Письмо на тему "звук и буква ш ш". Путешествие в страну Смешариков. Знакомство со звуком ш и буквой Ш. план-конспект на тему Физминутка для глаз


Школьник в школу собирался,

Потеплее одевался:

Шубу, шапку, шарф надел -

Шёл до школы и вспотел.


Повтори звук Ш за мной:
= В прямых слогах:
ша-ша-ша, шо-шо-шо, ша-ши-шо-шу
ши-ши-ши, шу-шу-шу, ши-шо-шу-ша
ше-ше-ше, шо-шу-ша-ши
шик, шов, шейх, ширь

В обратных слогах:
аш-аш-аш, ыш-ыш-ыш, аш-ош-уш-ыш
ош-ош-ош, иш-иш-иш, ош-уш-ыш-аш
уш-уш-уш, уш-ыш-аш-ош
мышь, тушь, рожь [ш], уж [ш], ложь [ш], тишь

1. Найти слова с буквой Ш (взято и )




2. "Бродилка" по букве Ш


3. Определить те картинки (или просто слова), в которых есть буква Ш :
= шапка, шуба, стул, колесо, шкаф, сапоги

4а. Игра "Наоборот" ()
МыШ ка очень любит звук Ш . Она (взять игрушку и картинку с мышкой) будет называть слог с буквой С, а тебе нужно его переделать, заменив букву С на Ш .
= са - ша, со - шо, су - шу, сэ - шэ
= сок - шок, мыс - мышь, маска - Машка, каска - кашка

4б. "Измени первый звук в слове" или Игра "Фокусник": будем сейчас превращать одни слова в другие! Нужно первый звук заменить на звук [Ш] и назвать новое слово. (взято и ) (Примечание: некоторым детям сложно на слух поменять первый звук, поэтому можно написать на листе или сделать слайды).
= жаль - ..., мыло - ...., стык - ....
= мах - ..., дар - ..., губы - ...
= бык - ..., толк - ..., мышка - ...
= тапка - ..., майка - ..., топот - ..ёпот

5. Рассказ - пересказ с буквой Ш . Кошки-мышки (цепной текст) (взято и )

У Алеши живет кошка Машка.
Кошка Машка ловит мышек.
Мышки убегают от кошки.
Кошка большая, ловкая, она догоняет мышек.


6а. Доскажи букву! (подготовить слайды со словами)
= каранда... , шала..., ланды..., малы..., камы...

6б. Игра "Закончи слово!" (взрослый записывает на листе) (взято )
= слогом Ш А: на..., ва..., Да..., Ната..., гру..., кры...,
= слогом Ш И: на..., ва..., ды..., камы..., гру..., мы..., кры..., пи..., у...

7а. "Жонглёр - ловкач" - надо поймать только те мячики (шарики), когда я буду назыыать слово со звуком Ш (если нет таких подручных материалов, то можно "делать шаг вперёд, если услышишь звук Ш (если нет, стоять на месте)")
= шишка, ёжик, машина, кошка, жук, мишка, шапка, жираф, лягушка, вишня, морожениое

7б. Игра "Хлопни в ладоши" (когда услышит звук Ш)
= Звуки: Ш, А, М, Ш, С, О, И, Ш, З, К, М, Ж, Р, Д, В, Ш, Г, Ш, Л, С
= Слоги: ШО, ОМ, ША, МА, ВУ, ЛО, АШ, НА, КИ, ОШ, СА
= Слова: шар, дым, каша, кошка, обувь, круг, малыш, губы, шапка

8. "Клоун и шарики": надо помочь словить те шарики, на которых есть буква Ш (от шариков нарисовать ниточку и привести её к руке клоуна). А из шариков, где нет буквы Ш, нарисовать выходящий воздух. Не забывать называть все буквы Ш. (идея взята , исполнение моё (А5))


9а. Занятие с буквой Ш (из книги "Игры на развитие речи")


9б. "Учим буквы играя"

10. У девочки Маш и сегодня день рождения - давай подарим ей ромаш ки! (идея взята , файл сделала сама (формат А5))


11. Ещё один номер с фокусником: я буду фокусником, а ты - помощником. Называй звук Ш, а я - остальное слово. Затем ты повтори за мной всё слово!
= ...апка, ...шуба, ...ина, ...аг, ...ум, ...шило, ...аль, ...ов, ...орох

12. "Певращения фокусника": будем превращать большие предметы в маленькие! (подсмотрела )
крышка - ...
шар - ...
шапка - ...
шкаф - ...
ухо - ...
кошка - ...
горшок - ...
подушка - ...
штора - ...
муха -

13. Закончи предложения.
Я иду и ты... (идёшь). Я пою и ты... (поёшь). Я веду и ты... (ведёшь). Я даю и ты... (даёшь). Я ем и ты... (ешь). Я несу и ты... (несёшь).

14. Игра "Назови ласково"
зима - зимушка
камень -
солнце -
хлеб -
изба -
хозяйка -
штаны -

15. Найди спрятанные буквы Ш (отсюда)

16. Выдели и обведи букву Ш (отсюда)

17. Добавь недостающую часть, чтобы получилась буква Ш (отсюда)

18. Найти в этой путаннице букву Ш (отсюда)

20. Шарик лопнул. Он падает и шипит: "Ш -ш-ш". Пошипи вместе с ним. Проведи сплошную линию по пунктиру. Нигде не останавливайся и произноси: "Ш-ш-ш-ш..." (это задание и последующие отсюда)


21. Покажи, каким сначала был шарик - обведи его по контуру и заштрихуй в заданном направлении. Проведи сплошную линию по пунктиру. Нигде не останавливайся и произноси: "Ш -ш-ш-ш..."


22. Давай подарим Пятачку много красивых шариков. Обведи по контуру каждый шарик и заштрихуй в заданном направлении. Не забывай произносить: "Ш -ш-ш-ш..." Сосчитай, сколько у Пятачка шариков: "Один шарик, два шарика, ..."


23. Змейки рисуют узоры на песке и шипят: "Ш -ш-ш-ш...". Сначала проведи по лигиям пальчиком, а потом карандашом. Не забывать шипеть как змейки.

24. Обведи контуры мышек по точкам и дорисуй, повторяя чистоговорку: "ТиШ е, мыШ и, не Ш умите. НаШ у коШ ку не будите". Сколько мышек увидела кошка во сне?


25. Проговори без запинки: "У Мишки шишки, шишки у Мишки...". Обведи контуры шишек. Рисуй и проговаривай слово "Ш иШ ка".


26. Цепочка предложений. КаШ а (цепной текст)

Маша и Даша кушают пшенную кашу.

Пшенную кашу варят из пшена.

Пшено купила бабушка.

Бабушка наварила горшок пшенной каши.


Кашей накормили кошку.


27. Дорисуй половинку каждого предмета и назови его.

28. Выложи букву Ш из палочек (или карандашей, или спичек).

29. Рассмотри картинки и назови их. Определи место звука Ш в каждой из них. (взято )

30. Измени предложения по образцу (взято )
У Маши шуба. - Это Машина шуба.
У Миши машина. -
У Паши мешок. -
У Даши шахматы. -
У Саши шапка-ушанка. -

31. Игра "Запомни и повтори" (взято

Буква Ш- Шипящая,
Иногда-Шуршащая,
Часто- Шелестящая,
Изредка- Шкварчащая.

Стихи про букву Щ

Щуке в речке каждый день
Щёткой зубы чистить лень.
Щука Щётку раскусила,
Щётку чуть не проглотила.

Стихи про букву Ш

Шакал по дороге бежал,
Букву Ш он потерял,
Помогите мне друзья,
Мне без Ш никак нельзя.

Стихи про букву Щ

Буква Щ – зубная Щетка,
Непоседа и трещотка.
Никак на месте не сидит,
Зубы чистить всем велит.

Стихи про букву Ш

Змея шипит,шипит,шипит,
Полгода учит алфавит,
Устала бедная уже,
А знает только букву —
Ш-Ш-Ше.

Стихи про букву Щ

Букве Щ мы скажем: «Ну-ка,
ПритаЩи на ужин Щуку
Или парочку леЩей,
Да Щавель нарви для Щей»

Стихи про букву Ш

Школьник в школу собирался,
Потеплее одевался:
Шубу, шапку, шарф надел —
Шёл до школы и вспотел.

Стихи про букву Щ

Щегол щебечет:
– Ще-щу-ща!
Щеглятам я несу леЩа.
Щеглята со Щенком играют –
Щенка Щекочут и Щипают.

Стихи про букву Ш

Шу-шу-шу — шуршала мышь,
Шу-шу-шу — шумел камыш,
Дятел шустрый, шалунишка,
Шелушил шестую шишку.
Что за шорох? Слышат уши,
Кто-то дышит глуше, глуше,
Кто-то машет выше, выше,
Кто-то шепчет: «Тише, тише».

Стихи про букву Щ

Как леЩи Щавель Щипали,
Щуку Щами угоЩали,
Чтобы Щука после Щей
ЗаЩиЩала бы леЩей.

ЗАГАДКИ ПРО БУКВУ Ш и Щ

Для шипенья хороша
В алфавите буква …

***

Её произносит змея
И ежик, сердитый немножко,
Спускающий шарик и я, —
Но только не так — понарошку!

***

Эту букву шьют из меха,
Повторяют ради смеха,
Носят с перьями и без,
А она - за львом доест.
Ответ: буква Ш
(шуба, шутка, шляпа, шакал)

***

Эта буква звонко лает,
В битве воина спасает,
Чистит зубы, чистит пол,
А в обед - спешит на стол.

Ответ: буква Щ
(щенок, щит, щетка, щи)

***

Наш щелкунчик для потехи
Детям щелкает орехи.
Щелк! Щелк! Щелк! – так зубки
Щелкают скорлупки!
Всё! Орехов нет вообще –
Стал щелкунчик буквой… (Щ )

***

Не получится борща,
Если нет в нем буквы …

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

Средняя общеобразовательная школа № 1368

дошкольное отделение №3

Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе

«Путешествие в страну Смешариков.

Звук [ш]. Буква Ш»

Подготовила и провела

Учитель-дефектолог

Глебова О. В.

Москва 2018

Цель занятия : Знакомство детей со звуком [ш] и буквой Ш.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Повторить ранее пройденный материал о гласных и согласных звуках.

Уточнить акустико-артикуляционную характеристику звука [ш].

Учить выделять звук ш из состава слова и называть слова со звуком [ш] в заданной позиции.

Упражнять в слоговом и звуко-буквенном анализе слов.

Познакомить с графическим изображением звук [ш] – буквой Ш.

Учить писать слова печатными буквами.

Коррекционно-развивающие:

Развивать артикуляционную моторику, дыхание и голос.

Развивать фонематические процессы.

Развивать слуховое внимание и слуховую память.

Развивать логическое мышление, воображение.

Развивать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать положительный эмоциональный настрой, дружелюбие.

Оборудование и материалы:

Игрушки Смешарики, изображения их домиков, предметные картинки (кошка, ромашка, облако, лиса, иголка, кукла.), фишки для звуковых схем, схема для анализа артикуляции звука, карточка с буквой Ш, макет звука [ш];

учебники О.Г.Молчановой «До школы шесть месяцев: срочно учимся читать» на каждого ребенка, тетради в клетку на каждого ребенка.

1.Оргмомент.

Ребята, поздоровайтесь с гостями! Повернитесь друг к другу и улыбнитесь! И с таким хорошим настроением мы с вами сегодня отправляемся в путешествие в Страну Смешариков. Но попасть туда сможет только тот, кто правильно ответит на вопрос.

2.Повторение пройденного материала.

Чем звуки отличаются от букв?

(-Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.)

На какие две основные группы делятся все звуки?

(-Звуки бывают гласные и согласные.)

Чем гласные звуки отличаются от согласных?

(-Когда произносятся гласные звуки, воздух проходит через ротовую полость свободно, не встречая препятствий, а когда произносятся согласные звуки, воздух встречает препятствия: губы, зубы, язык.)

Назовите шесть гласных звуков.

(-[А], [о],[ у], [и], [ы], [э].)

Назовите твердый согласный звук в слове киты.

(-[Т].)

Назовите гласные звуки в слове утка.

(-[У], [а]).

Назовите мягкие согласные свуки в слове мячик.

(-[М], [ч]).

3.Знакомство со звуком [ш].

Молодцы, ребята. Правильно ответили на вопросы, поэтому вас встречают в своей стране ваши любимые герои.

Живут на свете Шарики,

Шарики-Смешарики.

Вот Баран, зовут Бараш.

Мудрый лось, зовут Лосяш.

Крошка кролик - зовут Крош.

Этот кролик так хорош!

Кругленькая хрюша

По прозванью Нюша!

Послушайте еще раз, как звучат их имена и скажите, какой общий звук вы услышали во всех словах?

(Звук [ш].)

Сегодня мы будем знакомиться со звуком [ш] и буквой Ш .

4. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

Давайте пошипим, как змейки. (Ш-ш-ш)

Анализ артикуляции по схеме:

В каком положении находятся губы?

(Губы округляются.)

В каком положении зубы?

(Между зубами небольшая щель.)

Где находится язык?

(Язык поднимается к верхнему небу в форме чашечки.)

Дадим характеристику звуку [ш]. Он какой?

(Согласный.)

Почему вы так решили?

(Потому что воздух встречает препятствие в виде поднятого язычка.)

Он твердый или мягкий?

(Твердый.)

Каким цветом мы будем его обозначать?

(Синим.) (На доску выставляется макет звука.)

Звук [ш] звонкий или глухой. Проверьте.

5. Произношение звука [ш].

Физкультминутка.

Ребята, изобразите деревья, качающиеся на ветру. (Руки подняли вверх. Покачали ими.) Листва шумит: Ш-ш-ш.

Покажите, как мишка идет по опавшей листве. А листья под лапами шуршат: Ш-ш-ш

Дыхательная гимнастика.

Надуем воздушный шарик. (Глубокий вдох носом, надуть живот, как шар.)

Шарик лопнул. (Выдох ртом со звуком [ш].) Руками показывают.

6. Развитие фонематических представлений.

Бараш (показать игрушку) просит вас назвать слова со звуком [ш] в начале слова.

Теперь со звуком [ш] в середине слова.

В каких словах звук [ш] живет в конце? (Схема на доске)

Молодцы!

7. Письмо слова. Звуко-буквенный анализ слова.

А тем временем мы подошли к домику одного из наших друзей. Чтобы узнать, кто здесь живет, надо определить, с какой буквы начинается слово и вписать ее в свой листочек. Педагог показывает картинки, дети называют слово, определяют первую букву и пишут ее в клеточку.

(Кошка, ромашка, облако, лиса, иголка, кукла.)

Какое слово у вас получилось?

(Кролик.)

Да, здесь живет кролик Крош. (Показ игрушки.) Мы споем про него песенку.

Пальчиковая гимнастика.

Маленький кролик с большими ушами

Розовым носом, смешными усами,

Норку глубокую роет себе

Сильными лапками в мягкой земле.

Чистит он шерстку себе или спит,

Кролик ушами всегда шевелит! (Движения по тексту.)

Крош просит вас сделать звуковой разбор слова. (Один ребенок выполняет разбор на доске с комментированием, остальные - на столах.)

8.Знакомство с буквой ш.

Она нас познакомит с буквой, с которой дружат все Смешарики! Это буква Ш . (буква выставляется на доске), которая на письме обозначает звук [ш].

На что похожа эта буква?

(На забор, на расческу, на окошко и т.д.)

Три столбца красиво в ряд

Как солдатики стоят.

Превратимся в маляров, возьмем в руки кисти и напишем большую букву Ш (В воздухе).

А теперь превратимся в Буратино и напишем эту букву длинным носом.

9.Чтение слогов.

Нюша пока не умеет читать, но очень хочет научиться. Пусть она послушает, как читаете вы и поучится. Откройте учебник на стр. 54, №5 (О.Г. Молчанова «До школы шесть месяцев: срочно учимся читать») Читают слоги по цепочке.

10. Чтение слов. Деление слов на слоги, постановка ударения.

Стр.55, № 6. Комментируют по одному слову. (Шоколад. В этом слове три слога. Первый слог-шо, второй-ко, третий-лад. Ударение падает на третий слог.)

11.Развитие логического мышления.

Наше путешествие продолжается. Около своего домика нас встречает Лосяш. (Показ игрушки.)

Он дает нам трудное задание. Надо прочитать загадки, отгадать их и найти лишнее слово. Стр. 55, №8 .(Кошка, петух, мышка, мишка).

Какое слово лишнее и почему?

(Петух, т.к. в нем нет звука[ ш].)

12.Чтение текста. (По цепочке.)

Стр.56, №10

О каком времени года мы читали?

(О зиме.)

Какую одежду надели дети?

(Дети надели шубы, шарфы и шапки.)

Кто взял санки?

(Миша и Саша взяли санки.)

Как веселились ребята?

(Они катались с горки.)

Назовите имена, которые встретились в тексте.

(Саша и Миша.)

Вспомните правило правописания имен.

(Имена пишутся с большой буквы.)

13. Подведение итогов.

Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Смешариков.

С каким звуком познакомили нас Смешарики?

(Они нас познакомили со звуком [ш].)

Какой это звук?

(Он согласный, твердый, глухой.)

Какой буквой он обозначается на письме?

(Он обозначается буквой Ш .)

Что вам особенно понравилось и запомнилось сегодня?

А Смешарикам очень понравилось, как активно вы работали сегодня и правильно отвечали на все вопросы.

Смешарики прощаются с вами. До свидания.


Здравствуйте мои дорогие читатели!

В рубрике учим буквы сегодня согласная буква «Ш» . У детей часто встречаются проблемы с произношением звука [ш], здесь, как я уже обращала ваше внимание в других статьях помочь, может логопед. Он без особого труда определит причины, и предложит вам соответствующие упражнения по исправлению дефекта речи у вашего ребенка.

Я же приготовила для вас практический материал: художественное слово, игры, кроссворды на букву Ш.

Буква «Ш»

Веселые стихи

Шура сено ворошил,Вилы в сене позабыл.

Г. Виеру

Шалуны, прибавьте шагу!Скорей несите мушкетеру шпагу!
Посмотри на букву Ш –Буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё .

Вот шиповника цветы –

Просто чудо красоты!

Яркие, пахучие…

Ай-ай-ай! Колючие!

Шиповник шипы свои выставил

Шипы у шиповника словно иголки.

Но мы не шипы у него заберем –

Полезных плодов для аптеки нарвем.

С. Мосияш

Шорох, шептанье,

Шумок под окном,

Шлепанье легкое… Кто это – гном?

Шиш! Там, за шторами возле окна,

Шустрым мышонком

Шуршит тишина.

Кошка на окошке

Штанишки шьет.

А мышка в сапожках

Избушку метет.

Слышен шорох в камышах,

От него шумит в ушах:

Сто бесстрашных лягушат

Цаплю шепотом страшат.

Шел я лесом и боялся…Чей-то шарфик мне попался.

Сразу лес не страшным стал.

– Эй, кто шарфик потерял?

Шагает кошка не спеша,

Коготки как буква Ш

Шустро мышь под печку – шасть!

Как бы в лапы не попасть…

В. Степанов

Под кувшинками в тиши,

Где не очень мелко,

Ходят важные лещи

Шириной с тарелку.

Что у нас в лесу на букву Ш ?

Это шишка шлепнулась, шурша.

Шмель и шершень шумно

Шарят в кашке.

Шебуршат в шиповнике букашки.

Что еще в лесу на букву Ш ?

Шум и шорох возле шалаша.

Не дыши, охотник!

Собака, не шурши!

Уточка с утятами

Плывет сквозь камыши.

Мышонку шепчет мышь:

«Ты все шуршишь – не спишь».

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

Скороговорки

1. В ночной тиши у камышаЧуть слышны шорохи ужа.2. Простоквашу дали Клаше.

Недовольна Клаша:

«Не хочу я простоквашу,

Дайте просто кашу».

3. В шалаше шесть шалунов.

4. Саша шапкой шишки сшиб.

5. На окошке крошку мошкуЛовко ловит лапой кошка.6. Шишки скользкие шуршали,

Шумно шлепались с сосны.

Слоем снега, словно шалью,

Скроет шишки до весны.

7. Сшила Саша Саньке шапку.

8. Шапка да шубка –

Вот и весь Мишутка.

9. Шла по улице машина,Шла машина без бензина,Шла машина без мотора,

Шла машина без шофера,

Шла, куда сама не зная,

Шла машина… заводная.

10. Шли сорок мышей,Несли сорок грошей,Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

Пословицы и поговорки

1. Шила в мешке не утаишь.

2. С кем поведешься, от того и наберешься.

3. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

4. В гостях хорошо, а дома лучше.

5. Кошке игрушки, а мышке слезки.

6. На мышку и кошка зверь.

7. Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

8. Поспешишь – людей насмешишь.

Чистоговорки

Игры

Игра «Кто внимательный?»

1. Назовите одинаковый звук в словах: шуба, карандаш, машина, шкаф, шарф, шар.

2. Отгадайте слово по первым звукам следующих слов: шар, арбуз, ракета, флаг.

О т в е т: шарф.

Игра «Кто больше?»

Подберите слова, в которых звук [ш ] расположен в начале (шляпа, шишка ), в середине (мишка, чашка ), в конце слова (камыш , карандаш ).

Игра «Доскажи словечко»

Игра «Волшебная цепочка»

1. Цепочка должна начинаться и заканчиваться на букву «ш».

(Шар – рак – кот – танк – карандаш .)

2. Замените первый звук в словах: жить, сутки.

(Шить, шутки.)

3. Как за одну секунду из шаха сделать мат ?

(Шах – шаг – маг – мат.)

Игра «Анаграммы».

Шпала (лапша ), шарф (фарш ), шнурок (коршун ).

Слова-невидимки

В Ш – – – – – сели моряки,

– – – ш – – к чаю береги.

– – – – ш у берега реки,

Забралась – – ш – – в куль муки.

Опасен – – – ш – – для цыплят,

Ш – – – – – дороже, чем шпагат.

О т в е т: шлюпка – плюшка, камыш – мышка, коршун – шнурок.

Игра «Дополните слово»

Шина (машина, вершина ), шут (шутка ), шип (шиповник, подшипник ), шил (шило ), шла (шлак ), шел (шелк ).

Хвостоглав

(Дополнительные буквы: м, л, а, д, о, е.)

– – шок – – – –

О т ве т: мешоколад: мешок, шок, кол, лад, шоколад.

Игра «Слоговое лото»

1. Составьте слова со слогом —ши- в начале или в конце.

(Ваши, дыши, шило, шили, мыши, реши, шипы и т. д.)

2. Продолжите слова: Ми… (-ша ), шу… (-ба ), Ма… (-ша ), ши… (-на ), ша… (-ры ), шут… (-ка ), шап… (-ка ), шаш… (-ки ), шах… (-та ), лан… (-дыш ), мы… (-ши ), пше… (-но ), ши… (-ло ), шко… (-ла ), шля… (-па ), шах… (-тер ), Шу… (-ра ), суш… (-ки ).

Игра «Наборщик»

1. Выберите из данных букв восемь и сложите название государства. Из оставшихся получится столица.

С ш т о в к е ц т и о л я ь м Г

О т в е т: Швеция, Стокгольм.

2. Составьте как можно больше слов из букв слова шоколадка.

О т в е т: школа, шок, шкала, шлак, шакал, око, оклад, кол, кадка, колода, кладка, кок, кошка, клок, клад, лад, лодка, лак, лошадка, ад, док, код и т. д.

Игра «Головоломка»

Найдите между строчек насекомое.

Притих камыш, мелькнула птица,

Все спит, ничто не шевелится.

О т в е т: шмель.

Кроссворды

1. «Гори-верти»

По горизонтали и по вертикали впишите три одинаковых слова, которые означают… Впрочем, ищите подсказку в стихах:

– Я быстро таю за щекой.

– Я спорю с бурною рекой.

– Мал воробей, и все же я

Гораздо меньше воробья.

О т в е т: шоколад, плотина, колибри

2. Все слова с буквой «Ш»

Загадки

На квадратиках доскиКороли свели полки.Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков.

(Шахматы.)

Работник садовый –

Порядок медовый.

(Шмель.)

Сижу верхом, не знаю, на ком,

Знакомца встречу,

Соскочу – привечу.

(Шапка.)

На бильярде стальные они,

На нитках – резиновые,

На шкафу – деревянные,

На ёлке – стеклянные.

(Шары.)

Твой хвостик я в руке держал,Ты полетел, я побежал.

(Шар.)

Кругленький, летает,

А куда – не знает.

(Шарик.) Г. Виеру

Сначала пряталась в траве,

Теперь сидит на голове.

(Шапка.)

У меня нос колкий, как у иголки,

Но не шью я, а дырявлю только.

(Шило.)

Открываются ворота:

Гости новые пришли.

Начинается работа –

Принимаю корабли,

Чтобы к рекам шли иным

По ступенькам водяным.

(Шлюз.)

Статья оказалась полезной? Оставьте свои пожалуйста комментарии.

Цель: уточнение и автоматизация звука Ш в речи. Знакомство с буквой Ш.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:
– обучение акустико-артикуляционной характеристики звука Ш с опорой на различные виды контроля;
– закрепление понятий: “согласный звук”, “слог”, “слово”;
– закреплять умение определять звук Ш в слогах, словах;
– обучение звуко-слоговому анализу слогов, слов;
– обучение печатанию.

Коррекционно-развивающие:
– автоматизация произношения звука Ш изолированно, в слогах, словах;
– развитие фонематического слуха и восприятия;
– улучшение общей моторики и координации движений;
– развитие дыхания и голоса;
– развивать основные психические процессы: внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:
– воспитывать благородные чувства к маме – самому дорогому человеку.

Оборудование: индивидуальные зеркала, индивидуальные пеналы со схемой предложения, “Волшебный сундучок” с предметными картинками: кувшин, шапка, шуба, шишки, машина, мишка, мышка, кошка;
“Пуговица”, слоговые домики;
Символы гласных звуков;
Мяч;
Дидактический материал “Эмоция радости”;
Буква Ш;
Тетради, простые карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Сколько рисунков у вас в группе?
– Кого вы, ребята, рисовали? – Папу, маму.
– Это семья? – Да.
– Дружная семья? – Да.
– У нас с вами тоже дружная семья.

Давайте возьмемся за руки и сделаем круг. – Движение по кругу.

– Скажите, ребята, а какой праздник приближается в марте? – 8 Марта. Женский день.
– Мы будем поздравлять своих мам.

Я хочу. Чтобы вы поздравили свою маму ласково. Обнимите себя руками и скажите: “Дорогая мамочка, поздравляю тебя с праздником!” (Каждый ребенок проговаривает эту фразу.)

– Молодцы!
– А сейчас на занятие в кабинет.
– Займите свои места.
– Слушайте внимательно, думайте, правильно отвечайте.
– Чтобы у нас было вот такое настроение (показ “эмоции радости”), споем песенку – четко произносите гласные по символу звука.

2. Введение в тему.

– Послушайте стихотворение и определите, какой звук я выделяю; запомните слова с этим звуком.

Шимпанзе – артист бывалый:
Шуток знает он немало,
И с шарманкою своей
Целый день смешит детей.

Ребята! Шарманка – это музыкальный инструмент.

– Догадались? – Это звук Ш.

Упражнение перед зеркалом.

– Произнесите звук Ш перед зеркалом.

Выполняем упражнение “Чашечка”: широкий язык в форме чашечки поднять к верху, края языка прижаты к верхним зубам.

Произносим Ш-Ш-Ш...

Характеристика звука Ш.

– Ребята, есть ли преграда, когда мы произносим звук Ш? – Да.
– Значит, какой звук Ш – гласный или согласный?
– Дрожит ли при произношении звука горлышко? – Нет.
– Звук звонкий или глухой? (Проверим ладошкой.)
– Запомните: звук Ш – согласный, глухой всегда твердый, шипящий.
– Повторим. (Все вместе повторяем.)

3. Основная часть.

Развитие фонематического слуха.

– Выполним упражнение:

“Хлопните в ладоши, если услышите слог со звуком Ш:

Са-ша, жу-ши-ша-сы-ща-щу-жи-ши.

– А теперь слово со звуком Ш: “Цепочка слов” – кушетка, жаворонок, самовар, шелест, площадь, полушубок, часовщик, шуршать, мышеловка, сковорода, лягушка.
– Игра “Пуговица” – звук в слове (в начале, в середине, в конце)
– Определяем место звука Ш в каждом слове:

шляпа, подушка, ландыш, машина, шорты, карандаш.

Закрепление правильного произношения звука Ш.

“Повторим чистоговорки”: (внимательно слушаем и повторяйте после меня).

Ша-ша-ша-наша Маша хороша. Шу-шу-шу-шубу новую ношу. Шо-шо-шо-Шура пишет хорошо.

Звуковой анализ слова:

– Произнесем слово КАМЫШ.
– Назовем звуки по порядку.
– Назовем согласные звуки: (К, М, Ш) – 3 звука.
– Назовем гласные звуки: (А, Ы) – 2 звука.
– Если в слове 2 гласных звука – сколько будет слогов в слове? – Два.
– Назовите первый слог? – КА.
– Назовите второй слог? – Мыш.
– Молодцы!
– Игра “Домики” – определение слогов в слове.

Шуба, шапка, шарф, шахматы, камыш, малыш, погремушка – сколько?

Физкультминутка. “Встали и отдохнем”.

Игра с мячом. Подберем слова к слову МАМА – какая?

Добрая, нежная, самая лучшая, самая чуткая, самая красивая.

– Молодцы! Наши мамы лучше всех!

Знакомство с буквой Ш: рассматривание, обведение контура в воздухе, печатание.

– Звук Ш обозначается вот такой буквой Ш.

Вертикально три палочки я положу,
А внизу четвертую ровно провожу.

(Показ буквы Ш.)

– На что похожа буква Ш? – Ответы детей. (Забор, подсвечник, расческа.)
– Из каких элементов состоит буква. – Ответы детей. (Из палочек.)
– Напишите букву Ш в воздухе, на спине соседа.
– Выложите букву Ш из палочек.
– Построим из пальцев рук букву Ш.

Мы сейчас удивлены –
Три пальца вверх устремлены.
У основанья пальцев рядом
Указательный положим прямо.
Да, постройка хороша
Она похожа на букву Ш

– Построим из пальцев рук слово ШУМ.
– Молодцы!

4. 3аключительная часть.

Печатание буквы Ш в тетради.

(Проверить правильность посадки, положение тетради, как держит карандаш.)

– Подготовим руки к работе.
– Взяли карандаши.

Катаем между ладошками,
потом между большим пальцем и указательным,
между большим пальцем и средним,
между большим пальцем и безымянным,
между большим пальцем и мизинцем.
И наоборот.

– Покрутим карандаш в одну сторону, в другую сторону.

И еще раз покатаем между ладошками.

– А теперь открываем тетради и печатаем букву Ш – сверху вниз и слева направо.
– Вторая строчка? – ответ детей.

Недостающие элементы буквы Ш.

– Отложите тетради на угол стола.
– Ребята! В волшебном сундучке есть чудесные картинки.

Вы берете картинку, составляете предложение и выкладываете схему предложения.

Дети составляют предложения. Логопед подходит к каждому ребенку, слушает составленное предложение, оказывает помощь, кому требуется. По ходу спрашивает основные правила о предложении:

1. Как пишется первое слово в предложении? (С большой буквы.)

2. Как пишутся слова в предложении? (Отдельно.)

3. Какой знак ставиться в конце предложения? (Точка.)

– Молодцы!

5. Итог занятия

– Какой звук мы сегодня повторяли?

(Ответ детей – звук Ш.)

– Звук Ш какой? – Согласный, глухой, всегда твердый, шипящий.
– Ребята, какую букву вы научились писать? – Ш.
– Найдите букву Ш и прикрепите на вагончик паровозика.
– Молодцы! Поработали отлично!

Домашнее задание:

Вспомните слова, в которых звук Ш в начале, в середине, в конце.

Кто больше? А завтра проведем соревнование на знатока звука Ш.

– Всем спасибо за занятие.

Выбор редакции
Женщинам довольно часто снятся маленькие дети, но что думать бездетной паре после такого ночного сновидения. На вопрос, приснилось, что у...

К чему снится застрять в лифте? Об этом мы узнаем, когда прочитаем сонник. По мнению большинства специалистов, застрять в лифте снится к...

Применение рассмотренных выше элементов общей теории измерений необходимо для обеспечения точности и достоверности результата измерения....

Иностранные: Фёдор Петро́вич Ува́ров ( -) - старший генерал-адъютант в Свите Александра I , участник многих сражений...
Сорвите с Европы блистательную вуаль, и вы увидите страшную картину её нищеты и пороков. С. Родригес На рубеже 18-19 веков крах...
Предсказательные значения Эйваз - «древо миров» Время жизненных уроков, проблем, ступеней. Время кардинальных решений и изменения жизни....
Слово главного врача Светланы Чойжинимаевой, к.м.н., главного врача и основателя клиники «Наран»: 9 февраля с восходом солнца наступит...
Ингредиенты: 3 крупных стейка оленины (общий вес около 1 кг); 1 ст. красного сухого вина (желательно – «Бланше»); 3 лавровых листочка;...
Калорийность: Не указана Время приготовления: 15 мин Время приготовления: 15 минут Ранней весной наш организм часто страдает от...