как можно меньше, слышала, как можно меньше и спрашивала, как можно меньше". Почтенная женщина никогда не появлялась на улице одна; у нее были свои комнаты в доме и она никогда не приходила в мужскую половину дома, даже во время еды. Меньше всего она принимала участие в общественной жизни. Но Филиппы находились в Македонии, а там все обстояло иначе: женщины имели свободу и место в жизни, каких женщины не имели где-нибудь еще в Греции.

Это видно даже из рассказа в Деянии святых Апостолов о деятельности Павла в Македонии. Он начал в Филиппах с того, что встретился на берегу реки с молящимися и разговаривал с находящимися там женщинами (Деян. 16,13). Лидия, по-видимому, была видной фигурой в Филиппах (Деян. 16,14). В Фессалониках христианство приняли многие знатные женщины и это же произошло в Верии (Деян. 17,4.12). Об этом же свидетельствуют надгробные памятники и надписи. Женщина воздвигла надгробный памятник для себя и для своего мужа на совместно заработанные деньги, а это значит, что у нее было свое дело. Мы даже находим памятники, воздвигнутые женщинам общественными организациями. Мы знаем, что во многих основанных Павлом церквах (например в Коринфе), женщины должны были довольствоваться второстепенной ролью. Но, думая о месте женщин в ранней Церкви и об отношении к ним Павла, было бы неплохо помнить, что в македонской церкви они занимали ведущее положение.

Но здесь есть еще одно проблематичное место. В этом отрывке есть обращение к искреннему сотруднику. Вполне может быть, что сотрудник - имя собственное, Сунзугос. Искренний - в греческом гнесиос, что значит подлинный. В этом может быть игра слов. Павел может быть говорил: "Прошу тебя, Сунзугос, - а имя у тебя правильное, - помогай им". А если сунзугос не собственное имя, то неясно, к кому обращается Павел. Высказывались самые различные предположения. Было высказано предположение, что сотрудник - это жена Павла; что он - муж Еводии или Синтихии, которого Павел призывает помочь своей жене уладить ссору; что это Лидия, что это Тимофей, что это Сила, что это проповедник филиппийской церкви. Но, может быть, лучшее всего предположить, что имеется в виду Епафродит, доставивший это послание, и что Павел вверяет ему не только это послание, но и восстановление мира в Филиппах. Об упомянутом здесь Клименте мы не знаем ничего. Позже был знаменитый Климент епископ Рима, который мог знать Павла, но это было широко распространенное имя. Здесь следует обратить внимание на два пункта:

1. Примечательно, что когда в Филиппах возникли раздоры, Павел мобилизовал на исправление ситуации все возможности церкви. Он не останавливался ни перед какими усилиями, чтобы поддержать мир в Церкви. Церковь, в которой ссоры и раздоры - это вовсе и не церковь, потому что из нее исключен Христос. Человек не может быть в мире с Богом и в разногласии с собратьями.

2. Печально представить себе, что о Еводии и Синтихии мы знаем только то, что они поссорились между собой! Это заставляет нас задуматься. Предположим, что и нашу жизнь надо описать одним предложением, какое это будет предложение? Климент вошел в историю как миротворец, а Еводия и Синтихия вошли в историю как нарушители мира и спокойствия. Допустим, что и мы войдем в историю по одному нашему признаку, что же тогда будет знать о нас мир?

ПРИЗНАКИ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ (Фил. 4,4-5)

Павел указывает филиппийцам на две важные особенности христианской жизни:

1. Во-первых, это - радость. "Радуйтесь... и еще говорю: радуйтесь". Наверное, когда он сказал: "Радуйтесь!" в уме его промелькнула картина всего того, что должно прийти. Он сам лежал в тюрьме и впереди его ждала верная смерть; филиппийцы становились на путь христианства, и, вне всякого сомнения, впереди их ждали мрачные времена, опасности и гонения. И вот Павел говорит: "Я знаю, что говорю. Я продумал все, что может случиться, и все же я говорю это - радуйтесь!" Христианская радость не связана ни с чем мирским, потому что источником ее является непрестанное присутствие Иисуса Христа. Двое любящих всегда счастливы, когда они находятся вместе, где бы это ни было. Христианина нельзя лишить чувства радости, потому что его нельзя лишить Христа.

2. "Кротость ваша да будет известна всем человекам", - говорит Павел далее. Кротость, в греческом - это эпиейкея - одно из самых трудно переводимых греческих слов. Трудность можно видеть из того, как по-разному его переводили. В разных английских переводах перевели его как мягкость, благовоспитанный, скромность, воздержанность, доброта, терпеливость, великодушие. Греки сами объясняли это слово эпиейкея как "справедливость и нечто лучшее, чем справедливость". Они говорили, что эпиейкея должна вступать в действие тогда, когда строгие нормы справедливости обретают несправедливый характера. Ведь бывают же такие случаи, когда совершенно справедливый закон приобретает несправедливый характер, или когда справедливость не одно и то же, что беспристрастность. Человек обладает этим качеством эпиейкея, когда он знает, когда не нужно применять строгую букву закона, когда надо ослабить правосудие и прибегнуть к милосердию.

Возьмем простой пример, с которым почти ежедневно сталкивается каждый учитель. Он проверяет экзаменационные работы двух учеников. Один написал на 4, а другой - на 3. Но, если посмотреть дальше, то станет ясно, что тот, который написал работу на 4 имел дома идеальные условия работы: книги, свободное время и покой, чтобы хорошо учиться. А тот, который написал на 3 происходит из малообеспеченной семьи и не имеет всех этих справочников, или был болен, или его недавно постигла печаль, или сильное нервное перенапряжение. По справедливости ему полагается 3, но эпиейкея позволит дать ему намного большую оценку.

Эпиейкея - это свойство человека, который понимает, что нормы и правила - это еще не все, и знает, когда нужно применять букву закона. Иной раз церковное собрание принимает решение в строгом соответствии с церковным правом, учитывая все его нормы и практику, но иногда христианское отношение к ситуации требует, чтобы во главу угла были поставлены не эти нормы и практика.

В представлении Павла христианин - это человек, который понимает, что есть нечто превыше правосудия. Когда пред Иисуса привели женщину, уличенную в прелюбодеянии, Он мог применить по отношению к ней букву закона, в соответствии с которым ее должны были побить до смерти камнями, но Он поступил превыше закона. С точки зрения законности никто из нас не заслуживает ничего иного, кроме осуждения Божия, но Он стоит намного выше законности. Павел заявляет здесь, что в личных отношениях со своими собратьями христианин отличается тем, что он понимает, когда нужно настаивать на соблюдении справедливости, а когда нужно помнить, что есть нечто, что стоит превыше справедливости.

Зачем нужно человеку быть таким? Зачем присутствуют радость и кротость в его жизни? Потому, говорит Павел, что Господь близко. Если мы будем помнить грядущее торжество Христа, мы никогда не потеряем нашу надежду и радость. Если мы будем помнить, что жизнь коротка, мы не будем пытаться проводить в жизнь неумолимую законность, которая так часто разделяет людей друг от друга, а будем стремиться относиться к людям с любовью, точно так же, как мы надеемся, что Бог будет относиться к нам. Справедливость - человеческое свойство, но эпиейкея - Божественное.

МИР ОТ МОЛИТВЫ В ВЕРЕ (Фил. 4,6-7)

Жизнь филиппийцев была мучительной и беспокойной. Мучительно уже быть человеком, который уязвим для всех случайностей и перемен преходящей жизни; а в раннехристианскую эпоху к обычным трудностям жизни человека прибавлялись трудности связанные с его принадлежностью к христианской Церкви, потому что быть христианином, значило рисковать своей жизнью. Ответ Павла на эти трудности - молитва. М. Р. Винсент выразил это так: "Мир - это плод страстной молитвы". В этом отрывке дана, в кратком изложении, целая философия молитвы:

1. Павел подчеркивает, что в молитве мы можем обратиться к Богу с самыми разными проблемами. Как кто-то прекрасно сказал: "Нет ничего непреодолимого для силы Бога, и нет ничего незначительного для Его отеческой заботы". Ребенок может обратиться со всем, большим или малым, к своим родителям, потому что он хорошо знает, что их интересует все, что касается его: его маленькие победы и его разочарования, преходящие порезы и ушибы; и точно также мы можем обратиться со всеми проблемами к Богу, будучи уверенными в том, что это Его интересует.

2. Мы можем возносить к Нему наши молитвы, наши просьбы и наши мольбы; мы можем молиться за себя. Мы можем молить о прощении за прошлое, о том, что нам нужно в настоящее время, и о помощи и водительстве в будущем. Мы можем приносить в присутствие Божие наше прошлое, настоящее и будущее. Мы можем молиться за других. Мы можем вверить заботе Бога и близких и далеких - всех, кого мы храним в памяти и в сердце.

3. Павел заявляет, что "благодарение должно всегда быть спутником молитвы". Как сказал кто-то, христианин должен участвовать, что всю свою жизнь он "как бы подвешен между прошлыми и настоящими благодеяниями". Конечно же, в каждой молитве должно быть благодарение за великую привилегию молиться. Павел настаивает на том, что мы должны благодарить всегда [у Баркли: во всем] - и в печали и в радости. А это подразумевает две вещи. Во-первых, благодарность и, во вторых, совершенная покорность воле Божией. Лишь тогда, когда мы совершенно убеждены в том, что Бог делает все к лучшему, можем мы испытывать чувство совершенной благодарности, которое должно сопутствовать молитве.

Когда мы молимся, мы всегда должны помнить три момента:

а) Любовь Божию, которая всегда хочет для нас только самого лучшего.

б) Мудрость Божию, которая одна знает, что является лучшим для нас.

в) Силу Божию, которая одна может привести в исполнение то, что лучше всего для нас.

Человек, который молится в совершенной уверенности в любви, мудрости и силе Божией, обретет мир Божий.

И если молитва вознесена в вере, мир Божий будет, подобно часовому, стоять на страже нашего сердца. Слово фроурейн, которое употребил здесь Павел, взято из военного словаря, и оно значит стоять на страже. Павел говорит, что мир Божий превыше всякого ума. Это не значит, что мир Божий нечто столь таинственное, что человек не может понять его, хотя, конечно, и это справедливо. Это значит, что мир Божий такое сокровище, что человеческий ум, при всем его умении и знании, никогда не может создать его. Он не может быть изобретением человека; это дар Божий. Путь к миру - доверить себя и всех, кто нам дорог, в любящие руки Бога.

СФЕРЫ ПОДОБАЮЩИХ СТРЕМЛЕНИЙ (Фил. 4,8-9)

Человеческий ум всегда нацелен на что-нибудь, и Павел хочет быть уверенным в том, чтобы у филиппийцев всегда были надлежащие стремления. Это чрезвычайно важно, потому что, таков уж закон жизни, что, если человек довольно часто думает о чем-нибудь, то наступает момент, когда он уже не сможет перестать думать об этом. Его мысли и стремления начинают прямо-таки двигаться по накатанной колее, из которой их уже нельзя будет выбить. И потому крайне важно, чтобы человек думал о надлежащих вещах и стремился к ним. Павел приводит здесь список таких вещей.

Это то, что истинно. Многое в этом мире обманчиво и иллюзорно, обещающее то, чего оно никогда не может дать, обещающее обманчивый мир и счастье, которые оно неспособно обеспечить. Человек всегда должен устремлять свои мысли на дела, которые не подведут его и не унизят.

Это то, что честно, или, по-гречески - семнос. Это тоже можно перевести как почетный, или достойный.

Из этого видно, что греческое слово семнос трудно переводимо. Это слово употребляется по отношению к богам и храмам богов. По отношению к человеку оно передает состояние человека, который живет в этом мире, как в храме Божием. Были предложены и другие переводы, но слово это в действительности имеет значение благоговейный. В этом мире есть вещи дешевые, никчемные, и привлекательные для легкомысленных людей; а христианин должен устремлять свои мысли на серьезные и достойные вещи.

Это то, что справедливо. В греческом это дикайос, а греки определяли как дикайос человека, отдающего должное и богам и людям. Другими словами, дикайос означает считаться со своим долгом и исполнять свой долг. Иные направляют свои мысли на наслаждение, удобство, достаток. Мысли и стремление христианина обращены к долгу по отношению к Богу и к долгу по отношению к человеку.

Это то, что чисто. В греческом это хагнос и означает нравственно неоскверненное. В обрядовом употреблении оно означает столь очищенное, что может быть принесено в присутствие Бога и употреблено в служении Ему. Мир полон вещей грязных и запущенных, запятнанных и непристойных. Умы многих людей находятся в таком состоянии, что они пачкают и опошляют все, о чем они думают. Ум христианина направлен на чистое; мысли его столь чисты, что они выдерживают испытывающий взгляд Бога.

Это то, что любезно. Греческое слово просфилес тоже может быть переведено как прекрасный, привлекательный, или вызывающее любовь. Умы иных людей настолько помешаны на мести и наказании, что они вызывают у других лишь чувство горечи и страха. Иные же настолько склонны критиковать и укорять, что они вызывают в других негодование. Мысли христианина устремлены на прекрасное - доброту, сочувствие, воздержанность, и потому он -обаятельный человек; видеть его - значит любить его.

Это то, что достославно. У греческого слова эофема тоже много оттенков. В буквальном смысле оно значит обходительно, вежливо, но оно было особенно связано с священным молчанием в самом начале жертвоприношения в присутствии богов. Может быть, не будет преувеличением сказать, что это слово значит то, что достойно того, чтобы Бог мог услышать. В этом мире очень много отвратительных, лживых и грязных слов. В мыслях христиан на их устах должны быть только такие слова, которые достойны того, чтобы их мог услышать Бог.

Это то, что только добродетель, продолжает Павел. В греческом это арете, которое можно тоже переводить как превосходство, совершенство. Дело в том, что, хотя арете относится к великим словам греческой классики, кажется, что Павел сознательно избегал его употребления, и вот здесь оно единственный раз встречается в его посланиях.

Им можно обозначить отличное качество земли в поле, превосходную пригодность инструмента для соответствующей цели, выдающуюся смелость воина. Лайтфут высказал предположение, что этим словом Павел призывает в качестве союзников все, что было превосходного в языческом прошлом его друзей. Он как бы говорил: "Если на вас оказывает какое-либо влияние старая языческая идея совершенства, в которой вы были воспитаны, подумайте об этом. Подумайте о своей прошлой жизни в ее высшем проявлении, чтобы побудить себя к достижению новых высот на христианском пути". В этом мире много нечистого и упадочного, но в нем есть и благородство и рыцарство, и вот об этом и должен думать христианин.

И, наконец, только то, что похвала, говорит Павел. В некотором смысле христианин, правда, никогда не думает о похвале людей, но в другом смысле также правда, что доброго человека возвышает похвала добрых людей. Таким образом, Павел говорит, что христианин должен жить так, чтобы не жаждать завистливо похвалы людей, но и не презирать ее.

ИСТИННОЕ УЧЕНИЕ И ИСТИННЫЙ БОГ (Фил. 4,8-9 (продолжение))

В этом отрывке Павел излагает, как надо правильно учить.

Он говорит о том, чему филиппийцы научились. Это то, чему он сам научил их; под этим он имеет в виду благовествование, которое он лично принес им и в котором наставлял их. Павел говорит о том, что филиппийцы приняли. В греческом это параламбанейн, что значит - принять установившуюся традицию. Таким образом, под этим он имеет в виду принятое им учение Церкви.

Из этих двух слов мы узнаем, что наставление включает передачу комплекса общепринятой истины и общепринятого учения, которых придерживается вся Церковь, и оно включает, кроме того, разъяснение этого учения в ходе личного комментирования и наставления со стороны учителя. Чтобы учить или проповедовать, мы должны знать общепринятый кодекс учения Церкви; после этого мы должны его продумать и передать другим в его простоте, и одновременно, с учетом того значения, которое мы придаем ему, исходя из нашего личного опыта и из наших размышлений над ним. Но Павел идет еще дальше. Он советует филиппийцам исполнять еще и то, что они слышали от него и видели в нем. Лишь очень немногие учители могут говорить так и все же это остается истиной, что личный пример играет важную роль в наставлении. Учитель должен на деле показывать истину, которую он объявляет на словах.

И, наконец, Павел говорит своим филиппийским друзьям, что, если они будут верно исполнять все это, Бог мира будет с ними. Очень интересно рассмотреть титулы, которые Павел дает Богу:

1. Он - Бог мира. Это его любимый титул Бога (Рим. 16,20; 1 Кор. 14,33; 1 Фес. 5,23). В понимании иудея мир не был чем-то просто отрицательным, просто отсутствием неприятностей и проблем. Мир, в понимании иудея, это все то, что способствует высшему благу человека. Лишь в дружбе с Богом может человек обрести жизнь такой, какой она должна быть. Но и в представлении иудея этот мир проявлялся в правильных отношениях. Лишь по благодати и милосердию Божию можем мы вступить в правильные отношения с Ним и с нашими собратьями. Тем самым Бог мира может сделать жизнь такой, какой она должна быть.

2. Он - Бог надежды (Рим. 15,13). Только вера в Бога может удержать человека от полного отчаяния. Лишь благодать Божия может удержать его от того, чтобы он совершенно отчаялся в себе, и лишь ощущение доминирующего над всем провидения Божия удерживает его от того, чтобы отчаяться о всем мире. Как пел псалмопевец: "Что унываешь ты, душа моя...? Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего". (Пс. 41,12; 42,5). Надежда христианина нерушима, потому что ее основа - вечный Бог.

3. Он - Бог терпения, утешения и милосердия (Рим. 15,5; 2 Кор. 1,3). Здесь два великих слова. Терпение, по-гречески - хупомоне, что не означает способность сидеть и переносить все, а способность подняться и преодолеть все. Бог дает нам силу в каждой ситуации, чтобы придать жизни величие и славу. В Боге мы учимся употреблять свою радость и печаль, удачи и поражения, достижения и разочарования, чтобы сделать жизнь богаче и благороднее, чтобы сделать себя более полезными для других и приблизиться к Богу. Утешение, в греческом это - параклесис. Параклесис - это не только успокаивающее сочувствие, но и ободрение; это помощь, которая не просто кладет человеку руку на плечо, но и посылает его взглянуть реальности в глаза; не только утирает человеку слезы, но и дает ему способность спокойно смотреть на мир. Параклесис - это одновременно и утешение и сила. В Боге мы входим со славой из любого положения и с Нем мы обретаем силу смело идти вперед тогда, когда жизнь рушится.

4. Он - Бог любви и мира (2 Кор. 13,11). Вот это основа всего. За всем стоит любовь Божия, которая никогда не оставит нас, которая мирится со всеми нашими прегрешениями, которая никогда не покинет нас, которая не сентиментально расслабляет нас, а всегда придает нам силы и мужества для жизненной битвы.

Мир, надежда, терпение, утешение, любовь - все это Павел обрел в Боге. Это правда, что "способность наша от Бога" (2 Кор. 3,5).

СЕКРЕТ ПОДЛИННОГО ДОВОЛЬСТВА (Фил. 4,10-13)

Послание близится к концу и Павел великодушно выражает свою благодарность за дар, который прислали ему филиппийцы. Павел знает, что они много о нем думали, но до сих пор обстоятельства не давали им возможности проявить свою заботу о нем.

Он доволен своим положением и состоянием, потому что научился быть довольным. Павел употребляет одно из великих слов языческой этики - автаркес, что значит полное самоудовлетворение. Автаркея - самоудовлетворение - была высшая цель этики стоицизма; под этим стоики подразумевали душевное состояние человека, когда он совершенно свободен от всех вещей и людей. Для достижения такого состояния стоики предлагали определенные методы:

1. Они предлагали отказ от всех желаний. Стоики правильно считали, что довольство зависит не от того, чтобы владеть многим, а от того, чтобы довольствоваться малым. "Если хочешь сделать человека счастливым, не увеличивай его владения, а уменьши его желания". Греческого философа Сократа однажды спросили, кто самый богатый человек. На это Сократ ответил: "Тот, кто довольствуется немногим, потому что автаркея - природное богатство". Стоики полагали, что единственный путь к довольству и самоудовлетворению - покончить со всеми желаниями настолько, чтобы человек пришел в состояние, когда ему ничего не нужно.

2. Они предлагали покончить со всеми эмоциями настолько, чтобы человек пришел в состояние, когда его не будет волновать ни то, что случится с ним самим, ни то, что случится с другими. Эпиктет говорил: "Начни с чаши или с домашней утвари; если она разобьется говори: "Мне все равно". Потом переходи к лошади или к любимой собаке; если с ними что-нибудь случится, говори: "Мне все равно". А потом в отношении себя самого, и если ушибешься или повредишь себе что-нибудь, говори: "Мне все равно". Если ты будешь продолжать это достаточно долго и если ты будешь прилично стараться, то настанет такой момент, когда ты сможешь смотреть на то, как страдают и умирают самые близкие тебе люди и говорить: "Мне все равно". Цель стоиков сводилась к тому, чтобы покончить со всяким чувством в сердце.

3. Это нужно было делать сознательным усилием воли, видя во всем волю Божию. Стоики считали, что абсолютно ничто не может произойти, если нет на то воли Божией. Каким бы мучительным это ни было, каким бы гибельным или бедственным это ни казалось - это была воля Божия. Поэтому, было бессмысленно бороться против этого; человек должен настолько закалить себя, чтобы быть готовым принять все.

Для достижения довольства и самоудовлетворения стоики искореняли все желания и разрушали все чувства; они искореняли любовь и запрещали всякую заботу. Как сказал Т. Р. Глоувер: "Стоики обращали сердце в пустыню и называли это покоем".

Здесь мы сразу же видим различие между стоиками и Павлом. Стоик говорил: "Я познаю довольство сознательным усилием воли". Павел говорил: "Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе". Для стоиков самоудовлетворение было человеческим свершением; для Павла это был дар Божий. Стоик был самоудовлетворен, а Павел был удовлетворен в Боге. Стоицизм потерпел неудачу, потому что он противоречил человеческой природе; христианство же преуспело, потому что оно коренилось в Божественном. Павел мог выдержать все, потому что в любой ситуации с ним был Христос; человек, который идет рядом с Христом может осилить все.

ЦЕННОСТЬ ДАРА (Фил. 4,14-20)

Щедрость филиппийской церкви по отношению к Павлу имела уже давнюю историю. В Деян. 16 и 17 мы читаем о том, как он проповедовал Евангелие в Филиппах, а потом отправился в Фессалоники и в Верею. Уже тогда филиппийская церковь доказала на практике свою любовь к нему. У него были с филиппийской церковью особые отношения: ни от одной церкви не принимал Павел никогда никаких подарков или помощи. Именно это обстоятельство волновало коринфян (2 Кор. 11,7-12).

Павел говорит что-то прекрасное: "Говорю не потому, что хотел получить подарок от вас для себя, хотя ваш подарок и трогает мое сердце и очень радует меня. Мне ничего не нужно, потому что у меня более, чем достаточно всего. Но я рад за вас, что вы сделали мне подарок, потому что доброта ваша послужит вам к чести в глазах Бога". Он обрадовался их щедрости, но не ради себя, а ради них же. А потом Павел употребляет слова, в которых дар филиппийцев становится жертвою Богу. "Благовонное курение", говорит он, а это обычная в Ветхом Завете фраза, характеризующая жертву, приятную Богу. "И обонял Господь приятное благоухание" (Быт. 8,21; Лев. 1,9.13.17). Радость Павла в даре заключается не в том, что этот дар дает ему, а в том, что он дает филиппийцам.

В последнем предложении Павел указывает на то, что никогда еще человек, давший дар, не обеднел от этого. Богатство Бога находится в распоряжении тех, кто любит Бога и своих собратьев. Дающий лишь обогатит себя, потому что его дар открывает ему дары Божии.

ПРИВЕТСТВИЯ (Фил. 4,21-23)

Послание заканчивается приветствиями. В последнем отрывке находится очень интересная фраза. Павел посылает приветствия от христианских братьев из кесарева дома. Важно правильно понять эту фразу. Это вовсе не значит, что эти люди - родственники кесаря. Домашние кесаря - этой фразой обычно называли всех имперских гражданских служащих; они были разбросаны по всему тогдашнему миру. Дворцовые чиновники, секретари, руководители государственными финансами, чиновники занимавшиеся будничными имперскими делами - все это были домочадцы кесаря. Интересно отметить, что уже в то время на своей ранней стадии христианство проникло в самое ядро римской администрации. Нет еще одного предложения, которое бы так ясно показывало, что уже тогда христианство проникло в самые высокие сферы империи. Лишь через триста лет христианство станет государственной религией империи, но уже были заметны первые признаки конечного торжества Христа. Распятый галилейский плотник уже начал властвовать над теми, кто руководил величайшей империей тогдашнего мира.

И послание завершается такими словами: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами". Филиппийцы послали Павлу свой дар. Он же мог послать им лишь один дар - свое благословение. Но разве можно сделать больший дар человеку, нежели помянуть его в своих молитвах?

Послание к Филиппийцам книга Нового Завета. Входит в число посланий апостола Павла. История Община македонского города Филиппы (неподалёку от современного греческого города Кавала) была первой христианской общиной в Европе. Она была… … Википедия

Последний герой Фил слово произошло от древнеггреческого книга Нового Завета. Входит в число посланий апостола Павла. История Община македонского города Филиппы (неподалёку от современного греческого города Кавала) была первой христианской общин … Википедия

Послание к Филиппийцам - Христиане в Филиппах были очень преданы Павлу и оказывали ему любовь, посылая денежную помощь в то время, когда он работал для других общин (Фил. 4: 15 и дал.; 2 Кор. 11:9). Узнав о его заключении в Риме, они послали Епафродита, одного из своих… … Словарь библейских имен

I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ 1) в самом начале П.кФ. названо имя его АВТОРА: Павел (Флп 1:1). В послании содержатся сведения о жизни апостола (Флп 1:7,12 14; 2:19 25) и выражено его отношение к адресату (Флп 1:12; 4:10 20). Все это столь однозначно указывает … Библейская энциклопедия Брокгауза

Приветствие святым в Филиппах. Молитва Павла и благодарность за них. Его узы расширили благовестие; он желает со всем дерзновением возвеличить Христа. «Живите достойно благовествования Христова» …

Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, 1Фес.5:23 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию. Мат.5:16 Иоан.15:8 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, Деян.21:11 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

И большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие. Еф.3:13 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книги

  • Послание к филиппийцам Радость в Господе , . Привычки меняются очень медленно, даже когда человек усыновлен Богом. Как теперь жить в этой новой семье? Можем ли мы рассчитывать на то, что другие верующие, как и Бог, окружат нас любовью и…
  • Беседа 84. Послание к Филиппийцам. Введение , Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Автор цикла бесед – один из признанных не только в нашей стране, но и за рубежом выдающихся знатоков Священного Писания, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии, член Синодальной…
Выбор редакции
Коммунистические организации "первой волны" ~Объединенный фронт трудящихся ~Всесоюзное общество "Единство - за ленинизм и...

На октябрьском (1964 г.) Пленуме ЦК КПСС Н.С. Хрущев был смещен за волюнтаризм и «по состоянию здоровья». Под волюнтаризмом понимали...

В 1С есть два варианта оформления приобретения и принятия к учету ОС: Стандартный , при котором используют два документа: оприходование...

Счет 20 в НУ закрывается на 90.08 Ошибка закрытия счета 20 в НУ Сторнируются суммы по 43 и 10 счетам в НУ при закрытии месяца...
Гречневая каша – что может быть проще этой еды? Наши деды и прадеды варили ядрицу на воде и подавали как отдельное кушанье с молоком,...
Кабачковая икра – одна из разновидностей овощной икры. Польза кабачковой икры давно известна – это малокалорийный продукт, она прекрасно...
Женщинам довольно часто снятся маленькие дети, но что думать бездетной паре после такого ночного сновидения. На вопрос, приснилось, что у...
К чему снится застрять в лифте? Об этом мы узнаем, когда прочитаем сонник. По мнению большинства специалистов, застрять в лифте снится к...
Применение рассмотренных выше элементов общей теории измерений необходимо для обеспечения точности и достоверности результата измерения....