Батышев сергей яковлевич в педагогике кто. Батышев сергей яковлевич, герой советского союза. Что вы сказали бы о противнике


Элита Красной Армии: командир батальона Сергей Яковлевич Батышев

Комбат… Это слово стало одним из символов Великой Отечественной войны, нашей армии, России. Герой Советского Союза С.Я. Батышев (1915-2000) был настоящим фронтовым комбатом. Встретил войну младшим сержантом 23 июня 1941 года, а в июле 1943-го, в 27 лет, стал самым молодым в дивизии комбатом. После войны Сергей Яковлевич - крупный ученый, действительный член Российской академии образования, академик Нью-Йоркской академии наук.

Его называли «покорителем высот», говорили: «Если Батышев зацепился за высоту, то его ничем оттуда не выкуришь! Кремень, а не комбат…» Батышев, богатырь из рязанского села (ныне — город) Кадом, что стоит на речке Мокше в мещерских лесах, был одним из того поколения школьных учителей, которые стали лучшими офицерами, сменив погибших в первый год кадровых командиров.

Несмотря на пять ранений, из которых два были тяжелыми, Сергей Яковлевич оставался на поле боя и в роковые 1940-е, и в лихие 1990-е. Он был одним из ведущих специалистов в мире в области профессионально-технического образования, основателем новой ветви педагогической науки, автором нескольких десятков книг. Для чтения лекций Батышева не раз приглашали в США, Германию, Англию, Италию, Голландию, другие страны. В последние годы жизни Сергей Яковлевич возглавлял Ассоциацию «Профессиональное образование».

Но о своих фронтовых годах Батышев ничего не написал: «Вспоминать войну тяжело. Это была гибель бесконечная…» Мне довелось встретиться и побеседовать с Сергеем Яковлевичем осенью 1996 года. Других столь подробных интервью о войне он не оставил. Думаю, его рассказ останется одним из ценных свидетельств участника тех жестоких боев. Это - правда переднего края, правда русского комбата.

В представлении к званию Героя написано: «Майор Батышев в боях за Советскую Родину при прорыве немецкой обороны в районе Звиняче-Ощув Львовской области за период с 13.7 по 16.7 1944 г. проявил исключительную стойкость, смелость и решительность. Майор Батышев, получив 13.7.44 г. боевую задачу на прорыв вражеской обороны, умело и решительно повел батальон на штурм передовой линии противника. Благодаря смелым и правильным тактическим действиям овладел этой линией и, преследуя противника, уничтожал его живую силу и технику. Искусно маневрируя подразделениями батальона, первым занял селение Теклувка, Божув, Скобелка и ворвался в гор. Горохов, поставив под угрозу открытый фланг противника.

В тяжелые минуты боя при прорыве обороны противника майор Батышев, презирая опасность для жизни, находился всегда в тех местах, где лучше руководить батальоном и где решается успех боя.

…Майор Батышев при преследовании противника, искусном обходе его групп сопротивления и наведения паники в его рядах, буквально обращал противника в бегство, не давая ему никакой возможности нигде закрепиться.

Преследуя бегущего противника по пятам до села Печихвосты и столкнувшись с его свежими резервами, майор Батышев… был тяжело ранен. Превозмогая сильные боли, руководил боем и как верный сын Родины не ушел с поля боя до тех пор, пока не выполнил поставленной задачи и передал командование батальоном только лишь тогда, когда противник поспешно начал отступать».

Сергей Яковлевич, в представлении к званию Героя говорится об умелых тактических действиях. Вы начали войну солдатом, не имея военного образования, но прошли последовательно ступеньки командира отделения, взвода, роты, начальника штаба батальона… А в завершающие месяцы войны стали уже командиром полка. Что же определило такое продвижение?

Да, перед войной я окончил только полковую школу. Правда, пришел в армию, имея три курса Московского машиностроительного института.

Должен сказать, что я никогда не хотел быть военным, не чувствовал в себе призвания к этому. Всегда хотел быть ученым. В средней школе, ФЗУ, техникуме, вузе много читал об ученых. В химический техникум пошел, потому что меня буквально поразило описание того, как наш великий Менделеев изобрел таблицу химических элементов, предсказав тем самым открытие даже тех из них, которые стали известны лишь через несколько десятков лет…

Но война заставила учиться другим наукам. 22 июня 1941 года нашу дивизию, которой командовал полковник Гришин (закончил он войну генерал-полковником) из Арзамаса ночью эшелонами отправили в Белоруссию. На станции Орша высадили и мы пошли пешком на запад… Приказали окопаться. Разведка донесла, что немцы наступают большими силами. Рано утром показались танки. Увидев их, некоторые солдаты, особенно призванные из Средней Азии, бросили винтовки, вещмешки - и быстрее в тыл. Действительно - жуткое состояние неопределенности, страха… Самолеты немецкие поливают огнем, артиллерия бьет, за танками - солдаты с автоматами. Стрельба страшная. А у нас и автоматов нет, только винтовки-трехлинейки да бутылки с горючей смесью. Состояние подавленное, казалось - вот и смерть пришла… Кто-то отстреливается, а кто-то просто закопался в землю. Но был у нас командир полка подполковник Фроленков, который уже воевал против японцев с Жуковым на Халхин-Голе, там был награжден орденом Красного Знамени (за форсирование Днепра в 1943 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а после войны он стал генерал-лейтенантом). Были в полку и еще обстрелянные на Халхин-Голе и Хасане командиры. Они подожгли два танка бутылками с горючей семью. Фроленков говорит: «Вот видите, что может храбрый, который не боится!.. Видите, как танки горят!» И научились мы потом эти бутылки бросать очень хорошо. Я сам однажды поджег танк. Отходишь в сторону по траншее, пропускаешь его и бросаешь с нескольких метров… А некоторые бросали прямо вперед, до десяти метров. Танк загорался как факел. Хотя когда на броне сидят автоматчики, или бегут, стреляя, рядом, все это, конечно, не так просто.

Этот первый день и запомнился как самый тяжелый за всю войну. Помню название той деревни - Тарасовка. Думал: как только война закончится, обязательно на это место приеду. И приехал. Но места того не нашел… Так же как и в Берлине, где меня ранило 22 апреля 1945-го. Несколько раз приезжал, искал - но все уже по-другому застроено…

Через несколько дней первых боев я был первый раз ранен. Получил медаль «За отвагу». Номера своих орденов на память не назову, а той первой награды и сейчас помню - 30607.

- Тех, кто тогда побежал, останавливали?

Конечно. Но заградотряды появились позднее, в конце 1941 года – в 1942-м. То, что всех бегущих расстреливали – это чепуха, которую может говорить тот, кто не видел этого сам. Бывало так – вся рота, более 100 человек, снималась и бежала. Останавливали. Командира спрашивали: «Почему не удержал?!» Кого-то из таких командиров, может, и расстреляли…

- А вам лично не приходилось бежать?

Первое время - было. Бегал!.. Идет лавина танков, ты сидишь в окопе с одной винтовкой. Ничего нет. Снимались роты, батальоны, полк снимался! Безо всякого приказа. Доводилось слышать и разговоры о том, что война проиграна, мы нищие, доведены до ручки… Не у всех тогда уверенность в победе была… В 41-м я трижды оказывался в окружении. И трижды выходил. Тысячи людей прорывались… Побывал в котле и весной 42-го, когда проводилась несчастливая для нас Барвенково-Лозовская операция. Немцы писали, что захватили там в плен 240 тысяч человек. Наши давали опровержение. Не берусь судить, но несколько десятков тысяч наших солдат и офицеров попали в плен точно… Я всегда пробивался не в одиночку, а с отделением, которым командовал, потом взводом.

42-й год - это, по-моему, самый тяжелый год войны. Уже победили под Москвой. Внезапности нападения не было. И - такая катастрофа. Отступали с Харьковского направления, пешком прошли до Ростова, от Ростова до Кавказских гор… Немцы уже Бог знает, где… Бросали нам листовки с воздуха: «Ростов возьмем бомбежкой, а Кавказ с гармошкой». Перли и перли с засученными рукавами до Сталинграда…

Вы спрашиваете, почему я рос в званиях? Дело тут в следующем. У нас был очень толковый командир дивизии - Леонид Александрович Колобов. Он перед войной закончил Военную академию имени Фрунзе и остался там преподавать. Очень хорошо разбирался в тактике, знал современную военную литературу. Владел немецким, английским и французским языками. В своей дивизии Колобов организовал систему учебы, доходившую до командиров рот. Их собирали на два-три месяца и обучали тактике, в том числе и на больших макетах местности. Когда я стал командиром батальона, такие занятия проводились очень часто. «Батышев, идешь с батальоном так… Справа - немецкие танки, самолеты. Ваши действия?» Или: «Вы идете, вот большой овраг, в нем село. Будешь брать овраг или нет?» - «В овраг не буду спускаться, там меня немцы могут накрыть». - «А что будешь делать? Дождь же идет. Надо зайти в село и дать солдатам отдохнуть». - «Ничего, - говорю, - окопы сделаю и в окопах буду держать». - «Правильно».

Вот Колобов меня и приметил в командирах роты. Он наблюдал, кто как соображает. Из комбатов враз делал командирами полков или их заместителями, начальниками штабов. Помню, когда мы форсировали Вислу, то находились потом два месяца на отдыхе. Так я не знал, как бы скорее идти наступать. Учеба с утра до вечера. То сам комдив, то его заместитель, то начальник штаба занятия проводит.

Занимались и по карте. Ведь не каждый комбат у нас умел читать карту. Учились ходить по азимуту. Получали вводные, определенную задачу. Ночью, азимут такой-то, через два часа быть там-то. Шли группами по несколько человек, находили нужную точку. Учеба систематическая, непрерывная…

Не могу сказать, как обстояло дело в других армиях, а в нашей 3-й гвардейской это было так. Наш командарм Гордов был очень жесткий человек. Участник еще Первой мировой войны. Не знаю подробностей его судьбы, но вскоре после войны он был репрессирован…

Если бы не учеба нашего комдива, то потери были бы много бóльшими. Офицерский состав ковался в ходе войны. Я был под началом Колобова с конца 42-го, два с половиной года. В этом мне, конечно, повезло. Ведь командиры дивизий были разные… Они тоже нередко выходили из строя. И во главе дивизий оказывались люди, не имевшие высшего военного образования. Порой они много вреда приносили.

Вот, скажем, один пример. После взятия Киева мы наступали на Житомир. Перед нами - высота, причем очень крепко укрепленная. Меня вызывает Колобов и говорит: «Надо эту высоту взять, но надо взять так, чтобы ты, Сергей, остался жив. Ты должен жить». Отвечаю: «Чтобы я остался жив, помогите мне очень хорошо». - «Что тебе надо?» - «Сначала я должен сделать разведку боем, узнать, какие у них огневые средства». Попросил также, как командир штурмового батальона, танковую роту, взвод саперов, эскадрилью самолетов с представителем ВВС. Колобов выслушал, согласился и спрашивает: «Возьмешь высоту?» - «Возьму».

Отделением провел разведку боем, взяли немца-«языка», узнали их систему обороны. Ночью саперы сделали проходы в минных полях. Политработники провели беседу. Кстати говоря, политработники у нас вели большую работу и сами были в большинстве своем люди порядочные, мужественные, находились всегда впереди.

После артподготовки по выявленным огневым точкам поднимаю батальон. Но остались неподавленные пулеметы. Тогда вывожу на прямую наводку приданный артдивизион. Все равно пулеметы стреляют… Даю команду танкистам и летчикам. В масштабе одной высоты были сконцентрированы такие силы, потому что она доминировала на большой площади. И когда эта высота была взята - наша армия и весь гвардейский корпус пошли в этом направлении.

А вот другой пример. Был у комдива один заместитель, не буду называть его фамилии, он погиб потом… По-своему храбрый был человек. Но во время наступления не помню случая, чтобы он не выпивал, после чего делался, прямо скажем, дурак-дураком… Высота есть высота, стреляют, это же война, не поднимешь людей под такой огонь. Он звонит: «Вперед! Давай, поднимайся сам, а то я приеду и тебя застрелю!» Колобов никогда бы себе такого не позволил, но его вызвали на совещание в штаб армии. Я крикнул «За Родину! За Сталина!» (я и сейчас к Верховному Главнокомандующему с подобающим уважением отношусь). Был тяжело ранен в живот снайпером. Хотя, конечно, остался на передовой, пока мы высоту не взяли.

Так вот и гибли наши офицеры… Солдаты залегли, не идут вперед. Артиллерия не подавляет огневых точек. Самолеты, если они есть, - не подавляют. Танки - подрываются на минах. А из штаба жмут: «Что вы там залегли?! Два вшивых фрица сидят, а вы не можете их взять! Вперед! Поднимай в атаку!» Ну и, конечно, командиры поднимают, а в этот момент кто первым встал, того снайпер убил или ранил.

- А орден за эту высоту получили?

За высоту под Житомиром - орден Александра Невского, а за вторую, - только ту пулю снайпера…

Наступающая сторона всегда несет большие потери. Офицеров выбывало до 50 процентов... Я – командир батальона, у меня пять командиров рот, двое-трое из них убиты или ранены. Командиры взводов – совсем молодые ребята из училищ. Проучился три месяца – и ко мне. Их потери – до 70 процентов. И так после каждого крупного наступления…

- Что же можно сказать о «среднем» пехотном комбате?

Возраст обычно – от 30 до 35 лет. 95 процентов офицеров-фронтовиков были русские. Украинцы, белорусы – я их включаю туда же, это, считаю, одно и то же. Хорошие командиры были из Осетии. А среди солдат были представлены все национальности страны, все дружно воевали.

Сергей Яковлевич, а каким образом строились человеческие отношения в дивизии, в вашем батальоне? Не каждого командира солдаты называли «батей»…

Комдив ко мне уважительно, тепло относился, об этом я уже говорил. Потому что если он мне давал какое-нибудь задание, я его всегда выполнял. И после войны всегда встречались с Леонидом Александровичем, уже генерал-лейтенантом, на день Победы и отмечали этот день хорошо, по-русски…

С солдатами были очень хорошие отношения. Все же я учитель по профессии. Умный и душевный у меня был замполит Иван Овсянников, после войны он стал председателем колхоза в Краснодарском крае, награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени. Он очень любил работу с людьми и меня втянул в это дело. Беседую в окопе с солдатами: «Давай закурим. Ты откуда?» - Отвечает. - «Как семья? Дети» Расскажешь и о себе. Они видели меня не на командном пункте где-то сзади. Я всегда находился вместе с ними, в атакующих рядах.

Никогда не стремился, да и не мог, наверное, как-то жестко командовать, чисто по-уставному. Скажем, говорю командиру взвода: «Новиков, Иван, вот такое-то село на карте видишь? А где оно будет на местности?» - «Там-то». - «А как ты будешь его брать?» - «Вот так-то». Посоветуемся… Потом говорю: «Но ты возьми обязательно».

Сергей Яковлевич, вы говорили о больших потерях. А как вы относитесь к высказываниям известного писателя, участника войны Виктора Петровича Астафьева. Он сказал: «Не было никаких гениев. Все это глупости. Залили кровью, завалили немцев трупами. Победил народ, которому вытянули последние жилы».

Победил действительно народ. Но народ – это ведь не только рядовые, это и наши офицеры, и генералы, выдающиеся, грамотные командиры.

Если Астафьев имеет в виду первые два года войны, то с ним можно согласиться. Тогда нас просто били… Но мы научились воевать. С 1943 года начало проявляться наше превосходство и в технике (подъедут «катюши», дадут залп – и на душе становится хорошо), и в желании победить, и в боевом мастерстве. Потери наши и со стороны немцев стали сопоставимы.

Думаю, что занятия по тактике, о которых я говорил, проводились во всей Красной армии. Может быть, в таких случаях, как у нас, учеба была более широко, грамотно поставлена.

Что еще интересно. Я уже рассказывал о 41-м годе, как испугались мы танков и бомбежки. И вот то же немецкое наступление, но уже в 44-м. Сидишь спокойно в окопе… «Вон, танки идут!» - «Где, сколько?» - спрашиваешь деловито. Настолько привыкли к войне, к этой канонаде и бомбежке… «Самолеты летят?» - «Ну и что…» По свисту пули, не то что снаряда, чувствуешь безошибочно, в тебя летит или нет.

- Что вы сказали бы о противнике?

Это были первоклассные вояки! Я когда смотрел потом кинофильмы, где наши косят немцев, как муравьев, мне просто смешно становилось. Был такой фильм «Вызываем огонь на себя». Идут немцы волной, а наш автоматчик сидит один и расстреливает эту толпу, бросит гранату – они разбегаются.

- В чем же была их сила и в чем слабость?

Сила их заключалась прежде всего в железной дисциплине. В высокой организованности. Все гармонично выстроено, хорошее взаимодействие и связь.

А слабость заключалась в том, хотя это, может быть, и банально, что все же мы защищали свою Родину, а они – нет. Мы проходили через сожженные деревни, разрушенные города, освобождали людей из неволи. Это поднимало нас, вселяло уверенность в победе.

Немцы отступали только тогда, когда видели, что держаться здесь бесполезно. Сражались, но до определенного момента, до тех пор, пока есть возможность отойти, уцелеть. Жизнью они не пожертвуют… Этого у них не было.

А когда вступили в Германию, немцы начали сдаваться пачками. Одного из них назначили старшим: «Давай, веди». Тот просит «папир» – бумагу. Давали ему такой документ, предупреждали: «Если хоть один убежит, тебя расстреляют». – «Не беспокойтесь, все будет в порядке».

- А Бога в годы войны не доводилось вспоминать? Может быть, в какой-то страшный момент?..

Было!.. Приходилось вспоминать! Не крестился, а Бога вспоминал. Вот когда Вислу форсировали, на середине реки немец бросил ракеты, как дал огнем!... Да много было случаев, всех не упомнишь…

И бабушка моя, и мать были очень религиозные. До 15 лет, до окончания школы, мать водила меня в церковь. Когда я уезжал учиться дальше, она также привела меня в храм. «Как же, – говорит, – не пойдешь в церковь, я не знаю, что с тобой будет». И я молился до 15 лет. А потом ФЗУ, техникум, комсомол, атеистическое воспитание. Но что-то в душе осталось с тех пор…

- Какие книги о войне вы бы выделили?

Правдиво написана повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Сильная вещь, «Дни и ночи» Симонова с ней не сравнить. Хорошо пишет фронтовик-артиллерист Юрий Бондарев. Песню «На безымянной высоте» могу слушать бесконечно...

- Сергей Яковлевич, и вот Победа. Вы - 29-летний подполковник, уже комполка, Герой, весь в орденах…

Но, как уже говорил, всегда знал, что военная карьера - не для меня. Каждому - свое.

В Саратове я закончил институт, работал директором индустриально-педагогического техникума. Кстати, учился у меня и Юрий Гагарин, мы с ним потом уже встречались.

Я сам в свое время закончил школу ФЗУ и меня всегда увлекал процесс изготовления какой-либо детали, создание чего-то своего, нового. Думалось: что-то я должен сам сделать, иначе зачем же я родился?! Как же я жизнь проживу и ничего не создам? Обучение ребят техническому мастерству и стало моей судьбой.

- Сергей Яковлевич, а не кажется вам, что день смутный, сегодняшний напоминает чем-то 1941-1942 год?..

Сейчас положение во многом хуже, чем было тогда! Скажу только о своей работе. Педагогическая наука сейчас в нашей стране находится в катастрофическом положении. Средства на исследования выделяются мизерные. По технической оснащенности учебного процесса России находится на 42-м месте в мире. Это вполне объективная цифра.

Подготовка рабочих кадров резко отстает даже от того низкого уровня техники, который сейчас внедряется в России. Рабочих высшей квалификации в США в два с половиной раза больше, чем у нас, а рабочих низкой квалификации у нас в три раза больше, чем у них. Сколько высококвалифицированных рабочих из бывших передовых отраслей промышленности ушли невесть куда…

Если в 1960 году квалификация рабочей силы отставала от темпов развития техники на 0,3 разряда, то в 1996 году уже на целый разряд. По международным оценкам - если такое отставание достигает 0,4 разряда, то промышленные предприятия должны быть остановлены… Около 75 процентов брака машиностроительной продукции и около 30 процентов поломок инструмента происходит из-за массового включения в производство неквалифицированной рабочей силы.

- Чем же занимается ваша Ассоциация «Профессиональное образование»?

Наш коллектив постоянен более десяти лет. Вырабатываем теоретические положения, методики профессионального образования, издаем книжки. Повышаем квалификацию групп работников профобразования. Но у заказчиков нет денег…

Русские учителя - одни из лучших в мире. Все пока еще зиждется только на их патриотизме…

В заключение той беседы Сергей Яковлевич передал мне пару страниц, на которых сам написал ответы на те вопросы, которые считал для себя важнейшими. Эти строки, думаю, можно назвать завещанием комбата...

Что является главным в вашей жизни?

Активный труд на пользу обществу, ставить перед собой реальные задачи и добиваться их выполнения.

Любимому делу легко учиться и продолжать совершенствоваться даже в моем почти 85-летнем возрасте (а вместе с фронтовыми годами - то 95); за любимым делом не замечаешь усталости, любимое дело порождает творческое отношение к труду. Ведь творческая работа несет отпечаток личности. Считаю, что потенциально талантлив каждый человек, но чтобы талант проявился, нужна прежде всего любовь к своему делу, а такая любовь непременно укажет путь к мастерству. Отношение к труду как главной обязанности человека требует от него не мгновенного порыва, а вложения в свою работу всех его способностей и сил.

Во что вы верите?

В мудрость, доброту и мужество народов, населяющих нашу многострадальную Русь, их решительность в нужное время.

Мужество, подвиг. Что значат для вас эти слова? Кто в минуты тяжелых испытаний способен проявить мужество, совершить подвиг?

Во-первых, я разграничил бы эти понятия. Под мужеством я понимаю способность человека переносить невзгоды. Ведь беда может обезволить и обессилить человека. Но она может вызвать в нем и прилив новых сил. Например, у человека сгорел дом, осталась без крова семья, хозяин дома, стойко перенося превратности судьбы, не паникует, а ищет выход из создавшегося положения. В данном случае мы говорим, что этот человек мужественный, такой человек заслуживает уважения. В обыденной жизни самым большим мужеством считаю говорить правду тому, кому она предназначена. Если я считаю себя правым, то никогда не посчитаюсь с чьим-либо мнением, чтобы доказать свою правоту и действую так, как подсказывает моя совесть и сердце.

Конечно, от этого в жизни я немало страдал от некоторых высокопоставленных чинов. Ведь высокой скалы достигают не только орлы, но и ужи.

Жизнь человеческая неповторима, второй жизни не бывает. Каждому человеку хочется жить. Но человек, выполняя поставленную перед ним задачу, сознательно рискует своей жизнью, осознавая, что может быть он последний раз видит этот мир. Под подвигом (героизмом) я понимаю мгновенную мобилизацию всех сил для преодоления, казалось бы, безвыходного положения. Трусливому от природы человеку никакой случай не поможет, трус скорее погибнет. Я был свидетелем массового героизма при форсировании Днепра, Вислы и штурма Берлина, потому что участвовал в этих операциях. Смелый человек борется до конца, он больше других отдает себя служению Родине. И это не банальные слова. Смелый человек - сильный человек, - он проявляется в делах, а слабый - в намерениях. И все же главное в этом вопросе вот что: чтобы совершить подвиг, надо несколько минут, но готовится он всей предыдущей жизнью.

Был ли учитель в вашей жизни, которого вы часто вспоминаете по прошествии многих лет?

Не только я, но и немногие оставшиеся в живых мои сверстники всегда при встрече вспоминаем нашу учительницу русского языка и литературы Киняпину Евгению Ивановну. А когда приезжали на родину, обязательно ходили на ее могилку. Вроде и банально сегодня звучат ее слова, но в наши годы они врезались прочно в память:

Если хочешь хорошим сделать своего друга, сделай сначала себя;

Заботься о других и у тебя будет много друзей;

Не обвиняй своего товарища, а старайся понять его;

Чтобы создать хорошее имя, нужны годы усилий, а чтобы потерять его, достаточно одного неверного шага.

Прошли многие десятилетия и, может быть, стерлись в нашей памяти черты ее лица и забылись огоньки ее живых, горячих и ласковых глаз, но та пламенная вера в человека, те искры любви к труду и знаниям, какие она заложила в наших сердцах, не померкнут никогда. Вечная ей память.

Что значит для вас праздник Победы?

Думаю, для всех, прошедших дорогами войны и переживших ее, день Победы является самым радостным, самым ярким праздником. Проходят годы, отделяющие нас от далекого мая 1945 года, нов сердце моем не ослабевает боль утраты фронтовых товарищей, друзей. Они навсегда остались в памяти моей. Иногда хочется сказать: «Простите, друзья, что я остался жив».

Я горжусь, что в трудное время находился в действующей армии и внес скромный вклад в разгром фашистской Германии. Ну, и, конечно, рад, что остался жив. Ведь каждое из пяти ранений могло быть смертельным…

Мне в жизни придает силы сознание нужности и важности мной содеянного. Я счастлив, что по-прежнему нахожусь в строю, крепок духом, что жил и живу до предела насыщенной напряженной жизнью. Есть латинское изречение, с которым я полностью солидарен: «Я сделал, что мог, и пусть, кто может, сделает лучше». А я добавил бы… и больше…

Фото Павла Кривцова

Специально для Столетия



Батышев Сергей Яковлевич – командир 3-го батальона 545-го стрелкового полка (389-я стрелковая дивизия, 3-я гвардейская армия, 1-й Украинский фронт), майор.

Родился 6 (19) октября 1915 года в городе Кадом Темниковского уезда Тамбовской губернии (ныне посёлок – райцентр Рязанской области). Русский. Окончил 7 классов школы в Кадоме, в 1932 году – школу ФЗУ в городе Сталиногорск (ныне город Новомосковск Московской области). В 1932-1933 годах работал каменщиком на заводе №42, одновременно учился в Сталиногорском химическом техникуме.

В 1936 году окончил 3 курса Московского механико-машиностроительного института. В 1936-1938 – преподаватель технических дисциплин сельскохозяйственного рабфака и курсов механиков в селении Дигора (ныне город – райцентр Северной Осетии). Заочно окончил 4-й курс Московского механико-машиностроительного института. В 1938-1939 – преподаватель и инструктор производственного обучения в школе на станции Саатлы (ныне город – райцентр Азербайджана).

В армии с сентября 1939 года. В 1940 году окончил полковую школу (в городе Арзамас ныне Нижегородской области). Служил в пехоте командиром миномётного взвода стрелкового полка (в Московском военном округе; город Арзамас).

Участник Великой Отечественной войны: в июле-августе 1941 – командир миномётного взвода 624-го стрелкового полка (Западный фронт). Участвовал в оборонительных боях в Белоруссии и Смоленском сражении. В июле 1941 года был контужен. 13 августа 1941 года был тяжело ранен в правую ногу и до декабря 1941 года находился в госпитале в городе Астрахань.

В январе-октябре 1942 – командир взвода и командир роты миномётного батальона 104-го стрелкового полка. Воевал на Юго-Западном (январь-апрель 1942) и Брянском (апрель-июль 1942) фронтах. Участвовал в боях на курском и белгородском направлениях, Воронежско-Ворошиловградской операции. Летом 1942 года окончил курсы младших лейтенантов. В июле 1942 года попал в окружение, но через несколько месяцев по тылам врага вышел к своим.

В декабре 1942 – июле 1944 – командир миномётной роты, старший адъютант и командир батальона 545-го стрелкового полка. Воевал в составе Северной группы войск Закавказского фронта (декабрь 1942 – январь 1943), Северо-Кавказском (январь-октябрь 1943) и 1-м Украинском (ноябрь-декабрь 1943 и май-июль 1944) фронтах. Участвовал в битве за Кавказ, Северо-Кавказской, Новороссийско-Таманской, Житомирско-Бердичевской и Львовско-Сандомирской операциях. 13 августа 1943 года был легко ранен и контужен. 24 декабря 1943 года был тяжело ранен и до мая 1944 года находился на излечении в госпитале в городе Медногорск (Оренбургская область).

Особо отличился в ходе Львовско-Сандомирской операции. 13 июля 1944 года батальон под его командованием прорвал вражескую оборону в районе сёл Звиняче и Ощев (Гороховский район Волынской области, Украина) и развил стремительное наступление, в ходе которого ворвался в город Горохов, поставив под угрозу открытый фланг противника. За один день наступления было уничтожено батальоном более 150 вражеских солдат и офицеров, уничтожено 2 танка, 3 бронетранспортёра, 2 пушки, захвачено в плен 24 человека и склад боеприпасов. Преследуя отступающего противника, 16 июля 1944 года батальон вышел к селу Печихвосты (Гороховский район), где принял бой с подошедшими вражескими резервами. В этом бою С.Я.Батышев был тяжело ранен в левую руку, но продолжал командовать батальоном до начала отступления противника. До сентября 1944 года находился на излечении в госпитале в городе Ровно (Украина).

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 сентября 1944 года майору Батышеву Сергею Яковлевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В сентябре 1944 – апреле 1945 – заместитель командира 545-го стрелкового полка (1-й Украинский фронт). Участвовал в Сандомирско-Силезской, Нижнесилезской и Берлинской операциях. 22 апреля 1945 года был ранен (пятый раз за войну) в правое бедро и до мая 1945 года находился в госпитале в городе Краков (Польша).

После войны служил командиром воинской части (в Приволжском военном округе). С октября 1945 года майор С.Я.Батышев – в запасе.

В 1945-1946 годах работал директором Саратовского индустриального техникума профтехобразования. В 1946 году окончил Саратовский институт механики (вечернее отделение).

В 1946-1949 – начальник Калининского областного управления профтехобразования (ныне горд Тверь). В 1949-1953 – начальник Управления учебных заведений Министерства трудовых резервов СССР.

В 1953-1957 – заместитель начальника – главный инженер Главного управления кинематографии Министерства культуры СССР, в 1957-1961 – начальник Главного управления промышленности предприятий Министерства культуры РСФСР.

С 1961 – директор Центрального учебно-методического кабинета, а в 1967-1974 – заместитель председателя по научно-методической работе Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию.

В 1974-1989 – академик-секретарь Отделения педагогики и психологии профтехобразования, а в 1989-1991 – советник Президиума Академии педагогических наук СССР.

С 1991 – президент Ассоциации «Профессиональное образование» при Российской Академии образования.

Совмещал работу в системе профтехобразования с научной работой. Занимался изучением опыта работы учебных заведений профтехобразования, обобщал опыт учебно-воспитательной работы и занимался внедрением лучших методик подготовки молодых производственных кадров. Являлся одним из основателей педагогики профессионально-технического образования в СССР. Автор более 30 книг и брошюр, свыше 400 научных статей и 10 учебных программ.

Являлся членом Высшей аттестационной комиссии и членом Совета по присуждению премий Президента Российской Федерации.

Заслуженный деятель науки Российской Федерации (18.10.1995), доктор педагогических наук (1969), профессор (1970).

Академик Академии педагогических наук СССР (1974, член-корреспондент – с 1968) и Российской академии образования (1993).

Народный депутат СССР в 1989-1991 годах.

Майор (1944). Награждён орденами Ленина (23.09.1944), Октябрьской Революции (18.10.1985), Красного Знамени (15.09.1943), Александра Невского (17.02.1944), Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й (6.09.1943) степеней, Трудового Красного Знамени (19.11.1975), Дружбы народов (14.12.1990), Красной Звезды (17.06.1943), «Знак Почёта» (9.09.1971), медалями «За отвагу» (29.03.1942), «За трудовое отличие» (30.09.1965) и другими медалями.

Лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования (1998, за создание теории и методики подготовки и повышения квалификации рабочих).

В посёлке Кадом открыт дом-музей С.Я.Батышева. Его именем названы улицы в городе Дигора и посёлке Кадом. В Москве на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска. В Дигоре на Аллее Славы установлен бюст С.Я.Батышева. В Уральском профессионально-педагогическом университете учреждена стипендия его имени, в Подольском музее профессионально-технического образования открыт кабинет-мемориал.

Сочинения:
Инструктор производственного обучения. Минск, 1963;
Инструктор производственного обучения – учитель, наставник, воспитатель молодых рабочих на производстве. М., 1964;
Подготовка и повышение квалификации рабочих на производстве. М., 1965;
Обучение рабочих на производстве. М., 1965;
Производственное обучение наладчиков агрегатных станков. Свердловск, 1965;
Опыт передовиков – всем профтехучилищам. М., 1966;
Обучение рабочих на курсах. М., 1967;
Подготовка и повышение квалификации рабочих на производстве. 2-е издание. М., 1967;
Профессионально-техническое обучение рабочих на производстве. М., 1967;
Повышение квалификации инструкторов производственного обучения. Ленинград, 1969;
Основы производственной педагогики. М.. 1971;
Формирование квалифицированных рабочих кадров в СССР. М., 1971;
Научная организация учебно-воспитательного процесса. М., 1972;
Трудовая подготовка школьников в условиях научно-технической революции. М., 1974;
Формирование квалифицированных рабочих кадров в СССР. 2-е издание. М., 1974;
Научная организация учебно-воспитательного процесса. 2-е издание. М., 1975;
Производственная педагогика. М., 1976;
Основы педагогической деятельности наставника. М., 1977;
Проблемы обучения и воспитания работающей молодёжи. М., 1978;
Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации. М. 1979;
Подготовка рабочих со средним образованием. М., 1980;
Научная организация учебно-воспитательного процесса. М., 1980;
Трудовая подготовка школьников. М., 1981;
Подготовка рабочих кадров. М., 1984;
Трудовая подготовка школьников (на литовском языке) . Каунас, 1985;
Реформа профессиональной школы. М., 1987;
Подготовка рабочих в средних профессионально-технических училищах. М., 1988;
Подготовка рабочих профессионалов. М., 1995;
Трудная любовь, или Откровенный разговор. М., 1995;
Блочно-модульное изучение. М., 1997;
Энциклопедия профессионального образования. В 3-х томах (руководитель авторского коллектива) . М., 1999.

Довоенный период

Сергей Яковлевич Батышев родился 19 августа 1915 года в деревне Кадом Темниковского уезда, Тамбовской губернии в семье лесоруба. Русский.

После окончания семи классов местной школы С. Е. Батышеву пришлось несколько лет поработать каменщиком. В 1933 году году Батышев поступил в Московский механико-машиностроительный институт. Закончив с отличными оценками три курса и перейдя на четвёртый, Батышеву не удалось окончить учёбу из-за резкого ухудшения здоровья. В 1936 году вернулся домой и работал учителем в Кадомской школе, а вскоре начал преподавать математику в сельскохозяйственном рабфаке в селении Дигора (Северная Осетия), где работал с 1936 по 1939 год.

В 1939 году Сергея Яковлевича призвали в РККА. Он был направлен в 137-ю стрелковую дивизию Московского военного округа, при которой окончил полковую школу.

Великая Отечественная война

Начало Великой Отечественной войны С. Я. Батышев встретил в звании младшего сержанта в составе 137-й стрелковой дивизии.

Сочинения

  • Формирование квалифицированных рабочих кадров в СССР. - М., 1974.
  • Производственная педагогика. - М., 1976.
  • Научная организация учебно-воспитательного процесса. - М., 1980.
  • Трудовая подготовка школьников. - М., 1981.
  • Подготовка рабочих кадров. - М., 1984.
  • Реформа профессиональной школы. - М., 1987.

Память

  • Дом музей Сергея Яковлевича Батышева в городе Кадом.

Классный час: «Герой Советского Союза –

Батышев Сергей Яковлевич»

Звучит фонограмма песни «Поклонимся великим тем годам…»

Ведущий 1.

Время героев, обычно ты кажешься прошлым:

Главные битвы приходят из книг и кино,

Главные даты отлиты в газетные строки,

Главные судьбы историей стали давно.

Ведущий 2:

Сегодня – день воспоминаний

И в сердце тесно от высоких слов.

Сегодня день напоминаний

О подвиге и доблести отцов.

Ведущий 1. Добрый день ребята! Сегодня у нас необычный день Сегодня отмечаем 100-летие удивительного человека, Героя Советского Союза, ученого, заслуженного деятеля науки Российской Федарации.

Ведущий 2 . Остановись, время! Замри! Замри и оглянись в прошлое! Оглянись на тех, кто с высоты своих памятников смотрит на нас. Кто посвятил Отчизне свои жизни.

Биография Батышева С.Я. (презентация)

Слайд 1 . БатышевС.Я. (1915-2000)

Слайд 2 . БатышевСергей Яковлевич:

    советский и российский военный и научный деятель,

    Герой Советского Союза (1944),

    депутат Верховного Совета СССР (1989),

    действительный член Российской академии образования (1993), Нью-Йоркской академии наук (1979), Международной академии технического образования (1995), Международной кадровой академии (1989), Академии профессионального образования (1990),

    почетный член Международной академии образования (1990),

    доктор педагогических наук (1969),

    профессор (1970),

    заслуженный деятель науки Российской Федерации (1990).

Слайд 3

Родился Сергей Яковлевич 19 октября 1915 года в крестьянской семье в намоленном местечке Рязанской области поселке Кадом, который расположен недалеко от Дивеевского монастыря и Пушкинского Болдино. До 1917 года в Кадоме было 18 церквей и два монастыря, один из которых основал Серафим Саровский.

Слайд 4. Монастыри Кадома

Слайд 5.

После окончания семи классов местной школы несколько лет поработал каменщиком.

В 14 лет уехал из дома и поступил в Новомосковский химический техникум.

В 1933 году году Батышев С.Я. поступил в Московский механико-машиностроительный институт. Закончил с отличными оценками три курса. После третьего курса возникли материальные проблемы. В институте прошла информация, что в Северной Осетии требуются педагогические кадры. Решение было принято.

Слайд 6.

Приехал во Владикавказ. Пришел в Наркомпрос, где Сергея Яковлевича направили на работу в Дигорский сельский рабфак. Пришлось преподавать практически все предметы. Особую любовь он испытывал к литературе. На рабфаке он встретил свою судьбу в лице студентки Марии Тогузаевой. Ему было 22 года, ей 18. В селении Дигора работал с 1936 по 1939 год.

Слайд 7 . В 1939 году, когда он проработал три года, его призвали на действительную службу в ряды Красной Армии. Оставалось до демобилизации два месяца, но наступило 22 июня 1941 года. К этому времени он закончил полковую школу, а затем курсы младших лейтенантов при 137-й стрелковой дивизии Московского военного округа.

Войну С.Я. Батышев встретил младшим сержантом недалеко от Бреста. Это было 23 июня 1941 года. Он испытал все тяготы войны: горечь поражения и отступления, потерю боевых друзей и близких родственников, ранения. В одном из писем к своей жене от 16 мая 1943 года он сообщал: «Вернусь в Дигору только с победой обязательно. Бьем фашистов с остервенением, по-настоящему, как положено для быстрого уничтожения. А за смерть дяди Васи, дяди Вани, за смерть Володи и раны Зори они получат от меня с избытком. На моем лицевом счету имеется уже 37 убитых солдат, 2 офицера и уничтоженных два пулемета и два миномета противника… Осетин со мной находится сейчас много».

Слайд 8.

В июне 1943 года командир полка подполковник Захарченко докладывал командованию фронта: «В боях с гитлеровскими захватчиками северо-западнее станицы Кеслерово рота под командованием старшего лейтенанта Батышева огнем своих минометов уничтожила до взвода пехоты, подавила минометную батарею, уничтожила семь огневых точек противника…».

В сентябре 1943 года тот же Захарченко докладывал командованию дивизии: «Начальник штаба батальона капитан Батышев перед наступлением 7 сентября под хутором Ленинский организовал и сам лично принимал участие в разведке боепорядков, огневых точек и минных полей противника. Три раза лично водил бойцов в атаку. С группой бойцов ворвался в траншеи противника и уничтожил 19 солдат и офицеров В эту операцию тов. Батышев в рукопашном бою лично уничтожил гитлеровского офицера и восемь солдат, взял в плен трехсолдат и захватил портфель со штабными документами…».

Слайд 9.

Апофеозом войны для Батышева была Львовско-Сандомирская наступательная операция 1- го Украинского фронта 13 июля – 29 августа 1944 года – одна из крупнейших во Второй мировой войне.

Вот как описывает сам Сергей Яковлевич этот кровавый и продолжительный бой: «Держались двое суток, захватили много трофейных гранат, пулеметы. Отбили двенадцать атак… Истекали кровью, но держались… В одну из ночей к нам переправилась вся дивизия во главе с генералом Колобовым. Дивизия рванулась вперед, расширяя и углубляя плацдарм, получивший впоследствии название Сандомирский. А нас шестерых, это всё, что осталось от части, отправили в госпиталь в Краков. Во мне сидело… 52 осколка».

С.Я. Батышеву тогда было всего 29 лет.

Слайд 10.

Представление С.Я. Батышева к званию Героя: «Майор Батышев в боях за Советскую Родину при прорыве немецкой обороны в районе Звиняче-Ощув Львовской области за период с 13 по 16 июля 1944 года проявил исключительную стойкость, смелость и решительность. Майор Батышев, получив 13 июля 1944 года боевую задачу на прорыв вражеской обороны, умело и решительно повел батальон на штурм передовой линии противника. Благодаря смелым и правильным тактическим действиям овладел этой линией и, преследуя противника, уничтожал его живую силу и технику.

В тяжелые минуты боя при прорыве обороны противника майор Батышев, презирая опасность для жизни, находился всегда в тех местах, где лучше руководить батальоном и где решается успех боя. Своим мужеством и отвагой, решительностью и верой в победу воодушевлял весь личный состав батальона… Бойцы, сержанты и офицеры, видя своего авторитетного, мужественного и волевого командира среди себя, дрались стойко и беззаветно. Майор Батышев, имея большой боевой опыт за период Отечественной войны… вел свой батальон на разгром вражеских укреплений.

Майор Батышев при преследовании противника, искусном обходе его групп сопротивления и наведения паники в его рядах, буквально обращал противника в бегство, не давая ему никакой возможности нигде закрепиться».

Слайд 11.

Высшую награду Родины – орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» ему вручал Маршал Советского Союза И.С. Конев.

День Победы С.Я. Батышев встретил в госпитале: при штурме Берлина, 22 апреля, его ранило в последний, пятый раз.

Грамоту Героя Советского Союза он получил после войны в Кремле.

Начав войну сержантом, он прошел последовательно ступеньки командира отделения, взвода, роты, начальника штаба, батальона, командира полка. От сержанта до подполковника. Уникальный случай.

Вот так воевал посланец из Дигоры С.Я. Батышев.

Родина высоко оценила ратный подвиг С.Я. Батышева, наградив его орденами и медалями

Слайд 12. Медаль«За отвагу»

Слайд 13 Орден «Красного звезда»

Слайд 14 . Орден «Красное Знамя»

Слайд 15 . Орден «Отечественная война» (1 и 2 степени)

Слайд 16. Орден «Александра Невского»

После войны С.Я. Батышев посвятил всю свою жизнь учебе, научно-исследовательской работе, государственной и общественной деятельности и достиг на этом поприще выдающихся результатов .

Слайд 17.

С 1945 года майор Батышев - в запасе. Вернулся к педагогической деятельности. Первые годы жил в городе Саратове. Работал директором Саратовского индустриально-педагогического техникума, в 1946 году окончил Саратовский институт механизации.

Слайд 18.

С 1947 года был на руководящей работе в системе профессионально-технического образования:

    начальник Тверского управления профтехобразования,

    начальник Главного управления учебных заведений;

    в 1967-1973 годах - заместитель председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию.

Профессиональную деятельность совмещал с научной работой. Изучал опыт работы учебных заведений профтехобразования. Внедрял лучшие методы в системе подготовки молодых кадров. Выступил инициатором исследований по педагогике профтехобразования и по сути был ее основателем.

Под его научным руководством подготовлено около 100 докторов и кандидатов наук. Им опубликовано 36 книг и свыше 400 научных статей.

В 1998 году ему была присуждена премия Президента России в области образования.

Слайд 19 . 21марта 2000 года не стало Сергея Яковлевича Батышева. Он скончался на 85 году жизни. Имя С.Я. Батышева увековечено на его родине и в Москве.

Слайд 20 Мемориальная доска на доме где жил Батышев с 1979 по 2000 год

Слайд 21 – 22 Дом – музей на родине Героя. Кадом

Слайд 23 . В Государственном музее профессионального образования представлен кабинет С.Я. Батышева .

Слайд 24. г. Дигора. в музее им. Г. Цаголова, экспозицией представлен боевой путь С.Я. Батышева. На Аллее Славы установлен бюст герою

Слайд 26. (фото) Сергея Яковлевича Батышева.

Ведущий1.

Негасима память поколений

И память тех, кого мы свято чтим,

Давайте, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Почтим светлую память всех, кто ковал победу в Великой Отечественной войне.

Минута молчания!

Звучит метроном

Ведущий2.

О подвигах – стихи слагают.

О славе – песни создают.

«Герои никогда не умирают,

Герои в нашей памяти живут!»

Звучит фонограмма песни «От героев былых времен..» или видиоролик

(19.10.1915, д. Кадом, Темниковский уезд, Тамбовская губ., Российская империя — 21.03.2000, Москва, Россия)

Родился в семье рабочего. Русский. Окончил среднюю школу и 3 курса Московского машиностроительного института. Работал учителем в Кадомской школе. В 1936-1939 годах преподавал математику в сельскохозяйственном рабфаке в селении Дигора (Северная Осетия).

В 1939 году был призван в Красную Армию. Окончил полковую школу, а затем курсы младших лейтенантов.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Боевое крещение принял в районе Бреста. В первых же боях лейтенант Батышев показал себя храбрым и грамотным командиром. На шестой день войны был ранен. После выздоровления вернулся на фронт, участвовал в ожесточенных боях на Брянском, Закавказском фронтах. В июне 1942 года вступил в ВКП(б)/КПСС. Участвовал в освобождении Украины. К концу 1943 года он стал майором, командиром батальона 545-го стрелкового полка 389-й Бердичевской стрелковой дивизии.

13-16 июля 1944 года в боях при прорыве вражеской обороны в районе сел Звиняче и Ощев Гороховского района Волынской области батальон майора Батышева, овладев передним краем противника, развил стремительное наступление, в ходе которого нанес фашистам большие потери в живой силе и технике. В бою комбат был тяжело ранен, но оставался в строю, продолжая командовать батальоном. Перемещался с помощью бойцов, которые несли его на плащ-палатке. Когда Батышева привезли в госпиталь, из его тела врачи извлекли 52 осколка.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 сентября 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками майору Батышеву Сергею Яковлевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 2333).

После госпиталя вернулся на фронт, участвовал в боях на Сандомирском плацдарме. За годы войны был 5 раз ранен. С 1945 года майор Батышев - в запасе.

Вернулся к педагогической деятельности. Первые годы жил в городе Саратове. Работал директором Саратовского индустриально-педагогического техникума, в 1946 году окончил Саратовский институт механизации. В 1947 году переведен в Главное управление трудовых резервов, был на руководящей работе в системе профессионально-технического образования: начальник Тверского управления профтехобразования, начальник Главного управления учебных заведений; в 1967-1973 годах - заместитель председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию.

Профессиональную деятельность совмещал с научной работой. Изучал опыт работы учебных заведений профтехобразования по учебно-воспитательному процессу и внедрял лучшие методы в системе подготовки молодых кадров. Выступил инициатором исследований по педагогике профтехобразования и по сути был ее основателем. В 1973-1991 годах - академик-секретарь Отделения педагогики и психологии профтехобразования Академии педагогических наук СССР. В течение 24 лет был членом ВАКа; являлся членом Совета по присуждению премий Президента РФ.

Доктор педагогических наук (1969), профессор (1970), член - корреспондент АПН СССР (1968), действительный член АПН СССР (1974), действительный член Российской академии образования (1993), Нью-Йоркской академии наук (1979), Международной академии технического образования (1995), Международной кадровой академии (1989), Академии профессионального образования (1990), почетный член Международной академии образования (1990), заслуженный деятель науки Российской Федерации (1990). В 1998 году ему была присуждена Премия Президента РФ в области образования.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Выбор редакции
Женщинам довольно часто снятся маленькие дети, но что думать бездетной паре после такого ночного сновидения. На вопрос, приснилось, что у...

К чему снится застрять в лифте? Об этом мы узнаем, когда прочитаем сонник. По мнению большинства специалистов, застрять в лифте снится к...

Применение рассмотренных выше элементов общей теории измерений необходимо для обеспечения точности и достоверности результата измерения....

Иностранные: Фёдор Петро́вич Ува́ров ( -) - старший генерал-адъютант в Свите Александра I , участник многих сражений...
Сорвите с Европы блистательную вуаль, и вы увидите страшную картину её нищеты и пороков. С. Родригес На рубеже 18-19 веков крах...
Предсказательные значения Эйваз - «древо миров» Время жизненных уроков, проблем, ступеней. Время кардинальных решений и изменения жизни....
Слово главного врача Светланы Чойжинимаевой, к.м.н., главного врача и основателя клиники «Наран»: 9 февраля с восходом солнца наступит...
Ингредиенты: 3 крупных стейка оленины (общий вес около 1 кг); 1 ст. красного сухого вина (желательно – «Бланше»); 3 лавровых листочка;...
Калорийность: Не указана Время приготовления: 15 мин Время приготовления: 15 минут Ранней весной наш организм часто страдает от...