«Опорно-двигательная система: скелет. Конспект на тему "строение скелета человека" Состав и строение костей


Дата: Урок № Класс:

Подпись администрации:____________________

Тема: «Скелет человека. Строение и т ипы соединения костей».

Цели урока: познакомить учащихся со строением скелета и типами соединения костей

Задачи урока:

    Образовательные - сформировать представления о взаимосвязи скелета и мышц в согласованной работе организма, раскрыть особенности строения и соединения костей в скелете.

    Развивающие – систематизировать знания учащихся о роли суставов и скелета в работе целостного организма человека.

    Воспитательные – воспитывать потребность в здоровом образе жизни (ЗОЖ), приобщать к подвижному образу жизни и занятиям физической культуры.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

    Организационная часть.

Проверка подготовки учащихся к уроку.

    Повторение пройденного материала (решить кроссворд – слайд 1).

За правильные ответы учащиеся получают цветной жетон.


Из курса ботаники и зоологии вы уже знаете, что живой организм состоит из клеток, клетки образуют ткани, из тканей органы, из органов - системы органов и целостный организм. Организм человека не исключение. Его составляют 8 основных систем органов. Сегодня мы знакомимся с опорно-двигательной системой.

    Изучение нового материала .

Опорно-двигательная система состоит из скелета и мышц (слайд 2) . Она позволяет человеку совершать различные движения, а также защищает внутренние органы от повреждения. Скелет определяет форму тела, к нему прикрепляются мышцы. В организме человека насчитывается более 220 костей, образующих скелет головы, туловища, верхних и нижних конечностей и их поясов. У мужчин масса костей скелета составляет 18 % от массы тела, а у женщин – 16 %.

Скелет человека состоит из костей. Различают длинные (кости плеча, предплечья, бедра, голени), короткие (кости кисти и стопы) и плоские (кости черепа, лопатки) кости. Сверху кости покрыты плотной оболочкой – надкостницей, через мелкие отверстия которой проходят кровеносные сосуды, питающие кость. Благодаря надкостнице обеспечивается рост костей в толщину и срастание костей при переломе. Концы кости покрыты хрящом. За счет деления клеток хряща кость растет в длину. За надкостницей расположено компактное плотное вещество, пропитанное солями кальция, а под ним – губчатое вещество кости, которое состоит из множества перекрещивающихся костных пластинок, придающих им прочность. Полости заполнены красным костным мозгом, он вырабатывает клетки крови. Длинные трубчатые кости внутри имеют полость, заполненную желтым костным мозгом (слайд 3) .

Изучение химического состава костей , на парте раздаточный материал табл. №1

Обсуждение вопроса - прочность костей и отчего это зависит.

Соединение костей в скелете подразделяется на три типа: неподвижное (шов) , полуподвижное и подвижное (сустав) . Неподвижное соединение представлено костями черепа, полуподвижное – соединением позвонков или рёбер с грудиной, осуществляющимися с помощью хрящей и связок. Наконец, подвижно соединяются суставы . Каждый сустав состоит из суставных поверхностей, сумки и жидкости, находящейся в суставной полости. Суставная жидкость уменьшает трение костей при движении. Суставы чаще всего укреплены связками, которые и ограничивают амплитуду движений (слайд 4) .

Задание – «проверим себя» , на слайде 5 изображение скелета, найти и показать все суставы и назвать части сустава.

Давайте посмотрим, какие движения возможны в указанных вами суставах

Практическая работа.

Приглашаю вас занять свои места возле парты, встать друг от друга на вытянутые руки – мы начинаем гимнастику.

Ведь именно физическая культура поможет твоему организму правильно расти и развиваться, иметь красивую осанку и фигуру. Причины нарушения осанки – это слабо развитые мышцы (слайд 7,8,9) . У людей занимающихся спортом, отлично работают внутренние органы, хорошее самочувствие, бодрое, жизнерадостное настроение. Достаточно 10 -15 мин. в день и вы в форме.

Начинаем

Первый блок упражнений для рук (2 мин.).

    Разминка (любые занятия должны начинаться с разминки потому, что нужно разогреть организм и подготовить его к физическим нагрузкам) – ходьба на месте (1 мин.).

    Сгибание и разгибание пальцев рук (повтор упражнения 5 - 7 раз).

    Сгибание и повороты запястий рук (повтор упражнения 5 - 7 раз).

Второй блок упражнений – для туловища (4 мин.).

    Махи ногами к голове (по 5 раз).

    Наклоны туловища (по 5 раз), вправо, влево, вперед, назад с прогибанием туловища.

    Круговые движения туловищем.

Третий блок упражнений - для ног (2 мин.).

    Подъем на носочки поочередно (5раз).

    Ходьба «пятка – носок» в правую сторону до 7 и обратно.

    Согнутую ногу в колене поднимаем к противоположному лечу (правая нога – левое плечо и наоборот) – по 5 раз.

    Пошатывание в расслабленном состоянии рук, ноги полусогнуты в коленях.

    Прыжки на месте с переменой ног.

Молодцы! Все зарядились здоровьем и энергией на весь оставшийся день.

Обсуждение вопроса: Зачем нужно заниматься гимнастикой и каково ее значение для согласованной работы опорно-двигательной системы?

В результате снижения двигательной активности, силы сокращения мышц может развиться особое заболевание, сопровождающееся нарушением различных функций организма – гиподинамия . Типичными проявлениями гиподинамии является избыточный вес и половые расстройства. Гиподинамия распространяется у современного человека всё более и более, что связано с возрастающей ролью автомобильного транспорта и современных средств коммуникации в его жизни. Ребята, которые дружат с физкультурой, меньше болеют, более выносливы, меньше устают, лучше учатся. Я раздаю вам брошюрки с комплексом упражнений для поддержания и коррекции своей осанки. В ней есть также тест, как проверить свою осанку (приложение 2) . Выписаны бассейны нашего города – задание, найдите их и запишите адреса, также и найдите спортивные комплексы нашего города, по возможности запишитесь в бассейн или в спортивную секцию.

5.Подведение итогов.

Сегодня урок прошел очень плодотворно. Все получили оценки. У кого 3 жетона получают «5», у кого 2 жетона «4», один жетон «3».

Рефлексия. Давайте, вместе оценим нашу работу на уроке – кому урок понравился, тот хлопает в ладоши, кому не очень – топает.

Домашнее задание I вариант - работает в стиле «Мозгового штурма» и готовит плакат - призыв «Движение - это жизнь!»; II вариант - , ответить на вопросы устно и 4*, 10* письменно в тетради, Спасибо за внимание!

Урок окончен!


Урок - игра в 8 классе по теме « Скелет человека ».

Тема урока: Скелет человека.

Цели и задачи урока:

Обучающие:
познакомиться и раскрыть взаимосвязь между строением и функциями отделов скелета человека.
показать различия и сходства в строении скелета человека и млекопитающих животных.
акцентировать внимание на необходимость получения знаний и умений по оказанию первой помощи при вывихах, растяжениях связок, и переломах костей.

3. Воспитательные:
воспитывать ответственное отношение к своему здоровью;
продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся на основе взаимосвязи строения и функций организма человека.
воспитывать интерес к формированию познавательной активности;
пробуждать творческие начала личности, стимулировать стремление к ТСО: мультимедийный проектор, компьютер, экран, мультимедийная презентация.

2. Развивающие:
развивать когнитивные способности такие как, анализ, синтез, обобщение;
развивать воображение и интеллектуальные способности учащихся (участие в ролевой игре, размышление над проблемными вопросами, заполнение таблиц по тексту учебника).
развивать креативные способности;
формировать навыки оказания первой помощи пострадавшим.

Применяемые технологии
коммуникативно-ориентированное обучение;
разноуровневое обучение;
развитие познавательных интересов;
личностно-ориентированное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;

Методы и приемы:
по источникам информации: вербальный, наглядный, практический;
по степени взаимодействия: самостоятельная работа, беседа, дозированная помощьучителя;
по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый.

Формы работы на уроке: групповая, индивидуальная.

Оборудование урока:
компьютер;
проектор;
экран;
компьютерная презентация;
карточки- задания
интерактивное пособие « Собери скелет».
Муляж « Скелет человека»
Наборы по оказанию первой помощи (шины, бинты, жгуты, аптечки с медикаментами).
Компьютерная игра « Морской бой»

Оформление доски:
На доске написана дата проведения урока, название темы урока.

Тип урока: Комбинированный.
Ход урока:

Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Оборудование и наглядность

1. Организационный
момент.
Дорогие ребята! Сегодня нашими средствами связи были получены сигналы SOS с маленьких островов, лежащих неподалеку от острова « Скелетов», правит которым жестокий тиран- Скелетон 14-й. Он угнетает жителей соседних государств, угрожая поработить их.
Наша задача победить Скелетона 14-го и его приспешников. Мы организуем 2 боевых корабля, выберем капитанов, назовем корабли и выступим в поход!
Побежденным враг будет считаться в том случае, если одна из команд завладеет их флагом. Для этого необходимо собрать как можно больше ключей, защищенных ловушками и открыть сундук с флагом и сокровищами.
В путь!
Актуализация знаний.
(проверка домашнего задания)

Чтобы добыть первый ключ, вы должны пройти ловушку, выполнив задание, приготовленное злыми скелетами. Но заданий так много, что придется потрудиться каждому члену команды самостоятельно!

Команда, справившаяся с наименьшим числом ошибок, получает ключ.

Выполняют работу индивидуально на карточках, по вариантам. Капитаны фиксируют окончание работы своей команды по последнему закончившему участнику. Проверка правильности выполненных заданий.

Карточки- задания. Приложение № 1.

Слайд №2, №3. (проверка правильности выполнения)

Ну вот! Скелет собран. Молодцы! Но мы, по-прежнему, не знаем сильных и слабых сторон врага. А чтобы узнать, я предлагаю сравнить его с тем, что нам хорошо известно. В 7 классе мы изучали зоологию, соответственно, строение скелета млекопитающего мы знаем.
Таким образом, определив черты сходства и различия, мы найдем эти сильные и слабые места, чтобы знать, чего опасаться и как бороться!
Сделайте вывод, о чем говорят черты сходства и отличия в строении скелета человека и млекопитающего.
Команда, справившаяся раньше, получает ключ.

Работа в парах.
Слабые учащиеся получают задание найти сходства в скелете человека и млекопитающего, заносят данные в таблицу. Делают вывод об общности происхождения человека и животных.
Сильные - отличия в строении скелетов человека и млекопитающего, заносят данные в таблицу.
Делают вывод об особенностях, свойственных скелету человека и причинах их возникновения.

Слайд № 8

Таблица в тетради
« Особенности скелета человека» (приложение №3).

На кораблях несчастье! На корабли пробрался вражеский лазутчик! В неравном бою ранены капитаны!
У капитана корабля «Динамит» перелом большой и малой берцовых костей. Рана открыта, кости торчат наружу, кровь алая, вытекает толчками.
У капитана корабля « Шмель» перелом плечевой кости, рана открыта кровь темная, бурая, вытекает ровно.
Ваша задача - поставить диагноз и оказать первую помощь с использованием подручных средств.
Ключ получает команда, которая правильно справится с заданием быстрее.

Индивидуальная работа с учебником.

Практическая работа с набором по оказанию первой помощи.

Учебник стр. 76 – 77.
Набор по оказанию первой помощи.
Текст учебника.

Слайд №9
« Первая помощь при повреждениях скелета».

Обобщение и систематизация знаний.

Молодцы! Посчитайте количество ключей у каждой команды.
Но, о ужас! Скелетон 14-й для защиты своего флага выставил целую флотилию. И нам придется сразиться с его флотом в морском бою! Право первой вступить в бой получает команда с большим числом ключей. После первой ошибки в бой вступает вторая команда.
Побеждает команда, давшая большее число правильных ответов.
Итак, враг побежден, флаг захвачен, а сокровища – это те бесценные знания, которые вы приобрели на сегодняшнем уроке!

После этого капитанам предлагается составить список членов команды, особо отличившихся в бою, для представления их к награде (оценки в журнал).

Заключительный этап урока. Рефлексия.
Давайте подведем итог урока.
Чем мы сегодня занимались?
Что нового узнали?
Какие навыки приобрели?
Таким образом, учащиеся формулируют цели урока.
Домашнее задание:
Учебник: § 11;
Предлагается на выбор выполнить один из проектов:
Диета для больных остеопорозом.
Диета для пациентов с переломом кости.
Скелет человека в 3000 году.
Кроссворд « Опорно-двигательная система».

Работают с компьютерной игрой « Морской бой».
Члены команды дают ответ на вопрос по очереди.

Обобщающая беседа.

Компьютерная игра
« Морской бой».

Слайд № 10.

Конспект занятия для подготовительной группы.

На тему: «Скелет и мышцы человека»

Познавательное развитие.

Познакомить детей со строением скелета человека и работой мышц.

Социально-коммуникативное.

Воспитывать желание детей заниматься спортом, вести здоровый образ жизни, беречь своё здоровье.

Речевое развитие.

Активизировать в речи детей слова: скелет, мышцы, рёбра, череп.

Ход занятия.

Воспитатель демонстрирует детям две куклы, одна из которых сделана из пластмассы и, а другая сделана из ткани.

Спрашивает у детей: чем они отличаются.

Дети отмечают, что та кукла, сделанная из пластмассы, устойчиво стоит на ногах на столе. А тряпичная кукла падает.

Воспитатель предлагает назвать, какая кукла больше похожа на человека.

Дети приходят к выводу, что кукла, сделанная из пластмассы более похожа.

Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением скелета человека.

Скелет человека состоит из множества костей, их более 200 . Скелет является опорой. Если бы у человека не было скелета, то он был похож на эту тряпичную куклу.

Воспитатель предлагает детям найти кости черепа, кости рёбёр (их 12 пар). Побуждает потрогать кости верхних и нижних конечностей. Кости скелета защищают внутренние органы от повреждения. Череп защищает мозг. Рёбра защищают сердце и лёгкие. Воспитатель. Если человек будет некрасиво сидеть за столом во время занятий, приёма пищи у него будет формироваться неправильная осанка

Кости человека прочные, но при неудачных ударах, неудачных движениях может возникнуть перелом кости.

Физкультминутка.

Воспитатель. Я сейчас буду давать разные задания, а вы слушайте внимательно и выполняйте. Встанет тот, у кого светлые волосы, встанет тот, у кого голубые глаза, встанет тот, у кого кудрявые волосы, встанет тот кто маленький ростом, встанет тот кто самый высокий в группе и так далее.

Воспитатель. Мы совершаем различные движения благодаря мышцам. Мышцы прикреплены вокруг скелета. Мышцы похожи на упругую резину, которая может сжиматься и разжиматься. При физических тренировках, мышцы укрепляются. Назовите действия, которые выполняет человек.

Когда человек улыбается, у него работает 13 мышц. А когда он сердится, у него работает 30 мышц.

Упражнение релаксация «Волшебный сон»

Наши детки отдыхают, сном волшебным засыпают, дышатся легко, ровно глубоко. Шея не напрежена, а расслаблена. Ноги тоже отдыхают, руки тоже отдыхают. А теперь хватит спать. Всем проснуться, улыбнуться. Всем открыть глаза и встать

Воспитатель читает стихотворение.

Если спортом заниматься

Постоянно, много лет

Значит, будут укрепляться

Наши мышцы и скелет

Пусть скелет всеволишь кости

Нам опорой служит он

Без него в лес, ни в гости

Не пойдёте нипочём

Ведь скелет осанку держит

Мышцы крепкие на нём

Он для тела, словно стержень

А мышцы придают обьем

В мышцах скрыта наша сила

Мышцу - мускулом зовём

Человек тогда красивый

Когда строен и силён

Е. Цветкова.

Воспитатель. Что мы должны делать,чтобы наше тело было красиво и здорово?.

Дети. Правильно питаться. Есть продукты, где много кальция. Заниматься спортом. Соблюдать правила безопасности

Тема урока

Скелет человека

Цели урока

Продолжать формировать представления школьников о строении скелета человека;
Закрепить знания учеников об опорно-двигательной системе человека;

Задачи урока

Продолжать углублять знания учеников по теме «Опорно-двигательная система»;
Акцентировать внимание детей на своеобразие строения скелета человека;
Закрепить полученные знания путем практического применения, используя справочные материалы и работая со схемами и таблицами;
Способствовать формированию рефлексивных качеств (самоанализ, самокоррекция);
Развивать коммуникативные умения учеников;
Благоприятствовать созданию психологически комфортной среды на уроках анатомии;
Воспитывать интерес школьников к урокам биологии.

Основные термины

Скелет с точки зрения биологии – это такая биологическая система, которая является надежной опорой человеческого организма.

Скелет человека в переводе звучит, как высохший, и обозначает совокупность твёрдых костей в организме, которые служат не только опорой тела, но и его отдельных частей, а также играет роль защитных функций организма от различных видов повреждений.

Кости являются составляющие скелета и его основными элементами.

Скелет человека

Даже не изучая анатомию, каждому из вас известно, что скелет человека складывается из разных костей, но в чем же его надобность... С этим мы и попробуем разобраться вместе.

Скелет нужен для того, чтобы поддерживать тело, защищать внутренние органы и держать форму тела. Кроме всего выше перечисленного, к скелету крепятся сильные мышцы.

Во-первых, благодаря скелету образуется прочная основа, в которых находятся уязвимые части тела. Он играет роль каркаса, который способен фиксировать разные части организма в определенном положении. Кости грудной клетки играют роль защитников легких и сердца, а при этом они имеют способность сужаться и расширяться в то время, когда мы дышим.

Во-вторых, скелет дает возможность живым существам передвигаться. Ведь природой было так устроено, что скелет состоит из разных костей, каждая из которых имеет свою определенную форму и выполняет в человеческом организме определенную роль. Подвижность и гибкость скелета нашему организму обеспечивают суставы, хрящи и связки.

О количестве костей в скелете человека можно дискутировать очень долго, так как у разных людей оно не одинаково. В основном у большинства взрослого поколения в теле насчитывается более 200 костей. Но следует учесть, что есть люди, которые являются обладателями лишней пары ребер, у других еще и наблюдаются отклонения в количестве позвонков, а скелет новорожденного ребенка насчитывает более 350 видов костей. Кроме этого, с возрастом некоторые кости имеют способность срастаться, и их количество уменьшается. Поэтому утверждать о каком-то конкретном количестве костей человека не имеет смысла, так как не представляется возможным произвести точный подсчет.

Задание:

1. Могут ли человеческие кости расти на протяжении жизни?
2. Почему кости иногда теряют свою прочность?
3. Что нужно предпринять, чтобы кости не лишились своей эластичности?

Организация скелета

Скелет человека, как и всех позвоночных, делится на осевой и добавочный скелет. К первому относятся все кости, которые расположены посредине и создают остов тела. К ним относятся все кости головы, шеи, позвоночник и ребра с грудиной. А к добавочному или периферическому скелету относятся кости лопатки, ключицы, а также кости верхних и нижних конечностей.



Осевой скелет

Теперь подробнее остановимся на рассмотрении осевого скелета человека.

Череп

Составляющими черепа являются костная основа головы, которая защищает головной мозг человека и его органы зрения, слуха и обоняния. Подразделяется череп на мозговой и лицевой отделы и состоит из плоских и неподвижных костей, за исключением костей нижней челюсти.



Чтобы увидеть из каких костей состоит мозговой и лицевой отделы, внимательно рассмотрите рисунок вверху.

А теперь посмотрите на соединение костей черепа:



Задание:

1. Назовите кости, которые образуют мозговой отдел?
2. Какие из костей скелета черепа относятся к непарным, а какие к парным костям?
3. Назовите наиболее крупные кости, которые расположены в лицевом отделе.
4. Назовите все кости, которые относятся к осевому скелету.
5. Какая кость черепа неподвижна?

Скелет туловища

Скелет туловища человека состоит из грудной клетки и позвоночного столба. Грудная клетка является костной основой груди, за которой спрятаны внутренние органы, и состоит она из грудины, двенадцати грудных позвонков и ребер.

Ребра человеческого скелета имеют вид плоских изогнутых дуг, задние концы которых соединяются с грудными позвонками, а передние при помощи хрящей соединены с грудиной. Подобное крепление ребер к скелету создает условия подвижности грудной клетки при дыхании человека.



Позвоночный столб - главная ось тела, которая предназначена для опоры человеческого скелета и является главной осью тела. Внутри позвоночника находится спинной мозг.

Позвоночный столб состоит из 33 – 34 позвонков, что составляет около сорока процентов длинны человеческого тела.


В роли амортизаторов позвоночника выступают четыре изгиба, которые предохраняющие внутренние органы и головной мозг, и смягчающие толчки во время ходьбы, бега и прыжков.

Периферический скелет

Добавочный скелет или, как его еще называют периферический, состоит из скелета конечностей и делится на скелет нижних и верхних конечностей. К верхнему отделу относится плечевой пояс и конечности, а к нижнему – тазовый пояс с его конечностями.

Так как свободные конечности надежно крепятся к костям пояса и обладают хорошей подвижностью, то они имеют возможность выдерживать немалые нагрузки.

Естественно, что верхние и нижние конечности обладают разными функциями. Верхние обеспечивают человека возможностью выполнять различные движения и операции, а нижние нужны для передвижения и опоры.

Пояс верхних конечностей

Верхний пояс состоит из лопаток и ключиц. А скелет верхних конечностей подразделяются на кости плеча, предплечья и кисти.


Пояс нижних конечностей

Тазовый пояс представляет собой три неподвижно соединенные между собой кости. В каждой такой кости расположена шаровидная впадина, в которую входит головка кости нижней конечности. Неподвижно соединенные кости пояса нижних конечностей, сросшиеся с крестцом, обеспечивают человеческому организму надежную защиту внутренних органов и позволяют выдерживать огромные физические нагрузки.


Скелет нижних конечностей


Если рассматривать скелет нижних конечностей, то можно увидеть, что он складывается из бедренной кости, костей голени и стопы. Бедренная кость и большая берцовая имеют спереди соединение в виде коленной чашечки, которая обеспечивает подвижность коленного сустава.

Домашнее задание

Посмотрите внимательно на рисунок скелета человека и подпишите его цифровые обозначения:



Дайте ответы на поставленные вопросы:

1. Назовите все отделы, из которых состоит скелет человека.
2. Назовите количество позвонков каждого из отделов позвоночника.
3. Из каких частей складывается позвоночник?
4. Какое значение для организма человека играют изгибы позвоночника?

Тема. Строение скелета человека

Цели урока : - изучить типы соединения костей и их связь с выполняемыми функциями. Рассмотреть строение суставов. Изучить строение скелета человека, его основных отделов;

Развивать познавательный интерес, умение работать в команде, формировать предметные умения и коммуникативные навыки.

Воспитывать гигиенические и здоровьесберегающие навыки, бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование и материалы : таблицы «Скелет человека», «Микроскопическое строение костной и хрящевой ткани», скелет человека-модель, мультимедийная презентация.

Базовые понятия и термины : неподвижные, полуподвижное и подвижное соединение костей, шов, сустав, суставная сумка, названия костей, образующих скелет.

Концепция урока : рассмотреть особенности соединения костей скелета, привести примеры, показать функциональность такого соединения. Описать основные отделы скелета человека, перечислить главные кости, входящие в их состав. Указать на разнообразие функций, выполняемых различными отделами скелета.

Тип урока : комбинированный.

Структура и содержание урока

1.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

Вопросы к учащимся.

Какие химические вещества входят в состав костной ткани?

Какие типы костей вы знаете?

Опишите внутреннее строение костей.

Как происходит рост костей?

2.Изучение нового материала - рассказ учителя.

История изучения скелета. Древнегреческий философ Демокрит собирал кости на старых, разрушенных кладбищах и изучал их. Светило римской медицины - Клавдий Галлен совершил путешествие в Александрию, так как там был единственный, в то время, скелет человека. Петр 1 учредил кундсткамеру - коллекцию по анатомии.

Сегодня на уроке, мы познакомимся с основными отделами скелета человека, узнаем, какими костями они образованы. Но начнем с типов соединения костей.

Типы соединения костей:

- неподвижное соединение костей достигается путем их срастания. Движения при этом отсутствуют. Неподвижность костей мозгового отдела черепа достигается тем, что многочисленные выступы одной кости, входят в соответствующие углубление другой. Такое соединение получило название шва.

- полуподвижное соединение костей достигается упругими хрящевыми прокладками между костями. Такие прокладки находятся в позвоночнике между отдельными позвонками. При ходьбе, беге, прыжках прослойки упругого хряща действуют, как амортизаторы, смягчая резкие толчки и предохраняя тело от сотрясения. Кости грудной клетки также могут двигаться благодаря хрящам. Такое соединение имеет опорное, защитное и двигательное значение

- подвижное соединение костей встречается чаще. Их называют суставами. Они обеспечивают условия для движения частей тела. Суставы устроены просто. Каждый из них включает покрытые гладким хрящом суставные поверхности сочленяющихся костей, суставную сумку (капсулу) и суставную полость. В капсуле два слоя. Наружный – фиброзный – плотный, он удерживает сочленяющиеся кости друг возле друга и защищает сустав от повреждений. Изнутри капсула покрыта синовиальной оболочкой, которая участвует в выработке особой жидкости – синовиальной. Она служит смазкой сочленяющихся поверхностей и питает хрящевое покрытие.

Усложняют суставы вспомогательные элементы. Это связки и сухожилия, которые вплетаются в капсулу сустава и скрепляют его стенку.

Физкультминутка.

Строение скелета человека

В скелете различают: скелет головы, скелет туловища и скелет верхних и нижних конечностей.

Скелет головы – череп.

Каков же он, череп, с точки зрения современной анатомии? Специалисты разделяют его на мозговой, охраняющий головной мозг, и лицевой, образующий костную основу лица Мозговой отдел образован рядом плоских костей. Кости образуют округлую полость черепа.

Вверх от глазниц поднимается снабжённая буграми лобная кость, соединяющаяся сзади в области крыши (купола) черепа с двумя теменными костями. Сзади расположена затылочная кость, а по бокам - весьма тонкие височные кости. Рассматривая череп снизу, т. е. со стороны основания. бросается в глаза большое затылочное отверстие. Рядом с ним и впереди расположены более мелкие отверстия и каналы, предназначенные для черепных нервов и их ветвей, а также кровеносных сосудов.

Лицевая же часть, на строительство которой идёт 16 более тонких костей, связана с органами дыхания, пищеварения и чувств. Нижняя челюсть - единственная подвижная кость черепа. На лицевом черепе сразу обращают на себя внимание крупные глазницы и наружное отверстие полости носа. Его слегка прикрывают сверху сросшиеся друг с другом мелкие носовые косточки, благодаря чему нос у человека немного выдается вперед. Чуть ниже глазниц лежат парные верхнечелюстные кости.

Скелет туловища.

Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки.

Основу скелета составляет позвоночник, имеющий оригинальную конструкцию. Если бы он представлял собой сплошной костный стержень, то наши движения были бы скованными, лишенными гибкости.. Упругость сотен связок, хрящевых прослоек и изгибов делает позвоночник прочной и гибкой опорой. Благодаря такому строению позвоночника человек может нагибаться, прыгать, кувыркаться, ездить верхом, бегать. Очень прочные межпозвонковые связки допускают самые сложные движения и вместе с тем создают надежную защиту спинному мозгу - он не подвергается каким-либо механическим воздействиям при самых невероятных изгибах позвоночника.Позвоночник состоит из 33-34 позвонков. В нем различают следующие отделы: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5) и копчиковый (4-5 позвонков). У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик. Позвоночник человека имеет изгибы, играющие роль амортизатора: благодаря им смягчаются толчки при ходьбе, беге, прыжках, что очень важно для предохранения внутренних органов и особенно головного мозга от сотрясений. Позвоночник образован позвонками. Типичный позвонок состоит из тела, от которого сзади отходит дуга. От дуги отходят отростки. Между задней поверхностью тела позвонка и дугой находится позвоночное отверстие. Накладываясь друг на друга, позвоночные отверстия образуют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг.

Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, подвижно соединенных с грудным отделом позвоночника и с грудиной. Грудная клетка защищает сердце, легкие, крупные сосуды и другие органы от повреждений, служит местом прикрепления дыхательных мышц и некоторых мышц верхних конечностей.

Скелет конечностей.

Скелет любой конечности состоит из двух частей: пояса конечностей и скелета свободной конечности. Кости пояса конечностей соединяют свободные конечности со скелетом туловища.

Пояс верхних конечностей образован двумя лопатками и двумя ключицами. Скелет свободной верхней конечности состоит из: плечевой кости, костей предплечья и кисти. Плечевая кость образует с лопаткой подвижное соединение {плечевой сустав), позволяющее совершать различные движения рукой. Предплечье образовано лучевой и локтевой костями. Способность лучевой кости поворачиваться вокруг локтевой позволяет совершать такие движения, как поворачивание ключа, вращение отвертки. Кисть образована большим количеством мелких костей. В ней различают три отдела: запястье, пясть и фаланги пальцев.

Пояс нижних конечностей {тазовый пояс) составляют две тазовые кости, которые соединяются с крестцом. Тазовые кости вместе с крестцом образуют кольцо, на которое опирается позвоночный столб (туловище). С тазовыми костями соединяются скелет нижних конечностей и мышцы, он служит для них опорой и принимает участие в их движениях. Тазовый пояс также поддерживает и защищает внутренние органы. Скелет свободной нижней конечности состоит: из бедренной кости, костей голени и стопы. Массивная бедренная кость - самая крупная кость скелета человека. К костям голени относятся большеберцовая и малоберцовая кости. Кости стопы подразделяют на кости предплюсны, плюсны и фаланги пальцев.

3. Обобщение, систематизация, контроль знаний и умений

    Рассказать о строении скелета.

1 группа – скелет головы (череп),
2 группа – скелет туловища (Объясните, какое значение имеет увеличение размеров позвонков в нижней части позвоночника.)
3 группа – скелет конечностей и поясов конечностей.

4 . Домашнее задание Учебник стр.48-51, заполнить таблицу по образцу до конца.

Выбор редакции
Женщинам довольно часто снятся маленькие дети, но что думать бездетной паре после такого ночного сновидения. На вопрос, приснилось, что у...

К чему снится застрять в лифте? Об этом мы узнаем, когда прочитаем сонник. По мнению большинства специалистов, застрять в лифте снится к...

Применение рассмотренных выше элементов общей теории измерений необходимо для обеспечения точности и достоверности результата измерения....

Иностранные: Фёдор Петро́вич Ува́ров ( -) - старший генерал-адъютант в Свите Александра I , участник многих сражений...
Сорвите с Европы блистательную вуаль, и вы увидите страшную картину её нищеты и пороков. С. Родригес На рубеже 18-19 веков крах...
Предсказательные значения Эйваз - «древо миров» Время жизненных уроков, проблем, ступеней. Время кардинальных решений и изменения жизни....
Слово главного врача Светланы Чойжинимаевой, к.м.н., главного врача и основателя клиники «Наран»: 9 февраля с восходом солнца наступит...
Ингредиенты: 3 крупных стейка оленины (общий вес около 1 кг); 1 ст. красного сухого вина (желательно – «Бланше»); 3 лавровых листочка;...
Калорийность: Не указана Время приготовления: 15 мин Время приготовления: 15 минут Ранней весной наш организм часто страдает от...