Письмо на тему "звук и буква ш ш". Путешествие в страну Смешариков. Знакомство со звуком ш и буквой Ш. план-конспект на тему Физминутка для глаз
Школьник в школу собирался,
Потеплее одевался:
Шубу, шапку, шарф надел -
Шёл до школы и вспотел.
Повтори звук Ш за мной:
= В прямых слогах:
ша-ша-ша, шо-шо-шо, ша-ши-шо-шу
ши-ши-ши, шу-шу-шу, ши-шо-шу-ша
ше-ше-ше, шо-шу-ша-ши
шик, шов, шейх, ширь
В обратных слогах:
аш-аш-аш, ыш-ыш-ыш, аш-ош-уш-ыш
ош-ош-ош, иш-иш-иш, ош-уш-ыш-аш
уш-уш-уш, уш-ыш-аш-ош
мышь, тушь, рожь [ш], уж [ш], ложь [ш], тишь
1. Найти слова с буквой Ш
(взято и )
2. "Бродилка" по букве Ш
3. Определить те картинки (или просто слова), в которых есть буква Ш :
= шапка, шуба, стул, колесо, шкаф, сапоги
4а. Игра "Наоборот" ()
МыШ
ка очень любит звук Ш
. Она (взять игрушку и картинку с мышкой) будет называть слог с буквой С, а тебе нужно его переделать, заменив букву С на Ш
.
= са - ша, со - шо, су - шу, сэ - шэ
= сок - шок, мыс - мышь, маска - Машка, каска - кашка
4б. "Измени первый звук в слове" или Игра "Фокусник": будем сейчас превращать одни слова в другие! Нужно первый звук заменить на звук [Ш] и назвать новое слово. (взято и ) (Примечание: некоторым детям сложно на слух поменять первый звук, поэтому можно написать на листе или сделать слайды).
= жаль - ..., мыло - ...., стык - ....
= мах - ..., дар - ..., губы - ...
= бык - ..., толк - ..., мышка - ...
= тапка - ..., майка - ..., топот - ..ёпот
5. Рассказ - пересказ с буквой Ш
. Кошки-мышки (цепной текст) (взято и )
У Алеши живет кошка Машка.
Кошка Машка ловит мышек.
Мышки убегают от кошки.
Кошка большая, ловкая, она догоняет мышек.
6а. Доскажи букву! (подготовить слайды со словами)
= каранда... , шала..., ланды..., малы..., камы...
6б. Игра "Закончи слово!" (взрослый записывает на листе) (взято )
= слогом Ш
А: на..., ва..., Да..., Ната..., гру..., кры...,
= слогом Ш
И: на..., ва..., ды..., камы..., гру..., мы..., кры..., пи..., у...
7а. "Жонглёр - ловкач" - надо поймать только те мячики (шарики), когда я буду назыыать слово со звуком Ш (если нет таких подручных материалов, то можно "делать шаг вперёд, если услышишь звук Ш (если нет, стоять на месте)")
= шишка, ёжик, машина, кошка, жук, мишка, шапка, жираф, лягушка, вишня, морожениое
7б. Игра "Хлопни в ладоши" (когда услышит звук Ш)
= Звуки: Ш, А, М, Ш, С, О, И, Ш, З, К, М, Ж, Р, Д, В, Ш, Г, Ш, Л, С
= Слоги: ШО, ОМ, ША, МА, ВУ, ЛО, АШ, НА, КИ, ОШ, СА
= Слова: шар, дым, каша, кошка, обувь, круг, малыш, губы, шапка
8. "Клоун и шарики": надо помочь словить те шарики, на которых есть буква Ш (от шариков нарисовать ниточку и привести её к руке клоуна). А из шариков, где нет буквы Ш, нарисовать выходящий воздух. Не забывать называть все буквы Ш. (идея взята , исполнение моё (А5))
9а. Занятие с буквой Ш (из книги "Игры на развитие речи")
9б. "Учим буквы играя"
10. У девочки Маш
и сегодня день рождения - давай подарим ей ромаш
ки! (идея взята , файл сделала сама (формат А5))
11. Ещё один номер с фокусником: я буду фокусником, а ты - помощником. Называй звук Ш, а я - остальное слово. Затем ты повтори за мной всё слово!
= ...апка, ...шуба, ...ина, ...аг, ...ум, ...шило, ...аль, ...ов, ...орох
12. "Певращения фокусника": будем превращать большие предметы в маленькие! (подсмотрела )
крышка - ...
шар - ...
шапка - ...
шкаф - ...
ухо - ...
кошка - ...
горшок - ...
подушка - ...
штора - ...
муха -
13. Закончи предложения.
Я иду и ты... (идёшь). Я пою и ты... (поёшь). Я веду и ты... (ведёшь). Я даю и ты... (даёшь). Я ем и ты... (ешь). Я несу и ты... (несёшь).
14. Игра "Назови ласково"
зима - зимушка
камень -
солнце -
хлеб -
изба -
хозяйка -
штаны -
15. Найди спрятанные буквы Ш
(отсюда)
16. Выдели и обведи букву Ш
(отсюда)
17. Добавь недостающую часть, чтобы получилась буква Ш
(отсюда)
18. Найти в этой путаннице букву Ш
(отсюда)
20. Шарик лопнул. Он падает и шипит: "Ш
-ш-ш". Пошипи вместе с ним. Проведи сплошную линию по пунктиру. Нигде не останавливайся и произноси: "Ш-ш-ш-ш..." (это задание и последующие отсюда)
21. Покажи, каким сначала был шарик - обведи его по контуру и заштрихуй в заданном направлении. Проведи сплошную линию по пунктиру. Нигде не останавливайся и произноси: "Ш -ш-ш-ш..."
22. Давай подарим Пятачку много красивых шариков. Обведи по контуру каждый шарик и заштрихуй в заданном направлении. Не забывай произносить: "Ш -ш-ш-ш..." Сосчитай, сколько у Пятачка шариков: "Один шарик, два шарика, ..."
23. Змейки рисуют узоры на песке и шипят: "Ш -ш-ш-ш...". Сначала проведи по лигиям пальчиком, а потом карандашом. Не забывать шипеть как змейки.
24. Обведи контуры мышек по точкам и дорисуй, повторяя чистоговорку: "ТиШ
е, мыШ
и, не Ш
умите. НаШ
у коШ
ку не будите". Сколько мышек увидела кошка во сне?
25. Проговори без запинки: "У Мишки шишки, шишки у Мишки...". Обведи контуры шишек. Рисуй и проговаривай слово "Ш иШ ка".
26. Цепочка предложений. КаШ а (цепной текст)
Маша и Даша кушают пшенную кашу.
Пшенную кашу варят из пшена.
Пшено купила бабушка.
Бабушка наварила горшок пшенной каши.
Кашей накормили кошку.
27. Дорисуй половинку каждого предмета и назови его.
28. Выложи букву Ш из палочек (или карандашей, или спичек).
29. Рассмотри картинки и назови их. Определи место звука Ш в каждой из них. (взято )
30. Измени предложения по образцу (взято )
У Маши шуба. - Это Машина шуба.
У Миши машина. -
У Паши мешок. -
У Даши шахматы. -
У Саши шапка-ушанка. -
31. Игра "Запомни и повтори" (взято
Буква Ш- Шипящая,
Иногда-Шуршащая,
Часто- Шелестящая,
Изредка- Шкварчащая.
Стихи про букву Щ
Щуке в речке каждый день
Щёткой зубы чистить лень.
Щука Щётку раскусила,
Щётку чуть не проглотила.
Стихи про букву Ш
Шакал по дороге бежал,
Букву Ш он потерял,
Помогите мне друзья,
Мне без Ш никак нельзя.
Стихи про букву Щ
Буква Щ – зубная Щетка,
Непоседа и трещотка.
Никак на месте не сидит,
Зубы чистить всем велит.
Стихи про букву Ш
Змея шипит,шипит,шипит,
Полгода учит алфавит,
Устала бедная уже,
А знает только букву —
Ш-Ш-Ше.
Стихи про букву Щ
Букве Щ мы скажем: «Ну-ка,
ПритаЩи на ужин Щуку
Или парочку леЩей,
Да Щавель нарви для Щей»
Стихи про букву Ш
Школьник в школу собирался,
Потеплее одевался:
Шубу, шапку, шарф надел —
Шёл до школы и вспотел.
Стихи про букву Щ
Щегол щебечет:
– Ще-щу-ща!
Щеглятам я несу леЩа.
Щеглята со Щенком играют –
Щенка Щекочут и Щипают.
Стихи про букву Ш
Шу-шу-шу — шуршала мышь,
Шу-шу-шу — шумел камыш,
Дятел шустрый, шалунишка,
Шелушил шестую шишку.
Что за шорох? Слышат уши,
Кто-то дышит глуше, глуше,
Кто-то машет выше, выше,
Кто-то шепчет: «Тише, тише».
Стихи про букву Щ
Как леЩи Щавель Щипали,
Щуку Щами угоЩали,
Чтобы Щука после Щей
ЗаЩиЩала бы леЩей.
ЗАГАДКИ ПРО БУКВУ Ш и Щ
Для шипенья хороша
В алфавите буква …
***
Её произносит змея
И ежик, сердитый немножко,
Спускающий шарик и я, —
Но только не так — понарошку!
***
Эту букву шьют из меха,
Повторяют ради смеха,
Носят с перьями и без,
А она - за львом доест.
Ответ: буква Ш
(шуба, шутка, шляпа, шакал)
***
Эта буква звонко лает,
В битве воина спасает,
Чистит зубы, чистит пол,
А в обед - спешит на стол.
Ответ: буква Щ
(щенок, щит, щетка, щи)
***
Наш щелкунчик для потехи
Детям щелкает орехи.
Щелк! Щелк! Щелк! – так зубки
Щелкают скорлупки!
Всё! Орехов нет вообще –
Стал щелкунчик буквой… (Щ
)
***
Не получится борща,
Если нет в нем буквы …
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
Средняя общеобразовательная школа № 1368
дошкольное отделение №3
Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
«Путешествие в страну Смешариков.
Звук [ш]. Буква Ш»
Подготовила и провела
Учитель-дефектолог
Глебова О. В.
Москва 2018
Цель занятия : Знакомство детей со звуком [ш] и буквой Ш.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Повторить ранее пройденный материал о гласных и согласных звуках.
Уточнить акустико-артикуляционную характеристику звука [ш].
Учить выделять звук ш из состава слова и называть слова со звуком [ш] в заданной позиции.
Упражнять в слоговом и звуко-буквенном анализе слов.
Познакомить с графическим изображением звук [ш] – буквой Ш.
Учить писать слова печатными буквами.
Коррекционно-развивающие:
Развивать артикуляционную моторику, дыхание и голос.
Развивать фонематические процессы.
Развивать слуховое внимание и слуховую память.
Развивать логическое мышление, воображение.
Развивать мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать положительный эмоциональный настрой, дружелюбие.
Оборудование и материалы:
Игрушки Смешарики, изображения их домиков, предметные картинки (кошка, ромашка, облако, лиса, иголка, кукла.), фишки для звуковых схем, схема для анализа артикуляции звука, карточка с буквой Ш, макет звука [ш];
учебники О.Г.Молчановой «До школы шесть месяцев: срочно учимся читать» на каждого ребенка, тетради в клетку на каждого ребенка.
1.Оргмомент.
Ребята, поздоровайтесь с гостями! Повернитесь друг к другу и улыбнитесь! И с таким хорошим настроением мы с вами сегодня отправляемся в путешествие в Страну Смешариков. Но попасть туда сможет только тот, кто правильно ответит на вопрос.
2.Повторение пройденного материала.
Чем звуки отличаются от букв?
(-Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.)
На какие две основные группы делятся все звуки?
(-Звуки бывают гласные и согласные.)
Чем гласные звуки отличаются от согласных?
(-Когда произносятся гласные звуки, воздух проходит через ротовую полость свободно, не встречая препятствий, а когда произносятся согласные звуки, воздух встречает препятствия: губы, зубы, язык.)
Назовите шесть гласных звуков.
(-[А], [о],[ у], [и], [ы], [э].)
Назовите твердый согласный звук в слове киты.
(-[Т].)
Назовите гласные звуки в слове утка.
(-[У], [а]).
Назовите мягкие согласные свуки в слове мячик.
(-[М], [ч]).
3.Знакомство со звуком [ш].
Молодцы, ребята. Правильно ответили на вопросы, поэтому вас встречают в своей стране ваши любимые герои.
Живут на свете Шарики,
Шарики-Смешарики.
Вот Баран, зовут Бараш.
Мудрый лось, зовут Лосяш.
Крошка кролик - зовут Крош.
Этот кролик так хорош!
Кругленькая хрюша
По прозванью Нюша!
Послушайте еще раз, как звучат их имена и скажите, какой общий звук вы услышали во всех словах?
(Звук [ш].)
Сегодня мы будем знакомиться со звуком [ш] и буквой Ш .
4. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
Давайте пошипим, как змейки. (Ш-ш-ш)
Анализ артикуляции по схеме:
В каком положении находятся губы?
(Губы округляются.)
В каком положении зубы?
(Между зубами небольшая щель.)
Где находится язык?
(Язык поднимается к верхнему небу в форме чашечки.)
Дадим характеристику звуку [ш]. Он какой?
(Согласный.)
Почему вы так решили?
(Потому что воздух встречает препятствие в виде поднятого язычка.)
Он твердый или мягкий?
(Твердый.)
Каким цветом мы будем его обозначать?
(Синим.) (На доску выставляется макет звука.)
Звук [ш] звонкий или глухой. Проверьте.
5. Произношение звука [ш].
Физкультминутка.
Ребята, изобразите деревья, качающиеся на ветру. (Руки подняли вверх. Покачали ими.) Листва шумит: Ш-ш-ш.
Покажите, как мишка идет по опавшей листве. А листья под лапами шуршат: Ш-ш-ш
Дыхательная гимнастика.
Надуем воздушный шарик. (Глубокий вдох носом, надуть живот, как шар.)
Шарик лопнул. (Выдох ртом со звуком [ш].) Руками показывают.
6. Развитие фонематических представлений.
Бараш (показать игрушку) просит вас назвать слова со звуком [ш] в начале слова.
Теперь со звуком [ш] в середине слова.
В каких словах звук [ш] живет в конце? (Схема на доске)
Молодцы!
7. Письмо слова. Звуко-буквенный анализ слова.
А тем временем мы подошли к домику одного из наших друзей. Чтобы узнать, кто здесь живет, надо определить, с какой буквы начинается слово и вписать ее в свой листочек. Педагог показывает картинки, дети называют слово, определяют первую букву и пишут ее в клеточку.
(Кошка, ромашка, облако, лиса, иголка, кукла.)
Какое слово у вас получилось?
(Кролик.)
Да, здесь живет кролик Крош. (Показ игрушки.) Мы споем про него песенку.
Пальчиковая гимнастика.
Маленький кролик с большими ушами
Розовым носом, смешными усами,
Норку глубокую роет себе
Сильными лапками в мягкой земле.
Чистит он шерстку себе или спит,
Кролик ушами всегда шевелит! (Движения по тексту.)
Крош просит вас сделать звуковой разбор слова. (Один ребенок выполняет разбор на доске с комментированием, остальные - на столах.)
8.Знакомство с буквой ш.
Она нас познакомит с буквой, с которой дружат все Смешарики! Это буква Ш . (буква выставляется на доске), которая на письме обозначает звук [ш].
На что похожа эта буква?
(На забор, на расческу, на окошко и т.д.)
Три столбца красиво в ряд
Как солдатики стоят.
Превратимся в маляров, возьмем в руки кисти и напишем большую букву Ш (В воздухе).
А теперь превратимся в Буратино и напишем эту букву длинным носом.
9.Чтение слогов.
Нюша пока не умеет читать, но очень хочет научиться. Пусть она послушает, как читаете вы и поучится. Откройте учебник на стр. 54, №5 (О.Г. Молчанова «До школы шесть месяцев: срочно учимся читать») Читают слоги по цепочке.
10. Чтение слов. Деление слов на слоги, постановка ударения.
Стр.55, № 6. Комментируют по одному слову. (Шоколад. В этом слове три слога. Первый слог-шо, второй-ко, третий-лад. Ударение падает на третий слог.)
11.Развитие логического мышления.
Наше путешествие продолжается. Около своего домика нас встречает Лосяш. (Показ игрушки.)
Он дает нам трудное задание. Надо прочитать загадки, отгадать их и найти лишнее слово. Стр. 55, №8 .(Кошка, петух, мышка, мишка).
Какое слово лишнее и почему?
(Петух, т.к. в нем нет звука[ ш].)
12.Чтение текста. (По цепочке.)
Стр.56, №10
О каком времени года мы читали?
(О зиме.)
Какую одежду надели дети?
(Дети надели шубы, шарфы и шапки.)
Кто взял санки?
(Миша и Саша взяли санки.)
Как веселились ребята?
(Они катались с горки.)
Назовите имена, которые встретились в тексте.
(Саша и Миша.)
Вспомните правило правописания имен.
(Имена пишутся с большой буквы.)
13. Подведение итогов.
Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Смешариков.
С каким звуком познакомили нас Смешарики?
(Они нас познакомили со звуком [ш].)
Какой это звук?
(Он согласный, твердый, глухой.)
Какой буквой он обозначается на письме?
(Он обозначается буквой Ш .)
Что вам особенно понравилось и запомнилось сегодня?
А Смешарикам очень понравилось, как активно вы работали сегодня и правильно отвечали на все вопросы.
Смешарики прощаются с вами. До свидания.
Здравствуйте мои дорогие читатели!
В рубрике учим буквы сегодня согласная буква «Ш» . У детей часто встречаются проблемы с произношением звука [ш], здесь, как я уже обращала ваше внимание в других статьях помочь, может логопед. Он без особого труда определит причины, и предложит вам соответствующие упражнения по исправлению дефекта речи у вашего ребенка.
Я же приготовила для вас практический материал: художественное слово, игры, кроссворды на букву Ш.
Буква «Ш»
Веселые стихи
Шура сено ворошил,Вилы в сене позабыл.
Г. Виеру |
Шалуны, прибавьте шагу!Скорей несите мушкетеру шпагу! | ||
Посмотри на букву Ш
–Буква очень хороша,
Потому что из неё Можно сделать Е и Ё . Вот шиповника цветы – Просто чудо красоты! Яркие, пахучие… Ай-ай-ай! Колючие! Шиповник шипы свои выставил Шипы у шиповника словно иголки. Но мы не шипы у него заберем – Полезных плодов для аптеки нарвем. С. Мосияш Шорох, шептанье, Шумок под окном, Шлепанье легкое… Кто это – гном? Шиш! Там, за шторами возле окна, Шустрым мышонком Шуршит тишина. Кошка на окошке Штанишки шьет. А мышка в сапожках Избушку метет. Слышен шорох в камышах, От него шумит в ушах: Сто бесстрашных лягушат Цаплю шепотом страшат. |
Шел я лесом и боялся…Чей-то шарфик мне попался.
Сразу лес не страшным стал. – Эй, кто шарфик потерял? Шагает кошка не спеша, Коготки как буква Ш … Шустро мышь под печку – шасть! Как бы в лапы не попасть… В. Степанов Под кувшинками в тиши, Где не очень мелко, Ходят важные лещи Шириной с тарелку. Что у нас в лесу на букву Ш ? Это шишка шлепнулась, шурша. Шмель и шершень шумно Шарят в кашке. Шебуршат в шиповнике букашки. Что еще в лесу на букву Ш ? Шум и шорох возле шалаша. Не дыши, охотник! Собака, не шурши! Уточка с утятами Плывет сквозь камыши. Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь – не спишь». Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише». |
Скороговорки
1. В ночной тиши у камышаЧуть слышны шорохи ужа.2. Простоквашу дали Клаше.
Недовольна Клаша: «Не хочу я простоквашу, Дайте просто кашу». 3. В шалаше шесть шалунов. 4. Саша шапкой шишки сшиб. |
5. На окошке крошку мошкуЛовко ловит лапой кошка.6. Шишки скользкие шуршали,
Шумно шлепались с сосны. Слоем снега, словно шалью, Скроет шишки до весны. 7. Сшила Саша Саньке шапку. 8. Шапка да шубка – Вот и весь Мишутка. |
9. Шла по улице машина,Шла машина без бензина,Шла машина без мотора,
Шла машина без шофера, Шла, куда сама не зная, Шла машина… заводная. |
10. Шли сорок мышей,Несли сорок грошей,Две мыши поплоше
Несли по два гроша. |
Пословицы и поговорки
1. Шила в мешке не утаишь.
2. С кем поведешься, от того и наберешься.
3. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
4. В гостях хорошо, а дома лучше.
5. Кошке игрушки, а мышке слезки.
6. На мышку и кошка зверь.
7. Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
8. Поспешишь – людей насмешишь.
Чистоговорки
Игры
Игра «Кто внимательный?»
1. Назовите одинаковый звук в словах: шуба, карандаш, машина, шкаф, шарф, шар.
2. Отгадайте слово по первым звукам следующих слов: шар, арбуз, ракета, флаг.
О т в е т: шарф.
Игра «Кто больше?»
Подберите слова, в которых звук [ш ] расположен в начале (шляпа, шишка ), в середине (мишка, чашка ), в конце слова (камыш , карандаш ).
Игра «Доскажи словечко»
Игра «Волшебная цепочка»
1. Цепочка должна начинаться и заканчиваться на букву «ш».
(Шар – рак – кот – танк – карандаш .)
2. Замените первый звук в словах: жить, сутки.
(Шить, шутки.)
3. Как за одну секунду из шаха сделать мат ?
(Шах – шаг – маг – мат.)
Игра «Анаграммы».
Шпала (лапша ), шарф (фарш ), шнурок (коршун ).
Слова-невидимки
В Ш – – – – – сели моряки,
– – – ш – – к чаю береги.
– – – – ш у берега реки,
Забралась – – ш – – в куль муки.
Опасен – – – ш – – для цыплят,
Ш – – – – – дороже, чем шпагат.
О т в е т: шлюпка – плюшка, камыш – мышка, коршун – шнурок.
Игра «Дополните слово»
Шина (машина, вершина ), шут (шутка ), шип (шиповник, подшипник ), шил (шило ), шла (шлак ), шел (шелк ).
Хвостоглав
(Дополнительные буквы: м, л, а, д, о, е.)
– – шок – – – –
О т ве т: мешоколад: мешок, шок, кол, лад, шоколад.
Игра «Слоговое лото»
1. Составьте слова со слогом —ши- в начале или в конце.
(Ваши, дыши, шило, шили, мыши, реши, шипы и т. д.)
2. Продолжите слова: Ми… (-ша ), шу… (-ба ), Ма… (-ша ), ши… (-на ), ша… (-ры ), шут… (-ка ), шап… (-ка ), шаш… (-ки ), шах… (-та ), лан… (-дыш ), мы… (-ши ), пше… (-но ), ши… (-ло ), шко… (-ла ), шля… (-па ), шах… (-тер ), Шу… (-ра ), суш… (-ки ).
Игра «Наборщик»
1. Выберите из данных букв восемь и сложите название государства. Из оставшихся получится столица.
С ш т о в к е ц т и о л я ь м Г
О т в е т: Швеция, Стокгольм.
2. Составьте как можно больше слов из букв слова шоколадка.
О т в е т: школа, шок, шкала, шлак, шакал, око, оклад, кол, кадка, колода, кладка, кок, кошка, клок, клад, лад, лодка, лак, лошадка, ад, док, код и т. д.
Игра «Головоломка»
Найдите между строчек насекомое.
Притих камыш, мелькнула птица,
Все спит, ничто не шевелится.
О т в е т: шмель.
Кроссворды
1. «Гори-верти»
По горизонтали и по вертикали впишите три одинаковых слова, которые означают… Впрочем, ищите подсказку в стихах:
– Я быстро таю за щекой.
– Я спорю с бурною рекой.
– Мал воробей, и все же я
Гораздо меньше воробья.
О т в е т: шоколад, плотина, колибри
2. Все слова с буквой «Ш»
Загадки
На квадратиках доскиКороли свели полки.Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков. (Шахматы.) Работник садовый – Порядок медовый. (Шмель.) Сижу верхом, не знаю, на ком, Знакомца встречу, Соскочу – привечу. (Шапка.) На бильярде стальные они, На нитках – резиновые, На шкафу – деревянные, На ёлке – стеклянные. (Шары.) |
Твой хвостик я в руке держал,Ты полетел, я побежал.
(Шар.) Кругленький, летает, А куда – не знает. (Шарик.) Г. Виеру Сначала пряталась в траве, Теперь сидит на голове. (Шапка.) У меня нос колкий, как у иголки, Но не шью я, а дырявлю только. (Шило.) Открываются ворота: Гости новые пришли. Начинается работа – Принимаю корабли, Чтобы к рекам шли иным По ступенькам водяным. (Шлюз.) |
Статья оказалась полезной? Оставьте свои пожалуйста комментарии.
Цель: уточнение и автоматизация звука Ш в речи. Знакомство с буквой Ш.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
– обучение акустико-артикуляционной характеристики звука Ш с опорой на
различные виды контроля;
– закрепление понятий: “согласный звук”, “слог”, “слово”;
– закреплять умение определять звук Ш в слогах, словах;
– обучение звуко-слоговому анализу слогов, слов;
– обучение печатанию.
Коррекционно-развивающие:
– автоматизация произношения звука Ш изолированно, в слогах, словах;
– развитие фонематического слуха и восприятия;
– улучшение общей моторики и координации движений;
– развитие дыхания и голоса;
– развивать основные психические процессы: внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
– воспитывать благородные чувства к маме – самому дорогому человеку.
Оборудование:
индивидуальные зеркала, индивидуальные пеналы со схемой
предложения, “Волшебный сундучок” с предметными картинками: кувшин, шапка, шуба,
шишки, машина, мишка, мышка, кошка;
“Пуговица”, слоговые домики;
Символы гласных звуков;
Мяч;
Дидактический материал “Эмоция радости”;
Буква Ш;
Тетради, простые карандаши.
Ход занятия
1. Организационный момент.
– Сколько рисунков у вас в группе?
– Кого вы, ребята, рисовали? – Папу, маму.
– Это семья? – Да.
– Дружная семья? – Да.
– У нас с вами тоже дружная семья.
Давайте возьмемся за руки и сделаем круг. – Движение по кругу.
– Скажите, ребята, а какой праздник приближается в марте? – 8 Марта. Женский
день.
– Мы будем поздравлять своих мам.
Я хочу. Чтобы вы поздравили свою маму ласково. Обнимите себя руками и скажите: “Дорогая мамочка, поздравляю тебя с праздником!” (Каждый ребенок проговаривает эту фразу.)
– Молодцы!
– А сейчас на занятие в кабинет.
– Займите свои места.
– Слушайте внимательно, думайте, правильно отвечайте.
– Чтобы у нас было вот такое настроение (показ “эмоции радости”), споем песенку
– четко произносите гласные по символу звука.
2. Введение в тему.
– Послушайте стихотворение и определите, какой звук я выделяю; запомните слова с этим звуком.
Шимпанзе – артист бывалый:
Шуток знает он немало,
И с шарманкою своей
Целый день смешит детей.
Ребята! Шарманка – это музыкальный инструмент.
– Догадались? – Это звук Ш.
Упражнение перед зеркалом.
– Произнесите звук Ш перед зеркалом.
Выполняем упражнение “Чашечка”: широкий язык в форме чашечки поднять к верху, края языка прижаты к верхним зубам.
Произносим Ш-Ш-Ш...
Характеристика звука Ш.
– Ребята, есть ли преграда, когда мы произносим звук Ш? – Да.
– Значит, какой звук Ш – гласный или согласный?
– Дрожит ли при произношении звука горлышко? – Нет.
– Звук звонкий или глухой? (Проверим ладошкой.)
– Запомните: звук Ш – согласный, глухой всегда твердый, шипящий.
– Повторим. (Все вместе повторяем.)
3. Основная часть.
Развитие фонематического слуха.
– Выполним упражнение:
“Хлопните в ладоши, если услышите слог со звуком Ш:
Са-ша, жу-ши-ша-сы-ща-щу-жи-ши.
– А теперь слово со звуком Ш: “Цепочка слов” – кушетка, жаворонок, самовар,
шелест, площадь, полушубок, часовщик, шуршать, мышеловка, сковорода, лягушка.
– Игра “Пуговица” – звук в слове (в начале, в середине, в конце)
– Определяем место звука Ш в каждом слове:
шляпа, подушка, ландыш, машина, шорты, карандаш.
Закрепление правильного произношения звука Ш.
“Повторим чистоговорки”: (внимательно слушаем и повторяйте после меня).
Ша-ша-ша-наша Маша хороша. Шу-шу-шу-шубу новую ношу. Шо-шо-шо-Шура пишет хорошо.
Звуковой анализ слова:
– Произнесем слово КАМЫШ.
– Назовем звуки по порядку.
– Назовем согласные звуки: (К, М, Ш) – 3 звука.
– Назовем гласные звуки: (А, Ы) – 2 звука.
– Если в слове 2 гласных звука – сколько будет слогов в слове? – Два.
– Назовите первый слог? – КА.
– Назовите второй слог? – Мыш.
– Молодцы!
– Игра “Домики” – определение слогов в слове.
Шуба, шапка, шарф, шахматы, камыш, малыш, погремушка – сколько?
Физкультминутка. “Встали и отдохнем”.
Игра с мячом. Подберем слова к слову МАМА – какая?
Добрая, нежная, самая лучшая, самая чуткая, самая красивая.
– Молодцы! Наши мамы лучше всех!
Знакомство с буквой Ш: рассматривание, обведение контура в воздухе, печатание.
– Звук Ш обозначается вот такой буквой Ш.
Вертикально три палочки я положу,
А внизу четвертую ровно провожу.
(Показ буквы Ш.)
– На что похожа буква Ш? – Ответы детей. (Забор, подсвечник, расческа.)
– Из каких элементов состоит буква. – Ответы детей. (Из палочек.)
– Напишите букву Ш в воздухе, на спине соседа.
– Выложите букву Ш из палочек.
– Построим из пальцев рук букву Ш.
Мы сейчас удивлены –
Три пальца вверх устремлены.
У основанья пальцев рядом
Указательный положим прямо.
Да, постройка хороша
Она похожа на букву Ш
– Построим из пальцев рук слово ШУМ.
– Молодцы!
4. 3аключительная часть.
Печатание буквы Ш в тетради.
(Проверить правильность посадки, положение тетради, как держит карандаш.)
– Подготовим руки к работе.
– Взяли карандаши.
Катаем между ладошками,
потом между большим пальцем и указательным,
между большим пальцем и средним,
между большим пальцем и безымянным,
между большим пальцем и мизинцем.
И наоборот.
– Покрутим карандаш в одну сторону, в другую сторону.
И еще раз покатаем между ладошками.
– А теперь открываем тетради и печатаем букву Ш – сверху вниз и слева
направо.
– Вторая строчка? – ответ детей.
Недостающие элементы буквы Ш.
– Отложите тетради на угол стола.
– Ребята! В волшебном сундучке есть чудесные картинки.
Вы берете картинку, составляете предложение и выкладываете схему предложения.
Дети составляют предложения. Логопед подходит к каждому ребенку, слушает составленное предложение, оказывает помощь, кому требуется. По ходу спрашивает основные правила о предложении:
1. Как пишется первое слово в предложении? (С большой буквы.)
2. Как пишутся слова в предложении? (Отдельно.)
3. Какой знак ставиться в конце предложения? (Точка.)
– Молодцы!
5. Итог занятия
– Какой звук мы сегодня повторяли?
(Ответ детей – звук Ш.)
– Звук Ш какой? – Согласный, глухой, всегда твердый, шипящий.
– Ребята, какую букву вы научились писать? – Ш.
– Найдите букву Ш и прикрепите на вагончик паровозика.
– Молодцы! Поработали отлично!
Домашнее задание:
Вспомните слова, в которых звук Ш в начале, в середине, в конце.
Кто больше? А завтра проведем соревнование на знатока звука Ш.
– Всем спасибо за занятие.
- Вкусные, пышные и воздушные сырники из творога — простой классический рецепт сырников Рецепт воздушных сырников
- Рагу из кабачков с помидорами Рагу из кабачков и помидоров рецепт
- Салат с крабовыми палочками и грибами Салат с грибами кукурузой и крабовыми палочками
- Как и когда собирают березовый сок
- Как набрать березовый сок не погубив дерево?
- Главные цели в жизни человека
- Сколько варить раков по времени после закипания?
- К чему снится бутерброд Бутерброд с красной рыбой во сне
- К чему снится бутерброд К чему снится бутерброд с селедкой
- Александр Порфирьевич Бородин
- Виды стипендий для студентов в вузах россии
- К чему снится малыш: незнакомый или родной
- Толкование сна застрять в сонниках К чему снится застрять в лифте
- Правильность измерения Точность измерений характеризуют
- Герой войны и любовного фронта
- Русская литература XIX века
- Проверенные руны для исполнения желаний Применение Руны Лагуз в магии
- Гороскоп для рожденных в год обезьяны
- Необычные и аппетитные блюда из оленины
- Салат весенний рецепт с фото из капусты